Церковь и греческое образование после падения Константинополя. Часть 1 HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Хризостом I (Пападопулос), архиепископ Афинский и всей Эллады Церковь и греческое образование после падения Константинополя. Часть 1 В первые годы турецкого порабощения грекам запрещено было открывать общественные школы за пределами храмов и монастырей. Когда же позднее при покровительстве соотечественников, занимавших в Высокой Порте значительные посты, греки стали открывать школы, их называли «училищами нравов для молодежи». Но и эти школы состояли под покровительством и непосредственным надзором Церкви. Таким образом, духовное развитие греческой молодежи происходило «под крылами веры». Архиепископ Афинский и всей Эллады Хризостом I (Пападопулос; 1868–1938) / Архиепископ Афинский и всей Эллады Хризостом I (Пападопулос; 1868–1938) занимает видное место в греческом богословии. Будущий предстоятель получил высшее богословское образование на богословском факультете Афинского университета, а также в Киевской и Санкт-Петербургской духовных академиях. До восшествия на Афинскую кафедру (1923) был профессором церковной истории на богословском факультете Афинского университета. Академик Афинской академии наук. Автор ценных церковно-исторических трудов: «История Иерусалимской Церкви» (1910), «История Греческой Церкви» (Афины, 1920), «История Александрийской Церкви» (Александрия, 1935). Писал также о Церквях Антиохийской, Русской, Сербской и Румынской. При нем в декабре 1923 года был издан Основной закон Автокефальной Элладской Церкви. Публикуемый ниже доклад был прочитан в 1935 году по случаю очередной годовщины греческого восстания 1821 года и вошел среди прочих выступлений академиков Афинской академии в сборник «1821», увидевший свет в Афинах в 1977 году попечением фонда Костаса и Элени Уранисов. В докладе на ярких примерах показана исключительная роль Церкви в поддержании образования в порабощенных греческих землях, что во многом явилось залогом выживания греческой нации в тяжелых условиях турецкого господства.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

О титуле архиепископа HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Архиепископ Афинский и всей Эллады Хризостом I О титуле архиепископа В первые века христианства до того, как полностью оформилось церковное управление, все иерархи, как известно, носили титул епископа. Глава же Александрийской Церкви стал именоваться архиепископом весьма рано. Так называл своего предшественника по кафедре, святителя Александра, Афанасий Великий. Титул архиепископа приняли и все предстоятели Церквей. Святитель Григорий Богослов Архиепископ Константинопольский / Предлагаемая ниже статья была написана архиепископом Афинским и всей Эллады Хризостомом I (Пападопулосом; 1868–1938) в 1935 году. Хризостом I Пападопулос, предстоятель Элладской Церкви с 1923 года, профессор Афинского университета, академик, автор многих исторических трудов – одна из ярчайших личностей в истории Элладской Церкви новейших времен. В первые века христианства до того, как полностью оформилось церковное управление, все иерархи, как известно, носили титул епископа . И только в виде исключения Александрийский епископ носил титул папы , к которому уже намного позднее добавился исторически необоснованный титул патриарха (папа и патриарх) . Начиная с VIII века, распространился обычай называть папой и Римского епископа, который именно с тех пор и принял данный титул. Глава же Александрийской Церкви стал именоваться архиепископом весьма рано. Так называл своего предшественника по кафедре, святителя Александра, Афанасий Великий. Титул архиепископа приняли и все предстоятели Церквей. До V века, когда в отношении некоторых епископов стал употребляться титул патриарха , их называли архиепископами . В VI веке епископ Константинополя стал носить титул архиепископа и патриарха (архиепископ Константинопольский и Вселенский патриарх). После III Вселенского Собора, на котором утверждена независимость от Антиохийского Патриархата и автокефальный статус Кипрской Православной Церкви, ее предстоятель принял титул архиепископа , поскольку этот титул напрямую связан с понятием автокефальности. Святитель Василий Великий, был, например, архиепископом Кесарийским, потому что являлся экзархом Каппадокии, а святитель Николай назывался епископом , поскольку был митрополитом города Мир Ликийских. Обычно же и правящие архиереи митрополий в древнюю эпоху сохраняли за собой титул епископа , освященный седой древностью со времен апостольских.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Как радикализировались греческие старостильники, и что из этого получилось Афанасий Зоитакис, кандидат исторических наук. Преподаватель Кафедры истории Церкви (Исторический факультет МГУ) В ноябре 1922 года премьер-министром Греции стал Стилианос Гонатас. Этот либеральный политик был последовательным сторонником модернизации и вестернизации Греции. В частности, он был убежден, что отказ от юлианского календаря сделает Элладу ближе к Европе, которая уже давно перешла на новый стиль. В 1923 году сменилось и церковное руководство. При поддержке властей предстоятелем Элладской Церкви стал известный ученый Xpuзocmoм I (Пападопулос). Многие посчитали его избрание неканоничным на основании 30-го апостольского правила («Если кто епископ, мирских начальников употребив, чрез них получит епископскую в Церкви власть, да будет извержен и отлучен»). 27 декабря 1923 года архиепископ Хризостом принял постановление о переходе Элладской Церкви на новый стиль. Впоследствии он пожалел о своем решении – он мотивировал свой фатальный шаг давлением светских властей и Константинопольского патриарха Мелетия (Метаксакиса): «Напрасно я сделал это. … Этот проклятый Мелетий держал меня за горло!». Большинство священников покорились нововведению, но народ выходил с крестными ходами на площади городов, призывая отменить новшество, за что людей арестовывали, подвергали избиениям и даже пыткам. Несмотря на репрессии, многие продолжали открыто выступать за сохранение древнего юлианского календаря («старого стиля»), что привело к церковному расколу и созданию так называемой Истинно-православной церкви (старостильной). Сначала движение старостильников было спонтанным (1924-1935 гг.), а число верующих, которые остались верны юлианскому календарю - незначительным. В течение первых шести месяцев в движении не участвовало ни одного священника, затем появились двое.

http://mospat.ru/ru/authors-analytics/87...

Церковь и греческое образование после падения Константинополя. Часть 2 HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Хризостом I (Пападопулос), Архиепископ Афинский и всей Эллады Церковь и греческое образование после падения Константинополя. Часть 2 Георгий Константину, живший в Янине в начале XVIII века, писал: «Везде, где живут говорящие на нашем наречии, проповедуется благочестие Восточной Церкви; одни школы сохраняются, а другие строятся; и учителя и важные лица украшают собрания архиереев и клириков… и всякому приходящему с щедростью, не требуя даров, дерзновенно преподавая, передают науки». Архиепископ Евгений Вулгарис / Блестяще развивались и школы Янины, и, как уже не раз отмечалось исследователями, именно «городу Янине обязана Греция возрождением образования, причем не только потому, что здесь создавались и отлично содержались школы, но и потому, что высока была эрудиция здешних учителей и особенно значительно усердие, с каким добрые жители города заботились об учащихся» . В школе Маноса Гьюмаса, основанной в 1674 году, первым преподавателем был Виссарион Макрис († 1699) ; его приблизительно в 1695 году сменил ученый священник Георгий Сугдурис (преподавал до 1715 года), «который распространял греческий язык в прежде варварской Европейской Турции» . Прекрасными преподавателями этой школы были также Анастасий Папавасилиу, Мефодий Антракитис и Баланос Василопулос, а ее выпускники принесли научные знания во все другие школы и даже в сам Константинополь. Новый период для греческого просвещения начался с деятельностью Евгения Вулгариса, около 1742 года преподававший в другой школе Янины, которая называлась Маруцисской – по фамилии ее крупных жертвователей Симона и Ламброса Маруцисов. Евгений Вулгарис преподавал в Янине новые философские системы с присущими ему необычайной эрудицией и красноречием . Из Янины в 1746 году он перебрался в город Козани , где проработал недолгое время; потом он снова в течение четырех лет – до 1753 года – возглавлял Маруцисскую школу в Янине, после чего опять уехал из-за ссоры с директором другой школы Баланосом Василопулосом.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Церковь и греческое образование после падения Константинополя. Часть 3 HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Хризостом I (Пападопулос), Архиепископ Афинский и всей Эллады Церковь и греческое образование после падения Константинополя. Часть 3 Подлинным реформатором греческого образования стал Адамантий Кораис († 1833), который придал духовному движению греческого народа в ту эпоху поистине исключительную силу. Его вклад в дело возрождения греков неоценим. Кораис полагал, что духовное развитие должно предшествовать освобождению греков от турецкого ига. Адамантиос Кораис Султан Селим ΙΙΙ не препятствовал дальнейшему развитию греческого образования. Так, в 1804 году он не только разрешил Димитрию Мурузису возобновить деятельность Патриаршей академии в Константинополе, в пригороде Ксирокрини, но и особым указом возложил на Мурузиса обязанности директора и генерального инспектора греческих школ и больниц. И конечно же, само это благоволение султана послужило огромным стимулом к совершенствованию греческого образования. Патриаршая академия, благодаря преподававшим здесь выдающимся учителям, таким как Дорофей Проиос и Стефан Дунгас († 1830), стала блестящим очагом образования . В ту же самую эпоху патриарший трон украшали просвещенные иерархи, такие как Кирилл VI (1813–1819), искусный стилист, один из наиболее образованных людей того времени. В эти годы настолько сильным было стремление греков к образованию и интеллектуальному развитию, что Неофит Дукас († 1845) писал об этом времени как об особой эпохе в истории греческого образования: «Если кто в будущих поколениях сочтет это отдельной эпохой в истории, то не ошибется, потому что в эти годы во всем народе можно было видеть готовность просвещать себя, чтобы стать сильнее, и многие наши соотечественники для совершенствования в философии и законоведении уезжали в Западную Европу» . Дукас приводил в пример многих молодых людей, которые пополняли свое образование в европейских университетах. В 1813 году в Афинах было создано «Общество любителей наук и искусств». Также и в Одессе для поддержания греческих школ и больниц было учреждено «Общество греческих страховщиков» . Известно, что существовавшее в том же городе «Благотворительное греческое общество любителей наук и искусств» в 1817 году содержало 120 греческих студентов, обучавшихся в Европе, из которых большинство по возвращении трудились на ниве просвещения . А по замечанию Кораиса, «большинство европейски образованных преподавателей были священнослужителями» . Греки же, проживавшие в Вене, создали 1 января 1817 года некое общество под покровительством Иоанна Маврогениса, помогавшее в особенности тем, кто собирался вернуться на Восток и заняться преподавательской деятельностью. Благодаря таким обществам улучшались как образование в целом, так и методы преподавания, в греческие школы вводились новые предметы, открывались высшие школы .

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Элладская Древние митрополии, составляющие ныне ядро Элладской Церкви, вошли в юрисдикцию Константинопольской Церкви в IX веке, что вполне соответствовало их давним духовным связям. Территория современной Греции была завоевана Османской империей в XIV— XV вв., и ее греческое население в полной мере познало на себе тяжесть турецкого гнета. С обретением Грецией политической независимости начался процесс оформления автокефального бытия национальной Церкви. Окончательна автокефалия Элладской Церкви была провозглашена Собором Константинопольской Церкви с участием Иерусалимского патриарха Кирилла в 1850 году. Варвара Каширина Современная греческая провинция Фракия – регион на севере страны, который давно вызывает беспокойство. Бедность, безработица и демографические проблемы ведут к уменьшению христианского населения в этой области Греции и ослаблению его позиций. При этом политики соседней Турции используют существующие проблемы в своих интересах. Положение христианского населения западной Фракии особенно заботит Элладскую Православную Церковь. На одном из недавних заседаний Священного Синода даже обсуждался вопрос специальных выплат на каждого третьего ребенка, родившегося здесь. В этом году кажется, что на праздник Рождества падает тень печали, тревоги, скептицизма и разочарования людей в курсе нашей страны и всего мира. Старшее поколение испытывает тревогу, а младшее – негодование, чувствуя, что сегодняшняя неопределенность угрожает их будущему. Когда бедность усугубляется, святость человеческой личности теряет ценность и мыслится как оцифрованная производственная единица – без уважения к уникальности бытия и свободе, дарованной Богом; когда городские кварталы превращаются в безжизненное гетто разнородного страждущего народа, тогда атмосфера Рождества отравляется отчаянием, окружающим нас. Митрополит Месогейский и Лавреотикийский Николай Диакон Георгий Максимов Хризостом I (Пападопулос), Архиепископ Афинский и всей Эллады Хризостом I (Пападопулос), Архиепископ Афинский и всей Эллады Хризостом I (Пападопулос), архиепископ Афинский и всей Эллады Архимандрит Епифаний (Феодоропулос) Святитель Нектарий Эгинский Дионисий, митрополит Трикальский и Стагон Архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий (Яннулатос) Димитрий Целенгидис

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

В Никоссии прошли похороны бывшего Предстоятеля Кипрской Православной Церкви Никоссия, 25 декабря 2007 г. Сотни простых киприотов, ведущие общественные и религиозные деятели Кипра, представители Иерусалимской, Сербской и Элладской Православных Церквей приняли 24 декабря участие в похоронах бывшего Предстоятеля Кипрской Православной Церкви Архиепископ Хризостома I, который скончался 22 декабря на 81-м году жизни. Чин отпевания иерарха, который провел действующий глава Кипрской Церкви архиепископ Хризостом II, прошел в церкви Благовещения Пресвятой Богородицы, расположенной в никосийском районе Паллуриотис, передает ИТАР-ТАСС. По словам кипрского президента Тассоса Пападопулоса, " архиепископ Хризостом I посвятил свою жизнь Церкви... Пусть память о нем будет жить вечно " . Архиепископ Хризостом I родился в 1927 году на западе Кипра и уже в молодости постригся в монахи Киккского монастыря. Он получил теологическое образование в Афинском университете, в 1973 году стал епископом Пафоса, а 12 ноября 1977 году после смерти первого Кипрского президента Архиепископа Макария III был избран Предстоятелем Кипрской Православной Церкви. В 2000 году Архиепископ Хризостом I получил тяжелую травму головы в результате падения с лестницы, от которой так и не смог оправиться. В 2004 году стало известно, что иерарх страдает от болезни Альцгеймера, а еще через год он впал в кому, при этом, согласно уставу Кипрской Церкви, формально продолжал исполнять обязанности Предстоятеля. Из-за тяжелой болезни Хризостома II члены Всеправославного Синода, который прошел в мае 2006 года в Стамбуле, признали, что он не способен исполнять обязанности главы Кипрской Церкви и может быть заменен новым Первоиерархом. В связи с кончиной Архиепископа Хризостома I Кипрская Церковь объявила 30-дневный траур. В течение этого времени на всех православных церквях в Республике Кипр будут приспущены флаги. 25 декабря 2007 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/25336.html

Иерусалимская Иерусалимская Православная Церковь является Матерью всех христианских Церквей. В Иерусалиме произошли великие события, ставшие центром человеческой истории: страдания, распятие, смерть и воскресение Богочеловека Иисуса Христа, Сына Божия, Спасителя мира. Первым епископом Иерусалимской Церкви стал святой апостол Иаков, брат Господень; в Иерусалиме принял насильственную смерть за Христа и первый христианский мученик - святой архидиакон Стефан. В Святом Граде произошли и такие великие исторические события, как обретение Честного и Животворящего Креста Господня святой императрицей Еленой, устроение ею и святым Константином множества храмов на местах евангельских событий: на Голгофе, на Гробе Господнем, над Вифлеемской пещерой, на горе Елеонской и др. Главнейшая заслуга Иерусалимской Церкви перед Вселенским Православием заключается в том, что она сохранила святыни Палестины для паломничества к ним всего христианского мира. В Иерусалимский Патриархат входит на правах автономии Синайская архиепископия. [Новости] Анатолий Холодюк Джордж Гилсон Архиепископ Афинский и всей Эллады Хризостом I (Пападопулос) Василиос Цаферис Василиос Цаферис [Новости] [Новости] [Новости] [Новости] [Новости] [Послания и заявления Предстоятеля] [Новости] [Новости] [Новости] Воздвигнутый еще в VI веке на самом «краю света» монастырь святой Екатерины (Южный Синай), также известный как монастырь Сант-Катрин, — излюбленное место паломничества верующих и просто туристов со всего мира — в скором времени обретет еще большую известность. С недавнего времени министерство культуры Египта приступило к воплощению в жизнь нового «проекта по развитию» этой святыни, считающейся одним из ценнейших памятников древности и включенного в список памятников всемирного наследия ЮНЕСКО. [Новости] Интронизация Феофила III, единогласно избранного Предстоятелем Иерусалимской Православной Церкви в августе этого года, состоится ровно через три месяца после его избрания – 22 ноября. Церемония пройдет в храме Гроба Господня – главной святыне христианского мира. В ней примут участие представители Поместных Православных церквей. Ожидается приезд высоких гостей из Греции (три года назад на интронизации Патриарха Иринея был тогдашний президент Константин Стефанопулос), Кипра, и других православных стран. [Новости] [Новости] [Новости]

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Иерусалимская Православная Церковь : Публикации Лариса Калюжная Ольга Кирьянова Архиепископ Афинский и всей Эллады Хризостом I (Пападопулос) Вероника Генина [Публикации] " Есть трудности и в жизни в Иерусалимской Церкви. Едва ли не самой тяжелой проблемой на сегодняшний день стал прозелитизм. Людей, которые обнищали и голодают, зачастую пытаются " перекупить " представители других вероисповеданий. Приезжающие из России и Украины паломники рассказывали нам, что такая же ситуация сложилась и в ваших странах. Католики и протестанты перекрещивают людей, и многие идут к ним, прельстившись материальными благами. Очень часто такие " миссионеры " прибегают и к откровенному обману. Архимандрит Феофилакт (Георгиадис) Сохранение ненарушимого единства Вселенской Церкви проявляется в реальном сотрудничестве и совместном молитвенном общении всех Поместных Церквей, нередко находящихся друг от друга на значительном расстоянии. Такое духовное единение издавна существует между Иерусалимской и Русской Православными Церквами. Это единение, завещанное Иисусом Христом и установленное апостолами и святыми отцами, предполагает постоянные контакты между Православными Церквами, которые легче всего осуществляются через полномочных представителей, делающих это общение видимым и плодотворным. Митрополит Петрский Корнилий Патриарх Московский и всея Руси Алексий Как преемник святого апостола Иакова, Брата Господня и первого Иерусалимского епископа, Вы поставляетесь Господом на свещницу Первосвятительского служения в тяжкое время испытаний, когда на Святой Земле обострилось ожесточение и льется кровь, когда немощным духом требуется особая поддержка и вероутверждающее слово Первосвятителя и пастыря. Однако верен Бог в Своих обетованиях, и то, что вдовствующая Иерусалимская Православная Церковь именно в это судьбоносное время обретает своего нового Предстоятеля, видимым образом являет нам неизреченную Божественную любовь и утверждает верных в непреложной истине, что «ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни какая другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем».

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАМАСКИН [греч. αμασκηνς] († 1681), прмч. (пам. греч. 13 нояб.). Род. в к-польском квартале Галата в приходе ц. Богородицы Елеусы и был назван родителями, Кириаком и Кириакией, Диамантисом. Рано осиротев, он выучился мастерству портного. За некий проступок Диамантис был схвачен турками и, желая избежать суда, отрекся от христ. веры. Спустя нек-рое время он раскаялся и удалился на Св. Гору, где принял постриг в Великой Лавре с именем Дамаскин. 12 лет он подвизался под рук. старца, оплакивая свое отступничество и изнуряя себя строгой аскезой. Д. считал свой грех настолько тяжким, что решил искупить его мученической кончиной. Он рассказал об этом жившему на покое в Великой Лавре бывш. К-польскому патриарху Дионисию III, и тот благословил его на этот подвиг. Д. прибыл в К-поль, причастился Св. Таин в ц. свт. Николая Чудотворца в Галате. Чтобы не навлечь гнев османских властей на монахов-святогорцев, как это случилось после казни новомучеников Гавриила (1676) и Киприана (1679), он переоделся в мирскую одежду. Придя в превращенный в мечеть храм Св. Софии, Д. стал молиться, осеняя себя крестным знамением, но мусульмане сочли его за помешанного. Неск. дней Д. исповедовал Христа на улицах столицы, но турки лишь называли его безумцем. Только когда Д. стал хулить ислам во дворце великого везира, его избили и выгнали. Наконец он пришел в ту самую мечеть, где некогда отрекся от Христа, и, обличая мусульман, был схвачен и отведен к судье, а затем к везиру, к-рый приговорил Д. к смертной казни. Он был обезглавлен перед воротами патриаршей резиденции в Фанаре. Мощи Д. похоронили в мон-ре Пресв. Богородицы на о-ве Халки. Житие Д. написано И. Кариофиллом († 1693) и затем переложено на новогреч. язык иером. Ионой Кавсокаливитом († 1765). Включено в состав «Нового Мартирологиона» прп. Никодима Святогорца. В работе, посвященной новомученикам, Хризостом I (Пападопулос), архиеп. Афинский, ошибочно называет Д. Дамианом. Ист.: ΝΜ. Σ. 98-101; Афонский Патерик. М., 1897. Ч. 2. С. 357-361; ουκκης. ΜΣ. T. 11. Σ. 351-355; Ματθαου. ΜΣ. T. 11. Σ. 388-391; Μακριος (Νοταρς), μητρ. Κορνθου, Νικδημος Αϒιορετης, Νικηφρος Χου, Αθανσιος Πριος. Συναξαριστς νεομαρτρων. Θεσσαλονκη, 19963. Σ. 140-144. Лит.: Χρυσστομος (Παπαδπουλος). Νεομρτυρες. Σ. 40; αμασκηνς//ΘΗΕ. T. 4. Σ. 913; Περαντνης. Λεξικν. Τ. 1. Σ. 144-146; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αϒιολϒιον. Σ. 105-106. О. В. Л. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/168698.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010