431?); Афанасий (457 или 458); Анатолий (459); Иоанн (V в.); Феофилакт (VII в.); Иоанн (680-681); Андрей ( 693/94); Феохарист (702); Марин (704); Иоанн ( 713/14); Григорий (780); Адамантий (810); Иоанн ( 819); Феодосий (IX в.); Ипатий (IX в.); Димитрий (IX в.); Герман ( 841); Димитрий (ок. 846 или 857); Гавриил (ок. 850 или 860); Григорий; Косма; Никита (870); Савва (879); Анастасий ( 889); Савва (894/95-913); Георгий ( 922); Никита (922-926); Константин (ок. 945 или 975); Филипп ( 981); Феодегий (997-1006); Михаил (1027-1030); Лев (1038-1060); Лев ( 1069); Иоанн Влахернит (1086); Никита (1089-1103); Никифор ( 1121); Герасим (?); Феофилакт (XII в.); Лев Ксир ( 1153); Георгий (1157-1160); Николай Агиофеодорит (1166-1175); Георгий (ок. 1172); Георгий (? - 1180); Иоанн (1180-1182); Михаил Хониат (1182 - ок. 1222); неизвестный (1274); Мелетий (1280); Анфим (ок. 1300); Лазарь (ок. 1320); Неофит (ок. 1366); Никодим (1371); Дорофей (1387-1394); Макарий (1394-1395); Гервасий (1432); Фантин (ок. 1440); Феодор (ок. 1453); Исидор (1458); Дорофей II (1472?); Анфим (1489); Неофит (1498); Лаврентий (1528-1550); Каллист (1550-1564); Софроний (1564-1570); Никанор (1570-1592); Феофан Карикис (1592-1596); Неофит (1596-1602); Самуил Примбетос (1602); Нафанаил Емборос (1602-1606); Анфим (1606); Кирилл (ок. 1611); Митрофан (ок. 1619); Феофан (1620 - 1633); Софроний (1633-1636); Даниил (1636-1655); Анфим (1665-1676); Иаков I (1676-1686); Афанасий (1687-1689); Макарий (1689-1693); Анфим (1693-1699); Кирилл (1699-1703); Мелетий (1703-1713); Иаков II (1713-1734); Захарий (1734-1740); Анфим (1741-1764); Варфоломей (1764-1771, 1775-1780); Неофит (1771-1775); Дионисий (1820-1823); Неофит (Метаксас; местоблюститель - 1824-1825; митр.- 1833-1861); Григорий (1827-1828); Анфим (1828-1830); Мисаил (Апостолидис; 1861-1862); Феофил (Влахопападопулос; 1862-1871); Прокопий (Георгиадис; 1874-1889); Герман (Каллигас; 1889-1896); Прокопий (Икономидис; 1896-1901); Феоклит I (Минопулос; 1902-1917, 1920-1922); Мелетий (Метаксакис; 1918-1920); Хризостом I (Пападопулос; 1923-1938); Хрисанф (Филиппидис; 1938-1941); Дамаскин (Папандреу; 1941-1949); Спиридон (Влахос; 1949-1956); Дорофей III (Коттарас; 1956-1957); Феоклит II (Панайотопулос; 1957-1962); Иаков III (Ваванацос; 1962); Хризостом II (Хадзиставру; 1962-1967); Иероним (1967-1973); Серафим (Тикас; 1973-1998); Христодул (Параскевиадис; с 1998).

http://pravenc.ru/text/77100.html

Антоний в данном случае следует за ним. По Книге Правил эти правила Карфагенского Собора: 53, 56 и 98. 59 Схиархимандрит Кирик, духовник Пантелеимонова монастыря на Афоне. Известен своей деятельной борьбой с ересью «имябожников». Как опытного старца, по совету Митр. Антония, Сербский Патриарх Варнава вызвал его в 30-х годах в Югославию, в качестве духовника для всего сербского духовенства. 60 Патриарх Константинопольский Василий III вступил на престол в 1925 г. Архиепископ Афинский Хризостом (см. сноску письма 29: [Архиепископ Хризостом (Пападопулос), ввел новый стиль в Элладской Церкви в марте 1924 г.). 61 В 1583 г. Римский папа Григорий XIII, который переменил Юлианский календарь (старостильный) на Григорианский (новостильный), призывал Константинопольского патриарха Иеремию II последовать его примеру, в ответ на это в том же году в Константинополе был созван Собор православных архиереев на котором присутствовали патриархи: Константинопольский Иеремия II, Александрийский Сильвестр, Иерусалимский Софроний и много других епископов. Они анафематствовали перемену пасхалии и вообще новый стиль: «...кто, следует ново-составленной пасхалии и новому календарю безбожных папских астрономов... анафема и да будут они отлучены от Церкви и от собрания верующих». В письме митр. Антония ошибочно указан 15 век. 62 Очевидно здесь ошибка. Не в 18 веке, а в 19, в 1848 г. было составлено определение 4-х Восточных патриархов: Анфима Константинопольского, Иерофея Александрийского, Мефодия Антиохийского, и Кирилла Иерусалимского и др. 18 епископов, подтверждающее постановления о новом стиле Константинопольского Собора 1583 г. 63 В то время шли приготовления к созыву VIII Вселенского Собора в Константинополе. Несостоявшийся собор грозил быть сугубо реформаторским. 64 Герман II был патриархом Константинопольским с 1222 по 1240 г.г., в то время когда латиняне владели Царьградом. Вел неустанную борьбу с папским престолом. Сохранились его произведения против латинян. 65 В 1872 г. Константинопольский собор объявил Болгарскую Церковь «схизматиками», за самовольное провозглашение автокефалии.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Беликов Александр, протоиерей Отец Александр Беликов, прибыл в Марокко на смену о. Владимиру (Балину). Протоиерей Александр прежде трудился в Югославии, он был профессором философии в Белградском университете. В Рабате протоиерей Александр был всеми уважаемый человек, общался с представителями французской администрации, принят был при королевском дворе, вхож в посольства. Престиж русской общины в Марокко заметно возрос при его руководстве приходом. С тех пор вошло в традицию, сохраняемую до нашего времени, когда на официальные государственные торжества в королевский дворец, как представитель русской колонии приглашается настоятель храма Воскресенского храма. Вторым человеком, представляющим Россию, принимающим участие в этих же церемониях, стал после установления дипломатических советско-марокканских отношений в 1958 г., - посол СССР, сейчас Российской Федерации. После служения в Марокко отец Александр вернулся в Югославию. Скончался он в Белграде в 1974 г. Сидун Иоанн, священник Среди последующих настоятелей Воскресенского храма в Рабате отец Иоанн Сидун выделялся следующим качеством. Протоиерей Н. Захаров пишет: " Кратковременное служение отца Иоанна Сидуна отмечено усилением экуменической деятельности в приходе " В ведении ОВЦС МП В 1972 г. приход в Рабате был переведен в непосредственное ведение Председателя ОВЦС, и для пастырского служения из Москвы был направлен протоиерей Николай Захаров. После смерти протоиерея Николая Захарова Воскресенский приход поочередно возглавляли: архимандрит Лев (Церпицкий) протоиерей Георгий Давыдов, игумен Гурий (Шалимов) архимандрит Иосиф (Пустоутов)... С 1991 г. - священник Анатолий Егоров Следует, также упомянуть о том, что Председатели ОВЦС МП дважды посещали Марокко. Первым это сделал митрополит Никодим (Ротов) в 1977 г. В 1997 г. в связи с 70-летним юбилеем основания русской общины в Рабате, праздничные торжества в Марокко возглавил митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев) Вообще же, канонически, православные, проживающие в странах Магриба, относятся к Североафриканской епархии Александрийского патриархата. Возглавляющий эту епархию митрополит Карфагенский Хризостом (Пападопулос), находясь с пастырским визитом в Марокко в 1999 г., после совершения богослужения в греческом Благовещенском храме Касабланки, посетил и Воскресенскую русскую церковь в Рабате. Митр. Хризостом в период 1972-1974 гг. проживал в нашей стране, будучи экзархом Александрийского патриарха, исполняя послушание настоятеля Троицкого храма-подворья в Одессе. Владыка владеет русским языком, оставил самые добрые воспоминания о нашей стране и русском народе.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/403/...

Весьма примечательно, что митрополит Закинфский Хризостом (Димитриу) не только примыкал к группировке оппозиционных иерархов, но был и личным другом митрополита Димитриадского Германа 245 . В пользу предположения об использовании старостильнической проблематики для подрыва авторитета и, возможно, смещения Предстоятеля Элладской Православной Церкви свидетельствует интервью митрополита Германа от 29 мая 1935 года, данное газете «νεξρτητος». Здесь скандальный митрополит заявил о том, что его позицию в отношении необходимости возврата к старому стилю поддерживают около 25 архиереев 246 . В контексте вышеизложенных фактов обретает определённую логику послание митрополитов Германа Димитриадского, Хризостома Флоринского и Хризостома Закинфского к Священному Синоду Элладской Православной Церкви, опубликованное ими в день уклонения в раскол, в котором высказывалась надежда, на то, что их поступок вернёт Церковь к юлианскому календарю 247 . Вполне очевидно, что дискредитация календарной реформы должна была продемонстрировать несостоятельность церковной политики архиепископа Афинского Хризостома (Пападопулоса). Таким образом, заслуживает особого внимания предположение того, что уход в раскол трёх иерархов был провокацией, необходимой для осуществления заговора архиереев против своего Первоиерарха. Однако неудача данного предприятия была во многом обусловлена активным противостоянием расколу со стороны правительства, всегда оказывавшего огромное доверие и поддержку архиепископу Афинскому Хризостому. IV.2. Первые старостильнические несогласия и разделения (1937–1943) В июне 1937 года синод церкви ИПХ Греции был охвачен серьёзным внутренним кризисом, вызванным разногласием его иерархов по вопросу признания благодатности Элладской Православной Церкви. Митрополиты Герман Димитриадский и Хризостом Флоринский утверждали, что Элладская Православная Церковь лишь «потенциально раскольническая, но не действительно» («ν δυνμει σχισματικς ουχ μως ν νεργεα») до тех пор, пока она не будет осуждена Вселенским Собором 250 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мудрый Афинский архиепископ Хризостом (Пападопулос) по поводу его работы «Против хилиазма» прислал письмо с поздравлениями, которое мы процитируем: «Монах Стефан доставил нам Ваше письмо и Вашу замечательную, ясно написанную работу «Против хилиазма», созданную ради просвещения и пользы верных чад Церкви. Мы рады, что верная святость Ваша, направляющая к верной цели, могущая и горы передвигать, проходящая должный путь аскетизма и добродетелей, подобно Христу, все же (благодаря письму Вашему душеполезному) считает благочестие высокой ценностью и с силой защищает перед христианами Православную Церковь . Воздавая хвалу святости Вашей, молимся Пресветлому Отцу нашему Небесному, чтобы укрепил Вас в борьбе за Православие, и чтобы Вы достигли спасительной цели своих аскетических подвигов. Усердный молитвенник пред Богом Хризостом Афинский. Из множества неопубликованных работ Старца (большей частью написаны они в форме писем) выделяем следующие Об умной молитве. О несвоевременной скорби. О подозрительности. О связях, которые не слабеют с телесной смертью. О том, каким должно быть отцу духовному. О пощении перед святым причащением. Защита монашества. Объяснение великой ангельской схимы. Записная книжка монаха. О спасении еретиков и неправославных. Против евангелистов. Против армян (Эта работа была послана с датой 24.03.1892 «Его Преподобию иеромонаху Модесту» и показывает, что автор ее был выдающимся историком экклесиологии и догматики). Против Калапофакиститов. Этот последний труд был послан в виде письма (или, точнее, двух писем) Федору Стергиоглидису, бывшему православному иеромонаху, ставшему вероотступником и расстригою, поддержавшему протестантское учение Калалофакиса. Мы полагаем, что стоит процитировать здесь прекрасно написанное вступление из первого, довольно длинного, письма от 8.02.1912 года, «С немалым удивлением получил я твое письмо, что написал ты седьмого числа прошлого месяца, также, как и другой пространный текст, который я изучил так же тщательно и с болью в сердце, так как понял ужасное твое состояние, вызывающее слезы... Ты, который был рожден и воспитан в лоне Восточной Христианской Церкви православными родителями, похваляешься сейчас, что нашел убежище для спасения своего, порвав с Восточной Христианской Церковью . Сейчас ты действительно находишься не в «шатрах Иаковлевых» ( Мал.2:12 ), а в «шатрах Ки- дарских» ( Пс.119:5 ) протестантизма.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

19.30 Делегация Вселенского Патриархата и Святой Горы прибывает в мэрию, в большом зале которой их принимает мэр и Муниципальный совет. а) Выступает председатель Муниципального совета. б) Выступает предводитель Святогорской делегации, передавая приглашение муниципалитету Афин. в) Со словом выступает мэр Афин, который, принимая приглашение, объявляет об учреждении стипендии для афонского иеромонаха, имеющего диплом по богословию, для продолжения обучения в течение четырёх лет в Лондоне для изучения Англиканской церкви и её устройства, стипендии имени приснопамятного архиепископа Афинского и профессора университета Хризостома Пападопулоса. В завершение он передаёт от муниципалитета главе делегации памятную золотую медаль. 21.00 Даётся ужин муниципалитетом Афин в честь Святогорской делегации. (Е.) 17 марта 1963 – Крестопоклонная неделя. 9.00 В Афинском кафедральном соборе совершается архиерейская совместная литургия. Предводительствует Блж. архиепископ Афинский и всея Эллады. Участвуют: Высокопреосвященные владыки сопровождения; Архиереи – члены Организационного комитета по празднованию тысячелетия; Архиереи – члены Патриаршего экзархата; Святогорская делегация. Зачитывается с амвона циркуляр Блж. председателя Комитета, а также Патриаршее воззвание и Послание Священного Кинота. 13.00 В монастыре Пентели даётся торжественный обед со стороны Блаженнейшего архиепископа Афинского. 17.00 В большом актовом зале Афинского университета проводится торжественное собрание Богословского факультета. Присутствуют: Блаженнейший председатель Центрального комитета и его члены, г-да министры, Патриарший экзархат, Святогорская делегация и т. д. Протокол: 1 . Речь г-на ректора. 2 . Речь декана Богословского факультета, объявляющего о решении факультета издать памятный том, посвящённый Святой Горе. 3 . Назначенный факультетом профессор выступает с речью по случаю. Зачитывается «Постановление Национального университета о праздновании тысячелетия». 4 . С ответным словом выступает глава Святогорской делегации.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

2509 с разночтениями по изданным Суэйнсоном 3 др. рукописям, а также с сопоставлением с текстом по editio princeps каноника Иоанна (который Брайтман обозначает как «textus receptus» - Brightman. 1896). В 1921-1922 годах митрополит Кесарийский Амвросий (Ставринос) опубликовал 2-томный труд, посвященный различным чинам Божественной литургии (новое, дополненное изд.: Αμβρσιος (Σταυρινς), μητρ. Α ρχαιταται κα α σγχρονοι Λειτουργαι τν κυριωτρων το Χριστο Εκκλησιν. Θεσ., 2001. (Λειτουργικ Βλατδων; 4)), помимо прочего он содержал и текст Л. а. И., реконструированный митр. Амвросием на базе изданий Суэйнсона и Брайтмана (Ibid. P. 225-276). Тогда же архим. Евфимий (Делалис) напечатал текст Л. а. И. по рукописи N 5 б-ки мон-ря св. Никанора возле Козани (XIX в.), сопроводив его сопоставлением с изданиями Дионисия (Латаса) и Хризостома (Пападопулоса) ( Εθμιος (Δελλης), ρχιμ. Ακολουθα πλρης το γου νδξου κα πανευφμου ποστλου Ιακβου το Αδελφοθου κα πρτου ερρχου τν Ιεροσολμων. Αθναι, 1922-1923; Brakmann, Chronz. 2013. S. 102). Т. о., к 20-м гг. XX в. текст греч. Л. а. И. был издан в ряде версий и реконструкций, основанных на источниках разной степени достоверности. Попытку устранить возникшую путаницу на основе тщательного текстологического анализа всех сохранившихся греч. рукописей Л. а. И. и подготовить полноценное критическое издание текста этой литургии предпринял Шарль (в монашестве Василий) Мерсье, труд к-рого, опубликованный в серии «Patrologia Orientalis» ( Mercier. 1946), остается наиболее цитируемым научным изданием Л. а. И. В основе реконструируемого Мерсье текста лежат свиток Vat. gr. 2282, IX в. (обнаруженный только в 1841 и впервые введенный в научный оборот в статье: Baumstark, Schermann. 1903), и кодекс Paris. Suppl. gr. 476, но исследователь учел и ряд др. списков (впрочем, с нек-рыми из них он не работал непосредственно, всецело полагаясь на издание Суэйнсона или описания др. исследователей). Однако по очевидным причинам Мерсье не знал о большом числе рукописей, находившихся на Синае, но обнаруженных в 1975 г.

http://pravenc.ru/text/2110596.html

27 Письма митрополита Арсения, найденные в архиве Константинопольского подворья Иерусалимского Святогробского Братства архимандритом Хризостомом (Пападопулосом), выпускником С.-Петербургской Духовной академии, в 1923–1938 гг. архиепископом Афинским и всей Эллады, и опубликованные им по-гречески в 1917 г. в Александрии, и по-английски: Chrysostom of Athens. An Unpublished Correspondence//Church Quarterly Review. 225. London, October 1931. P. 11. 28 Из письма Хамфри Уэнли (Humphrey Wanley), знатока греческого языка из круга епископа Робинсона, к доктору Джону Ковелу (John Covel) от 21 декабря 1714 г. (Williams G. Указ. соч. P. LX): “…был у епископа Лондонского, которого сильно торопят решить это дело (who is much harassed about them); он никак не может убедить их [митрополита со спутниками] принять 200 фунтов и уехать. Его Преосвященство пригласил их на обед в прошлую субботу и имел совещание со мною и другими об этом. Решено было (хотя мы и имеем достаточные доказательства надежности и порядочности этих людей) предложить им немедленно уехать и не позволять им собирать пожертвования; нам не по душе их желание докучать просьбами университетам [то есть Оксфорду и Кембриджу]. Бедный архиепископ [так иногда титуловал себя Арсений] расплакался как ребенок, когда епископ Лондонский потребовал от него покинуть страну. После долгих уговоров он [Робинсон] все же позволил ему написать прошение королю, рекомендовав составить его не по-гречески, а на французском, и притом хорошем, не то последует отказ, а за ним немедленный отъезд. Они очень нуждаются и живут в крайней нищете. Я одалживал им несколько денег, находил благотворителей, но их многочисленная родня все проедает”. 30 На стр. 89 в справочнике 1740 г. А Complete Guide to All Persons who have any Trade of Concern with the City of London and Parts Adjacent есть русская часовня на Exeter Exchange Court, Strand. Приносим благодарность доктору Джонатану Харрису (Jonathan Harris) из колледжа Royal Holloway, University of London, за любезное указание на этот источник.

http://pravmir.ru/russkaya-tserkov-v-lon...

323 Русский текст приведен по изд.: Преподобного отца нашего Иоанна, игумена Синайской горы, Лествица, в русском переводе. Сергиев Посад, 1908. Стр. 27, 76. – Перев. 324 О чем сообщил, в частности, митрополит Идрский Иерофей на открытии монашеского съезда 9 сентября 1996 г. 326 Отец митрополита Софрония Стамулиса, занимавшего разные кафедры с 1917 по 1958 г. См. выше, главу «Детские и отроческие годы в Силиврии». 327 Согласно церковному уставу, кончина святого последовала 9 ноября (ст. стиля), поскольку начало нового богослужебного дня приходится на вечер истекающего. 328 В противоречии с единодушным убеждением церковной полноты находится позиция митрополита Леонтопольского Софрония Евстратиадиса (1872–1947). Высокопреосвященный Софроний совершал свое архиерейское служение в начале XX в. в юрисдикции Александрийского Патриархата и, как крупный ученый-агиолог, знал из истории о нескольких мошеннических проделках с «чудотворными мощами». Но определяющее влияние на позицию этого митрополита оказала обмирщенная жизнь и прочие обстоятельства пребывания в многосуетном Париже, вследствие которых ему не дано было постичь всю высоту духовного устроения и святость Нектария Пентапольского. По крайней мере, его статья на другую тему из журнала «Романос о Мелодос» (выходившего в Париже по-гречески) за 1933 г. содержит вполне определенные высказывания и по адресу святого Нектария. Не приписывая ему ничего предосудительного и, напротив, отмечая, что он был «благочестивым и просвещенным», Высокопреосвященный Софроний негодовал оттого, что в своем похвальном слове и жизнеописании Пентапольца монах Авимелех Бонакис «дерзнул сделать из него святого». К сожалению, владыка Леонтопольский, ни разу не побывав на Эгине, чтобы лично увериться в мироточении и нетлении честных мощей, не посоветовавшись с блаженной памяти архиепископом Хризостомом Пападопулосом, который был осведомлен обо всех посмертных чудесах святого, написал в своем кабинете за тридевять земель то, что написал. Знаменательно, что другой Софроний – многоученый митрополит Елевферупольский, земляк, родственник и близкий Нектарию человек, скопировал эту статью для своего архива, но не внял бездоказательным утверждениям автора и неоднократно применял к останкам Пентапольца выражение «святые мощи и кости».

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

47 Иеросхимонах Ефрем, валаамский духовник, живший в Смоленском скиту, скончался в Финляндии на Новом Валааме, куда переехал вместе с прочей братией в 1940 г. 48 Патриарх Константинопольский Григорий VII (с 6-го декабря 1923 по 16-ое ноября 1924), признавал постановление живоцерковного собора о низложении св. патриарха Тихона. Требовал от проживавших в Константинополе русских архиепископов Анастасия и Александра прекращения выступлений против советской власти, поминания патриарха Тихона и давал им совет признать большевиков. Не встретив с их стороны сочувствия, назначил следствие и запретил их в священнослужении. Обращался к Сербскому патриарху Димитрию с просьбой закрыть Русский Архиерейский Синод в Ср. Карловцах, на что получил отказ. Провел автокефалию Польской Церкви. 49 Патриарх Константинопольский Константин VI (с ноября 1924 по январь 1925), неугодный турецкому правительству, вынужден был покинуть пределы Турции, оставив патриарший престол Василию III. 51 Заслуженный ординарный профессор С.-Петербургской Дух. Академии Николай Ник. Глубоковский род. 6 дек. 1863 г. в семье сельского священника. Окончил Вологодскую Дух. Семинарию и Московскую Дух. Академию. Был одним из выдающихся русских богословов. В эмиграции жил в Болгарии, в Софии, где состоял ординарным профессором Богословского факультета Софийского Университета по кафедре Священного Писания Нового Завета и Новозаветного Греческого языка. Оставил после себя много ценных богословских трудов. Умер в Софии в 1932 г. 52 Архиепископ Хризостом (Пападопулос), ввел новый стиль в Элладской Церкви в марте 1924 г. Оффициальное заявление министра внутренних дел Греции о разрешении старостильникам открыто совершать свои богослужения вышло 23 декабря 1926 г.; здесь очевидно идет речь о какомъ-нибудь частном заявлении архиепископа. 53 Иеросхимонах Феодосий род. в 1868 г., происходил из духовной семьи. Окончив Казанскую Дух. Академию в 1894 г., остался в ней преподавателем. Здесь же был пострижен в монашество и рукоположен.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010