1188  Иеросхимонах Антоний (Булатович) (1870–1919), в прошлом гусарский офицер, трижды бывал в Африке с дипломатическими поручениями. В 1906 г. после пострига поселился на Афоне. В 1914–1917 годы – полковой священник в действующей Армии. По официальной версии, убит грабителями в с. Луцыковка Харьк. губ. Автор ряда работ в защиту имяславия. 1189  Архиеп. Антоний (Храповицкий) (1863–1936). С 1902 г.  архиепископ Волынский и Житомирский. С 1906 г. – член Гос. Совета. В 1914 г. переведён на Харьковскую и Ахтырскую кафедру, а затем в 1918 г. – на Киевскую. В 1920 г. эмигрировал сначала в Грецию, где основал Высшее Церковное Управление за границей, опекавшее более чем трёхмиллионную русскую эмиграцию. В 1920 г. уехал в Сербию, где возглавлял Зарубежный Синод. Погребён в Белграде. 1190  Лосев А. Ф. «Имя». СПб., 1997, стр. 11. Кроме этого, в РГИА, в личном фонде Яцкевича В. И., директора Канцелярии Обер-Прокурора Св. Синода, хранится дело под названием «Записка Афонских иноков исповедников», в котором содержится следующий документ: «Лет десять тому назад жила в России некая прельщённая женщина Наталия, воображавшая, будто она ежедневно, когда только захочет, видит Божию Матерь, с Которой свободно, о чём ей вздумается, беседует. Её рассказам поверили некоторые должностные святогорцы: игумены, эпитропы, духовники и прочие, которые «для назидания к великой святой» ездили на пароход, когда та проезжала мимо Афона в Иерусалим и обратно, а также сами сопровождали её и проч. 1195  Как указывает архиеп. Василий (Кривошеин) , «различие между недоступной и непостижимой сущностью и несозданными энергиями Божества, могущими быть причастными человеку, является традиционным в восточной патристике. Эта установка позволила св. Григорию Паламе «богословски основать и утверждать действительность единения с Богом и «обожения» по благодати без впадения в какое бы то ни было пантеистическое смешение тварного с Творцом» (см.: Архиеп. Василий (Кривошеин) . Богословские труды. Н. Новгород. 1996, стр. 53). Там же, стр. 55, 56, 59, 67, 85.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Золотухина Н.В. Навеки свободны: Свидетельства о вере новомучеников города Серпухова и Серпуховского района//Воскресная газета Покров. 2008. 20. Ноябрь. С. 6. Иларион (Троицкий), архимандрит. Письмо Л.П. Архангельской от 24 ноября 1914 г.//Архив А.В. Никитского. Никитский В.А. Родные люди и родные места священномученика Илариона//Засечный рубеж. 2004. 18. Май. С. 7. Иларион (Троицкий), епископ. Письмо Л.П. Архангельской от 7 мая 1921 г.//Архив А.В. Никитского. Никитский В.А. Родные люди и родные места священномученика Илариона. С. 7. Иларион, архиепископ Верейский, священномученик. Без Церкви нет спасения/Вступ. ст. монахини Софии. М.; СПб., 2000. С. 550. Иларион (Троицкий), архимандрит. Христианства нет без Церкви. М., 1992. С. 31. Гитович Н.И. Летопись жизни и творчества А.П. Чехова. М., 1955. С. 14. Волков Сергей. Последние у Троицы: Воспоминания о Московской духовной академии. М.; СПб., 1995. С. 116, 117. Иоанн (Снычев), митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Священномученик Иларион, архиепископ Верейский: Житие и свидетельства. Изд. Сретенского монастыря, 1999. С. 3. Кривошеева Наталия. «Блажени непорочнии в путь ходящии»: Жизнеописание архиепископа Илариона (Троицкого)// Москва . 1998. 1. С. 211. Иларион, архиепископ Верейский, священномученик. Без Церкви нет спасения. С. 373. Иларион (Троицкий), архиепископ. Письмо Л.П. Архангельской от 3 февраля 1926 г.//Архив А.В. Никитского. Цит. по: Дамаскин (Орловский), иеромонах. Жизнеописание архиепископа Илариона (Троицкого)// Иларион (Троицкий), архиепископ. Церковь как союз любви. М., 1998. С. 5–6. Григорий Двоеслов, святитель. Собеседования. М., 1996. С. 107–184. Романов А.М., великий князь. Книга воспоминаний. М.; СПб., 2009. С. 53, 54. Анафема: Сб. статей/Сост. П. Паламарчук. Изд. Сретенского монастыря, 1998. С. 293. Никон (Рклицкий), архиепископ. Митрополит Антоний (Храповицкий) и его время: 1863–1936: В 2-х кн. Нижний Новгород, 2004. Кн. 2. С. 536. Перелыгин А.И. Русская Православная Церковь в Орловском крае (1917–1953). Орел, 2008. С. 28.

http://ruskline.ru/opp/2020/07/23/zhizne...

7 Из архивов известно о следующих детях Андреевых: 1) Иван Дмитриевич Андреев ; 2) Мария Дмитриевна Боженова (урожд. Андреева), муж – Владимир Михайлович Боженов, священник с. Малиново; дети: Виталий (1889), Александра (1891), Елизавета; 3) Екатерина Дмитриевна Турбина (урожд. Андреева) вышла замуж за Ливенского мещанина Николая Евгеньевича Турбина; дети: Александра (1881), Дмитрий (1890); 4) Любовь Дмитриевна Давидова (урожд. Андреева; 1869) – учительница Малиновского училища, муж – Иван Егорович Давидов (род. 1866 г.), диакон с. Нижнее Долгое Ливенского уезда (ГАОО. Ф. 101. Оп. 1. Д. 1793. [Метрическая книга Вознесенской церкви с. Малиново Ливенского уезда, 1889 г.]). 10 Иннокентий (Иван Алексеевич Борисов; 1800–1857) – ректор и профессор богословия Киевской ДА (с 27 августа 1830 г.), архиепископ Херсонский и Таврический (с 1848 г.), член Российской Академии (с 1836 г.), член Святейшего Синода (с 1856 г.). 11 В селе Казаки Елецкого уезда Орловской обл. жила племянница свт. Феофана Нецветаева Татьяна Владимировна. 12 Речь идет о предполагаемой свадьбе Любови Дмитриевны Андреевой, сестры Ивана Дмитриевича, которая состоялась 2 февраля 1890 г. 13 Крутиков Тихон Александрович (27 января 1867, село Чернавск Елецкого уез. Орловской губ. – 15 мая 1918, г. Воронеж) – племянник свт. Феофана (дядю не видел ни разу), сын священника с. Чернавска Елецкого уез. Александра Захарьевича Крутикова и Анны Васильевны (урожд. Говоровой). 14 Исполняющим должность инспектора Академии в 1889 г. был назначен иеромонах Антоний (Алексей Павлович Храповицкий; 1863–1936), в 1890 г. он был возведен в сан архимандрита и назначен ректором СПб ДС, в 1891 г. – ректором МДА. 16 Речь идет о священнике Нецветаеве Александре Борисовиче (1840 – 6 февраля 1890) – муже Татьяны Владимировны Нецветаевой (урожд. Макриновой), племянницы свт. Феофана. 18 Мисаил (Михаил Иванович Крылов; 1837–1919), епископ Орловский и Севский (1889–1896), епископ Могилевский и Мстиславский (1896–1904), епископ Олонецкий и Петрозаводский (1905–1908).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Антоний (Храповицкий Алексей Павлович) (17.03.1863–10.08.1936) – митрополит. Родился в дворянской семье. В 1885 г. окончил Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия и оставлен при ней профессорским стипендиатом. 18.05.1885 пострижен в мантию, 29.09.1885 рукоположен во иеромонаха; определен помощником инспектора академии, с 1886 г. – преподавателем Холмской духовной семинарии. В 1887 г. назначен и. д. доцента СПбДА. В 1888 г. утвержден в степени магистра богословия. С 1889 г. – инспектор СПбДА, с 1890 – ректор Санкт-Петербургской духовной семинарии, ректор МДА. 1895 – ректор Казанской духовной академии. 07.09.1897 хиротонисан во епископа Чебоксарского. 01.03.1899 – епископ Чистопольский, викарий Казанской епархии, 14.07.1900 – епископ Уфимский и Мензелинский. В 1906–1907 гг. – член Гос. Совета, участник заседаний Предсоборного Присутствия 1906 г. С 1912 г. – член Св. Синода. 27.04.1902 – епископ Волынский и Житомирский. В 1911 г. удостоен степени доктора богословия. 14.05.1914 – архиепископ Харьковский и Ахтырский. 1(14)5.1917 уволен на покой в Валаамский Спасо-Преображенский монастырь. С 01.08.1917 – архиепископ Харьковский. Член Священного Собора Российской Православной Церкви 1917–1918 гг., заместитель Председателя Собора, один из трех кандидатов на патриарший престол. 28.11(11.12). 1917 возведен в сан митрополита. 30.05.1918 избран митрополитом Киевским и Галицким. В июле 1918 г. – Председатель Всеукраинского Церковного Собора. В 1918 г. был арестован в Киево-Печерской Лавре по распоряжению правительства С. В. Петлюры, был переведен на территорию Польши. Летом 1919 г. освобожден при посредничестве стран Антанты. В августе 1919 г. возвратился в Россию; избран почетным Председателем Юго-Восточного Высшего Временного Церковного Управления. После поражения генерала А. И. Деникина эмигрировал в Грецию. В декабре 1922 г. – возглавил Высшее церковное управление за границей. В феврале 1921 г. переехал в г. Сремские Карловцы (Сербия), С ноября 1921 г.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/tserko...

Чуков Н. К., прот. Дневник. Тетрадь 27. Фрагмент ( Александрова-Чукова Л. К. Митрополит Григорий (Чуков). С. 89). Павлин (Крошечкин; 1879–1937 гг.), сщмч. Евлогий (Георгиевский; 1868–1946 гг.), с 1914 г. архиепископ Волынский и Житомирский. Павел (Борисовский; 1867–1938 гг.). Анатолий (Грисюк; 1880–1938 гг.), сщмч., митрополит Одесский и Херсонский. Дамиан (Касатос; 1848–1931 гг.). Василий III (Георгиадис; 1846–1929 гг.), с 1925 г. по 1929 г. Патриарх Константинопольский. Антоний (Храповицкий; 1863–1936 гг.). Григорий IV (Хаддад; 1859–1928 гг.). Так в рукописи. Василий Димопуло (1867– 1934 гг.), архимандрит; в 1924 г. назначен настоятелем подворья Вселенского патриарха в Москве; посол (сакеллион) Константинопольского патриарха Василия III в Москве; почетный член обновленческого «Синода». Евгений (Зернов; 1877–1937 гг.), сщмч. Рассказы об «обновленствовании» о. Николая дошли не только до Соловков и Местоблюстителя, но и до митрополита Сергия. В мае 1926 г. ему пришлось снова объясняться запиской, на которой тот 9 июня 1926 г. сделал резолюцию: «Записка как будто не оставляет сомнения в православии о. прот[оиерея] Чукова и не дает оснований в чем-ниб[удь] противном Церкви его подозревать» (Архив Санкт-Петербургской епархии, ф. 3, оп. 3б, д. 63, л. 20). Иван Васильевич Попов (1867–1938 гг.), мч., доктор церковной истории, участник Поместного собора 1917–1918 гг. от Московской духовной академии. В 1925–1927 гг. находился в Соловецком лагере. Один из авторов «Соловецкого послания». Никандр (Феноменов; 1872–1933 гг.), епископом Вятским был в 1914–1918 гг. Димитрий (Любимов; 1857–1935 гг.), сщмч., в январе 1926 г. хиротонисан во епископа Гдовского; иосифлянский «архиепископ» Гдовский. Серафим (Протопопов; 1894–1937 гг.), в 1926–1928 гг. епископ Колпинский. Василий (Беляев; 1870 – не ранее 1931 г.). Протоиерей Владимир Воробьев привел устное сообщение Местоблюстителя о том, что епископ Василий говорил неправду ( Воробьев В., прот., Косик О. В. Указ. соч. С. 37–69). Из декабрьского 1929 г. письма митрополита Петра следует, что епископ Василий у него был, но «ни ему, ни другому моему сожителю… я не давал никаких поручений, касающихся церковных дел» (Акты Святейшего Тихона... Ч. 2. С. 682).

http://sedmitza.ru/lib/text/10047581/

   В добавление к этим этническим разделениям существует также внутренний раскол внутри многих национальных групп, и в духовном отношении это наносит гораздо больший вред православной жизни на Западе, чем этнические разделения. С 1922 г. греческая эмиграция независимо от некоторых местных разногласий более или менее объединяется вокруг Вселенского патриарха. Но православные, бежавшие от коммунизма, почти сразу разделились на две враждующие группы, одна из которых поддерживала отношения с материнской церковью, а другая основала независимую «церковь в изгнании». Несмотря на крушение коммунизма в 1980-х гг., раскол до сих пор не исцелен.    История российской диаспоры особенно сложна и трагична. Здесь имеются четыре основных юрисдикции:    1) Московский патриархат включает те эмигрантские приходы, которые решили поддерживать прямые связи с церковными властями в России (ЗОООО-40000 членов на Западе).    2) Зарубежная русская православная церковь (РПЦЗ), известная также как «Русская православная церковь в изгнании», «Русская православная церковь за границей», «Синодальная церковь», «Карловацкий синод» (ок. 150000 членов). Нынешний глава-митрополит Виталий (избран в 1986).    3) Русская православная архиепископия в Западной Европе под юрисдикцией Вселенского патриархата; известна также как «Парижская юрисдикция» (ок. 50000 членов). Нынешний глава — архиепископ Сергий (избран в 1993 г.).    4) Русская православная греко-кафолическая церковь Америки, известная также как «Митрополия». В 1970 г. стала «Православной церковью в Америке» (ОСА, общее число членов 1 млн). Нынешний глава — митрополит Феодосии (избран в 1977).    Как возникли нынешние разделения? 20 ноября 1920 г. патриарх Московский Тихон издал указ, позволяющий епископам Русской церкви временно основывать собственные независимые церковные организации в случае невозможности поддерживать нормальные сношения с патриархией. После разгрома Белой армии русские епископы в изгнании решили воплотить в жизнь положения этого указа, хотя вряд ли Тихон подразумевал, что он будет применен за пределами России. Первое собрание епископов состоялось в Константинополе и 1920 г. В 1921 г., при поддержке Сербского патриарха Димитрия, состоялся собор в Сремски Карловцах (Югославия). Было учреждено временное церковное управление русских православных в изгнании, подчиненное синоду епископов, который должен был созываться ежегодно в Карловцах. Первым главой Карловацкого синода стал Антоний (Храповицкий, 1863—1936), бывший митрополит Киевский, один из наиболее смелых и оригинальных богословов среди русской иерархии того времени. Помимо прочих решений, Карловацкий собор 1921 г. — вопреки желанию многих присутствующих — призвал к восстановлению династии Романовых в России.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

1930 г. – епископ Бугурусланский. 1930–1934 гг. – епископ Мамадышский. 1933 г., 23 марта-11 августа – временно управляющий Казанской епархией. 1934 г. – епископ Пензенский. 1935 г., 21 мая – архиепископ Куйбышевский. 1937 г. – расстрелян в г. Куйбышеве. ИУВЕНАЛИЙ (Масловский Евгений Александрович), архиепископ Рязанский и Шацкий. 1878 г., 15 января – родился в г. Ливны Орловской губ. 1903 г. – окончил Казанскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия. 1901 г., 10 февраля – пострижен в монашество ректором Казанской Духовной Академии епископом Антонием [Храповицким]; иеромонах. 1903 г. – член Урмийской духовной миссии в Персии. 1904 г. – преподаватель Псковской семинарии. 1906 г., 4 октября – настоятель Спасо-Елеазарова монастыря Псковской епархии, возведён в сан игумена. 1910 г. – настоятель Новгородского Юрьевского монастыря, архимандрит. 1914 г., 24 августа – хиротонисан во епископа Каширского, викария Тульской епархии. Хиротония состоялась в Санкт-Петербурге. 1917–1918 гг. – участник Собора Российской Православной Церкви. 1917 г. – епископ Тульский и Веневский. 1920 г. – епископ Тульский и Одоевский. 1923 г., 17 октября – архиепископ Курский и Обоянский. 1925–1928 гг. – в ссылке на Соловках. 1925–1932 гг. – составил Архиерейский торжественник, который включал в себя 416 отдельных глав (утерян). 1928 г., 10 мая – архиепископ Рязанский и Шацкий. 1936 г., 22 января – арестован, приговорён к пяти годам лагерей. 1937 г., в ночь с 24 на 25 октября – расстрелян. КИРИЛЛ (Смирнов Константин Илларионович), митрополит Казанский и Свияжский. 1863 г., 26 апреля – родился в Санкт-Петербургской губ., в семье псаломщика. 1887 г. – окончил Санкт-Петербургскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия. 1887 г., 21 ноября – рукоположен во священника. Настоятель Кронштадтской Свято-Троицкой кладбищенской церкви, законоучитель Елисаветпольской гимназии. 1894 г. – законоучитель 2-й гимназии в Санкт-Петербурге. 1900 г. – настоятель военной Троицкой церкви в Кронштадте.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

И немало подобных вопросов возбуждает наше тревожное время. Еврействующая печать во все старается встревать, всему дать ей желательное направление, внося везде дух разложения под видом гуманности и либерализма. Нам необходимо с полною ответственностью делиться друг с другом своими мнениями, но как это сделать? Пример Преосвященного Волынского и Могилевского дает нам доброе указание. Но тот же пример показывает и опасность печатания: известно, как нечестно поступил Розанов с докладною запискою Преосвященного Волынского в Св[ятейший] Синод. Посему осмеливаюсь предложить такой способ нашего братского общения: пусть каждый из нас печатает или гектографирует свое мнение без подписи ровно столько, сколько в России епископов, и рассылает при конфиденциальном письме. Все получат, все прочтут, прочтет и тот, кто первый подал мнение. У всех ко дню Всероссийского Поместного Собора скопится целый том таких мнений, и каждый будет иметь возможность заранее основательно изучить их. Буду счастлив, если моя мысль окажется удобоприемлемою. Да благословит Господь и глава Церкви наше братское сближение, общение и единение во славу Своего Пресвятого имени, на пользу святой Церкви Его, тяжко ныне обуреваемой от врагов ее. Мысль моя не новая: древняя Церковь знала окружные послания епископов, коими сии пастыри поддерживали единство веры и взаимное общение Церквей. НИОР РГБ, ф. 765, к.2, е.х. 25, лл. 1–5. Петров Г.С. (1866–1925), общественный деятель, публицист, сторонник христианского социализма. Его проповеди пользовались успехом у рабочих и интеллигенции. Один из сторонников «обновления» церковной жизни. В 1907 г. сложил священный сан. С 1920 г. в эмиграции. 16 января 1906 г. высочайше было утверждено решение о созыве особого Предсоборного Присутствия для подготовки программы будущего Поместного Собора. 15 декабря 1906 г. совещания этого присутствия были закрыты. Антоний (Храповицкий А.П., 1863–1936), архиепископ Волынский и Житомирский (1902–1914), впоследствии митрополит Киевский и Галицкий. Духовный писатель, крупный деятель Русской Православной Церкви. С 1920 г. в эмиграции, первоиерарх Русской Православной Церкви за рубежом. Стефан (Архангельский Н., 1861–1914), епископ Могилевский и Мстиславский (1904–1911), впоследствии архиепископ Курский и Обоянский.

http://pravoslavie.ru/3104.html

317. Митрофанов, Георгий, прот. История Русской Православной Церкви (1900–1927). СПб.: Сатисъ, 2002. 443 с. 318. Михаил (Борей), иг. Храм преподобного Иоанна Лествичника Московской духовной семинарии: история, архитектура, святыни (опыт церковно-археологического исследования): Дипл. раб. СП, 2004. 79 с. (Машинопись). 319. Михайлюк Д. Журнал Московской Патриархии как источник по истории Московской духовной академии: дипломная работа. Б. м., 2008. 79 с. 320. Мордовцев Д.Л. О русских школьных книгах XVII века. М., 1862. 321. Московская духовная семинария: празднование 81 годовщины и обновления храма 29 октября 1895г. М., 1895. 27 с. 322. Н.В. Почетные члены Московской духовной академии за первое столетие ее существования (1814–1914 гг.)//БВ 1915. С. 868–892 (1-я пагин.). 323. Н.В. Благоразумов, [прот.]. К истории Московской духовной семинарии. Оттиск из: Русский архив 1908. 11. 324. Никольский Н. , свящ. О церковно-археологическом музее Московской духовной академии//ЖМП 1951. С. 53. 325. Никон (Рклицкий) , архиеп. Жизнеописание блаженнейшего Антония, митрополита Киевского и Галицкого. Нью-Йорк: Изд. Северо-Амер. и Канадской епархии, 1971, 1957. 716 с. Новое изд.: Митрополит Антоний (Храповицкий) и его время 1863–1936. Кн. 1, 2. Нижний Новгород: Изд. братства во имя св. князя Александра Невского, 2003, 2006. 326. Никон (Смирнов), игум. Полувековой путь возрождения Московских духовных школ: актовая речь, произнесенная 14 октября 1994г.//БВ 2. 1996. С. 42–57. 327. Обозрение предметов, назначаемых для открытого испытания студентов МДА... М. 1852. 328. О преподавании богословия в университетах 1866 г. СПб.: В тип. Импер. акад. наук (В. О., 9 линия, 1866. IV, 147 с. 329. Осипов А.И. Богословие и «Богословский вестник»//БВ 1. 1993. С. 7–20 (1-я пагин.). 330. Осипов А.И. Три века Московской духовной академии: Актовая речь на торжественном собрании в Московской духовной академии 29 декабря 1985г. По случаю ее 300-летнего юбилея//БВ 2. 1996. С. 4–18. 331. Остапов А., протоиер. Церковно-археологический кабинет МДА Московской духовной академии (к 20-летию со дня основания)//ЖМП 1970. С. 12–21.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Иеромонах отец Исидор (в миру Иоанн Козин, или Грузинский, как он сам себя называл), согласно сведениям, представленным о. Павлом Флоренским в его книге родился предположительно в 1814 году в селе Лыскове Макарьевского уезда Нижегородской губернии. После поразившего его необыкновенного случая (на его глазах в храм ударила молния, прошла вдоль иконостаса и разорвалась с грохотом; иконостас почернел, но никто из бывших в церкви не пострадал) укрепился в желании оставить мир. Юношей поступил в Гефсиманский скит Троице-Сергиевой Лавры. Некоторое время был келейником у своего земляка архимандрита Антония (Медведева). В 1860 году пострижен в мантию. После создания пустыни Параклит о. Исидор перешел на жительство в это уединенное место. В 1863 году рукоположен во иеродиакона, в 1865-м - во иеромонаха. Отец Исидор из смирения схимы не принимал. Прожил год на Афоне. Там он принял участие в воздвижении Креста Господня на самой высокой точке Св. Горы. Вернувшись на родину, вновь поселился в Параклите, где претерпел немало скорбей и гонений. Переселился в Гефсиманский скит, где прожил до самой кончины. Почил о Господе 3 февраля 1908 года, в канун дня своего ангела. Соль земли, то есть Сказание о жизни Старца Гефсиманского скита иеромонаха Аввы Исидора, собранное и по порядку изложенное недостойным сыном его духовным Павлом Флоренским//Оттиск из 10,11,12 журнала “Христианин” за 1908 год и 1 и 5 за 1909 год. Епископ (впоследствии обновленческий митрополит) Евдоким (в миру Василий Мещерский) родился 1 апреля 1869 года в семье псаломщика Владимирской епархии. В 1894 году окончил (со степенью кандидата богословия) Московскую Духовную академию и был пострижен в монашество архимандритом Антонием (Храповицким). В том же году рукоположен во иеромонаха. Назначен преподавателем в Нижегородскую духовную семинарию. С 1896 по 1898 год был инспектором в той же семинарии. С 1898 - инспектор, а с 1903 - ректор Московской Духовной академии. 4 января 1904 года хиротонисан во епископа Волоколамского, викария Московской епархии. С 1907 года издавал журнал “Христианин”. С 1909 по 1914 год - епископ Каширский, викарий Тульской епархии. В 1914 году возведен в сан архиепископа и назначен на кафедру Алеутскую и Северо-Американскую. Участник Поместного Собора 1917-1918 гг. С 1919 года - архиепископ Нижегородский. После ареста патриарха Тихона признал Высшее Церковное управление (ВЦУ) единственной канонически законной властью. В дальнейшем пребывал в обновленческом расколе. С ноября 1922 года - митрополит Одесский. Сменил митрополита Антонина (Грановского) на посту председателя Высшего Церковного Совета. Участник 2-го Всероссийского Поместного Собора (обновленческого), проходившего в Москве в мае 1923 года. С августа 1923 года - председатель Священного Синода. С сентября 1924 года - на покое. Проживал в Гаграх. С 1929-го постоянный член Президиума Священного Синода. Скончался в 1936 году вне общения с Православной Церковью. Оставил богатое литературное наследие.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1035...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010