Остаюсь любящий неизменно... Митрополит Антоний (Храповицкий). Остаюсь любящий неизменно...: Сб. пи сем/Сост., предисл., указ. Т.А. Соколовой. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2007. — 368 с.: ил. — (Письма о духовной жизни) Многообразно эпистолярное наследие митрополита Антония (Храповицкого; 1863–1936). Адресованные разным лицам: предстоятелям Церквей и русским иерархам, монахам-афонцам и православным мирянам, общественным и политическим деятелям, — письма воссоздают замечательный облик владыки с его умением выслушать и понять, постигнуть самую суть человека, в немногих словах сказать о главном. Если я добивался когда-нибудь чего-нибудь, если люди говорили, что благодаря мне они стали верить в Бога и переменили жизнь, то здесь я ни при чем, а было у меня так-то много раз оправдавшее себя сознание своего бессилия рассечь каменную глыбу, называющуюся человеческим сердцем. Сознание это иногда размыкалось в уныние и жалобы на жизнь, но иногда и в смиренную молитву о том, чтобы Сам Бог возрастил то, что насадил Павел и поливали апостолы. Митрополит Антоний (Храповицкий) Приводим отрывок из книги. ТВЕРДЫЙ АДАМАНТ ВЕРЫ Алексей Павлович Храповицкий (таково мирское имя владыки Антония) появился на свет 17 марта 18 63 года в родовом имении Ватагино, что в Крестецком уезде Новгородской губернии. Отец его, Павел Павлович Храповицкий, происходивший из старинного, знатного рода (в числе его предков — писатель и государственный деятель, сенатор, статс-секретарь императрицы Екатерины II Александр Васильевич Храповицкий), был генералом, героем русско-турецкой войны 1877–1878 года, принесшей свободу народу Болгарии от османского ига. Впоследствии он был членом Новгородской губернской земской управы. Мать Алеши Наталья Петровна (урожденная Веригина) отличалась удивительной добротой и целомудрием. Все знавшие Наталью Петровну почитали ее святой женщиной. Свою нежность и любовь она отдала сыновьям, а их в семье было четверо, Алексей был третьим. На древней новгородской земле прошли детские годы Алексея. Здесь он постигал Божий мир, здесь вместе с матерью совершал первые свои паломничества в близлежащие монастыри. Именно мать своей неусыпной молитвой, каждодневным чтением из Святого Евангелия заронила в его сердце горячую любовь к Богу, воспитала сына в благочестивом, религиозном духе. С волнением вспоминал владыка о детстве: «Своими родителями я еще ребенком был привезен из деревни в древний Новгород. Здесь я возлюбил Христову Церковь, являвшую в себе Божественную славу: в древних новгородских храмах, в мощах святых угодников и в благолепии архиерейских служений. Не мог я тогда выразить в точных понятиях, но чувствовал своей младенческой душой величие Божие и возвышенную истину нашей веры, открывающуюся в таинственных священнодействиях архиерея». Уже тогда Алексей знал, что жизнь свою посвятит Церкви.

http://pravoslavie.ru/6114.html

митрополит Антоний (Храповицкий) (29.03.1863–10.08.1936) Искусствоведение Исламоведение История Русской Православной Церкви Литературоведение Общая церковная история Пастырское богословие Сравнительное богословие Догматическое богословие Священное Писание Нравственное богословие Письма Собрания сочинений Труды на иностранных языках митрополит Антоний (Храповицкий) Митрополит Киевский и Галицкий, основатель и первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей. Биография В миру Храповицкий Алексей Павлович, родился 17 марта 1863 г. в семье старого новгородского дворянина-помещика, общественного деятеля, бывшего генерала и героя войны 1877-1878 гг. 1) . Воспитанный матерью в церковно-аскетическом духе, он после окончания гимназии с золотой медалью поступает в Санкт-Петербургскую духовную академию. В ранней молодости находился под большим влиянием Достоевского, часто посещал его, много с ним беседовал, утверждаясь в христианстве, православии и монашестве. Друзья Храповицкого предполагали, что не с него ли Достоевский писал Алешу Карамазова, тем более, что и имя было одно и то же. В конце 4-го курса Академии Алексей принял монашество с именем Антония и в 1885 году был рукоположен во иеромонаха. Жизнь он вел скромную и строгую, выполнял обеты монашества. Академическая карьера В 1885 году по окончании Академии Антоний был оставлен в ней в качестве профессорского стипендиата и в то же время, исполняя должность помощника инспектора Академии с 1885 по 1886 год. В 1886 году назначен преподавателем Гомилетики, Литургии и Каноники в Холмскую духовную семинарию. В 1887 году был избран исполняющим должность доцента Петербургской духовной академии по кафедре Св. Писания Ветхого Завета. В " Церк. Вестнике " за 1891 год упоминается как преподаватель по кафедре " Введение в круг богословских наук " той же Академии до 1890 года. В 1888 году получил степень магистра богословия после защиты диссертации на тему: " Психологические данные в пользу свободы воли и нравственной ответственности " . В том же году утвержден в звании доцента Академии.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Как Я умер и воскрес, так и ты, человек, умрешь и вновь возродишься – этим новым заветом Солнца правды живет ныне человек, некогда веривший месяцу. Митрополит Антоний (Храповицкий) (1863–1936) Антоний (Храповицкий) (17 марта 1863, село Ватагино Новгородской губернии, – 10 августа 1936, Сремски-Карловци, Югославия) – митрополит, русский православный богослов. Происходил из старинной дворянской семьи. Образование получил, окончив 5-ю петербургскую гимназию и Санкт-Петербургскую Духовную академию. Как профессорский стипендиат был оставлен при Академии. 18 мая 1885 года принял постриг, 12 июня рукоположен во иеродиакона, а 29 сентября того же года – во иеромонаха. В 1886 года преподавал гомилетику, литургику и церковное право в Холмской духовной семинарии. Со следующего года вернулся в родную Академию – исполнял должность доцента Петербургской Духовной академии по кафедре Священного Писания Ветхого Завета. За диссертацию «Психологические данные в пользу свободы воли и нравственной ответственности» в 1888 году ему присвоена степень магистра богословия. В 1889 году назначен исполняющим должность инспектора Академии. Затем Антоний поочередно был ректором Санкт-Петербургской Духовной академии (1890), Московской Духовной академии (1891–1894) и Казанской Духовной академии (1894– 1900). В 1897 года хиротонисан в Казани во епископа Чебоксарского, викария Казанской епархии, а в 1899 году назначен епископом Чистопольским. В 1900 году был епископом Уфимским и Мензелинским. А в 1902 году стал епископом Волынским и Житомирским. В 1906 году был возведен в сан архиепископа. В 1911 году за свое собрание сочинений удостоен степени доктора богословия. В 1914 года назначен архиепископом Харьковским и Ахтырским. 30 мая 1918 года избран митрополитом Киевским и Галицким. В феврале 1921 года эмигрировал в Сербию и до своей кончины возглавлял Русскую Православную Церковь заграницей. Автор книг: Психологические данные в пользу свободы воли и нравственной ответственности (СПб., 1887); Превосходство православия над учением папизма в его изложении Вл. Соловьевым (СПб., 1890); Беседы о превосходстве православного понимания Евангелия сравнительно с учением Л. Толстого (СПб., 1891); Нравственная идея догмата Пресвятой Троицы (Казань, 1898); Из чтений по пастырскому богословию (Казань, 1896); Лекции по пастырскому богословию (Казань, 1900); Возможна ли нравственная жизнь без христианской религии (Казань, 1897); Значение молитвы для пастыря церкви (Казань, 1897); Полное собрание сочинений (Казань, 1900); Догмат Искупления (1917); Опыт Христианского Православного Катехизиса (Сремски-Карловци, 1924).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

(...о новых назначениях на кафедры: Антоний Уфимский назначен Волынским, Димитрий, ректор Киевской академии, – епископом Тамбовским, Платон, инспектор Киевской академии, – ректором ее, Георгий Тамбовский – епископом Астраханским, архимандрит Климент, настоятель римской посольской церкви, – епископом Уфимским. – Антоний (Храповицкий Алексей Павлович, 17.03.1863–10.08.1936) – епископ Уфимский и Мензелинский (1900). 27.04.1902 г. был назначен епископом Волынским и Житомирским; с 06.05.1906 г. архиепископ. В дальнейшем митрополит Киевский и Галицкий (1918), председатель Архиерейского Синода Русской Православной Церкви за границей (1922–1936). Подробнее об Антонии (Храповицком) см.: Дневник. Т. 1. С. 505–506; Яковлев А.И. Церковный воитель// Антоний (Храповицкий) , митр. Избранные труды, письма, материалы. М., 2007.С. I–LI; Ходзинский П.В. Догмат любви//Там же. С. LII–CLII. Димитрий (Ковальницкий) – епископ Чигиринский, викарий Киевской епархии и ректор КДА. 27.04.1902 г. назначен епископом Тамбовским и Шацким; также онем см. Примеч. к л. 1 об. Платон (Рождественский Порфирий Феодорович, 23.02.1866–20.04.1934) – архимандрит, инспектор и экстраординарный профессор КДА (1898). 27.04.1902 г. был назначен ректором КДА. 03.06.1902 г. хиротонисан во епископа Чигиринского, викария Киевской епархии. В дальнейшем митрополит Херсонский и Одесский (1918), митрополит всея Америкии Канады (1922). Подробнее о Платоне (Рождественском) см.: Дневник.Т. 1. С. 531–532. Георгий ( Орлов Георгий Поликарпович, 1843–11.06.1912) – архиепископ Астраханский и Енотаевский. Родился в семье диакона Пензенской епархии. Окончил Томскую ДС (1860). В 1861 г. рукоположен во иерея. В 1866 г. овдовел. Окончил МДА со степенью кандидата богословия (1874); назначен преподавателем Томской ДС. С 1881 г. – и. д. инспектора Благовещенской ДС. В 1883 г. возведен в сан протоиерея. С 1885 г. ректор Благовещенской ДС. В 1889 г. пострижен в монашество и возведен в сан архимандрита. 24.01.1893 г. хиротонисан во епископа Селенгинского, викария Иркутской епархии. С 12.03.1894 г. епископ Забайкальский и Нерчинский. С 27.09.1898 г.епископ Тамбовский и Шацкий. С 27.04.1902 г. епископ Астраханский и Енотаевский; с 01.04.1911 г. архиепископ. Скончался в Ялте. См.: Мануил (Лемешевский) , митр. 1981. Т. 2. С. 303; История иерархии. С. 637. Архимандрит Климент (Берниковский Константин Алексеевич, 02.02.1863–19.09.1909) – настоятель посольской во имя свт. Николая церкви в Риме. 26.05.1902 г. был хиротонисан во епископа Уфимского и Мензенского. С 26.11.1903 г. епископ Подольский и Брацлавский. 01.12.1904 г. уволен на покой с титулом епископа Винницкого, викария Подольской епархии и оставлением его присутствующим членом Св. Синода. 27.08.1905 г. освобожден от присутствия в Св. Синоде и уволен на покой с отменой наименования его епископом Винницким. Подробнее о нем см.: Дневник. Т. 1. С. 530; ум. Епископ Климент//ПрибЦВед.1909. С. 1831.)

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИЙ (Храповицкий Алексей Павлович; 17.03.1863, с. Ватагино Крестецкого у. Новгородской губ.- 10.08.1936, г. Сремски-Карловци, Югославия), митр. Киевский и Галицкий, первоиерарх Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ). Род. в семье помещика из старинного дворянского рода. Детство А. Храповицкого прошло в родном селе и в Новгороде, в С.-Петербурге он окончил с золотой медалью 5-ю классическую гимназию. Религ. воспитанием обязан матери, еще в детстве решил посвятить себя служению Церкви. В юности испытал влияние Ф. М. Достоевского , личность к-рого являлась предметом внимания и темой сочинений А. в течение всей его жизни. (Мнение о том, что А. является прототипом Алеши - одного из героев романа «Братья Карамазовы»,- неверно, поскольку А. не был лично знаком с Достоевским.) Духовное формирование А. П. Храповицкого было связано с чтением творений отцов Церкви и житий святых, увлечением идеями славянофилов. А. изучал также труды В. С. Соловьёва , идеи к-рого впосл. критиковал прежде всего за прокатолич. направленность. Важным событием в жизни юноши стало его знакомство с просветителем Японии, начальником японской правосл. миссии архим. св. Николаем (Касаткиным) и его сотрудниками. В 1881 г., несмотря на возражения отца, А. П. Храповицкий поступил в СПбДА, где сблизился с М. М. Грибановским (впосл. еп. Таврический Михаил ), к-рый первым после 20-летнего отсутствия в СПбДА постригов студентов в монашество принял иночество; эта дружба укрепила в Храповицком желание посвятить себя служению Церкви в качестве ученого монаха. На 3-м курсе он под руководством проф. А. Е. Светилина приступил к написанию канд. соч. «Психологические данные в пользу свободы воли и нравственной ответственности». Перед окончанием академии, 18 мая 1885 г., Храповицкий принял постриг с именем А. По завершении в том же году академического курса А. был удостоен ученой степени канд. богословия. 12 июня рукоположен во иеродиакона, 29 сент.- во иеромонаха, оставлен в СПбДА профессорским стипендиатом и назначен субинспектором.

http://pravenc.ru/text/116026.html

Александр (Стрыгин; † 1878) – иеросхимонах Гефсимансго скита, духовный отец прп. Германа. Александр Левковский – священник. Александр – священник в городе Петушки. Александр – духовный сын о. Евфросина. Алексий Калашников – священник храма Никиты Мученика в Москве. Алексий († 411) – праведный человек Божий, святой. Алексий († 1378) – митрополит Московский и Всея России, чудотворец, святитель. Алексий (Мечев; †1923) – праведный, пресвитер Московский. Алексий (Сергеев; † 1968) – архиепископ Алмаатинский и Казахстанский. Алексий II – Патриарх Московский и всея Руси (1929–2008). Алипия (Таишева; † 1942) – игумения Аносина монастыря с 1918 (1919?). Амвросий (Гренков ; 1812–1891) – преподобный старец Оптинский. Амфилохий (Аркадий Смирнов) – игумен Махрищского монастыря. Антоний (Павлинский; 1801–1878) – архиепископ Владимирский. Антоний (Медведев; † 1877) – архимандрит, наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Антоний (Храповицкий ; 1863–1936) – архиепископ Харьковский и Ахтырский. Аристов Николай Степанович. Арсений (Стадницкий ; 1862–1936) – митрополит Ташкентский, архиепископ Новгородский и Старорусский. Арсений (Епифанов; род. 1955) – епископ Истринский, викарий Московской епархии. Арсений (Соколовский) – оренбургский епископ с 1931 по 1936 годы. Арсений (Жадановский ; 1874–1937) – епископ Серпуховской, викарий Московской епархии, наместник Чудова монастыря. Афанасий (Сахаров ; 1887–1962) – святитель, епископ Ковровский, прославлен в 2000. Б(Т)абель – профессор Петербургской консерватории. Багрецов Федор Алексеевич (1812–1874) – регент Чудова монастыря и Николо-Толмачевского храма, композитор. Баканов Николай Иванович – житель села Мордыш. Барбашева Екатерина Васильевна – помещица. Баранова Елизавета Ефимовна – монахиня московского Алексеевского монастыря. Барановы – сестры. Баянов Дмитрий Федорович (1885–1937) – протоирей, церковный композитор. Беневоленская (Соловьева) Екатерина (род. 1848) – сестра прп. Алексия Зосимовского . Богомолова Агриппина Гавриловна – московская купчиха.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Анастасий (Грибановский Александр Алексеевич , 1873–1965), архиепископ Кишинёвский и Хотинский; впоследствии епископ Русской Православной Церкви заграницей (РПЦЗ), митрополит Восточноамериканский и Нью-Йоркский, второй (с 1936 года.), после митрополита, председатель Архиерейского Синода РПЦЗ, до 1944 г. проживал в Югославии, затем в Мюнхене, с 1951 г. – в США. Антоний (Храповицкий Алексей Павлович, 1863–1936), митрополит Русской Православной Церкви, богослов, философ, с 30 мая 1918 митрополит Киевский и Галицкий; впоследствии первый по времени председатель Архиерейского синода Русской Православной Церкви заграницей, покинул Россию из Новороссийска в марте 1920 года, прибыв в Афины, затем на Афон, где планировал остаться, но пробыл около 5 месяцев. В сентябре 1920 года был вызван П.Н. Врангелем в Крым, откуда 6/19 ноября 1920 года эвакуировался в Константинополь. В феврале 1921 года переехал в Сербию, где в ноябре-декабре того же года провёл 1-й Заграничный (Карловацкий) Собор, до своей кончины возглавлял РПЦЗ. Аристоклий Афонский (Амвросиев Алексей Алексеевич, 1846–1918), преподобный (местночтимый святой Московской епархии, день памяти 6 сентября) в Пантелеимоновском монастыре на Афоне подвизался с 1876 года, в 1880 году пострижен в мантию, в 1884 году рукоположен в иеродиакона и вскоре в иеромонаха, в 1886 году принял схиму, в 1891–1894 и 1909–1919 годах – настоятель московского подворья, был настоятелем часовни святого великомученика и целителя Пантелеимона. Старец обладал даром исцеления и прозорливости и принимал ежедневно сотни людей, нуждающихся в помощи. Многочисленные пожертвования верующих старец раздавал нуждающимся. Венизелос Элефтериос Кириаку (1864–1936), греческий политик, несколько раз занимавший должность премьер-министра с 1910 по 1933 год. Гермоген (Максимов Григорий Иванович,1861 – 1945), митрополит, окончил Киевскую духовную академию (1886), епископ Аксайский, викарий Донской епархии (1910), затем Екатеринославский и Новомосковский. С 1919 года в эмиграции, был управляющим русскими православными приходами в Греции, на о. Кипр и в Египте. Позднее в сане архиепископа проживал в Югославии на покое в монастыре Хопово. Один из основателей Братства русской правды, в 1942 г. согласился возглавить так называемую Хорватскую Православную Церковь , находившуюся в расколе с Сербской Православной Церковью , был возведен в сан митрополита патриархом румынским Никодимом, был осужден архиерейским судом РПЗЦ как нарушающий права Сербской патриархии и исключен из состава Архиерейского Синода РПЦЗ, в июле 1945 г. погиб от рук югославских партизан (или, по другим сведениям, был арестован после освобождения Загреба и приговорен к расстрелу).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Антоний (в миру Алексей Павлович Храповицкий; 1863–1936), Митрополит. Родился 17 марта в семье помещика Новгородской губернии. Окончил Петербургскую Духовную Академию и в том же году постригся в монашество (1885). Ректор Московской Духовной Академии (1890–1894). Ректор Казанской Духовной Академии (1894–1900). Хиротонисан во епископа (1897). Епископ Уфимский (1900–1902), Волынский (1902–1914). Архиепископ Харьковский (1914–1917). Митрополит Киевский и Галицкий (1917). Один из трех кандидатов на избрание в Патриархи на Поместном Соборе 1917–1918 г. Покинул Россию в 1920 г. Возглавлял Русскую Зарубежную Церковь (1921–1936). Скончался 10 августа в Белграде. Арсеньев , Николай Сергеевич (1888–1977). Родился 16/28 мая в Стокгольме в семье дипломата. Окончил Московский университет (1910). Приват-доцент Московского университета (1914). Профессор Саратовского университета (1918–1920). Эмигрировал в 1920 г. Профессор в Кенигсберге (1921–1944), там же получил степень доктора философии, стал приват-доцентом, потом доцентом и экстраординарным профессором. Профессор по истории религий и Новому Завету на Православном Богословском факультете Варшавского университета (1926–1938). В мае 1945 г. переехал в Париж, где в течение двух лет читал лекции по истории русской религиозной мысли в Сорбонне. Профессор Свято-Владимирской Семинарии в Нью-Йорке с 1948 г. Видный участник экуменического движения. Лектор во многих европейских и американских университетах. Автор более 200 книг, брошюр, статей, написанных на русском, немецком, английском и французском языках. Скончался 18 декабря в Нью-Йорке. Афанасий (в миру Антон Викентьевич Мартос; 1904–1983), Архиепископ. Родился 8 сентября близ города Несвиж (Польша) в крестьянской семье. В 1927 г. принял монашество в Почаевской Лавре. Окончил Богословский факультет Варшавского университета (1930). Иеромонах (1930). Наместник Яблочинского монастыря (1936). Архимандрит (1938). Собором белорусских епископов хиротонисован во епископа Витебского (1942). Епископ Новогрудский (до июля 1944 г.). Эвакуировался в Германию в 1945 г. Вместе с Собором белорусских епископов перешел в юрисдикцию РПЦЗ (февраль 1946 г.). Администратор Северо-Германского викариатства Германской епархии. Викарный епископ в Австралии (1950–1955). Епископ (затем Архиепископ) Буэнос-Айресский и Аргентинско-Парагвайский (с марта 1956 г.). Скончался 3 ноября. Погребен на братском кладбище Свято-Троицкого мужского монастыря в Джорданвиле.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

Закрыть itemscope itemtype="" > Не должно отчаяваться! Из «Словаря к творениям Достоевского» 08.08.2013 1321 Время на чтение 18 минут К 77-летию со дня кончины (28 июля/10 августа 1936) одного из выдающихся русских архипастырей, митрополита Антония (Храповицкого) (1863-1936) ниже мы помещаем фрагменты из его «Словаря к творениям Достоевского». Это сочинение было написано Святителем в период его заключения польскими властями в Галиции, в униатском монастыре в Бучаче (1919 г.) Впервые опубликовано: Митрополит Антоний (Храповицкий). Словарь к творениям Достоевского (Не должно отчаяваться). - София: Рос.-болг. кн-во, 1921. - 185 с. Затем «Словарь...» неоднократно переиздавался, в том числе на французском и английском языках. Публикацию (приближенную к современной орфографии, в сокращении) специально для Русской Народной Линии подготовил профессор А. Д. Каплин. Сверено по изд.: Антоний (Храповицкий), митрополит. Избранные труды, письма, материалы.- М.: Правосл. Свято-Тихоновский гум. ун-т, 2007.- С. 279-347. Примечания - составителя. ВВЕДЕНИЕ Отношение к предсказаниям Достоевского прежде и теперь Когда люди впадают в тяжелую беду и не видят выхода из нее ни в окружа­ющих условиях жизни, ни в тех учениях и идеях, коими они привыкли руко­водиться, то, оглядываясь туда и сюда, они силятся вспомнить тех учителей и пророков, которые в свое время старались вразумить их, угрожая в противном случае грядущими бедствиями, на что, однако, люди не обращали в свое время должного внимания или даже отзывались насмешками и бранью. Но вот гроз­ные предсказания сбылись во всей точности: народ потонул в крови, исчах от голода и холода, сгнил от болезней, все возненавидели друг друга и друг друга трепещут. Хватаясь за голову и ломая руки, они восклицают: «Ведь все это нам предсказано, все это вслух всей стране возвещалось в книгах, которые мы все читали, но мы, безумные, смеялись над нашим пророком именно за эти предска­зания, хотя и благоговели перед его гениальным умом и талантом. А теперь то, что казалось нам тогда, т. е. 50 лет тому назад и даже 5 лет тому назад, плодом мрачной фантазии великого человека, теперь сбылось с такой ужасающей точ­ностью, что мы готовы признать эти предсказания за непосредственные откро­вения Божии, хотя сам автор и не думал выдавать их за таковые, а представлял их как плод своих наблюдений над жизнью России и Европы, над историей человечества и над русским характером».

http://ruskline.ru/analitika/2013/08/09/...

Является ли это обстоятельство свидетельством определенной эволюции взглядов Несмелова или просто обнажает их противоречивость, мы оставим на суд будущих исследователей. Идеал любви и трагедия власти: митрополит Антоний (Храповицкий) «Спасение есть наше сознательное усовершенствование и богообщение, а потому и истины откровения, с ним связанные, должны быть связаны с нашим внутренним опытом, а не оставаться вовсе непонятною тайной». Митрополит Антоний В трагический 1917 год митрополит Антоний (Храповицкий ; 1863–1936) был самым популярным русским иерархом, выразителем симпатий и настроений значительной части духовенства. В первом туре голосования при избрании патриарха он один получил почти столько же голосов, сколько дюжина других кандидатов, вместе взятых… Надо ли говорить, сколь значимо уяснение его богословских и религиозно-общественных взглядов? Как богослов митр. Антоний был сосредоточен по преимуществу на вопросах нравственно-психологических. И здесь он – прямой наследник профессора протопресвитера Иоанна Янышева (1826–1910) 783 и Ф. М. Достоевского, оказавших на него значительное влияние еще в юности. Первый, известный своими трудами в области нравственного богословия, способствовал формированию у Антония отрицательного отношения к догматической схоластике, учению о «сатисфакции», второй – в деталях развернул перед ним перипетии борьбы добра и зла в человеческом сердце и дал конкретные ориентиры в религиозно-общественной жизни. В Петербургскую духовную академию Алексей Храповицкий пришел из гимназии, что было по тем временам явлением редким. На 3-м курсе под руководством профессора А. Е. Светилина он начал работу над кандидатским сочинением «Психологические данные в пользу свободы воли и нравственной ответственности», которое позднее было переработано и в магистерскую диссертацию. Своей задачей Антоний поставил «извлечь из недр души» кроющиеся в ней «эмбрионы наших логических законов, эти основные движения, которые, как последняя посылка всякой логики, уже тем самым являются самодостоверными», и благодаря этому «убедиться в возможности или невозможности обойтись без свободы воли для объяснения душевной жизни вообще и нравственной в частности» 784 . Если соотнести позицию Антония со схоластическим спорами XIII века относительно примата разума или воли (si raio reca, volunts reca etc.), то его надо будет считать примыкающим к францисканской точке зрения, держащейся блж. Августина : «несправедливо то учение, – настаивает Антоний, – которое желает выводить решения воли из познавательной деятельности» 785 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/rus...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010