119 Антоний (Храповицкий ; 1863–1936), архиепископ Волынский, затем Харьковский (с 1914 по 1917 гг.), впоследствии митрополит Киевский и Галицкий. Окончил Петербургскую духовную академию, являлся ректором Московской, а после Казанской академии. Поддерживал ученое монашество и считал, что именно ему следует доверить управление Церковью во всех областях. Оказавшись под влиянием славянофильства Достоевского, встал на защиту сотрудничества между Церковью и государством, считая, что преимуществом должна обладать именно церковная власть. Выступал за восстановление патриаршества, за наделение патриарха широкими полномочиями. На Соборе 1917–1918 годов Антоний возглавил консервативную «партию»; был избран вице–председателем Собора. В 1920 году встал во главе признанного патриархом Тихоном Высшего церковного управления на территориях, находившихся под контролем Белой армии. В эмиграции был одним из инициаторов т. н. «Карловацкого раскола» и главой Русской Православной Церкви за границей. 125 Тревожный «слух»//Новое время. 20 марта. 1905. С. 3. (См. также: Преображенский И. В. Указ. соч. С. 15). 127 Цит. по: Bogolepov А. А. Указ. соч. С. 23. Сноска 22. А. А. Боголепов использует Журналы и протоколы заседаний Высочайше учрежденного Предсоборного Присутствия. (СПб., 1906. Т. 1. С. 9–10). 128 Цит. по: Bogolepov А. А. Указ. соч. С. 23–24. Сноска 23. А. А. Боголепов использует Журналы и протоколы заседаний Высочайше учрежденного Предсоборного Присутствия. (СПб., 1906. Т. 1. С. 14, 122, 123). 131 Цит. по: Bogolepov А. А. Указ. соч. Р. 25. Сноска 26. (См. также: Журналы и протоколы заседаний Высочайше учрежденного Предсоборного Присутствия. СПб., 1906. Т. 2. С. 466–467.) М. А. Остроумов был впоследствии избран делегатом на Собор от своей епархии. 133 Цит. по: Bogolepov А. А. Указ. соч. Р. 26. сноска 28, 29. (См. также: Журналы и протоколы заседаний Высочайше учрежденного Предсоборного Присутствия. СПб., 1906. Т. 2. С. 461,432–433.). 135 Цит. по: Bogolepov А. А. Указ. соч. Р. 32–34. Сноска 43. (См. также: Журналы и протоколы заседаний Высочайше учрежденного Предсоборного Присутствия. Т. 1. С. 18, 190).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > Слово на заупокойном служении по адмирале Стефане Макарове и православным воинам, на брани живот свой положившим 11.04.2012 684 Время на чтение 6 минут К очередной годовщине гибели броненосца «Петропавловск» (31 марта/13 апреля 1904 г .) ниже мы помещаем «Слово» одного из самых известных русских архипастырей, митрополита (тогда - епископа Волынского и Житомирского) Антония (Храповицкого) (1863-1936), произнесенное в Житомирском кафедральном соборе 5 апреля 1904 года. Впервые оно было опубликовано в «Волынских епархиальных ведомостях» 15. - С.572-582). Публикацию (приближенную к современной орфографии) специально для Русской Народной Линии (Публикуется по: Антоний (Храповицкий), архиеп. Полное собрание сочинений. В 3-х т. Изд. 2-е. Том I . - СПб.: Изд. И.Л. Тузова, 1911.- С. 404-407) подготовил доктор исторических наук, профессор А. Д. Каплин. Полное название («Слово на заупокойном служении по адмирале Стефане Макарове и православным воинам, на брани живот свой положившим, сказанное в Житомирском кафедральном соборе 5 апреля 1904 года») сокращено составителем. Цитаты, курсив и авторские сокращения оставлены без изменений. + + + Когда, входя в какой-либо святой храм, мы слышим заупокойное пение, то бываем заранее уверены, что только несколько человек, преимущественно женщин где-нибудь в уголке, возносят свои скорбные молитвы в предстоянии одного священника. И это потому, что усопших поминают только самые близкие их родные. А если храм, вопреки нашему ожиданию, оказывается наполненным значительным количеством народа, то наверное, среди его мы найдем богато убранный гроб со всеми признаками высокого общественного или имущественного положение покойника, - но и здесь, среди всей нышности погребения, взгляд опытного наблюдателя быстро заметит, сколь холодно и неохотно участвует в печальном торжестве значительная часть молящихся, и что число их, как бы оно ни казалось большим, многим, однако, меньше нежели число тех, которые при жизни умершего имели с ним общение.

http://ruskline.ru/analitika/2012/04/12/...

328. Макарий, митрополит (в миру Михаил Петрович Булгаков) (1816-1882) — историк церкви, богослов. С 8 апреля 1879 — митрополит Московский и Коломенский. Ординарный академик Академии наук (1854). 329. Филарет (в миру Василий Михайлович Дроздов) (1783-1867) — митрополит Московский и Коломенский, первый доктор богословия в России, один из членов Библейского общества и переводчиков Священного Писания на русский язык. 330. Антоний (в миру Алексей Павлович Храповицкий) (1863-1936) — митрополит Киевский и Галицкий с 1918 года. После Гражданской войны в эмиграции. Создатель и первый председатель Архиерейского синода Русской Православной Церкви заграницей. 331. Сергий (в миру Иван Николаевич Страгородский) (1867-1944) — 12-й патриарх Московский и всея Руси. Богослов, автор богослужебных текстов. 332. Подробность, которую, можно опустить (прим. Г. П. Федотова). 333. Мёлер Иоган Адам (1796-1838) — немецкий католический богослов и историк церкви. 334. Русские мистики начала XX века были сторонниками соборного начала в организации Православной Церкви. Вместе с тем они стремились не умалять догматическую и сакраментальную сторону православной религии, но, расширив и углубив ее, сделать из нее правильные выводы. Это течение имеет некоторые сходства с англо-католическим течением в Англиканской Церкви (прим. Г. П. Федотова). 335. Поповцы — часть, старообрядцев сохранивших священство и таинства. 336. Беспоповцы — одно из основных течений старообрядчества. Главной особенностью вероучения является идея об уже совершившемся воцарении Антихриста и связанное с этим представление о прервавшейся благодати священства и прекращении церковной иерархии. 337. Хлысты — одно из старейших русских внецерковных религиозных течений, экстатическая разновидность духовных христиан, возникшая в середине XVII в. среди крестьян. Самоназвание — «люди Божьи», «Христова вера». 338. Селиванов Кондратий Иванович (?-1832) — крестьянин, создатель секты скопцов, автор «Оград», выдавал себя за чудом спасшегося императора Петра III.

http://predanie.ru/book/219982-stati-vto...

Владыка Антоний (Храповицкий) обратил внимание на послушника Максима и направил его в Волынскую семинарию После четырех лет учебы в гимназии Максим, как выходец из греко-католической семьи, поступил в униатскую Креховскую ставропигиальную базилианскую обитель, где тогда находился новициат ордена базилиан. Однако через три месяца здешняя атмосфера показалась ему чуждой, и в 1904 году он поступил послушником в Почаевскую Лавру канонического Православия. В то время Лавра находилась недалеко от австро-венгерской границы. Однажды сам епископ Житомирский и Волынский Антоний (Храповицкий; 1863–1936) во время своего пастырского визита обратил внимание на этого послушника и направил его в Волынскую духовную семинарию, в Житомир. Там Максим проучился шесть лет, успешно закончил семинарию и в 1911 году в деревне Яблочная, где находится монастырь святого Онуфрия, познакомился с Пелагеей Григорук, белоруской, дочерью настоятеля прихода в Ново-Березове под Хайнувкой, на Подляшье, а вскоре и женился. Священномученик Максим Горлицкий 17 ноября того же года был рукоположен во священника – владыкой Антонием (Храповицким), тогда уже архиепископом. Владыка даже предложил молодому священнику потрудиться на пастырской ниве в Киевской епархии, однако батюшка твердо решил вернуться на родину, где в тот момент ширилось движение за возвращение из унии в Православие. Публицист Михаил Тюренков напоминает, что первым идеологом этого движения стал закарпатский греко-католический священник Иоанн Раковский (1815–1885), положивший жизнь за русское православное единство. Отец Максим принял это духовное стремление своего небольшого народа как личное призвание, и, как увидим, это был мученический выбор. Служение молодой батюшка начал 2 декабря 1911 года в селе Граб, откуда накануне отбыл в США священник-униат Филимон Киселевский, распорядившийся убрать из богослужебных и метрических книг слово «православный», что привело к его конфликту с паствой. Практически сразу на отца Максима австро-венгерским властям поступил донос, приведший к аресту на восемь дней и штрафу в 400 крон. Выйдя из заключения, отец Максим начал совершать богослужения в селах Граб, Вышеватка, Длуге. События, как видим, развивались быстро. И уже 22 декабря комиссар полиции приказал запечатать двери церкви в Грабе. Отец Максим продолжал служить – но в частных домах. И 16 января 1912 года он был снова арестован, заключен в тюрьму в Ясле, уже на семь недель. А жителям Граба было запрещено общаться с крестьянами окрестных сел.

http://pravoslavie.ru/91537.html

72 Викентий Лиринский (Vincentius Lirinensis; ум. ок. 450), христианский церковный писатель, монах на острове Лирин. В сочинении «Первое предостережение, или трактат в защиту древней и вселенской кафолической веры против всех безбожных еретических новшеств» сформулировал критерий истинности церковного предания: «во что верили повсюду, всегда, все». – Прим. сост. 73 Голубинский Евгений Евстигнеевич (1834–1912), российский историк, профессор Московской духовной академии, академик Петербургской АН (1903). Автор свыше 70 работ по истории русской и южнославянских Церквей. Основной труд «История русской церкви». – Прим. сост. 74 Федотов Георгий Петрович (1886–1951), религиозный мыслитель, историк, публицист; в эмиграции с 1925 г., преподавал в Св.-Сергиевском институте в Париже (1926–1939), в 1943 г. переехал в США, профессор Св.-Владимирской семинарии. Имеется в виду его книга «Русское религиозное сознание». В 2 т. – Прим. сост. 75 Флоровский Георгий Васильевич (1893–1979), протоиерей, богослов, патролог; в эмиграции с 1920 г., с 1926 г. профессор Св.-Сергиевского института в Париже, с 1947 г. в США, в 1951 г. стал Деканом Св.-Владимирской семинарии в Нью-Йорке, профессор Гарвардского и Принстонского Университетов. – Прим. сост. 76 Вейдле Владимир Васильевич (1895–1979), критик, эссеист, поэт, в эмиграции с 1924 г., профессор Св.-Сергиевского института, выдающийся знаток европейского искусства и культуры. – Прим, сост. 80 Антоний (Храповицкий Алексей Павлович; 1863–1936), митрополит Киевский и Галицкий, видный церковный деятель России в начале XX в.; первый председатель Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей. Здесь имеется в виду его работа «Догмат Искупления» (Богословский вестник. Сергиев Посад, 1917. Октябрь – декабрь; переиздана в 1926 г. в Сремских Карловцах (Югославия). – Прим. сост. 81 Протоиерей Савелий Туберозов, священник Захария Бенефактов – герои романа Н.С. Лескова «Соборяне». – Прим. сост. 82 Чижевский Д.И. Гегель в России. Париж, 1939. (Чижевский Дмитрий Иванович (1894–1977), немецкий филолог-славист и философ русско-украинского происхождения.) – Прим .сост.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Полон надежды, что этот публикуемый ныне труд подвигнет многих на Евангельский Путь Покаяния, который всегда приводит к согласию, единодушию и взаимодействию. Архимандрит ИННОКЕНТИЙ (Просвирнин) 8.04.1990 г. КОММЕНТАРИИ ПУБЛИКАТОРА. ПОСЛЕСЛОВИЕ 1. Симонопетр — общежительный монастырь, сначала сербский, позднее большей частью греческий. Основан в XIII веке, отшельником Симоном при помощи деспота Сербского Иоанна Углеша. Первым Гением монастыря была церковь Рождества Христова сооруженная на каменной ( petra —  лат .) скале. 2. Блаженнейший Антоний (Храповицкий, 1863–1936), митрополит Киевский и Галицкий, провел на Афоне лето 1920 г. 3. Молча, в одиночестве, без спутников, Выступали мы, один вожатым, другой сзади, Как ходят по дороге братья-минориты. Данте. Божественная комедия. Ад. Песнь 23, ст. 1–3.  Пер. Б. К. Зайцева . 4. Греческий монастырь Ксиропотам ( греч . — сухоречный) — штатный, основан в V веке греческой царицей Пульхерией в честь сорока мучеников, пострадавших в Севастийском озере. Вскоре монастырь был разрушен арабами и находился в запустении до X века. Возобновлен преп. Павлом Ксиропотамским. В XIII веке монастырь принял унию и был разрушен землетрясением. Вновь возобновлен Андроником Палеологом. После сильного пожара монастырь в третий раз возобновлен турецким султаном Селимом в XVI веке. 5. Хризовул — грамота (греч.). 6. Хризовул царя Василия II (около 1000 года) даровал Афон исключительно отшельникам. 7. Сардар (перс.)  — влиятельный сановник; здесь: стражник. 8. Раки (ракия) — фруктовая водка ( серб., болг .). 9. Совет десяти в Венеции — карательный орган Венецианской республики; возник в начале XIV века. 10. Карфагенский сенат — контролирующий и судебный орган Карфагена — крупнейшего западноафриканского государства древности. Выбивался из 104 человек из наиболее влиятельных фамилий. Коллегия «ста четырех» была безотчетна, безапелляционна и долгосрочна, что побудило римских писателей сравнить ее с сенатом. 11. Имеется в виду Данте. 12. Андреевский скит (русский, общежительный). Основан в виде кельи вселенским патриархом Афанасием в XVII веке. Соборный храм во имя в. Андрея Первозванного заложен в 1867 году.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Введение Установление Ленинской диктатуры в России вызвало массовый исход за границу противников коммунизма. В течение 1919–1922 годов несколько сот тысяч русских принуждено было покинуть родину и искать убежище за рубежом. Большинство изгнанников нашло свое пристанище или на Балканах, или в Чехии, Германии и Франции. Другие из них попали в Маньчжурию и Китай. Первая эмиграция включала представителей разных национальностей, классов и политических убеждений. Среди этих лиц оказались также некоторые известные церковные деятели и богословы, как например: Митрополит Антоний (Храповицкий) (1864–1936), Митрополит Евлогий (Георгиевский) (1868–1946), Митрополит Анастасий (Грибановский) (1873–1965), Епископ, впоследствии Митрополит, Вениамин (Федченков) (1882–1962), В. Скворцов (1853–1934), Проф. Н. Глубоковский (1863–1937), Проф. А. Доброклонский (1856–1937) и другие. Их присутствие помогло организации Русской Церкви за рубежом. Одной из характеристик первой русской эмиграции было повсеместное возникновение православных приходов. Несмотря на материальные лишения и неуверенность в будущем, русские люди стали повсюду устраивать богослужения, создавать церковные хоры и открывать школы для преподавания детям Закона Божьего, русского языка и истории. Желание объединиться вокруг Церкви привело к созыву собора в Сремских Карловцах, в Югославии, осенью 1921 года. На него съехалось одиннадцать епископов, около ста священников и мирян, представителей приходов во Франции, Германии, Швейцарии, Бельгии, Англии, Италии, Чехии и на Балканах. Это церковное собрание обнаружило два различных подхода к строительству церковной жизни за рубежом. Одни из его членов считали, что Церковь должна была содействовать восстановлению того государственного строя, который рухнул в феврале 1917 года. Другие же не хотели вовлекать Церковь в политическую борьбу и настаивали на необходимости искать новых путей для оцерковления жизни в непривычных условиях эмиграции. Расхождение между этими двумя направлениями, обнаружившееся на первом Карловацком Соборе, окрасило всю дальнейшую историю Русской Церкви за рубежом. Первое из них возглавлял сначала митрополит Антоний, а после его смерти митрополит Анастасий. Второе сгруппировалось вокруг митрополита Евлогия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

10 августа 1936 г. скончался митрополит Антоний. Это был, несомненно, один из самых крупных, талантливых и влиятельных архипастырей Русской Церкви 20 столетия. Его мирское имя – Алексей Павлович Храповицкий. Он родился в 1863 г. в селе Ватагине Новгородской губернии в семье помещика из старинного дворянского рода. Детство его прошло в родной усадьбе и в Петербурге, где он окончил классическую гимназию. Пылкая религиозность, интенсивное чтение отцов Церкви, житий святых уже в отроческие годы, увлечение идеями религиозного славянофильства определили его жизненный путь после гимназии, которую он окончил с золотой медалью. В 18 лет он, вопреки желанию отца, поступил в Петербургскую духовную академию. По окончании академии, в 1885 г., принял постриг, был рукоположен в иеромонаха и назначен субинспектором академии. Так началось его церковное административно-педагогическое служение. На этом поприще он служил в Холмской семинарии, потом снова в родной академии. В 1889 г. его назначили ректором Санкт-Петербургской семинарии с возведением в сан архимандрита, и в том же году состоялся его перевод на должность ректора Московской духовной академии. В истории русской духовной школы это был уникальный случай: впервые ректором академии назначался молодой человек в возрасте 27 лет. Юный ректор был необычайно любим студентами, и любовь эта была взаимной. Один из его учеников, протоиерей Сергий Четвериков , вспоминал о своем ректоре и учителе: «Владыка Антоний был сердцем нашего академического мира… Двери его покоев во всякое время были открыты для студентов. Сам он часто приходил на нашу вечернюю молитву в академическую церковь и после молитвы о чем-нибудь беседовал. Он умел подойти к каждому из нас, и из наших отношений с ним был устранен дух формализма и официальности. Мы жили согретые его любовью и лаской. И вместе с тем эти отношения были чужды всякой фамильярности. Мы чувствовали его неизмеримое превосходство…». Одной из главных забот ректора было привлечение своих студентов к монашескому постригу.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

15. Деяния Пятого Всероссийского Миссионерского Съезда/Под ред. И. Г. Айвазова. — М., 1917. 16. Диаконисы: между монастырем и миром//Нескучный сад. — 2004. — 2(9). — С. 78—81. 17.  Евлогий (Георгиевский), митр.  Путь моей жизни: Воспоминания митр. Евлогия (Георгиевского), изложенные по его рассказам Т. Манухиной. — М.: Моск. рабочий, 1994. 18.  Иоанн (Маслов), схиархим.  Глинская пустынь: История обители и ее духовно-просветительская деятельность в XVI-XX веках. — М.: Издат. отд. Моск. Патриархата, 1994. 19. К открытию в Москве Богословско-Педагогического Миссионерского Института. Проект представления Св. Синоду//Православный благовестник. — 1915. — 2. — С. 106—110. 20.  Карпычева Л. А.  Исторический и богословский опыт. Сестры милосердия. История в свете современности//Информационный бюллетень. — 2006. — Май. 21.  Козлов В. Ф.  Монастыри в России в первые годы после революции//ЖМП. — 1993. — 4. — С. 26—33. 22.  Козлов В. Ф.  Москва миссионерская//Московский журнал. — 1997. — 8/9. — С. 37—45. 23. Курские епархиальные ведомости. — 1914. — 36. 24.  Кузнецов Н. Д.  Общественное значение монастырей. — СПб., 1908. 25. Материалы к Житию преподобномученицы Великой княгини Елизаветы: Письма, дневники, воспоминания, документы. — М.: Отчий дом, 1995. 26.  Мелъгунов С. П.  Наши монастыри: К вопросу о секуляризации земель. — Пг., 1917. 27. Миссионерский спутник/Под ред. В. М. Скворцова. — СПб., 1902. 28.  Никольский А., прот.  Забайкальская духовная миссия (1681—1903): Очерк из истории православной миссии в Восточной Сибири. — М., 1904. 29.  Никон (Рклицкий), архиеп.  Митрополит Антоний (Храповицкий) и его время, 1863—1936. — Нижний Новгород: Изд-во братства св. Александра Невского, 2004. — Кн. 2. 30. Объявление об издании Глинских Богородицких книжек//Курские епархиальные ведомости. — 1893. — 23. 31. Определение Священного Синода от 24 марта — 8 апреля 1910 г. за 2313. 32. Определение Священного Собора Православной Российской Церкви о монастырях и монашествующих. 31 августа (13 сентября) 1918 г.//Собрание определений и постановлений Священного Собора Православной Российской Церкви 1917—1918 гг. Вып. 1—4. — М., 1994. — Вып. 4. — С. 31—43.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Синькевича (см.). После окончания Киевской Духовной семинарии поступил на медицинский факультет Киевского университета, эмигрировал в Сербию с родителями (1920), окончил богословский факультет Белградского университета (1927), состоял в юрисдикции РЗЦ, поступил послушником в монастырь Мильково (1928), пострижен в монашество митр. Антонием (Храповицким) одновременно с о. Феофаном (Шишмаковым) (1930), иеродиакон (1930), иеромонах (1931), законоучитель в сербском духовном училище в Ягодине (193128.1.1933), начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме (2.2.193319.8.1951), игумен (2.2.1933), архимандрит (1934), епископ Лос-Анджелесский, викарий Восточно-Американской епархии РЗЦ (19.8.1951), архиерейскую хиротонию возглавил митр. Анастасий (Грибановский) в Нью-Йорке, правящий архиерей Лос-Анджелесской епархии (1963), возведен в сан архиепископа (1963), постоянный член Архиерейского Синода РЗЦ. Лит.: К 40-летию архиерейской хиротонии и правления Лос-Анджелесской епархией преосвящ. архиеп. Антония. ПР. 1991. 14 Кончина архиеп. Антония Лос-Анджелесского. ВГЕ. 1996. 8. Антоний ( Храповицкий Алексий Павлович ; 17.3.1863, с. Ватагино Псковск. губ. – 10.8.1936, Сремски-Карловцы, Сербия), митрополит, богослов. Из семьи дворянства. Окончил 5-ю С.-Петербургскую гимназию и С.-Петербургскую Духовную академию со степенью кандидата богословия (1885), оставлен профессорским стипендиатом по кафедре философии, пострижен в монашество (18.5.1885), иеродиакон (12.6.1885), иеромонах (30.9.1885), рукоположение совершил митр. Исидор С.-Петербургский, помощник инспектора С.-Петербургской Духовной академии (18851886), преподаватель литургики, гомилетики и канонического нрава в Холмской Духовной семинарии (1886), магистр богословия после защиты диссертации на тему «Психологические данные в пользу свободы воли и нравственной ответственности» (1888), доцент С.-Петербургской Духовной академии но кафедре Священного Писания Ветхого Завета и основного богословия (18871890), инспектор С.-Петербургской Духовной академии (1889), архимандрит (1890), ректор С.-Петербургской Духовной академии (1890), ректор Московской Духовной академии (1890), ректор Казанской Духовной академии (1895), епископ Чебоксарский, 2-й викарий Казанской епархии (7.9.1897), архиерейскую хиротонию возглавил архиеп.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010