Молва о преподобном Симеоне дошла до высшей церковной иерархии и императорского двора. Антиохийский патриарх Домнин посетил преподобного, совершил на столпе Божественную литургию и причастил подвижника Святых Таин. Подвизавшиеся в пустыне отцы также узнали о преподобном Симеоне, избравшем такой трудный вид подвижничества. Желая испытать нового подвижника и узнать, угодны ли Богу его непомерные подвиги, они отправили к нему своих посланцев с повелением сойти со столпа и прекратить подвиг, поскольку подобный путь спасения доселе не был известен. При этом они приказали посланцам: в случае беспрекословного послушания святого Симеона благословить его на продолжение столпничества, а в случае непослушания насильно свести со столпа. Услышав приказание отцов-подвижников, преподобный Симеон немедленно начал спускаться. Тогда, убедившись в его неподдельном смирении, посланцы пустынников остановили его и передали благословение отцов на продолжение подвижнического труда. Вероятно, столп Симеона только вначале состоял из одного сплошного толстого древесного ствола, как он изображён на очень древнем рисунке, воспроизведённом Боттари в виде гравюры: здесь видна верхняя половина туловища подвижника, держащего один конец веревки, к другому концу которой кто-то, стоящий вне ограды столпа, привязывает пищу или что-либо другое, нужное аскету. Считается, что это - точное изображение столпа Симеона. На нём была устроена келья в два квадратных локтя, на стенках кельи была лёгкая покрышка немного выше роста преподобного, которая со временем сгнила. В кельи была дверка; когда она открывалась, народ мог видеть преподобного. Но впоследствии келья так обветшала, что даже в её расщелины можно было свободно его видеть. Столп доходил до 40 локтей в высоту, стоял на высокой горе и был окружён двумя каменными оградами . Святой Симеон жил более ста лет и скончался во время молитвы в 459 году. Десница прп. Симеона Столпника. Верийский Преображенский монастырь Почитание Православная Церковь в службе святому Симеону Столпнику называет его " небесным человеком, земным ангелом и светильником вселенной " . Энциклопедия Брокгауза отмечает, что его аскетические подвиги были бы совершенно невероятны, если бы о них рассказывали не такие высокообразованные лица, как непосредственно наблюдавшие его известные церковные историки: Феодорит Кирский , Федор-Чтец, Евагрий и другие. |
иконописания кон. XV в. ( Лелекова. 1988; Она же. 2011); целостное восприятие разрозненных ныне икон возможно благодаря музейным разысканиям и публикациям совр. реконструкций ( Иванова. 2011), а также экспонированию их в рамках музейных выставочных проектов (Кирилловский иконостас XV в.: Выставка в музее им. Андрея Рублёва. М., 1980; Иконостас Успенского собора Кирилло-Белозерского мон-ря/ГММК. М., 2012). Трудно назвать др. иконостас, сохранившийся от времени Московской Руси, который был бы столь важен для истории развития рус. высокого иконостаса (реконструкцию иконостаса в виде прориси см.: Лелекова. 1988. С. 321; совр. реконструкции иконостаса и его местного ряда в разные периоды, а также совр. вид см.: Иванова. 2011. С. 6, 8-9, 16-17). В его иконографическом составе встречаются качества, неизвестные ранее: самостоятельный пророческий ряд с полуфигурами 3 пророков на каждой доске, где центральной была икона с образами царя Давида, прор. Даниила и царя Соломона (согласно монастырской описи 1615 г., см.: Дмитриева, Шаромазов. 1998. С. 243, см. также: Русские мон-ри. 1997. С. 36-37); в праздничный ряд икон была включена небольшая икона столпника (опись 1601 г. именует его прп. Алипием - Дмитриева, Шаромазов. 1998. С. 55; среди сохранившихся икон она не выявлена - Там же. С. 241; В. М. Сорокатый предположил, что парной ей в начале ряда была икона с образом прп. Симеона Столпника «летопроводца», и тем самым праздничный ряд напоминал о начале церковного года ( Сорокатый. 2000. С. 474)). Из др. неповторимых черт - изображения столпников на «флангах» Деисуса, наиболее ранний пример устойчивой впосл. традиции монастырских Деисусов XVI-XVII вв. (согласно реставрационным исследованиям, это были иконы 2 святых Симеонов, Старшего и Младшего (Дивногорца)); наряду с традиц. образами вмч. Димитрия и вмч. Георгия в Деисусе находились иконы вмч. Артемия и мч. Евстратия ( Соловьева. 2002), образ последнего мог быть связан с какими-то важными для мон-ря событиями: так, Лелекова обратила внимание, что в день памяти мч. |
1 . Начало индикта, сиречь нового лета. Прп. Симеона Столпника († 459 г.) и архимандрита и матери его Марфы. Собор Пресв. Богородицы, иже в Миасинех. Мч. Анфала диакона, мцц. 40 жен и св. Аммуна учителя и диакона их; мчч.: Каллисты, Евода и Ермогена самобратных (т.е. родных братьев); прав. Иисуса, сына Навина. В пятом столетии близ Антиохии Сирской подвизался величайший из подвижников св. Симеон, простоявший 47 лет на вершине гор и на столпах на открытом воздухе. Он при жизни прославлен был от Бога великими и многими знамениями и чудесами, чтим был царями и патриархами. Однажды дух злобы явился у столпа его в виде ангела светла с колесницею огненною и конями огненными и объявил ему повеление Божие вознести его на небо, как Илию пророка. Старец занес уже правую ногу на колесницу, но в то же время руку простер на крестное знамение, – и все исчезло. Познав бесовскую прелесть, он целый год стоял на одной той правой ноге, которую занес на колесницу, и она после того загнила п покрылась глубокими ранами. Достоверность этого чудесного события не подлежит сомнению, ибо жизнь св. Симеона описана в трех сочинениях тремя современниками, лично знавшими его. Это житие святого служит одним из многочисленнейших непререкаемых свидетельств, так легкомысленно отвергаемое немецкими протестантами, а за ними нашими сектантами, что крестное знамение есть самое действительное средство к различению являющихся духов обольстителей. Празднование собора Пр. Богородицы в Миасинской обители установлено в воспоминание обретения, в 864 г., невредимою ее иконы, которая во время иконоборства, в царствование Льва Шаврянина брошена была в Азурово озеро (невдалеке от Мелитины армейской). 2 . Мч. Маманта; прп. Иоанна постника , патр. Царяграда. 3 . Сщмч. Анфима, еп. Никомидийского и с ним мчч.: Феофила диакона, Дорофея, Мардония, Мигдония, Петра, Индиса, Горгония, Зинона, Домны девы и Евфимия; прп. Феоктиста, спостника Великого Евфимия; мч. Аризона, еп. Александрийского; мц. Василиссы, св. Фивы, диаконисы. |
В архитектурный комплекс входят: ц. в честь Животворящего Столпа с криптой и пристройкой с 2 кельями, марани (винный погреб), ограда на столпе; «келья столпника» в толще скалы; ц. во имя прп. Симеона Столпника, фрагменты ограды, 2 дома и колокольня в основании столпа. Крипта в ц. в честь Животворящего Столпа мон-ря Кацхис Свети Крипта в ц. в честь Животворящего Столпа мон-ря Кацхис Свети Церковь в честь Животворящего Столпа расположена в юго-вост. углу верхней площадки. Древняя церковь представляла собой небольшое строение (4,5×3,5 м) зального типа. Вост. часть церкви оторвана от скалы, предполагают, что она стояла на субструкции. В сев. стене церкви находилась единственная дверь, открывавшаяся наружу. Возможно, здесь был устроен портик. Сохранилась зап. стена, внутренняя и внешняя стороны к-рой были выложены шлифованным т. н. ширимским камнем (травертином): прямолинейные ряды сочетаются с кладкой из камней небольшого размера и со вставками. Между слоями находится известковый раствор, в к-рый были погружены дробленые скальные камни. Внутренняя часть юго-зап. стены состоит из отломанных на месте известняковых блоков разного размера: вероятно, это след ремонта XIII в. Пол сделан из известняка. Церковь вместе с пристройкой была покрыта плоской волнистой черепицей, основная масса к-рой смыта ливнями. Новая церковь возведена на древнем фундаменте. Вдоль вост. стороны из грубо тесанного камня была выложена стена с проемом для входной двери. Считается, что здесь находилось устройство для подъема груза на столп. По предположению Гагошидзе, с этой же стороны монахи совершали подъем на вершину. Под церковью находится выступающая с юга, удлиненная в плане сводчатая крипта (2×1 м). Свод выложен чисто тесанными одинаковыми квадрами, вост. стена - 3-рядовой кладкой. Перекрытая тимпаном низкая арочная дверь устроена в зап. стене и выводит во двор. В сев. части церкви выявлен фундамент пристройки из дробленого камня с 2 кельями. С востока постройка была выдолблена в массиве скалы. В юж. стене юж. кельи (ок. 5×3 м) была дверь, ведущая в церковь. Дверь сев. кельи (ок. 5×4 м), имевшей иррегулярную планировку, была расположена в зап. стене и вела наружу. Сев. стена, к-рая сужалась кверху, являлась частью ограды комплекса, ее толщина у основания достигала 1,5 м. В ней было прорезано и обложено травертином окно арочной формы. В сев. келье сохранились фрагменты камина, внешняя поверхность которого, видимо, была выполнена тесаным камнем, внутренняя - скальной породой столпа. Дымоход прорезан в восточной стене. К зап. стене кельи был пристроен резервуар из известнякового щебня для дождевой воды. |
В 1919 г. первым в Д. м. был закрыт храм во имя прп. Симеона Столпника, в 1926 г.- часовня на Б. Тульской ул. (Там же. Л. 86-89), весной 1929 г. разгромлено кладбище Д. м. (Там же. Л. 183-185). 19 окт. 1929 г. постановлением Мособлисполкома закрыли Троицкий собор и передали «Союзхлебу» под склад муки. В документах 1929-1930 гг. «даниловская община» фигурировала под названием «религиозное общество верующих православного храма Покрова» (Там же. Л. 197), видимо, с 1929 г. богослужения совершались в Покровской ц. Семисоборного храма. В апр. 1930 г. Покровская община насчитывала 18 священнослужителей и была самой многочисленной в Москве группой правосл. духовенства (Там же. Л. 201-218). В июле 1925 г. последовало адм. ограничение милицией колокольного звона в мон-ре в 1930 г. колокола из Д. м. были приобретены частным лицом из США и подарены им Гарвардскому ун-ту (Кеймбридж, близ г. Бостона, шт. Массачусетс; 20 марта 2007 г. подписано соглашение о возвращении из США в Россию 18 колоколов мон-ря). 6 окт. 1930 г. у членов общины были отобраны ключи от всех построек Д. м., в т. ч. от храма св. Отцов семи Вселенских Соборов. На следующий день мощи св. кн. Даниила были перенесены из храма в приходскую ц. Воскресения Словущего, расположенную у стен Д. м. Богослужения в этом храме совершались до 1932 г. По свидетельству архим. Даниила (Сарычева; † 2006), бывшего в то время прихожанином Д. м., мощи были увезены ночью из храма в неизвестном направлении. В 30-х гг. XX в. одни насельники Д. м. были репрессированы, др. проживали у прихожан и духовных чад. В 1937 г. завели 2 следственных дела по обвинению братии мон-ря в совершении политических преступлений. Дело архиеп. Феодора (о «контрреволюционном... иноческом братстве князя Даниила») проводилось в Ивановской и Владимирской областях. По этому делу проходили также архимандриты Симеон (Холмогоров), Поликарп (Соловьёв) и др. монахи. 9 сент. 1937 г. были расстреляны архим. Симеон (в схиме Даниил, Холмогоров), игум. Алексий (Селифонов), иером. Игнатий (Бекренев), иеродиак. Анания (Алексеев), 23 окт.- архиеп. Феодор, 27 окт.- архим. Поликарп (Соловьёв). Весной 1937 г. часть насельников, проживавших в г. Кашине, во главе с архим. Стефаном (Сафоновым) и еп. Григорием (Лебедевым) обвинили в причастности к «фашистско-монархической» орг-ции. В сент. 1937 г. группа бывш. насельников Д. м. Особой тройкой при УНКВД по Калининской обл. была приговорена к смертной казни и расстреляна. |
Богородица. Икона из деисусного чина. Кон. XIV в. Мастер Феофан Грек (?) Богородица. Икона из деисусного чина. Кон. XIV в. Мастер Феофан Грек (?) Деисусный чин Б. с., украшенный в 1508 г., сгорел в 1547 г. По словам летописи, он принадлежал кисти прп. Андрея Рублёва и был «златом обложен». Сохранившиеся иконы Деисуса были раскрыты и реставрированы в 1918-1919 гг. группой реставраторов под рук. И. Э. Грабаря. В ходе раскрытия икон было высказано мнение, что они принадлежат кисти Феофана Грека и что иконы этого чина написаны в одно время с иконами праздничного ряда. Физико-химические исследования 2-й пол. XX в. показали, что оба чина написаны разными красками и различными живописными приемами, т. е., вероятнее всего, были созданы независимыми друг от друга артелями. В наст. время иконы Деисуса датируются кон. XIV в. В центре ряда находится образ Господа Вседержителя в окружении небесных чинов («Спас в силах», 210 ´ 142 см), что является редким примером для чина иконостаса. По сторонам - образы Богоматери и Иоанна Предтечи, обращенные в молении ко Христу. За ними следуют архангелы Михаил и Гавриил, апостолы Петр и Павел, святители Василий Великий и Иоанн Златоуст (каждая икона 210 ´ 107-121 см). Художественные особенности 9 икон Деисуса позволили исследователям утверждать, что он создан выдающимся греч. мастером, вероятнее всего Феофаном Греком. Техника живописи соединяет лучшие традиции визант. искусства с высоким духовным содержанием образов. В том же ряду находились образы вмч. Георгия и Димитрия (210 ´ 102 см), стоявшие вдоль сев. и юж. стен собора (ныне в запасниках ГММК). По живописи они сильно отличаются от остальных образов чина и, вероятно, написаны рус. мастерами XV в. В XVI в. на узких по ширине досках (208 ´ 25 и 211 ´ 26 см) были написаны иконы св. столпников Даниила и Симеона. Согласно описям XVII в., иконы мучеников и столпников располагались на боковых стенах собора рядом с иконостасом, при создании новой конструкции иконостаса в 1896 г. были сняты. Ап. Петр. Икона из деисусного чина. Кон. XIV в. Иконописец Феофан Грек (?) |
24 мая 1986 г., в день памяти прп. Симеона Столпника Дивногорца, монахи, следовавшие на ночное богослужение, заметили на аллее, ведущей от колокольни к Вознесенской ц., вздыбленные плиты. В результате раскопок 26-27 мая в присутствии митр. Молдавского Феоктиста (Арэпашу; с 1987 патриарх Румынский), викарного еп. Скарлата (Порческу) и настоятеля Н. В. м. архим. Ефрема (Кишкариу) были обретены благоухающие мощи. В янв. 1990 г. они были упокоены в раке из резного дуба и помещены в нартексе Вознесенской ц. На месте находки была установлена мраморная плита. В 1999 г. над ракой «Неизвестного святого», как именуют его в Н. В. м., был установлен дубовый резной балдахин. В нартексе Вознесенской ц. покоятся мощи прп. Паисия (Величковского) - одна из главных святынь РумПЦ. Еще одна известная святыня мон-ря - чудотворная Нямецкая икона Божией Матери (см. разд. «Иконопись» в ст. Молдавское княжество ). В Георгиевской ц. Н. В. м. хранится чудотворная икона Божией Матери в серебряном окладе - список с иконы «Троеручица» из афонского серб. мон-ря Хиландар , привезенный с Афона прп. Паисием (Величковским). Надпись на румын. языке свидетельствует о том, что икона была поновлена (кроме ликов) при настоятеле Н. В. м. архим. Тимофее зографом Агапием 10 мая 1866 г. Э. Драгнев Архитектурный комплекс Архитектурный комплекс включает кафоликон в честь Вознесения Господня (1495-1497), церкви во имя ап. Иоанна Богослова (1832), вмч. Иоанна Нового Сочавского (1846); часовни в честь Успения Пресв. Богородицы (1809), Благовещения Пресв. Богородицы (1821), во имя прп. Паисия (Величковского) (1994), св. Стефана III Великого (2007); колокольню, типографию, музей и ДС. В 1997 г. в 500 м от мон-ря на недействующем монастырском кладбище был построен и освящен храм во имя прп. Иоанна (Якоба) Хозевита, крипта к-рого используется как костница, в к-рой сохраняются останки монахов, извлеченные при коммунистическом режиме, когда появилась угроза их уничтожения. Каменный кафоликон (40,5 м в длину, 23 м в высоту) сохраняет традицию церковной архитектуры времен св. |
В 1863 г. архим. Иаков (Кротков) испросил у свт. Московского Филарета (Дроздова) позволение открыть при Д. м. приют для заштатного духовенства, к-рое «по бедности иногда терпит крайнюю нужду в самых главных потребностях жизни» (ЦГИАМ. Ф. 203. Оп. 647. Ед. хр. 137. Л. 1, 2). 12 беднейших заштатных священнослужителей поселились в богадельне, а «богаделок» перевели во вновь построенный деревянный флигель. К 1898 г. 12 престарелых женщин жили в каменном доме, построенном на месте сгоревшего в 1887 г. флигеля. К каменному дому примыкала пристройка, именуемая странноприимной (на 10 лиц муж. и столько же жен. пола). Шестеро из проживавших в богадельне женщин собирали в мон-ре подаяние на содержание богадельни, имели право пользоваться полученным «кружечным сбором», а остальные помогали поварам на братской кухне и работали на огороде. К 1901 г. капитал на содержание богадельни вырос до 5700 р., но банковских процентов с этой суммы хватало только на 1/6-1/7 всех расходов. В месяц каждому призреваемому выдавалось по 13 р., по 6 р. на 1 чел. тратилось на питание, деньги шли на отопление, ремонт и др. нужды - всего 1465 р. в год. Для восполнения недостающих средств собирали пожертвования, которые составили в 1890 г. 500 р., а в 1899 г.- 1 тыс. р. (Там же. Оп. 377. Ед. хр. 91. Л. 161, 192). В Д. м. была открыта и 30 авг. 1902 г. освящена Московским митр. Владимиром (Богоявленским) общемонастырская больница-приют для больных и престарелых монашествующих Московской епархии, содержавшаяся на взносы московских мон-рей. Больница размещалась в братских кельях, справа от св. врат. Вскоре больничные палаты были соединены с надвратной ц. во имя прп. Симеона Столпника, ставшей больничной. На средства Е. С. Ляминой храм был обновлен и 30 янв. 1903 г. освящен еп. Дмитровским Трифоном (Туркестановым) . В воскресные и праздничные дни в нем совершались богослужения, в которых участвовали престарелые монашествующие. В этой больнице скончался духовный отец еп. Трифона, иером. Димитрий (Муретов; 1904), почитаемый москвичами духовник Богоявленского мон-ря. |
Симеона Столпника в Бресте, содержит частицу св. мощей (Мон-рь у ц. Спаса. 2007. С. 113). На некоторых иконах преподобная написана в светлом плате, по-видимому на основе приписанного ей изображения на фреске в Преображенской ц. (иконописец А. В. Косиков). Для кафедрального Феодоровского собора в Пинске Косиков написал икону Е., прав. Софии Слуцкой и кнж. прп. Иулиании Ольшанской. В полоцком Евфросиниевом мон-ре имеется много икон Е. кон. XX - нач. XXI в. Одним из первых иконографических изводов стал поясной прямоличный образ святой на охристом фоне с крестом и моделью храма в руках (иконописец П. А. Жаров). В наст. время этот образ находится при веригах Е. в Крестовоздвиженском соборе обители (Там же. С. 55). На иконе 1992 г. (собор Воздвижения Креста) Е. представлена в рост, вполоборота влево, с развернутым свитком в руке (надпись: «Блажени вси боящиися Г[оспод]а…» (Пс 127. 1)) - обращена к благословляющему Иисусу Христу в сегменте неба; на ростовой иконе 2000 г. иконописца А. Дмитриева из Крестовоздвиженского собора Е. с крестом в руке предстоит благословляющей деснице Бога в правом верхнем углу средника (Там же. С. 13, 102). Житийная иконография была разработана витебским иконописцем А. Цынкаловым на иконе с 16 клеймами - согласно надписи на обороте, «смиренное приношение» автора мон-рю к 900-летию со дня рождения Е. (2005; трапезная ц. во имя Е.), а также в иконописной школе при МДАиС - икона с 14 клеймами письма Т. Жук (2006; находится над ракой Е. в Крестовоздвиженском соборе). В обоих произведениях отражены все основные события жизни и почитания Е.- от рождения преподобной до перенесения св. мощей из Киева в Евфросиниев мон-рь. Прп. Евфросиния Полоцкая. Икона. 1992 г. (Евфросиниев мон-рь, Полоцк) Прп. Евфросиния Полоцкая. Икона. 1992 г. (Евфросиниев мон-рь, Полоцк) После реставрации в 1985 г. в храме блгв. кн. Александра Невского на военном кладбище в Минске на своде были написаны образы Белорусских святых - Е., свт. Кирилла Туровского, прмч. Афанасия Брестского. В росписи 1987-1988 гг. ц. Покрова Пресв. Богородицы в МДА образ Е. со склоненной головой и сложенными крестообразно руками помещен в числе первых рус. святых на зап. стене, рядом с прп. Анной Новгородской. В стенописи кафедрального Никольского собора в Калининграде, в приделе Всех русских святых, среди фигур благоверных князей, святителей, мучеников, преподобных и блаженных - изображение Е. 1988 г. работы московского иконописца В. Александрова (Совр. правосл. икона. М., 1994. С. 215, 219). На зап. стене над входом в собор Никольского жен. мон-ря в Могилёве Е.- с крестом и со свитком (нач. XXI в., рядом представлены Царственные мученики, св. Тихон, патриарх Московский и всея России, см.: Лykaшэbiч. Спадчына Бeлapyci. 2004. С. 225). Совр. монументальный образ Е. находится на стене у иконостаса придела свт. Николая Чудотворца в кафедральном Вознесенском соборе Новосибирска. |
Большой отрывок о поклонении образам был зачитан из 5-й кн. «Апологии против иудеев» Леонтия, еп. Неаполя Кипрского (CPG, N 7885). При чтении послания прп. Нила к епарху Олимпиодору с рекомендациями по росписи храма (CPG, N 6043) оказалось, что оно зачитывалось на иконоборческом лжесоборе с купюрами и исправлениями,- это позволило ввести многих в заблуждение. Выяснилось, что епископам не показывали сами книги, но зачитывали выписки по каким-то табличкам (πιττκια). Поэтому на сей раз отцы обращали особое внимание, чтобы при чтении демонстрировались книги, а не отдельные тетради и чтобы важнейшие тексты совпадали в разных кодексах. В связи с отрывком из «Лимонаря» свт. Софрония (об авве, нарушившем клятву, но не отступившем от почитания иконы Богородицы - BHG, N 1442) вспомнили о клятвах епископов, дававшихся против икон, что вызвало новую волну раскаяний; представитель «восточных» Иоанн выразил желание подробнее расследовать этот вопрос, но свт. Тарасий предложил не отклоняться от намеченной темы. Многочисленные отрывки были посвящены чудесам, связанным с иконами: из Жития и Чудес мч. Анастасия Перса (BHG, N 84, 89g); из Слова о чуде иконы Христа в Берите, приписываемого свт. Афанасию (BHG, N 780-788b=CPG, N 2256); из Жития и Чудес мучеников Кира и Иоанна свт. Софрония Иерусалимского о чудотворной иконе в Александрии (BHG, N 478; Фома, представитель Востока, подтвердил, что эта икона продолжает исцелять болезни); из Чудес святых бессребреников Космы и Дамиана (BHG, N 387, 389h); о чудесах от икон прп. Симеона Столпника (BHG, N 1789; в связи с этим кипрские епископы рассказали Собору о недавних случаях чудесного наказания осквернителей икон); из Жития патриарха К-польского свт. Иоанна IV Постника , написанного Фотином (BHG, N 893); из Жития прп. Марии Египетской (BHG, N 1042); из Мученичества св. Прокопия (BHG, N 1577); из Жития прп. Феодора Сикеота (BHG, N 1748). Важное догматическое значение для опровержения обвинения почитателей икон в «раздвоении» Христа имели отрывки о тождестве поклонения образу и первообразу из творений святителей Иоанна Златоуста, Афанасия Великого и Василия Великого («честь изображения переходит к первообразу» - Basil. Magn. De Spirit. Sanct. 18. 45) и из Послания к схоластику свт. Анастасия I, патриарха Антиохийского («поклонение есть обнаружение почтения» - CPG, N 6954). |
| |