Еще до начала единоличного правления, когда Аменхотеп IV был соправителем собственного отца, он построил своему новому богу храм в Фивах и провозгласил себя первым жрецом Атона. После же смерти отца новый фараон начал действовать решительно: он не только всячески покровительствовал культу Атона, строил в честь него храмы в разных городах и повсюду убеждал всех подданных служить только этому богу, но и учинил кровавую расправу над жрецами Амона. Не ограничиваясь этим, фараон избрал место для новой столицы, которую назвал «Ахет-Атон» («горизонт Атона»). Из этого города, расположенного приблизительно на полпути между Фивами и Мемфисом, он объявил поклонение Атону государственной религией. Несколько раньше, борясь теперь уже с самим именем бога Амона, входящим в состав его собственного личного имени («Аменхотеп» значит «Амон доволен»), царь переименовывает себя в Эхнатона 39 («полезный для Атона»). Новые личные имена получают члены его семьи и сановники. Эхнатон был настолько поглощен почитанием Атона, что запустил государственные дела, и ни он сам, ни его соратники совершенно не замечали просьб о помощи из разных концов царства. Архивы Амарны, найденные в 1887 году от Р.Х., свидетельствуют об этом. Однако культ Атона не имел корней в традициях и представлениях всего египетского народа. Замена противоречивых архаичных культов прежних богов логично продуманным почитанием практически одного лишь солнечного диска – Атона – не сулила никакого облегчения жизни кому-либо, кроме ставленников фараона, не обещала ни реальных земных благ, ни более справедливого загробного воздаяния. Между тем народные массы привыкли считать именно Амона заступником маленьких людей, прибежищем в их повседневных нуждах. Потому нет ничего удивительного в том, что смерть Эхнатона резко изменила дальнейший ход событий. Когда Эхнатон умер, новая столица была заброшена. Его зять Тутанхамон отверг Атона и восстановил поклонение прежнему божеству Фив. Даже свое имя Тутанхатон переделал на «Тутанхамон», изменив в нем имя бога. В середине XIV века до Р.Х. египетский трон захватил могущественный начальник египетского войска Харемхеб, который был провозглашен царем Египта фиванским жречеством на одном из праздников в честь Амона. Новый фараон повел ожесточенную борьбу с самой памятью царя-реформатора. По приказу Харемхеба беспощадному уничтожению подвергся город Ахет-Атон, в том числе были разрушены храм Атона, царские дворцы и особняки царедворцев. Имя «отступника из Ахет-Атона» (так теперь называли Аменхотепа IV) исчезло из официальных документов.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Далее следует уже известный нам рассказ о возвращении храму в Буто конфискованного еще Ксерксом участка земли; историческая часть служит только, хвалебным введением, и она действительно не заботится об исторической точности; для египтянина было важно, что Птолемей вернул какие-то изображения и книги, похищенные персами во время погрома при Охе, и тем исполнил отчасти древние пророчества, а также что он наказал Кирену и пленил богов ее. Итак, Птолемей, еще не провозглашенный царем, уже вошел в роль фараона и стал в хорошие отношения к туземному духовенству. Эту политику продолжал и он, и его преемники, изображения которых в виде фараонов встречаются на стенах храмов и на стелах в огромном количестве. От Птолемея II дошло до нас две больших надписи весьма интересного содержания. В тексте, найденном в Пифоме, повествуется, после утверждения о божественном происхождении Филадельфа и длинных славословий в честь его, что в 6-й год своего царствования он отправился в Пифом, где в это время закончился постройкой храм Атума, заботился об его украшении, посетил затем находившийся вблизи другой храм Атума, сделал в него богатые пожертвования. Потом он отправился в «Персию» и возвратил оттуда еще остававшиеся там некогда унесенные изображения богов; они были с торжеством встречены в Пифоме; сюда же собрались жрецы различных храмов и получили их на руки. Через 6 лет царь опять посетил с Арсиноей «Братолюбивой» ироопольский ном, а в 16-м году приказал на восточной границе Египта для его защиты копать канал и строить стену; при этом опять были не забыты боги и храмы Пифома, получившие щедрые дары. Затем он посетил город Птолемаиду на «Кемуэре», т. е. на перешейке, и распорядился, чтобы тамошний храм был освящен ироопольскими жрецами. Потом он выслал флот из 4 кораблей «с людьми в большом количестве и способными, со всякими прекрасными произведениями Египта и других стран, под начальством главного адмирала его величества. Они отчалили из Кемуэра... Достигли Хемтит, достигли гаваней негров...

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Кондак 13 О, Всепетая Богоотроковице, пришедшая во храм Господень воспитатися во Святая Святых в Божие жилище, нынешнее наше о всечестнем введении Твоем приемши приношение, избави нас от всякия скорби и напасти и искушений вражеских, очисти ны от всякия скверны плоти и духа и сохрани нас до скончания нашего в целомудрии и чистоте, да освященнии Тобою достойны будем введения во обители райския с мудрыми девами, с нимиже да воспоем о Тебе Богу: Аллилуиа. Сей Кондак читается трижды, затем 1-й Икос и 1-й Кондак Молитва О Пресвятая Дево, Царице небесе и земли, прежде век избранная Невесто Божия, в пос­ледняя же времена пришедшая в храм закон­ный на обручение Жениху Небесному! Ты оста­вила еси люди Твоя и дом отца Твоего, во еже принести Себе в жертву чистую и непорочную Богови, и первая дала еси обет всегдашняго девства. Даруй же и нам соблюдати себе в цело­мудрии и чистоте и в страсе Божием во вся дни живота нашего, да будем храми Духа Святаго, наипаче же помози всем, в подражание Твое во обителех живущим и обручившим себе на служение Богови, в чистоте девства провождати житие свое и от юности нести иго Христово благое и легкое, свято храняще обеты своя. Ты провела еси, Всечистая, вся дни юности Твоея во храме Господнем далече от соблазнов мира сего, в присном бодрствовании молитвенном и во всяком воздержании душевном же и телеснем, помози убо и нам отражати вся искушения вражеская от плоти, мира и диавола нахо­дящая на ны от юности нашея, и побеждати оная молитвою и постом. Ты бо, во храме Гос­поднем со ангелы пребывающи, украсилася еси всеми добродетельми, наипаче же смирением, чистотою и любовию, и достойно воспиталася еси, да готова будеши вместити пло­тию невместимое Слово Божие. Сподоби же и нам, одержимым гордостию, невоздержанием и леностию, облещися во всякое совершенство духовное, да уготовает кийждо от нас с помощию Твоею одеяние брачное души своея и елеи доброделания, да не нази и неготови явимся во сретение безсмертному Жениху нашему и Сыну Твоему, Христу, Спасителю и Богу нашему, но да приимет ны с мудрыми девами во обители раиския, идеже со всеми святыми сподоби нас выну славити и прославляти всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа и Твое милостивое заступление всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Так, Рим в своей многовековой истории не знал преследований за веру. В начале империи, под воздействием религиозных идей, широко распространенных тогда на эллинизованном Востоке, возник культ императора. Хотя римскому религиозному сознанию была чужда идея обожествления человека, но Август нашел выход в том, что прибавил к своей особе отвлеченную богиню Dea Roma. По всему римскому миру стали воздвигаться храмы в честь Августа и обожествленного города Рима. Причисление Августа по его смерти к сонму богов римского государства формальным постановлением сената сделало культ императора прочным государственным учреждением. Ближайший преемник Августа, Тиберий, свято чтил божество Августа и состоял вместе со своей матерью Ливией членом специального религиозного общества, которое возникло для отправления этого культа. Как богу римской общины, Августу приносили жертвы и устраивали в его честь игры. 326 Так создалась традиция, действовавшая в течение веков. Армия, этот связующий элемент государственного единства империи, включила особу императора в число своих богов и пронесла его по всему миру. Божественное почитание особы императора стало с течением времени простым и для всех ясным выражением чувства верноподданности всех обитателей римского мира в отношении к главе государства, являвшемуся символом единства империи. Из всех народов, подвластных Риму, только один не мирился с обожествлением человека. То были иудеи. Единый Иегова не признавал бытия никаких других богов, они рассыпались перед ним в прах, и верный ему народ не мог принять культа новому богу римского мира. Относясь с высокомерным презрением к предрассудкам иудейского суеверия, foeda superstitio, по выражению Тацита, императоры, кроме больного духом Гая Калигулы, мирились с этим протестом, и для иудеев было допущено изъятие. В конце правления Нерона иудеи вступили в неравную борьбу с Римом, и она окончилась страшным разгромом их родины и уничтожением их духовного центра, храма Иерусалимского. Иудея перестала существовать не только как политически самостоятельная единица в единстве Римской империи, но и как народ. В своем рассеянии иудеи заняли особое положение в римском мире. Являясь исключительно городским населением, они распространились повсюду, и политическое единство римского мира облегчило для них их рассеяние. Приходя в соприкосновение со всякими народностями, воспринимая для общения всякий язык, они оставались иудеями, мировой религиозной общиной, всем чужой и обособленной. Их положение определялось тем, что всякий иудей стал теперь платить в казну ту дидрахму, которую прежде платил на храм, символ национального единства. Под охраной дидрахмы иудейство сохранилось в империи как особый элемент населения со своей отличной от всех других, терпимой государством, религией. Прозелитизм был вообще запрещен иудеям и карался строгим законом, хотя в течение I и II веков строгой последовательности римского правительства в отношении к иудеям не было. 327

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

В республиканскую эпоху римляне выделяли в своем пантеоне 2 группы богов: «туземных» (dii indigetes) и «пришлых» (dii novensides). Огромное влияние на самобытную рим. религию оказали культы этрусков и греков. Этрусское происхождение обычно приписывают богиням Минерве (этрусская Menrva) и Юноне (этрусская Uni). Вероятно, Юпитер стал верховным рим. богом под влиянием этрусков, чтивших в качестве верховного божества бога грома и молнии Тина. В 364 г. до Р. Х. в связи с эпидемией чумы для умилостивления богов в Риме по этрусскому образцу были учреждены сценические игры. В том же году в Рим из Вольсиний было доставлено изваяние этрусской богини судьбы Нортии вместе с запасом золотых гвоздей, которые каждый год вбивались в стену ее храма на родине, а теперь стали вбиваться в стену храма Юпитера Капитолийского. Со времен 2-й Пунической войны началась эллинизация рим. религии. Греч. влияние шло через Кумы и Неаполь. У греков римляне заимствовали культы Геракла (Геркулеса), Феба-Аполлона (функцией Аполлона было отвращение чумы и вообще врачевание, поэтому он именовался Medicus; центром его культа были Кумы, где находилась пещера Сивиллы), Диспатера-Плутона и Прозерпины (в их честь в 249 г. до Р. Х. были учреждены т. н. Секулярные игры с искупительными ночными жертвоприношениями), Асклепия (или Эскулапа, чей храм был возведен на небольшом островке напротив Бычьего форума; туда отправляли заболевших рабов, оставляя их на попечение божества) и др. С III в. до Р. Х. во многом благодаря включению в состав игр театральных представлений (введены в 191 г. до Р. Х.) римляне стали перенимать греч. мифологию и отождествлять своих богов с греческими: Юпитера с Зевсом, Юнону с Герой , Минерву с Афиной , Диану с Артемидой , Марса с Аресом, Нептуна с Посейдоном , Сатурна с Кроносом, Вулкана с Гефестом, Венеру с Афродитой , Цереру с Деметрой , Меркурия с Гермесом , Либера (Вакха) с Дионисом , Сильвана с Паном и т. д. В 217 г. до Р. Х. в Риме были установлены торжества в честь 12 главных греч. богов-олимпийцев.

http://pravenc.ru/text/180425.html

е. «Золотой Карнак». Этот храм, воздвигнутый еще Пианхи, напоминает по расположению луксорский времен Аменхотепа III. К западу от него находилось пять других храмов, между прочим в честь Мут, перестроенный, Тахаркой из древнего меньших размеров, по образцу полуспеоса Рамсеса II в Себуа, и украшенный колоннадой с колоссальными фигурами Беса, храм Хонсу и другие меньшие. К западу от горы расположены две группы небольших пирамид, служивших. царскими усыпальницами. В различных провинциях царства продолжали почитаться боги, культ которых введен был еще во время египетских завоеваний или вошел впоследствии (напр., Бает в виде золотой кошки у 4-го порога). Подобно тому, как не туземный Дедун, а фиванский Амон сделался верховным богом нубийского царства, так и царь его долго выставлял себя не владыкой нубийцев и Эфиопии, а фараоном, «царем Верхнего и Нижнего Египта», даже более законным, чем сидящий в Бубасте или Саисе, и только временно, по необходимости, принужденным довольствоваться вторым и окраинным градом Амона, вместо древних священных Фив. Само собою разумеется, что попытки осуществить эти притязания делались при каждом удобном случае, и мы знаем о завоевании Египта при Пианхи и имеем серию эфиопских фараонов: Кашта (или Кшета, может быть, манефонов Зет), Пианхи, Шабака, Шабатака, Тахарка, Тануатамон. Уже некоторые из этих имен доказывают, что этнографически даже династия перестала быть египетской; изображения Шабаки и Тахаркй на египетских памятниках, особенно же последнего на зендширлийском барельефе царя Асархаддона, обнаруживают несомненно негрский тип. Таким образом, нескольких поколений было достаточно, чтобы онегрить царский дом. И войско было сплошь туземным; еще в древности нубийские солдаты служили в Египте. Только немногочисленные чиновники, художники, да некоторые жрецы напатского храма были, по возможности, египтянами или египетскими образованными нубийцами, необходимыми для поддержания связи с культурой и для придания двору, религии и управлению египетского облика.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Ново-Песковское село находится на границе Шадринского уезда с Челябинским Оренбургской губ., по направлению на юго-восток от городов Екатеринбурга и Шадринска, в расстоянии 235 в. от первого и 35 в. от второго. Оно расположено около Песковского озера. Местность низменная, с неодинаковою почвою: чернозёмною, глинистою, и местами песчаною. Климат умеренный. Приход в с. Ново-Песковском открыт с 1862 года. От названия озера получило наименование Песковского и село, раскинутое на его берегах, прибавление же «Ново-» сделано в отличие от сходных наименований др. сёл. В состав прихода в настоящее время входят село и деревни Песчано-Заозёрная и Скоробогатова Челябинского уезда Оренбургской губернии. Жителей в приходе считается 1 025 д. м.п. и 1066 д. ж.п. Все они русского племени, по сословию крестьяне. Занятием их служит земледелие и перевозка товара со ст. Мишкино в Шадринск и обратно. Жители д. Скоробогатовой, кроме того, занимаются ещё портняжничеством и плотничеством. Существующий в приходе храм – каменный, однопрестольный. Построен иждивением прихожан в 1862 году, и освящён в честь Введения во храм Пр. Богородицы. При церкви находится деревянный амбар для хранения жертвуемого хлеба. Священник и псаломщик помещаются в общественных домах. В селе существует земская школа. Осиновское село от епархиального города находится на юго–восток в расстоянии 240 вёрст., а от уездного – на восток в 30 верстах. Расположено оно по Петропавловскому тракту на низкой равнине, орошаемой рекою Исетью с её многочисленными притоками. Положение прихода среди низменной равнины, богатой болотами, с вечно гниющею в них стоячею водою, является крайне неблагоприятным условием для здоровья жителей: лихорадка и тиф здесь – обычные явления. Почва в приходе по преимуществу чернозёмная, плодородная. Когда появились те поселения, что входят в настоящее время в состав Осиновского прихода, с точностью неизвестно. Основываясь на местном предании, можно предполагать, что нынешняя безлесная равнина лет сто тому назад была покрыта великолепным берёзовым и осиновым лесом, среди которого протекала богатая рыбой речка, получившая прозвание Осиновки, по всей вероятности, от обилия осин, росших в то время по её берегам.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

299 Братья-близнецы Кастор и Полидевк (Поллукс) похитили Фебу и Гилайеру, дочерей Левкиппа. В ходе спора из-за дележа стада быков Кастор был убит Идасом. Поскольку Полидевк отказался от бессмертия, если брат его останется мертвым, Зевс сделал так, что они один день проводили среди богов, другой среди смертных (Аполлодор. 3:11:2). 302 Гермес (Меркурий), случайно найдя черепаху, изготовил из ее панциря лиру, которую отдал Аполлону (Аполлодор. 3:10:2). 303 Лактанций намекает на историю Кибелы, которая полюбила юного Аттиса. Застигнув Аттиса с нимфой, Кибела убила нимфу, а на Аттиса наслала безумие, в котором он сам оскопил себя. См.: Овидий. Фасты. 4:223–246. 308 Евгемер – греческий философ IV века до н. э., за рационалистическое толкование мифов прозванный Безбожником. 309 Энний – римский писатель (239–169 гг. до н. э.), автор эпической истории римлян, сатир и драм. Цицерон называет его первым переводчиком и последователем Евгемера (Цицерон. О природе богов. 1:42:119). 313 Празднества в честь Флоры проводились весной, во время «пробуждения» природы, с 28 апреля по 3 мая. 319 Форнакс (Fornax, букв.: Печь) – богиня очагов и печей. См.: Овидий. Фасты. 2:525–532. Праздник в честь этой богини был введен в Риме Нумой Помпилием и проводился в феврале. 321 Мута (Muta, букв.: Немая) – нимфа, которую Юпитер за болтливость поразил немотой. См.: Овидий. Фасты. 2:583–616. 323 Бог Как (Cacus) похитил часть стад у Геркулеса; вернуть их помогла сестра похитителя, Кака (Саса), за что ей было посвящено святилище, где горел неугасимый огонь. 324 Ср.:».. .когда Тарквиний захотел соорудить Капитолий, он, поскольку на том месте, [где он задумал воздвигнуть храм Юпитеру], находились святилища многих богов, вопросил их через авгуров, уступят ли они [место] Юпитеру; когда же все уступили, остался только Термин» ( Лактанций . Божественные установления. 1:20:38). 331 Кинокефал – собакоголовое существо. По всей видимости, во время этого религиозного обряда в нужный момент появлялось божество с собачьей головой, которое выводило Осириса из царства мертвых.

http://azbyka.ru/otechnik/Laktantsij/o-t...

Соблюдаются они весьма последовательно, медленно, по уставу, все роли распределены строго и выполняются надлежаще, со всеми мелкими аксессуарами, символами и эмблемами. 2. Из прочих храмов с буддийскими ламскими святынями характерны на очаровательной горе и долине Ву-дай, по описанию И. Эдкинса; таковы храмы «убегун Манжусри» и «Дара-эгин-сум». В первом находятся идол с видом старого человека, белой бородой довольно длинной. Он стоит под небольшим балдахином, увешанный разного рода шелковыми украшениями, имея пред собою всегда кучи богомольцев; кругом всей залы расставлены в малых шкафах 10.000 прочих Манжусри, олицетворяющих разнообразные степени и виды воплощений божества и заботливости о спасении людей. Главный идол Манжусри стоит между двумя другими Самантабгадра и Пуан-ин, и коронован над островерхней шапкой Будды – бодисатвами, означающими разные метаморфозы, держит в левой руке лук, а в правой – скипетр. По цвету Манжусри разнообразен, он может быть красным, белым, черным, зеленым или желтым; чаще всего он имеет в левой руке цвет; он пишется на картине с восемью руками, держит небольшой зонт (umbrella), громовую стрелу, колесо и др. вещи, он сидит то на льве, то на лотосе со скрещенными ногами и выступившей ступней. Суеверы убеждены, что он любит необитаемые места, долины, является под видом слепца, пастыря, ламы или другой личности. «Дара-эгин-сум» или храм матеря Будды – очень древний и самый культ сей богине введен при Танской династии, с утверждением сиваизма как религии в Китае и смешением оного с буддизмом, до появления ламаизма, т. е. с VII по XVII ст. Празднество в честь духов умерших (hungry ghost), магические движения рук, употребление железных и бронзовых зеркал с санскритскими заклинаниями и чарами, изображения на них матери Будды, принадлежит тому же времени. Храм, посвященный этой богине – «Дара-эге» имеет два зала с идолами. В одном представлены 21 метаморфоза Дара, сидящими по установленному неизменно образцу и крестовидно сложенными ногами, правою рукою они слегка касаются цветка лотоса, выходящего из-под сидения. Пышный «Хао-гуан» (букв. «славно-косматый») образует задний щит для всего тела, тогда как голова окаймлена цветным круглым нимбом. Цвета, наиболее употребительные – пять. Голова убрана в пять пучков волос с бантами; в другом зале, Пхуса коронован шестью листами. С левой стороны у каждого идола – поставлен раскидывающийся на стебле роскошный цветок. Сверх прочих, находятся три идола " сань-бао», т. е. трое драгоценных. Будда настоящего времени, Будда прошедшего времени, Будда будущего времени; но эти божества служат лишь украшением главного Дара-эге, как и многие мелкие изваяния – изобретения художников нового времени. В другом зале, помещен сам Будда и рядом в приделе Цзун-каба, основатель ламаизма, живший за четыреста лет до настоящего времени. Изображение его часто встречается на многих картинах.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Vinogr...

Ввоз хлеба из-за границы, и даже с дальнего черноморского рынка, требовал средств, которые поступали от экспорта масла, керамических изделий – в середине VI столетия до Р. Х. самые прекрасные и технически совершенные краснофигурные вазы стали изготавливаться в Афинах, оттеснивших на рынке керамики Коринф, который ранее доминировал на нем. Значительно выросшие масштабы экспорта и импорта потребовали активной внешней политики, и Писистрат проводил ее с размахом и убедительными успехами. При нем афиняне овладели портовым городом Сигеем в Троаде, который контролировал вход в Дарданеллы – Писистрат поставил там тираном своего сына Гегесистрата. Афиняне покорили также расположенные на севере Архипелага острова Лемнос и Имброс. В результате ключи от черноморского пути, столь важного для снабжения Афин зерном, оказались в их руках. Тиран островного полиса Наксос Лигдамид поддерживал союзнические отношения с Писистратом. Тесная дружба связывала Афины с Херсонесом Фракийским, в котором правил афинянин Мильтиад. Для Афин был открыт порт в Эретрее на Эвбее. Афины поддерживали при Писистрате дружественные отношения с Коринфом, Аргосом, с островным полисом Делосом, с Фессалией. Так Аттика стала достойным конкурентом Лакедемона в борьбе за преобладание в Элладе. При Писистрате выросло значение Афин как религиозного центра. На месте будущего Парфенона был воздвигнут грандиозный храм Афины Паллады. Писистрат начал в Афинах строительство храма Зевса Олимпийского. В Элевсинах был сооружен новый величественный храм Деметры. Культ Диониса, который ранее считался по преимуществу крестьянским божеством, при Писистрате приобрел официальный и в то же время всенародный характер. Панафинеи, Элевсинии в честь Деметры, Дионисии совершались тогда с торжественной пышностью и роскошью и увлекали народ. На диониссиях ставились трагедии, выросшие из вакхических дифирамбов. Заботясь о благе Аттики, Писистрат не забывал и о собственных доходах. После смерти он оставил наследникам колоссальные средства, которые помогли им получить тираническую власть и некоторое время удерживать ее, хотя наследственность правления не была введена законодательно в республиканских Афинах, а сыновья Писистрата Гиппий и Гиппарх не обладали незаурядными политическими способностями отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010