Разделы портала «Азбука веры» ( 2  голоса:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 71. Библейский пост Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи! Продолжаем наши исследования в области поста и воздержания. Сегодня вы узнаете, как о посте учит Библия. В библейском понимании, как и в переводе с еврейского слово «пост» [евр. цум, означает буквально «затягивать внутренности»], т.е. воздерживаться от пищи. И в русском языке термин «пост» включает в себя понятие «пустоты», указывая на пустоту желудка… Какие Библия представляет виды постов: В некоторых местах Писания встречаются свидетельства о том, что люди по время поста отказывались не только от еды, но и от воды (Иона, 3:5–8; Деяния, 23:12), хотя в библейском понимании пост – это воздержание только от пищи, а пить воду (особенно, во время продолжительных постов) не запрещается. Следовательно, по Библии есть: Продолжительность постов Библия описывает посты длительностью: от 1 до 40 дней. Но сразу оговоримся, что продолжительными были лишь индивидуальные и нерегулярные посты (так сказать по особым, исключительным случаям). Такими были неповторимые 40-дневные посты Моисея на горе в присутствии Бога ( Исх.34:28 ), и пророка Илии перед явлением ему Бога ( 3Цар.19:8-12 ). Царь Давид не ел 7 дней, вымаливая жизнь родившемуся от прелюбодеяния младенцу ( 2Цар.12:16-21 ). Всенародный же (общественный) пост, как правило, длился не более 3 дней. Так в течение 3 дней постились евреи, когда решалась их судьба во дни царствования Артаксеркса при Есфири ( Есф.4:16 ) и ослепший от видения Савл не ел и не пил три дня, пока не был прощен ( Деян.9:9 ). О более продолжительных сроках поста в Библии не упоминается. Помните, мы говорили с вами о сезонных постах?! Так вот те посты 4, 5, 7 и 10 месяца, о которых упоминает пророк Захария ( Зах.8:18-19 ) все были однодневными, в воспоминание скорбных событий еврейской истории. Так пост, называемый «Фаммуз», совершался в 9ый день 4го месяца (июнь) в память о взятии Иерусалима халдеями и прекращения священных жертв ( Иер.52:6 ). А пост, называемый «Ава», совершался в 10-ый день 5го месяца (июля), в день сожжения храма Соломона и разрушения Иерусалима Навузарданом ( Иер.52:12 ). Пост, называемый «Тишри» (сентябрь), соблюдался в 3й день 7го месяца в память убийства Годолии, поставленного царем Вавилонским начальником над Иудеей ( Иер.41:1 ). В 10-ый день 10-ого месяца (декабрь) в день осады Иерусалима соблюдался еще один пост «Тевет» ( Иер.52:4 ). Ну, была еще парочка похожих постов. Например, пост 10-го дня 7го месяца был установлен Богом для сугубого очищения грехов. А еще известен пост 13-го дня 12-го месяца «Адара» (февраля) в память поста Есфири. И все!!!… Больше постов Закон не предписывал…

http://azbyka.ru/video/71-biblejskij-pos...

Наша молитва чёрствая, не духовная, мы чувствуем какую-то отяжелелость, мы не можем воспарить духовно к небу, нам пост кажется ненужным. Но вот каким лёгким делает молитва пост. И когда такая церковная задача будет ощущаться верующими, они возьмутся за пост как за необходимое условие таких внутренних состояний. Мы раздражаемся из-за всяких пустяков, всякий пустяк лишает нас внутреннего равновесия. Здесь полная наша внутренняя неустойчивость. Для того чтобы пребывать в таком самочувствии постоянного раздражения – пост не нужен. Но для того, чтобы стяжать мир, он необходим. И когда эта церковная задача ощутится нами, мы возьмёмся за пост. Святой Василий Великий говорит: «Время поста определяет не воля каждого, но потребность того, что относится к благочестию». За этими словами стоит некий особый смысл. Василий Великий говорит здесь, что пост определяется Церковью не как нечто случайное, не как какой-то каприз, не как нечто внешнее, за чем ничего не стоит, кроме «воли», распоряжения, приказа. Были указаны Спасителем и апостолами лишь общие принципы поста, раскрывающие их общий внутренний смысл, но подвижники, богоносные отцы, которые в своей личной духовной жизни исследовали значение всех этих подвигов, установили пост, руководствуясь задачами благочестия. Таким образом, пост не есть установление книжное, отвлечённое – он создавался на основании духовно-подвижнического опыта. Святой Иоанн Златоуст говорит: «Люблю пост, потому что он – мать смиренномудрия и источник всякой премудрости... Пост есть пища для души, и как телесная пища утучняет тело, так пост укрепляет душу, сообщает ей лёгкий полёт, делает её способной подниматься на высоту и помышлять о горнем». И здесь пост связывается с духовными и внутренними задачами, которые так не похожи на мирскую жизнь. Мы потому и чувствуем, что пост стал ненужным, стал каким-то надоедливым профессиональным поповским требованием; как будто бы старый заученный урок говорят они о том, что нужно поститься, а хриситианин не чувствует – зачем. Да, для того чтобы жить так, как мы живём, он и не нужен! Для этого совсем не требуется ни воздержания, ни поста. Но вот когда святые подвижники, которых мы ныне вспоминаем, говорят нам о том, что определяет пост, какую он жизнь создаёт, мы тогда понимаем, зачем нужны посты.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

Святитель Василий Великий , говоря о значении поста, указывал, что пост древнее закона, ибо он существовал в раю еще до того, как Бог дал человеку закон. Заповедь не вкушать от древа познания добра и зла – это заповедь поста. Нарушение этой заповеди Адамом привело к смерти человека. Это свидетельствует о большом значении поста. Нет святых, которые не любили бы поститься. Удивительно, что все, кто стремится к покаянию и изменению своей жизни, строго соблюдают пост. Пост является существенным элементом духовной жизни. Этот момент следует особенно подчеркнуть, потому что он показывает различие между истинным постом и одним из аспектов поста, на который особенно обращают внимание в наше время, а именно: влияние поста на здоровье. Действительно, согласно учению Церкви, пост влияет и на здоровье, но самое главное – это тесная связь поста с духовной жизнью. Все святые отцы говорят об этом, но мы рассмотрим позицию святителя Григория Паламы , архиепископа Фессалоникийского. Пост и молитва Прежде всего мы еще раз повторим, что пост тесно связан с духовной жизнью. А поскольку духовная жизнь выражается через молитву, то пост тесно связан с молитвой и никоим образом не может быть от нее отделен. Святой Григорий в толковании на евангельское повествование о бесноватом и слова Христа «сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста 216 » говорит, что сей столь страшный бес был бесом разнузданности, который изгоняется только постом и молитвой. Через пост человек обуздывает свое тело и удерживает его восстание, через молитву же может обездействовать и усыпить предрасположения души, т. е. страсти и возбуждающие страсти помыслы. И таким образом он одержит верх над страстями, «в молитве отгоняя сатанинский приступ и издевательство его» 217 . Поскольку душа связана с телом, существуют так называемые душевные и телесные страсти, и поэтому пост должен быть соединен с молитвой. Пост – это основа молитвы, а молитва придает истинный смысл посту. Что такое пост Пост не заключается в воздержании от определенной пищи, хотя такое воздержание тоже называется постом, потому что, проявляя послушание Церкви, мы подчиняем свою личную волю соборной воле Церкви. Другими словами, мы следуем примеру Христа и святых отцов Церкви, которые установили пост. Но, помимо этого, пост является более широким понятием.

http://azbyka.ru/otechnik/Ierofej_Vlahos...

Наша молитва чёрствая, не духовная, мы чувствуем какую-то отяжелелость, мы не можем воспарить духовно к небу, нам пост кажется ненужным. Но вот каким лёгким делает молитву пост. И когда такая церковная задача будет ощущаться верующими, они возьмутся за пост как за необходимое условие таких внутренних состояний. Мы раздражаемся из-за всяких пустяков, всякий пустяк лишает нас внутреннего равновесия. Здесь полная наша внутренняя неустойчивость. Для того чтобы пребывать в таком самочувствии постоянного раздражения — пост не нужен. Но для того, чтобы стяжать мир, он необходим. И когда эта церковная задача ощутится нами, мы возьмёмся за пост. Святой Василий Великий говорит: " Время поста определяет не воля каждого, но потребность того, что относится к благочестию " . За этими словами стоит некий особый смысл. Василий Великий говорит здесь, что пост определяется Церковью не как нечто случайное, не как какой-то каприз, не как нечто внешнее, за чем ничего не стоит, кроме " воли " , распоряжения, приказа. Были указаны Спасителем и апостолами лишь общие принципы поста, раскрывающие их общий внутренний смысл, но подвижники, богоносные отцы, которые в своей личной духовной жизни исследовали значение всех этих подвигов, установили пост, руководствуясь задачами благочестия. Таким образом, пост не есть установление книжное, отвлечённое — он создавался на основании духовно–подвижнического опыта. Святой Иоанн Златоуст говорит: " Люблю пост, потому что он — мать смиренномудрия и источник всякой премудрости… Пост есть пища для души, и как телесная пища утучняет тело, так пост укрепляет душу, сообщает ей лёгкий полёт, делает её способной подниматься на высоту и помышлять о горнем " . И здесь пост связывается с духовными и внутренними задачами, которые так не похожи на мирскую жизнь. Мы потому и чувствуем, что пост стал ненужным, стал каким-то надоедливым профессиональным поповским требованием; как будто бы старый заученный урок говорят они о том, что нужно поститься, а хриситианин не чувствует — зачем. Да, для того чтобы жить так, как мы живём, он и не нужен! Для этого совсем не требуется ни воздержания, ни поста. Но вот когда святые подвижники, которых мы ныне вспоминаем, говорят нам о том, что определяет пост, какую он жизнь создаёт, мы тогда понимаем, зачем нужны посты.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Пост Пост – средство к благодатному озарению (4, с.238). Оставь в пост есть мясо, грешно, не прогневляй Бога (25, с.469). Сорокадневный пост установлен в подражание Христу. Пост вместе с телесным должен быть и душевный. Пост телесный без душевного не приносит пользу. Пост истинный есть воздержание от зла. Проводя пост беззаконно, христианин отрицается Матери Церкви (8, с.753–754). Основное – воздержание от страстей Телесные подвиги поста и бдения – средства для приобретения других добродетелей. Основное – это воздержание от различных страстей, обуре­вающих человека (6, с.134). Надо идти средним путем Надо избегать крайностей в посте и идти средним путем, с одной стороны, не слишком послабляя себе в посте, а с другой, – не налагая на себя излиш­него воздержания (Там же). Чрезмерные подвиги – самочинне Чрезмерная ревность к несению различных подвигов, – подвиги выше своей меры, предпринимаемые по собственному почину, а затем оставляемые на некоторое время, есть не что иное, как вражьи козни (Там же). В день праздника Воздвижения Креста Господня установлен пост (как в среду и пятницу, рыба не разрешается). Он установлен в воспоминание стра­даний Господа, претерпевшего смерть на Кресте, и для внушения того, что почитание Креста связано с умерщвлением плоти (4, с.180). В древности причащались вечером, а в св.Четыредесятницу до вечера не вкушали пищи (Там же, с.226). Пост угоден Богу В субботу первой седмицы св.Четыредесятницы Церковь совершает память св.великомученика Феодора Тирона, который в 362 году явился епископу Антиохийской Церкви Евдоксию и повелел ему сообщить христианам, чтобы они не покупали оскверненную императором Юлианом Отступником идоложертвенной кровью пищу, но употребляли бы коливо (отваренные зерна пшеницы). Этим воспоминанием Церковь внушает верующим, что пост угоден Богу и что постящиеся находятся под особым покровительством Божиим (Там же, с.233). Хотя пост и не является основной добродетелью, все же он служит вернейшим условием к отрезвлению ума и сердца человека, очищает от скверны плотской и греховной. Даже покаяние без поста напрасно есть. «Никтоже да не мнит без болезни очистить грехи, – говорит митрополит Киевский Никифор (1104–1121), – и без поста омыти скверны». «Оружие чистоты» – пост одухотворяет человека, возвышает его молитву, является самой удобной ее основой (7, с.458).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

Может быть, ни в чём не чувствуется это обмирщение так сильно, как в отношении поста. Пост становится делом исключительным, почти единицы на исповеди отвечают, что они пост соблюдают. Соблюдают по уставу пост совершенно исключительные из мирян. Может быть, на тысячу соблюдающих пост один найдётся вполне по уставу его соблюдающий. Чаще всего даже не знают, как нужно поститься по уставу. Нарушение и нетвёрдость исполнения устава о посте касается не только мирян, но и духовенства. Словом, пост как-то вышел из нашей жизни. Нужно его восстановить в числе многого, что подлежит восстановлению во имя оцерковления нашей жизни. Пост должен быть принят как дело первостепенной важности в нашем церковном устроении. Пост не есть ненужная, внешняя, отжившая форма, которая не имеет никакого внутреннего смысла и внутреннего содержания. Это не пережиток, это не устарелое, что можно отбросить как нечто несущественное в нашей современной церковной жизни, напротив, именно теперь самое время тому, чтобы восстанавливать правила о посте и соблюдать их. Сегодня предлежат нам несколько выдержек из творений святых отцов, уясняющих внутренний смысл и значение поста. Святой Афанасий Великий (умер в 373 году) говорит следующее: " Видишь ли, что делает пост — болезни врачует, бесов изгоняет, лукавые помыслы удаляет, сердце делает чистым; если бы даже одержим был нечистым духом, да будет ему известно, что сей род, по слову Господа, изгоняется только молитвою и постом " . Если человек живёт внутренне мирскою жизнью, если у него лукавые помыслы, сердце нечистое, если он одержим духом бесовским, как ему ощутить эту потребность, эту надобность в посте? Но как только встаёт задача духовная, церковная, отличная от задачи мирской жизни, так окажется, что это лекарство, этот духовный режим является для него необходимым, ибо, как говорит Афанасий Великий, пост лукавые помыслы удаляет, сердце делает чистым, одержимых духом нечистым исцеляет. Преподобный Ефрем Сирин (скончался в конце IV века) говорит: " Пост рождает пророков, умудряет законодателей, пост — училище подвижников. Пост — доблесть во бранях. Пост возводит молитву на небо. Пост — матерь здравия, мир в домах. О как велик ты, день поста! Блажен, кто проводит тебя как должно! Всякий, кто подчиняется тебе, на крыльях возносится на небо " .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Разделы портала «Азбука веры» 15 (28) ноября – 24 декабря (6 января) Как был установлен Рождественский пост Установление Рождественского поста, как и других многодневных постов, относится к древним временам христианства. Уже с четвертого века св. Амвросий Медиоланский , Филастрий, блаженный Августин упоминают в своих творениях Рождественский пост. В пятом веке о древности Рождественского поста писал Лев Великий . Первоначально Рождественский пост длился у одних христиан семь дней, у других – несколько больше. На соборе 1166 года, бывшем при константинопольском патриархе Луке и византийском императоре Мануиле, всем христианам было положено хранить пост пред великим праздником Рождества Христова сорок дней. Антиохийский патриарх Феодор IV Вальсамон писал, что «сам святейший патриарх сказал, что, хотя дни этих постов (Успенского и Рождественского. – Ред.) не определены правилом, понуждаемся, однако, последовать неписаному церковному преданию и долженствуем поститься… от 15 дня ноября». Рождественский пост – последний многодневный пост в году. Он начинается 15 (28 – по новому стилю) ноября и продолжается до 25 декабря (7 января), длится сорок дней и потому именуется в Церковном уставе Четыредесятницей, так же, как и Великий пост. Так как заговенье на пост приходится в день памяти св. апостола Филиппа (14 ноября старого стиля), то этот пост называют Филипповым. Зачем установлен Рождественский пост Рождественский пост – зимний пост, он служит для нас к освящению последней части года таинственным обновлением духовного единения с Богом и приготовлением к празднованию Рождества Христова. Лев Великий пишет: «Само хранение воздержания запечатлено четырьмя временами, чтобы в течение года мы познали, что непрестанно нуждаемся в очищении и что при рассеянии жизни всегда надо стараться нам постом и милостынею истреблять грех, который приумножается бренностью плоти и нечистотою пожеланий». По словам Льва Великого, Рождественский пост есть жертва Богу за собранные плоды. «Как Господь ущедрил нас плодами земли, – пишет святитель, – так и мы во время этого поста должны быть щедры к бедным».

http://azbyka.ru/rozhdestvenskij-post-ka...

1. Ценность поста. Пост, согласно свт. Василию, всегда укрепляет человека. Когда пост соблюден строго, он приближает человека ко Господу. Если говорить подробнее, то прежде всего пост позволяет нам преуспеть в духовной жизни. Прочтем, что пишет свт. Василий Великий : «Елей умащает борца на ристалище, а пост соделывает крепким подвижника благочестия. Чем больше ты отнимешь у плоти, тем более воссияет душа духовной светлостью. Бесовские искушения робеют и дрожат перед постником, и Ангелы, стражи нашей жизни, трудолюбиво наставляют тех, кто очистился постом. Червь будет истязать тучную плоть тех, кто не знал меры в насыщении. Ибо разве многочисленные блюда и длительные обеды имеют хоть что-то общее с духовным дарованием? Мглистые воспарения от жирной пищи восходят, как густая завеса, и не дают лучам Духа Святого пробиться в ум». Далее, пост способствует телесному здравию. Пост не только приближает нас к будущей жизни, как подчеркивает глубокий знаток человеческой природы святой Василий, но и весьма полезен самой плоти. Ибо крайнее благополучие превратно и губительно, так как природа человеческая клонится тогда долу, не способная понести тяжесть плоти. Износ пищеварения, который необходимо случается с теми, кто любит вкусно поесть, причиняет страшные телесные заболевания. Ты говоришь, что не можешь поститься? А переедать и разрушать собственное тело гнетущей тяжестью яств ты можешь? И знаю я, что врачи предписывают немощным не разнообразие блюд, но умеренное питание и воздержание. Свт. Василий Великий заключает: «Пост – мать здоровья». Затем – пост приводит жизнь людей к гармонии и согласию. В доме воцаряется мир и тишина. «Муж не ревнует свою жену, когда видит, что жена сожительствует с постом. И жена не сжигаема подозрениями, когда видит, что муж постится... Разве пост хоть раз был разорителен для хозяйства? Подсчитай имущество до поста и после. За пост ничего не уменьшилось, а твой дом только стал богаче». И вообще, пост содействует человеческому общению. «Если бы все приняли пост как условие, то ничто не препятствовало бы воцариться совершенному миру во вселенной, ибо народы не восставали бы один на другой и войска не сходились бы в битвах. He нужно было бы ковать оружие и не нужно было бы созывать суды. Пост обучил бы всех не только воздержанию от яств, но и совершенному уклонению и отчуждению от сребролюбия, излишеств и всякого зла. Так что если бы все приняли пост, то ничто бы не препятствовало нам проводить жизнь как в глубокий штиль, в безмятежности душевной».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zhi...

Свт. Василий Великий Пост рождает пророков, укрепляет сильных; пост умудряет законодателей. Пост – добрая стража души, надежный сожитель телу, оружие доблестных людей, училище подвижников. Он отражает искушения, умащает подвизающихся в благочестии; он – сожитель трезвости, делатель целомудрия; он в сражениях совершает доблестные дела, во время мира учит безмолвию; освящает назорея, совершает священника... Пост угасил силу огненную, заградил уста львов. Пост посылает молитву на Небо, делаясь для нее как бы крыльями при восхождении ввысь. Пост – прибыль домов, мать здоровья, воспитатель юности, украшение старцев, добрый спутник путешественникам, надежный сожитель супругам. Свт. Василий Великий Пост охраняет младенцев, уцеломудривает юного, делает почтенным старца: ибо седина, украшенная постом, достойнее уважения. Пост – самое приличное убранство женщин, узда в цвете лет, охранение супружества, воспитатель детства. Таковы услуги поста каждому отдельному дому. Но как упорядочивает он жизнь нашу в обществе? Сразу целый город и целый народ приводит к благочинию, утишает крики, усмиряет раздор, заставляет умолкнуть укоризну... Если бы все приняли его в советники касательно своих дел, ничто не препятствовало бы тогда глубокому миру во всей вселенной... Жизнь наша не была бы так многоплачевна и исполнена уныния, если бы пост был главным правителем нашей жизни. Ибо, как очевидно, он учил бы всех не только воздержанию от яств, но и совершенному удалению и отчуждению от сребролюбия, любостяжательности и всякого порока. Свт. Василий Великий Пост – оружие для ополчения против демонов. Свт. Василий Великий . Пост – успокоение наших душ, украшение старцев, наставник юношей, учитель целомудренных; он всякий возраст и пол украшает как бы некой короной. Свт. Иоанн Златоуст Пост иссушает желание, а молитва очищает ум, подготавливая его к созерцанию [истинно] сущего. Прп. Максим Исповедник Пост с рассудительностью – обширное поле для всякого добра. А кто нерадит о посте, тот приводит в колебание все доброе.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Эти слова так были убедительны для монаха, что он решился исполнить просьбу священника. Но вот, когда он начал свои молитвы за священника, в это время вдруг ему приходит на мысль следующее: что же такое я делаю – молюсь за священника, а не молюсь за себя самого? Не лучше ли, молясь за других, молиться и за себя? Таким образом расположился он молиться и за себя, и творил две молитвы во всю неделю – одну за себя, а другую за священника. После этого, когда прозорливый священник шел опять в церковь мимо кельи ленивого монаха, то видел демонов уже вдали от кельи и унылых. Это обстоятельство заставило его снова зайти к монаху и просить его молиться. Тут он научил монаха не лениться. Монах послушался наставлений священника, и сделался усердным молитвенником. А бесы, видя его молитвы, отбежали от его кельи благодатию Божиею (Прол. 18 июля.). Из этого сказания ясно открывается, насколько близки злые духи, а с ними и грехи, к тем, которые ленятся Богу молиться, и насколько далеки они бывают от тех, которые воссылают к Богу молитвы свои. Следовательно, чтобы нам не грешить, чтобы не подпадать гибельному бесовскому действию, надо постоянно Богу молиться: молитва есть проводник благодати Св. Духа, Который всегда может наставить нас на всякую истину и очистить от всякого греха. Но все ли тут? Нет, не все; чтобы цель наша была достигнута, т. е. чтобы страсти наши не бунтовали и не сталкивали нас с пути благочестия, для этого, кроме молитвы, нужен еще пост, который бывает двоякий: духовный и телесный. Духовный состоит в благочестивом настроении души – в воздержании ее от худых мыслей, от праздных слов, от нечистых пожеланий, – а телесный состоит в воздержании от известного рода пищи и пития. Такой пост заповедует нам и слово Божие ( 2Кор.6:4–5 ; Uoah. II, 15. 16 и 17) и св. церковь (Правосл. испов., ч. 1., вопр. 88 и ч. 3., вопр. 7), – и этот пост для наших страстей и для их возбудителей – бесов – то же, что вода для огня и дым для пчел: водою можно залить огонь, дымом – прогнать пчел, а постом можно потушить страсти и отогнать бесов. «Пост», скажем словами св. Ефрема Сирина , «есть честное и Богу угодное дело: пост колесница на небо, пост пророков рождает, законоположителей умудряет, пост души охранение.., пост искушения отражает.., пост целомудрия делатель.., пост домов мир, пост девства податель и хранило, пост покаяния путь и слез делатель» (слов, о пост.). Вот как благодетелен пост. «Ведай», говорит Иоанн Лествичник , «что бес часто приседит при желудке.., и по насыщении делает с человеком все, что хочет, оскверняя душу мерзкими воображениями, а тело нечистотою... Глава и источник всех страстей есть пресыщение... Сыны его – блуд, жестокосердие, излишний сон.., а дщери – леность, многоглаголание, дерзость, смехотворство, суесловие, противоречие, жестоковыйность, упорство, нечувствительность, непомерное хвастовство, человекоугодие и проч.» (14-я степ.).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010