Петров пост — зачем? В бытность мою на сельском приходе зашел я как-то домой к прихожанам своим, это аккурат в неделю перед праздником Петра и Павла было. В доме никого, в летней кухне тоже пусто, хотя на печи большая кастрюля с водой греется, даже собака куда-то пропала, не лает… 28 июня, 2013 В бытность мою на сельском приходе зашел я как-то домой к прихожанам своим, это аккурат в неделю перед праздником Петра и Павла было. В доме никого, в летней кухне тоже пусто, хотя на печи большая кастрюля с водой греется, даже собака куда-то пропала, не лает… Зачем нужен Петров пост? В чём разница между нами до и после него? Размышляет протоиерей Александр Авдюгин. Петров пост в этом году короткий. Пасха поздняя была, поэтому и от  Троицы до праздника апостольского, 12 июля, расстояние по времени совсем небольшое. Но даже эта краткость временная недоуменных вопросов, в том числе и от прихожан, не убирает. И ведь действительно: лето, отпуск, дача, а для сельчан и труды нелегкие. На угодьях и усадьбах уже урожай, прежде всего фруктов, ягод и овощей, поспел. Какое тут ограничение в еде, усиленная молитва и частое посещение храма Божьего? Логически, кажется, верно, но почему же «петровки» (так в простонародье Петров пост называли и называют) свято нашими предками чтились и соблюдались? Трудились меньше? Отнюдь нет. Намного больше и тяжелей. Грешили чаще? Тут и отвечать не надо, свойство греха с каждым поколением преумножаться никуда не делось. Мы прекрасно видим и знаем, что многие дела и поступки, которые раньше считались низменными, пошлыми и откровенным святотатством сегодня возводятся в ранг обычности и даже достижения. Иное руководство к стремлению соблюдать апостольский пост присутствовало: сознание того, что только тогда труды с заботами во благо пойдут, когда в тебе внутреннее содержание с внешним состоянием в симфонии пребывать будут. В бытность мою на сельском приходе зашел я как-то домой к прихожанам своим, это аккурат в неделю перед праздником Петра и Павла было. В доме никого, в летней кухне тоже пусто, хотя на печи большая кастрюля с водой греется, даже собака куда-то пропала, не лает.

http://pravmir.ru/petrov-post-zachem/

далее... 09.06.01 - Петров пост Пояснения для новоначальных. Сборник книг, статей, проповедей. 07.06.01 - Ватикан озабочен отмыванием имиджа Папы Виктор Столяренко В начале мая итальянский журнал " Famiglia Christiana " опубликовал сенсационные воспоминания 85-летнего русского профессора Василия Сиротенко, утверждавшего, что в 1945 году, будучи майором советской армии, освободившей Краков, он спас от высылки в Сибирь юного Войтылу, сделав его своим переводчиком. " Православие.Ru " в свое время указывало на очевидную вымышленность этой истории, о которой взахлеб рассказывали многие СМИ. Вскоре состоялось и официальное опровержение. далее... 06.06.01 - Как провести Петров пост Книга о Петровом посте. Когда был установлен Петров пост. Почему этот пост назван апостольским. Почему Петров пост следует за днем Пятидесятницы. Почему апостолы Петр и Павел называются первоверховными. Сколько длится Петров пост. Советы о правильном приготовлении блюд древней русской постной кухни в современных условиях и из современных продуктов. далее... 04.06.01 - Воцерковление наших семей Священник Игорь Филин, статья, 04 июня 2001 г. ... иногда «излишнее усердие» в духовной жизни - это просто очередная попытка эгоистичной, леностной души уклониться от исполнения своих прямых обязанностей - но теперь уже под религиозным предлогом. далее... 01.06.01 - Что может предотвратить вымирание нации: " планирование семьи " или традиционная нравственность? Дмитрий Сафонов, статья В статье приводятся ужасающие факты о вымирании населения страны, ухудшения здоровья нации и сравниваются два пути выхода из демографического кризиса. Первый представляет насажденная в России с запада ассоцияация " Планирование семьи " , которая ратует за распространение контрацептивов, презервативов, за половое " просвещение " детей и за пропаганду абортов неполноценных детей. Другой путь - путь нравственного воспитания народа и прежде всего детей, возрождения традиционных нравственных ценностей, а также использования опыта Церкви на государственном уровне.

http://zavet.ru/bhr0106.htm

Дамидийский, в феме Армениакской Даниила, на Афоне Дафна, или Дохиар, на Афоне Дафнийский, на горе Миупольской Девы Марии, в Апулии Девы Марии, в местности Colonie в Италии Девы Марии, в митрополии Древних Патр Девы Марии, на горе Лембо близ Смирны Девы Марии Латинской, в Иерусалиме De s. Vito, в Таренте Дивная (гора), близ Антиохии Дидима, в Константинополе Димитрия, на Афоне Диомида, в Константинополе Дионисия, на Афоне Дионисия, на Олимпе фессалийском Дия, в Константинополе Доброго, в Константинополе Доброго Песка, на Афоне Дометия, на Афоне Дорофея, на Афоне Дохиар, на Афоне Душеспасительницы, в Константинополе Е вандра, в Константинополе Евдома, в Константинополе Евергетиды (во имя Богородицы), в Константинополе Евмении, или Омонии, в Константинополе Евстафия, на Афоне Евстафия, на Олимпе вифинском Евстратия, на Афоне Евфимии, в Апулии Евфимии, в Константинополе Евфимия, в Палестине Евфимия, на Афоне Евфросинии, в Ливадии Екатерины, на территории Мусарры в Италии Елегмов ( τν λεγμν), или λ ου Βμων, в Константинополе Елеуса, в Константинополе Елисаветы, в феме Харсианской Еннеа Клисия, в Константинополе Есфигмен, на Афоне Ефора, в Константинополе Ефрема, на Афоне З агора (гора) Захарии, близ Россано Зелиана, на Афоне Зигу (два), на Афоне Зограф, на Афоне Золотая Скала Зосимы, в Палестине И акинфа, в Никее Иакова, близ Γαλνητζας в Фессалоникийской митрополии Иакова, в Константинополе Иакова, на территории Бари Иакова de Calo, в Сицилии Иваницы, на Афоне Иверский, в Константинополе Иверский, на Афоне Ида (гора), в Вифинии Иеремии, в Константинополе ερων, в Константинополе Иеронимнон, или Вурвуру, на полуострове Кассандре Иерусалим, в епархии Реджио Иисуса Христа, на Фаворе Οκοπροτρου, в Константинополе Илии, в Аете Илии, в Вифлееме Илии, в Константинополе Илии, в Троине в Сицилии Илии, на Афоне Илии, на Олимпе вифинском Илии, на поле Стенимахском Илии, на Фаворе Илии, или Мисанелли, в Италии Илии Embula, в Сицилии Илии Нового, в Калабрии Илии Пещерника, близ Меликукка в Италии

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

По евангельскому свидетельству, Иоанн проповедует «в духе и силе Илии» (Лк. 1, 17) [ 110 ]. «Дух» есть нечто иное, чем душа. О «духе Илии» Писание говорит, что «опочил дух Илии на Елисее» (4 Цар. 2, 15). Елисей — прижизненный ученик Илии. Перед своим вознесением «Илия сказал Елисею: проси, что сделать тебе, прежде нежели я буду взят от тебя. И сказал Елисей: дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне» (4 Цар. 2, 9). Как знак передачи пророческой силы и служения Елисею оставляется плащ (милоть) Илии. «И взял милоть Илии, упавшую с него, и ударил ею по воде, и сказал: где Господь, Бог Илии, — Он Самый? И ударил по воде, и она расступилась… И увидели его сыны пророков, которые в Иерихоне, издали, и сказали: опочил дух Илии на Елисее» (4 Цар. 2, 14-15). Итак, «дух Илии», пророческий дух есть Божий дар, собственно — благодать. Иоанн, проповедующий «в духе Илии», действует в Духе Божием. Ориген приводит параллель: Бог столь близко соединил Себя с древними святыми, что назвал Себя «Богом Авраама, Исаака, Иакова». Почему же Святой Дух не может назвать себя «духом Илии»? (На Ин. VI, 10, 68). Поставив знак равенства между «духом Илии» и «духом Иоанна», как общим «пророческим духом», то есть поняв дух всех пророков как ниспадающую на многие души единую благодать Духа Святого, Ориген смог предложить аллегорическое толкование «таинства Предтечи» (sacramentum Ioannis — Толк. на Лк. 4, 29) [ 111 ]. Слова апостола «никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» (1 Кор. 12, 3) означают, что Дух Своим касанием человеческого сердца должен предшествовать принятию им Христа. Поэтому Дух оказывается Предтечей, раскрывающим путь для Сына. И в жизни каждого христианина Предтеча-Дух Божий указует на воплотившегося Искупителя. Иоанн — «голос» («глас вопиющего в пустыне»), а Христос — Слово (Толк. на Ин. 2, 32). Голос раскрывает, являет Слово. Во всех пришествиях Иоанн предваряет Иисуса — в том числе и в пришествии Христа в сердце (Толк. на Ин. 2, 37). «Если кто предназначен к вере во Христа Иисуса, необходимо, чтобы прежде дух и сила Иоанна пришли в его душу, дабы подготовить ко Господу народ совершенный и уготовить тропки среди неровностей сердца. И сегодня также дух Иоанна предшествует явлению Господа» (Толк. на Лк. 4, 29). Если учесть, что Иоанн — проповедник покаяния, то вполне понятно, что покаянный дух есть условие принятия Христа.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

2. Но пост не только усмиряет движения тела; в то же время он освобождает человека и от душевных страстей. Согласно святому Иоанну Златоусту , пьянство и обжорство порабощают нас страстям, в то время как пост избавляет нас от их оков, освобождает от мучительства и ведет к изначальной свободе. Так что пост весьма справедливо именуется «страстоубийцей» и «лекарством, очищающим от страстей». 3. Так же как и от страстей, пост избавляет нас и от нечистых помыслов. Как говорят богоносные Отцы, одно из самых действенных орудий для борьбы со скверными помыслами – пост. Святой Иоанн Златоуст отмечает, что пост «многую в помыслах наших творит тишину...». Отгоняя страстные мысли, пост очищает человеческий ум и, как некая мысленная лестница, возводит его на Небо. По словам святого Иоанна Лествичника , «ум постника молится трезвенно» и «ум воздержного – храм Святого Духа, а ум чревоугодника – жилище ворон». 4. Как мы уже упомянули, часто пост уподобляется оружию. Итак, христиане с этим оружием в руках сражаются с дьяволом и отражают атаки злых духов. Василий Великий учит, что «пост – оружие для ополчения против демонов». А по словам Евфимия Зигавина «пост – великое укрепление для обороняющихся от демона». Без молитвы и поста невозможно противостоять различным искушениям. «Он» (пост), по словам Василия Великого , «отражает искушения». 5. С помощью поста мы не только победоносно сражаемся с дьяволом . В то же время он придает нам силы в нашем стремлении стяжать христианские добродетели. Пост – «благих ходатай», как говорят песнопения Постной Триоди, а по словам святого Григория Нисского , «пост – основание добродетели». Святой Иоанн Златоуст называет его «матерью здравомыслия», а святой Исаак Сирин – «защитником всякой добродетели». 6. Как мы сказали, первое, чего добивается с помощью поста христианин – очищение своей души и тела. Однако это своего рода «программа-минимум»; верующий должен стремиться к более высокой цели – богообщению. Пост и духовная чистота, которую дает нам истинный пост – путь, возводящий человека к Богу. Без этих условий невозможно приблизиться к Богу, стяжать чистую молитву, приобщиться Божией благодати. В этом вопросе наши богоносные Отцы единогласны. И все они в подтверждение своего учения ссылаются на образы двух великих пророков: Моисея и Илии.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

I.  Очень строгий пост  — сухоядение. Едят только сырую растительную пищу без масла. II.  Строгий пост  — едят всякую вареную растительную пищу с растительным маслом. III.  Обычный пост  — кроме того, что едят в строгий пост, едят еще рыбу. IV.  Ослабленный пост (для немощных, находящихся в пути и питающихся в столовых) — едят все, кроме мяса. Отмена или ослабление поста предусмотрены Церковью для особых случаев (болезнь, нахождение в пути и т.п.). Однако христианин не должен по собственному усмотрению ослаблять или отменять пост (как и, напротив, делать его более строгим), но спрашивать благословения духовника. Пост — не только время телесного воздержания; он означает и время усиления борьбы с грехом, особенной молитвенной сосредоточенности, более частого причащения. В году четыре длительных поста. Кроме того, Церковь установила постные дни — среду и пятницу в течение всего года. В память некоторых событий установлены также однодневные посты.   Многодневные посты Великий Пост  — предпасхальный, в общей сложности продолжается семь недель. Пост строгий. Очень строгие недели — первая, четвертая (Крестопоклонная) и седьмая (Страстная). На Страстной неделе пост прекращается после литургии в Страстную субботу. По обычаю же разговляются только после Пасхальной заутрени, т. е. в ночь на Св. Воскресение. Великий Пост связан с переходящим кругом праздников и поэтому в разные годы падает на разные числа, в зависимости от дня празднования Пасхи. Петров пост  — перед праздником святых апостолов Петра и Павла. Начинается со Дня всех святых (воскресенье после Троицына дня) и продолжается до 12 июля нового стиля. Этот пост меняет свою продолжительность в разные годы, ибо зависит от дня празднования Пасхи. Этот пост — наименее строгий, обычный. Успенский пост  — перед праздником Успения Божией Матери. Он всегда падает на одни и те же числа: 14—28 августа нового стиля. Это — строгий пост. Рождественский (Филиппов) пост  — начинается на следующий день после празднования апостола Филиппа, всегда падает на одни и те же дни: 28 ноября — 7 января нового стиля.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

Считается, что в южных странах, откуда к нам пришел устав, отказ от масла был обусловлен тем, что всегда на столе были оливки, и масло из них воспринималось уже как излишество. Для современного человека, живущего в средней полосе России, скорее растительное масло будет более простым продуктом. Можно ли пить в Великий пост? В Великий пост можно пить воду, компоты, соки, чаи, кофе и даже в некоторые дни разрешено немного вина. Нельзя в Великий пост пить крепкое спиртное или вино в больших количествах. Пост – это время сосредоточения и концентрации, алкоголь же  может помешать человеку в его духовном движении. Можно ли мед в Великий пост? Мед в Великий пост есть можно. Но надо помнить, что смысл гастрономического поста в ограничении, то есть вкусной, сладкой, любимой пищей, пусть и постной, не нужно объедаться. Можно ли пить воду в Великий пост? Воду пить в Великий пост, конечно, можно. Отказываться от воды нужно только перед Причастием. Подходить к Таинству принято натощак и с 12 часов ночи накануне или за 6 часов до, если Литургия ночью или вечером, нужно отказаться как от еды, так и от питья. Можно ли в Великий пост рыбу? В Великий пост рыбу можно дважды: в праздники Благовещения (7 апреля) и Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресенье, в 2017 году - 9 апреля). Если же Благовещение попадает на Страстную неделю, то даже в праздник рыбу есть нельзя. Накануне Вербного воскресенья, в Лазареву субботу (в 2017 году - 8 апреля), разрешена рыбная икра. Кроме того, нередко рыбу в Великий пост благословляется есть беременным и кормящим, учащимся и тем, кто занят усиленным умственным или тяжелым физическим трудом. Можно ли в Великий пост есть креветки? Есть ли креветки в Великий пост, зависит от меры соблюдения поста. Так, например, в Греции, где морепродукты – традиционная и легкодоступная пища, в Великий пост они разрешены даже в монастырях в те дни, когда устав разрешает масло. В России морепродукты не столь привычная еда, и каждый постящийся, советуясь со священником, сам решает, будут ли в его рационе креветки, кальмары и прочие «морские гады». Если для вас креветки вполне доступны и вы чувствуете, что несколько раз пост вам необходимо такое подкрепление – тогда употребление креветок (и других морепродуктов - мидий, кальмаров) возможно. Если же креветки для вас скорее любимый деликатес, то возможно стоит поискать другой продукт для подкрепления сил. Можно ли в Великий пост есть морепродукты?

http://foma.ru/chto-mozhno-i-nelzya-v-ve...

Что можно в пост? 19 февраля, 2012 Наступает пост, и  у нас возникает много вопросов — что можно есть в пост? Как изменить свою жизнь, чтобы пост послужил во благо? Мы постарались ответить на самые распространенные вопросы о посте. Содержание статьи Пост — особое время, когда верующий должен соблюдать воздержание в пище, молиться и изменить свою жизнь, чтобы стать ближе к Богу. Если вы давно в Церкви, вам наверняка уже удалось составить постное меню. Сложнее, если вы только недавно переступили порог храма. Мы рекомендуем обратиться за рекомендациями к священнику, но такая возможность есть не всегда. Поэтому постараемся раскрыть суть православных традиций, которые касаются поста. Суть поста не только в телесном воздержании, но все же у православных верующих возникает много вопросов. Как держать пост согласно предписаниям церковного устава? Можно ли читать и заниматься спортом? О том, что можно есть в пост и можно ли в это время венчаться и планировать детей — читайте в нашем материале. Что можно есть в пост? Что можно в пост, можно ли в пост позволить себе, например, что-то сладкое? Суть поста в ограничении. Если по состоянию здоровья человек не может соблюдать пост по всем канонам, лучше попросить благословение духовника на послабление поста, чем серьезно навредить своему здоровью. Беременным и кормящим тоже следует соблюдать пост по силам, ведь в таких случаях речь идет и о ребенке. В Великий пост допускается вкушать пищу растительного происхождения. Под запретом находятся молочные, мясные продукты, яйца и другая пища животного происхождения. Но есть и исключения: в праздники Благовещения и Вербное воскресенье разрешается вкушение рыбы. Если на Великий пост выпадает престольный праздник, устав Церкви допускает вкушение рыбы. Если человек, в силу обстоятельств, не властен над своим рационом, например, находится в больнице или в местах лишения свободы, он не должен голодать, в таких случаях Церковь допускает послабление поста. Такие вопросы решаются индивидуально, с участием духовника. Цель поста не в том, чтобы навредить себе, напротив, пост — это важное духовное упражнение, и он призван помочь нам возрасти в любви к Богу, в умении молиться и отказываться от земного в пользу Небесного.

http://pravmir.ru/chto-mozhno-v-post/

Просто начать, прямо сейчас. Посты, тем более наступивший Петров пост , – самое естественное время для такого начала. Пауза в ритме жизни церковного года. Пауза на тему «остановись, подумай, посвяти время по-настоящему нужным вещам». Тем более что этот постапостольский. Напоминание: родительское служение – служение апостольское. Петров пост – особенно удобное время для таких дел. Школьные занятия ко времени начала этого поста обычно уже заканчиваются. А если что-то и остается, то это уже несравненно легче и свободнее, чем обычная школьная жизнь современного ребенка. Так что Петров пост может стать возможностью позаниматься с детьми «истинным образованием». Можно запланировать на пост какую-то небольшую тему. Никогда ничего не изучали? Открываем детскую Библию. Читаем с самого начала первый текст. Утром, после завтрака: ведь никто не бежит в школу. Или прямо во время обеда. А на ночь, после общей молитвы, прочитать все то же самое, но прямо по тексту самой Библии. Так за день можно «пройти» запросто тему. Или открыть учебник Закона Божия. Не зря эта книга озаглавлена «для чтения В СЕМЬЕ и в школе». Открываем оглавление. Ничего не знаем ни мы, ни наши дети? Так это самый лучший повод начать. Прямо сейчас, прямо сегодня. Берем одну тему и определяем ее как тему этого поста. Например, устройство храма. Причем будем приходить в храм, будем вместе узнавать эти изученные дома вещи. Выберем в качестве темы литургию – и весь пост, бывая на службе, будем вживую узнавать то, что уже узнали об этом главном богослужении. Или еще вариант: возьмем книгу Деяний апостольских. Пост длинный, успеем прочитать за пост потихоньку ее всю. По полглавы, по сюжету за подход. Логичный выбор: как раз к празднику Петра и Павла все дочитаем, и 12 июля вместе в храме встретим день этих самых апостолов, про которых весь пост читали. Проповедь священника послушаем – и все на эту же тему. Закрепление пройденного получится. Учились дома – закрепили в храме. На все это уходит минут по десять за день. Может, десять минут днем и еще десять минут вечером. А если будем использовать иллюстрации, подбирать в Интернете обучающее видео, будем «закреплять» полученные знания прямо в храме, то, конечно, времени уйдет побольше. Может, если совсем времени нет, не каждый день будем заниматься, а, например, только каждую среду и пятницу. Или даже вообще раз в неделю: в субботу утром, когда папа – если он не священник – целый день дома. Раз в неделю-то у самых страшно занятых родителей найдутся эти 10–20 минут.

http://pravoslavie.ru/113496.html

4 . Линицкий П. Наука и религия [продолжение] (273–305) 5 . Петров Н. Известия церковно-археологического Общества при Киевской Академии (за апрель 1880 г.) (306–322) В приложении: 6 . Петров Н. Протоколы заседаний Совета Киевской Академии (17 августа 1879 г.) (33–48) Том 3 Июль 1 . Августин, блаженный , епископ иппонийский (в русском переводе), О граде Божием, книга четвертая (177–232) 2 . Сильвестр, архимандрит. Из чтений по догматическому богословию [продолжение §§ 106–112] (325–389) 3 . Тьерри А. Несторий и Евтохий, ересиархи V-ro века [продолжение] (390–421) 4 . Порфирий (Успенский) , епископ. Проповедники в Фракии, частные, в Константинополе и Андрианополе (422–451) 5 . Петров Н. Известия церковно-археологического Общества при Киевской Академии (за май 1880 г.) (452–460) В приложении: 6 . Петров Н. Протоколы заседаний Совета Киевской Академии (19 октября 1879 г.) (49–80) Август 1 . Иероним, блаженный (в русском переводе). Шесть книг толкований на пророка Иеремию (255–356) 2 . Порфирий (Успенский) , епископ. Проповедники в Фракии, частные, в Константинополе и Андрианополе [продолжение] (461–523) 3 . Шуази. Апостольское предание [продолжение] (524–553) 4 . Петров Н. Киевская искусственная литература XVIII века, преимущественно драматическая [окончание] (554–575) 5 . Смирнов Ф. Описание коллекции древних русских икон, приобретенной церковно-археологическим Обществом [продолжение] (576–583) 6 . Петров Н. Известия церковно-археологического Общества при Киевской Академии (за июнь 1880 г.) (584–588) В приложении: 7 . Петров Н. Протоколы заседаний Совета Киевской Академии (19 октября 1879 г.) (81–128) Сентябрь 1 . Августин, блаженный , епископ иппонийский (в русском переводе), О граде Божием, книга пятая (231–296) 2 . Порфирий (Успенский) , епископ. Проповедники в Болгарии, Молдовлахии и Угорской Руси (1–56) 3 . Линицкий П. Наука и религия [продолжение] (57–95) 4 . Шуази. Апостольское предание [окончание] (96–136) 5 . Фоменко К., свящ. Древняя монолитная колонна на погосте Русского храма в Иерусалиме (137–143)

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010