Библиография Бриллиантов 1898 – Бриллиантов А.И. Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эригены. СПб., 1898; М., 1988². [Brilliantov A. I. Vliianie vostochnogo bogosloviia na zapadnoe v proizvedeniiakh Ioanna Skota Erigeny (Inluence of Eastern theology on Western theology in the works of John Scotus Erigena). Saint Petersburg, 1898; Moscow, 1998².] Епифанович 1915 – Епифанович С.Л. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. к., 1915. м., 1996². [Epifanovich S. L. Prepodobnyi Maksim Ispovednik i vizantiiskoe bogoslovie (St. Maximus the Confessor and byzantine theology). Kiev, 1915. Moscow, 1996².] Каприев 2011 – Каприев Г. Византийска философия. София, 2011. [Kapriev G. Vizantiiska ilosoiia (Byzantine philosophy). Soia, 2011.] Лосский 2012 – Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. СТСЛ., 2012. [Lossky V. N. Ocherk misticheskogo bogosloviia Vostochnoi Tserkvi (Essay on mystical theology of the Eastern Church). Holy Trinity-St. Sergius Lavra, 2012.] Лурье 2006 – Лурье В. М. История византийской философии. Формативный период. спб., 2006. [Lourié B. M. Istoriia vizantiiskoi ilosoii. Formativnyi period (The history of Byzantine philosophy. The formative period). Saint Petersburg, 2006.] Петров 2007a – Петров В. В. Максим Исповедник : онтология и метод в византийской философии VII в. м., 2007. [Petrov V. V. Maksim Ispovednik: ontologiia i metod v vizantiiskoi ilosoii VII v. (Maximus the Confessor: ontology and the method of Byzantine philosophy in the VII century) Moscow, 2007.] Петров 2007b – Петров В. В. Логос сущего у Максима Исповедника : проблемы интерпретации//Философские науки. 2007. 9. с. 112–128. [Petrov V. V. Logos sushchego u Maksima Ispovednika: problemy interpretatsii (Logos of being in Maximus the Confessor: problems of interpretation)//Filosofskie nauki (Philosophical sciences). 2007. 9. P. 112–128.] Петров 2013 – Петров В. В. Трансформация античной онтологии в «Ареопагитском корпусе» и у Максима Исповедника //исследования по истории платонизма/Ред. В. В. Петров. М., 2013. с. 376–393. [Petrov V. V. Transformatsiia antichnoi ontologii v «Areopagitskom korpuse» i u Maksima Ispovednika (The transformation of ancient ontology in the “Corpus” Areopagiticum and Maximus the Confessor)//Issledovaniia po istorii platonizma (Research on the history of Platonism)/Red. V. V. Petrov. Moscow, 2013. P. 376–393.]

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

15 Как признается сам автор, «изложение внутренне противоречивого учения максима исповедника о логосах сущего выходит за рамки настоящей работы, поэтому в настоящем разделе мы не обсуждаем его подробно, предполагая рассмотреть взгляды Максима в специальном исследовании» (Петров 2007a. с. 139. примеч. 30). 16 См. выше примеч. 4. отметим, что содержание второй статьи (Петров 2013) практически полностью повторяет содержание первой (Петров 2007b), но в сокращенном виде. 17 Искушенный читатель сразу же заметит параллель между предлагаемой нами классификацией логосов у прп. Максима и западным средневековым учением о трех модусах существования универсалий: ante rem («до вещей», в Божественном интеллекте), in re («в вещах», в самих творениях) и post rem («после вещей», в человеческом интеллекте; см., например: Albertus Magnus. Summa theologiae 1, 317a; 2, 44b; Thomas Aquinas. Contra Gentes 1, 65, 2; Summa theologiae Ia, 15, 2, ad 2; Ia, 55, 3, ad 1; Ia, 58,7; Bonaventura. Itinerarium 3, 3 и др.). действительно, при чтении текстов прп. Максима данная схема, восходящая к знаменитому Εσαγωγ неоплатоника Порфирия (см.: Isagoge. Prol. L. 10–14), а потому хорошо известная в VII веке, постоянно приходила нам на ум, поскольку она действительно способна полно и непротиворечиво описать различные смыслы и функции понятия λγος у преподобного отца. Именно она помогает избежать представления об учении прп. Максима о логосах как «внутренне противоречивом» (Петров 2007a. с. 139. примеч. 30) и о «неясности онтологического статуса логоса» (Петров 2013. с. 385). 18 Логосы в этом аспекте отождествляют с Божественными идеями многие исследователи; см., например: Епифанович 1915. с. 65–66; Бриллиантов 1898. с. 214, 224; Лосский 2012. с. 135–143; Tollefsen 1999. P. 21–22 и др. Бездоказательную критику тезиса Толлефсена мы встречаем у Ж.-К. Ларше (см.: Larchet 2010. P. 392–393. примеч. 271), который в другом месте своей работы сам называет логосы «идеями и волениями Божиими по поводу его творений» (Ibid. P. 394). термин «замысел», «помысел» или «мысль» используют современные отечественные исследователи, см.: Лурье 2006. с. 370; Петров 2007a. с. 20, 23; Петров 2013. с. 386.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

В Великую Пятницу Литургия не служится – Сам Христос приносит Себя в жертву за грехи людей: Совершилось! ( Ин. 19, 30 ). После полудня в храмах совершается вечерня, в конце которой из алтаря выносится Плащаница с изображением снятого с Креста Иисуса. Ее полагают в центре храма на особом возвышении, и молящиеся, подходя, с благоговением прикладываются к ней. Вечером совершается утреня. Священники, стоя перед Плащаницей, читают погребальные стихи, а в конце утрени обходят с Плащаницей вокруг храма, символизируя погребение Спасителя. Великая Суббота. Утром служится Литургия, после которой по традиции начинается освящение куличей и пасхальных яиц. Петров пост Петров пост длится от Недели Всех Святых 86 до праздника святых апостолов Петра и Павла. Начало поста не имеет строго фиксированной даты и зависит от времени празднования Пасхи. Поэтому и продолжительность его непостоянна: самый длинный продолжается шесть недель, самый короткий – восемь дней. Этот пост не такой строгий, как Великий. Петров пост установлен в честь святых апостолов и в память того, что сами апостолы тоже постились перед выходом на проповедь. Святые апостолы Петр и Павел очень много сделали для распространения христианства. Пламенные речи Петра – одного из ближайших учеников Христа, – его горячая вера и бесстрашие привлекли в Церковь тысячи людей. Апостол Павел, один из самых образованных людей своего времени, прославился как апостол язычников. Во многом благодаря ему весть о Христе вышла за пределы Иудеи и распространилась среди других народов. Успенский пост 14 августа начинается Успенский пост, который готовит нас к празднику Успения Божией Матери. По строгости этот пост приближается к Великому, только длится он намного меньше – две недели – с 14 по 28 августа (по новому стилю). 166 Рождественский пост Рождественский пост начинается 28 ноября и длится, как и Великий, сорок дней – до 7 января. Весь период поста пронизан радостным, светлым ожиданием великого праздника – Рождества Христова. Однодневные посты

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

– Великий пост установлен для подготовки к Пасхе – главному христианскому празднику, в память о сорокадневном пребывании Господа Иисуса Христа в постном подвиге в пустыне, а следующая сразу за Великим постом Страстная Седмица посвящается последним дням земной жизни, страданиям, смерти и погребению Иисуса Христа. Во время Великого поста из употребления исключают мясную и молочную пищу. Рыба разрешается только в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (если он приходится не на Страстную Седмицу) и в день Вербного воскресенья. В Лазареву субботу разрешается рыбная икра. 20.8. Как поститься в Петров пост и для чего он установлен? – Петров пост установлен в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла и в воспоминание того, что после сошествия на них Святого Духа святые апостолы разошлись из Иерусалима по всем странам, постоянно пребывая в подвиге поста и молитвы. Петров пост менее строг, чем Великий. Во время Петрова поста исключается мясная и молочная пища. Рыба разрешается по субботним, воскресным и праздничным дням. 20.9. Как поститься в Успенский пост и для чего он установлен? – Успенский пост (с 14 по 27 августа по новому стилю) установлен в честь Пресвятой Богородицы. Готовясь отойти в вечную жизнь, Божия Матерь постоянно постилась и молилась. Так и всем верующим, слабым духовно и физически, тем более следует прибегать к посту, обращаясь в молитве к Пресвятой Деве за помощью во всякой нужде. Во время Успенского поста исключается мясная, молочная и рыбная пища, по строгости он приравнивается к Великому посту. 20.10. Как поститься в Рождественский пост и для чего он установлен? – Рождественский пост установлен для того, чтобы к дню Рождества Христова верующие очистили себя покаянием, молитвой и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия. Во время Рождественского поста исключается мясная и молочная пища. Рыба разрешается по субботним, воскресным и праздничным дням. 20.11. Надо ли соблюдать пост в среду или пятницу, если на эти дни приходится какой-либо праздник, например, Крещение Господне?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

— От постов освобождаются болящие, беременные и кормящие матери, грудные дети, путешествующие (по мере необходимости), а также люди, находящиеся в сугубых обстоятельствах (например, на войне). Конкретные вопросы прохождения поста надо соглассовывать с духовным наставником. Какие бывают однодневные посты и как в них поститься? — Однодневные посты бывают в среду (в этот день вспоминается предательство Иуды) и пятницу (день, когда распяли Господа Иисуса Христа) каждой недели. По строгости пост в эти дни приравнивается к Великому посту. В Рождественский (6 января) и Крещенский (18 января) сочельники пищу не вкушают до вечера. В день Усекновения главы Иоанна Предтечи (11 сентября) пост состоит в отказе не только от мясной и молочной пищи, но и от рыбной. В день Воздвижения Кресте Господня (27 сентября) тоже предписан строгий пост – на трапезе положено вкушать овощи и растительное масло. Посты делятся на нестрогие (воздержание от всех видов мясомолочной пищи) и строгие (воздержание от всех видов мясомолочной пищи, рыбы и елея). Как поститься в Великий пост и для чего он установлен? — Великий пост установлен для подготовки к Пасхе – главному христианскому празднику, в память о сорокадневном пребывании Господа Иисуса Христа в постном подвиге в пустыне, а следующая сразу за Великим постом Страстная Седмица посвящается последним дням земной жизни, страданиям, смерти и погребению Иисуса Христа. Во время Великого поста из употребления исключают мясную и молочную пищу. Рыба разрешается только в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (если он приходится не на Страстную Седмицу) и в день Вербного воскресенья. В Лазареву субботу разрешается рыбная икра, так как икринка – это постный эквивалент пасхального яйца. Как поститься в Петров пост и для чего он установлен? — Петров пост установлен в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла и в воспоминание того, что после сошествия на них Святого Духа святые апостолы разошлись из Иерусалима по всем странам, постоянно пребывая в подвиге поста и молитвы. Петров пост менее строг, чем Великий. Во время Петрова поста исключается мясная и молочная пища. Рыба разрешается по субботним, воскресным и праздничным дням. Как поститься в Успенский пост и для чего он установлен?

http://azbyka.ru/katehizacija/praktiches...

Постными днями иудеев были понедельник и суббота. Христиане первых веков, чтобы отличаться от иудеев, перенесли постные дни на среду и пятницу. Это отражено уже в памятниках II века – «Учении двенадцати апостолов» и «Пастыре» Ерма . В среду пост устанавливался в воспоминание о предательстве Иуды, а в пятницу – в воспоминание о распятии и крестной смерти Христа. В Православной Церкви существуют однодневные и многодневные посты. Многодневных постов четыре – Великий пост, Петров пост, Успенский пост и Рождественский пост. Великий пост, или четыредесятница Это важнейший пост, установленный в память сорокадневного поста Христа. Цель этого поста – достойная подготовка к встрече праздника Святой Пасхи. Четыредесятница завершается Лазаревой субботой и Входом Господним в Иерусалим. После этих праздников к четыредесятнице примыкает Страстная седмица с воспоминанием о страданиях и крестной смерти Иисуса Христа. В Древней Церкви во время Великого поста готовились к крещению оглашенные. Начало Великого поста не имеет постоянной даты в календаре и зависит от дня празднования Пасхи. Великий пост – самый строгий многодневный пост в году. Во время него запрещается вкушать мясо, яйца, молочные продукты и рыбу. Исключением являются только праздники Благовещения и Вход Господень в Иерусалим, когда есть разрешение на рыбу. В Лазареву субботу разрешается вкушать икру. В современной практике существует допустимое послабление поста. Допускается вкушать рыбу во все дни, кроме первой, Крестопоклонной и страстной седмицы, а также кроме среды и пятницы. Продолжительность современного Великого поста начала закрепляться в IVV веках. Особый интерес в этой связи представляют праздничные послания Афанасия Александрийского , в которых он оповещал христиан о дне празднования Пасхи и других подвижных праздников. В послании 329 г. Пасхе предшествует только Страстная седмица. Согласно этим посланиям, сорокадневный пост становится обязательным в 40е годы IV в. В современной практике великопостный период имеет характерные особенности в совершении богослужения. В этот период используются особые постные напевы, темные облачения священнослужителей и храма. Петров пост

http://azbyka.ru/liturgika-akimov

Итак, начало Петрова поста возводится к самым первым временам христианства. Но в настоящем своем виде Петров пост есть установление сравнительно позднего времени: он представляет из себя соединение двух древнейших христианских постов, соблюдавшихся Церковью почти что одновременно. Первый пост начинался спустя неделю после Пятидесятницы, иначе – после недели Всех Святых, и продолжался Церковью 7 дней. Второй – тоже 7-дневный пост был соблюдаем перед праздником св. апостолов Петра и Павла. О первом посте делают упоминание Постановления апостольские в 5 книге, 19 главе. Папа Лев установление этого поста прямо приписывает самим апостолам. Иногда эти два поста соединялись в один, именно – когда между Неделей Всех Святых и праздником первоверховных апостолов, вследствие разновременности подвижных праздников, время сокращалось до двух недель, – тогда за постом после Пятидесятницы, непосредственно следовал пост в честь апостолов. В последствии же времени, не ранее IV в., эти два поста навсегда соединились в один и составили пост Петровский. Он начинается после недели всех святых и продолжается до дня памяти первоверховных апостолов, т.е. до 29 июня. По времени своего продолжения пост этот бывает неодинаков. Смотря по движению праздника Пасхи, продолжение этого поста может быть длиннее или короче. Самый продолжительный Петров пост заключает в себе 6 недель, самый короткий – неделю со днем. В этот пост хотя и запрещается Св. Церковью мясоястие, однако не предписывается такой строгости в соблюдении, какую она определяет для св. Четыредесятницы, из чего усматривается некоторого рода разница между этими двумя постами. Третий годовой пост , соблюдавшийся Св. Церковью с древнейших времен христианства, был пост осенний, известный под именем Успенского . Хотя история и не указывает определенно, когда именно и кем установлен пост, но должно с вероятностью предполагать, что происхождение его древнее, что и его установили св. апостолы или же их ближайшие преемники. По крайней мере нельзя допустить того, чтобы у древних христиан день Успения Богоматери не был отличен особенным воспоминанием.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Поминовение (ср.) — Молитвы о живых и усопших, читаемые священником по особой книге или запискам прихожан с перечнем имен тех, о ком молятся. Помяник, помянник (м.) — Маленькая тетрадь с записями имен живых и мертвых, о ком молится верующий. Пономарь (м.) — Церковнослужитель, прислуживающий в алтаре. Попраздноство (ср.) — Дни после праздника. Попраздноство имеют Пасха, двунадесятые (кроме Входа Господня в Иерусалим) и некоторые другие праздники. Длительность попразднства различна — обычно от 1 до 8 дней. Попраздноство Пасхи продолжается 38 дней (до Вознесения). Поручи (мн.) — Принадлежность богослужебного облачения духовенства — широкие ленты со шнурами, стягивающие рукава подрясника или подризника узапястий. Посвящаемый (м.) — Тот, кого посвящают служению Богу (обычно о том, кто проходит рукоположение). Послания (мн.), послание (ед.) (ср.) — см.Апостольские послания. Последование (ср.) — Ряд молитв или церковных служб, расположенных в определенном порядке. Посох (м.) — Знак церковной власти архиерея и управляющего монастырем архимандрита или игумена. Пост (м.) — Усиленное молитвенное обращение к Богу и покаяние в сочетании с воздержанием от животной пищи, а также от развлечений и увеселений; время такого воздержания. (см. Великий пост , см. Петров пост , см. Рождественский пост , см. Успенский пост , см. Филиппов пост ) В православии посты занимают около 200 дней в году, среди них однодневные посты : среда и пятница каждой недели, за исключением сплошных седмиц и Святок; Крещенский сочельник; Усекновение главы Иоанна Предтечи; Воздвижение Креста Господня, а также четыре многодневных поста: Великий пост ; Петров пост , Успенский пост и Рождественский пост . Поститься — Соблюдать пост ; не употреблять скоромную пищу. Постная Триодь — Богослужебная книга, содержащая службы Великого поста. Постриг (м.) — Христианский обряд принятия монашества, сопровождаемый крестообразным выстрижением волос на голове посвящаемого. Потир (м.) — Предмет богослужения, относящийся к священным сосудам: чаша для Святых Даров, из которой причащаются.

http://pravmir.ru/kratkij-cerkovno-slavy...

– Если на среду или пятницу приходятся двунадесятые праздники: Рождество Христово и Крещение Господне, то пост отменяется. 17.11. Как поститься в Великий пост и для чего он установлен? – Великий пост установлен для подготовки к Пасхе – главному христианскому празднику, в память о сорокадневном пребывании Господа Иисуса Христа в постном подвиге в пустыне, а следующая сразу за Великим постом Страстная Седмица посвящается последним дням земной жизни, страданиям, смерти и погребению Господа Иисуса Христа. Во время Великого поста из употребления исключают мясную, молочную пищу, яйца. Рыба разрешается только в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, если он приходится не на Страстную Седмицу, и в Вербное воскресенье. В Лазареву субботу разрешается рыбная икра. 17.12. Как поститься в Петров пост и для чего он установлен? – Петров пост установлен в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла и в воспоминание того, что после сошествия на них Святого Духа святые апостолы разошлись из Иерусалима по всем странам, постоянно пребывая в подвиге поста и молитвы. Петров пост менее строг, чем Великий. Во время Петрова поста исключается мясная, молочная пища, яйца. Рыба разрешается по субботним и воскресным дням. Если же в понедельник, вторник или четверг будет память полиелейного святого или святого «со славословием», то в эти дни тоже разрешается рыба. 17.13. Как поститься в Успенский пост и для чего он установлен? – Успенский пост (с 14 по 27 августа по новому стилю) установлен в честь Пресвятой Богородицы. Готовясь отойти в вечную жизнь, Божия Матерь постоянно постилась и молилась. В память об этом событии верующие постятся, обращаясь в молитве к Пресвятой Деве за помощью. Во время Успенского поста исключается мясная, молочная пища, яйца и рыба (рыба разрешается только один раз на Преображение Господне). По строгости Успенский пост приравнивается к Великому посту. 17.14. Как поститься в Рождественский пост и для чего он установлен? – Рождественский пост установлен для того, чтобы к дню Рождества Христова верующие очистили себя покаянием, молитвой и воздержанием,  и могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия.

http://azbyka.ru/katehizacija/praktiches...

Иоанна, Болгария 18 ноября 2019, 13:52 Если Пасха 8 мая, заговезни на Петров пост - 03 июля (Пасхалия в новокалендарных поместных Церквях всегда по юлианскому календарю), а день свв. Петра и Павла 29 июня (всегда! Неподвижные праздники – по григорианскому). Самый длинный Петров пост в этих поместных Церквях – неделя. А так – 3-4 дня. Или – „минус три-четыре дня“, то есть после праздника. В 2021 года Пасха 2 мая, заговезни – 28 июня, а Петров день – опять, неизменно, 29.06. Алла 18 ноября 2019, 02:12 Михаил Чернушенко, вот именно, григорианский календарь сконструирован так, чтобы равноденствия выпадали на одни и те же даты. А значит он всегда показывает верное время года. Юлианский же накапливает расхождения с реальным временем, т.е. тропическим годом, каждые 128 лет. Что касается соотношения календарей, то это проблема исключительно историков, вычислить для нас верные даты тех или иных исторических событий. А остальным людям нужно одно - чтобы календарь показывал реальное время года. Евгения 18 ноября 2019, 00:48 Иоанна, Болгария (13.11.2019, 17:44): " в некоторые года заговезни на Петров пост выпадают после праздника свв. Петра и Павла " .//Иоанна, приведите, пожалуйста, пример с использованием экстремума - Пасха 08 мая по новому стилю. Лично я считаю так: Пасха 08 мая, Пятидесятница 26 июня, заговенье на Петров пост 03 июля. Иоанна, где у меня ошибка? Михаил Чернушенко - Алле 17 ноября 2019, 19:27 Вы писали (16.11.2019, 07:46): " Григорианский календарь показывает РАВНОЕ соотношение длины и ночи в оба равноденствия " . Но равная длина дня и ночи - это же и есть равноденствие! Весной оно приходится в новом стиле на 21, 20 и даже 19 марта, а в старом - на 8, 7 или 6 марта. Дата по одному календарю не более " правильна " , чем по другому. Как календарь может " показывать соотношение длин дня и ночи " ?! Это дают наблюдения и вычисления, а не календарь. Дата равноденствия по Юлианскому календарю в течение столетий смещается быстрее, чем по Григорианскому. Зато смещение в отношении сидерического года в Юлианском меньше. А главное, он проще, исторически непрерывен и принят Церковью для богослужения.

http://pravoslavie.ru/125482.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010