Рождественский пост. Продолжительность – 40 дней. С 15/28 ноября по 24 декабря/6 января. Заканчивается пост празднованием Рождества Иисуса Христа. (При указании дат первой стоит дата по церковному стилю, второй – по современному стилю.) Великий пост. Продолжительность – 40 дней. К нему присовокупляется Страстная неделя (особенно строгий пост) – последняя неделя перед Светлым Воскресеньем Христовым – Пасхой. Этот пост подвижный, то есть начало его устанавливается на каждый год особым образом и указывается в православных церковных календарях. Начинается Великий пост Прощеным воскресеньем. В этот день христиане просят друг у друга прощения и прощают друг другу все обиды. Прощают не на словах только, а от чистого сердца, чтобы быть в полном мире друг с другом. Петров пост. Продолжительность от года к году различная. Этот пост также подвижный. Он начинается через неделю после празднования Пятидесятницы (дня Святой Троицы) и кончается 29 июня/12 июля на Петров день. Успенский пост. Продолжительность – две недели. С 1/14 по 14/27 августа. Заканчивается празднованием Успения Богородицы. Пост установлен не столько для здоровья тела, сколько для воспитания души. В посту весь распорядок церковной жизни немного меняется. Больше времени посвящаем мы в эти дни молитве, меньше – тяжелым физическим работам. Непременно в посту надлежит исповедоваться, готовиться к достойному причащению. В таинствах исповеди и причащения, когда человек приступает к ним с искренним покаянием, миром в душе, с любовью к Богу и ближнему, душа наша очищается от греха. А грех есть главная причина всяких наших страданий и болезней. Потому неслучайно бывает и так, что после причащения человек исцеляется от каких-то телесных недугов или получает в них облегчение. Притом знай, что мы постимся еще кое-как. Настоящий монашеский пост нам с тобою не осилить. Цель поста настоящих постников была не в оздоровлении тела, а в отсечении страстей телесных, то есть греховных чувств и желаний, живущих в нашем теле. Такие постники измождали свое тело, а вовсе не стремились сделать его физически крепким. Такой пост соответствовал их образу жизни. Но и наш пост должен также иметь для нас воспитательное значение. Он обучает нас терпению, скромности и степенности во всем поведении, он помогает подавлять гнев и раздражительность, а также некоторые другие греховные чувства в нашем теле. Постящийся меньше превозносится физической силой, что у мальчиков бывает часто, когда им хочется показать свое удальство. Постящийся чаще и усерднее вспоминает о церковной службе, о Боге и Небесном Его Царстве. Постящийся легче примет к сердцу нужду ближнего и скорее окажет ему посильную помощь. Для этого очень полезен пост, и ты постарайся уже теперь понемногу замечать это на собственном опыте.

http://azbyka.ru/deti/uroki-o-zdorove-i-...

К пророку Илии, – столь ревностному проповеднику правды Божией и столь высокому орудию благодати, люди во все времена имели великое уважение и благоговение. Современники пророка, ясно видя в нём благодать Божию, называли его человеком Божиим ( 3Цар.17:18 ), во устех которого глагол Господень истинен ( 3Цар.17:24 ); в знак особенного благоговения к нему повергались перед ним на землю ( 3Цар.18:7 ; 4Цар.1:13 ); исповедали перед ним великую благодать Святого Духа, живущую и действующую в нём ( 3Цар.18:12 ; 4Цар.2:15–16 ). Сирах пишет о великом пророке: «востал Илия пророк, как огонь, и слово его, как свеща, горело. Он навёл на них глад, и ревностью своею умалил их. Словом Господним заключил небо и свёл трижды огонь с неба. Как ты прославился, Илия, своими чудесами, и кто сравнится с тобою в славе! Ты воздвигнул мёртвого от смерти и из ада, словом Вышнего. Ты низвёл царей в пагубу, и знаменитых с ложа их. Ты слышал на Синае обличение и на Хориве суд отмщения. Ты помазал царей для воздаяния и пророков преемниками по себе. Ты вознесён вихрем огненным на колеснице с огненными конями. Ты предопределён в обличительных пророчествах на времена будущие утишить гнев Божий при его воспламенении, обратить сердце отца к сыну, и восстановить колена Иаковлевы. Блаженны те, кои увидят тебя и украсятся любовью» ( Сир.48:1–11 ). Составитель первой книги Маккавейской с похвалой упоминает между прочими знаменитыми и благочестивыми мужами Ветхого Завета и о пророке Илии: Илия егда возревнова ревностью закона, взяся даже на небо (1Макк.2:58). Во время земной жизни Иисуса Христа Иудеи, взирая на великие чудеса Его, считали Его за пророка Илию ( Мф.16:14 ). В день преображения Господня Илия, как представитель пророков, во свете явился с Моисеем на горе и беседовал с Господом. Апостол Пётр, бывший очевидцем преображения Господня, желал между прочим сотворить едину сень и Илии. От времён Апостольских почитание пророка Илии продолжается в Церкви Христовой и даже вне её непрерывно. В III веке преп. Харитон на месте пустынного пребывания пр. Илии основал обитель Илиотов. В IV столетии, в день пророка Илии св. Амвросий Медиоланский , Августин и Златоуст говорили поучения, которые показывают, что праздник сему пророку в IV веке совершаем был в разных Церквах христианских. Св. Иоанн Златоуст , беседуя во храме св. мучеников в день пророка Илии, между прочим произнёс об нём: «множество времени не затмило его памяти, как и следовало. Такова добродетель». Даже и доселе, слишком через 2780 лет, благоговейные предания не затмились о пророке Илии; – доселе Палестинские предания с благоговением указывают места, освящённые стопами ног великого пророка Божия. В XI веке Иоанн, архиепископ Евхаитский, и позднее иеромонах Пахомий Логофет на день пророка Илии написали многие песнопения, доныне поемые Церковью в этот день.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Папоротник расцветает в полночь на Ивана Купала (он открывает клады) . На Ивана Купала появляются светляки. Сильная роса на Ивана – к урожаю огурцов. На рождество крестителя собирают лекарственные травы. 26. На Тихвинскую ягоды поспевают. Пчела вылетает за поноской (?). 27. На Самсона дождь – до бабьего лета мокро (север.) . На Самсона дождь – семь недель дождь. Самсон сено загнаивает. Самсона сеногноя. Никола обыденный (сибирск., т. е. сооруженный в одни сутки, как в Вологде спас обыденный) . На Петров день солнышко играет (тульск.) . Второй покос (южн.; первый 24-го) . С Петрова дня красное лето, зеленый покос. Женское лето по Петров день. Далеко кулику до Петрова дня. Худое (Шелудивое) порося и в петровки зябнет. В Петров день барашка в лоб. С Петрова дни зарница хлеб зорит. Петр и Павел два прибавил (два часа дня) . Утешили бабу петровские жары голодухой. Спасовка лакомка, а петровка голодовка. Не хвались, баба, что зелено, а смотри, каков Петров (гов. о уборке сена) . Доставай (Ладь) косы и серпы к Петрову дню. С Петрова дня пожня (покос, косьба). Коли дождь на Петров день, то сенокос будет мокрый. Петровка навозница. Межипарье, междупарье. На св.Петра дождь – жито как хвощ (западн.) . На св. Петра дождь – урожай нехудой, два дождя – хороший; три – богатый. Если просо в Петров день с ложку, то будет его на ложку. Прошли петровки, опало по листу; прошел Илья, опало и два. Соловей поет до Петрова дня. Кукушка кукует до Петрова дня. Кукушка на Петров день подавилась мандрыкой (ватрушкой; южн.) . На Петра девки крестят кукушку (кумятся за яичницей в лесу; замоск.) . Петров день – проводы весны. Мясоед с постом побранился (если 29 июня придется в среду или в пятницу) . До Петрова взорать, до Ильина заборонить, до спаса (16 авг.) засеять. Июль. Июль – макушка лета, сенозорник, страдник. В июле на дворе пусто, да на поле густо. Июль – хоть разденься, а декабрь – потеплей оденься. В июле хоть разденься, а легче нет (а все легче не будет). Март, апрель, май, июнь вино в бочках сушит; июль, август, сентябрь, октябрь хозяина крушит.

http://azbyka.ru/fiction/poslovicy-russk...

Особенности великопостного богослужения могут существовать и для прочих постов годовых, но так как в Православной Церкви существует обычай принимать исповедь христиан преимущественно в Великий пост, то указанные нами особенности в прочие посты соблюдаются в некоторых обителях, а в большой части Православных церквей прочие посты отличаются от обыкновенных дней только родом пищи. После Великого поста особенным уважением у христиан пользуется Успенский пост, простирающийся от 1-го до 15-го Августа. Он установлен из подражания Божией Матери, которая пред своим преставлением проводила время в посте и молитве. Из бесед святых отцов видно, что в Августе месяце был пост уже в 5-м веке; на Август месяц он перенесен с Сентября, так как в Сентябре постились язычники по требованию своего учения. В 11-м и 12-м веке, по поводу разных споров об Успенском посте, соборами греческой церкви постановлено именно поститься две недели пред праздником Успения. Говорят также, что в это время соединены два поста в один, пост пред Преображением с постом пред Успением; это сделано для однообразия в обычаях христиан. Строгостью правил Успенский пост превосходит посты Петров и Рождественский, но уступает Великому. Церковный устав в понедельники, среды и пятки этого поста предписывает сухоядение; во вторник и четверг–вареное без елея; в субботу и воскресенье разрешает на вино и елей; а в день Преображения– на рыбу. Петров пост начинается через неделю после Троицына дня и продолжается до 29-го Июня, т. е. до дня св. Апостолов Петра и Павла. Продолжительность его бывает различна, смотря по тому, поздно или рано бывает праздник Пасхи. Установление Петрова поста относится ко временам Апостольским, а в 4-м веке этот пост известен во всей Церкви. Только сначала он в некоторых местах продолжался не долее семи дней; впоследствии длина его сделалась различна, так как этот пост был поставлен в зависимость от переходящих на разные числа праздников Пасхи и Пятидесятницы. Правила о пище в Петров пост те же, что и в Успенский.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

О цели, смысле и сути Петровского поста; о том, как нам соотнести апостольское служение со своей жизнью, апостольский дар слова – с нашими способностями; о необходимости смирять себя словесно и одухотворять все произнесенное нами, рассказывает протоиерей Артемий Владимиров . Насколько люди различны между собой, не правда ли? И даже православный народ мыслит и чувствует по-разному. Наступило погожее жаркое лето. За спиной у нас остался, дорогие друзья, светоносный праздник Пасхи. На Троицу , пятьдесят дней спустя, мы собирались с вами в храмах, коленопреклоненно молили Отца и Сына и Святого Духа ниспослать нам обновляющую нас Божественную благодать. И вот Петров пост. Не будем, друзья, роптать на это узаконение Матери-Церкви. Пост ныне совсем не продолжительный, длится всего лишь до 12 июля. Но для того, чтобы нести бремя Апостольского поста, для того, чтобы вместе со всеми боголюбцами радоваться возможности чуток воздержаться от скоромной пищи, давайте уясним для себя цель, смысл и суть этого церковного, а значит – Божественного, установления. Да, правы те, кто говорят, что этот пост установлен всею Соборной Апостольской Церковью несколько позднее, нежели Великий пост. Но по свидетельству преподобного Серафима , всё, что приняла и облобызала наша Мать-Церковь, должно быть достолюбезно каждому ее чаду. Петров пост связан теснейшим образом с даром слова, который мы получили от рождения свыше как драгоценную черту образа Божия В книге Деяний апостольских мы читаем, что отобранные для благовествования Евангелия двенадцатью учениками христиане постились и молились и после возложения на них апостольских рук разошлись во все концы вселенной, чтобы нести и ближним, и дальним весть о воскресшем Христе. Петров пост, или пост Апостольский, связан теснейшим образом с даром слова, который каждый из нас получил от рождения свыше как драгоценную черту образа Божия. Тем паче что мы в большинстве своем словене, славяне – такое племя и такой народ, для которого слово является средством прославления Творца. Апостольский пост нам нужен как раз для того, чтобы, слегка утеснив наше чрево – а «сытое брюхо, – как свидетельствует русский народ, – к учению глухо», – мы возбудили в себе дар словесности, чтобы наши мысли – внутреннее слово, обитающее в глубинах бессмертного человеческого духа… так вот, чтобы наши мысли мало-помалу посветлели, и из обрывистых и перекрученных, бессистемных, они, словно светлые нити, устремленные к источнику бытия – Богу, превратились в тайную сердечную молитву.

http://pravoslavie.ru/94625.html

...Пост есть успокоение наших душ, украшение старцев, наставник юношей, учитель целомудренных... (свт. Иоанн Златоуст , 47, 8). Источник. Люблю пост, потому что он – мать смиренномудрия и источник всякой мудрости (свт. Иоанн Златоуст , 47, 757). Источник. Пост – собеседник девственниц, пост – умножение домов, пост – защитник кающихся, пост – супруг молитвы, пост – основание богатства, пост – утешение бедных, пост – помощник изнуренных, пост отгоняет сон и побуждает к песнопению, пост – вода, напояющая нас и уготовляющая нам источник бессмертия. О, пост! Ты хлебом располагаешь души наши к благочестию и солью уничтожаешь зловоние грехов наших (свт. Иоанн Златоуст , 52, 915). Пост есть лекарство, разрушительное для греха, и мягкая мазь для души, очищающая с целию благочестия (свт. Иоанн Златоуст , 53, 962). Источник. ...Пост – защита души и непобедимое оружие тела (свт. Иоанн Златоуст , 53, 962). Источник. ...Пост – очищение мысли, сожитель воздержания, упражнение в благочестии, иго правды (свт. Иоанн Златоуст , 53, 964). Источник. Пост – и уничтожение смерти, и освобождение от гнева... (свт. Иоанн Златоуст , 53, 964). Отец поста, возлюбленные, есть закон Божий; мать его – воздержание, терпение, добродетель; дочери его – подвиг, чистота, целомудрие; его родные сыновья – Моисей, Илия, Даниил, Иоанн Креститель и весь лик святых, в особенности же – пустынножителей и подвижников; его ближайшие родственники – вера, надежда и любовь; его друзья – мир, кротость, согласие; его слуги – славословие, псалмопение непрестанное, молитва чистая; сожительствует с ним страх Божий; плоды же их сожительства – святость, непорочность, дерзновение к Богу, Царство Небесное, жизнь вечная (свт. Иоанн Златоуст , 54, 919–920). К какому роду добрых дел должно причислить пост, – к числу ли существенно добрых, каковы суть: правда, мудрость, мужество и воздержание, которые вовсе не могут перейти в противную сторону, или к числу средних, т. е. таких, кои сделать иногда, может быть, полезно, иногда опустить не предосудительно...

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Но не нужно в Великий пост истязать себя голодом. Пищевой пост не должен вредить здоровью и выполнению ежедневных обязанностей. Что нельзя делать в Великий пост Что нельзя делать в  Великий пост ? Правильнее было бы спросить, что следует делать в Великий пост. Ведь это время дано нам специально как время усиленной работы над собой. Как шанс изменить что-то в себе к лучшему. Сконцентрироваться на своей духовной, внутренней жизни. И те правила, которые Церковь предлагает нам соблюдать в Великий пост, нужны нам как подспорье в достижение этих целей. Так какие это правила? Пост в еде. В Великий пост нельзя не только есть скоромную пищу (мясо, яйца, молочные продукты), но и объедаться постной. В период поста нельзя также употреблять алкоголь, кроме некоторых дней, когда разрешается немного вина. Супругам следует по возможности и только по взаимному согласию воздерживаться от близости (в Великий пост не совершаются венчания, соответственно верующим людям нельзя жениться в Великий пост). Разумное распределение времени. В Великий пост нужно сосредоточиться на своей духовной жизни, а потому не следует тратить время бесцельно. Имеет смысл ограничить развлечения и увеселения, а посвятить время молитве и своему духовному развитию. Прощение обид. Нельзя в пост продолжать лелеять свои обиды на других, нужно постараться разрешить конфликты и по возможности примириться. Именно поэтому Великий пост начинается после Прощеного воскресенья. Усиленная молитва. В пост нельзя пренебрегать богослужением и молитвой. Богослужения Великого поста совершенно особенные, они передают главное настроение Великого поста – покаяние. Есть службы (канон Андрея Критского, Литургия Преждеосвященных даров, Пассии, богослужения Страстной недели) на которых надо непременно побывать. Покаянная молитва Ефрема Сирина сопровождает православного христианина весь Великий пост. В Великий пост христианину нельзя продолжать жить в привычной суете, забывая о Боге. Нужно находить время и возможности, чтобы делать пусть самые маленькие, но шажки к Господу. Семь недель Великого поста – семь ступенек к Пасхе, к Светлому Христову Воскресению. И провести их надо так, чтобы встретить Праздник с чистым сердцем. Можно ли причащаться в Великий пост?

http://foma.ru/chto-mozhno-i-nelzya-v-ve...

Глава 17 1. Явление пророка Илии пред Ахавом и предречение бездождия. 2–7. Пребывание пророка Илии у потока Хорафа и чудесное питание его здесь. 8–24. Пророк Илия в доме вдовицы Сарептской; чудесное питание ее семьи (13–16) и воскрешение ее сына (17–24). 3Цар.17:1 .  И сказал Илия [пророк], Фесвитянин, из жителей Галаадских, Ахаву: жив Господь Бог Израилев, пред Которым я стою! в сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову. Внезапность появления пророка Илии, отмеченная и в словах И. Сираха: «восстал Илия пророк, как огонь, и слово его горело, как светильник. Он навел на них голод» ( Сир.48:1–2 ), и отрывочность его первой речи Ахаву издавна подавали повод к предположению, что начало истории пророка Илии, как и начало обличительной речи его Ахаву, не сохранились в Библии. Талмуд даже делает попытку восполнить предполагаемый пробел 20 . Однако нет надобности в таком предположении, так как именно внезапность появления характерна для пророка Илии ( Сир.48:1–2 ), и внезапное появление пророка, дотоле скрытого в неизвестности, наиболее отвечало цели разительного вразумления беспримерного нечестия Ахава. Имя «Илия», евр. Элиагу, Элийа (LXX: ´Ηλιο, ´Ηλας, Vulg.: Elias) означает: «мой Бог есть Иегова» и само собою указывает на призвание или задачу всей жизни пророка: проповедь и защита чистой религии Иеговы против культа Ваала (нет нужды, однако, предполагать с некоторыми толкователями, будто пророк сам принял это имя, выражающее идею его религиозного служения; скорее можно думать, что семья, в которой родился пророк, свято чтила Иегову, безусловно отрицала культ Ваала и исповедание своей веры выразила в имени будущего пророка). Обычный эпитет пророка Илии – " Фесвитянин» ( 3Цар.17:1,21:17,28 ; 4Цар.1:3,8,9:36 ) – от отечественного города пророка Фесвы. Положение города в Библии точно не определено, и толкователями указывается двояко. Одни отождествляют Фесву, родину пророка Илии, с Фисвою, Θσβη, «находящеюся по правую сторону Кидая Неффалимова, в Галилее» ( Тов. 1:2 ), откуда выведен был в плен известный Товит (напр.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В плане именно употребляемых продуктов пост делится на нестрогий (воздержание от всех видов мясо-молочной пищи) и строгий (воздержание также и от рыбы). В монастырском уставе пост дифференцирован более глубоко как по календарю, так и по составу пищи (присутствует понятие «сыроядения» — употребления в пищу в определенное время только сырых овощей, и «пост без вкушения растительного масла», а также «совершенный пост» — полное воздержание от пищи, например, перед причастием). В то время как сроки пощения для всех Церковью устанавливаются общие, то строгость поста и мера воздержания определяется индивидуально в соответствии с конкретными условиями. Так, по канонам Церкви от поста «разрешаются» (то есть освобождаются) болящие, путешествующие (в меру необходимости), беременные, кормящие матери и т.п. В течение года Церковью определены четыре многодневных поста: Великий , Петров , Успенский и Рождественский , а также большинство сред и пятниц в течение всего года и несколько сугубых однодневных постов (точные сведения о времени постов удобно посмотреть во вступительной части любого Православного церковного календаря). Великий и Успенский посты являются строгими (безрыбными), Петров пост и Рождественский пост (кроме последней седмицы) — нестрогими. Итак, пост — это школа духовного сосредоточения. Пост — это школа самопожертвования, умения отказаться от «дольнего» ради «горнего», школа послушания и смирения, школа управления своей волей и своим организмом. Пост — это периодическое напоминание нам о приоритете духовных ценностей над материальными. Пост (как и периодичность богослужений, праздников) — это ритмика горнего мира, соединение земли с Небом. Пост — это труд во Христе, пост — это радость во Христе. Пост — это заповедь Божия: «…тогда будут поститься в те дни» (Мк. 2, 20). А ведь сказано Господом: «Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей…» (Ин. 15, 10). Специфика поста в том, что он как бы воссоединяет духовное делание и быт православного человека. Впрочем, это можно сказать и о многих других сторонах «воцерковленного» быта : неизменность чтения утренних и вечерних молитв, освящение трапезы, традиционное празднование в домашнем кругу церковных праздников (например, обычай колядования на Рождество ) и т.п.

http://pravmir.ru/otkryvaya-dver-molitva...

Посты, как и праздники, были одни годовые, т.е. такие, которые соблюдались Церковью в известное время ежегодно, другие – недельные. К постам первого рода относятся: Великий пост, или св. Четыредесятница, Петров пост, Успенский и пост Рождественский. «Эти четыре церковные поста, – говорит Лев, папа Римский , в 8-й беседе о посте, – так расположены в целом году, что для каждого времени года предписан свой особый закон воздержания: для весны – весенний пост в Четыредесятницу, для лета – летний пост после Пятидесятницы, для осени – осенний пост – Успенский, и для зимы – зимний, Рождественский пост». Нужно заметить, во 1-х, что главнейшие посты Православной Церкви совершаются перед великими христианскими праздниками, с тем, очевидно, намерением Церкви, чтобы после подвижнических и постнических трудов радость праздничных дней была более чистой и торжественной и чтобы христиане достойно праздновали светлые дни Господских праздников. Во 2-х – то, что в круге годичном в Христианской Церкви как есть праздники Господские (в честь Самого Господа), и Богородичные, и в честь святых, так есть и посты, посвященные одни памяти Господа (пост Великий и Рождественский), другие памяти Пресвятой Богородицы (Успенский) и памяти святых (Петров пост). Важнейший из всех постов, установленных Св. Православною Церковью , есть пост св. Четыредесятницы , который она и заповедует соблюдать строже всех других постов. Пост этот установлен Церковью в воспоминание того великого поста, в котором Господь наш Иисус Христос после принятия от Иоанна крещения водой в течение 40 дней и ночей приготовлял Себя на служение человеческому роду. И Св. Церковь установила сохранять этот пост 40 дней, начиная с понедельника первой седмицы и продолжая до Лазарева воскресения, т.е. субботы 6-й седмицы. Это было время строжайшего воздержания, и Св. Церковь все направляла и направляет к тому, чтобы возбудить в душах верующих покаяние и сердечное сокрушение о грехах, дабы, совершенно очистившись, они могли быть достойными и принятия Тела и Крови Христовой. Для возбуждения в христианах большего благочестия и для большего расположения к посещению св. храмов во время св. Четыредесятницы правилами Церкви запрещены были всякие зрелища и общественные игры. В богослужениях же своих, совершаемых отличным образом от прочих времен года, Св. Церковь внушает христианам обязанности подвигов молитвы и покаяния, и во всех, даже малейших подробностях великопостного богослужебного чина видно самое внимательное участие Св. Церкви к христианскому усовершенствованию своих членов посредством поста. И действительно, в древнее время христиане проводили пост сей в строжайшем воздержании и богомыслии. Во все дни совершались благочестивые собрания для принесения молитв и здесь, как можно видеть из бесед св. Златоуста на книгу Бытия, говорены были поучения народу.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010