В Никольском приделе, по духу и происхождению как бы более строгом, византийском, в иконостасе находится Иверская икона Божией Матери, перед солеей справа – Казанская икона Божией Матери. Здесь расположены также образа святых Иоанна Воина, Гурия, Самона и Авива, икона Божией Матери «Нечаянная Радость». В Сергиевском приделе – иконы священномученика патриарха Гермогена, святых Власия, Флора и Лавра, преподобной Анны Кашинской и образ Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Михаил Вострышев " Москва православная. Все храмы и часовни " В 1451 году село Воробьёво покупает великая княгиня Софья Витовтовна. Примерно тогда здесь строится храм, освящённый в честь Троицы Живоначальной. Первое упоминание о деревянной церкви содержится в письменных источниках, относящихся к XVII веку, к периоду правления первого царя из рода Романовых, примерно к 1628-1632 годам. " Церковь Святые Живоначальныя Троицы, что в селе Воробьеве, дани 18 алтын 4 деньги, и сентября в 28 день, на нынешний 7136 г. те деньги платил поп Тит, в 7140 г. - на Троицкую церковь к прежней дани по новому окладу прибавлено дани 2 алтына 5 денег " - так сказано в приходных книгах Патриаршего Казённого Приказа. Разумеется, в те времена, как и в более древние, церковь была деревянной и числилась как " жилая московская церковь за деревянным городом " . В 1720 году ветхий деревянный храм был снесён и на его месте построен новый: " Апреля въ 6 день, запечатан указ о строении церкви, по челобитью великаго государя дворцоваго села Воробьева, церкви Живоначальныя Троицы попа Ивана Васильева с прихожаны, велено им в том селе Воробьеве, вместо ветхой церкви, на том же церковном месте построить вновь церковь древяную во имя Живоначальныя Троицы, да в приделе преподобнаго Алексия, человека Божия, пошлин две гривны взято " . В 1786 году и этот новый храм пришёл в совершенно ветхое состояние, да такое, что службы здесь были запрещены. Но только в середине 1790-х годов по повелению императрицы Екатерины II Троицкий храм был разобран. Так начался новый период в истории этой церкви.

http://sobory.ru/article/?object=02278

В 1817 г. на Воробьевых горах заложили храм Христа Спасителя – памятник победы в Отечественной войне 1812 г. Он должен был террасами спускаться с вершины Воробьевых гор к Москве-реке. Однако во время земляных работ обнаружилось, что грунт осыпается и сползает; поэтому в 1827 г. строительство здесь прекратили и позже перенесли на Пречистенку. Так Троицкая церковь осталась в этих местах единственным памятником и свидетелем героических событий 1812 г. В XIX веке обновление Троицкого храма происходило дважды: в 1858–1861 гг. и в 1898 г. В XX веке, в 1964 и 1971 гг., производился внешний ремонт здания, а в 1971–1972 гг. – внутренний ремонт. Чистилась настенная живопись, частично была сделана новая. В 2006 г. церковное здание также ремонтировалось снаружи и внутри. Наружные стены храма и колокольни в настоящее время украшают фрески. На колокольне вверху расположен образ Божией Матери «Знамение», а на нижнем ярусе – «Прп. Сергий Радонежский благословляет блгв. кн. Димитрия Донского», «Митр. Московский Алексий исцеляет царицу Тайдуллу» и «Моление прп. Серафима Саровского на камне перед образом Богородицы “Умиление”». На правой стене трапезной изображен святитель Николай, на левой – преподобный Сергий Радонежский (в соответствии с расположением приделов). На портике южного входа находится фреска «Св. Троица с Авраамом и Саррой под Мамврийским дубом». Далее против часовой стрелки: образ Иоанна Предтечи, на внешней стене Горнего места – Голгофа, и, наконец, образ Спасителя. Особого внимания заслуживает настенная живопись внутри храма. Над входом в главную часть из трапезной изображена Ветхозаветная Троица, на куполе – Бог Отец и Бог Дух Святой с предстоящими ангелами, а над алтарем – Вознесение Господне. На стенах в медальонах – изображения пророков Илии и Моисея, святителей Николая и Алексия, митрополита Московского, преподобных Серафима Саровского и Сергия Радонежского, а также образ Божией Матери «Знамение». Над южной дверью ниже медальонов – Сретение Господне и «Насыщение пяти тысяч пятью хлебами», над северной – Введение во храм Пресвятой Богородицы. В иконостасе главного престола привлекает внимание икона Божией Матери «Живоносный Источник», как память о прежнем названии храма. Перед солеей слева – Печерская икона Божией Матери, справа – образ Спаса Нерукотворного. За этими иконами располагаются два лика (хора) для антифонного пения. Слева от амвона – небольшая икона новомучеников Российских, справа – такая же по размеру икона Царственных мучеников. На северной стене находится икона Божией Матери «Утоли моя печали» и особо чтимый образ Божией Матери «Благодатное Небо», на южной стене – икона Божией Матери «Державная».

http://sobory.ru/article/?object=02278

Из журнала " Православные Храмы. Путешествие по Святым местам " . Выпуск 2018 г. Троицкая церковь на Воробьёвых горах существовала с древнейших времён. Её история тесно связана с историей дворцового села Воробьёво (ныне в черте Москвы), от которого эту живописную местность на правом берегу Москвы-реки и стали называть Воробьёвыми горами. Точное время постройки первого деревянного храма неизвестно, но, когда в XV столетии село Воробьёво было куплено великой княгиней Софьей Витовтовной, он уже существовал. Упоминание о деревянной Троицкой церкви в селе Воробьёво содержится в приходных книгах Патриаршего Казенного Приказа за 1628 г. в числе «жилых» московских церквей «за Деревянным городом»: «церковь Святые Живоначальныя Троицы, что в селе Воробьеве, дани 18 алтын 4 деньги, и сентября в 28 день, на нынешней 7136 г. те деньги платил поп Тит, в 7140 (1632) г. – на Троицкую церковь к прежней дани по новому окладу прибавлено дани 2 алтына 5 денег». До 1690 г. храм значился в Пречистенском сороке города Москвы, с 1691 г. – в Загородской десятине. При приходском Троицком храме состояли священники: 1628–1632 г.г. – о. Тит; 1639–1645 г.г. – о. Конон Ананьин; 1646–1656 г.г. – о. Пётр; 1657–1673 г.г. – о. Иаков; 1675–1680 г.г. – о. Фома; 1681–1685 г.г. – о. Феофан; 1710–1720 г.г. – о. Иван Васильев; 1730 г. – о. Петр Ильин. В 1720 г. было принято решение вместо очередного обветшавшего храма строить новую деревянную церковь Живоначальной Троицы с приделом преподобного Алексея человека Божия. Строительство завершилось в 1727 г. и в том же году состоялось освящение храма. Уже к середине XVIII в. церковь пришла в ветхость и священники просили благословения на постройку нового храма. Распоряжением от 4 июня 1750 г. было предписано произвести осмотр здания. По результатам осмотра 13 сентября 1750 г. в Дворцовую Кантору было доложено, что «…та церковь вся в совершенной ветхости и в починку бысть не годна, а надлежит вместо оной построить вновь». Но на этот доклад был получен отказ. В течение последующих нескольких лет вопрос о разборке обветшавшего деревянного приходского Троицкого храма и строительстве на его месте новой церкви обсуждался неоднократно, но безрезультатно. В конце концов, 11 апреля 1757 г. храм от ветхости обрушился. С этого времени службы совершались в уцелевшем пределе Алексия человека Божия.

http://sobory.ru/article/?object=02278

Архитектор Александр Лаврентьевич Витберг, русский художник шведского происхождения, стал автором проекта нового - каменного - храма в стиле позднего классицизма. Конечно, Витберг более известен, как автор проекта храма Христа Спасителя, первого, одобренного ещё императором Александром I. Проект не был осуществлён, и тот храм, который стоит в Москве ныне, был создан другим архитектором - Константином Андреевичем Тоном. А творение Витберга украшает собой Воробьёвы горы. Кирпичный храм с цоколем из белого камня был построен на средства прихожан и дарителей. Размеры храма небольшие, архитектура - довольно скромная, даже ординарная для начала XIX столетия. Это типичная для Подмосковья приходская церковь. На четверике установлена ротонда, завершённая глухим барабаном с небольшой главкой. С юга и севера храм украшен портиками тосканского ордера с четырьмя колоннами. В трапезной устроены два придела - во имя Святителя Николая Чудотворца и Преподобного Сергия Радонежского. Главный престол был освящён во имя Святой Троицы. Колокольня - единственное здание, дошедшее до наших дней в неизменённом виде - двухъярусная. Сам храм несколько раз перестраивался при ремонтах в 1858-1861 годах, затем в 1898 и 1900 годах. Нельзя не вспомнить, что с Троицкой церковью на Воробьёвых горах тесно связано имя " святого доктора " Фёдора Петровича Гааза, бывшего главным врачом тюремных московских больниц. Доктор Гааз много поспособствовал завершению строительства воробьёвской церкви, желая, чтобы арестанты, содержавшиеся в пересыльной тюрьме на Воробьёвых горах, были бы приписаны к этой церкви и могли посещать богослужения. И Фёдор Петрович этого добился, как добился и строительства в 1832 году больницы для заключённых на 120 коек на тех же Воробьёвых горах. Церковь не закрывалась в советское время, здесь даже производился ремонт и реставрировались храмовые иконы. Сегодня кроме трёх основных престолов в Николаевском приделе есть ещё и приставной престол святителя Ионы, митрополита Московского. Появился он после 1937 года, когда в воробьёвский храм из голенищевской церкви перенесли антиминсы приделов митрополита Ионы и мученика Агапия.

http://sobory.ru/article/?object=02278

Последним настоятелем деревянной церкви был отец Никифор Васильев. 17 декабря 1768 г. приходскую церковь Троицы Живоначальной в селе Воробьёве запечатали, а церковную утварь из нее перенесли в дворцовый храм «Живоносного Источника», богослужения в котором прихожане посещали до постройки новой Троицкой церкви. К концу 1790-х г.г. по приказу Екатерины II храм был разобран. В 1811 г. «тщанием прихожан и доброхотных дателей» рядом с разобранным храмом была выстроена новая кирпичная церковь с белокаменным цоколем, существующая поныне. На месте алтаря старой церкви в 1811 г. поставили белокаменный памятник, увенчанный крестом, сохранившийся до наших дней и расположенный в 5–6 метрах от нынешнего главного алтаря. Первым настоятелем новой каменной церкви Святой Троицы стал Иаков Ильин, в 1802 г. переведенный из храма иконы Божией Матери «Живоносный источник» и прослуживший здесь до 1812 г. До 1818 г. Троицкая церковь относилась к московскому уезду, а с 30 марта 1818 г. – к Замоскворецкому сороку Москвы. К 1811 г. храм был построен вчерне и вначале освящен был только престол святителя Николая Чудотворца. Освящение главного престола в честь святой Троицы состоялось 22 сентября 1818 г., его совершил протоиерей Иоанн Иоаннов. Согласно ведомостям 1819 г., причт Троицкой церкви состоял из священника, диакона, дьячка и пономаря. В приходе числилось 113 дворов, в которых проживали 354 души мужеского пола и 392 женского. Придел преподобного Сергия Радонежского был освящен, скорее всего, в 1823 г., т.к. в «Ведомости о церкви Живоначальной Троицы, что на Воробьевых горах, состоящей в Москве в Замоскворецком Сороке» за 1822 г. о нем сказано, что он «устрояется». В документе также говорится, что печи в храме отсутствуют, иконостасы не окрашены и не вызолочены, снаружи церковь не оштукатурена, без боковых крылец и без ограды, утварью посредственна. Причт, как и прежде, состоял из одного священника, диакона, дьячка и пономаря. Приходских дворов – 120, прихожан – 377 душ мужского пола и 443 женского. Земли при церкви – 33 десятины. На церковной земле находилось 2 кирпичных завода: один завод принадлежал московской купеческой жене Аксинье Андреевне Нечаевой, другой – московскому купцу Михаилу Артамоновичу Шкарину. У церковнослужителей были собственные дома на церковной земле, за исключением диаконского, который «своей не успел еще построить».

http://sobory.ru/article/?object=02278

Описание храма 1887 года. В метрике 1887 г. храм описывается как кирпичный одноэтажный «в виде разностороннего креста», «с одним полукружием без всяких граней», 9 саженей в высоту, 13 – в длину, 6 – в ширину. Кровля шатровая с двумя скатами из листового железа, покрашена медянкой зеленого цвета. На сводах фонарь сквозной с шестью пролетами без украшений. Одна глава на церкви круглая, покрытая листовым железом и окрашенная медянкой. Железные восьмиконечные кресты обиты белой жестью, с цепями. Внутри храм устроен в форме квадратной палаты. Алтарь отделен деревянной перегородкой, имеющей три пролета для дверей царских, северных и южных. В алтаре устроены три окна. Помост алтаря с солеей и амвоном поднят на три ступени. Приделов в церкви два. Притвор отделен от храма каменной стеной с одним пролетом. Полукруглые своды опираются на два гладких четырехгранных столба, образующих три арки. Пол во всем храме лещадный. Со времени основания церкви никаких изменений не было. Четырехъярусный иконостас нового устройства с колонками, украшенными деревянной резьбой. Царские двери двухстворчатые с резными узорами и полукруглым верхом. Солея каменная, выложенная лещадью, амвон полукруглый из белого камня. Клиросы примыкают к стенам храма, без особых украшений. Кирпичная колокольня была построена одновременно с церковью на средства прихожан. Колоколов шесть, первый 156-пудовый, отлитый в Москве, с надписью, остальные без надписей. Стены храма расписаны в 1833 г. Спустя 35 лет, в 1868 г. стены были вновь выкрашены масляной краской и расписаны на исторические сюжеты. Икон старого русского письма три: Донская икона Божией Матери, икона Николая Чудотворца и икона Божией Матери «Троеручица». До наших дней в неприкосновенности сохранилась только колокольня, сам храм переделывался. Ремонт производился в 1858–1861 г.г., в 1898 и 1900 г.г. В настоящее время на наружных стенах церкви имеются фрески. Крыльцо на западном фасаде колокольни появилось во время ремонта 1858–1861 г.г., пристройки по сторонам от нее – в 1898 г. В конце XIX – начале XX в.в. территорию церкви обнесли кирпичной оградой с металлической решеткой.

http://sobory.ru/article/?object=02278

Москва. Церковь Троицы Живоначальной на Воробьёвых горах. Троицкая церковь в Воробьёве Карта и ближайшие объекты Храм на этом месте упоминается с 1644 г., но истинное время его основания неизвестно и относится, скорее всего к более раннему периоду. Само село Воробьево известно с 1453 г. Существующий храм построен в 1811-1813 гг. в стиле классицизма, внутреннее убранство современно постройке. Главный престол освящен во имя Троицы Живоначальной, южный придел - святителя Николая, северный - преподобного Сергия Радонежского, приставной престол - во имя святителя Ионы, митрополита Московского. Храм никогда не закрывался. При храме есть благотворительная служба. Троицы на Воробьевых горах церковь (улица Косыгина, дом 30). На высоком крутом берегу Москвы-реки, перед почти 300-метровым высотным зданием Московского университета и буквально в нескольких шагах от известной смотровой площадки на Воробьевых горах, стоит храм Живоначальной Троицы. В 1937 г. закрыли стоящую неподалеку Троицкую церковь в Троицком-Голенищеве, из нее в храм на Воробьевых горах перенесли два антиминса и соорудили приставной престол в главном алтаре во имя бывших в закрытом храме приделов святителя Ионы, митрополита Московского, и мученика Агапия. Деревянная церковь известна на Воробьевых горах с древнейших времен. В 1451 г. великая княгиня Софья Витовтовна купила небольшое село на высоком берегу Москвы-реки. В 1700 г. документальные источники называют стоящую в селе «церковь Сергия, что в Саду» (по-видимому, названа по приделу), а в 1720 г. упоминают в ней придел преподобного Алексия, человека Божия. Известно также, что в 1785 г. эта древняя церковь перестраивалась, а в конце XVIII века разобрали летний царский дворец. В 1811–1813 гг. близ места, где стояла деревянная церковь, выстроили и освятили каменный Троицкий храм с правым приделом – святителя Николая и левым – преподобного Сергия Радонежского. Он был небольшим, типичным для подмосковных сел. Колокольня, трапезная и главный храм располагались традиционно по оси восток – запад. Мощный купол-ротонда, стоящий на кубическом основном объеме, завершал барабан с небольшой главкой. Южный вход имел далеко вынесенный портик с тосканскими колоннами. Двухъярусная колокольня, на нижнем ярусе которой соорудили главный вход в храм, красиво дополнял всю композицию. На месте престола старого храма тогда же в 1811 г. установили небольшой белокаменный обелиск, увенчанный крестом. Этот обелиск сохранился до сих пор – в шести метрах справа от входа в храм. Буквы на нем давно стерлись, однако хорошо видно изображение трубящего архангела. Сохранилась также и старая ограда с арочным входом. Впрочем, некоторые источники утверждают, что от 1811 г. до нашего времени в неприкосновенности дошла лишь колокольня. Примечательно, что накануне военного совета в Филях в 1812 г. в только что отстроенной Троицкой церкви молился М.И. Кутузов.

http://sobory.ru/article/?object=02278

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Андрей Воскресенский Владимирович Воскресенский (2.10.1884, Москва - 31.10. 1937), сщмч. (пам. 18 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших). Род. в семье прот. Владимира Андреевича Воскресенского, настоятеля храма Смоленской иконы Божией Матери на Смоленской пл. в Москве, арестованного в июле 1923 г. за участие в собрании духовенства благочиния, целью к-рого было обсуждение вопросов, связанных с защитой арестованного свт. Тихона , Патриарха Московского и всея России; дело было прекращено в связи с объявленной в авг. 1923 г. амнистией. В 1931 г. 80-летнего прот. Владимира вновь арестовали, по дороге в ссылку он скончался. А. окончил Заиконоспасское ДУ (1898), Московскую ДС (1904), МДА (1908, со степенью канд. богословия), в 1909 г. назначен на должность помощника инспектора в Новгородскую ДС. В 1912 г. рукоположен во священника к московскому храму Успения Божией Матери в Казачьей слободе, состоял законоучителем в 4-м мещанском Мариинском жен. городском уч-ще и в частной жен. гимназии А. С. Стрелковой. В 1923 г. награжден наперсным крестом, вскоре возведен в сан протоиерея и назначен настоятелем. При поддержке старосты храма готовил публикацию по истории храма и казачества в Москве, материалы исчезли при закрытии церкви в 1930 г. После закрытия храма А. был переведен в храм свт. Григория Неокесарийского на Б. Полянке, затем в ц. Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах. Последним местом его служения стала ц. арх. Михаила в с. Карпове Воскресенского р-на Московской обл., где, как и в Москве, А. быстро завоевал любовь прихожан. А. был арестован 7 окт. 1937 г. по обвинению в «агитации против руководителей советского правительства и колхозов», заключен в тюрьму г. Коломны. Были вызваны лжесвидетели, показания к-рых А. опроверг. Расстрелян по приговору тройки УНКВД по Московской обл. от 17 окт. 1937 г. и погребен в безвестной могиле. Прославлен Архиерейским Собором РПЦ 2000 г .

http://pravenc.ru/text/115210.html

Троицкая церковь на Воробьёвых горах (Москва) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Троицы Живоначальной на Воробьёвых горах в Москве — православный храм в честь Живоначальной (Святой) Троицы, расположенный в Западном административном округе (ЗАО) Москвы в муниципальном округе Раменки. Относится к Михайловскому благочинию Московской епархии РПЦ. Содержание История [ править править код ] По летописи известно, что когда в XV веке село покупала великая княгиня Софья Витовтовна, супруга московского великого князя Василия I и дочь великого князя Литовского Витовта, храм уже стоял. Первым известным нам священником деревянного храма Троицы был отец Тит, который являлся настоятелем с 1628 по 1632 гг. Деревянная Троицкая церковь в селе Воробьеве по приходным книгам Патриаршего Казенного Приказа 1628 г. писалась в числе «жилых» московских церквей — «за Деревянным городом». До 1690 г. Троицкая церковь писалась в Пречистенском сороке Москвы, а с 1691г. она уже писалась в Загородской десятине. К концу 1790-х годов храм сильно обветшал и по приказу Екатерины Великой был разобран. Последним священником деревянного храма Троицы был отец Никифор Васильев. Ныне существующая кирпичная с белокаменным цоколем церковь сооружена в по проекту архитектора А. Л. Витберга, автора проекта храма-памятника Христа Спасителя на Воробьевых горах. Здание, построено в стиле поздне­го классицизма, как сказано в документах «...тщанием прихожан и доброхотных дателей...». Первым настоятелем каменного храма был отец Иаков Ильин. Каменный храм был возведен вблизи прежнего, деревянного. На месте алтаря старого храма в 1811 году установили увенчанный крестом белокаменный памятник, который сохранился до наших дней. Крыльцо перед входом на западном фасаде колокольни и пристройки по её сторонам появились во время ремонтов здания в 1858—61 и 1898 гг. Территория церкви обнесена кирпичной оградой конца ХХв. с металлической решеткой. В 1812 году здесь перед советом в Филях молился М. И. Кутузов. Здание уцелело во время наполеоновского нашествия.

http://azbyka.ru/palomnik/Троицкая_церко...

Храм Троицы Живоначальной в Троицком-Голенищеве (Москва) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь Троицы Живоначальной в Троицком-Голенищеве — православный храм, построен в 1644—1645 годах по проекту Антипы Константинова в старинном патриаршем селе Голенищеве (после постройки переименованного в Троице-Голенищево) на реке Сетуни на месте церкви Иоанна Богослова, сооружённой в XV веке. Содержание История [ править править код ] Село Голенищево, впервые упоминаемое в 1406 году, было загородной летней резиденцией святого Киприана, митрополита Московского и Киевского. В 1474 году митрополитом Геронтием была сооружена церковь Иоанна Богослова. В XVII веке уже существовала деревянная Троицкая церковь с приделом святителя Леонтия. В 1644—1645 годах Ларионом Ушаковым по проекту нижегородского зодчего Антипы Константинова на её месте возведён каменный храм. Боковые приделы сооружены несколько позже. Колокольня и трапезная построены в 1660 году. В 1860 году колокольня была перестроена и несколько сдвинута, а придел мученика Агапия продлён новой трапезной. Во время Отечественной войны 1812 года село было захвачено наполеоновскими войсками, в храме размещалась конюшня. В пожаре погиб древний иконостас, но некоторые иконы уцелели благодаря тому, что незадолго до событий были переданы в поновление. В 1898—1902 годах храм был несколько обновлён. В советское время храм был закрыт в 1939 году, иконостас был взят в пользование Сергеем Эйзенштейном для съёмок картины «Иван Грозный», после чего обратно в храм не вернулся. В церкви Троицы Живоначальной на Воробьёвых горах, не закрытой в то время, был устроен отдельный престол Агапия и Ионы, куда перенесли антиминсы приделов голенищевской церкви. В храме разместили склад сырья и готовой продукции 3-й картонажной фабрики, затем он был передан в аренду Гостелерадио СССР, некоторое время в храме вёлся приём макулатуры и стеклотары. В 1970-х годах храм был отреставрирован. В 1990 году начался процесс передачи церкви. Первый молебен состоялся 8 января 1991 года. К концу года территория храма была освобождена, разобраны складские помещения, началось строительство перекрытий и этажей в колокольне. Богослужения возобновлены в 1992 году.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Троицы_Жи...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010