Директор православной школы «Образ»: Школа для сына, пугало-ЕГЭ, и «Тихий Дон» как преступление Как открыть целую школу ради сына, почему читать «Тихий Дон» – преступление, и в чем тайный смысл уроков труда 25 июня, 2014 Как открыть целую школу ради сына, почему читать «Тихий Дон» – преступление, и в чем тайный смысл уроков труда Школу мы с мужем создали в 1992 году. Конечно, с моей стороны это было авантюрой: молодая учительница, никогда не занималась административной работой, если не считать литературный кружок в Доме пионеров. Директор православной школы «Образ» Татьяна Юрьевна Смирнова в 1985 году окончила факультет русского языка и литературы МГПИ. Преподает литературу с 1983 года. В 1992 году создала школу «Образ», в Уставе которой с первых лет заявлено «Воспитание в традициях русской школы и православной педагогики». Сегодня в школе обучается 200 детей, есть детский сад, подготовительная группа. Сегодня свободы больше и работать интересней – Я год отработала в одной из Малаховских школ, когда училась на четвертом курсе (в 1983 году). Школа была хорошая, много прекрасных учителей (я и училась в ней), но не благодаря, а вопреки системе. Сама же советская школьная система мне не нравилась: бездуховность, жуткая бюрократия, отношения между взрослыми и детьми формальные. Чувствовала, что если хочу творчески реализоваться, надо что-то менять, уйти от этой системы. Мне было с чем сравнивать – с 8 класса я занималась в Московском Дворце пионеров на Воробьёвых горах в кружке литературного творчества, а со второго курса сама десять лет там преподавала. Это был пир творчества, дружбы с детьми, совместного честного поиска истины во всём. Еще на первом курсе института поняла, что комсомольские идеалы – обман (а ведь одно время была активисткой), тогда же пришла к вере. И школьная программа по литературе меня не устраивала. Методически и с учетом возрастной психологии она была составлена грамотно, но все произведения объяснялись с точки зрения марксизма-ленинизма. Сегодня у учителей тоже есть свои трудности, связанные с учебным планом, в большинстве школ сократились часы преподавания литературы, но в принципе и свободы у учителя больше, чем в советское время, и работать интересней. По литературе есть несколько программ, во всех основу составляет русская классика, но все программы дают учителю 30% времени на свободное творчество, то есть примерно в этом объёме учитель вправе давать ученикам произведения по своему усмотрению.

http://pravmir.ru/direktor-pravoslavnoy-...

Характерно, что Аверинцев относился к тем «пионерам мысли», которые созрели до перестройки всей модели отношений с власть имущими – они отказали накинутой как сеть на головы идеологии в субъектности, в праве на разумный диалог: «Мое поколение было первое, которое увидело, что у идеологии нет лица, нет даже злого лица, что разговаривать не с кем». То время – хотя хронологически вроде бы и недавнее – все же нашим молодым современникам представить сложно. Об этом времени историк Сергей Иванов писал: «То была невообразимая из сегодняшнего дня эпоха, когда сугубо ученый доклад на головоломнейшую тему собирал гигантские залы, и ему внимали словно революционному манифесту». Священник Георгий Чистяков вспоминал: «Сергей Сергеевич был первым в Москве человеком, в своих университетских лекциях открыто заговорившим о Боге. Осенью 1970 года он читал их по субботам в новом тогда здании на Воробьёвых горах в огромной аудитории, где тогда яблоку было негде упасть. Его византийская эстетика, основанная на самом высоком и в высшей степени профессиональном филологическом анализе, была в то же время настоящей проповедью Слова Божьего и христианской веры. Каждому слушателю из этих лекций сразу становилось ясно, что лектор не просто знает Евангелие и святоотеческую традицию, но сам верит в Бога». Разумеется, в те времена – диктата одной идеи – практически все научные тексты, а особенно гуманитарные, прочитывались под «двойным микроскопом»: считывался и профессиональный срез, и, что не менее важно – общечеловеческий. Часто пишущий зашифровывал между строк свое послание, а чтущий мог легко его обнаружить. Потому что и тот и другой были настроены на один лад, на один язык. После откровенно страшных годов непредсказуемой сталинской «рулетки», после слишком наивных мечтаний хрущевской «оттепели» в стране появился слой, класс людей, чье появление не предсказывалось логикой марксистско-ленинского учения. Это были умные люди, люди культуры с все возрастающей жаждой метафизического определения самих себя и окружающей их жизни. Словом, люди, изнутри почувствовавшие необходимость, неизбежность религии, духовного начала.

http://pravmir.ru/sergey-averintsev-myi-...

15 " Грехи - признак духовно мёртвого человека " (Тихон Задонский). 16 Цари иудейские перессорились, воздвигли тельцов, государство разделилось, Иерусалим пал. Так в Ветхом Завете. В то же время Игорева песнь написана " по былинам сего времени " " от старого Володим ера до нынешняго Игоря " , то есть, с крещения Руси, в век Благовестья - в новых мировоззренческих измерениях. 17 Фрагмент поэмы о плакальщицах следует за " мутным сном " Святослава на горах киевских. Опять-таки В. Д. Воробьёв толкует это место способом, наиболее убедительным из всех нам известных. В прежних комментариях красные готские девы почему-то радовались поражению Игорева войска и звонили якобы русским златом, которое должно им перейти как часть добычи половцев. На самом деле готы-тетракситы жили совместно с племенами аланов и с русскими в Тмутороканском княжестве, хорошо знали русский язык, были христианами и считались надёжными торговыми партнёрами. Речь в отрывке поэмы идёт как раз о том, что готские девы сочувствовали Игорю, они звонили (метафорически) тем златом, которое дарили сваты невестам от имени женихов - в данном случае от убитых русских воинов - и пели свадебные песни, бусенные (Бус был богом свадебного суда). Готские девы величают убитых в отместку за поражение половского хана Шарукана Старого русичей - а не радуются их гибели. " А мы уже, дружина, жадни веселия! " - слова эти принадлежат готским девам и означают, что дружине (женщины, жёны, спутницы, невесты) лишены (жадни) радости. Они ведь - из чужого племени, откуда по обычаям выбирались невесты, и теперь остались без женихов, а " русское злато " , которым они звонят - опять-таки русские люди, потенциальные мужья, которые полегли в половецком поле. Есть ещё один смысл в этом отрывке, обнаруженный в книге пророка Иеремии. Из чужих набирали не только жён, но и плакальщиц. " Так говорит Господь Саваоф: подумайте, и позовите плакальщиц, чтобы они пришли; пошлите за искусницами в этом деле, чтобы они пришли. Пусть они поспешат и поднимут плач о нас, чтоб из глаз наших лились слёзы, и с ресниц наших текла вода " . Красные готские девы, нанятые как искусные плакальщицы - вот самый точный поэтический смысл этого эпизода.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/i...

Октябрь 1993 Это очень в русско-американских традициях: бомбёжками и танками загонять людей в «счастливое будущее» — демократию. При этом победившая сторона и назвала себя демократами, объявив, что именно она исполняла волю народа. 3 октября, 2013 Это очень в русско-американских традициях: бомбёжками и танками загонять людей в «счастливое будущее» — демократию. При этом победившая сторона и назвала себя демократами, объявив, что именно она исполняла волю народа. Разгон Верховного Совета, расстрел Белого дома или Октябрьский путч — за событиями октября 1993 года закрепилось несколько названий. Своими воспоминаниями о тех событиях и их оценкой — как двадцатилетней давности, так и сегодняшней — делятся постоянные эксперты «Правмира». В 1993 году исполнительная власть фактически уничтожила законодательную Священник Феодор Людоговский : Моё отношение к этому событию и тогда, и сейчас было сложным. В 91-м году, хотя мне тогда было всего 15 лет, для меня всё было достаточно ясно: вот Ельцин, он демократ, а с другой стороны — ГКЧП, коммунисты, КГБ, которые хотят задушить нашу молодую демократию, и этому надо противостоять. В 93-м году всё было гораздо сложнее и непонятнее. Наверное, я всё же был душой не на стороне Ельцина, и сейчас я думаю, что то, что он сделал тогда, имело затем далеко идущие негативные последствия. Но что было бы в противном случае — тоже трудно сказать. Если говорить о личных воспоминаниях, как раз они у меня достаточно яркие. Я учился тогда на первом курсе филфака МГУ. Помню, что 4 октября как раз было понедельником. Мы пришли на занятия, и вдруг оказалось, что половина преподавателей как-то неожиданно «заболела». Я пошёл на смотровую площадку на Воробьёвых горах, и оттуда как раз был виден Белый дом, который постепенно становился чёрным. Я помню, какой-то мужчина средних лет рядом со мной сказал: «Да это гражданская война», и это было на неё действительно очень похоже. Но, к счастью, полномасштабной гражданской войны тогда не случилось, однако погибло больше ста человек, и что всё это было, кому это было нужно — для меня неясно до сих пор.

http://pravmir.ru/oktyabr-1993/

В категории людей второго сорта духовенство находилось фактически до сталинской редакции Конституции 1936 года. Однако после получения полных прав бывшие лишенцы были первыми кандидатами на репрессии при новой массовой волне репрессий 1937–1938 годов (см. Приказ наркома внутренних дел СССР 00447) 66 . При этом следует заметить, что сталинская Конституция содержала один, но очень существенный момент ущемления прав верующих по сравнению с Конституцией 1918 года 67 . По Конституции РСФСР (1918 год) разрешалась наряду с атеистической пропагандой и религиозная (ст. 13), а Конституция СССР (1936 год) провозглашала лишь свободу «отправления религиозных культов» и свободу антирелигиозной пропаганды (ст. 124), то есть религиозная проповедь запрещалась 68 . Декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» действовал в советском государстве «почти до самого конца его существования и только постановлением Верховного Совета РСФСР от 25 октября 1990 года был объявлен утратившим силу» 69 . Что интересно: советская « свобода совести » распространялась не только на внешние стороны отношений верующих и государства, даже при лояльности первых, но и на внутреннюю каноническую и богослужебную жизнь Церкви 70 . Практически как при османском иге в Греции и на Балканах, по всей России шла война с колокольным звоном. 30 июля 1918 года «вышло постановление СНК «О набатном звоне», согласно которому за созыв населения набатом виновные предавались суду трибунала» 71 . «Колокола сбрасывали под тем предлогом, что они мешают слушать радио и оскорбляют религиозные чувства нехристиан. Колокольный звон запрещался постановлением местных властей в Ярославле, Пскове, Тамбове, Чернигове. В начале 30-х годов был снят и перелит самый большой в России 67-тонный колокол Троице-Сергиевой лавры. Запрещён был колокольный звон и в Москве. По словам А.Ч. Козаржевского, только за официальной чертой тогдашней Москвы, на Воробьёвых горах, можно было услышать звон единственной церкви» 72 . Это при том, что колокольный звон – неотъемлемая часть православного богослужения.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Основатель университетской обсерватории Штернберг в марте 1918 г. был назначен членом коллегии Наркомпроса и заведующим отделом высшей школы в Наркомпросе. 14 июня состоялось совещание о работе историко-филологического факультета, в котором участвовал философ Г. Г. Шпет. 12 мая 1919 г. в ун-те был открыт фак-т общественных наук (ФОН), состоявший из 3 отд-ний - политико-юридического, экономического, исторического. В марте 1921 г. ФОН был реорганизован, политико-юридическое отд-ние преобразовано в правовое, а историческое - в общественно-педагогическое, историко-филологический фак-т МГУ был объединен с ФОН (в мае 1921 вышло постановление об упразднении историко-филологических фак-тов к 1 июня того же года), также созданы литературно-художественное и этнолого-лингвистическое отд-ния. Для того чтобы выходцы из рабочих и крестьянских семей смогли получить необходимые для поступления в вуз знания, при ун-те с 1919 г. действовали курсы, позднее преобразованные в подготовительный фак-т. Памятник М. В. Ломоносову у Аудиторского корпуса на ул. Моховой. 1957 г. Скульптор И. М. Козловский, архит. Г. Г. Лебедев. Фотография. 2014 г. Памятник М. В. Ломоносову у Аудиторского корпуса на ул. Моховой. 1957 г. Скульптор И. М. Козловский, архит. Г. Г. Лебедев. Фотография. 2014 г. В 1922 г. в здании университетского храма св. Татианы, значительно перестроенном, утратившем прекрасную коринфскую колоннаду, был открыт студенческий клуб, где прошло много знаменательных событий: 4 нояб. 1927 г. В. В. Маяковский прочитал только что законченную поэму «Хорошо!»; 27 нояб. 1936 г. акад. Зелинский, выступая на сессии, посвященной 225-летию со дня рождения М. В. Ломоносова, предложил присвоить ун-ту имя великого ученого, что и было утверждено 7 мая 1940 г.; 17 марта 1948 г. прошел митинг, посвященный строительству новых университетских зданий на Ленинских (Воробьёвых) горах. В этих же стенах 13 дек. 1963 г. возникло Об-во охраны памятников истории и культуры. 6 мая 1958 г. был открыт Студенческий театр МГУ, находившийся в здании храма до 22 янв. 1995 г., где начинали свой творческий путь мн. выдающиеся актеры.

http://pravenc.ru/text/Московский ...

Послания Аввакума царю Алексею Михайловичу обычно называют челобитными: так они были названы в издании РИБ (согласно их порядковой нумерации – по хронологии – первая, вторая, третья, четвертая, пятая челобитные). Однако эти названия условны, так как из сочинений Аввакума и других источников XVII в. известно о существовании других, в том числе и более ранних, чем «первая», челобитных Аввакума царю. Не сохранились две ранние челобитные Аввакума (1653 г.), написанные им совместно с костромским протопопом Даниилом: одна написана после присылки патриархом Никоном «памяти» Ивану Неронову – «из книг выписки о сложении перст и о поклонех», другая – по поводу ссылки Ивана Неронова (см. письмо протопопа Аввакума к Ивану Неронову, с. 176177). Не сохранилась и челобитная, послужившая непосредственным поводом для новой ссылки Аввакума в 1664 г., – «моленейце» «о духовных властях», как называл её сам Аввакум (см.: РИБ, стб. 751), или «роспись о том, хто в какие владыки годитца», как значится в описи бумаг, отобранных у игумена Феоктиста при аресте (см.: Материалы, I, с. 335, 336:189). Не дошло до нас послание Аввакума, которое он написал царю в июне 1667 г., находясь в Андреевском монастыре на Воробьёвых горах в Москве. До 1951 г. были известны лишь пять челобитных Аввакума царю Алексею, в 1951 г. В. И. Малышев опубликовал ещё одну – шестую, написанную Аввакумом в мезенской ссылке в январе 1665 г. (см.: Доклады и сообщения Филологического института ЛГУ. 1951. Вып. 3. С. 261) (она не имеет порядкового номера). Далеко не все письменные обращения Аввакума к царю были челобитными. Так, например, «первая челобитная» (1664 г.), «четвертая» (1668 г.) и «пятая» (1669 г.) являются по своему назначению и форме вовсе не челобитными, а посланиями. Замечание справедливо и по отношению к тексту так называемой «челобитной» царю Федору Алексеевичу: это открытое публицистическое послание, больше предназначенное для единомышленников Аввакума, чем для царя. Сам Аввакум в «Житии» называл «четвертую» и «пятую» «челобитные» посланиями, так воспринимали эти тексты и переписчики, так называл «пятую челобитную» дьякон Федор, пустозерский «соузник» Аввакума. В настоящем издании публикуются три послания Аввакума царю Алексею Михайловичу, а также одна из его челобитных – «третья» (названия соотнесены с условными названиями в РИБ, принятыми в научной литературе), челобитная царю Федору Алексеевичу и послание царевне Ирине Михайловне, также найденное В. И. Малышевым и изданное им в 1958 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

— Ты чего плачешь? Я ответил: — Из-за слабого моего образования. А он был учёный старой закалки, стоумовый человек! И говорит мне: — Ты мальчик усердный, будешь ещё на высоте. Вот, даю тебе книжку Чехова. Каждый день переписывай по 4 листа, а я буду проверять. Евангелия читай каждый день. Ходи в Большой театр, внимательно слушай музыку. Добросовестно учи иностранные языки. Священник должен быть всесторонне грамотным. Под руководством профессора дело у меня пошло. Во время учёбы я стал иподиаконом Патриарха Алексия I. Из 4-го класса меня призвали в армию. Я пришёл к Патриарху за благословением. — Ты почему мне сразу не сказал? — удивился Святейший. — Я мог бы попросить за тебя как за своего помощника… — Благословите, Ваше Святейшество. У меня братья на войне погибли. И я должен пройти армейскую службу. Патриарх дал мне иконку Божией Матери и крестик. В армии меня сначала называли попёнком, но потом отношения наладились. А когда на стрельбищах я показал отличный результат, дали в награду две недели отпуска. Я летел в лавру как на крыльях. Прямо в шинели упал в ноги Святейшему. Он улыбнулся: — Так ты уже и с лычками? — Да, ефрейтор. — Я тоже, Серёжа, был когда-то ефрейтором. Ну что ж, снимай шинель, надевай стихарь и молись Богу. «Кто придёт сносить, тому снесу голову!» В 1979 году указом Патриарха Пимена я был направлен на стройку. Нужно было вводить в строй завод церковной утвари в Софрине. Для меня это было новым делом. Но строительные навыки пригодились потом не раз при возведении храмов. Софринский завод стал чудом. Такого мощного церковного предприятия нет ни в одной стране мира. И было решено организовать выставки заводских изделий за рубежом. Первый выезд — в немецкий Дюссельдорф. Меня указом Патриарха назначили руководителем выставки. Она прошла с огромным успехом. А потом были Канада, Франция, США, Австралия, Китай, Норвегия и многие другие страны. В эти же годы я стал настоятелем Троицкого храма на Воробьёвых горах, тогда они ещё назывались Ленинскими. Когда в марте 1982 года я появился в этом, одном из красивейших и древнейших храмов Москвы, то обнаружил, что в комнате на 7 квадратных метрах здесь ютятся 3 священнослужителя, казначей, бухгалтер и сторож — в колокольне.

http://pravoslavie.ru/59821.html

Говорена 1 октября 1817 года Счастливые обитатели процветшей яко крин, и в новую лепоту облечённой Москвы! во гласе радования сретая царя своего, царя, коего верховный Владыка мира избрал быть исполнителем всеблагого о нас промышления Своего, начнём Господеви во исповедании, поим Богови нашему: благословен Господь, зиждяй Иерусалима; благословен Господь, исцеляяй сокрушенныя сердцем, и обязуяй сокрушения их! Благословен Господь, приемляй кроткия, смиряяй грешники до земли! Благословен Господь, возносяй рог Христа Своего, и утешаяй люди Своя о Нём! – Царю! Благословляя, благословит тебя Господь и весь Августейший дом твой от ныне и до века! Речь при заложении храма Христа Спасителя на Воробьёвых горах Говорена 12 октября 1817 года Где мы? Что мы видим? Что мы делаем? Где мы? – На том месте, на коем в дванадесятое лето сия древняя столица с ужасом узрела пламенник, неприятельской рукой возженный на истребление её. Узрела, – и преклонив поседевшее чело, умоляла Господа, да будет она искупительной жертвой всего отечества. – Что мы видим? Видим ту же самую столицу воскресшую из пепла и развалин, облечённую в новые красоты и велелепие, паки возносящую до облаков златые верхи свои, кипящую обилием и богатством, и веселящуюся о славе России и о благоденствии всей Европы. – Что мы делаем? Пирамиды ли хотим воздвигнуть во славу соотечественников наших, которые непоколебимой верностью к царю, пламенной любовью к отечеству, достохвальными подвигами па поле браней соделали имена свои достойными вечного благословения нашего? О нет! что есть человек вне Бога и без Бога? – Бог, разумов Господь, Бог, уготовляяй начинания Свои, даёт разум и мудрость; Господь сил препоясует немощных силой, и лук сильных изнемогает. – Так что мы делаем? – Пред лицом неба и земли исповедуя неизглаголанные милости и щедроты, какие верховный Владыка мира благоволил излиять на нас, восписуя Ему единому все успехи, всю славу минувших браней, полагаем основание храма, посвящаемого Господу Богу и Спасителю нашему Иисусу Христу. – Боже! очима нашими видехом, еже соделал еси во днех наших: ибо не мечом нашим уничижихом востающие на ны, и мышца наша не спасе нас. Ты един спасл еси нас от стужающих нам, и ненавидящих нас посрамил еси. О Бозе похвалимся весь день, и о имени Его исповемыся в век 200 !

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin-Vinog...

Была ли когда-нибудь так бесцветна, так пуста политическая жизнь России, как сейчас? Никогда. Мы знаем эпохи ужасные, помним Аракчеева, Муравьёва, Плеве, – пусть это было зло, но это всё же была определённая активная сила, по-своему яркая. А теперь – бессильное топтание на месте, безликий октябризм, нечто худшее, чем зло, какое-то торжествующее пустое место. Общественная жизнь сведена на нет. Пресекается малейшая попытка выйти из безнадёжно застывшего состояния, заботливо устраняется всё, что может нарушить обывательский покой. Пусть гуляют по скверу, или Невскому проспекту, или устраивают пикники на Воробьёвых горах. А какой тупик в литературе, в искусстве, в журналистике. Есть недурные беллетристы – но нет никакой литературной школы. Есть писатели, но сами они признаются, что ничему не учат и никуда не ведут. Благороднейший тип русского писателя поблёк, распылился на какие-то мелкие неузнаваемые осколки. По старой памяти хотели были Горького возвести на пьедестал – упал. Попытались Л. Андреева – падает. Руководящей критики нет: есть частное мнение отдельных писателей. Каждая эпоха имела своего выразителя в публицистике, своё «лицо» – были Белинский, Чернышевский, Добролюбов, Писарев, Михайловский. Теперь у безличной эпохи нет и не может быть никакого определённого выразителя, определённого «лица». В искусстве кризис. В театре все пути пройдены. Станиславский признал, что Художественный театр описал полный круг и пришёл на прежнее место 73 . Торжествует кинематограф с кокотками в трико, с тёщами, с расквашенными носами. Русская жизнь дошла до последней черты. Но что же за этой чертой? Или окончательное разложение, или настоящий день! Я не хочу лгать и говорить, что вижу то, что я не вижу; никакой зари и пр. видеть я не могу. Но я никогда не поверю, чтобы напрасны были все вековечные, беспримерные страданья русского народа; чтобы могла бесследно исчезнуть земля, которую пропитали человеческие слёзы; чтобы погиб великий народ, давший общечеловеческой культуре Гоголя, Толстого и Достоевского.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010