Лит.: Тимошевский Г. Духовное и гражданское самоуправление: Православные храмы Мариуполя//Мариуполь и его окрестности. Мариуполь, 1892. С. 95-121; Яруцкий Л. Д. Мариупольские храмы вчера и сегодня. Мариуполь, 1991; Джуха И. Г. Одиссея мариупольских греков: Очерки истории. Вологда, 1993. С. 40-43; Дынгес А. А. Римско-католич. Церковь в Приазовье в нач. XX в.//Летопись Донбасса: Краевед. сб. Донецк, 1994. Вып. 2. С. 107-111; Лabpib П. Icmopiя Nibдehho-Cxiдhoï Украïни. К., 1996; Гедьо А. В. Церковна oprahiзaцiя грецького населення Mapiynoльщuhu (kih. XVIII-XIX ст.)//Новые страницы истории Донбасса. Донецк, 1998. Кн. 6. С. 15-26; она же. До питання про церковний ycmpiй мapiynoльcьkux rpekib (80 рр. XVIII-XIX ст.)//Грецьке православ " я в Украïни: Зб. наук. ст. та мam-лib. К., 2001. С. 70-84; Якубова Л. Mapiynoльcьki греки: (Emhiчha icmopiя): 1778 р.- початок 30-х рр. ХХ ст. К., 1999; Irhamyшa О. М. Kohфeciï Nibдehhoï Украïни в 20-30-х рр. ХХ ст.//Miжkohфeciйhi на nibдhi Украïни XVIII-XX ст. Зanopiжжя, 1999. С. 106-133; он же. Православна Церква за умов державного атеïзму: Nepшiй дocbiд cnibichybahhя в Зanopiзьkoмy periohi 1918-1920 рр.//Наук. npaцi icm. фак-ту Зanopiзьkoro держ. ун-ту. 2004. Вип. 18. С. 165-173; он же. та благочиння Украïнського екзархату Рос. правосл. Церкви у 20-30-х рр. ХХ ст.//Там же. 2010. Вип. 29. С. 145-152; он же. Peлiriйhe життя Зanopiзьkoro краю niд час hiмeцьkoï okynaцiï (1941-1944 рр.)//Там же. 2013. Вип. 36. С. 151-168; Грецьке Православ " я в Ykpaïhi: Зб. наук. ст. та мam-лib. К., 2001; Подгайко М. К. Социально-политическое и духовное сосуществование различных этнических групп Сев. Приазовья//Наука. Peлiriя. Cycniльcmbo. 1. Донецьк, 2002. С. 178-182; она же. Утворення грецького осередку у Nibhiчhoмy Приазов " ï hanpukihцi XVIII ст.//Киïвська старовина. К., 2010. 5(345). С. 171-179; она же. Лikbiдaцiя Mapiynoльcьkoro грецького суду у дpyriй noлobuhi XIX ст.//Cxiд. 2012. 6(119). С. 131-137; Арабаджи С. С. Повсякденне життя грецького населення Nibhiчhoro Приазов " я kihця XVIII - початку ХХ ст.: Джерелознавчий аспект. Донецьк, 2012; История мариупольских православных храмов: (По мат-лам изд. «Мариуполь православный»)/Сост.: Р. П. Божко. Мариуполь, 2013; Табунщикова Л. В. Особенности церк. жизни на территории Ростовской обл. в период немецкой оккупации в годы Великой Отеч. войны//Исторические, филос., полит. и юрид. науки, культурология и искусствоведение: Вопросы теории и практики. Тамбов, 2015. Вып. 10(60). Ч. 2. С. 175-178.

http://pravenc.ru/text/2562072.html

Предстоятель Церкви: Ми хочемо чути, що Константинопольського об " Православ " я, а не його 5 2019 р. 15:30 В ответном послании Святейшему Патриарху Константинопольскому Варфоломею Блаженнейший Митрополит Варшавский и всей Польши Савва изложил позицию Польской Православной Церкви по церковной ситуации на Украине. Подчеркнув, что сложившаяся в этой стране ситуация в церковной сфере «более двадцати лет требовала и требует сегодня серьезного отношения, чтобы она служила к примирению, а не к разделению», Его Блаженство с сожалением констатировал, что в настоящее время общество Украины разделено. Блаженнейший Митрополит Савва, в частности, упомянул о разрушительной работе, которую более двух десятилетий ведет в стране бывший митрополит Филарет (Денисенко). Как известно, в 1992 году решением Архиерейского Собора Украинской Православной Церкви в Харькове митрополит Филарет (Денисенко) за невыполнение клятвенно данных им перед крестом и Евангелием на предшествующем Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви обещаний был смещен с Киевской кафедры и запрещен в священнослужении. Архиерейский Собор Русской Церкви определением от 11 июня 1992 года подтвердил это решение и изверг Филарета Денисенко из сана, лишив всех степеней священства. Несмотря на неоднократные призывы к покаянию, после лишения архиерейского сана Филарет Денисенко продолжал раскольническую деятельность. Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви в 1997 году он был предан анафеме. Блаженнейший Владыка напомнил, что решения относительно этого раскольнического лидера были признаны всеми Поместными Православными Церквами, в том числе и Константинопольской. «Его деятельность в вышеуказанное время способствовала не единству, а разделению людей веры, — отметил Предстоятель Польской Православной Церкви в послании Патриарху Варфоломею. — Она перешла также и в соседние страны, в том числе, в Польшу». Излагая позицию Польской Православной Церкви по ситуации на Украине, Блаженнейший Митрополит Савва привел решения Архиерейского Собора этой Церкви от 9 мая 2018 года.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5337261...

Список первоначальной редакции Список первоначальной редакции, более поздней версии, по рукописи Московской Духовной Академии. л. 1, относящейся, как издателю любезно сообщил В. В. Майков, к половине XVI века. Список был издан архимандритом Леонидом, но в виду ошибок, вкравшихся в это издание, мы считаем нужным переиздать его. Хотя в этом списке подлинные черты первоначальной редакции местами стерлись, ему все же по полноте принадлежит одно из первых мест среди других списков, перечисленных в третьей главе предыдущего введения. Месяца ноября в 23 преставися великий князь Александр Ярославичь в лете 6771. Скажем мужество и житие его. О Господе нашем Исусе Христе Сыне Божии и яз худый и грешный и недостойный начинаю писати житие великаго князя Александра Ярославича, внука Всеволожа. Понеже слышах от отец своих и самовидец есмь возрасту его и рад бых и исповедал святое житие и честное и славное, но икож приточник рече, во злохитру душу не внидет премудрость, на высоких бо краех есть, посреди же стез стояше, при вратех сильных приседит. Аще и груб есми умом, молитвою святыя Госпожи Богородицы и поспешением святаго князя Александра Ярославича начать положюсь. Той 207 бе князь Александр Ярославич Богом рожен от отца благочестива и нищелюбца, паче же кротка великаго князя Ярослава, от матери благочестивыя Феодосеи, якож рече Исаия пророк: Тако глаголет Господь, князи яз учиняю, священни бо суть, аз ввожю, во истинну, без Божиа бо повелениа не бе княжениа его, но княжениа князя Александра Ярославичя Богом благословенно. Но возраст его паче инех человек, а глас его, яко труба в народе, а лице его, яко лице Иосифа, иже бе поставил его Егупетски царь втораго царя во Египте. Сила же бе ему часть бе от силы Самсоня, и премудрость бе ему Соломоня, дал Бог храброство же ему царя Римскаго Еусписиана (sic), сына Иерона царя, иже пленил есть землю Июдейскую. Иногда ополчився гражане Атупату хотя приступити, шедше гражане победиша полк его, и оста един и взя си град их до врат градных и посмеяся дружине своей и укори я укором и рече: «Оставите мя единаго».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

—268— академии из лавры в Москву». Насколько мало смысла в этих рассуждениях, – это, конечно ясно для всякого, и без сомнения сам митрополит в настоящем случае преклонялся никак не пред их основательностью. Очевидно, он побеседовал с власть имущими особами, которые издавна и заведомо были противниками перевода академии в Москву, и, не встретив с их стороны сочувствия своему проекту, поспешил дать отбой. Так единственный светлый проблеск в отношениях м.Сергия к московской академии оказался миражем. Между тем, тревожные предупреждения, к сожалению, начали оправдываться в полной мере и московская академия скоро стала чувствовать на себе тяжелую руку своего властного питомца. В частности, суровым ветром подуло и на «Богословский Вестник». В октябре 1894 года А.А. Киреев, после свидания с митр. Сергием, между прочим, писал мне: «я заметил, что Митрополит Московский как-то отзывался неодобрительно об академических журналах. Не относилось ли это к Богословскому Вестнику?». Думаю, что более, чем к какому-либо другому из академических журналов; но пока цензором «Богословского Вестника» состоял еще о.ректор Антоний, новое веяние не было особо заметным. Несмотря на явно-неблагожелательное отношение к нему Владыки, он в своей цензорской деятельности настолько сохранял прежнюю самостоятельность, что тот же А.А. Киреев по поводу одной статьи своей выражал мне желание «поблагодарить о. ректора за то, что он выказал некоторую храбрость, некоторое гражданское мужество; а это – такое редкое свойство, что я обрадовался очень». Однако, дни о.Антония в Московской академии были уже сочтены и в августе 1895 г. он был переведен на ту же должность в Казань. « К.П. Победоносцев говорит, что сослали его в Казань в угоду Московскому Владыке», писал мне А.А. Киреев и в том же письме прибавлял: «Как бы не добрались до Богословского Вестника?» И действительно стали добираться. – Преемником о.Антония по должности ректора академии был назначен настоятель Московского Покровского монастыря о.Архимандрит Лаврентий, из вдовых священни-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Эти примеры есть скудные остатки у баптистов того благоговейного чувства пред святынями, которым живет Церковь всю свою историю. На этих примерах, пожалуй, понятие протестантов о святынях заканчивается. То, что, например, пища может освящаться молитвою, протестанты уже с трудом признают, хотя многие баптисты, садясь за стол, просят Бога в молитве «благословить и освятить эту пищу». Молятся они так только потому, что помнят слова ап. Павла: «...(пища) освящается словом Божиим и молитвою» ( 1Тим.4:5 ). Но в то, что пища в действительности воспринимает на себя освящение и благодать, они, конечно, ни в коем случае не признают, ибо не веруют и не понимают того, что материя способна освящаться. Будучи уже православным, в пасхальные дни я принес своим родителям несколько куличей. Мой отец (баптистский пастор) с сарказмом спросил у меня по-украински 35 : «воны священни?» Я ответил, что он может в этом не сомневаться. Тогда он засмеялся и сказал, что нет никакой разницы, принес ли я их из магазина, или из Церкви. И дело здесь не в том, что он не верил в то, что Православная Церковь , являясь отступнической, как считают протестанты, имеет благодать освятить их, а в то, что эти пасхи, – равно как и любые другие материальные предметы и еда, – вообще могут быть освящены. Чтобы еще раз убедиться в том, что православные относятся к святыням не как к идолам или талисманам, – и что они, почитая материальную святыню, почитают тем Самого Бога и благодать Духа Святого, которая сообщается святыне, – обратимся к словам молитв 36 , которые произносит священник во время освящения тех или иных предметов. Вот молитва , читаемая над елеем, которым будет помазываться дом при освящении: «Господи Боже наш, призри ныне милостиво на молитву мою, смиренного 37 и недостойного раба Твоего, и ниспошли благодать пресвятаго Твоего Духа на елей сей , и освяти его : да будет он во освящение места сего и на нем сооруженного дома, и на прогнание всякой вражеской силы и сатанинских наветов. Ибо Ты есть всё благословляющий и освящающий, Христе Боже наш, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков, аминь» 38 . Кстати, освящать елей (для помазания крещаемых) повелевается ещё в «Апостольских Постановлениях»: епископ должен молить Бога Отца, чтобы Он « освятил елей именем Господа Иисуса» (кн. 7/42).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Владимир Мономах (с другими князьями) бил неоднократно половцев: в 1103, 1107, 1111, 1113 гг., в том числе и у того же " синего Дона " , но на границе Киевского государства и Половецкой степи, не стремясь ни пройти ее, ни покорить (в 1111 г. битва произошла у пограничного половецкого города Шаруканя). Святое Писание, по которому должны жить православные князья (и по которому жил Владимир Мономах), запрещало завоевательные походы. Князь обязан защищать пределы своей земли, но не завоевывать чужие. Образец такого сосуществования был положен сыновьями праведного Ноя после потопа. И об этом можно было узнать из " Повести временных лет " , в которую был помещен рассказ о них: " По потопе трие сынове Ноеви разделиша землю... Симъ же Хамъ и Афетъ, разделивше землю, жребьи метавше, не преступати никомуже въ жребий братень, и живяху кождо въ своей части " . Для истинного православного человека, князя или воина, это была аксиома. Бог дает князьям власть (т.е. землю, княжество), и потому никто из людей не должен покушаться на нее: " Богъ даеть власть, ему же хощеть; поставляеть бо цесаря и князя Вышний, ему же хощеть, дасть. Аще бо кая земля управится пред Богомъ, поставляеть ей цесаря или князя праведна, любяща судъ и правду, и властителя устраяеть, и судью, правящаго судъ. Аще бо князи правьдиви бывають в земли, то многа отдаются согрешенья земли; аще ли зли и лукави бывають, то больше зло наводить Богъ на землю, понеже то глава есть земли " . " Яко же рече Исайя пророк: " Тако глаголеть Господь: " Князя азъ учиняю, священни бо суть, и азъ вожу я " , - замечает автор " Повестей о житии Александра Невского " . В его представлении и оценке " воистину бо без Божия повеления не бе княжение " Александра Ярославича! Но если княжеская власть дана Богом, то как само собой разумеющееся, и княжеское служение - это мирское служение Богу. И сам Александр Ярославич руководствовался этой аксиомой, принимая судьбоносное решение выступить против щведских рыцарей: " Боже хвальный, праведный, Боже великий, крепкий, Боже превечный, основывавый небо и землю и положивы пределы языком, повеле жити не преступающе в чюжую часть (выделено мной.- А.У.) ... Суди, Господи, обидящим мя и возбрани борющимся со мною, приими оружие и щитъ, стани в помощь мне " . Александр Ярославич выступил на защиту " своей части " - своего княжества, Богом ему данной власти.

http://pravoslavie.ru/archiv/slovo-chris...

Этот сумбурный документ, вышедший из-под пера бойкого священни-недоучки, становится «манифестом» церковного обновления в Сибири. Центральный орган Сибири, издающийся в Ново-Николаевске, его перепечатывает. Пресловутый Емельян Ярославский, подвизавшийся тогда в Сибири, помещает в том же номере газеты статью, в которой, захлебываясь от восторга, превозносит инициативу «хорошо известного сибирякам, особенно томичам, священника Блинова»! (См.: Советская Сибирь, 1922, 24 июня, с.1 – передовая статья «Сибирское Церковное Управление»). По всей Сибири стали требовать от епископов и священников присоединения к томской декларации. В душах некоторых духовных лиц «томские» семена пали на благодарную почву: так, например, епископ Киренский Зосима, временно правящий Иркутской епархией, принял эту декларацию и тут же на радостях поведал миру об отречении от монашеских обетов и о своем намерении жениться. Сибирское Церковное Управление с радостью приняло его в свое лоно: принявший вновь свое мирское имя Александр Александрович Сидоровский был назначен архиепископом Красноярским и Енисейским 28 . В июле 1922 года заявил о своем признании «Живой Церкви» Тюменский епископ Иринарх, только что осужденный по судебному процессу о сопротивлении изъятию ценностей. Владыка, находясь в тюрьме, опубликовал соответствующее воззвание. В городе было создано обновленческое епархиальное управление во главе с прот. Сергием Виноградовым (Красный набат, 1922, 1 августа, 1041, с.1). Однако архиепископ Тобольский Николай (епархиальный архиерей) категорически отказался признать СибЦУ, выпустил к своей пастве воззвание, аналогичное воззванию митрополита Агафангела, и наложил запрещение на своего викария епископа Тюменского и Туринского Ири-нарха. (См.; Красный набат, 1922, 31 августа, с.1.) Епископ Новониколаевский Софроний согласился в принципе вступить в СибЦУ; однако новониколаевское духовенство продолжало поминать патриарха Тихона (Советская Сибирь, 1922, 9 августа, с.2). Таким образом, летом 1922 года по всей Сибири велась лихорадочная, напряженная работа по оформлению сибирского раскола. Следует отметить, что СибЦУ во главе с Петром Блиновым отнюдь не спешило входить в соприкосновение с ВЦУ; осенью же Петр Блинов официально заявил, что Сибирская Церковь является самодовлеющей и ни от кого не зависимой – таким образом, в перспективе вырисовывалось что-то вроде Сибирской автокефалии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По молитве 875 вринуша тех мужей в котел разжженный. Были 876 мужие те в котле яко десятая 877 часть часа. И потом бысть шум велий, яко всем устрашитися. И абие огнь весь на землю паде, будто иней 878 или мраз, а котел разседеся натрое, а те мужи изыдоша живы и цели, – ниже одежд 879 прикоснуся огнь. И бысть страх велик на всех предстоящих ту. И повеле их царь пустити на свою волю, и свободны 880 Быша от того часа о Христе Исусе, Господе нашем, емуже слава и держава со безначальным его Отцем и с Пресвятым, и благим, и животворящим Духом, ныне и присно и во веки веком, Аминь. 3. От епистолии диякона Феодора Сказание о попах рукоположенных от Никона патриарха , заеже не подобает от них православному христианину святыни приимати ни мало, ни велико 881 Понеже в нынешнее время последнее несть мощно обрести правого священства, ох, и горе и увы третие прииде на всю землю, иже под небесем! Но надеяйся на Духа истинного не оставлен будет всяк правовервый. Да и старые ставленвики, коснувшеся агнца неправедного, аще паки обратившеся ко истинней службе и с таковым намерением держати начаша священство, яко и умрети за старое благочестие, а не предати паки: то от таковых достоит благословение приимати и во всем сообщатися, помянувши Петра верховного Апостола, яко пио отречении своем, плача горъко, прият бысть Христом и от апостольства не отлучен 882 . И аще не с таковым обращением и старые попы по падении своем служат, но мыслят двоедушно, егда понуждени будут от отступников к прелести новых догмат, и тогда второе и третие отступити хотят, паки вертящеся, яко прах ветром, в разуме своем, и в неигрательных играти смышляюще: то от таковых, яко Июды предателя, чюждатися православным, яко на время веруют, а во время напасти отпадают. (Ниже) 883 А которые попы от Никона отступника ставлены и от Никониян, паче же от 1666 года, егда совершенно православие все отринуша древнего предания святых Апостол и богоносных отец, и оболгаша их льстивно и охулиша, нечестие же всякое прияша, и оправдаша и укрепиша, и новоразвращенные и богомерзкие книги со многими неисчетнымп ересьми в них похвалиша, и всех еретик крещение римское и священство их гнусное прияша, ихже вси святии отцы наши проклинаша и от святые церкви отметаша, (Ниже) 884 и поставляемые от них попы и диаконы не священни суть, по правилом, вси они отступницы злии, еретицы глупии, и поставленнии от них канонному суду подлежать и анафеме: православным Христианам ныне неподобает благословения приимати, ни службы, ни крещения, ни молитвы, и в церкви с ними не молитися, ниже в дому, – то есть часть антихристова полка; и от исполнения церковного самовольне отсекшеся, но от всепагубного сына геены, пагубного сосуда сатанина, явившегося во свое время настоящее, о немже вам изреку, Никона еретика, адова пса, злейши и лютейши паче всех древних еретиков, иже Быша под небесем.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

И – о, если бы Его Блаженство был таковым истинным преемником блаженного Петра! Но к сей смиренной молитве нашей, что мешает присоединить такой же и совет, искренний и от чистого сердца, во имя святой, соборной Церкви? Мы не дерзаем сказать: «без всякого отлагательства», как сказал (стр. 10, ст. 22) Его Блаженство, но говорим: без поспешности, по зрелом рассуждении, и притом, если будет нужно, по совещании с мудрейшими, благочестивейшими епископами, богословами и учителями, которые, и в настоящее время, по Божественному домостроительству, находятся у каждого из народов западных. § 13 . Его Блаженство говорит, что епископ лионский, святитель Ириней пишет в похвалу римской Церкви: «необходимо, чтобы вся Церковь , т. е. все повсюду находящиеся верующие, согласовались (с нею) ради главенства сей Церкви, в которой сохранилось Апостольское предание в рассуждении всего, что известно между повсюду находящимися верующими». Хотя сей святый Отец (Ириней) говорит совсем не то, что разумеют ватиканские (епископы); но, предоставив им разуметь и толковать как угодно, скажем только: кто же отвергает, что древняя римская Церковь была Апостольскою и православною? Никто из нас не усумнится назвать ее даже образцом православия, и для большей ее похвалы мы приведем слова историка Созомена (Истор. Созом., кн. II, гл. 12) о том, каким образом до известного времени могло сохраниться в ней похваляемое нами православие, о чем Его Блаженство умолчал: «западная Церковь (говорить Созомен), сохраняя в чистоте отеческие догматы, свободна от распрей и суесловия». Кто из Отцев, или из нас самих отвергает, предоставленное ей церковными правилами старейшинство в порядке иерархическом, доколе она «сохраняла в чистоте отеческие догматы», руководствуясь непогрешительным учеительным учением священни св. Соборов? Но теперь мы видим, что у ней не сохранился ни догмат о Святой Троице по Символу святых Отцов, собравшихся в первый раз в Никее, и в другой в Константинополе, – по Символу, который и прочие пять вселенских соборов исповедали и подтвердили, подвергнув анафеме тех, кои изменят в нем хотя одну йоту, как еретиков; не сохранился Апостольский образ совершения святого Крещения, и призывания всесовершающего Духа на святые дары.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/okr...

Ольга 8 марта 2014, 20:55 Странно, что большинство комментирующих делает акцент на том, что не рекомендуется причащаться до субботы в первую седмицу, тогда как ключевые слова здесь " не сокращать период говения " Это нужно для пользы нашей души, так благословляет нам Мать-Церковь. При острой необходимости (болезнь, работа) - конечно, причащаться. Духовные усилия первой седмицы Великого Поста, если они были, должны завершиться Святым Причастием; а, если их не было - то и спешить незачем. Нужно выбрать другое время для говения. Tpololo 8 марта 2014, 16:54 Спасибо о.Тихон, что наставляете на путь истины. Лидия 6 марта 2014, 22:22 Я обсалютно согласна с Юлей, но мне кажется, что о. Тихон этой проповедью хочет донести до нас о пользе строгого поста, вплоть до полного голадания,познав,испытав это на себе.Для нас ибалованных в разнообразии и количестве пищи(одна моя знакомая говорит, что забыла,что такое чувство голода)сложно " себе любимому " отказать в чем-нибудь вкусненьком,а ведь после,особенно,переедания сложно услышать Бога.О пользе голодания на физическое и духовное состояние говорят не только Брег и Малахов, но и вся история человечества и пример тому голодание 40 дней Господа в пустыне.Мне всегда сложно начинать пост, но к концу поста всегда жаль.что он заканчивается. Вера Савинова 6 марта 2014, 18:31 Мне кажется. что самое главное- существование самого нашего покаяния. Осознанность греха, почувствовать тяжесть и необхо-димость освобождения нашего внутреннего человека от этой тяжести. А для осуществления самого акта покаяний и суще- ствуют Таинства Божии и церковь,в которую нисходит Дух Свя -той, поэтому мы туда и ходим. Таинства это Божии инструменты посредством которых Он помогает нам очищаться и (я надеюсь,) сближаться с Ним, по мере нашего духовного роста. А священни- ки - это всего лишь посредники, проводники Божьих заветов, и, прежде всего, они люди и,как и мы- разные. Увы, какие мы та - кие и они. Ирина 6 марта 2014, 08:54 Дерзостно скажет : А я хочу! - Почему все спорящие этого не услышали?

http://pravoslavie.ru/68946.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010