Перипетии в отношениях между украинским государством и канонической Украинской Православной Церковью быстрыми темпами достигают своего апогея. Сразу через несколько дней после создания так называемой «Православной церкви Украины», состоящей из представителей двух неканонических структур – УАПЦ и УПЦ КП, украинские власти принялись бороться с каноническим Православием на законодательном уровне. 20 декабря Верховная Рада Украины приняла в первом чтении законопроект 5309, который внес поправки в основной закон Конституции Украины «О свободе совести». Сам по себе новый закон был нацелен исключительно на дискредитацию Украинской Православной Церкви во главе с Блаженнейшим Митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием. В законе принята норма переименования религиозных организаций, «руководящие центры которых находятся на территории страны-агрессора», коей признана Российская Федерация. Таким образом, по мнению народных депутатов, Украинская Православная Церковь на законодательном уровне должна изменить свое название на «Русская Православная Церковь в Украине». Сам по себе закон абсолютно несостоятелен и подлежит оспариванию в соответствующих инстанциях. Однозначно, что в парламенте не могли об этом не знать. Тогда зачем же его принимали? Какие цели преследует данный закон, и чего ожидать далее? Попробуем разобраться. Закон 5309: что к чему Еще до того, как состоялось голосование по законопроекту 5309, его, согласно процедуре, рассматривали в профильном комитете при Верховной Раде Украины. Еще в 2017-м году Главное научно-экспертное управление парламента Украины рекомендовало отказаться от введения этого законопроекта. По мнению экспертов, «предложенные в законопроекте нововведения, которые, по мнению Главного управления, выглядят недостаточно мотивированными и аргументированными, выходят за рамки, установленные в соответствующих положениях ст. 35 Конституции и Закона Украины О свободе совести и религиозных организациях”». Закон 5309 был лишен права на существование ещё на предварительном этапе

http://pravoslavie.ru/118144.html

Но уже летом 1991 г. в расстановке политических сил на Украине произошли большие изменения. После того как в июне 1990 г. Верховным Советом УССР была принята Декларация о гос. суверенитете Украины, все заметнее становилась тенденция к распаду СССР и выходу Украинской Республики из его состава. В таких условиях большая часть партийной номенклатуры в целях сохранения своего положения в быстро меняющихся условиях вступила в альянс с националистическими кругами и изменила политическую ориентацию. Сепаратизм стал уже не только особенностью одних западноукр. политиков, но и идеологией республиканских властей. Поворотным моментом в отношениях Украины и России стала попытка гос. переворота в авг. 1991 г. в Москве, к-рая ускорила распад СССР и образование на его территории независимых гос-в. Вскоре после августовского путча Украина в одностороннем порядке объявила о выходе из состава СССР. Сменившие политические ориентиры представители бывш. партийной номенклатуры разделили власть с галицкими националистами и сохранили господствующее положение в руководстве независимой Украины. За основу новой гос. идеи в Киеве были приняты давно оформившиеся в Галиции националистические принципы, к-рые с этого времени стали насаждаться по всей стране. Разрыв с Россией стал требованием, настойчиво предъявляемым сверху ко всем сферам жизни - культурной, экономической и церковной в т. ч. Л. М. Кравчук, к-рый в недавнем прошлом был секретарем ЦК КПУ по идеологии, а в дек. 1991 г. стал 1-м президентом получившей независимость Украины, решил наряду с др. атрибутами независимой укр. государственности добиваться создания независимой УПЦ, к-рая разорвала бы юрисдикционную связь с Москвой. Однако ни раскольническая т. н. Украинская Автокефальная Православная Церковь (УАПЦ), ни тем более УГКЦ, на стороне к-рых были лишь зап. украинцы, диаспора и националистически настроенная часть интеллигенции, не пользовались поддержкой большинства населения страны. Практически все приходы униатов и автокефалистов были в то время сосредоточены на западе Украины. Ни УАПЦ, ни УГКЦ не подходили на роль наиболее влиятельной конфессии Украины, способной поддержать новую власть. Кравчук также сознавал, что УАПЦ и ее глава - «патриарх» Мстислав Скрыпник - не признаны ни одной Поместной Православной Церковью в мире. К тому же Скрыпник постоянно пребывал в США и, как и вся диаспора, не был подконтрольным Президенту Украины политическим партнером.

http://pravenc.ru/text/171683.html

Однако, в 1991 году произошли очень резкие изменения в расстановке политических сил на Украине. После того, как в июне 1990 года Верховным Советом УССР была принята Декларация о государственном суверенитете Украины, все очевиднее намечалась тенденция к распаду СССР и выходу Украинской республики из его состава. В таких условиях большая часть партийной номенклатуры в целях сохранения своего влияния в меняющихся условиях вступает в сговор с националистическими кругами и резко меняет свою политическую ориентацию. Сепаратизм становится уже не только достоянием галицких депутатов-диссидентов, но и официальной политикой Киева. Наиболее отчетливо возобладали подобные тенденции в деятельности Председателя Верховного Совета Украины Л.М.Кравчука. Поворотным же моментом в отношенниях Украины и России стал коммунистический путч августа 1991 года, который ускорил распад СССР и образованние независимых государств на его бывшей территории. Вскоре после путча Украина объявила в одностороннем порядке о своем выходе из состава СССР. Вовремя сменившие политические ориентиры представители партноменклатуры вместе с галицкими националистами поделили власть и встали у руля самостийной Украины. Держава начиналась с нуля, поэтому в качестве базовой была принята давно оформившаяся в Галичине националистическая идеология, которая стала отныне насаждаться повсеместно. Москва характеризовалась как имперский центр и источник колониальной политики, жертвой которой объявлялась Украина. Разрыв с Россией стал требованием, настойчиво предъявляемым сверху ко всем сферам жизни культурной, экономической и церковной в том числе. Отсутствие опыта государственности, слабость этно-культурных различий с русским народом обусловили усугубление идеологизации новоявленной державы в националистическом духе. Экономические трудности также способствовали при отсутствии четкой программы выхода из кризиса тому, что Москва объявлялась источником всех бед украинского народа. Это позволяло и в будущем успешно списывать большинство огрехов руководства страны в области экономических преобразований на «тяжелое наследие» имперской политики, якобы имевшей место в СССР. Для нового режима Кравчука, который в недавнем прошлом был секретарем ЦК компартии Украины по идеологии, а в декабре 1992 года стал Президентом Украины, естественным было сохранение тоталитарных тенденций коммунистической эпохи в сочетании с новой для государственной власти националистической идеей. Поэтому Кравчук вознамерился наряду с другими атрибутами самостийности украинской державы создать и столь же самостийную Украинскую Церковь, так же порвавшую с Мосвой все связи, как и новоявленное Украинское государство.

http://sedmitza.ru/lib/text/440073/

Архиерейский Собор РПЦ 25-27 окт. 1990 г. по вопросу о возможности предоставления УПЦ независимости и самостоятельности в управлении определил: «1. Украинской Православной Церкви предоставляется независимость и самостоятельность в ее управлении. 2. В связи с этим наименование «Украинский Экзархат» упраздняется. 3. Предстоятель Украинской Православной Церкви избирается украинским епископатом и благословляется Святейшим Патриархом Московским и всея Руси. 4. Предстоятель Украинской Православной Церкви носит титул «Митрополит Киевский и всея Украины»». На следующий день после окончания работы Собора, 28 окт. 1990 г., Патриарх Алексий II прибыл в Киев, чтобы торжественно объявить о независимости УПЦ, даруемой ради преодоления раскола и водворения мира церковного. Однако во время совершения торжественного Патриаршего богослужения в храме Св. Софии в Киеве произошли события, к-рые показали, что разрешить проблемы в церковной жизни Украины путем предоставления УПЦ даже самой высокой степени автономии невозможно. Националистически настроенные политики и их приверженцы, прибывшие в Киев из Зап. Украины, с целью срыва Патриаршего богослужения устроили на Софийской пл. враждебную манифестацию. 22-23 нояб. 1990 г. в Киеве в связи с предоставлением УПЦ статуса независимой и самостоятельной в управлении по решению Синода Украинской Церкви прошел ее 1-й Собор. На нем был принят новый Устав УПЦ, который был рассмотрен 29 окт. 1990 г. на Соборе правосл. епископов Украины. До распада СССР отношение властей Украинской ССР к конфессиональным проблемам в республике выглядело противоречиво. Коммунистическая номенклатура, стоявшая у власти в Киеве и вост. областях Украины, после 1988 г. относилась к церковным делам в целом индифферентно. Напротив, национально-демократические круги, пришедшие к власти на западе Украины уже в нач. 1990 г., всячески поддерживали униатов и раскольников-автокефалистов. Такая разница в отношении к Церкви тем не менее позволяла локализовать очаг религ. конфликтов в пределах Галиции и не допустить эскалации межконфессиональных распрей на восток Украины. В сер. 1990 г. распространение автокефалистского раскола было приостановлено. Несмотря на то что к этому времени в раскол ушло ок. 1,5 тыс. приходов, ранее находившихся в юрисдикции канонической УПЦ, в 1991 г. ее новые потери были минимальными и положение фактически стабилизировалось. По состоянию на 1 янв. 1991 г. в юрисдикции канонической Церкви пребывала 5031 община. Через полгода их количество оставалось на прежнем уровне.

http://pravenc.ru/text/171683.html

Архив Пн Состоялась встреча Президента Украины В.Ф. Януковича с Предстоятелями Поместных Православных Церквей 27 июля 2013 г. 18:45 27 июля в Киево-Печерской лавре состоялась встреча Президента Украины В.Ф. Януковича с Предстоятелями Поместных Православных Церквей, прибывшими в Киев на празднование 1025-летия Крещения Руси. Обратившись к присутствовавшим со словами приветствия, Глава Украинского государства подчеркнул необходимость «оберегать духовные ценности, которые веками были основой нашей идентичности». «Мы благодарны вам за заботу и усилия, которые вы прилагаете для укрепления единства во всем православном мире, — сказал В.Ф. Янукович Предстоятелям Поместных Православных Церквей. — Надеюсь на ваши молитвы и практические усилия, направленные на содействие объединению всех, кто считает себя православными, вокруг единой Чаши Христовой». Рассказав о сложившихся в стране церковно-государственных отношениях, Президент подчеркнул, что благодаря мудрости и взвешенности Блаженнейшего митрополита Киевского и всей Украины Владимира «удается успешно преодолевать вызовы, которые возникают перед каноническим украинским Православием». «Мы постоянно молимся, чтобы Господь даровал ему силы и в дальнейшем выполнять его Предстоятельские обязанности», — продолжил В.Ф. Янукович. Глава государства также подчеркнул значимость православного наследия в духовной жизни Украины. Он с особой сердечностью поблагодарил Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и всех Глав Поместных Православных Церквей, участвующих в праздновании, за общую молитву, совершенную в этот день в стольном граде Киеве. Указом Президента Украины за выдающуюся церковную деятельность, направленную на утверждение Православия в мире, и в связи с празднованием в Украине 1025-летия Крещения Киевской Руси награждения орденом князя Ярослава Мудрого I степени удостоены Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл,  Блаженнейший Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II ,  Блаженнейший Патриарх Иерусалимский и всей Палестины Феофил III ,  Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II ,  Святейший Патриарх Сербский Ириней ,  Святейший Патриарх Болгарский Неофит ,  Блаженнейший Архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостом II ,  Блаженнейший Митрополит Варшавский и всей Польши Савва ,  Блаженнейший Митрополит всей Америки и Канады Тихон . Государственные награды Главам Церквей вручил Президент Украины В.Ф. Янукович.

http://patriarchia.ru/db/text/3129135.ht...

На уровне Правительства и местных властей предпринимаются попытки лишить Украинскую Православную Церковь законных прав на пользование Киево-Печерской и Почаевской лаврами – главными монашескими обителями православной Украины, сообщает адресатам посланий Его Святейшество: " Так, 23 ноября с.г. Министерство юстиции Украины отменило решение о государственной регистрации права монашеской общины на пользование комплексом сооружений Успенской Почаевской лавры. А 28 ноября Кабинет министров Украины отменил свое распоряжение от 17 июля 2003 года " Об исключении из состава Кременецко-Почаевского государственного историко-архитектурного заповедника сооружений Свято-Успенской Почаевской лавры " . Представители заповедника не скрывают, что в будущем возможна передача монастыря в пользование другой религиозной организации " . 5 декабря Кременецко-Почаевский заповедник проверил наличие церковных ценностей в Почаевской лавре. Коснувшись ситуации с Успенской Киево-Печерской лаврой, Святейший Владыка упомянул о том, что 28 ноября, впервые за 30 лет, состоялась проверка комиссией Министерства культуры Украины культурных ценностей, находящихся в этой обители. 30 ноября на территории подсобного хозяйства Киево-Печерской лавры в селе Вороньков Бориспольского района Киевской области прошел обыск, в ходе которого был допущен ряд процессуальных нарушений законодательства. В посланиях подчеркивается, что епископов и клириков пытаются привлечь к уголовной ответственности по безосновательным обвинениям в " государственной измене " и " разжигании религиозной вражды " . В ряде регионов Украины проводятся массовые обыски в зданиях епархиальных управлений, храмах и по месту проживания священнослужителей. Так, 1 декабря с.г. вызовы на допрос в Службу безопасности Украины единовременно получили 20 священнослужителей Ровенской и Сарненской епархий Украинской Православной Церкви (Ровенская область). 3 декабря проведены обыски в кафедральных соборах, епархиальных управлениях, храмах и даже в частных домах священнослужителей Украинской Православной Церкви в Житомире, Овруче и Коростене. 5 декабря были допрошены 12 священнослужителей Ровенской и Сарненской епархий Украинской Православной Церкви. В документах указано, что следственные действия осуществляются в рамках уголовного производства по ст. 111 ( " государственная измена " ) и ст. 161 ( " разжигание религиозной вражды " ) Уголовного кодекса Украины.

http://religare.ru/2_116819.html

Денисенко утверждает, что в настоящее время «все антиукраинские силы подключились на уничтожение в Украине Киевского патриархата». «Идет убеждение украинских архиереев не поддерживать существование в Украине Киевского патриархата. Вынашивается намерение на следующем заседании Священного Синода или Архиерейского Собора отправить на покой патриарха Филарета и этим навсегда решить существование в Украине Киевского патриархата», - заявляет он. «Такое решение будет незаконным и неканоническим, поскольку патриарх был избран не Священным Синодом и не Архиерейским Собором, а Поместным Собором пожизненно. Кроме того, в принятом уставе ПЦУ (УПЦ) на соборе св. Софии 15.12.18 г. предусмотрено пожизненное избрание архиереев на архиерейские кафедры», - пояснил Филарет. Между тем на днях Филарет заявил, что «Киевский патриархат» до сих пор существует. На вопрос, допускает ли он разделение ПЦУ, он заявил: «Допускаю. Но мы создадим единую церковь». Филарет утверждает, что, как и предстоятель ПЦУ, может созвать собор. В то же время в министерстве культуры Украины заявили, что информация о возобновлении деятельности «Киевского патриархата» не соответствует действительности. В обращении Денисенко также заявил о несогласии с названием «Православная церковь Украины» для «поместной церкви», так как оно исключает принадлежность к ней православных украинцев, проживающих за рубежом. «Почему мы не согласны на название Православная церковь Украины, или в Украине? Потому что все автокефальные церкви имеют прилагательное название… Только нашу церковь назвали не так, как другие - не Украинская православная церковь, а Православная церковь Украины. Что за этим скрывается? Это означает, что православные украинцы за пределами Украины не относятся к Украинской православной церкви. И об этом сказано в томосе», - говорится в обращении Филарета. По словам «почетного патриарха», православные украинцы, проживающие за пределами Украины, возмутились этим, поскольку хотят принадлежать к своей родной «церкви». «Все автокефальные Православные Церкви сохраняют за собой свою эмиграцию, кроме греческих церквей. Вся греческая диаспора канонически подчиняется Вселенскому патриарху. Поэтому и мы должны называться Украинской православной церковью, а не Православной церковью Украины, чтобы наша украинская эмиграция имела право принадлежать к своей родной церкви», - резюмировал Денисенко.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/05/15/fi...

Покойная королева действительно поддерживала режим Зеленского в агрессии против России, и на этот раз, вопреки своим обычаям, вполне открыто. Так, 31 мая сего года принц Чарльз от имени королевы зачитал обращение к парламенту, где были такие строки: " В этот час испытаний правительство Ее величества продолжит играть решающую роль в защите демократии и свободы по всему миру, включая продолжение поддержки украинского народа " . Отметим шизоидный стиль обращения:  правительство королевы недемократично по определению, но оно берется защищать демократию во всем мире. Да еще и выступает в поддержку " украинского народа " в лице " великого украинца " Зеленского, когда очень значительная часть реальных украинцев, в том числе автор данной статьи, выступает за интеграцию Украины с Россией. Фото: © Yui Mok/Pool via REUTERS Тот же принц Чарльз в марте посетил униатскую украинскую церковь, где произнес речь против " российской агрессии " . То есть официально поддержал сравнительно небольшую, но зато самую прозападную конфессию Украины, куда ходит никак не более 5% украинцев. Причем униатская конфессия фактически является русофобской политической сектой, далекой от понятий христианской нравственности. Поэтому неудивительно, что ее прихожане не нашли ничего лучше, как вручить наследному принцу в подарок пресловутую киевскую марку с нецензурной надписью о русском корабле. Впрочем, принц деликатно сделал вид, что ничего не произошло… Но на самом деле английская Корона – это, конечно, не союзник Украины, а один из центров управления ею. И многие заявления послов Ее величества в Киеве были настоящими начальственными окриками, неприличными по меркам дипломатии. Так, они в начальственной манере «рекомендовали» Киеву отказаться от российских энергоносителей и принять новые законы в пользу " ЛГБТ-активистов " , и такое вмешательство во внутренние дела киевские политиканы восприняли покорно. Но самое интересное происходит на символическом уровне, который лучше всего показывает зависимость Украины от британской Короны. Оказывается, в ведущем военном вузе Украины – в Национальном университете обороны Украины, уже много лет существует удивительная традиция: лучшим студентам на торжественной церемонии выпуска британский посол вручает... меч королевы Великобритании. И носителем такого меча английской короны является, в частности, генерал Залужный – главнокомандующий ВСУ!

http://ruskline.ru/opp/2022/09/10/traur_...

Радует, что пришедшие на мероприятие школьники не остались равнодушными зрителями. Затаив дыхание, дети слушали выступление живых участников той войны, председателя «СРУБ-Собора» полковника Ивана Ильича Кузьминых, участника знаменитого Боголюбского Крестного хода, проведенного этим летом общественными организациями России и Украины, а также Владимира Михайловича Левицкого - в годы войны капитана армейской разведки, а ныне – члена Координационного совета Союза ветеранских организаций Украины. Ветераны просили молодое поколение не забывать свои корни, укреплять веру Православную, почитать своих славных предков. Сопредседатель «Народного Собора» Украины Геннадий Майский в своем выступлении указал на незримую нить святости, пронизавшую историю нашей Родины, начиная со времен, когда Апостол Андрей Первозванный на берегах Днепра проповедовал Слово Божье , а равноапостольный князь Владимир спустя века продолжил благое дело, крестив Русь в этих же водах. Спустя многие столетия герои Великой Отечественной войны обильно оросили их своей кровью, пролитой ради освобождения Руси от коричневой чумы (известный факт: советские воины, большинство которых были крещеными православными верующими, противостояли гитлеровцам-оккультистам). На поминальном обеде мы вспомнили подвиг командира пулеметного взвода лейтенанта Михаила Алексеевича Кирюхина, который первый со своими солдатами высадился в районе села Гребенки и геройски погиб, уничтожив 2 танка, 9 пулеметов, 5 автомашин с пехотой и более 120 фашистов, отразив 23 атаки гитлеровцев. Звание Героя Советского Союза он получил посмертно. В этом селе получил свое боевое крещение и ранение рядовой Валентин Алексеевич Анастасиев, впоследствии генерал-лейтенант, депутат Верховной Рады Украины 3 и 4 созывов. Вплоть до своей кончины 24.09.2009 года возглавлял Совет Организаций ветеранов Украины, с которой ныне плодотворно сотрудничают «СРУБ-Собор» и «Народный Собор» Украины. Кстати, Валентин Алексеевич был уроженцем Владимирской области, поэтому символично, что недавно во Владимире прошел съезд организации СРУБ (Союз России, Украины, Белоруссии), на котором была принята резолюция л создании международной организации СРУБ с головным офисом в Москве . Мероприятие состоялось благодаря поддержке местных «срубовцев».

http://ruskline.ru/news_rl/2011/12/28/po...

Ист.: Определения Свящ. Синода//ЖМП. 1990. 2. С. 4-5; Обращение архиереев Укр. Экзархата к духовенству, монашествующим и всем верующим Укр. Экзархата//Там же. 3. С. 7-8; Определения Поместного Собора РПЦ//Там же. 9. С. 6-9; Послания Святейшего Патриарха Алексия II//Там же. 12. С. 4-6; Док-ты Архиерейского Собора РПЦ, 25-27 окт. 1990 г.: Определение об УПЦ//Там же. 1991. 2. С. 2; Грамота Алексия II, Божией милостию Патриарха Московского и всея Руси, митр. Киевскому и всея Украины Филарету//Там же. С. 11; Заявление-протест Президенту Украины Л. М. Кравчуку Свящ. Синода УПЦ//Вестн. РХД. 1992. 165. С. 267-268; Определения Собора УПЦ по вопросу полной самостоятельности УПЦ, 1-3 нояб. 1991 г.//ЖМП. 1992. 3. Ч. офиц. С. 3-4; Обращение епископата УПЦ к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II и епископату РПЦ//Там же. С. 4-5; Обращение епископов УПЦ к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II, Свящ. Синоду и всем архиереям РПЦ//Там же. 4. Ч. офиц. С. 5; Послание Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Свящ. Синода РПЦ митр. Киевскому и всея Украины Филарету и епископату УПЦ//Там же. С. 6-7; Слово Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на открытии Архиерейского Собора РПЦ, 31 марта 1992 г.//Там же. 6. Офиц. хроника. С. IV-VII; Определение Архиерейского Собора РПЦ//Там же. С. XI-XII; Послание Архиерейского Собора РПЦ пастырям и пастве Правосл. Украины//Там же. С. XII; Ответное письмо Президенту Украины Л. М. Кравчуку//Там же. С. XVI; Из выступлений участников Архиерейского Собора РПЦ//Там же. 7. С. 11-20; 8. С. 3-7; Определения Свящ. Синода//Там же. 7. Офиц. хроника. С. VIII-IX; Определения Свящ. Синода//Там же. 8. Офиц. хроника. С. II-III; Определения Архиерейского Собора РПЦ, 11 июня 1992 г.//Там же. С. VII-VIII; Судебное деяние Архиерейского Собора РПЦ, 11 июня 1992 г.//Там же. С. IX-X; Послание Архиерейского Собора РПЦ пастырям и верным чадам УПЦ//Там же. С. XI-XII; Отклики Предстоятелей Поместных Правосл. Церквей на избрание Митр. Киевского и всея Украины Владимира//Там же. 9. Офиц. хроника. С. VII-VIII; Постановления Собора УПЦ, 26 июня 1992 г., Киево-Печерская Лавра//Там же. 10. Офиц. хроника. С. VII-VIII; Обращение Собора УПЦ к Президенту Украины Л. М. Кравчуку//Там же. С. IX-X; Архиерейский Собор РПЦ, 18-23 февр. 1997 г. М., 1997.

http://pravenc.ru/text/171683.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010