В Греции праздник Покрова не получил повсеместного распространения. Это можно объяснить смутами, волновавшими в то время императорский и патриарший престолы. В греческих святцах праздник Покрова даже не упоминается. Но русская душа, чтущая Богоматерь, была умилена и поражена этим событием, в котором так ярко выразилось молитвенное предстательство Владычицы Небесной за людей. В одном древнем славянском Прологе какой-то князь или епископ пишет: «Егда слышах, помышлях: како страшное и милосердное видение и паче надеяния и заступления нашего бысть без празднества... Восхотех, да не без праздника останется св. Покров Твой, Преблагая»! Установление праздника в России доказывается и словами церковной песни на праздник Покрова, в которой указывается как на обстоятельства видения во Влахернском храме, так и на почитание этого события русскими: «Владычице, с честными и славными пророки, с верховными апостолы, и со священно-мученики, и со архиереи за ны грешныя Богу помолися, Твоего Покрова праздник в Российстей земли прославльшия». В конце XIV века был в Царьграде русский дьяк Александр, который видел во Влахернской церкви икону Пресвятой Богородицы, «Юж виде святый Андрей на воздусе, за мир молящуюся». В России как праздник Покрова Богоматери, так и икона Покрова — трогательный символ неустанного предстательства Владычицы за род людской — пришлись особенно по сердцу. Праздник Покрова, не будучи двунадесятым, чествуется в народном быту не менее двунадесятых. Есть целый уездный город Владимирской губернии — Покров. В одной Москве есть Покровский монастырь, Покровская община сестер милосердия, Покровский собор, называемый обыкновенно храмом Василия Блаженного. Собор этот заложен царем Иоанном Васильевичем Грозным после возвращения из казанского похода в память взятия Казани, так как в праздник Покрова произошел приступ и русские овладели городом. Икона Покрова изображает обыкновенно амвон Влахернского храма, с которого дьякон, протягивая руку с орарем, произносит ектению. Около амвона молящийся народ, а среди него блаженный Андрей в рубище указывает Епифанию на стоящую в облаках Владычицу, окруженную святыми и ангелами. Она держит на широко распростертых руках Свой омофор. Такое изображение иконы Покрова можно видеть, например, на плафоне купола церкви Санкт-Петербургского Педагогического института.

http://sedmitza.ru/lib/text/440308/

За всем этим следили св. Андрей и Епифаний, пока видение не исчезло. Андрей передал о нём народу, и рассказ его произвёл сильное впечатление. В Греции праздник Покрова не получил повсеместного распространения. Это можно объяснить смутами, волновавшими в то время императорский и патриарший престолы. В греческих святцах праздник Покрова даже не упоминается. Но русская душа, чтущая Богоматерь, была умилена и поражена этим событием, в котором так ярко выразилось молитвенное предстательство Владычицы Небесной за людей. В одном древнем славянском Прологе какой-то князь или епископ пишет: «Егда слышах, помышлях; како страшное и милосердное видение и паче надеяния и заступления нашего бысть без празднества... Восхотех, да не без праздника останется св. Покров Твой, Преблагая»! Установление праздника в России доказывается и словами церковной песни на праздник Покрова, в которой указывается как на обстоятельства видения во Влахернском храме, так и на почитание этого события русскими: «Владычице, с честными и славными пророки, с верховными апостолы, и со священномученики, и со архиереи за ны грешныя Богу помолися. Твоего Покрова праздник в Российстей земли прославльшия». В конце XIV века был в Царьграде русский дьяк Александр, который видел во Влахернской церкви икону Пресвятой Богородицы, «Юж виде святый Андрей на воздусе, за мир молящуюся». В России как праздник Покрова Богоматери, так и икона Покрова трогательный символ неустанного предстательства Владычицы за род людской – пришлись особенно по сердцу. Праздник Покрова, не будучи двунадесятым, чествуется в народном быту не менее двунадесятых. Есть целый уездный город Владимирской губернии Покров. В одной Москве есть Покровский монастырь, Покровская община сестёр милосердия, Покровский собор, называемый обыкновенно храмом Василия Блаженного. Собор этот заложен царём Иоанном Васильевичем Грозным после возвращения из казанского похода в память взятия Казани, так как в праздник Покрова произошёл приступ, и русские овладели городом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/s...

По материалам сайта " Храмы России " и справочника " Подмосковье. Монастыри. Храмы. Источники " . М, УКИНО " Духовное преображение " , 2008 г. В 2003 г. храм Покрова Пресвятой Богородицы вместе с оградой по адресу: Шатурский район, с. Власово, был поставлен на государственную охрану в статусе выявленного объекта культурного наследия (Приказ Министерства культуры МО от 26.08.2003 г. 516). Современный адрес: г/п Мишеронский, с. Власово. Кирилл Аминов. 18 мая 2015 г. Село Власовское (Власово) находится в 70 верстах от Владимира и в 60 верстах от уездного города Покрова, почти на границе Покровского уезда с Егорьевским уездом Рязанской губернии. Власовский приход образовался в 1776 г., когда была построена церковь в деревне Власовской. В 1776-77 гг. помещик князь Петр Михайлович Голицын построил в своей вотчине в дер. Власовской деревянную церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Этот деревянный храм с иконостасом и многими иконами в 1866 г. был пожертвован в новооткрытый Марковский приход Покровского уезда. В 1865 г. на средства братьев Ивана и Никифора Андреевичей Костеревых в Власовском был построен обширный и богато украшенный каменный храм с такою же колокольнею. Престолов в храме три: главный в холодном – во имя Живоначальной Троицы (освящен в 1875 г.), в трапезе теплой – в честь Покрова Пресвятой Богородицы и св. Николая чудотв. (освящены в 1866 г.); этот новый храм украшен весьма богато особенно для сельской церкви. На престоле и жертвеннике главного храма одеяния медные, вызолоченные, с вычеканенными изображениями из жизни Спасителя, стоимость одеяний 925 руб.; паникадило медное посеребренное 880 руб.; ковчег для св. даров серебряный вызолоченный 340 руб.; сосуды серебряные вызолоченные 300 руб.; напрестольный крест серебряный вызолоченный 300 руб. Иконы Божией Матери «Млекопитательницы», Покрова Пресвятой Богородицы и Николая чудотворца в серебряных вызолоченных ризах. Остальные украшения церковные, утварь, ризница также весьма богаты. Своим благолепием храм обязан по преимуществу семейству купцов Костеревых и из них главным образом Никифору Андреевичу Костереву, которым на украшение и устройство храма пожертвовано 88 683 руб. Церковь владеет капиталом в 17 764 руб., составившимся из разных пожертвований.

http://sobory.ru/article/?object=04517

На настоящем своем месте село Девять Дубов переживает уже второй период своего исторического существования. Более 150 лет тому назад оно находилось на другом месте, отстоящем от нынешнего на расстоянии 2 верст. Перемещение села произошло вследствие пожара в старом селе, когда там сгорела деревянная приходская церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Пожар этот был в 40-х гг. XVIII ст. Прежнее село носило и иное, чем теперь, название, сохранявшееся долгое время за новым селом теперь называемом Девять Дубов. Из межевой книги и плана на церковную землю, составленных в царствование Екатерины Великой в 1780 г., видно, что новое село носило название Бугодощь, Девять Дубов тож. Откуда пошло название села Бугодощь – неизвестно, однако оно не утратилось и до сих пор, хотя слышится теперь очень редко. К приходу села Девяти Дубов принадлежат деревни: Юрьево, Камышино, Холчевка, Башмаково, Прилепы и Новокульнево, Ленивка тож. Дворов в приходе 340, душ муж. пола свыше 1200, жен. пола 1240. Существующий в селе Девять Дубов уже ветхий деревянный храм с такою же колокольнею сооружен на средства прихожан, окончен постройкой и освящен в 1759 г. В нем два престола: главный – во имя Покрова Пресвятой Богородицы и в теплом трапезном приделе – во имя свят. и чудотв. Николая. В главном храме есть икона Покрова Пресвятой Богородицы, которая существует лет 200. О ней в церковной летописи сказано, что после пожара старого деревянного храма осталась в целости только одна местная икона Покрова Пресвятой Богородицы. На этой иконе и до настоящего времени сохранились следы разрушительного огня. В 1763 г., неизвестно каким жертвователем, икона украшена сребропозлащенной ризой. В настоящее время с 1882 г. усердием прихожан на месте старого храма строится новый каменный храм с тремя престолами. В самом селе есть церковно-приходская школа грамоты, основанная на место упраздненной земской, а в деревне Камышино на средства Орловского Петропавловского Братства в 1900 г. выстроена церковно-приходская школа с целью противодействовать распространению там духовного скопчества. С 1898 г. в селе открыто церковно-приходское попечительство.

http://sobory.ru/article/?object=41538

Приход храма имеет два приписных лавра: во имя прп. Андрея Рублева в Раменках и лавр св. Николая (1754 г.) в селе Федоровское Ступинского района Московской области . При храме Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе действует воскресная школа для детей. Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе церковь (Лыщиков переулок, дом 10). С XIV века на Лыщиковой (голой, безлесой) горе находился монастырь Покрова Пресвятой Богородицы, упраздненный в конце XVI века. В 1625 г. монастырский Покровский собор упоминается уже как приходская церковь. В 1696–1697 гг. отстроили небольшой каменный храм на другом месте – под горой. Но его посвящение осталось прежним. В нем устроили придел преподобного Иоанна Дамаскина, небесного покровителя инициатора строительства дьяка И. Рогозина. Храм был выстроен в новых и модных в то время формах – восьмерик на четверике. В XVIII–XIX веках здание перестраивалось несколько раз, увеличиваясь в размерах. В трапезной в 1773 г. на средства И.А. Лихарев создали южный придел Казанской иконы Божией Матери. В 1803–1805 гг. трапезную увеличили к западу и возвели ныне существующую колокольню. В 1812 г. во время наполеоновского нашествия в результате пожара церковь сильно пострадала. В 1814 г. заново освятили главный престол, а в 1815 г. – южный придел. В 1818 г. расширили трапезную и построили северный придел. В 1830-е гг. древняя часть храма и его алтарные апсиды были обстроены. Эта пристройка несколько необычной формы. Она обхватывает апсиды приделов и полукругом объединяет их с алтарем главного храма, так что с переулка виден единый мощный объем. В 1870-1890-е гг. проводились значительные переделки, изменились завершения колокольни и самого храма, несколько расширили трапезную. В 1891 г. построили дом причта. В советское время храм не закрывался. В нем сохранилось все внутреннее убранство с чтимыми храмовыми образами Покрова Пресвятой Богородицы, Казанской иконы Божией Матери, преподобного Иоанна Дамаскина, Спаса Нерукотворного образа, святителя Николая, великомученика Пантелеймона, преподобного Пафнутия Боровского. На колокольне сохранились старинные колокола, самый большой из которых – Благовест, весом 112 пудов, отлитый в 1794 г. Зимой 1979 г. при ремонте церкви в главном алтаре, рядом с основным престолом освятили приставной престол преподобного Симеона Столпника. Среди святынь храма – рака с мощами священноисповедника протоиерея Романа Медведя († 1937).

http://sobory.ru/article/?object=05803

В настоящее время церковь Покрова Пресвятой Богородицы не действует, разрушены колокольня и трапезная, а под действием природных явлений разрушается кирпичная кладка стен. http://www.voronezhgid.ru/architecture/ Село Ладьино, от Твери 60 верст, от Старицы 22 версты. Самая древняя постройка усадьбы Ладьино - церковь Покрова Пресвятой Богородицы - выстроена в 1683 году на средства владельца села Ладьина - боярина стольника Сергея Федоровича Аксакова. В 1770-х годах поместье принадлежит Казнаковым. В 1780 году помещицей Натальей Петровной Казнаковой в существующем храме устраивается придел во имя Казанской Божией Матери. В 1793 году на средства Петра Никитича и Настасии Петровны Казнаковых была построена каменная церковь во имя Сошествия Святого Духа. По данным Клировых ведомостей Старицкого уезда за 1828 год: Село Лодьино, во оном селе две церкви каменныя. 1-я из них двуэтажная, в верхнем этаже храм воимя Покрова Богородицы, в нижнем во имя Сергия Преподобнаго Радонежскаго Чудотворца, с приделом Казанския Богородицы, построена в 1692 году. 2-я на кладбище во имя Сошествия Святаго Духа, построена в 1793 году. Обе в твердости. Утварию довольны. Опись утвари и книги прихода и расхода церковной суммы имеются. Земли отмежевано при ней 36 десятин. Приходских дворов 161, а в них мужеска пола 624, женска 665 душ. Расстоянием от Твери 65, от Старицы 19 верст. Поблизости имеются селы: Кунганово в 6-ти, Ременево в 6 верстах.   Один из наиболее интересных сельских храмов, двухэтажная Покровская церковь в Ладьине, 1683-1692 гг., с различными по форме алтарными частями - внизу полукруглой, а вверху трехапсидной. Церковь Покровская построена в 1683 году, каменная, при ней другая кладбищенская каменная, престолов в первой церкви два: в верхнем этаже холодный Покрова Пресвятой Богородицы, в нижнем теплый Сергия Радонежского, во второй церкви кладбищенской престол один - Сошествия Святого Духа на Апостолов. Церковные документы: опись 1810 года, метрики с 1780 года, исповедные с 1829 года, план на землю.

http://sobory.ru/article/?object=13290

Закрыта в 1930-х годах. Венчания сломаны. В настоящее время заброшена. На территории деревни Замошье Сокольского района Вологодской области находится каменный храм Покрова Пресвятой Богородицы с сохранившимися росписями — уникальный памятник православной культуры XVII века. Ранее на этом месте был деревянный храм, увезённый в Григорьево-Пельшемский монастырь. Каменная церковь, которая сооружена была еще в 1805 году, до сих пор привлекает взоры. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы – это девятиглавый каменный собор с высокой колокольней. В архивных документах отмечено, что Замошская церковь построена тщанием прихожан, но когда - неизвестно. Заметно совмещение разных по времени архитектурных стилей: XVII, XVIII, XIX веков. В окладной книге 1638 года упоминается деревянная церковь Покрова Богородицы в Замошье, в вотчине Лопотова монастыря. Предположительно, каменный храм возвели в 1764 году, а колокольню в 1812-м. В церкви три Престола: Покрова Пресвятой Богородицы – главный, Преображения Господня, Святителя Николая Мириликийского. Внутри храм украшен великолепными росписями с будто живыми ликами святых. Явное сходство просматривается с настенной живописью Платона Тюрина. Возможно, стены Замошского храма расписывал один из братьев Скрипициных. В приходе было 42 деревни и значилось 17 часовен. Во времена пропаганды безверия стали разрушать церкви. Колокола в Замошье сбросили в 1935 году, а храм закрыли в 1937 году. Пытались взорвать, разрушить тракторами, но его мощные стены выстояли, поэтому внутри разместили склад госсемфонда, потом сушилку картофеля, склад запчастей для тракторов, кузницу. Часовни тоже были разобраны. Инициатором и зачинщиком восстановления святыни, спустя многие годы, стала Галина Сеничева. Благодаря неравнодушным людям в храме вновь появилась возможность совершать молебны. В 1992 году в Замошье зарегистрировали православную общину. А трудами местных педагогов проведено множество исследований по истории храма. Художник-реставратор О. Соколова отметила, что Покровская церковь не имеет прямых аналогов среди памятников подобного типа, представляет значительный исторический и художественный интерес как памятник необычной архитектуры и профессионального исполнения живописи XIX века.

http://sobory.ru/article/?object=26459

Священник Борис Михайлов, по образованию искусствовед, специалист по храмовой архитектуре, всегда стремился запечатлеть в словах историю тех храмов, в которых трудился. Принимая участие в свое время в реставрации Троицкого храма в комплексе Останкинского музея-заповедника, он собирал материалы об этом храме, которые легли в основу его первой книги 1 . Став после иерейского рукоположения клириком храма Рождества Святого Иоанна Предтечи на Пресне, он в непродолжительном времени исследовал и опубликовал историю и этого храма 2 . Обращает на себя внимание то, что подготовку этой книги, как и рецензируемой, осуществляло приходское издательство, что несомненно свидетельствует о росте нашей церковной культуры. …Для того, чтобы подчеркнуть единство истории, главный вектор которого — поиски пути к богообщению, искаженному грехопадением первых людей, автор начинает свое повествование с рассказа о верованиях древнейших индоевропейских племен, вероятно, селившихся в том числе на правом берегу Москвы-реки, там, где тысячелетия спустя возникли Фили, и сменивших их в IX–XI веках по Р. Х. славян. Первое упоминание о христианском храме в этих местах (церкви Покрова Пресвятой Богородицы) относится к 1619 г., что не исключает того, что сам храм был воздвигнут ранее. Очевидно, храмовое здание стало жертвой неурядиц Смутного времени, когда через кунцевские окрестности проходили отряды польских интервентов. С конца XVII в. земли, на которых ныне находится филевский храм Покрова, закрепляются как вотчина за семьей Нарышкиных; в книге подробнейшим образом описывается устроение этой вотчины. Первоначальный храм Покрова Пресвятой Богородицы был бедным, деревянным, стоял близ боярского дома и, очевидно, освящен был в память разрушенного храма, хотя и на другом месте. Метод авторского исследования отца Бориса можно проиллюстрировать хотя бы тем, что прежде чем приступить к описанию деревянного храма, он рассказывает историю праздника Покрова Божией Матери, истоки возникновения этого праздника на Руси, говорит о высоком духовном смысле праздничной иконы Покрова. Поэтому сведения исторического, географического, экономического характера не выглядят в книге о храме чужеродными элементами; напротив, история храма благодаря такой доскональности подбора фактических материалов предстает вживе и въяве, а сам храм представляется не изолированным явлением, а органически центральным, собирающим моментом жизни во времени этого кусочка Подмосковья, а ныне — Москвы.

http://pravmir.ru/retsenziya-svyashhenni...

Закладка первого камня новой церкви состоялась 18 июня 1878 г. с благословения епископа Саратовского и Царицынского Тихона. Новый приход должен был вмещать 3500 прихожан. Для небольшого Саратова это было грандиозное культовое здание, самое величественное в городе. Строительство велось почти 4 года, «чин на освящение вновь устроенной каменной церкви» во имя Покрова Пресвятой Богородицы был совершен в июне 1881 г. В следующем, 1882 г., были освящены два придела: во имя иконы Казанской Божией Матери и во имя Святой Троицы. Освящение главного престола во имя Покрова Пресвятой Богородицы состоялось 20 января 1885 г. Его произвел епископ Саратовский и Царицынский Павел. В газетах того времени отмечалось, что новая церковь - одна из лучших в городе по своему внешнему и внутреннему убранству и украшению. По прошествии 10 лет, с 1891 по 1892 г.г., в приходе был произведен капитальный ремонт, построены хоры Покровского храма. Долгие годы при Покровской церкви не было отдельно стоящей колокольни. Средства на ее постройку нашлись только к 1897 г., тогда же состоялась закладка первого камня. Архитектором и куратором строительства был назначен уже зарекомендовавший себя с положительной стороны при строительстве Покровского храма А.М. Салько. Колокольня должна была быть самым высоким зданием в Саратове и состоять из пяти ярусов. Постройка колокольни шла долго, только в мае 1902 г. под колокольней был освящен храм в честь иконы Божией Матери «Иверская», и церковь Покрова в Саратове получила свой окончательный вид. В 1886 г. при Покровском храме в Саратове начала работу церковно-приходская школа, расположившаяся в отдельном здании на втором этаже, здесь же были открыты рукодельные классы и воскресная школа, на первом этаже находилась богадельня. С приходом новой власти все имущество церкви было национализировано, Покровский храм лишился здания бывшей приходской школы, двух домов для священнослужителей, приусадебных земель с хутором на 12 дворов. Все церковные книги, документы, метрические записи с 1860 г. были конфискованы советской властью. Само здание церкви до 1929 г. оставалось в собственности епархии и содержалось верующими, однако, уже к декабрю 1929 г. храм Покрова был закрыт.

http://sobory.ru/article/?object=06780

В 1992 году храм возвращен Церкви, но реально войти в храм и начать богослужебную деятельность удалось лишь в 2003 году. Миролюбов И., иерей 1 октября 1618 года была предотвращена последняя попытка поляков захватить русский престол. В память этого события воздвигнут храм Покрова Пресвятой Богородицы в дворцовом селе Рубцове. Сначала был поставлен деревянный обыденный храм (1619), затем возведен и освящен в 1626 году каменный с двумя приделами, по правую сторону придел теплый во имя преподобного Сергия Радонежского, по левую – придел царевича Димитрия. Построили храм в архитектурных формах характерных для эпохи царей Федора Ивановича и Бориса Годунова. «Государь постави храм каменный по обету своему во имя Покрова Пречистыя Богородицы в дворцовом селе Покровском». В «Разрядных книгах» была также сделана под 7135 (1626) годом запись: «Того же года октября в 29 день Государь Царь и Великий князь Михайло Федорович Всея Руси ходил в свое государево село в Рубцово для освящения церкви Пречистыя Богородицы Покрова». Вместе с государем выехал в Рубцово весь царский двор из Кремля и был устроен по поводу освящения праздничный стол. Земля, на которой стоит храм, сохранила историческую память о многих событиях в жизни царской семьи Романовых. Село Рубцово, (позднее Покровское) Московского уезда, при впадении речки Рыбинки в Яузу было пожаловано царем Иваном Грозным боярину Никите Романовичу Юрьеву, брату первой жены царя Анастасии Романовны и матери царя Федора Ивановича. Перейдя по наследству боярину Федору Никитичу Романову (будущему патриарху Филарету), после воцарения его сына Михаила Федоровича, стала государевой подмосковной усадьбой. «Разрядные книги» XVII века содержат многочисленные сообщения о посещениях государя Михаила Федоровича и государя Алексея Михайловича своей вотчины, проходивших там богослужениях в храме Покрова, торжественных приемах послов и различных гостей в Покровском дворце, праздничных обедах, семейных торжествах, царской охоте весной и осенью в окрестностях Покровского и Семеновского. В 1733 г. в царствование Анны Иоанновны в селе Покровском был построен дворец для русской принцессы, дочери Петра I Елизаветы, которой принадлежало дворцовое село. Во времена императрицы Елизаветы Петровны дворцовая усадьба в Покровском превратилась в своеобразный зеленый цветущий «вертоград» с прудами, аллеями плодовых деревьев и ягодных кустарников, качелями, каруселями, раскатами катальных гор, праздничными народными гуляниями в масленицу, на Пасху и на Троицу.

http://sobory.ru/article/?object=02191

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010