Россия занимает первое место в мире по числу абортов на 100 тыс. населения. Что может сделать православный человек, чтобы абортов в нашей стране было меньше? Социально-психологическая служба благотворительного фонда «Семья и детство» является в своем роде уникальной. Основной ее контингент – женщины, пришедшие за направлением на аборт. После бесед с психологами фонда сохранить беременность решили более 300 женщин. Самый старший из «крестников» фонда родился в марте 2001 года. Как работает эта служба, узнала корреспондент «НС» Алиса Орлова. Психологи фонда «Семья и детство» работают в роддомах Москвы с 2000 года. Сейчас таких роддомов три. Проект финансируется на частные пожертвования. С фондом постоянно сотрудничают 7 психологов, 4 гинеколога, эпизодически – врачи других специальностей, юрист, социальные работники, волонтеры приходской группы «День рождения» при храме Покрова Пресвятой Богородицы в Красном селе. В 2006 году Фондом открыт телефон доверия по вопросам незапланированной беременности. Контакт Обычный московский роддом. Со двора – вход в женскую консультацию. Кабинет с табличкой «Запись на аборт». Сюда идут те, кто уже все решил. Но возле кабинета, где принимает врач, сидит в уголке женщина-психолог. Иногда у нее есть только пять минут, чтобы попытаться спасти ребенка. Согласие на присутствие психолога дает администрация роддома. Но будет ли у нерожденного ребенка последний шанс, зависит от врача. Некоторые врачи не подписывают направление на аборт, пока женщина не поговорит с психологом, другие направляют к психологу выборочно: «С этой можно попытаться. А вот эту я давно знаю, тут – бесполезно». «День на день не приходится, – рассказывает мне психолог Лариса Серегина, – иногда очередь, а иногда – пусто… Вот и пациентка – немолодая женщина с покрасневшим от слез лицом. Психолог понимает, как важно ей было выговориться сейчас. «Я ещё подумаю, – говорит она». Другая ведёт себя решительно: «О последствиях я всё знаю, у меня медицинское образование» – и уходит в кабинет, а оттуда, с направлением в руках, – на второй этаж, в операционную. «Замкнута. На контакт не идет», – запишет психолог. Следующая женщина вступает в разговор: «Двое детей, младшей – три года. Третьего «не потянем», зарплата маленькая». Забегая вперед, скажу – в тот день она в абортарий не поднялась, не хватало какой-то справки. «Такие вещи не бывают случайными», – сказала ей на прощание Лариса. Женщина кивнула и улыбнулась. Ее ребенок был еще жив.

http://pravoslavie.ru/36698.html

Что касается организационной стороны объединения, события наступившего столетия ясно показывают: все вопросы можно решить, если имеется доброе стремление обеих сторон к восстановлению единства, как это было, например, с воссоединением с Русской Зарубежной Церковью. — Ведутся ли со стороны Русской Православной Церкви попытки начать переговоры по поводу объединения со старообрядцами? — Если говорить именно об объединении, то таких попыток не было. Характер взаимоотношений к настоящему времени сводится не к переговорам об объединении, а к действиям по преодолению исторически возникшей отчужденности, взаимного недоверия. С обеих сторон еще немало предвзятости, искаженного представления друг о друге. Чтобы серьезно говорить об объединении, необходимо сначала уяснить в богословском и церковно-каноническом смысле, что же нас до сих пор разделяет. — Что препятствует объединению двух Церквей — только разногласия в церковных обрядах? — К сожалению, не только разногласия в обрядах. В практическом плане старообрядцы, например, более строго и прямолинейно подходят к применению церковных канонов и даже бытовых обычаев (ношение бороды и т.п.). Кроме того, есть старообрядческие согласия, где апокалиптические настроения настолько заострены, что приводят к решениям, которые нельзя признать православными (отказ от священства, некоторых Таинств и т.д.). — Возможно ли, на Ваш взгляд, преодолеть многовековые разногласия, и если да, то как? — Конечно, чем более длительное время имело место разъединение, тем труднее его преодолевать. А в случае со старообрядцами имелись не только разногласия, но и преследования со стороны властей, вплоть до самых страшных, унесших жизни тысяч людей или заставивших их спасаться бегством за пределами государства. Преодолеть историческую память непросто. Между тем, в Русской Православной Церкви имеется опыт такого преодоления. С 1800 года в ее лоне существуют так называемые единоверческие приходы (сейчас обычно их называют старообрядными), в которых воссоединившиеся с Церковью старообрядцы имеют возможность молиться по старому русскому церковному обряду и находиться при этом в каноническом общении с ее Священноначалием. Число таких приходов постепенно растет, а при московском храме Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове даже учрежден Патриарший центр древнерусской богослужебной традиции, где издается литература для старообрядных приходов, проходит подготовка причетников и хористов, проводятся исследования по музыкальной медиевистике и исторической литургике.

http://patriarchia.ru/db/text/5833590.ht...

Роман Лакапен посвятил Богу от младенчества четвертого сына своего Феофилакта, который и был оскоплен, а чтобы возвести сына на патриарший престол, лишил престола коварством и насилием святого патриарха Трифона в августе 931 года. После того спустя год и пять месяцев Феофилакт, достигший 16 лет, возведен на патриарший престол 2 февраля 933 года. Сначала, находясь под опекунами, он вел себя пристойно, но возросши, пристрастился к охоте, занят был ловчими псами и особенно конями, которых у него было более 2000 в дорогих конюшнях на самом лучшем корме, он питал их раздушенными древесными плодами, предался симонии – продаже духовных санов и архиерейских мест и другим делам, «которые, как говорит историк Кедрин, подробно исчислять непристойно». Некоторые сановники составили заговор против отца его Романа Лакапена, в этом заговоре принял участие и сын его патриарх Феофилакт. Этот замысел был разрушен отцом, заговорщики наказаны, но патриарх сын был пощажен. Феофилакт, как говорит историк Кедрин, «ввел и сие обыкновение, что в великие и торжественные праздники оскорбляем бывает Бог и память святых нелепым пением и смехом и буйственным воплем во время совершения божественных песней, которые надлежало бы со умилением и сокрушением сердца приносить Богу, ибо он, учредив сонм непотребных людей, определил ему начальником некоего Евфимия Каснина, научил совершать сатанинские плясания, безместные вопли и песни, заимствованные от распутий и блудниц. Провождая такую жизнь, он погиб во время бесчинной езды от удара о приморскую стену. От этого удара кровь истекала у него устами; проболев два года и впадши в водяную болезнь, он скончался» 72 . Патриаршествовал он 23 года и 25 дней (933–956). Пред возведением на престол этого патриарха или вскоре после того, при жизни отца его императора Романа Лакапена, Богоматерь явилась молящейся в слезах во Влахернском храме святому Андрею и Епифанию, впоследствии в иночестве Полиевкту, непосредственному преемнику Феофилакта или третьему из преемников его Антонию.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

После публикации рассказа о введении многочасового оглашения крещаемых на московском приходе и о том, что из этого вышло, редакцию сайта забросали вопросами. Читатели интересовались подробностями: как работает служба, на какие «грабли» наступали организаторы; просили поделиться опытом. На вопросы отвечает руководитель службы катехизации прихода храма Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове Ирина Русова. На занятиях воскресной школы для взрослых. Фото: pokrovchram.ru – Ирина, зачем нужны огласительные беседы? – Однажды в храм пришла женщина лет пятидесяти, которая заявила, что хочет креститься. Она ложилась на операцию и слышала, что в этом случае лучше быть крещеной. Во время крестин женщина «обнаружила», что таинство связано с водой, и испугалась, что промокнет насквозь. Начался почти скандал. Женщина заявила, что не знала об этом, думала: ее только немного «побрызгают», и теперь очень сожалеет о своем решении креститься. Наскоро одеваясь, она потребовала фен для просушки волос и оскорбилась, обнаружив, что в храме фена нет. Кроме этого, она искренне коробилась от необходимости смывать перед крестинами косметику. До самого таинства ей не было никакого дела. Другой случай тоже очень показателен. Пришла женщина лет сорока пяти и спрашивала, что делать, потому что крестилась дважды! Выяснилось, что она была крещена в детстве, прекрасно об этом знала, знала своих крестных родителей, но была совершенно невоцерковлена, как и они. В храм стала ходить уже взрослой, и вскоре у нее произошел конфликт со священником. Батюшка не допускал ее к причастию из-за того, что она жила в незарегистрированном гражданским образом браке. Женщина решила изменить эту ситуацию своеобразно. Надумала «заново креститься». Поехала в Санкт-Петербург, никому ничего не сказала и еще раз участвовала в таинстве. Причем нашла себе новых крестных родителей. Теперь с вопросом «что делать?» пришла, видимо, из-за возникшего ощущения чего-то недолжного. Ни первого, ни второго случая не произошло, если бы эти женщины пришли хотя бы на огласительные беседы.

http://pravoslavie.ru/59593.html

А теперь давайте поговорим, что же такое власть. Это не обязательно президент, правительство, губернатор, руководитель района или директор завода — совсем не так. Если люди собираются даже небольшим коллективом, всегда появляется лидер — так мир устроен. Лидерство бывает определено должностью, положением, но и личными качествами человека. Неслучайно про таких говорят: он вожак, он всегда ведет за собой. Но те, кто по должности, или по призванию, или по талантам своим становятся лидерами, должны помнить, что это очень опасное дело — быть лидером, потому что кому много дано, с того много и спросится. И если лидер становится соблазном для других, если лидер становится горем для других, то он губит свою душу. Наверное, если бы показали в страшном сне такому человеку, что его ждет там, за гробом, он бы сказал: «Да Бог с ней, с этой властью!» Но Господь не показывает никому из нас, что его ждет за гробом. Он говорит нам словами сегодняшнего Евангелия: «Кто хочет быть б о льшим, да будет всем слугой, а кто хочет быть первым, да будет всем рабом». То есть ничего другого в жизни первенствующего не может быть, как только служение ближним своим, и чем выше он поднимается, тем больше расширяется сфера его ответственности, чтобы быть слугой для своих людей, для народа своего, а применительно к Церкви — для паствы своей. Эти замечательные слова помогают нам понять, что такое первенство и власть. При этом Господь не отвергает саму необходимость иметь первенство и власть. Он ведь не сказал: «Не должно быть среди вас ни первых, ни б о льших». Наверное, мог бы так сказать, но не сказал. Потому что это означало бы отвергнуть сам институт власти, без которого общество существовать не может. Есть такое понятие «анархия» — это самое страшное время в истории человеческого общества, когда власть исчезает, когда она никому не принадлежит, когда сокрушается все, когда наружу выползают самые страшные страсти и греховные наклонности людей и нет никого, кто мог бы остановить согрешающих и преступников, навести порядок. Власть — это неотъемлемая, Богом установленная институция, которая сопровождает на протяжении всей истории жизнь человеческого общества. Но как мы видим, власть— это и большой соблазн, и очень часто бывает так, что человек, достигающий власти, обо всем забывает и использует свою власть для того, чтобы еще более расширить свои полномочия или чтобы жить побогаче и поспокойнее.

http://patriarchia.ru/db/text/5915759.ht...

«СЕЮЩИЙ ЩЕДРО – ЩЕДРО И ПОЖНЕТ!». К 25-летию Радио «Радонеж». Беседа Главного редактора Радио «Радонеж» Н. Бульчука с архимандритом Мелхиседеком (Артюхиным). 03.10.2014 13:03:31 Кульков Сергей Андреевич Н. Б.: Сегодня мы встречаемся с одним из наших постоянных, наверное, от самого начала основания нашей радиостанции, авторов - архимандритом Мелхиседеком (Артюхиным), в его храмеПокрова Пресвятой Богородицы в Ясенево. И сегодня мы, дорогой отец Мелхиседек, беседуем накануне значимой даты: исполняется четверть века с того дня, как начало свое вещание Радио «Радонеж». Чего только не было у нас за эти двадцать пять лет: какие передачи создавались, циклы, беседы… Мы разговаривали со слушателями в эфире, начиная от одного часа через два дня в неделю, потом по часу в день выходили три раза в неделю, затем объем вещания постепенно увеличивался. И вот, сегодня «Радонеж» - полноформатная радиостанция, которая вещает 24 часа в сутки в FM-дuanaзohe, а недавно мы вошли, к тому же, в числе 30 лучших российских радиостанций в пакет цифрового вещания «Триколор-ТВ». Казалось бы, внешне все обстоит замечательно… Но внутренние проблемы существуют, и я как Главный редактор вынужден свидетельствовать об этом: наша радиостанция работает на пределе возможностей. Это касается и штата сотрудников, которых совершенно недостаточно, это касается и невозможности оплачивать работу наших авторов, привлекать какие-то новые силы, находить новые технические средства, - и это все, к сожалению, дает о себе знать. И вот, накануне такого значимого юбилея мы вынуждены говорить о том, что «Радонеж», проработав четверть века в Российском эфире - как это ни страшно, может быть, звучит – может прекратить свое существование. По вполне меркантильным причинам: не хватает денег… Мы часто говорим об этом в прямых эфирах, общаясь с нашими слушателями, но вот сегодня я хотел бы затронуть, может быть, духовную сторону этой проблемы: что нам мешает (я имею в виду слушателей, которые вместе с нами развиваются, получают духовное образование, просто обретают хорошее настроение – мы получаем сотни свидетельств о том, что «Радонеж» - позитивное радио) помочь «Радонежу»? Вместе с тем, нас могут спросить: почему именно «Радонеж»? Сегодня много и других каналов, на которые, наверное, стоило бы обратить внимание. Почему мы продолжаем призывать слушателей помогать нам, пусть даже и небольшими лептами? И как сегодня в наше, такое нестабильное, во-первых, в смысле финансовом, а во-вторых, вообще неспокойное время, можно осуществлять такую помощь?

http://radonezh.ru/text/seyuschy-schedro...

Радуясь о Воскресшем Господе, мы также вспоминаем и всех наших близких, ушедших из этого мира в мир иной. Мы верим в воскресение всякой плоти, верим в то, что мы соединимся с ними, и что за порогом смерти нас ожидает вечная жизнь. «Христос воскрес из мертвых, смертию смерть победил, и находящимся во гробах даровал жизнь вечную», эти слова мы слышим многократно в пасхальные дни, и они говорят нам о надежде, что должна наполнять наши сердца всякий раз, когда мы думаем о своей смерти и о смерти наших близких. Ведь только по человеческим меркам смерть является скорбью. По Божественному промыслу смерть переход к жизни вечной. И в пасхальные дни мы с особой силой ощущаем, что между живыми и усопшими не существует непреодолимой границы, ибо все мы и живые, и усопшие составляем единое тело Христово. И мы знаем, что за порогом смерти нас ждет вечная жизнь и Воскресший Христос. Когда жены-мироносицы, чью память мы сегодня совершаем, еще до рассвета, в первый день недели пришли ко гробу Господа Иисуса Христа, то увидели, что гробница пуста. Их взору предстал ангел, сидящий на камне, и они услышали от него весть, которая потрясла все их хрупкое человеческое естество. Ангел возвестил им, что Христос, к Которому они пришли, чтобы возлить ароматы на Его мертвое тело, воскрес из мертвых. Когда мироносицы еще шли ко гробу, то говорили между собою: «Кто отвалит нам камень от двери гроба» (Мк. 16:3), ибо камень был огромных размеров. Но, придя, женщины увидели, что камень отвален, а войдя в гробницу, не обнаружили тела их любимого Учителя. И когда они побежали возвестить ученикам о том, что увидели, то Сам Господь встретил их на пути и сказал: «Радуйтесь»! И тогда они, «приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему» (Мф. 28.:9). Ни жены-мироносицы, ни апостолы, которым Господь многократно предсказывал, что Он не только будет распят, но воскреснет, не могли представить, как это произойдет. И по Воскресении Христа они еще долго не могли поверить, что это событие действительно произошло и спрашивали себя: действительно ли Он Тот, Кто воскрес из мертвых? Только сила Святого Духа, которая укрепила апостолов в день Пятидесятницы, помогла им окончательно осознать, что Христос воскрес, что смерть Он победил Своей смертью и для всякой человеческой плоти открыл путь к воскресению из мертвых.

http://patriarchia.ru/db/text/4468808.ht...

Первоначальный Архитектурный декор интерьера был выдержан в формах близких к тосканскому ордеру. К сожалению, часть декоративных элементов была утрачена в процессе росписи храма, но на основании исследований реставраторов мы можем представить их первоначальный облик. Аттические базы в основании и импосты в виде отрезков трехчастного антаблемента в завершении столпов, а также тонкие карнизы в основании барабанов делили внутреннее пространство по вертикали на три зоны: импостов, среднюю – от импостов до верха сводов и нижних карнизов и барабанов, и верхнюю – пространство барабанов. Крещатые столпы, ордерный декор и четко выявленные подпружные арки создавали впечатление кристаллической ясности архитектурно-художественного образа. Как установлено, первоначальный иконостас состоял из местных икон и деисусного чина, которые вместе с каменной алтарной преградой заслоняли от глаз молящихся лишь нижнюю часть пространства алтаря. Верхняя часть этого пространства, включая люнеты над апсидами, располагавшиеся поверх иконостаса, была видна находившимся в храме. А от его западного входа можно было увидеть даже верхнюю часть конхи центральной апсиды. В свою очередь, из алтаря поверх иконостаса просматривалась не только значительная часть центрального барабана, но и вся система сводов четверика. Частично видны были и окна западной стены. Таким образом, верхние зоны храма и алтаря первоначально были зрительно связаны, что подчеркивало целостность и единство интерьера. В диаконнике собора располагался придел, посвященный празднику Покрова Пресвятой Богородицы. Придел от алтаря также отделяла каменная преграда, следы которой были обнаружены И.А.Гудковым, одним из реставраторов и исследователей монументальной живописи собора. Подобно интерьеру, наружный облик храма первоначально отличался редкой соразмерностью и гармоничной ясностью своих форм. Его внутренняя структура отчетливо обозначена на фасадах. Плоские лопатки, членящие фасады по вертикали, отвечаю расположению внутренних столпов, граница между этажами обозначена широким декоративным поясом, а в основании полукруглых профилированных закомар четверка расположен трехчастный пояс-антаблемент, отвечающий импостам столпов и стен интерьера.

http://sobory.ru/article/?object=05743

Притчей чтение. [Глава 9.] П ремудрость созда себе дом, и утверди столпов седмь. Закла своя жертвенная, и раствори в чаши своей вино, и уготова свою трапезу. Посла своя рабы, созывающи с высоким проповеданием на чашу глаголющи: Иже есть безумен, да уклонится ко мне. И требующим ума рече: Приидите, ядите мой хлеб, и пийте вино, еже растворих вам. Оставите безумие, и живи будите, и взыщите разума, да поживете, и исправите разум в ведении. Наказуяй злыя, приимет себе безчестие: обличаяй же нечестиваго, опорочит себе, обличения бо нечестивому раны ему. Не обличай злых, да не возненавидят тебе: обличай премудра, и возлюбит тя. Даждь премудрому вину, и премудрший будет: сказуй праведному, и приложит приимати. Начало премудрости, страх Господень, и совет святых, разум. Разумети бо закон, помысла есть благаго: сим бо образом многое поживеши время, и приложатся тебе лета живота.   На литии стихиры. Глас 3: Наста днесь пресветлый праздник, Пречистая Дево, честнаго Твоего Покрова. Паче солнца освещаеши люди, верою от чиста сердца Тебе истинную Матерь Божию исповедающия, и Сыну Твоему вопиющия: Христе Боже, молитвами Приснодевы, чисто и без истления рождшия Тя, не предаждь врагом ратующим Твое достояние, но яко милостив спаси в мире души наша. Глас 4: Хваление Тебе еже по достоянию людие Сына Твоего, Пречистая Владычице, желающе воспети, но не возмогут. Всегда бо всех верных заступаеши, и покрываеши честным Твоим покровом, и молишися спастися всем, верою Тебе, чистую и истинную Богородицу, почитающим. Глас 2: Пренепорочную всех Царицу Пречистую Деву сошедшеся, вернии, днесь ублажим Матерь Христа Бога: присно бо к Сыну руце милостивно простирает, Юже и предивный Андрей виде на воздусе, честным Своим покровом люди покрывающую, и Той умильно возопиим: радуйся, покрове и заступление, и спасение душам нашим. Слава, и ныне, глас тойже: Смысл очистивше и ум, со ангелы и мы торжествуем, светло начинающе Давидскую песнь Отроковице, Невесте всех Царя Христа Бога нашего, воскресни, Господи, глаголюще, в покой Твой, Ты, и кивот святыни Твоея: яко бо палату красну Сию украсив, и причте Ю граду Твоему, Владыко, строити и покрывати от сопостатных поган державною силою Твоею, молитвами Ея.

http://pravmir.ru/pokrov-presvyatoj-bogo...

Цит. по: Забелин И. Е. Минин и Пожарский. С. 84-85. Забелин И. Е. Минин и Пожарский. С. 58. Там же. С. 143. 2012 год Месяц назад, 2 февраля 2017 года, скоропостижно ушла из жизни Наталья Викторовна Масленникова - выпускница филологического факультета Московского университета (1976), кандидат филологических наук (1984), ученица выдающегося слависта Никиты Ильича Толстого. Работая на филологическом факультете Московского университета, в течение многих лет Н.В.Масленникова читала на кафедре философии религии и религиоведения философского факультета спецкурс «Религиозное искусство». Первоначально занимаясь проблематикой словенской литературы - ее диссертационная работа была посвящена теме «Словенский реалистический роман 1970-х годов», - Наталья Викторовна стала первоклассным специалистом в области религиозного искусства, истории сербского православия, создателем и многолетним руководителем духовно-просветительской программы «Сергиевские чтения». Своим ученикам Н.В.Масленникова запомнится не только многочисленными статьями, посвященными исторической, литературной и философско-религиозной проблематике, но и индивидуальным подходом к образовательной практике, глубоким проникновением в сферу духовной культуры, воспитанием в студентах интереса к истории, литературе и культуре славянских народов. Отпевание Натальи Викторовны состоялось 8 февраля в Москве, в храме Покрова Пресвятой Богородицы у м. «Красносельская», ул. Нижняя Красносельская, д. 12. Похороны Натальи Викторовны прошли на Перепечинском кладбище. Наталья Викторовна осталась в памяти своих многочисленных друзей, как необычайно активный и требовательный в общении человек. До своей безвременной кончины Н.В.Масленникова продолжала работу над статьями о живописи и искусстве, которые публиковала в интернет-изданиях. Блестящий стилист и интереснейший человек, талантливый организатор Наталья Викторовна навсегда запомнится своим друзьям и коллегам. Вечная память! Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " .

http://ruskline.ru/analitika/2012/03/02/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010