Но и в новом своем перестроенном виде храм простоял почти ровно столько же, сколько первоначальный храм А.В. Горского. Храм был низок и темен, не имел никаких архитектурных достоинств. Поэтому летом 1913 г. над храмом был устроен новый железобетонный свод, благодаря чему храм стал вдвое выше, нежели был прежде. С 16 ноября 1913 г. началось совершение богослужения в перестроенном храме, но храму не доставало того, что составляет красоту православного храма – соответствующего новой высоте храма иконостаса и стенной росписи. Ведь по слову святых отцов Седьмого Вселенского Собора, церковное благолепие, состоящее из живописных изображений, «служит нам к уверению истинного, а не воображаемого воплощения Бога Слова и к подобной пользе», потому что взирающие на священные изображения «подвизаемы бывают воспоминати и любити первообразных». Придать академическому храму вид настоящего православного храма было особенно благовременно в виду приближавшегося дня 100-летнего юбилея академии, который предполагалось праздновать торжественно. Но недостаток средств и даже полное их отсутствие тормозили дело. Еще при начале перестройки свода стали поэтому обращаться к различным частным благотворителям, а затем решено было обратиться и ко всем бывшим питомцам академии с просьбою сделать посильное пожертвование на академический храм ко дню 100-летнего юбилея академии. Еще прот. А.В. Горский, устроив храм, обращался к близким академии лицам с просьбою о содействии благоукрашению академического храма. Дары этих старых питомцев академии (преимущественно в виде икон) еще и теперь украшают академический храм. В начале 1914 г. было разослано не менее тысячи нижеследующих воззваний: «В наступившем 1914 г. Московская духовная академия будет праздновать свой 100-летний юбилей. Одна из самых насущных академических нужд ко времени этого юбилея – приведение в приличный вид академического храма. Перестроенный в прошлом году храм весьма нуждается в утвари, нет еще соответствующего новой высоте храма иконостаса, совсем обветшала ризница. А между тем нигде в академии так не живет память об ее бывших учениках, как в академическом храме, где поминаются все в академии учившие и учившиеся, начальствовавшие и служившие. Это обстоятельство и дает нам смелость обратиться ко всем близким академии лицам с просьбою вспомнить ко дню академического юбилея академический храм и присылкой посильного пожертвования посодействовать тому, чтобы ко дню юбилея родной академии можно было храму придать вид, сколько-нибудь достойный высшей церковной школы».

http://sobory.ru/article/?object=06574

В связи с упоминанием Богдана Ивановича Коновницына в Гдовском уезде приведем сведения известного исследователя рода Коновницыных Е.П. Иванова (Псков), ныне покойного. Согласно им Б.И. Коновницын с 1712 г. служил комендантом г. Гдова. В Пскове же ему принадлежали двор и дом, а на Плюссе были какие-то лесные владения. По сведениям сланцевского краеведа Ф.А. Чуркина часть его родной деревни Ужово принадлежала в XIX столетии Коновницыным. Расположена она на реке Плюссе. В Общем очерке И.Г. Покровского Б.И. Коновницын назван прямо - псковским помещиком: «…Из книг (в храме с. Рудно – В.Б.) замечателен синодик, писанный в 7204 (1697) году от сотворения мира и принадлежавший псковскому помещику Богдану Иоанновичу Коновницыну». Псковским же помещиком именует Б.И. Коновницына и Ефим Андреев: «В числе книг, спасенных от пожара, есть рукописный синодик, - подаяние Псковского помещика Богдана Ивановича Коновницына…». Идентичность текстов Покровского и Андреева может свидетельствовать о том, что первый брал сведения у второго. Очевидно, Андреев, этот боголюбивый христианин, сам видел синодик Б.И. Коновницына в храме с. Рудно. Из истории славного рода «Служили Коновницыны великим Московским князьям на самых разных должностях и в самых разных местах, в том числе по Новгороду и Пскову. Причем, появление их на новгородских и псковских землях, возможно, объясняется тем, что они в числе прочих московских бояр были переведены туда после присоединения Новгорода и Пскова к Московскому государству. Нам пока не удалось точно определить время появления Коновницыных, в частности, на Псковской земле, но совершенно определенно, что не позднее первой трети XVII века они уже были псковскими землевладельцами и горожанами, о чем есть немало документальных свидетельств. Пока же отметим, что Иван Михайлович Коновницын служил воеводой в Кукейносе (Кокнесе, Кокенгаузен) в 1656 г., а Федор Степанович был воеводой в Козельске. Трое Коновницыных, Матвей, Гавриил и Федор, служили стольниками при Петре I. Служили Коновницыны и стряпчими царям русским. Обо всем этом говорится не только в специальных изданиях, но и в записках С.Н. Коновницына (не так давно умершего в Перу), хранящихся в Гдовском музее. Много лет, начиная с 1712 г. и по меньшей мере до 1718 г., по указу царя комендантом Гдова служил Иван Богданович Коновницын. В это же время Сергей Коновницын в числе других дворян был направлен по указу Петра I и распоряжению светлейшего князя Меншикова «для управления тамошних дел» в Дерпт.

http://sobory.ru/article/?object=03909

Тебя молю, Владычице, Тя ныне призываю. На Тебя взираю со Твоея взыскую. Дево святая и нескверная, Владычица Всесвятая, Тепле взываю к Тебе, Храме освященный. Вступись за меня, избавь меня от врага И наследника покажи мя жизни вечной. слово значит дословно “тяжело смотреть” — т.е. не решаясь от стыда или страха. постоянная проблема: как перевести греч. ха’рис? Это и благодать, и милость, и дар, и благодеяние, и благодарность. Думаю, все-таки не «благодать», как перевели baлaaмcmiu иноцы.   Перевод И. Болдышевой 1. Владычице Пречистая, Царице, Мати Бoжiя: Святая Дjьbo чистая, руно, росу npiuмшee: Небесъ cbjьmлjьйшuxъ высшая, самихъ лучей cbjьmлjьйшaя: Дjьbuчьuxъ ликовъ радосте, безплотныхъ силъ cbяmjьйшaя: Небесныхъ высей cbjьmлaя, Всевышняго ceлehie: Mapie приснохвальная, Владычице bcenjьmaя: 2. Подательнице кроткая надежды и покрова: Чертоже npuchoдjьbcmbehhый, кивоте Бога Слова: Отроковице тихая, виновнице cnacehiя: Благоуханный цbjьme npeчucmjьйшaro дjьbcmba: О cлabhjьйшaя серафимъ, и херувимъ чecmhjьйшaя: Npeмiphыxъ ликовъ ангельскихъ восторгъ и yдubлehie: 3. Ты предстоиши Сыну у самаго Престола: Твоей взыскую милости, Родительнице Слова: О древо жизни bjьчhыя, о Дjьbo, Матерь Славы: Молю Тя тепле, Чистую, Преосвященный Храме: Очисти мя, избави мя rpjьxobhыя пучины: Вручи мя мuлocepдiю Божественнаго Сына: Радуйся, Hebjьcmo hehebjьcmhaя. 30.08.97   Валаамский текст Марие, Дево Чистая, Пресвятая Богородице, Царице Мати Дево, Руно всех покрывающее, Превысшая Небесных Сил, Нетварное Сияние. Ликов девичьих Радосте, и Ангелов Превысшая, Небес Честная Сило, и Свете паче все светов, Честнейшая Владычице всех Небесных Воинств, Всех праотцев Надеждо, пророков Исполнение, В подвизех Ты — Помоще, Кивоте Бога Слова, И девам — Ликование, и матерем — Отрадо, Целомудрия Наставнице, душ наших Очищение, Покрове ширший облака, и страждущих Пристанище, Немощных Покров и Заступнице, Надеждо ненадежных, Марие — Мати Христа — Истиннаго Бога, Ааронов Жезле Прозябший, Сосуде тихой радости,

http://pravmir.ru/agni-parfene/

Пресвятая Дева – наш Вождь в Иерусалим небесный, ибо как орел, побуждая птенцов своих летать, взлетает вверх над ними, так и Она, взывая и возвышая сердца наши к высоте небесной, Сама благоволила ныне явиться над нами в высоте на воздухе. Нам же подобает только стоять или двигаться тогда, когда Она стоит или движется, и как Она привыкла стоять на стенах всяческих добродетелей, душевных и телесных, так и нам подобает вставать и держаться на тех же стенах. Движение же Ее всегда было «от силы в силу» ( Пс. 83:8 ), от добродетели к добродетели, от заслуги к заслуге, от земного к небесному, от дольнего к горнему, из удела смирения на гору любви и богомыслия. Подобает и нам подражать и следовать Ей, по мере сил наших, восходя от земных мудрствований к небесным, если мы исполнены желания войти в землю обетованную. Пророк Ездра, получив от царя Кира письмо о свободе, дарованной роду Израильскому для переселения из Вавилона и всей земли Персидской и Мидийской в Отечество, в землю Иерусалимскую, озаботился огласить ее пред всеми сынами Израилевыми. Точно так же и Пресвятая Дева Мария, исходатайствовав нам, новому Израилю, Своими мольбами и заслугами у Кира Всемирного, Господа всей вселенной, свободное возвращение из земного изгнания в Отечество рая небесного, из этого Вавилона в горний Иерусалим, являет ныне в храме Влахернском честный омофор Свой, извещая тем, что каждый может свободно возвратиться под ним в Отечество небесного Сиона, хотя бы он и заточен был в самую далекую страну беззаконий. Итак, братие, поспешим к сему Ее Божественному покрову, с умилением восклицая: «Под кров Твой прибегаем, Богородице Дево! Молитв наших не презри во обстоянии, но от бед избави нас, едина Чистая и Благословенная!» Простирает над нами Преблагословенная Матерь пречистые Свои руки с омофором на воздухе, созывая под кров крыльев милости Своей, желая сохранить нас от врагов видимых и невидимых, как птица обычно созывает птенцов, простерши крылья и желая сохранить их от хищных птиц, а вместе и согреть их. Но я весьма боюсь, как бы Она не сказала о нас, новом Измаиле, то, что некогда Сын Ее и Бог говорил об Израиле ветхом: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!» ( Мф. 23:37 ), – ибо многие из нас не хотят прибегать под кров крыльев Ее милосердия. Это – не кающиеся в своих грехах, не удаляющиеся от злобы мира сего и дел погибельных, служащие мамоне и чреву, повинующиеся страстям плоти и всем сердцем привязанные к миру сему.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

Закрыть itemscope itemtype="" > Скончалась постоянный автор РНЛ, кандидат филологических наук, доцент МГУ им. М.В. Ломоносова Наталья Масленникова 07.02.2017 697 Скончалась постоянный автор «Русской народной линии», кандидат филологических наук, доцент МГУ им. М.В. Ломоносова Наталья Викторовна Масленникова , сообщила РНЛ Мария Асмус. Н.В.Масленникова родилась 11 апреля 1954 года в Москве . Училась на Славянском отделении филологического факультета МГУ им.Ломоносова (была ученицей Н.И.Толстого), выпуск 1976 года. Работала на филологическом и философском факультетах МГУ. Инициатор и руководитель духовно-просветительской программы «Сергиевские чтения», была в числе первого выпуска словенской группы на Филологическом факультете,переводила словенских авторов и писала серьезные исследования о творчестве словенских писателей. Скончалась от инфаркта 01.02.2017 г. Отпевание состоится 8 февраля в 14.30 Москве, в храме Покрова Пресвятой Богородицы у м. «Красносельская», ул. Нижняя Красносельская, д.12. Похоронят новопреставленную Наталию на Перепечинском кладбище. После похорон в Покровском храме состоится поминальная трапеза. Редакция «Русской народной линии» выражает глубокие соболезнования родным и близким покойной. Да упокоит ее Господь в селениях праведных... Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/news_rl/2017/02/07/sk...

После издания закона о старообрядцах 1883 г. ковенский губернатор разрешил открыть молельню в деревне Штакалъне (Аукштакальняй). Новый храм был построен по инициативе наставника Василия Ивановича Иконика, но он примкнул к белокриницкой иерархии, и прихожане отказались от его услуг. По устным рассказам, записанным в 1935 г. секретарем Аукштакальняйской общины И. Никитиным: «после того Господь послал гнев на Аукштакальнских староверов и вся деревня была сожжена, а храм Господень остался невредимым». В 1889 г. деревня начала отстраиваться, на новом месте вблизи старого построили новый деревянный храм. Издание манифеста «Об укреплении начал веротерпимости» (1905) и указа «О порядке образования и действия старообрядческих и сектантских общин» (1906), легализовавших старообрядческие организации, коренным образом изменило положение староверов в Российской империи. В 1907 г. власти позволили надстроить колокольню и возвести главу над храмом. 23 марта (5 апреля) 1907 г. Ковенским губернским правлением община была зарегистрирована. Во время Первой мировой войны оба храма сгорели. 29 августа 1915 г. жители покинули деревню, а храм с оставшимися иконами и книгами «дерзкой рукой неизвестного донского казака-старообрядца был предан сожжению, чтобы не быть оскверненным врагом». После лихолетья до 1919 г. сотни старообрядческих семей-беженцев возвращались в рваных крытых кибитках из глубины России на родину, «на пепелища». Свято-Покровский храм с колокольней был восстановлен в 1920 г. Богослужения в храме не прерывались все последующие годы. Часть прихожан Аукштакальняйской общины после установления границ с Польшей в 1920 году оказалась за рубежом, где создала Дукштасскую общину. После проведённой мелиорации и уничтожения окрестных деревень, на рубеже 1980-1990-х гг. Аукштакальняйская община пришла в упадок: стала очевидной ее малочисленность, прекратились богослужения, чему способствовали и неоднократные взломы и кражи икон, церковной утвари из храма. Здание сохранилось, но ветшает и разрушается. Общинное кладбище с небольшой деревянной часовней ведет свою историю с 1905 г.

http://sobory.ru/article/?object=33143

Покровский храм высокий, к тому же на высоком фундаменте. Стоит на возвышенности, в центре Южной площади. Место это выбрано отнюдь не случайно. Выбирал его один известный в свое время схимник Киево-Печерской Лавры. На это место снисходит небесная благодать. Верующие утверждают, что в храме они ощущают особую легкость, душевный комфорт. Строили храм, приглашенные церковные мастера, а подсобными рабочими были молодые люди из местных. Дядя сторожила Каневской Василия Стефановича Святого в возрасте 20 лет, долгое время помогал строителям храма. Остались воспоминания его о строительстве. По его рассказу, требования к качеству были очень высокие. Подрядчик на стройке находился неотлучно, И если случался брак, он устранялся немедленно. И вообще отношение строителей к сооружению храма было особое, трогательно-ответственное. Хотя от разных людей, в разное время, слышал я одну и ту же причту. Якобы подрядчик - обрусевший индиец, по образованию архитектор, был плутоват. При закладке сумел каким-то образом уменьшить размеры храма. Когда это стало выясняться, он побоявшись, что лишний кирпич подтвердит обман, «погнал» храм вверх. При обсуждении ситуации «гласные» станичного правления, остановились на том что: «Хай вин будэ высокый, зато издали видно». Храм крестовокупольной конструкций, в виде креста, с главным барабаном, увенчанным одноглавым куполом в виде луковицы. Небольшие луковки башенок яруса крыши храмовых приделов, носят чисто декоративный характер. Важным элементом конструкции является звонница, представляющая круглый барабан с открытыми боковыми проемами. Она, как и главный купол увенчана православным крестом. Кресты были легкими, из дерева, с медной, наружной, позолоченной обшивкой. Устремившийся ввысь главный барабан, заполнен стрельчатыми узкими окнами, расположенными по окружности. Нижняя часть барабана без окон и опирается на крышу боковых приделов. Наружный, ажурный декор отделки создает неповторимую красоту. Окна барабана обеспечивают естественное освещение храма.

http://sobory.ru/article/?object=26762

Наконец, с грустью расставаясь с вами, могу сказать последнее слово к общему нашему утешению. Разлучаясь с вами, возлюбленная паства, телом, я уверяю вас, что не разлучен буду духом, особенно, с здешним храмом, в котором надеюсь по временам приносить бескровную жертву о приснопамятных рабах Божьих, зде лежащих, о своих присных, родных и кровных, равно о множестве моих грехов и о людских ваших неведениях. Аще забуду тебе, скажу словами Израильтян, тосковавших по своем отечестве Иерусалиме, аще забуду тебе, здешний святый храм, забвена буди десница моя. Прильпни язык мой гортани моему, аще не помяну вас, здешних чад пажити Христовой, если не буду воспоминать о вас, если, воспоминая о вас, не буду стремиться к здешнему храму помолиться вместе с вами о вас, о вашем благоденствии и благополучии, а паче о вашем спасении. Даруй же, Господи, мне возможность исполнять мои предначертания! Конечно, это будет уже с благословения Архипастыря и по соизволению Настоятеля, преемника моего. Ты же, Пресвятая Богородице, Покрове мира и спасение душ наших! Буди споспешница моим предначертаниям возвращаться некогда в храм сей, посвященный имени Твоему и здесь, под сенью Покрова Твоего, удостой паки совершать священное служение в честь и славу Пресвятого имени Твоего, во спасение душ, мною пасомых и моей грешной. Аминь. Поучение при вступлении на другой приход Вижу, что на меня обращены внимательные взоры ваши, прав, слушатели! Да, это так и должно быть, потому что видите в сем храме и на этом священном месте незнакомого священнослужителя. Вы обыкновенно привыкли видеть на этом священном месте ваших пастырей с словом поучения и назидания. Но вот это священное место теперь занимаю я. Имею побуждение и обязанность объяснить вам эту перемену православные христиане! По распоряжению и назначению нашего Архипастыря я должен заменить одного из ваших пастырей. Как же это так? Уповаю и верю, что в этом воля Божья, что это устрояется по указанию вседетельного перста Божия. Если, по слову священного писания, без воли Божией не упадает и волос с головы нашей, то может ли быть, чтобы в таких делах, где связуются отношения пастырей с пасомыми, не руководил промысл Божий? Итак, по указанию промысла Божия, становлюсь я в число ваших пастырей, в замену старшего вашего пастыря опытного и, как слышно, уважаемого пасомыми.

http://azbyka.ru/otechnik/6/slova-i-pouc...

Попробуй полюбить того, кто встал поперек дороги и тебе мешает, — но Господь говорит: «Любите врагов ваших». Эти настоятельное требование, конечно, относится не к любви, которую мать обращает к детям, или которая связывает супругов, или которая связывает близких по духу людей. Речь идет о другом. Речь идет о том, что в ответ на некую стратегию зла, которая выстраивается против нас, мы должны сохранять мирный дух. Ведь что происходит, когда мы опознаем в человеке врага? Мы возбуждаемся, мы напрягаем свои силы, мы хотим адекватно ответить врагу, наказать его. Сколько на это уходит сил! Какая энергия расточается! Но самое главное, враг нас побеждает, даже не сделав ничего против нас. Если мы строим планы борьбы с тем, кого считаем врагом, если мы себя опустошаем во имя этой борьбы, — он уже нас победил. Мы пребывали в мирном состоянии духа, но вдруг возник враг, — и дух мирный исчез, и в голову ничего не идет, кроме мыслей о враге. Вроде он ничего еще не сделал, а мы уже переживаем, боремся с ним в мыслях, порой по сто раз повторяем, что ему сказать при встрече. Не сделав ничего, наш внутренний мир этот враг уже оккупировал. Как только мы опознаем в ком-то врага, мы лишаемся внутреннего мира и покоя, а значит, мы уже побеждены этим врагом. Поэтому, когда Господь говорит «любите врагов ваших», Он предлагает нам сохранять мирный дух, чтобы вражда не охватывала наше сознание, нашу волю, наши чувства, не затмевала наш духовный взор. Мудрые слова Евангелия — «любите врагов ваших» — нужно понимать таким образом, что никакой враг не должен разрушать наш внутренний мир. А чтобы было так, нам нужно научиться предавать тех, кого мы считаем своими врагами, в руки Божии. Так всегда поступали святые и мудрые люди, которые в ответ на оскорбления отвечали: «Бог тебе судья, а не я. Не хочу вступать с тобой в конфликт, мне чужды те страшные, злые эмоции, которыми ты страдаешь, и пусть тебя судит Бог». В этих словах — исполнение заповеди о любви к врагам. Мы не обнажаем оружия, а предаем этих людей в руки Божии.

http://patriarchia.ru/db/text/5282796.ht...

Сегодня день, действительно исполненный многих смыслов. И самым, может быть, главным является то, что предстательство Царицы Небесной, Ее особая миссия по защите Русской земли, многими отрицаемая и вызывающая недоумение, есть реальность. Не фантазия, не гипотеза, не робкое предположение, а факт, подтвержденный многими историческими событиями, в которых мы видим руку Божию. И самым убедительным тому доказательством является сохранение нашей страны в веке XX. По всем законам нас не должно было быть. Вначале мы сами взорвали собственную страну революцией, затем добивали ее гражданской войной, потом сопротивлялись нашествию иноплеменников — тех, что покорили всю Европу, и страшный враг был побежден нами. Конечно, велика заслуга военачальников, великую доблесть и самопожертвование явили наши воины и весь народ, но можно ли утверждать, что исключительно собственными силами мы преодолели все страшные перипетии века XX? Если кто и скажет так, я свидетельствую: мы победили потому, что Отечество наше — под Покровом Пречистой Преблагословенной Царицы Небесной. В ответ на наши смиренные молитвы Она простирает и, верим, будет простирать Свое заступление над нашей землей. А от нас требуется немногое: хранить веру в сердце, не поддаваться искушениям, когда у нас вдруг не хватает времени пойти в храм, когда мы самих себя спрашиваем, стоит ли крестить детей или нет, стоит ли венчаться или нет. В такие моменты мы должны вспоминать, кто мы. Мы — наследники православной Руси, над которой простирается Покров Пречистой Преблагословенной Царицы Небесной. И покуда будет так, будут несокрушимы границы внешние. Покуда будет так, будет храниться вера православная. И, несмотря на трудности, которые бывают в истории любого народа, для нас открыта перспектива духовного и материального развития, ведущая не только к доброй и благополучной жизни нашего народа, но и к сохранению той самой веры, в ответ на которую Дева Мария простерла во Влахерне Свой Покров над византийцами и спасла их от внешнего врага.

http://patriarchia.ru/db/text/5852758.ht...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010