Х Харламиевский монастырь Или Пустынно-Харлампиевский Гамалеевский Рождества Богородицы , бывший в Киевской, а ныне в Черниговской Епархии, 2 класса мужеской монастырь находится близ местечка Воронежа в лесу при реке Шостка, подле села Гамалиевка, от которого и название своё получил. Основан этот монастырь в 1714 роду по грамоте Государя ПЕТРА I, данной от 25 Января того же года, иждивением Гетмана Ивана Скоропадского и супруги его Анастасии, дочери Марковой и учреждён девичьим. Потом, в 1729 году, Декабря 15, Анастасия перед кончиной своей по смерти уже супруга её, поручила монастырь попечительству брата своего Генерального Подскарбия Андрея Маркова с таковым завещанием, чтобы монахинь перевести из сего монастыря в мужской Мутинский, а из Мутинского монахов в этот Гамалеевский. Что по представлению Преосвященного Рафаила, Архиепископа Киевского, Святейшим Синодом в 1733 году и дозволено, и с того времени Настоятельство было Игуменское до 1743 года, а в 1743 году, а в 1743 году по представлению его же Преосвященного, по докладу Святейшего Синода Именным Указом от 11 Июня учреждена Архимандрия. См. Гамалеевский. Харьковский Вознесенский Хорошевский монастырь См. Хорошевский Харьковский Вознесенский. Харьковский Покровский училищный монастырь См. Покровский Харьковский. Харьковский Преображенский монастырь См. Старо-Харьковский Преображенский. Хотьковский Покровский монастырь Девичий третьеклассный, Московской Губернии и Епархии, находится в Богородском уезде при реке Паже. В нём две церкви каменные, и обнесён таковой же оградой; состоит под начальством Игуменьи. Древность построения его доказывается тем, что родители Преподобного Сергия Радонежского Чудотворца, жившего в XIV столетии, Кирилл и Мария, переселившись из Ростова в Радонеж, перед кончиной своей приняли чин иноческий и погребены в этом монастыре. Также старший родной брат сего же Преподобного Стефан был там пострижен, и пожив потом немного с Преподобным Сергием пустыни, удалился оттуда в Москву в Богоявленский монастырь. Хвоинский монастырь

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Николай Покровский, прот. Фотография. Тюрьма. Ногинск. 1937 г. Дмитриевич Покровский (14.08.1890, с. Архангельское Волоколамского у. Московской губ.- 10.12.1937, полигон Бутово Московской обл.), сщмч. (пам. 27 нояб., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), прот. Из семьи диакона. В 1905 г. окончил Волоколамское ДУ, в 1912 г.- Вифанскую ДС. Был определен учителем церковноприходской школы в дер. Губинской Покровского у. Владимирской губ. (ныне Губино Орехово-Зуевского р-на Московской обл.). В 1915 г. рукоположен во диакона и назначен служить в Хотьковский в честь Покрова Пресвятой Богородицы женский монастырь . В 1916 г. переведен в московскую Троицкую ц. на Самотёчной ул. Одновременно состоял законоучителем в частной женской гимназии М. А. Чеховой (с 1 сент. 1916), в школе-приюте Комитета помощи семьям лиц, призванных на войну (с 1 дек. 1916), в церковноприходской школе Троицкой ц. (с 1 сент. 1917). В 1919 г. рукоположен во иерея к тому же храму. Во время гражданской войны Н. был призван в тыловое ополчение Красной Армии и служил в топливном отделе Управления Кремлем и домами ВЦИК. После демобилизации вновь определен на служение в Троицкий храм. В 1923 г. переведен в Спасскую ц. на Песках в Каретном Ряду, а в 1930 г.- в Знаменскую ц. во 2-м Колобовском пер. В том же году возведен в сан протоиерея. Летом 1930 г. был арестован двоюродный брат Н. свящ. Александр Покровский, служивший в Елисаветинском храме при Дорогомиловском кладбище, его обвинили в «подготовке совершения террористических действий против членов советского правительства». По подозрению в соучастии в этом преступлении 6 окт. 1930 г. Н. был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве. На допросе заявил, что бывал у брата очень редко и на политические темы с ним не разговаривал. Хотя в обвинительном заключении было записано: «В процессе следствия факт подготовки террористического акта конкретными данными не установлен», учитывая «социальный состав» обвиняемых, следствие пришло к выводу: «...есть основания полагать, что со стороны указанной группы велась подготовка к совершению террористических действий по отношению членов советского правительства, в первую очередь - товарища Сталина». 30 нояб. 1930 г. Особой тройкой Полномочного представительства ОГПУ по Московской обл. Н. был приговорен к 3 годам в ИТЛ.

http://pravenc.ru/text/2565778.html

В княжение Симеона Иоанновича, когда еще Монголо-татарское иго тяготело над разделенною Россией, дети Ростовского боярина Кирилла вдовец Стефан и юноша Варфоломей, по внутреннему призванию, оставив отеческое наследие меньшему брату своему Петру, обрекли себя на служение Богу в иноческом образе: Стефан постригся в Покровском монастыре на Хотькове, а Варфоломей избрал себе для пустынножительства место в 60 верстах от Москвы, в глуши дремучего леса, на берегах речек Кончуры и Глинницы, 1 в области Радонежа. В сей же незначительный город, удалились из Ростова и благочестивые родители юных отшельников и в Хотьковском монастыре, незадолго перед смертью своею, облеклись в иноческий сан. Этот удел меньшего брата Симеону Иоанновичу Андрея впоследствии назывался Радонежским и Бельским станом, 2 где урочище Белые Боги напоминает следы древнего северо-восточного язычества, тогда еще не совсем простывшие. С благословения Митрополита Феогноста Стефан и Варфоломей соорудили там, на Маковице малую деревянную церковь в честь св. Троицы. Старший брат из пустыни вскоре перешел в Московский Богоявленский монастырь; а 23-х летний Варфоломей остался там, в совершенном одиночестве, которое проводил в молитвенном общении с Богом, в трудах и посте, отрешавших дух его от раболепства телу и миру. Для совершения божественной Литургии в своей церкви Варфоломей призывал иерея из ближайшего селения. Промысел привел к нему игумена Митрофана, который облекши его в иноческий образ, нарек Сергием; с этим вместе юный черноризец возложил на себя новые духовные обеты, которые совершал со смиренным сознанием ничтожества своего пред Богом, с крепким упованием на Промысел Его и с безусловною преданностью себя Его воле. Так он преуспевал в духовной жизни среди пустынного безмолвия, которого ничто не нарушало; самые дикие звери смирялись перед тружеником; один только медведь приходил к келье Сергия делить с ним скудную пищу, добытую потом трудов: юному пустыннику и это служило некоторым утешением. Не утаился этот светильник и во мраке лесном; но привлек к себе сподвижников и соревнователей; стекаясь к нему, они ставили себе кельи близ его приюта. Между тем возвратился к пустынножителю Митрофан и принял начальство над юною обителью, где уже собралось до 12 отшельников.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Феодор, святитель, архиепископ Ростовский, Ярославский и Белозерский (Иоанн) † 1394, память 28 ноября/11 декабря, 6/19 июля в Соборе Радонежских святых, 23 мая/5 июня в Соборе Ростово-Ярославских святых Ученик и племянник преподобного Сергия Радонежского. Его родители – Стефан, старший брат преподобного Сергия, и Анна – были известны в Радонеже благочестием и глубокой верой. После ранней кончины супруги овдовевший Стефан продолжил воспитание двух сыновей – Климента и Иоанна (будущего святителя) и вскоре принял монашеский постриг в Хотьковском Покровском монастыре. Потом он поступил в Московский Богоявленский монастырь, где был духовником великого князя Симеона. Младший сын Иоанн, обученный грамоте, продолжил духовное образование под руководством дяди – преподобного Сергия. В 12-летнем возрасте отец привёл его к авве Сергию и в храме передал на воспитание великому подвижнику. Тогда же, 20 апреля, преподобный Сергий постриг юного Иоанна в монашество с именем Феодор, в честь преподобного Феодора Трихины. Прожив в монастыре преподобного Сергия более 22 лет, инок Феодор получил хорошее образование, был обучен иконописанию, греческому языку и имел возможность много читать. Под руководством святого наставника инок Феодор быстро возрастал в духовной жизни и там же, в пустынной обители преподобного Сергия, принял священнический сан. Когда молодой подвижник открыл духовному отцу своё желание основать особую общежительную обитель, преподобный Сергий ответил, что желает видеть его своим преемником в обители Святой Троицы. Однако намерение священно-инока оставалось твёрдым, и преподобный, прозревая в ученике великого подвижника, благословил его избрать место для новой обители. Он облюбовал местечко Симоново, находившееся на берегу Москва реки. Преподобный Сергий сам приходил осматривать избранное место и одобрил выбор ученика. По благословению святителя Алексия († 1378; память 12/25 февраля, 20 мая/2 июня) Феодор построил церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы и около 1370 года устроил там общежительный монастырь, который и доныне известен под именем Симонова. Святитель Алексий посвятил Феодора во игумена этого монастыря. В 1380 году в храме Рождества Пресвятой Богородицы были погребены герои Куликовской битвы схимонахи Александр и Андрей.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

@font-face font-family: " YS Text Variable " ; src: url( " " ) format( " woff2 " ); font-weight: 400 700; font-display: optional; #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть «От Государя к Преподобному» В пятый раз пройдёт Крестный ход из Тайнинского в Троице-Сергиеву Лавру Сергей Забурниягин   09:32 11.07.2022 1243 Время на чтение 3 минуты Фото: Предоставлены автором С 15 по 18 июля состоится очередной (пятый по счету) крестный ход «От Государя к Преподобному», который проходит по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. О маршруте и особенностях нынешнего Крестного хода рассказал нам его организатор президент Общества развития русских национальных видов спорта и этнической культуры «Богатырская Русь» Сергей Викторович Забурниягин. Крестный ход совершается в течение четырех дней (с 15-го по 18-е июля) и традиционно начнётся молебном у памятника Государю императору Николаю II в бывшем селе Тайнинском 15 июля в 7-30. Затем, после Божественной Литургии в храме Благовещения Пресвятой Богородицы, участники крестного хода направятся древним паломническим путём через поселок Пирогово, г. Пушкино, село Ельдигино, поселки Софрино I, Мураново, деревню Артёмово в Хотьковский Покровский женский монастырь, где почивают мощи родителей преподобного Сергия преподобных Кирилла и Марии. Известно, что сам преподобный в свое время завещал: прежде, чем идти к нему, помолиться об упокоении его родителей над их гробом. А из Хотьково наш путь будет лежать уже к Преподобному Сергию.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/07/11/ot...

Директор: Тишков Михаил Борисович 117574, Москва, пр-д Одоевского, 13 Тел./факс: (495) 423-51-22 Жития избранных святых Св. преп. Сергий Радонежский Великий печальник и заступник земли Русской родился от родителей Кирилла и Марии, добрых и богоугодных. Они строго хранили церковные уставы, помогали бедным. В воскресный день в храме на литургии младенец трижды возгласил во чреве матери — перед чтением Евангелия, во время пения Херувимской песни и при возгласе «Святая святым». Младенец прежде рождения явил всем знамение, что он будет служителем Святой Троицы. Мать его, сознавая, что носит во чреве будущего подвижника благочестия, соблюдала душу и тело в чистоте и воздержании, молитве и уединении. Преподобный Сергий родился в селе Варницы, под Ростовом, 3 мая 1314 г. Нарекли имя рожденному Варфоломей, яко сын радости. Младенец не брал сосцов, когда случалось матери вкушать мясную пищу, а в среду и пятницу вовсе не вкушал пищи, совершая детский пост. В семилетнем возрасте Варфоломея отдали в школу. Грамота отроку не давалась, о чем печалились и родители, и отрок, и тогда обратились с молитвой к Подателю деяний благих. И Господь даровал Свою милость. Когда в поле под дубом Варфоломей встретил старца-черноризца, саном пресвитера, благоговейного и ангелоподобного видом, и стал сокрушаться перед ним, что, желая уразуметь книжное учение, не может познать грамоту своими силами, то старец, воздев руки, помолился о нем и, вынув из пазухи небольшой ковчежец, преподал ему частицу святой просфоры со словами: «Возьми сие, чадо, и снеждь, сие дается тебе в знамение благодати Божией и уразумения Святаго Писания». И по благословению отрок начал стройно и внятно стихословить Псалтирь и получил от Бога премудрость и разум, превосходя всех в познании. Родители преподобного с семейством переселились в Городище, или Городок, Радонеж, что в двенадцати верстах от лавры. В конце своей жизни Кирилл и Мария приняли ангельский образ в Покровском Хотьковском монастыре и в 1339 году скончались. Варфоломей совершил поминовение родителей, многое раздал нищим, а оставшееся поручил младшему брату Петру и на 21-м году жизни оставил мир и со старшим братом иноком Стефаном ушел в пустыню. Братья поселились в дремучем лесу, на горе Маковице, построили церковь и основали обитель. Кругом был густой лес, которого не касалась еще рука человеческая. Поставили крест, построили церковь и келлию.

http://old.gymnasia-radonezh.ru/about/ol...

История Свято-Троицкой Сергиевой Лавры Материал из Азбука паломники Монастырь при Сергии Радонежском [ править править код ] В 1337 году Сергий Радонежский, тогда ещё носивший мирское имя Варфоломей, и его старший брат Стефан, инок хотьковского Покровского монастыря, поселились на холмеМаковец, в десяти верстах от Хотьково. Это событие и считается датой основания Троице-Сергиева монастыря. Вскоре братьями был поставлен небольшой деревянный храм во имя Святой Троицы (был освящён в 1340 году). Первые монастырские сооружения — храм святой Троицы и несколько келий — занимали лишь малую часть современной территории лавры, располагаясь в её юго-западном углу. После ухода Стефана в Богоявленский монастырь будущий преподобныйнекоторое время подвизался в одиночестве, но со временем вокруг его келии поселились и другие иноки. В 1355 году по благословению Константинопольского патриарха Филофея в монастыре Сергием вводился общежитийный устав. Территория монастыря была разделена на три части — жилую, общественную и оборонительную. В центре монастыря расположились новый деревянный храм святой Троицы и трапезная, окружённые с четырёх сторон кельями; позади келий находились огороды и хозяйственные службы. Весь монастырь был обнесён деревянной оградой (тыном). Над воротами была устроена ещё одна деревянная церковь, во имя Дмитрия Солунского. План монастыря, установленный тогда, в общих чертах дошёл до наших дней. Игуменом монастыря поначалу был игумен Митрофан, постригший Варфоломея в монахи под именем Сергия. После смерти Митрофана игуменом монастыря стал преподобный Сергий Радонежский. Вскоре Троицкий монастырь стал духовным центром русских земель, поддержкой московских князей. Здесь в 1380 году преподобный Сергий благословил войско князя Дмитрия Ивановича, отправлявшегося на сражение с Мамаем. 8 сентября 1380 года во время Куликовской битвы на поле боя в нарушение устава православного монашества по благословению преподобного Сергия вышли иноки-богатыри Троицкого монастыря — Пересвет иОслябя. В 1392 году преподобный Сергий преставился и был похоронен в храме святой Троицы; за полгода до своей кончины Сергий передал руководство монастырём своему любимому ученику Никону. Монастырь в XV—XVI веках. Первые каменные сооружения [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/История_Свято-...

Преподобный Сергий нёс меня на руках Я разрыдалась. Мне было всё равно: смотрят на меня или нет. И с каждой слезой у меня на душе становилось чище 14 июля, 2014 Я разрыдалась. Мне было всё равно: смотрят на меня или нет. И с каждой слезой у меня на душе становилось чище Портал «Правмир» проводит конкурс на лучший рассказ-личную историю «Преподобный Сергий в моей жизни». Мы предлагаем вниманию читателей новый конкурсный материал. Несмотря на то, что я относительно молода, я часто бросаю взгляд в прошлое. Может, это из-за приближающегося кризиса тридцати лет, когда человек оценивает себя самого и свои достижения в жизни, а может, ещё по какой причине – сказать сложно. И когда я анализирую прожитое, мне вспоминается притча. Суть её такова: как-то раз одному человеку приснился сон. Ему снилось, будто он идёт песчаным берегом, а рядом с ним – Господь. На небе мелькали картины из его жизни, и после каждой из них он замечал на песке две цепочки следов: одну – от его ног, другую – от ног Господа. Когда перед ним промелькнула последняя картина из его жизни, он оглянулся на следы на песке. И увидел, что часто вдоль его жизненного пути тянулась лишь одна цепочка следов. Заметил он также, что это были самые тяжёлые и несчастные времена в его жизни. Он сильно опечалился и стал спрашивать Господа: – Не Ты ли говорил мне: если последую путём Твоим, Ты не оставишь меня. Но я заметил, что в самые трудные времена моей жизни лишь одна цепочка следов тянулась по песку. Почему же Ты покидал меня, когда я больше всего нуждался в Тебе? Господь отвечал: – Моё милое, милое дитя. Я люблю тебя и никогда тебя не покину. Когда были в твоей жизни горе и испытания, лишь одна цепочка следов тянулась по дороге. Потому что в те времена Я нёс тебя на руках. Наверное, то же можно сказать обо мне. Я родилась в святых краях Сергия Радонежского – в Хотьково, где в Хотьковском Покровском монастыре покоятся мощи Преподобных Кирилла и Марии Радонежских и Хотьковских Чудотворцев – благочестивых родителей Заступника земли Русской Чудотворца Сергия Радонежского. Крещена я была в детстве в Храме Ильи Пророка в Загорске (старое название Сергиева Посада).

http://pravmir.ru/prepodobnyiy-sergiy-ny...

Протоиерей А.А. Лебедев был родом из потомственной семьи сельских священников. Прапрадед его, Никита Иванович Лебедев, был родом из Тульских дворян, став священником, перешёл в Московскую епархию (в погост Авдотьино Серпуховского уезда, в имение графа В.Г. Орлова). Его сын, прадед А.А. Лебедева, Алексей Никитич, был при отце причетником, а потом занял его место священника. Преосвященный Платон, впоследствии митрополит, сделал Алексея Никитича присутствующим в Духовном Правлении. В свою очередь его сын, дед А.А. Лебедева, Иоанн Алексеевич (род. 1778), получил место диакона, а вскоре и священника в небогатом селе Вихарне. Жить пришлось в крайней бедности. Его сын, отец А.А. Лебедева, Алексей Иванович (род. 1800), в 1824 г. женился на Пелагее Александровне Поповой (её отец тоже был духовного звания), стал священником села Васильевское под Коломной Московской губернии. Там 04.08.1833 г. и родился будущий церковный писатель, богослов, протоиерей, настоятель Казанского собора С.-Петербурга Александр Алексеевич Лебедев. Вскоре отца перевели священником в Троице-Сергиев посад к церкви Вознесения. Здесь и прошло детство Александра до 15 лет. Сначала он воспитывался в семье родителями. Место, где они жили, в то время было очень небогатым, семья же была большая, так что жили они бедно; дети видели белый хлеб только два раза в год – к Рождеству и к Пасхе, – когда одна купчиха-прихожанка присылала им калачей и несколько фунтов баранок. Около 1848 г. отца перевели священником в Хотьковский Свято-Покровский женский монастырь. Монастырь известен тем, что в нём благочестивые родители преподобного Сергия Радонежского Кирилл и Мария приняли постриг; их святые мощи покоятся в Покровском соборе монастыря. В Хотькове жизнь семейства постепенно стала налаживаться: появились свой огород, корова, лошадь, куры. Голодать больше не приходилось. (Алексей Иванович дожил до 50-летнего юбилея своего священства; он умер в 1878 г., на 78-м году жизни, и был похоронен на площади между двумя монастырскими соборами.)

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Lebe...

Церковь Богоявления Господня В Москве светоносному празднику Богоявления посвящены были три монастыря, один на Ильинском крестце, близ гостиного ряда, другой на Никольской улице у крестца, третий в Кремле у Троицких ворот. Сначала скажем о древнейшем из них, находящемся на Никольской улице; потом коснемся и других двух позднейших, известных под названием Троицкого Богоявленского, или Богоявленского монастыря на Троицком подворье; от них ныне уже и следов не осталось, только сохранилось воспоминание в истории Москвы и Российской Иерархии. Как некоторые церкви, так и монастыри в честь Богоявления Господня сооружены были на реках, ручьях, или студенцах, где, после литургии, совершалось великое освящение воды. Когда еще каменная стена не отделяла Китай-города от Кремля, и Неглинная текла в своих берегах: тогда Иордань, по смежности монастыря с Неглинною, могла устраиваться на ее водах. В наших летописях историограф не нашел известия о начале Московского Богоявленского монастыря 1 ; но в Истории Российской иерархии и в домовой монастырской книге 1600 года основание его отнесено к княжению Благоверного Даниила Александровича. Начатое первым Великим Князем Московским строение этой обители докончено сыном его Иваном Калитою. Первоначально она была деревянная, а при Калите каменная. В Русских летописях называется «Богоявление каменное» 2 . В этой домовой книге записано, что «от 1296 года до 1304 года быть обитель чудного Богоявления, да в приделе Богоявления Пречистой Богородицы на Москве за торгом, Божиим благословением и строением благоверного и благочестивого Великого Князя Даниила Александровича Владимирского и Новгородского и Московского и всея Руси, сия пречестная обитель Богоявления во дни государства его сделана и церкви возграждены деревянные и кельи, но приказу благоверного Великого Князя Даниила Александровича: сын его Великий Князь Иван Даниилович заложил бысть сию церковь чудное Богоявление каменное в 1342 году 3 , и по отшествии его Великого Князя Ивана Даниловича от земных к Богу, по приказу совершил эту церковь чудное Богоявление во святой обители. Этот их боярин, которого звали Протасий, Душеприказчиком Калиты, по-видимому, был Радонежский тысяцкий, докончивший, после смерти Великого Князя, согласно с его завещанию. «Эта обитель отовсюду и в этом православными народы видима, как зеркало». По свидетельству домовой книги, это великокняжеское богомолье пользовалось особенными милостями Великих Князей Московских. Одним из первых игуменов Богоявленского монастыря был Стефан, старший родной брат Преподобного Сергия, постриженик Хотьковского Покровского монастыря, Духовник Великих Князей Симеона и Иоанна.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010