Известно, что в 1580 к уже существующей деревянной " клецкой " Покровской церкви была добавлена деревянная Никольская. В 1644-48 гг. на средства стольника Василия Янова в монастыре построили первый каменный собор. В 1764 году Хотьковский монастырь стал самостоятельным и возведён в III класс со штатом в 17 монахинь, хотя в нём жили более 100 сестёр. По преданию, царь Пётр I выписал из Голландии кружевниц и золотошвеек для обучения хотьковских монахинь, которые вскоре стали замечательными мастерицами. С XVIII века Хотьковский монастырь уже славился плетением кружев, прядением особо тонких нитей (из которых изготовляли тончайшее полотно), тканными холстами, вышивкой шёлком и золотом. Золотошвейная вышивка и товары рукодельного промысла имели большой спрос. Изделия хотьковских мастериц можно было купить в самом монастыре: расходились они на продажу и по всей России. До 1840-х гг. Хотьковский монастырь был особножительным, это значит, что каждая монахиня обеспечивалась в зависимости от её труда на благо обители и от личного вклада при поступлении в неё. В XIX веке в Хотьковском монастыре жили около 400 насельниц. В начале ХХ века этому монастырю по штату полагалось иметь 60 монахинь и 60 послушниц, а реально в 1916 году их было соответственно 70 и 67. С начала XIX века Хотьковская обитель стала выполнять новые для неё функции: она стала своего рода тюрьмой или исправительным заведением для женщин. Сюда переводили монахинь из других монастырей, обвинённых в непослушании и несмирении; кроме того, сюда насильно помещали женщин-мирянок, осуждённых на " монашеское заключение " . Всем этим женщинам назначалось послушание в иконописной мастерской, в церковно-приходской школе, в богадельне для престарелых монахинь, больнице, гостинице, оранжереях, на скотных дворах и в других подразделениях монастырского хозяйства. Ежегодно в октябре под стенами Хотьковского монастыря проводилась многолюдная Покровская ярмарка (получившая название по соборному храму обители - в честь Покрова Пресвятой Богородицы).

http://sobory.ru/article/?object=00076

В княжение Симеона Иоанновича, когда еще Монголо-татарское иго тяготело над разделенною Россией, дети Ростовского боярина Кирилла вдовец Стефан и юноша Варфоломей, по внутреннему призванию, оставив отеческое наследие меньшему брату своему Петру, обрекли себя на служение Богу в иноческом образе: Стефан постригся в Покровском монастыре на Хотькове, а Варфоломей избрал себе для пустынножительства место в 60 верстах от Москвы, в глуши дремучего леса, на берегах речек Кончуры и Глинницы, 1 в области Радонежа. В сей же незначительный город, удалились из Ростова и благочестивые родители юных отшельников и в Хотьковском монастыре, незадолго перед смертью своею, облеклись в иноческий сан. Этот удел меньшего брата Симеону Иоанновичу Андрея впоследствии назывался Радонежским и Бельским станом, 2 где урочище Белые Боги напоминает следы древнего северо-восточного язычества, тогда еще не совсем простывшие. С благословения Митрополита Феогноста Стефан и Варфоломей соорудили там, на Маковице малую деревянную церковь в честь св. Троицы. Старший брат из пустыни вскоре перешел в Московский Богоявленский монастырь; а 23-х летний Варфоломей остался там, в совершенном одиночестве, которое проводил в молитвенном общении с Богом, в трудах и посте, отрешавших дух его от раболепства телу и миру. Для совершения божественной Литургии в своей церкви Варфоломей призывал иерея из ближайшего селения. Промысел привел к нему игумена Митрофана, который облекши его в иноческий образ, нарек Сергием; с этим вместе юный черноризец возложил на себя новые духовные обеты, которые совершал со смиренным сознанием ничтожества своего пред Богом, с крепким упованием на Промысел Его и с безусловною преданностью себя Его воле. Так он преуспевал в духовной жизни среди пустынного безмолвия, которого ничто не нарушало; самые дикие звери смирялись перед тружеником; один только медведь приходил к келье Сергия делить с ним скудную пищу, добытую потом трудов: юному пустыннику и это служило некоторым утешением. Не утаился этот светильник и во мраке лесном; но привлек к себе сподвижников и соревнователей; стекаясь к нему, они ставили себе кельи близ его приюта. Между тем возвратился к пустынножителю Митрофан и принял начальство над юною обителью, где уже собралось до 12 отшельников.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

     В 2017 году отмечаются две юбилейные даты родителей Преподобного Сергия Радонежского Кирилла и Марии: 25 лет общецерковного прославления и 680 лет преставления. 31 января – день памяти преподобных Кирилла и Марии. Святые мощи преподобных Кирилла и Марии, родителей Преподобного Сергия Радонежского, всея России чудотворца, покоятся в Покровском Хотьковом женском монастыре. Обитель расположена в 10 км от Троице-Сергиевой Лавры, недалеко от Радонежа, на берегу реки Пажи на Обнорской горе. Монастырь был основан при князе Юрии Даниловиче (1281–1322) и при святителе Петре, митрополите Московском (1308–1326). Точная дата образования монастыря неизвестна, однако впервые Хотьковская обитель упоминается в летописях под 1308 г. Преподобные Кирилл и Мария со всем своим семейством переселились в Радонеж из Ростова Великого около 1328 года. Вскоре они постриглись в Покровском Хотькове монастыре, где и почили в 1337 году. Кроме преподобных Кирилла и Марии в Хотьковской обители покоятся и другие члены их семьи (младший сын Петр и его супруга Екатерина, супруга старшего сына Стефана Анна и его сын Климент) – обитель стала усыпальницей рода Сергиева. Покровскии Хотьков женскии монастырь, открытка начала 20 beka.jpg      В 1544 г. монастырь был приписан к Троице-Сергиевой Лавре. Долгое время все постройки монастыря были деревянными. В начале XVII в. обитель была сожжена польско-литовскими войсками, 16 месяцев осаждавшими Троице-Сергиев монастырь и разорившими радонежские окрестности. Но по молитвам угодников Божиих Покровскую обитель быстро восстановили. Первым каменным строением стал Покровский собор (1648), простоявший до 1811 г. В 1816 г. строят другой, более просторный собор с двумя приделами: во имя Преподобного Сергия и святителя Алексия, митрополита Московского. В нем во все века и в настоящее время покоятся святые мощи преподобных Кирилла и Марии. Рака с честными мощами преподобных Кирилла и Марии      В 1768 г. был выстроен, а в 1904 г. – возобновлен храм в честь Святителя Николая Чудотворца с двумя приделами: во имя святых апостолов Петра и Павла и в память обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме. В 1791 г. был построен северный надвратный храм в честь Рождества Иоанна Предтечи (ныне это самое древнее здание на территории монастыря), а в 1833 г. – храм святителя Митрофана Воронежского над южными вратами. В 1834 г. была возведена высокая колокольня, простоявшая ровно 100 лет – до 1934 г. Один из ее колоколов весил 20 пудов и был отлит в 1694 г. в Москве.

http://pravoslavie.ru/100616.html

С начала XIX в. Хотьковский монастырь стал выполнять новые для него функции: он стал своего рода тюрьмой или исправительным заведением для женщин. Сюда переводили монахинь из других монастырей, обвиненных в непослушании и несмирении; кроме того, сюда насильно помещали женщин-мирянок, осужденных на «монашеское заключение». Всем этим женщинам назначалось послушание в иконописной мастерской, в церковно-приходской школе, в богадельне для престарелых монахинь, больнице, гостинице, оранжереях, на скотных дворах и в других подразделениях монастырского хозяйства. Ежегодно в октябре под стенами Хотьковского монастыря проводилась многолюдная Покровская ярмарка (получившая название по соборному храму обители — в честь Покрова Пресвятой Богородицы). Октябрьский переворот 1917 г. круто изменил ритм жизни обители. В 1918 г. монастырь разграбили, в 1919 г. часть зданий монастыря отдали детской колонии, в 1921 г. — официально закрыли. Но даже после своего официального закрытия монастырь фактически существовал под приемлемым для новой власти названием «трудовой артели кустарных изделий». В середине 1920-х гг. здесь еще жили и трудились примерно 160 монахинь, которые пытались сохранить прежний монастырский уклад жизни. К этому времени уже большую часть бывших монастырских зданий занимали службы детской колонии, так называемый «детский городок». В 1928 г. артель из монахинь закрыли, а самих тружениц выселили из монастыря. В освободившихся монастырских зданиях разместили фабричные общежития. В начале 1930-х гг. закрыли продолжавшие еще работать монастырские храмы. В 1931 г. последнюю игуменью монастыря (она была ею с 1918 по1931 г.) Варсонофию арестовали и отправили в ссылку в Казахстан, где она умерла. Монастырь как религиозный центр постепенно угасал. В середине 1920-х гг. закрыли Никольский собор, а в 1935 г. — Покровский собор. В монастыре открылся агрономический факультет Института красной профессуры и строительное училище. После Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. в Покровском соборе разместили маленький завод «Химбыт». Также в бывшем монастыре открыли школу механизаторов, позже преобразованную в сельскохозяйственный техникум.

http://azbyka.ru/palomnik/Покровский_Хот...

Сестры наладили свечное производство и просфорную, обеспечивали своей продукцией почти все храмы Перми. В монастыре действовала иконописная и золотошвейная мастерская. За сравнительно небольшой период существования обители было построено 27 корпусов и три храма: Успенский собор, Казанская церковь и кладбищенский храм в честь Жен-Мироносиц. Слава об обители расходилась далеко. Монастырь навещали государственные деятели, дважды была преподобномученица Великая Княгиня Елизавета Федоровна со своей келейницей и подвижницей Варварой. Первый раз - в 1914 году в качестве паломницы. Елизавета Федоровна вместе с сестрами молилась на ранней Литургии в Успенском соборе. Второй раз в 1918 году прмц. Елисавета была привезена в Пермь уже как узница. В ноябре 1920 года монастырь был закрыт, имущество разграблено, все здания национализированы. Успенский собор был разобран в 1928 году. В цокольной части храма располагалась усыпальницы Каменских. Достопримечательностью храма является оригинальная звонница и два майоликовых панно на наружных стенах: на алтарной апсиде – образ Казанской Божией Матери, а на северной стене - образ Нерукотворного Спаса. Вновь Успенский монастырь был открыт только в 1993 году. По благословению архиепископа Пермского и Соликамского Афанасия (Кудюка). Настоятельницей монастыря была назначена монахиня Мария (Воробьева). 19 апреля 1995 года Успенскому монастырю было возвращено чудом уцелевшее здание Казанской церкви. Была организована Успенская женская община под духовным окормлением протоиерея Иоанна Сексяева, будущего архимандрита Стефана, основателя Пермского Свято-Троицкого Стефанова и Пермского Богоявленского мужских монастырей. 25 марта 1993 года постановлением Святейшего Патриарха Алексия II и Священного Синода Русской Православной Церкви общину преобразовали в монастырь. Настоятельницей была назначена монахиня Мария с возложением наперсного креста. Игумения Мария приняла постриг в Хотьковском Покровском женском монастыре возле раки с мощами святых Кирилла и Марии Радонежских, родителей преподобного Сергия.

http://sobory.ru/article/?object=02915

После смерти Василия III великокняжескую ругу в Москве подтвердили от имени нового государя - малолетнего тогда ещё Ивана IV. Летом 1544 года 14-летний царь посетил Свято-Троицкую обитель и там, на месте распорядился передать Покровский монастырь под её управления. То есть хотьковская обитель не только сохранила великокняжеское довольствие, но и попала под покровительственное крыло едва ли не главного монастыря России. Есть сведения, что сразу после этого на месте старой Покровской церкви построили новую - шатрового типа. А по прошествии трёх десятилетий, на берегу Пажи, рядом с Покровской церковью началось строительство второй - Никольской, тёплой. Вслед за ней стали возводиться и другие строения. Территорию монастыря обнесли оградой, хотя надвое её разрезала дорога, ведущая в Троицкую лавру, она и по сей день пересекает монастырь, но является исключительно пешеходной. В годы Великой Смуты окрестности лавры, включая Радонеж и Хотьково, были разорены до основания. " ...Ныне все пусто: села и деревни запустели от литовских людей " , - читаем мы в документе, датированном 1614 годом. На восстановление монастыря понадобилось больше десяти лет. В 1641 году в монастыре проживало уже 46 стариц. Новый этап в жизни обители начинается в 1644 году, когда некий стольник Василий Федорович Янов жертвует 1000 рублей на постройку Покровского каменного храма взамен деревянного. Денег хватило, чтобы заплатить архитектору и каменщикам, а также приобрести стройматериалы. Стольник также оплатил роспись храма, приобретение икон и украшений, прочей церковной утвари. Все работы были завершены за четыре года. Уже в 1648-м, читаем мы во вкладной книге, " в троицком Хотьковском монастыре над чюдотворцовыми Сергиевыми родительми воздвигнута каменная шатровая церковь во имя Покрова Пресвятеи Богородицы, да 2 придела - великого чюдотворца Николы да чюдотворца Сергия. У церкви же колокольня каменная, на церквах главы и кресты паяны немецким железом " . После завершения строительства Покровская церковь приобрела статус соборного храма, поскольку у её основания были захоронены останки преподобных Кирилла и Марии.

http://sobory.ru/article/?object=00081

Другой храм в Хотькове монастыре, смежный с соборным, посвящен имени Святителя Николая. Прежде он был деревянный, и построен в 1679 году. Еще в половине прошедшего столетия на престоле Никольского храма был антиминс полотняный с следующею надписью: «187 году, а от Рождества Христова 1679 при в. г. царе и великом князе Феодоре Алексеевиче всея великая и малая и белая России самодержце и при святейшем кир Иоакиме патриархе всея России священнодействовав Иоакимом Московским в храм Чудотворца Николая». Храм Никольский был теплый, и при нем была монашеская трапеза. Около половины XVIII века храм сей пришел в ветхость, и в 1745 году игуменья Хотьковская с сестрами просили у преосвященного Арсения, Архиепископа Переяславского, благословения начать строение каменной церкви вместо ветхой деревянной, и сами избрали для неё новое место над святыми вратами. Архиепископ дал благословение, но престарелые и недужные монахини представили учрежденному собору Лавры, что место для новой церкви над вратами неудобно по отдаленности от келий и по трудности восхождения в оную. Прошение их было уважено, и в 1748 году Арсений разрешил строить каменную церковь на месте старой деревянной. Однако же дело построения церкви не могло быть скоро выполнено: суммы монастырской было весьма недостаточно для предположенных работ, и монастырь обратился к доброхотным дателям с прошением вспомоществования на сооружение храма. В 1755 году из Консистории выдана книга Хотькову монастырю для сбора пожертвований, и когда собрана была значительная сумма, начали постройку церкви. Это было уже в 1765 году. Через три года храм был окончен и освящен архимандритом Троицкой Лавры Платоном, 2-го Февраля 1768 года при игуменьи Македонии. В 1844 году, в Никольской церкви, устроен новый иконостас, старанием игуменьи Евпраксии. На правой стороне придел в честь Апостолов Петра и Павла первоначально устроен почти в одно время с храмом Св. Николая, но перестроен и увеличен уже в настоящем столетии старанием игуменьи Евпраксии, именно в 1835 году; в тоже время пристроена и большая паперть к Никольскому храму на месте бывшей тут прежде малой каменной колокольни. Иконостас в сей придел устроен на сумму, пожертвованную Г-жою Савиной. Соразмерная с сим пристройка придела с левой стороны сделана в 1853 году, тщанием игумении Магдалины. Храм посвящен воспоминанию обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме, и освящен Высокопреосвященнейшим Филаретом, Митрополитом Московским, 31-го мая. Кроме сих храмов, в Хотькове монастыре есть еще две церкви, одна над южными вратами при богаделенном доме, в честь Святителя Митрофана, освящена в 1833 году; другая над северными вратами во имя Рождества Иоанна Крестителя. Сия последняя для поселян заступает место приходского храма, и в ней совершаются для них таинства крещения, брака и другие требы.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Видивши сие, я удивлялся и сказал старцу: “Отче святый, как Вы дерзаете творить такия дела? Вы славою человеческою можете погубить все свои труды и подвиги”. Он же в ответ сказал мне: “Отец афонский! Я сие сотворил не своею властию, но это сделалось по вере приходящих, и действовала благодать Святого Духа, данная мне при рукоположении; а сам я человек грешный”. Слышавший сие, я весьма воспользовался его благим рассуждением, верою и смирением… Я препроводил в Оптиной пустыне целую седмицу и торжествовал праздник Рождества Пресвятыя Богородицы. И многажды я посещал тихий и безмолвный скит, который отстоит от монастыря с полверсты, посреди лесу, и многажды беседовал там с отцами, иеросхимонахом Иоанном, обратившимся из раскола, также и с духовником иеромонахом Макарием. Многажды беседовал и со страннолюбивым оптинским игуменом Моисеем. Потом отправился в путь. А старец Леонид после меня через месяц кончил жизнь свою и отшел ко Господу своему» 91 . После Введенской Оптиной пустыни отец Парфений проездом через город Москву отправился в город Санкт-Петербург, откуда совершил паломничество в Валаамский монастырь, утешаясь в нем беседами с настоятелем игуменом Дамаскиным. Посетил Коневецкую и Тихвинскую обители. Исполняя послушание по сбору денег на монастырь, претерпел немало скорбей и лишений. В октябре 1842 года отца Парфения, приняв за беглого раскольнического попа недалеко от города Перми, посадили в острог, где он понес безвинные страдания и болезнь. В заточении отец Парфений провел почти год, пройдя суровую школу испытаний и духовного осмысления. Освободившись из заточения с помощью Божией, вернулся в город Санкт-Петербург, откуда, выправив свои дела, выехал в город Москву. Посетил Троицкую Сергиеву Лавру, поклонился всем ее святыням. В Хотьковском Покровском монастыре встретился с угодницей Божией блаженной Евдокией, Христа ради юродивой. Свидание с сей угодницей Божией, принесло великое утешение отцу Парфению. В городе Москве, в Кремлевском Чудовом монастыре, виделся несколько раз с митрополитом Московским и Коломенским Филаретом и получил от него благословение.

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Ageev...

Синодик монастыря сохранил и другие уникальные семейные сведения, судя по тому, что в XIX веке над гробницей Кирилла и Марии хранился образ Знамения Божьей Матери «старинного иконного писания» с изображением всей семьи, в том числе Стефановой жены Анны и Петровой — Екатерины . Основание Хотьковского монастыря, таким образом, следует относить ко времени между 1334 г. (когда приблизительно совершился переезд Кирилла в Радонеж) и 1342 г. — годом пострижения Варфоломея (естественно, уже после пострижения своих родителей и брата Стефана). Возникновение Хотьковского монастыря представляет собственно типичную историю построения подобных монастырьков в XIV—XV вв.: приходская церковь на погосте или в личной усадьбе вотчинника обрастается монашескими кельями и становится постоянно или на время монастырем. Такие монастыри — довольно частое явление в Новгородских землях XV в. (см Писцовые книги Новгородских пятин кон. XV в.). На территории Московского княжества характерные примеры также можно привести: в соседней с Радонежем волости Кинеле в конце XIV в. мелкий вотчинник Никита Камчатый поставил в усадьбе церковь Воскресения, принял впоследствии монашество и стал игуменом в «своем монастыре»  ; известный в XV в. Троицкий игумен, а затем Новгородский архиепископ Серапион, первоначально был священником Покровской церкви в селе Пехорке, но после смерти жены постригся в монастырьке при той же церкви . После того, как ушли в монастырь престарелые родители Варфоломея  и принял постриг в том же Хотьковском монастыре старший брат Стефан (овдовевший к тому времени), Варфоломей, согласно Житию, уговаривает брата избрать путь пустынножительства. В нескольких верстах от Хотькова находится точно такое же место — пологий холм Маковец, южная оконечность которого омывается речкой Кончурой (Хотьковский холм стоит на берегу реки Пажи). В Житии события представлены так, будто братья случайно нашли это пустынное место, но, думается, здесь располагалось владение Стефана, которое он передал Варфоломею после своего пострижения в монахи . Во всяком случае, на эту мысль наводит фраза, сохранившаяся во 2 части Жития, — оспаривая впоследствии право (!) быть игуменом на Маковце, Стефан говорит: «Кто есть игумен на месте сем? Не аз ли преже седох на месте сем?» (Троиц. 746. Л. 236). В Житии далее говорится, что братья поставили келью, срубили церковь, которую посвятили Святой Троице. Стефан, однако, вскоре уходит в Москву, не выдержав «скорбного» и «жесткого» жития, и становится монахом Богоявленского монастыря, купив себе там келью (Богоявленский монастырь был особножительным).

http://predanie.ru/book/141629-zhitie-se...

Кроме служб, приходилось много дежурить по ночам, делать перевязки и оказывать первую помощь раненым. К 23 февраля 1915 года отец Павел вернулся в Сергиев Посад. Узнав, что он снова собирается ехать с санитарным поездом. Владыка Антоний писал 4 марта: «Примите мой совет, как послушание, не ездить с санитарным поездом. На это дело есть полковые священники и многое-множество иеромонахов, людей способных и крепких телом и духом» (42, 10, с. 70). Причина препятствий Владыки Антония в поездке отца Павла на фронт была, конечно, не в том, что он берег своего духовного сына от опасностей войны. Но как раньше он не пускал его в монастырь и на сельский приход, так и теперь полагал, что долг и церковное послушание священника Павла Флоренского состоят прежде всего в преподавании в Академии, в богословских и научных исследованиях. В сергиевопосадской церкви приюта Красного Креста отец Павел прослужил до 4 мая 1921 года, когда сестры милосердия были переведены в Покровский Хотьковский женский монастырь, а некоторые из них перешли в Московскую Марфо-Мариинскую женскую обитель (на Ордынке). Сергиевопосадские сестры продолжали впоследствии духовно окормляться у отца Павла в течение многих лет. В 1920-е годы отец Павел продолжал служить, но как неприходский священник, в церквах Сергиева Посада (Пятницкой) и Москвы (во имя пророка Илии «Обыденного», во имя Святителя Николая, «что на курьих ножках», и других, в Донском и Даниловом монастырях). В церковно-общественной жизни того периода отец Павел не участвовал, сохраняя каноническую верность Святейшему Патриарху Тихону, а впоследствии его Местоблюстителю Митрополиту Сергию. Сохранились свидетельства о встречах отца Павла со Святейшим Патриархом Тихоном: «Этот вечер с понедельника на вторник, – писал отец Павел 22 февраля 1924 года (ст. ст.), – был кануном памяти епископа Антония. В среду утром я был в Донском и служил панихиду с Патриархом, который меня узнал и очень ласково и даже радостно поздоровался со мною». В записях отца Павла есть очень простые слова о значении в его жизни священного сана: «23 апреля 1916 г. Ночь. Сегодня исполнилось ровно 5 лет моего посвящения в диаконы, а завтра, в Неделю жен-мироносиц, 24 апреля, – 5 лет исполнится моего посвящения в священники. Оглядываясь назад, я благодарю Господа своего, давшего мне Свою великую милость. Не стану говорить о великости дара самого по себе, да м. б. и самой ничтожной доли его я все еще не ощущаю. Но в отношении к моей жизни. Что делал бы я, как жил бы без сана? Как метался бы и скорбел... Как плохо было бы Анне со мною и детям. И теперь нехорошо, но так мы все погибли бы. Правда, было много страданий, много неприятностей, связанных с саном, но что они все в сравнении с даром благодати! И как там ни говори кто, а саном я обязан епископу Феодору. Ему я воистину благодарен за дар, который получил от него не формально, а существенно».

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010