Подобно святым родителям, отличался Радонежский игумен и радушным гостеприимством-страннолюбием, и милосердием к бедным и страждущим. И при всей неотмирности облика Преподобного Сергия — в нем будут сквозить черты семейственности: в смиреннейшем самоотверженном послушании старшему брату Стефану и трогательной привязанности к юному племяннику Феодору. Иноческий настрой души Варфоломея сообщился и его праведным родителям. Незадолго до кончины праведные Кирилл и Мария приняли иноческий постриг в  Хотьковском Покровском монастыре (в те времена высокого, недоступного никаким соблазнам благочестия еще бывали на Руси монастыри, имевшие мужское и женское отделения). Для боголюбивых супругов облечение в монашеский образ было простым и легким переходом с одной ступени святости на другую: от мирской земной праведности — к ангельскому небесному преподобию. В уединенных келлиях предстоя Вселюбящему Богу, окончательно высветляли они свои души и готовились к счастливейшей встрече друг с другом в обителях Отца Небесного. В то же время жестокое горе постигло их старшего сына Стефана: умерла его любимая жена. Не желая для себя более никакого земного счастья, храня верность своей покойной Анне, Стефан отрекся от мира и принял монашество в том же  Хотьковском монастыре , где довершали свое земное житие его родители. Перед кончиной святые Кирилл и Мария были утешены близостью двух любимых сыновей и могли быть спокойны за них: оба стояли на прямом пути в Горняя. Так, в любви, мире и покое, в стенах святой обители преподобные Кирилл и Мария предали свои чистые души Пречистому Богу. На земле связанные союзом совершенной любви, они и в вечность Божию перешли вместе, один после другого. (Так в восточных сказках о супружеском счастье говорится: “Они жили долго и умерли в один день”.) Совершив по родителям сорокадневное поминовение и раздав на помин их душ милостыню нищим, Варфоломей и Стефан ушли в глушь Радонежских лесов — навстречу своим высоким поприщам. Перед уходом Варфоломей позаботился о том, чтобы передать завещанное ему родителями наследство: дом, хозяйство и немного денег младшему, семейному брату Петру.

http://azbyka.ru/semya/o-tainstve-braka-...

Перед нею постоянно совершались молебные пения и всенощные бде­ния, заканчивавшиеся панихидой по родителям преподобного Сергия. Монастырская летопись сохранила рассказ о третьем (после 1771 и 1848 гг.) избавлении обители от холеры покровительством Матери Божией и молитвами преподобного Сергия и его родителей. В 1871 году совершался крестный ход из Лавры с иконой преподобного Сергия, написанной на его гробовой доске. В конце мая образ носили по окрестностям на особых носилках; вторично икона была изнесена из Лавры в конце июля. «Наша обитель, – рассказывает в летописи хотьковский священник Вознесенский, – в оба посещения его (образа преподобного Сергия. – Изд. ) удостоилась с иконами и хоругвиями при сонме всех монашествующих и обитательниц монастыря встретить его, сопровождаемого многочисленным народом... Обитель наша была избавлена, как и в прежнюю холеру, от эпидемии заступлением Пре­святой Богородицы, преподобного Сергия и родителей его». В том же году прекратился в окрестностях падеж лошадей, постигший ближай­шие селения одновременно с холерой. Сила заступничества преподобного Сергия и его родителей про­явилась и в чудесных событиях, происходивших у мощей схимонаха Кирилла и схимонахини Марии. «Церковная летопись Покровского Хотькова девичьего монасты­ря» приводит свидетельства о том, как молитвенное обращение к пре­подобному Сергию и его родителям спасало людей от тяжких недугов. Хотьковский протоиерей Алексий Лебедев повествует об одном из та­ких чудесных исцелений. Дочь крестьянина Алатырского уезда Сим­бирской губернии Татьяна Ивановна страдала тяжелой болезнью после падения в детстве в реку. Она болела двенадцать лет. В 1868 году, под Светлое Христово Воскресение, ее жестоко обидел брат, приказав вы­нести больную на праздник в скотное помещение по причине зловония, исходящего от язв на ее теле. Когда она со слезами на глазах заснула, «ей представилось, что пред ней стоит седенький старичок в мантии с согбенной головой и говорит ей: “Не плачь, не скорби и не ропщи, а благодари и молись Богу и призывай преподобного Сергия и Кирилла и Марию”; и, благословив ее, он стал невидим».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Но их монашеская продолжалась недолго. Они скончались один за другим и были похоронены вместе: «и мало поживша лет в черньчестве, преставистася от жития сего, отьидоста к Богу» 132 . Епифаний не указывает, в каком монастыре постриглись Кирилл и Мария. Между тем, в литературе давно было высказано мнение, что этой обителью являлся Хотьковский Покровский монастырь. Это утверждение базируется на том, что именно в нем были похоронены родители преподобного. Упоминание об этом находим в жалованной ружной грамоте великого князя Василия III, выданной 1 марта 1506 г. причту церкви Покрова Богородицы «в манастыре на Хотькове, где лежат Сергея чюдотворця родители, отец его Кирило да мати Марья» 133 . С этим категорически не согласен В. А. Кучкин. По его мнению, монастыря в Хотькове никогда не существовало. Показателем этого для него является то, что грамота 1506 г., хотя и упоминает «манастырь» в Хотькове, но адресована она не здешним игумену и братье, как можно было бы полагать, а попу и дьякону, которые и заботятся о 17 старцах и старицах, «что живут в том же манастыре» 134 . При этом он обращает внимание на то, что более ранний документ 40-х – 50-х годов XV в. также говорит о том, что храм Покрова в Хотькове возглавлял священник («поп»), а не игумен 135 . Отсюда он делает вывод, что в Хотькове изначально стояла церковь , а не монастырь. Тот факт, что в грамоте 1506 г. хотьковский храм все же назван монастырем, он расценивает как бытовое название богаделенных изб вокруг церкви, где находили приют увечные и престарелые. По его мнению, такой «манастырь» стал формироваться не ранее второй половины XV в., ибо в упомянутой грамоте 1440-х – 1450-х годов намека на его существование еще нет 136 . Но при этом исследователь совершенно не учитывает тех условий, в которых развивались подобные домовые монастырьки. Ответ на этот вопрос дает С. Б. Веселовский: «Дальнейшие судьбы подобных вотчинных монастырьков могли быть разными. При разделах вотчины между сонаследниками совладельцы вотчины заключали между собой особый договор (или вносили соглашение в акт о разделе), кому приглашать причт, как содержать совместно монастырь или храм, обеспечивали нераздельность и неприкосновенность церковного имущества и вообще уславливались о совместном пользовании вотчинным «богомольем».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Святитель Димитрий прямо указывает на это обстоятельство. 129 «Страх Господень» – богословское понятие, неимеющее ничего общего с общечеловеческим понятием страха. Наиболее глубокое истолкование этого понятия принадлежит Рудольфу Отто (1869–1937), протестанту, профессору богословия Марбургского университета. В 1923 г. в Марбурге была издана его книга «Das Heilige». Он пишет: «Здесь, однако, этот термин (страх Божий. – С. Б.) при всем соответствии взят все же по аналогии, чтобы дать имя совершенно особенному типу эмоциональной реакции, полностью отличающейся от испуга, но тем неменее между ними есть некоторая близость, так что эта аналогия помогает пролить свет на природу интересующего нас явления. В некоторых языках существуют специальные термины, обозначающие, расплывчато или более точно, этот «страх», который есть нечто большее, чем то, что заложено в собственном смысле этого слова... В современном русском языке есть выражение «благоговейный страх», в своем глубоком специфическом значении он как раз приближается к тому, о чем мы говорим». («Das Heilige», гл. IV, с. 27–28.) 130 Родители преподобного Сергия вынуждены были переселиться в Радонеж из Ростова Великого, разграбленного москвичами. 131 Святитель Димитрий Ростовский упускает эпизод о переселении родителей преподобного Сергия – Кирилла и Марии – в Хотьковский Покровский монастырь, который был в это время, по словам летописца, «малженным». «Малженный» – связанный с браком. По-видимому, в монастыре проживали старики и инвалиды. Варфоломей, сын Кирилла и Марии, ухаживал за родителями до тех пор, пока.они не опочили. Хотьковский монастырь столетие спустя стал Девичим, т. е. женским. 132 Святитель Димитрий опускает немаловажную деталь – в «пустыню» Варфоломей отправился не один, а вместе со старшим братом Стефаном, недавно овдовевшим священником. Стефан не выдержал тягот пустынного жития и ушел в Москву. Как сообщает Епифаний, пострижение Варфоломея совершил иерей Митрофан. «...присланные ко святому от святейшего патриарха Филофея» – патриарх Филофей Коккин, современник преподобного Сергия, известен как приверженец исихазма.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

6 . Напечатать принятое настоящим Собором Житие их для назидания и наставления в благочестии чад церковных. 7 . От лица Освященного Собора объявить пастве о сей благой и благодатной радости прославления во святых преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии. 8 . Сообщить сии имена Предстоятелям братских Поместных Церквей для включения их в свои святцы. Молитвами и предстательством новопрославленных Российских святых преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии да ниспошлет Всемилостивый Господь благословение всем с верою и любовию притекающим к их небесному заступничеству. Аминь. Сведений о времени и месте рождения святых супругов, родителей преподобного Сергия Радонежского, не сохранилось. Известно только, что его отец Кирилл служил при дворе ростовского князя Константина III Васильевича и был одним из наиболее близких к нему бояр. Преподобный Сергий (в крещении Варфоломей) родился 3 мая 1314 г. в их вотчине, которая находилась в селе Варницы на берегу реки Ишни, в 4-х верстах от Ростова Великого. Скорби того жестокого века не миновали святых супругов. Ослабевшее Ростовское княжество было присоединено великим князем Иваном Калитой к княжеству Владимирскому. Присоединение сопровождалось высылкой неугодных Москве бояр и знатных горожан. В их число попал и боярин Кирилл, переселившийся на неосвоенные земли близ села Радонеж. К тому времени у Кирилла и Марии было трое сыновей. Старший, Стефан, и младший, Петр, женились и жили со своими семьями, а Варфоломей, хотя и желал скорее принять иноческий постриг, жил с родителями, не решаясь оставить их в старости одних. Можно утверждать, что семья стала для него первой школой христианского подвига. Высокий нравственный пример родителей учил детей смирению и любви. В конце жизни Кирилл и Мария приняли монашество в Хотьковском Покровском монастыре. Перед смертью они были пострижены в великую схиму. Из поколения в поколение передавался завет преподобного Сергия о том, чтобы всякий, желающий посетить его обитель, сначала помолился у святых останков его родителей, праведных Кирилла и Марии, в Хотьковском монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«Преставление святых Кирилла и Марии» khotkovmonastery.ru Мощи схимонаха Кирилла и схимонахини Марии неизменно покоились в Покровском соборе, даже после его многочисленных перестроек. Уже b XIV веке в лицевом житии преподобного Сергия родители его изображены с нимбами. По преданию, преподобный Сергий завещал — прежде чем идти к нему, помолиться об упокоении его родителей над их гробом. Так и повелось — паломники, едущие на богомолье в Троицкую Лавру, посещали сначала Хотьковскую обитель, желая «поклониться на могилке его праведных родителей, чтобы явиться благодатному сыну от дорогой ему могилы как бы с напутствием от самих праведных родителей». По преданию, и сам преподобный Сергий нередко ходил на могилу родителей из своей Лавры. Разоренный Покровский собор, XX век khotkovmonastery.ru В XIX веке почитание преподобных Кирилла и Марии распространилось по всей России, об этом свидетельствуют месяцесловы того времени. После 1917 года Хотьковский монастырь был ликвидирован. У захоронения мощей преподобных Кирилла и Марии (до открытия монастыря) khotkovmonastery.ru В 1989 году в Покровском храме бывшего Хотьковского монастыря, возвращенного Русской Православной Церкви, вновь возгорелась свеча церковной молитвы преподобному Сергию и его родителям. В том же году, в день празднования преподобного Сергия, мощи его праведных родителей перенесли в храм Покрова Пресвятой Богородицы. Возобновилось празднование памяти преподобных Кирилла и Марии 28 сентября (11 октября) и 18 (31) января. Они также были прославлены в соборе Радонежских святых, чье празднование совершается 6 (19) июля, на следующий день после праздника в честь обретения мощей преподобного Сергия Радонежского. Вера в заступничество святых укрепилась после многочисленных исцелений, совершенных у их гробницы. Мощи преподобных Кирилла и Марии в Покровском соборе Хотьковского монастыря khotkovmonastery.ru В 1992 году открылся Хотьковский женский монастырь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В том же году, когда праздновалось 600-летие со дня кончины преподобного Сергия, совершилось общецерковное прославление преподобных Кирилла и Марии, увенчавшее шестивековое почитание родителей великого светильника Русской земли, давших миру образец святости и христианского устроения семьи.

http://foma.ru/prepodobnyie-kirill-i-mar...

преподобный Сергий нередко ходил на могилу родителей из своей Лавры. В XIX веке почитание преподобных Кирилла и Марии распространилось по всей России, об этом свидетельствуют месяцесловы того времени. После 1917 года Хотьковский монастырь был ликвидирован, однако до закрытия последнего храма некоторые сестры жили на территории монастыря, составляя рукодельную артель. В 30-е годы храмы сделали мастерскими и складами. Рабочие, которые занимались перестройкой монастырских зданий, сами предложили верующим взять из храма останки преподобных Кирилла и Марии, т.к. им грозило осквернение или уничтожение. Они помогли вскрыть полы храма и вынести останки преподобных, которые были положены в склепе неподалеку от Покровского храма, на территории монастыря. Никаких внешних знаков над склепом не было поставлено, но те, кто участвовал в этом событии, запомнили место погребения. В июле 1981 года было установлено празднование Собора Радонежских святых 6 (19) июля, на следующий день после праздника в честь обретения мощей преподобного Сергия Радонежского. Схимонахи Кирилл и Мария были прославлены в соборе Радонежских святых. В 1987 году, во время подготовки к празднованию 1000-летия Крещения Руси, склеп с мощами преподобных был раскрыт. Все ожидали начала богослужений в Покровском храме, чтобы перенести в него вновь обретенные мощи. В 1989 году в Покровском храме бывшего Хотьковского монастыря, возвращенного Русской Православной Церкви, вновь возгорелась свеча церковной молитвы преподобному Сергию и его родителям. В том же году, в день празднования преподобного Сергия, мощи его праведных родителей перенесли в храм Покрова Пресвятой Богородицы. Возобновилось празднование памяти преподобных Кирилла и Марии 28 сентября (11 октября) и 18 (31) января. Вера в заступничество святых укрепилась после многочисленных исцелений, совершенных у гробницы. В 1992 году открылся Хотьковский женский монастырь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В том же году, когда праздновалось 600-летие со дня кончины преподобного Сергия, совершилось общецерковное прославление преподобных Кирилла и Марии, увенчавшее шестивековое почитание родителей великого светильника Русской земли, давших миру образец святости и христианского устроения семьи.

http://pravicon.com/info-2874

Священномученики Иоанн Инюшин и Николай Аристов, преподобномученики Дионисий (Петушков) и Макарий (Моржов), иеромонахи Нафанаил (Алексеев) и Мелхиседек (Лихачев), мученики Петр Юдин, Дмитрий Шестерин и Игнатий Марков были расстреляны 10 июня 1931 года на Ваганьковском кладбище в Москве и захоронены в общей могиле . Дальнейшая судьба многих сестер Хотьковского монастыря так и осталась неизвестна К 1931 году относится «Дело Хотьковского монастыря», по обстоятельствам ареста и характеру приговора сходное с делом «Истинных православных христиан». Большинство сестер, работниц артели, образованной на территории Покровского Хотькова монастыря, получили разные приговоры: запрещение жить в шести основных городах и областях с прикреплением к определенному населенному пункту, выселение за пределы 100-километровой зоны от Москвы, заключение в ИТЛ, высылка в Казахстан, расстрел. Духовенство монастыря также подверглось репрессиям. Дальнейшая судьба многих осталась неизвестна. Мученик Василий Кондратьев В 1935 году было сфабриковано громкое дело «духовенства и церковников во главе с архимандритом Маврикием». Проходившие по этому делу обвинялись в том, что «объединились в тесно спаянную контрреволюционную группировку, объединили вокруг себя бывших монахов и монашек и контрреволюционно настроенных церковников». Архимандрит Маврикий (Полетаев), игумен Максимилиан (Марченко), Сергий Крестников и Василий Кондратьев обвинялись также в том, что «в контрреволюционных целях прославляли могилу “старца” Алексия (Соловьева), похороненного на Кукуевском кладбище Загорска”». Преподобномученики Маврикий (Полетаев), Максимилиан (Марченко), Сергий (Крестников), мученик Василий (Кондратьев), а также преподобный Алексий Зосимовский (Соловьев) были причислены к лику святых в 2000 году. В начале января 1938 года была арестована еще одна группа из пятнадцати человек, близких к архимандриту Крониду. В обвинительном заключении говорилось: Преподобномученик Максимилиан Марченко «В процессе по делу контрреволюционной церковно-монархической группы активными участниками являлись бывшие монахи Троице-Сергиевой лавры, которые организовали тайный монастырь и проводили нелегальные богослужения на дому, систематически проводили среди окружающих контрреволюционную агитацию и распространяли клеветнические слухи о гонении на религию и духовенство, о войне и скорой гибели советской власти».

http://pravoslavie.ru/143346.html

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Представители Поместных Православных Церквей посетили Покровский Хотьков монастырь 19 июля 2014 г. 16:38 Во второй половине дня 18 июля 2014 года представители Поместных Православных Церквей, участвовавшие в праздновании 700-летия преподобного Сергия Радонежского, побывали в Покровском Хотькове ставропигиальном женском монастыре и посетили художественно-производственное предприятие «Софрино» . В поездке гостей сопровождали секретарь Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук, сотрудники ОВЦС священники Михаил Асмус и Михаил Боданов, диакон Федор Шульга, диакон Анатолий Чуряков, А.Ю. Хошев. В монастыре делегации Поместных Православных Церквей встречала настоятельница Хотьковской обители игумения Олимпиада (Баранова). Гости проследовали в Никольский собор, где поклонились мощам преподобных Кирилла и Марии — родителей преподобного Сергия Радонежского. Гости также посетили Покровский собор обители. Затем участники поездки побывали в селе Радонеж, где прошло детство преподобного Сергия, и посетили расположенный там храм Преображения Господня. Далее представители Поместных Православных Церквей прибыли на художественно-производственное предприятие «Софрино». Гостей встречал директор предприятия Е.А. Пархаев. Гости осмотрели отдел сбыта, иконописный и швейный залы. От имени директора предприятия в честь представителей делегации был дан торжественный ужин. С приветственным словом к присутствующим на ужине обратился председатель ОВЦС митрополит Волоколамский Иларион , отметивший, в частности: «Сегодня завершаются длившиеся несколько дней торжества, в которых участвовали десятки и сотни тысяч людей. Позавчера торжества начались крестным ходом: Святейший Патриарх Кирилл и вслед за ним десятки тысяч верующих прошли семнадцать километров. Сегодня вы проделали часть этого пути на автомобилях. Вы видели огромные толпы людей, которые собрались на празднование памяти преподобного Сергия, что говорит о глубоком и искреннем благочестии нашего народа.

http://patriarchia.ru/db/text/3693457.ht...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010