Церковь Богоявления Господня В Москве светоносному празднику Богоявления посвящены были три монастыря, один на Ильинском крестце, близ гостиного ряда, другой на Никольской улице у крестца, третий в Кремле у Троицких ворот. Сначала скажем о древнейшем из них, находящемся на Никольской улице; потом коснемся и других двух позднейших, известных под названием Троицкого Богоявленского, или Богоявленского монастыря на Троицком подворье; от них ныне уже и следов не осталось, только сохранилось воспоминание в истории Москвы и Российской Иерархии. Как некоторые церкви, так и монастыри в честь Богоявления Господня сооружены были на реках, ручьях, или студенцах, где, после литургии, совершалось великое освящение воды. Когда еще каменная стена не отделяла Китай-города от Кремля, и Неглинная текла в своих берегах: тогда Иордань, по смежности монастыря с Неглинною, могла устраиваться на ее водах. В наших летописях историограф не нашел известия о начале Московского Богоявленского монастыря 1 ; но в Истории Российской иерархии и в домовой монастырской книге 1600 года основание его отнесено к княжению Благоверного Даниила Александровича. Начатое первым Великим Князем Московским строение этой обители докончено сыном его Иваном Калитою. Первоначально она была деревянная, а при Калите каменная. В Русских летописях называется «Богоявление каменное» 2 . В этой домовой книге записано, что «от 1296 года до 1304 года быть обитель чудного Богоявления, да в приделе Богоявления Пречистой Богородицы на Москве за торгом, Божиим благословением и строением благоверного и благочестивого Великого Князя Даниила Александровича Владимирского и Новгородского и Московского и всея Руси, сия пречестная обитель Богоявления во дни государства его сделана и церкви возграждены деревянные и кельи, но приказу благоверного Великого Князя Даниила Александровича: сын его Великий Князь Иван Даниилович заложил бысть сию церковь чудное Богоявление каменное в 1342 году 3 , и по отшествии его Великого Князя Ивана Даниловича от земных к Богу, по приказу совершил эту церковь чудное Богоявление во святой обители. Этот их боярин, которого звали Протасий, Душеприказчиком Калиты, по-видимому, был Радонежский тысяцкий, докончивший, после смерти Великого Князя, согласно с его завещанию. «Эта обитель отовсюду и в этом православными народы видима, как зеркало». По свидетельству домовой книги, это великокняжеское богомолье пользовалось особенными милостями Великих Князей Московских. Одним из первых игуменов Богоявленского монастыря был Стефан, старший родной брат Преподобного Сергия, постриженик Хотьковского Покровского монастыря, Духовник Великих Князей Симеона и Иоанна.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Протоиерей А.А. Лебедев был родом из потомственной семьи сельских священников. Прапрадед его, Никита Иванович Лебедев, был родом из Тульских дворян, став священником, перешёл в Московскую епархию (в погост Авдотьино Серпуховского уезда, в имение графа В.Г. Орлова). Его сын, прадед А.А. Лебедева, Алексей Никитич, был при отце причетником, а потом занял его место священника. Преосвященный Платон, впоследствии митрополит, сделал Алексея Никитича присутствующим в Духовном Правлении. В свою очередь его сын, дед А.А. Лебедева, Иоанн Алексеевич (род. 1778), получил место диакона, а вскоре и священника в небогатом селе Вихарне. Жить пришлось в крайней бедности. Его сын, отец А.А. Лебедева, Алексей Иванович (род. 1800), в 1824 г. женился на Пелагее Александровне Поповой (её отец тоже был духовного звания), стал священником села Васильевское под Коломной Московской губернии. Там 04.08.1833 г. и родился будущий церковный писатель, богослов, протоиерей, настоятель Казанского собора С.-Петербурга Александр Алексеевич Лебедев. Вскоре отца перевели священником в Троице-Сергиев посад к церкви Вознесения. Здесь и прошло детство Александра до 15 лет. Сначала он воспитывался в семье родителями. Место, где они жили, в то время было очень небогатым, семья же была большая, так что жили они бедно; дети видели белый хлеб только два раза в год – к Рождеству и к Пасхе, – когда одна купчиха-прихожанка присылала им калачей и несколько фунтов баранок. Около 1848 г. отца перевели священником в Хотьковский Свято-Покровский женский монастырь. Монастырь известен тем, что в нём благочестивые родители преподобного Сергия Радонежского Кирилл и Мария приняли постриг; их святые мощи покоятся в Покровском соборе монастыря. В Хотькове жизнь семейства постепенно стала налаживаться: появились свой огород, корова, лошадь, куры. Голодать больше не приходилось. (Алексей Иванович дожил до 50-летнего юбилея своего священства; он умер в 1878 г., на 78-м году жизни, и был похоронен на площади между двумя монастырскими соборами.)

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Lebe...

Японские паломники в Свято-Троицкой Сергиевой лавре HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Галина Бесстремянная Японские паломники в Свято-Троицкой Сергиевой лавре Поездка в хотьковский Покровский монастырь и храм Преображения в Радонеже, посещение библиотеки, киностудии, ризницы и просфорни, знакомство с экспозицией Церковно-археологического кабинета, зимнее омовение в святом источнике в Малинниках, экскурсия в Патриаршие покои, обычно недоступные для паломников, – вот лишь малая часть того, что удалось осуществить верующим из Японии в Сергиевом Посаде. / Обитель преподобного Сергия послужила не только становлению Православия в Русской земле. Возможность обратиться к предстательству святого покровителя лавры, имеющего дерзновение к Святой Троице, и желание стать сопричастниками монастырского служения и молитвы всегда вызывали непрекращающийся поток паломников из других стран в подмосковный Сергиев Посад. Свято-Троицкая Сергиева лавра стала также и прочным мостиком, соединяющим Православные Церкви России и Японии. В мае 1880 года святой равноапостольный Николай Японский приезжал сюда и приглашал семинаристов отправиться в далекую Страну восходящего солнца для проповеди среди язычников. «Дай Бог, чтобы нашелся миссионер из Московской академии», – молился епископ Николай. По возвращении владыки Николая в Японию в Сергиев Посад для продолжения богословского образования, так же как и в другие российские духовные академии (Санкт-Петербургскую, Казанскую и Киевскую), стали приезжать его ученики – выпускники Токийской семинарии. В наше время, после прославления японского архипастыря в 1970 году и придания Японской Православной Церкви статуса автономной, паломничество священников и мирян из Японии в Сергиев Посад стало особенно частым. В июне 1999 года, после преставления архиепископа Токийского Феодосия, Собор Японской Автономной Православной Церкви представил Святейшему Патриарху и Священному Синоду трех кандидатов для хиротонии в сан епископа. В августе 1999 года вдовствующие протоиереи Кирилл Арихара и Иуда Нусиро и целибатный священник Андрей Цудзиэ в течение месяца знакомились с жизнью Русской Православной Церкви и провели несколько недель в Троице-Сергиевой лавре. 20 августа 1999 года по благословению Святейшего Патриарха Алексия II в обители преподобного Сергия состоялся монашеский постриг протоиерея Кирилла Арихара (с именем Петр в честь святителя Петра, митрополита Московского; епископ Петр скончался в апреле 2000 года), протоиерея Иуды Нусиро (с именем Даниил, в честь святого благоверного князя Даниила Московского) и священника Андрея Цудзиэ (с именем Серафим, в честь преподобного Серафима Саровского).

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Директор: Тишков Михаил Борисович 117574, Москва, пр-д Одоевского, 13 Тел./факс: (495) 423-51-22 События Пятые классы на Радонежской земле Подготовительная работа к поездке «По Радонежской земле» началась с первых дней сентября, когда ребята посетили Дом-музей В. М. Васнецова. Следующий этап – залы Васнецова, Серова, Михаила Врубеля в Государственной Третьяковской Галерее. За несколько дней до путешествия в гимназии прошел «Конкурс чтецов» - читали произведения Александра Сергеевича Пушкина, отрывки из сказки Аксакова «Аленький цветочек», стихотворение Всеволода Рождественского «Русская сказка». Непосредственно перед поездкой все собрались в Литературной гостиной «Аленький цветочек», где ребята, разбившись на две команды – «Душа России» и «По стопам преподобного Сергия», демонстрировали свою подготовку к мероприятию. Программа Литературной гостиной состояла из презентации стенгазет каждой команды, где экспертное жюри оценивало работу по критериям: оформление, информативность, работа в команде, ораторские способности. Далее в Гостиной «Аленький цветочек» зачитывались результаты конкурса чтецов и награждались лучшие; после – Викторина и Пантомима, где ребята должны были всей командой, молча, но понятно и образно, донести до других эпизод из Жития Преподобного Сергия или из сказки «Аленький цветочек». Маршрут поездки для гимназии не нов – Радонеж, Хотьковский монастырь, Абрамцево. Погода 19 сентября, в день поездки, вопреки прогнозам, стояла прекрасная. В автобусе учителя рассказывали о Радонеже и окрестностях. Подкрепившись на Радонежском пригорке, выслушав рассказ Кирилла Юрьевича о храме, приложившись к иконам, напившись из Святого источника, отправились в Хотьково. В Покровском Хотьковском монастыре все подходили к мощам Святых Кирилла и Марии, родителей святого Сергия Радонежского. Сестра Власа увлекательно говорила об обители, о монастырском приюте для девочек, а после всех угощали вкусным чаем и кашей. В Абрамцево – экскурсоводы Татьяна Ивановна, Наталья Николаевна рассказывали о замечательной усадьбе и ее обитателях. Гимназисты читали наизусть произведения русских писателей и поэтов. Но мы, к счастью, богаты и своими литературными дарованиями: Першина Юлианна прочитала стихотворение собственного сочинения:

http://old.gymnasia-radonezh.ru/news/78....

Кирилл Аминов, 05 апреля 2015 г. Каменный однокупольный храм, построенный в 1831 г. попечением священника Алексия Минервина и прихожан в стиле ампир. Закрыта в 1930-х. Церковь возвращена верующим в 1992 г, с 1999 г. подворье Покровского Хотьковского женского ставропигиального монастыря. Воссоздана утраченная колокольня. Церковь Казанской иконы Божией Матери в с.Каменка (Каменки) Сергиево-Посадского района является объектом культурного значения регионального значения (Постановление Правительства МО от 15.03.2002 г. 84/9). Кирилл Аминов, 17 апреля 2015 г. В нескольких километрах от Горошкова в селе Каменки восстановлен еще один вверенный попечению монастыря храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Церковь несколько раз перестраивалась. 29 августа 1829 года она сгорела вместе со всем селом. В воспоминаниях М.В. Толстого описывается духовный подвиг Каменского священника отца Алексия Минервина. Когда во время Литургии загорелось село и дом священника, отец Алексий не прервал службы и покинул церковь лишь тогда, когда загорелись ее стены, «вынес Священные Дары из объятого пламенем села, поставил их на большом камне, подостлав антиминс, причастился и докончил Литургию. Между тем имущество его сгорело дотла, а все церковное сохранилось». Причт Казанской церкви, помещица села Каменки П.Н. Толстая и крестьяне просили разрешения у епископа Владимирского Парфения, построить в селе каменную трехпрестольную церковь во имя Казанской иконы Божией Матери с приделами Усекновения главы Иоанна Крестителя и святителя Николая Чудотворца. Она была завершена в 1830-1831 годах. Многое, нужное для работ, как объяснял настоятель отец Алексий, неизвестно откуда взялось, по пословице «церковь сама себя строит». Впоследствии настоятель поступил в число братии Троице-Сергиевой Лавры и принял монашество с именем Аверкий. С приходом советской власти в 1932 году храм был закрыт. Покровскому Хотькову монастырю церковь Казанской иконы Божией Матери была передана в 2000 году. Богослужения здесь совершаются по воскресным дням, собирая на молитву жителей села Каменки, городов Сергиева Посада, Хотькова и других окрестных населенных пунктов.

http://sobory.ru/article/?object=00064

Замечания сестер в результате оказались верными. Правда, мы поняли это не сразу, а лишь год спустя. Дело в том, что нас срочно позвали расписывать Князь-Владимирский храм в Епархиальном доме (Лихов переулок, дом 6). Работы предполагались довольно скоростные: за год надо было управиться. Так что наше внимание полностью переключилось. И в результате это пошло на пользу делу. Через год, когда мы вернулись в Хотьково, то посмотрели на сделанное совершенно другими глазами. Стало понятно, что многое нужно менять. Почти месяц составляли новую палитру, придумывали новую систему обращения с цветом, записывали пропорции смешения красок. Работали над рисунком, композицией, масштабом, заново провели большую подготовительную работу. Купол храма – отправная точка всей росписи, своеобразный камертон – Роспись начинается с купола, именно он задает тон всему? – Купол храма – отправная точка всей росписи, своеобразный камертон. Когда уже сделан купол, к нему писать все остальное гораздо проще. Необходимо задать масштаб и колорит. Сделать все нужно как можно точнее, потому что ошибки потом исправлять непросто: леса снимают, и, увы, уже ничего не исправить. С куполом мы работали полгода. Лесов, опирающихся на пол, не было, было дно – пол под основанием барабана – металлической сварной конструкции. Вдоль стен шли леса, и только свод купола был перекрыт сплошным настилом в три яруса. Образ в куполе диаметром 8,5 метров. Снизу до вершины купола 30 метров. Внизу идут службы. Так что задача была не из легких. Сестры всегда с пониманием относились к нашей работе, и за это им низкий поклон. – Прощаясь с Хотьковским монастырем, вы уже знаете, чем заниматься дальше? – Есть несколько направлений. Во-первых, начали расписывать интерьер Покровского храма на подворье монастыря в селе Горошково – это в 30 километрах от Хотьково. Во-вторых, преподавание на монументальной кафедре факультета церковных художеств ПСТГУ, где у нас больше 30 студентов. И кроме того, есть одно увлекательное занятие – приготовление лака.

http://pravoslavie.ru/123774.html

Игорь Самолыго В 2010 году по благословению настоятельницы игумении Олимпиады сестры монастыря обратились к нам на кафедру монументального искусства ФЦХ ПСТГУ с просьбой подготовить макет и проект росписи Никольского собора. На разработку проекта ушло три года. – Три года – обычный срок для такой работы? Или возникли какие-то непредвиденные обстоятельства? – Дело в том, что, пока мы работали над проектом, в храме шел ремонт, и потому нас не торопили. Работа над проектом в нашем случае – процесс сложный, творческий и в то же время обучающий. Над проектом потрудились многие студенты, были различные варианты решений, и в результате проект стал дипломной работой выпускницы кафедры Ольги Водичевой. Далее проект приняли сестры Покровского монастыря, а после одобрения и благословения Святейшего Патриарха Кирилла в 2013 году наша бригада приступила к работе. Покровский Хотьков монастырь – Сохранились ли фотографии первых росписей в Никольском соборе? Была ли у вас возможность опираться на архивные материалы? – Практически никаких фото старого интерьера храма не осталось. В советское время здесь располагалось складское хозяйство. Когда начались восстановительные работы и стали расчищать стены, оказалось, что фрески и росписи почти полностью утрачены. – Разрабатывали стиль «с нуля»? – Да, было принято решение воссоздавать росписи в новой стилистике, которая соответствовала бы стилю архитектуры храма. – Русско-византийскому, верно? – Никольский – один из первых соборов в России, построенный в русско-византийском стиле. И мы старались, чтобы масштаб, орнамент, детали, каждая композиция соответствовали стилистике архитектуры собора. Для каждого объема были разработаны оригинальные рисунки и цветовые эскизы. – Сестры монастыря вам что-то подсказывали, участвовали в работе? – На первом этапе было такое. Например, в начале мы ориентировались на стилистику XII века. Увидев результат, сестры сказали, что цвета и атмосфера в целом не соответствуют их представлениям, и мягко, но настойчиво просили изменить стиль росписей на более современный, ближе к XIV веку.

http://pravoslavie.ru/123774.html

Новый вел. князь стал энергично собирать на рус. землях предназначавшиеся для хана Узбека недоимки, вслед. чего у правителей Ростовского княжества фактически были отняты «власть, и княжение, и имение, и честь, и слава, и вся проча потягну к Москве» ( Клосс. 1998. С. 303-304). Перед московскими наместниками в Ростове Василием Кочевой и Миной и их сборщиками налогов и недоимок беззащитными оказались служившие ростовским князьям люди, включая бояр. Переселенцы из Ростова получили в Радонеже от великокняжеского наместника Терентия Ртище налоговые льготы на неск. лет. Радонежский двор К. и М. находился недалеко от ц. Рождества Христова, за пределами Радонежского городища. (По мнению С. З. Чернова, усадьба могла располагаться в урочище Белые Боги, к северо-востоку от Радонежа, вблизи дороги из Москвы в Переяславль.) В Радонеже Стефан и Петр женились. К. и М. продолжали жить скромно, пребывая «в старости, и в скудости, и в болести». Некому было позаботиться о них и им «послужити», кроме Варфоломея (Там же. С. 305). Неженатый сын, мечтавший о монашестве, жил вместе с родителями. Вскоре К. и М. решили принять постриг. К., по всей видимости, принял монашество в Хотьковском в честь Покрова Пресв. Богородицы мон-ре , место пострижения М. неясно. В историографии XIX - нач. XX в. иногда встречается утверждение, что К. и М. были основателями Хотьковского мон-ря, однако эта т. зр. ошибочна. Вслед за родителями захотел принять монашество Варфоломей, но К. и М. упросили его, чтобы он «послужил» им «до гроба». Сын исполнил их волю, «и тако пребысть неколико время, служа и угаждаа родителема своима всею душою и чистою съвестию». К. и М. скончались, «мало поживша лет в черньчестве» (Там же). Варфоломей похоронил их в Хотьковском мон-ре, мощи К. и М. почивают под спудом в монастырском Покровском соборе. В Хотьковском монастыре существовало почитание родителей прп. Сергия. В 1770-1771, 1848 и 1871 гг. по молитвам насельниц монастыря (в 1-й пол. XVI в. стал женским) к Божией Матери и к К. и М.

http://pravenc.ru/text/Кирилл и ...

В отличие от братьев, он был совершенно не способен к обучению грамоте и в церковной школе отставал от всех. Он со слезами молился, чтобы, наконец, овладеть этой неподатливой наукой, но все оставалось по-прежнему. Пока однажды, посланный отцом в поле за лошадьми, 13-летний Варфоломей не встретил старца-схимника. Он попросил того прийти в дом своих родителей, за трапезой старец предсказал Кириллу и Марии, что «отрок будет велик пред Богом и людьми за свою добродетельную жизнь». Благословив их, схимник удалился. Грамота Варфоломею, к родительской радости, с той поры стала даваться легко. Однако по-боярски семейству жить оставалось недолго: обычные для того времени княжеские междоусобицы принесли Кириллу и Марии разорение. Около 1328 года семейство вынуждено было покинуть Ростов и поселиться в маленьком городе Радонеже в московских землях (50-60 км от Москвы). На месте имения Кирилла и Марии под Ростовом теперь находится Варницкий монастырь. Кирилл был уже стар, поэтому вместо него на службу князю поступил старший сын Стефан. И он, и младший Петр, были уже женаты. Но Варфоломей не спешил с женитьбой. Он еще юношей упал к родительским ногам, прося благословения на монашество. Кирилл и Мария не противились решению сыну, но просили его прожить с ними до их смерти. Варфоломей покорился и, как мог, помогал родителям в старости. Преподобный Сергий перед гробами родителей В конце жизни они приняли постриг в Хотьковском Покровском монастыре (до 16 века он был смешанным, мужским и женским), расположенном в 3 километрах от Радонежа. И скончались в 1337 году схимниками. Могила Кирилла и Марии Радонежских – одна из главных святынь монастыря и по сей день. Почти в то же время, в 1330-е годы, в этот же монастырь пришел старший сын Кирилла и Марии, Стефан. После смерти жены Анны он решил оставить мир, а двоих сыновей передал на поруки брату Петру и его супруге Екатерине. Впоследствии Стефан избрал пустынножительство и удалился из монастыря. После смерти родителей постриг принял и с детства мечтавший об этом Варфоломей.

http://pravmir.ru/kirill-i-mariya-radone...

«Святый отрок испросише благословение родительское на житие иноческое» khotkovmonastery.ru Праведность Кирилла и Марии была известна не только Богу. Будучи строгими блюстителями всех церковных уставов, они помогали бедным и больным, принимали странников, но особенно свято хранили заповедь святого апостола Павла: Страннолюбия не забывайте, ибо через него некоторые, не зная, оказали гостеприимство Ангелам (Евр 13:2). Тому же учили они и своих детей, строго внушая им не упускать случая позвать к себе в дом путешествующего инока или иного усталого странника. До нас не дошло подробных сведений о благочестивой жизни этой блаженной четы, зато мы можем вместе со святителем Платоном сказать, что сам происшедший от них плод показал лучше всяких красноречивых похвал доброту благословенного древа. Счастливы родители, коих имена прославляются вечно в их детях и потомстве! Счастливы и дети, которые не только не посрамили, но и преумножили и возвеличили честь и благородство своих родителей и славных предков, ибо истинное благородство состоит в добродетели! «Святые Кирилл и Мария прияша пострижение» khotkovmonastery.ru По распространенному на Руси обычаю под старость иночество принимали и простецы, и князья, и бояре. Согласно этому обычаю, Кирилл и Мария в конце своей жизни тоже приняли сначала иноческий постриг, а потом и схиму в Хотьковском Покровском монастыре, который находился верстах в трех от Радонежа и был в то время одновременно и мужским, и женским. Утружденные болезнями, скорбями и старостью схимники-бояре недолго потрудились в новом звании. В 1337 году они с миром отошли ко Господу. Перед своей блаженной кончиной они благословили Варфоломея на иноческий подвиг. Дети погребли их под сенью Покровской обители, которая с этого времени стала последним приютом и усыпальницей Сергиева рода. «Святые скончали дни свои в монастыре иже в Хотьково» khotkovmonastery.ru Летопись Хотьковского Покровского монастыря приводит свидетельства о том, как молитвенное обращение к преподобному Сергию и его родителям спасало людей от тяжких недугов. Особенно проявилось их заступничество во время народных бедствий — страшной моровой язвы 1770-1771 годов, эпидемий холеры в 1848 году и в 1871 году. Тысячи людей стекались в Хотьково. У гробницы родителей преподобного читалась неусыпно Псалтирь и молитва святым схимонаху Кириллу и схимонахине Марии. В то же время они уже местно почитались в монастыре. И всякий раз множество людей сохранялись от губительных болезней.

http://foma.ru/prepodobnyie-kirill-i-mar...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010