Уникальным для древнерус. храма архитектурным решением является узкий лестничный проход (ширина 65 см, длина более 4 м), устроенный в XII в. в юж. стене. Вход на лестницу расположен по центру юж. апсиды (диаконника); через проем (на высоте 4,9 м) в юж. пилоне лестница выводит на небольшую площадку-балкон (ширина 60-65 см, длина ок. 2,47 м). Напротив проема, на юж. грани юго-восточного столба, сохранилось гнездо с остатками деревянных брусьев, служивших опорой для помоста. Выход на балкон оформлен орнаментом (сохр. фрагмент XII в.). По наличию граффити XVII-XVIII вв. на стенах лестничного прохода можно считать, что в это время храм был действующим ( Maproлiha. 2001. С. 54-59). По мнению К. В. Шероцкого, проход предназначался для «новопостриженных монахов, проводивших некоторое время в храме, или для какого-либо хранилища, не исключая и погребального назначения» ( Шероцкий К. В. Киев: Путеводитель. К., 1917. С. 208). Холостенко считал, что балкон мог предназначаться для проповеди ( Холостенко. 1960. С. 6-16); В. Г. Пуцко решил, что он использовался для хора певчих ( Пуцко. 1979. С. 253-255); О. Певна предполагала, что здесь хранились реликвии, связанные со свт. Кириллом Александрийским, т. к. балкон имел выход в придел с фресковыми сценами из Жития свт. Кирилла ( Pevny. 1995. P. 123); по мнению В. Д. Сарабьянова, это остатки конструкции темплона или подъема к нему ( Сарабьянов В. Д. Новгородская алтарная преграда домонг. периода//Иконостас: Происхождение, развитие, символика/Ред.: А. М. Лидов. М., 2000. С. 312-344). Все высказанные предположения представляются спорными. Наиболее вероятна версия о том, что балкон был местом, предназначенным для князя: юго-вост. часть храма и хоры традиционно считались в Византии и на Руси имп. или княжеским местом. Кроме того, напротив балкона, на стенах юж. апсиды, расположены сцены из Жития Александрийских святителей Афанасия и Кирилла - небесных покровителей кн. Всеволода, при этом непосредственно с княжеского места на балконе видна сцена «Свт. Кирилл учит царя» (автор наст. статьи предполагает, что в образе царя выведен основатель храма кн. Всеволод Ольгович). Возможно, архитектурная пристройка в юж. апсиде была устроена по заказу кн. Всеволода Ольговича как место моления князя ( Maproлiha. 2001. С. 54-59).

http://pravenc.ru/text/1840467.html

Соч.: Реформы, реформация и исполнение церкви. Петроград, 1916 (2-е изд. Белград, 1922) На путях к Вселенскому собору. П., 1932 Ветхозаветная библейская критика. П., 1947 Воссоздание Святой Руси. П., 1956 Очерки по истории Русской Церкви: В 2 т. П., 1959 (2-е изд. М., 1991) Автобиография. Вестник РСХД. 1960. 5859 Вселенские соборы. Мадрид, 1963 (2-е изд. М., 1994) Церковь , История, Россия (статьи и выступления). М., 1996. Архив: Переписка с разными людьми и др. документы. ГАРФ, ф. Р-7354, оп. 1, 46 ед. хр. (19201933). Лит.: Евлогий, митр. Путь моей жизни Ковалевский П.Е. Профессор A.B. Карташев (к его 80– летию). РМ. 16.7.1955. 780 Кассиан (Безобразов) , еп. A.B. Карташев. Православная Мысль. 1957. 9 Ковалевский П.Е. A.B. Карташев (некролог). РМ. 13.9.1960. 1578 Херасков И. Профессор Карташев и чтец Антон. РМ. 25.10.1960. 1595 Зеньковский В. о. Памяти A.B. Карташева. Вестник РСХД. 1960. 5859 Князев А., прот. Памяти А. В. Карташева . Вестник РСХД. 1960. 5859 Никольский Л. Памяти учителя. Вестник РСХД. 1960. 5859 Веритинов Н. Человек великого разума. Возрождение. 1960. 106 Константин (Зайцев), архим. Памяти A.B. Карташева. ПР. 1960. 18 Schmeman A., archipr. Professor A.V. Kartashoff. St Vladimir " s Theological Quarterly. 1960. 4 (2/3) Мейендорф И.Ф. A.B. Карташев – общественный деятель и церковный историк. Вопросы истории. 1994. 1 Антощенко A.B. A.B. Карташев. Историки России 17–20 веков. М., 1997. Т. 4 Игнатий (Крекшин). A.B. Карташев. Золотая книга эмиграции. М., 1997 Сахаров А.Н. Апостол истории «Святой Руси». Отечественная история. 1998. 5 Nivière A. Anton Kartachov, historien de l " Eglise. Cahiers de l " émigration russe (7): Les historiens de l " émigration russe. P.: Institut d " Etudes Slaves – Maison des Sciences de l " Homme, 2003. Карташев Петр (17.6.1897 – дата смерти не установлена), священник. Стал священником в Украине до 2-й мировой войны, жил в г. Днепропетровске, насильственно увезен немцами на принудительные работы во Францию (1941), принят в юрисдикцию митр. Евлогия (Георгиевского), обслуживал советских военнопленных на о. Джерси (10.5.19431.9.1943), причислен сверх штата к церкви в Коломбеле, запрещен в священнослужении митр. Евлогием (1944), после окончания войны находился в Париже, определен митр. Евлогием на клиросное послушание без включения в состав клира Экзархата за дурное поведение (29.1.1946), после смерти митр. Евлогия зачислен митр. Серафимом (Лукьяновым) в клир Западно-Европейского Экзархата МП в качестве помощника настоятеля храма Трехсвятительского подворья в Париже (1946), больше сведений о нем не имеется, вероятно, вскоре вернулся в СССР.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Анонимные сочинения: Жития (проложные) равноап. кнг. Ольги (2 редакции), варягов-мучеников Феодора и Иоанна, равноап. кн. Владимира, святых Бориса и Глеба и отдельно Глеба, прп. Феодосия Печерского, св. кн. Феодора (Мстислава) Владимировича ( Павлова. 2001; она же. 2004), Повесть о перенесении мощей свт. Николая в Бари (в составе сб. ГИМ. Хлуд. 241, ок. 1451 г.), кондаки и икосы святым Борису и Глебу, прп. Феодосию Печерскому и на перенесение мощей свт. Николая (в Кондакаре при серб. сб. ГИМ. Хлуд. 189, нач. XIV в.), «Предисловие покаянию» («Наставление иерею с упоминанием изгойства»), новгородское «Слово от Апостола» ( Турилов. 1993. С. 33-34; он же. 1996), «Слово о небесных силах», приписываемое в заглавии Кириллу Философу. 2. Переводы, выполненные рус. книжниками (самостоятельно или в сотрудничестве с юж. славянами): Пролог редакции Константина, митр. Мокисийского ( Сперанский. К истории взаимоотношений. 1960. С. 36-42; Mo š in. 1959), Пандекты Никона Черногорца ( Турилов. 1993. С. 35-37; Максимович. 1998), Синодик в Неделю православия ( Мошин. 1959-1961), чин исповеди в составе Зайковского болг. ( Сперанский. К истории взаимоотношений. 1960. С. 51-52) и Дечанского серб. (Сербия, мон-рь Дечаны, 67) Требников 1-й пол. XIV в., Житие св. Андрея Юродивого ( Сперанский. Рус. памятники. 1960. С. 94-97; Молдован. 2000. С. 19-20, 46-49), Толкования Никиты, еп. Ираклийского, на 16 слов свт. Григория Богослова ( Сперанский. Рус. памятники. 1960. С. 59-60; Турилов. 1993. С. 28), «Повесть об Акире премудром», «Пчела», моностихи Менандра ( Сперанский. К истории взаимоотношений. 1960. С. 42-47; Турилов. 1993. С. 34-35), чудеса свт. Николая об Агриковом сыне Василии, о Димитрии и «о ковре» ( Сперанский. К истории взаимоотношений. 1960. С. 47-49; он же. Рус. памятники. 1960. С. 97-101), «Слово о злоноривых женах» ( Miklas. 1988. S. 446), апокрифические Вопросы ап. Варфоломея к Христу (старший список в составе сб. 2-й пол. XIV в.- Дечаны. 103; ср.: Сперанский. Рус. памятники. 1960. С. 90-93), возможно, «Повесть о царе-казарине» в составе того же сборника и др. Нерешенным остается вопрос о происхождении восточнослав. лексики в серб. переводах, выполненных в окружении свт. Саввы Сербского и при его вероятном непосредственном участии, в первую очередь в Номоканоне с толкованиями (Кормчая серб. редакции). Присутствие здесь восточнослав. лексики может объясняться как участием рус. переводчиков, так и престижем восточнослав. книжной лексики на слав. Афоне на рубеже XII и XIII вв.

http://pravenc.ru/text/180423.html

По словам Трушина, именно «несанкционированными» хиротониями можно объяснить тот факт, что за 1960 г. число рукоположенных не уменьшилось, а увеличилось до 16 чел. (Там же. Д. 53. Л. 9, 13). В 1960-1963 гг. К. к. занимал митр. Питирим (Свиридов) , в 1963 г. Крутицким митрополитом стал Пимен (Извеков) . 13 авг. 1960 г. по новому адм. делению 21 приход перешел из состава Московской обл. в состав Москвы. Четыре церкви в Московской обл. в 1960 г. были закрыты: Скорбященский храм в г. Лосино-Петровский Балашихинского р-на, храмы в селах Никольском и Покровском Рузского р-на, в Зятькове Талдомского р-на. В 1960-1961 гг. митр. Питирим пытался посылать на «угасающие приходы» заштатных клириков, ссылаясь на их желание вернуться в штат. В ответ на эти действия Трушин указал архиерею, что власти «не находят нужным искусственно поддерживать деятельность этих церквей». По требованию уполномоченного были уволены 7 из 12 благочинных Московской обл.: Балашихинского окр. прот. Александр Оранский, Серпуховского окр. прот. Василий Кмита, Мытищинского окр. прот. Рафаил Фёдоров, Подольского окр. прот. Евпл Орлов, Дмитровского окр. прот. Богдан Стефанко, Озёрского окр. прот. Анатолий Смирнов, Раменского окр. протопр. Иоанн Соболев. Все указанные клирики ранее получали строгие предупреждения от уполномоченного. Власти в 1960-1961 гг. инициировали отречение от Церкви неск. клириков Московской обл.: в 1960 г. сняли сан священники Алексей Чертков и Николай Швец, в 1961 г.- свящ. Нечаев и игум. Павел (Петров). В 1961 г. в Московской обл. были закрыты 12 церквей: в селах Петровское и Михайловская Слобода Раменского р-на, Мышенское Ступинского р-на, Ивашково Шаховского р-на, Дмитровский Погост Шатурского р-на, Подтеребово Клинского р-на, Ярополец Волоколамского р-на, Нов. Шурма Загорского р-на, Клин-Бельдин Зарайского р-на, Молоди Подольского р-на, Лихачёво-Гнилуши Мытищинского р-на, прекратилось богослужение в Троицком соборе в Серпухове. В случае с храмом в Михайловской Слободе Трушин использовал борьбу между 2 группами прихожан: одна группа выступала за обычные службы, другая - за единоверческий статус храма и службы по старообрядческим книгам. Уполномоченный спровоцировал распад двадцатки и снял храм с регистрации. При закрытии храма в Нов. Шурме Трушин предъявил настоятелю иером. Борису (Морозову) обвинение в тайных постригах в монашество, снял с регистрации священника, затем двадцатку храма и создал условия для ликвидации прихода.

http://pravenc.ru/text/2462071.html

Второй сессией с 11 по 17 ноября 1959 года был закончен третий класс. После рождества 1960 года отец Михаил выслал еще несколько сочинений, а уже 22–27 января 1960 он сдавал несколько предметов за четвертый класс семинарии. Только 10 марта 1960 года формально решением Совета академии священник Михаил Мудьюгин был переведен в четвертый класс семинарии – делопроизводство явно отставало от темпов, взятых недавно рукоположенным священником. В сводной табели успеваемости результаты учебы были сглажены. Там почти не отразилось то, как строго отнесся к вологодскому студенту священник Василий Стойков, оценивая на «4» и «4 -» его проповеди и ответы на экзамене по гомилетике. В конце мая отец Михаил сдал основной блок предметов за четвертый класс, и фактически учеба в семинарии была завершена. 17 ноября 1960 года ученый совет академии констатировал, что священник Михаил Николаевич Мудьюгин «окончил полный курс семинарии по первому разряду». Спешивший учиться, отец Михаил не мог в начале своего священнического пути и при поступлении в семинарию знать, что ждет его через пять с половиной лет, когда он закончит академию. Он хотел получить новые знания и делал это с достойным подражания рвением. Из двух лет учебы в семинарии почти год ушел на оформление поступления и окончания, а предметы за два остававшихся класса семинарии отец Михаил сдал ровно за один год – с 3 июня 1959 по 2 июня 1960 год. Несмотря на то, что к осени 1960 года учеба в семинарии формально еще не была завершена – оставались непроверенными некоторые сочинения, священник Михаил Мудьюгин начал сбор документов для поступления в академию. Делопроизводство было запущено в начале декабря. Подача документов и организация необходимых выписок и справок были сделаны за один день, и ученый совет ходатайствовал перед учебным комитетом о внеочередном зачислении священника Михаила Николаевича Мудьюгина в академию перед учебным комитетом. Можно утверждать, что уже в конце 1960 года, видя рвение недавно рукоположенного советского ученого, церковные власти решили дать ему возможность проявить себя. По этой причине зачисление в академию экстерном оказалось вполне возможным.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mudyugi...

Православие в Америке 109 Слова вечной Жизни Святейшего Патриарха Пимена. (К 25-летию архиерейской хиротонии) 165 ОПИСАНИЯ ПУТЕШЕСТВИЙ Паломничество в места священных воспоминаний 180 Поездка в Узбекистан 232 РАЗНОЕ СТАТЬИ Κ. Е. СКУРАТА, ПОМЕЩЕННЫЕ В «ДОМАШНЕМ СЕМЕЙНОМ ЖУРНАЛЕ ОСТАПОВЫХ» ЗА 1955–1971 гг. Радость (Стихотворение). – Пасха 1955 года. Святейшему Патриарху Алексию (Стихотворение). – Сбор- ник, посвященный студентами VII выпуска МДА Св. П. Алексию. года. Вступительные экзамены в Московскую Духовную Академию. Размышления в день Рождества Господа нашего Иисуса Христа. – Рождество 1956 года. Цель явлений воскресшего Господа Своим Ученикам. – Пасха года. Интервью нашего журнала с ответами. Пасха 1956 года. Отношение митрополита Платона (Левшина) к Троице-Сергиевой Лавре. – Рождество Христово 1957 года. Служение Святейшего Патриарха Алексия в храме святителя Ни- колая, что в Кузнецах. – Пасха 1957 года. Наш Святейший Владыка (Стихотворение). – Рождество 1958 года. Святейший Патриарх Алексий как проповедник. – Рождество года. О Святейшем Патриархе. – Рождество 1958 года. К 40-летию восстановления патриаршества в Русской Право- славной Церкви. – Пасха 1958 года. Святой благоверный великий князь Михаил Ярославович Твер- ской. – Пасха 1958 года. Торжество по случаю 40-летнего юбилея восстановленного патри- аршества Русской Православной Церкви. – Рождество 1959 года. Монастырь преподобного Пафнутия Боровского. – Рождество года. Совершение Акафиста преподобного Серафима. – Пасха 1959 года. Рождественские приветствия. – Рождество 1960 года. Совершение Богослужения Святейшим Патриархом Алексием. – Рождество 1960 года. Монастырь «Новый Иерусалим». – Рождество 1960 года. Воскресение Господа нашего Иисуса Христа. – Пасха 1960 года. День памяти Святителя Алексия, Митрополита Московского, год. – Пасха 1960 года. Богослужение Святейшего Патриарха в селе Богородском. – Пас- ха 1960 года. Письмо к Редактору. – Пасха I960 года. Проводы Масленицы в Московских Духовных школах. – Пасха 1960 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Возможность возрождения Духовного образования появилась после 1943 года. Новая духовная школа началась в форме пастырско-богословских курсов и богословского института. Вскоре «под руководством митрополита Ленинградского Григория (Чукова) был разработан план перехода на традиционную систему духовного образования. Предполагалось преобразовать богословский институт в духовную академию, а богословско-пастырские курсы в духовную семинарию. При этом академия по своим учебным планам, программам и продолжительности обучения должна была в целом повторить старую академию. В отличие от дореволюционной семинарии, соединявшей в себе общеобразовательную среднюю школу с богословско-пастырской, новая не ставила цели давать своим воспитанникам полное среднее образование. Обучение в духовной семинарии и академии были рассчитаны на четыре года». 494 15 июля 1946 года пастырско-богословские курсы в Москве, Саратове, Ленинграде, Киеве, Львове, Одессе, Минске, Луцке и Ставрополе были преобразованы в духовные семинарии. 31 августа 1946 года Московские духовные школы были преобразованы в Московские Духовную академию и семинарию. В этом же году открылась Ленинградская Духовная академия. 495 Однако во время хрущевских гонений на Церковь с 1960 по 1965 год началось закрытие духовных школ. Окончательная расправа с семинариями начинается в 1960 году. Дела о духовных учебных заведениях заведенные за 1960 год полны постановлений руководителей Совета по делам РПЦ о недопущении того или иного кандидата в семинаристы уже после их принятия семинарским начальством. В 1960 г. закрывается Ставропольская духовная семинария, что было довольно нелогично. Этому акту предшествовала пропаганда в печати – с доносами, с письмами колхозниц, работников швейной фабрики, группы студентов университета – против Саратовской, а не Ставропольской семинарии. И вдруг в 1960 году закрывается не маленькая Саратовская семинария, а гораздо большая и более благоустроенная Ставропольская, официально сливавшаяся с Саратовской. При этом Ставропольская семинария имела 4 здания, купленные у частных лиц и построенные Церковью, за что епархия уплатила 1 300 888 рублей. Теперь власти отобрали 3 из 4 зданий. В том же 1960 г. закрылась Киевская и немного позже Саратовская семинарии. 496 Минскую и Волынскую семинарии решили брать измором. В 1960 году Минская семинария не смогла провести вступительные экзамены, потому что власти не допускали абитуриентов в Жировицкий монастырь, где находилась семинария, отказывая им во временном пропуске. В. 1963 г. состоялся последний выпуск – 4 курс окончило 5 студентов, больше семинаристов не осталось, и Минская семинария угасла без официального закрытия. К 1965 году Волынская духовная семинария прекратила свое существование. 497

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Голубань, который вместе с уполномоченным по делам культов по Львовской обл. М. И. Дрилем осуществил проверку львовских храмов на предмет выявления в интерьерах и убранстве «униатских элементов». По итогам проверки и негативных отзывов уполномоченного в кон. мая 1960 г. архиеп. Палладий был смещен с Львовской кафедры и переведен в Оренбург. В сент. 1960 г. на Л. е. был переведен Черновицкий и Буковинский еп. Григорий (Закаляк), 1-й архиерей из числа бывш. львовского униат. духовенства. С 1959 г. после закрытия кременецкого в честь Богоявления женского монастыря (несмотря на активное сопротивление архиеп. Палладия) началось массовое закрытие храмов и снятие с регистрации священнослужителей Л. е.: во Львовской обл. в 1960 г. сняты с регистрации 44 храма, прекращены службы в 66 незарегистрированных церквах, в 1961 г. сняты с регистрации 77 общин и 10 священнослужителей, в т. ч. известные львовские протоиереи Д. Семчишин и Стефан Кременецкий, настоятель Преображенского храма. В 1961 г. оставалось 1130 зарегистрированных церквей, 507 священников, 5 диаконов. В Тернопольской обл. из 804 храмов в 1960 г. через год было уже 777, сократилось и число священнослужителей. Особо жесткий характер имела кампания против Почаевской лавры в 1960-1963 гг. В обители закрыли гостиницу, свечную мастерскую, запретили проводить ремонт, а значительную часть братии силой вывезли из лавры в места, где они были прописаны до принятия монашеского пострига. В 1960 г. закрыт Свято-Духовский скит Почаевской лавры, в 1960-1962 гг. арестованы 7 монашествующих лавры, пресекались массовые паломничества. В 1963 г. патриарх предложил еп. Григорию перенести ЕУ из Львова в Почаевскую лавру для того, чтобы тем самым уберечь лавру от закрытия (Там же. Д. 287. Л. 131). В окт. 1964 г. еп. Григорий был возвращен на Черновицкую кафедру, а Л. е. менее года управлял еп. Дамиан (Марчук), с 1961 г. управлявший Черновицкой и Буковинской епархией. Еп. Дамиан часто посещал отдаленные приходы епархии, пытался защитить Почаевскую лавру, отказывался уменьшить число ее насельников, чем вызвал недовольство уполномоченного Совета по делам религий и вскоре был переведен на Волынско-Ровенскую кафедру.

http://pravenc.ru/text/2110959.html

Вскоре последовали карательные меры: 6 февр. 1960 г. вышел в отставку Г. Г. Карпов, под давлением властей был освобожден от всех постов и 16 сент. 1960 г. подал прошение об увольнении на покой митр. Крутицкий Николай. Практическая реализация постановления ЦК КПСС от 13 янв. 1960 г. стала задачей нового председателя Совета по делам РПЦ - В. А. Куроедова . Первая встреча с ним Святейшего Патриарха произошла 11 марта 1960 г. А. приводил многочисленные примеры адм. давления на правосл. общины и мон-ри, произвола местных властей в отношении духовенства и верующих, требовал принять действенные меры по их устранению. В ответ он услышал, что подобные факты единичны и что в гос. политике по отношению к Церкви ничего не изменится. Уже на первом всесоюзном совещании уполномоченных Совета в апр. 1960 г. все положительное, что с таким трудом было достигнуто в церковно-гос. отношениях начиная с 1943 г., объявлялось «деформацией церковной политики социалистического государства», «неправильной политической и тактической линией», приведшей к укреплению религии и Церкви. Патриарх Алексий I с личным секретарем Д. А. Остаповым. 1962 г. Патриарх Алексий I с личным секретарем Д. А. Остаповым. 1962 г. Линия гос-ва на изменение правового положения РПЦ, определившаяся в 1958-1960 гг., имела свое продолжение и в последующие годы. 16 марта 1961 г. Совет Министров утвердил постановление «Об усилении контроля за выполнением законодательства о культах». В апр. 1961 г., опираясь на это постановление, Совет по делам РПЦ принял «Инструкцию по применению законодательства о культах». В обоих документах в качестве одной из главных задач гос-ва признавалась необходимость восстановления прав исполнительных органов церковных об-в в части ведения финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с законодательством о культах. На практике это означало отстранение от всей финансово-хозяйственной деятельности прихода настоятеля храма и всего приходского духовенства, превращение духовенства в «наемных работников».

http://pravenc.ru/text/64694.html

Об этом полку см. Туркул А.В., «Дроздовцы» в огне. Картины гражданской войны, 1918–1920, Москва, Терра – Книжная лавка – РТР, 1996. См. также Архиепископ Василий (Кривошеин) , Воспоминания, Указ. соч., С. 32–197 и Церковь Владыки Василия (Кривошеина) , Указ. соч., С. 136. Заметим, что трое из четверых его братьев воевали на стороне «белых»; двое из них погибли. 8 G.W.H. Lampe (dir.), Patristic Greek Lexicon, Oxford, 1968. См. также Диакон Михаил Городецкий, Архиепископ Брюссельский и Бельгийский Василий (Кривошеин) //Приходской бюллетень Свято-Никольского собора в Брюсселе, Брюссель, 1986, 1, C. 4. 10 Большая часть этих работ собрана в Архиепископ Василий (Кривошеин) , Богословские труды (1952–1983), Нижний Новгород, изд. Братства св. Александра Невского, 1996. Другие сочинения, на русском и французском языках опубликованы в Вестнике Русского Западноевропейского Патриаршего Экзархата, главным редактором которого он являлся. Некоторые были недавно переизданы небольшими брошюрами. 11 Symeon le Nouveau theologien, Catecheses (3 tomes), Introduction, texte critique et notes par Mgr Basile Krivocheine, traduction par Joseph Paramelle, s.j., Paris, ed. du Cerf, 1963–65. 16 О нем см. A. Казем-Бек, Знаменательный юбилей (50-летие архиерейского служения архиепископа Брюссельского и Бельгийского)//Журнал Московской Патриархии, 1959, 11, c. 13–16 ; Иеромонах Корнилий (Фристедт), Митрополит Брюссельский и Бельгийский Александр. Некролог//Журнал Московской Патриархии, 8, 1960, С. 10–13 ; Serge Model, Histoire de l’Archeveche orthodoxe russe de Bruxelles et de Belgique, Bruxelles, ed. de la Paroisse orthodoxe de la Protection de la Ste Vierge, 1996, C. 5–11 и Церковь Владыки Василия (Кривошеина) , Указ. соч., C. 64, 129. 17 Постановление Священного Синода Московского Патриархата от 31 мая 1960 г.//Вестник Русского Западноевропейского Патриаршего Экзархата, 33–34, Париж, 1960, С. 7 и Журнал Московской Патриархии, 1960, 7, С. 5. 18 Указ Его Святейшества Алексия, Патриарха Московского и всея Руси от 21 июля 1960 г.//Вестник Русского Западноевропейского Патриаршего Экзархата, 33–34, Париж, 1960, см.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010