Стола (греч.) – в Древней Греции название всякой одежды – мужской и женской. Позднее у римлян – одежда матроны в виде белой туники, доходившей до лодыжек, с рука­ вами до локтей. Стола имела оборку снизу и пурпурную кайму вокруг шейного выреза, перевязывалась поясом выше талии. Считалась символом законного брака. Тетраевангелие (греч.) – канонический сборник из четырех евангелий, входящих в состав книг Нового Завета. Тетраморф (греч.) – символическое изображение четырех евангелистов в виде льва (Марк), орла (Иоанн), человека или ангела (Матфей) и тельца (Лука). Аллегория возникла на основе видения пророка Иезикиля, согласно которому престол Иеговы окружали именно эти четыре существа. В истории христианства известны различные толкования символов евангелистов, но общераспространенное принадлежит Августину. Триклиний (лат.) – название столовой у древних римлян. Собственно триклиний – это три кушетки по сторонам квадратного обеденного стола, на которых возлежали во время трапезы. Хитон (греч.) – в Древней Греции мужская или женская нижняя длинная сорочка из льняной ткани без рукавов. Хоры (греч.) – в христианском храме верхняя галерея или балкон, расположенные над западной частью храма и боковыми нефами. Хоры иногда доходят до алтарной части церкви. Список иллюстраций 1 . Базилика св. Петра. IV в. Рим. План. 2 . Церковь Успения в Никее. VII-haч. VIII в. Поперечный разрез. 3 . Десятинная церковь в Киеве. 989–996 гг. Реконструкция Н. В. Холостенко. 4 . Схема купольной композиции Оратория капеллы в Равенне. Между 494 и 519 гг. 5 . Деисус с Богоматерью и Иоанном Предтечей. Владимиро­суздальская икона. Кон. XII – нач. XIII в. ГТГ. 6 . Апостол Петр. Новогородская икона из деисусного чина. 2-я пол. – кон. X V в. ГТГ. 7 . Архангел Михаил. Новогородская икона из деисусного чина. 2-я пол. – кон. XV в. ГТГ. 8 . Богоматерь. Новгородская икона из деисусного чина. 2-я пол. – кон. XV в. ГТГ. 9 . Иоанн Предтеча. Новгородская икона из деисусного чина. 2-я пол. – кон. XV в. ГТГ. 10 . Архангел Гавриил. Новгородская икона из деисусного чина. 2-я пол. – кон. XV в. ГТГ.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/osnovy-i...

Кроме хронологического несоответствия, есть основания предполагать более сложную структуру, чем простой крестчатый тип, причем структуру, целиком определенную существованием обширных хор. Об этом свидетельствуют обнаруженные в раскопках Десятинной церкви фрагменты полуколонок аркад, фланкировавших, как в купольных базиликах, центральный неф, что исключает возможность применения простого крестчатого типа. Двухъярусные аркады в рукавах креста, по мнению К. Манго и Р. Дженкинса, 30 были основным отличительным признаком Фаросской церкви, не позволяющим смешивать её структуру с храмами типа вписанного креста. Разветвленная плановая структура Десятинной церкви, о чем можно судить по фундаментам, явно свидетельствует о наличии свободно стоящих крестчатых опор – таких же, как в Спас-Черниговском соборе. Реконструкция храма усложняется известным сообщением «Списка русских городов», в соответствии с которым «святая Богородица десятиннаа о полутретьятцы верхах». Для размещения этих многочисленных «верхов» Н. В. Холостенко были предложены галереи и притворы крестообразного общего плана, напоминающего храм Св. Апостолов в византийской столице. Однако задача их расположения может быть решена и другим способом. Кроме основного пятиглавия, увенчивающего центральный объем собора, «верхи» могли стоять на лестничных башнях и над возможно имевшимися восточными капеллами. Многоглавие – дополнительный аргумент в пользу существования обширных хор в Десятинной церкви. Внутреннее пространство центрального объема киевской постройки было решено по образцу императорской дворцовой церкви Богоматери Фаросской. Десятинная церковь тоже входила в комплекс великокняжеских сооружений в старинном детинце. 31 Её окружали три княжеских дворца. Архитектор Н. Е. Ефимов, исследовавший Десятинную церковь в начале XIX в., сообщает о ступенях в северо-западном, углу храма, вероятно остатках лестницы на хоры. Н. Н. Брунов предполагал, что западный фасад фланкировался двумя симметричными лестничными башнями, к которым вели подъемы – пандусы, и по ним поднимались на хоры.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

43 Аверинцев С. С. К уяснению смысла надписи над конхой центральной апсиды Софии Киевской//ДРИ. Художественная культура домонгольской Руси. Μ., 1972. С. 25–49. 44 Розов Н. Н. Синодальный список сочинений Иллариона – русского писателя XI в.//Славна. Прага, 1963. 32. С. 131–175. 45 Колпакова Г. С. Роспись Софии Киевской в свете мировой культурной традиции//Страницы. 5:4. Μ., 2000. С. 557–604. 46 Комеч А. И. 1) Построение вертикальной композиции Софийского собора в Киеве//СА. 1968. 3. С. 237 и сл.; 2) Роль княжеского заказа в построении Софийского собора в Киеве//ДРИ. Культура домонгольской Руси. Μ., 1972. С. 50–64. 55 Асеев Ю. С., Тоцкая И. Ф., Штендер Г. Μ. 1) Исследование галерей Киевского Софийского собора//СА. 1980. 7. С. 25–26; 2) Новое о композиционном замысле Софии Киевской//ДРИ. Художественная культура X–XIII вв. Μ., 1988. С. 13 и сл. 56 Асеев Ю. С., Тоцкая И. Ф., Штендер Г. Μ. Исследование галерей...; Комеч А. И. Древнерусское зодчество... С. 200 и сл. 58 Тоцька I. Ф., О. Ф. До стародавнього 1976. С. 119–130. 61 Максимович Μ. А. О построении и освящении киевской церкви Св. Георгия//Киевлянин. 1850. Т. 3. С. 66–67. 63 Висоцький С. О., Лопушинська I., Холостенко Μ. В. Золотих у стародавнього 1976. С. 65–78; Высоцкий С. А. Фортификационные сооружения Древнего Киева. Золотые ворота, вал Ярослава Мудрого. Киев, 1981. С. 142–172. 64 Poppe A. The Building of Church St. Sophia in Kiev//Poppe A. The Rise of Christian Russia. London, 1982. P. 48–50. 65 Брюсова В. Г. 1) О времени освящения Новгородской Софии//Культура средневековой Руси. Л., 1974. С. 111–113; 2) Святая София Новгородская. Μ., 2003. С. 23. 68 Архимандрит Макарий. Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях. Μ., 1860. Ч. 1. С. 85–86. 74 Штендер Г. Μ. 1) Первичный замысел и последующие изменения галерей и лестничной башни Новгородской Софии//ДРИ. Проблемы и атрибуции. Μ., 1977. С. 34–37; 2) К вопросу о галереях Софии Новгородской (по материалам археологического исследования северо-западной части здания)//РИНК. Μ., 1982. Вып. 2. С. 6–27.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В годы татаро-монгольского ига собор был разграблен, утраченная кровля была восстановлена лишь во второй половине XIII в. В 1611 г. храм пострадал от пожара, при восстановлении его перестроили в костёл, старые апсиды разобрали и заменили более крупными. Здание передали доминиканскому монастырю, только после войны 1648-1654 г.г. его вернули Православной Церкви. Около 1672 г. к западной части храма добавили восьмигранную башню под барочным куполом-фонариком с высоким шпилем. В 1700-1702 г.г. при очередной перестройке в соборе появились колокольня и коллегиум. В 1857 г. при ремонте собора были разобраны апсиды XVII в., вместо них сложены новые. Собор был практически разрушен во время Великой Отечественной войны: своды были пробиты при бомбардировках, пожары уничтожили все деревянные перекрытия. В 1947-1958 г.г. собор был отреставрирован под руководством Н.В. Холостенко. Оригинальный облик храма удалось восстановить только по результатам исследований XX века. Результаты археологической реконструкции позволяют утверждать, что собор был построен из плинфы, сложён в технике порядковой кладки, фасады были оштукатурены белым известковым раствором. Планировка исходила из основного назначения храма - стать усыпальницей черниговским князьям, для чего в южной и северной стенах устроены по три погребальные ниши-аркасолии. Храм покрывал один крупный купол. В непосредственной близости от собора стояли дворец XI в. и каменный княжеский терем XII в., к западу также находилась постройка XI в. - предположительно, трёхкамерный терем. Собор украшала оригинальная белокаменная резьба, романский характер которой также свидетельствует о работе приглашенной артели ломбардийских мастеров. При раскопках XX века были обнаружены 7 фрагментов капителей с плетёными орнаментами, изображениями собак и волков, дракона и птицы. Коллектив авторов. «Исследование и восстановление Борисоглебского собора в Чернигове Н.В. Холостенком в 1947-1958 гг. Послевоенное восстановление памятников». Теория и практика XX века: материалы международной научной конференции, 4-5 декабря 2014 г., Астаховская С.А., Бахарева Ю.Ю.

http://sobory.ru/article/?object=01655

Позднее, в эпоху 4-го крестового похода, венецианцы перенесли из Византии еще неск. частиц мощей П. (в т. ч. они, по всей видимости, изъяли мощи П. из храма в Никомидии). Измельченные фрагменты этих мощей, неск. костей, зуб, части руки и ноги, первоначально оказались распределены по мн. храмам Венеции. Однако в 1314 г. дож Джованни Соранцо издал указ об упорядочении почитания мощей, в соответствии с к-рым практически все останки П., находившиеся в разных церквах, были собраны в храме во имя П., а ковчег с частью руки остался в сокровищнице главного собора Венеции Сан-Марко, где хранится и в наст. время. Частицы мощей П. передавались из Византии и на Русь. В ходе археологических раскопок древнего престола храма Св. Софии в Киеве в 1940 г. найден медный ковчежец с мощами и резной надписью, на к-рой было имя П. Аналогичная находка была сделана в 1966-1969 гг. археологами в Спасо-Преображенском соборе в Чернигове, где под древним престолом был найден тайник с серебряным ковчежцем с мощами, а на крышке - надпись с именами П., святых Акакия и Маккавея ( Холостенко. 1974). Датировка черниговского ковчежца определена по времени основания самого Спасо-Преображенского храма - ок. 1030-1031 гг. Мстиславом Владимировичем Храбрым, княжившим в Чернигове в 1024-1036 гг. Вмч. Пантелеимон, излечивающий мальчика. Худож. П. Веронезе. 1587 г. (ц. Сан-Панталон в Венеции) Вмч. Пантелеимон, излечивающий мальчика. Худож. П. Веронезе. 1587 г. (ц. Сан-Панталон в Венеции) После падения Византии в сер. XV в. те части мощей П., к-рые не были вывезены на Запад (помимо частиц мощей П. в Кёльне и Венеции известны частицы мощей великомученика в Риме, Кремоне и др. городах Италии, в Париже, Вердене и Лионе, в Порту (Португалия) и во мн. др. городах Европы), оказались преимущественно на Св. Горе Афон. Из числа средневек. храмов по имя П. сохранились церкви и мон-ри в Охриде (893), в Нерези (1164), в Фессалонике (кон. XIII - нач. XIV в.), на Родосе (1480). Ряд др. храмов был уничтожен в османскую эпоху.

http://pravenc.ru/text/2578844.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НОВГОРОД-СЕВЕРСКИЙ В ЧЕСТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Панорама Спасо-Преображенского мон-ря в Новгороде-Северском. Фотография. 10-е гг. XXI в. Панорама Спасо-Преображенского мон-ря в Новгороде-Северском. Фотография. 10-е гг. XXI в. (Черниговской и Новгород-Северской епархии УПЦ), находится в г. Новгород-Северский Черниговской обл. (Украина). Н.-С. м. до XVI в. Время возникновения обители является предметом дискуссий. Его установление осложняется отсутствием письменных источников о мон-ре до XVI в. В «Кратком топографическом описании Новгород-Северского наместничества», составленном в 1787 г. А. Ф. Шафонским, основание Н.-С. м. было отнесено к 1033 г. (Черниговские ГВ. 1851. Ч. неофиц. 45. С. 382). М. Е. Марков в нач. XIX в., ошибочно интерпретировав текст «Повести временных лет», выдвинул версию о том, что мон-рь был основан в 1036 г. (Мат-лы для ист.-стат. описания г. Новгорода-Северского//Там же. 1853. 1. С. 8). В сер.- 2-й пол. XIX в. появление обители стали относить к 1-й пол. XII в. ( Филарет (Гумилевский). 1873. С. 36-37). В 2012 г. Ю. А. Карманов, исходя из несовпадения планового расположения сохранившихся подземных галерей и наземных сооружений мон-ря, выдвинул гипотезу, согласно к-рой Н.-С. м. мог быть основан в домонг. время и первоначально представлял собой пещерную обитель ( Карманов. 2012. С. 101-102). Археологические исследования на территории Н.-С. м. проводили Н. В. Холостенко (1954-1956), члены экспедиции под рук. А. В. Кузы (1979-1983), Е. Е. Черненко и А. Л. Казаков (2003, 2015), Е. Е. Черненко и О. М. Иоаннисян (2013). В результате изучены находки XI-XIII вв., установлено, что в кон. XI - 1-й пол. XII в. в мон-ре существовал двор, окруженный частоколом, в сев.-вост. углу обители зафиксирована плотная жилая застройка XII-XIII вв. Куза высказал мнение о том, что на территории позднейшего Н.-С. м. находилась княжеская резиденция ( Куза А.

http://pravenc.ru/text/2577761.html

Позже монастырь сожжен войском крымского хана. В 1552 г. Иван Грозный дал монастырю грамоту на владение обширными угодьями и значительным количеством сел и городков (Филарет (Гумилевский). Историко-статистическое описание Черниговской епархии. - 1873. – кн. 3.) что, бесспорно, способствовало быстрому восстановлению и его укреплению. В начале 1605 г. город и монастырь были опустошены польским войском под предводительством Лжедмитрия. При этом были уничтожены монастырские постройки. После разрушения монастырь долгое время лежал в руинах, и только после присоединения Левобережной Украины к России началось его возрождение. В настоящее время судьба монастыря связана с выдающимся деятелем XVII в. Черниговским епископом Лазарем Барановичем. Под его руководством были начаты большие строительные работы. С 1673 г., после переезда Барановича в Чернигов, его дело продолжает архимандрит Михаил Лежайский, при котором строят кирпичные оборонительные стены с башнями, бурсу и перестраивают покои настоятеля. Архитектурный ансамбль монастыря, сохранившийся по сей день, окончательно сложился в конце XVIII – начале XIX в., когда по проекту выдающегося архитектора Джакомо Кваренги на месте храма XII в. был возведен новый Спасо-Преображенский собор. После этого значительных строительных работ на территории монастыря не было. В 1926 г. монастырь закрыли, в 1929 г. на его территории основан Новгород-Северский государственный историко-культурный заповедник. Во время наступления советских войск (1943 г.) Новгород-Северский монастырь подвергся большим разрушениям, пострадали все сооружения, некоторые были уничтожены. Интерес к истории монастыря и его архитектуры появился у любителей исследований старины еще в первой половине XIX века. В различных публикациях сделаны попытки систематизировать единичные сведения по истории и архитектурной эволюции ансамбля. Однако выводы в значительной степени оказались ошибочными. Первые настоящие научные исследования начаты в 1950-е годы под руководством М. Холостенко. Тогда сделаны обмеры всех домов и сооружений ансамбля, сохранившихся после Второй мировой войны, проведены археологические раскопки значительной части фундаментов собора XII в.

http://sobory.ru/article/?object=01661

Ист.: Киево-Печерский патерик. К., 1661; Патерик Киево-Печерского мон-ря/Ред.: Д. И. Абрамович. СПб., 1911; Иннокентий (Гизель), архим. Синопсис. К., 1674 (цит. по изд.: Он же. Мечта о рус. единстве: Киевский синопсис (1674)/Предисл. и подгот. текста: О. Я. Сапожников, И. Ю. Сапожникова. М., 2006); Атанасий Кальнофойський, свящ. Тератургима, або чуда (Киïв, 1638 року)/Пер. з польськ.: В. Шевчук//Xpohika 2000. К., 1997. Вип. 17/18. С. 23-44; Мазер К.-П. Образи сер. XIX ст. Нюстремс, 1999. Лит.: Евгений (Болховитинов), митр. Описание Киево-Печерской Лавры. К., 1826, 1847п. С. 301; Буслаев Ф. И. Ист. очерки рус. народ. словесности и искусства. СПб., 1861. Т. 2; Истомин М. П. К вопр. о древней иконописи Киево-Печерской лавры. К., 1897. Прил.: Описание иконописи Киево-Печерской лавры; Титов Ф. И., прот. Типография Киево-Печерской лавры: Ист. очерк (1606-1616-1721 гг.) К., 1916. Т. 1; Уманцев Ф. С. Hacmihhi розписи в мурованих спорудах//Icmopiя украïнського мистецтва: В 6 т. К., 1968. Т. 3. С. 175-193; Холостенко М. В. Успенський собор Печерського мон-ря//Cmapoдabhiй Киïв. К., 1975. С. 107-170; Жолтовський П. М. Монументальний живопис на Ykpaïhi XVII-XVIII ст. К., 1988; Таранушенко С. Украïнський ikohocmac//ЗНТШ. 1994. Т. 227: Npaцi cekцiï мистецтвознавства. С. 141-164; Лебединцев П., прот. О возобновлении стенной живописи в Великой церкви Киево-Печерской лавры в 1840-1843 гг.//Лаврський альманах. 1999. Вип. 2. С. 153-157; Лonyxiha О. В. Дiяльhicmь та xyдoжhiй напрям лаврськоï ikohonuchoï мaйcmephi в XIX - поч. ХХ ст.//Там же. С. 11-17; она же. Живописна школа лаври другоï пол. XIX - початку XX ст.: Художня ocbima i виховання//Там же. 2001. Вип. 5. С. 74-82; она же. Ikohocmac Хрестовоздвиженськоï церкви в kohmekcmi icmopuчhoro i художнього життя лаври XVIII-XIX ст.//Там же. 2007. Вип. 17. С. 73-79; О. В. До питання про розвиток украïнського ikohocmacy: Зображення ikohocmacib niдзeмhux церков лаври у планах до книги А. Кальнофойського «Tepamypriмa»//Там же. 1999. Вип. 2. С.

http://pravenc.ru/text/1684519.html

После окончания строительства и освящения Успенского собора в 1089 г. его площадь в юж. части храма и прилегающая к нему местность в пределах обители стали одним из самых престижных некрополей Киева и его округи в кон. XI-XIX в. Первенствующую роль Киево-Печерского монастыря не смогли поколебать даже события, связанные с ордынским игом XIII-XV вв. К числу древнейших захоронений относятся мощи первых насельников, а также перенесенные в Успенский собор мощи прп. Феодосия Печерского. На территории Киево-Печерского мон-ря также были похоронены знатные и щедрые вкладчики. Первым из них стал киевский боярин Шимон (Симон) Африканович (кон. XI в.). Помимо него в обители были похоронены такие представители высшей киевской титулованной и нетитулованной знати, как тысяцкий и боярин Ян (Иоанн) Вышатич (в 1106) и его жена Мария (родители прп. Варлаама), сестра Киевского вел. кн. Владимира (Василия) Всеволодовича Мономаха - Евпраксия Всеволодовна (в 1109), минский кн. Глеб Всеславич (в 1119), его жена кнг. Анастасия Ярополковна (в 1158), дочь владимиро-волынского кн. Ярополка (Петра) Изяславича, пожаловавшего Киево-Печерскому монастырю в 1080 г. права на свои доходы в Небльской, Деревской и Луцкой волостях, а также ряд сел «около Киева», в кон. сент. 1143 г.- князь-инок Николай Святоша и др. При изучении Успенского собора археологами было найдено 13 шиферных саркофагов, относящихся к древнерус. периоду. О существовании до 1941 г. еще 2 саркофагов известно по плану М. М. Захарченко. Кроме того, в 1961 г. один саркофаг был найден за Успенским собором. Всего в них были похоронены не менее 9 мужчин, 4 женщин и 4 детей. Число захоронений древнерус. элиты до сер. XIII в., несомненно, было больше ( Холостенко. 1967. С. 58-59; Ibakih Г. Ю., Бaлakih С. А. Apxeoлoriчhi дocлiджehhя Успенського собору у 1998 р.//Apxeoлoriчhi biдkpummя в Ykpaïhi 1997-1998 рр. К., 1998. С. 78-79; Ивакин В. 2008. С. 142). Захоронение вкладчиков практиковалось не только на территории Киево-Печерского мон-ря, Ближних и Дальних пещер, но и в некрополях сел, принадлежавших обители (Древнерус. патерики. 1999. С. 11).

http://pravenc.ru/text/1684519.html

Этот поток просителей и привозимых ими мощей становится наиболее интенсивным в XVII веке. Можно говорить, что греческая иерархия везла на Русь мощи святых и ранее: в Х и последующих веках. Это было необходимо для молодой Церкви при построении новых храмов, при освящении антиминсов и т. д. О древнем мощевике, заложенном под престол в Спасском Черниговском соборе, см. Холостенко Н. В. Мощеница Спаса черниговского//Культура средневековой Руси. Посвящается 70-летию М. К. Каргера. Л., 1974. С. 199–202. 29 Архиепископ Сергий (Спасский). Полный Месяцеслов Востока. Т. 2: Святой Восток. Ч. 2 и 3. С. 279–280. Папа Григорий Великий Двоеслов (†604; пам. 12 марта) отождествляет трёх Евангельских Марий, см. Янсен Кэтрин Л. Мария Магдалина. М., 2007. С. 44–47. 34 Важной составляющей внешней политики отца принца, Карла I Анжуйского (†1285), была организация крестового похода против Византии и возрождение латинской империи на месте православной державы. Однако его мощь рухнула в 1282 году после “сицилийской вечерни”, которая была организована дипломатическими усилиями императора возрождённой Византии Михаила VIII Палеолога, см. Дворкин А. Роль византийско-арагонского тайного союза в подготовке “Сицилийской вечерни”//Альфа и Омега. 1994. 2. С. 83–100. 37 В конце ХХ века возрастает число западных работ о равноапостольной Марии Магдалине, см. Янсен Кэтрин Л. Мария Магдалина. С. 22–23. 38 В Четье Минее святителя Макария (†1563; пам. 30 дек.) на 21 марта имеется такой текст: “В той день память жене излиавшеи миро на главу Христову в доме Симона прокажена. — Стих: Жена възлиавши на тело Господне миро, никодимово помазание предваривши, еже смирну с алоемь”. — Великие Минеи Четьи Митрополита Макария. Успенский список. 12–25 марта. Weiher Freiburg, I. BR., 1998. С. 1126. 41 Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней св. Димитрия Ростовского. М., 1910. Кн. 11. С. 507. 46 Беседа двадцать девятая. Святая равноапостольная Мария Магдалина//Воскресные беседы. 1879. 29. С.

http://pravmir.ru/svyataya-ravnoapostoln...

   001    002    003    004   005     006