Уникальным для древнерус. храма архитектурным решением является узкий лестничный проход (ширина 65 см, длина более 4 м), устроенный в XII в. в юж. стене. Вход на лестницу расположен по центру юж. апсиды (диаконника); через проем (на высоте 4,9 м) в юж. пилоне лестница выводит на небольшую площадку-балкон (ширина 60-65 см, длина ок. 2,47 м). Напротив проема, на юж. грани юго-восточного столба, сохранилось гнездо с остатками деревянных брусьев, служивших опорой для помоста. Выход на балкон оформлен орнаментом (сохр. фрагмент XII в.). По наличию граффити XVII-XVIII вв. на стенах лестничного прохода можно считать, что в это время храм был действующим ( Maproлiha. 2001. С. 54-59). По мнению К. В. Шероцкого, проход предназначался для «новопостриженных монахов, проводивших некоторое время в храме, или для какого-либо хранилища, не исключая и погребального назначения» ( Шероцкий К. В. Киев: Путеводитель. К., 1917. С. 208). Холостенко считал, что балкон мог предназначаться для проповеди ( Холостенко. 1960. С. 6-16); В. Г. Пуцко решил, что он использовался для хора певчих ( Пуцко. 1979. С. 253-255); О. Певна предполагала, что здесь хранились реликвии, связанные со свт. Кириллом Александрийским, т. к. балкон имел выход в придел с фресковыми сценами из Жития свт. Кирилла ( Pevny. 1995. P. 123); по мнению В. Д. Сарабьянова, это остатки конструкции темплона или подъема к нему ( Сарабьянов В. Д. Новгородская алтарная преграда домонг. периода//Иконостас: Происхождение, развитие, символика/Ред.: А. М. Лидов. М., 2000. С. 312-344). Все высказанные предположения представляются спорными. Наиболее вероятна версия о том, что балкон был местом, предназначенным для князя: юго-вост. часть храма и хоры традиционно считались в Византии и на Руси имп. или княжеским местом. Кроме того, напротив балкона, на стенах юж. апсиды, расположены сцены из Жития Александрийских святителей Афанасия и Кирилла - небесных покровителей кн. Всеволода, при этом непосредственно с княжеского места на балконе видна сцена «Свт. Кирилл учит царя» (автор наст. статьи предполагает, что в образе царя выведен основатель храма кн. Всеволод Ольгович). Возможно, архитектурная пристройка в юж. апсиде была устроена по заказу кн. Всеволода Ольговича как место моления князя ( Maproлiha. 2001. С. 54-59).

http://pravenc.ru/text/1840467.html

С 2014 г. богослужения совершаются по согласованному с музеем графику в древнем соборе и в ц. свт. Василия Великого при старом трапезном корпусе (с 2008). В 2012 г. гос. органами и священноначалием УПЦ согласован план восстановления Благовещенского надвратного храма с колокольней. С 25 авг. 2012 г. по решению Синода УПЦ (журнал 81) было дано благословение на открытие скита К. м. во имя мч. Александра Римского, к-рый был создан на базе существующего с 2001 г. сельскохозяйственного подворья Кирилловского прихода в с. М. Тарасовка Барышевского р-на Киевской обл. В. Г. Пидгайко Архитектура К. м. Собор представляет собой 6-столпный (первоначально одноглавый) крестово-купольный храм (внутренние размеры 31×18,4×28 м, площадь 870 кв. м) с 3 полуциркульными апсидами. В основу плана положен вытянутый в направлении «запад-восток» прямоугольник; боковые нефы в 2,5 раза уже центрального. Стены выложены из плинфы равнослойной кладкой на пласте известково-цемяночного раствора, они были покрыты затиркой розового тона из извести и толченой плинфы. На плинфе выявлено 8 видов меток ( Холостенко Н. В. Каталог знаков кирпичей памятников X-XIII в.//Архив Н. В. Холостенко), напр. большой знак в виде княжеского трезубца, связанный с родом Всеволодовичей, наиболее часто встречается метка в виде колеса или солнца. В древности существовали пристройки у зап., сев. и юж. фасадов храма, последние 2 примыкали соответственно к сев. и юж. апсидам (размеры кладок в раскопах 185×152 см). Археологические исследования 2005 г. дали возможность полностью открыть фундаменты сев. пристройки и т. о. уточнить реконструкцию Н. В. Холостенко 50-х гг. ХХ в. ( Холостенко. 1960. С. 6-19). Найденные здесь захоронения позволили предположить, что пристройку использовали как усыпальницу ( Maproлiha, Niopo. 2006. С. 233-235). Юж. пристройка, вероятно, была посвящена св. мученикам Борису и Глебу. У зап. фасада здания была обнаружена кладка, которая может свидетельствовать о наличии крытой паперти или галереи. Кирилловский собор. План и вид с юго-запада. Реконструкция Н. В. Холостенко

http://pravenc.ru/text/1840467.html

1303 Byzantine Monastic Foundation Documents. A Complete Translation of the Surviving Founders» Typika and Testaments. Vol. 2. Washington, D.C., 2000, p. 725–858. 1304 Тоцька I. Ф., Ерко О. Ф. До icmopii nibhiчhoi raлepei Coфii Kuibcьkoi//Apxeoлoriчhi дocлiджehhя стародавнього Киева. Kuib, 1976, с. 119–130; Никитенко Н. Н. Княжеская усыпальница в Софии Киевской//ПКНО. 1977. М., 1998, с. 459–472; Архипова Е. И. О месте погребения Ярослава Мудрого (проблема княжеской усыпальницы)//РА. 2001. 1, с. 37–44. 1305 Янин В. Л. Некрополь Новгородского Софийского собора, с. 119–140, 155–156. Материалы раскопок М. К. Каргера не опубликованы, а материалы раскопок автора 1999–2000 гг. готовятся к печати. 1307 Воронин Н. Н., Раппопорт П. А. Зодчество Смоленска XII–XIII вв. Л., 1979, с. 151– 162, 91–102 1310 uri S. Medieval Royal Tombs in the Balkans: An Aspect of the «East or West» Question//The Greek Ortodox Theologikal Review. Vol. 29, p. 175–186; Попович Д. Српски владарски гроб ц средньем веку. Београд, 1992. 1312 Орлов С. H., Красноречьев Л. E. Археологические исследования на месте Аркажского монастыря под Новгородом//Культура и искусство Древней Руси. Л., 1967, с. 69–74. 1317 Раппопорт П. А. «Старая кафедра» в окрестностях Владимира-Волынского//СА. 1977, 4, с. 253–266. 1318 Каргер М. К. Памятники древнерусского зодчества в Переяслав-Хмельницком//Зодчество Украины. Киев, 1954, с. 290–296. 1321 Отчет императорской Археологической комиссии в Петербурге за 1909 и 1910 гг. СПб., 1913; Красицкий Д. Ф., Федоренко П. К. Усыпальница Юрия Долгорукого. М.–Л., 1948; Раппопорт П. А. Русская архитектура X–XIII вв., с. 22–23. 1323 О соборе Елецкого монастыря в Чернигове см.: Холостенко Н. В. Архитектурно-археологическое исследование Успенского собора Елецкого монастыря в Чернигове//Памятники культуры. Исследование и реставрация. Вып. 3. М., 1961, с. 51–67. О Кирилловской церкви в Киеве см.: Холостенко Н. В. Новые данные о Кирилловской церкви в Киеве//Памятники культуры. Исследования и реставрация. Вып. 2. М., 1960, с. 5–19; см также: Раппопорт П. А. Русская архитектура X–XIII вв., с. 20–21, 45–46.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

памятников. Л., 1982. С. 45-46). Архитектурная реставрация и исследования велись в 1924-1925 гг. (И. В. Моргилевский), 1947-1948 гг. (Д. С. Вероцкий), 1949-1960 гг. (Н. В. Холостенко). Успенский собор Елецкого мон-ря. 10-20-е гг. XII в., 1670-1674 гг. Фотография. Сер. XX в. (ГПИБ) Успенский собор Елецкого мон-ря. 10-20-е гг. XII в., 1670-1674 гг. Фотография. Сер. XX в. (ГПИБ) Собор - 4-столпный, одноглавый (др. главы появились позже), с нартексом и хорами над ним, 3 апсидами, а также притворами по 3 сторонам здания (не сохр.). Высота храма до вершины купола 26,3 м, ширина 19,2 м, длина 29,6 м, купол имеет овальную форму и вытянут по оси «запад-восток» (6,9×6,2 м). Центральное прясло на фасадах, повышенное относительно боковых, подчеркивает вертикаль композиции, что также акцентировано профилированными пилястрами, к-рые имеют массивные полуколонны. Этот мотив получит распространение в храмовой архитектуре южнорус. княжеств во 2-й четв. XII в. (Борисоглебский собор в Чернигове, 1120-1123, Кирилловская ц. в Киеве, 1140-1146). Наружный декор отличается строгостью: аркатурный пояс на барабане и на уровне основания полукружий закомар, капители простой трапециевидной формы у полуколонн на пилястрах. Интерьер храма - зального типа и восходит к распространенному образцу Успенского собора Киево-Печерского монастыря (1073-1077). Центральный неф шире боковых почти вдвое, поэтому облик интерьера полностью определяется открытым пространством подкупольного квадрата, к-рое ярко освещено окнами барабана и 2 рядами окон центральных прясел боковых фасадов. Объем подкупольного креста выделен не только большими параметрами его ветвей, но и композиционно, что подчеркнуто крещатой формой столбов и соответствующих им лопаток. Боковые апсиды существенно занижены относительно центральной, а зап. часть собора в обоих этажах заметно обособлена от его основного объема и открывается только в центральном проеме, причем хоры отделены 2-пролетной аркадой. Спокойствие и простота архитектурных форм, нерасчлененность и слитность основного пространства и соподчиненность боковых объемов создают внушительный и уравновешенный внутренний облик храма.

http://pravenc.ru/text/189789.html

981 В связи с этим нелишне упомянуть недавно опубликованное сочинение Ф. Б. Успенского «Скандинавы. Варяги. Русь» (М., 2002), несколько разделов которого (с. 139–264) как раз и посвящены становлению различных аспектов почитания нетленных останков современников в качестве святых мощей как на Руси, так и в Скандинавии. 984 Холостенко Н. В. Мощеница Спаса Черниговского//Культура Средневековой Руси. М., 1974, с. 199–202, рис. 2; Николаева Т. В., Недошивина Н. Г. Предметы христианского культа//Древняя Русь. Быт и культура. М., 1997, с. 171. Табл. 99, 2,4–5, 6, 7; Рыбаков Б. А. Русское прикладное искусство X–XIII вв. М., 1971, с. 78, рис. 100; Николаева Т. В. Прикладное искусство Московской Руси. М., 1976, с. 52, 97–98, рис. 16; Николаева Т. В. Произведения мелкой пластики XIII–XVII вв. в собрании Загорского музея. Каталог. Загорск. 1960, с. 24, рис. 2; Попов Г. В., Рындина А. В. Живопись и прикладное искусство Твери XIV–XVI вв. М., 1979, с. 541–544, 1; Декоративно-прикладное искусство Великого Новгорода. М., 1986, 7, с. 130–134; с. 134–135; с. 136–139; 10, с. 140–141; 23, с. 178–180; 24, с. 181–184; 25, с. 184–185; 26, с. 185–186; 28, с. 188–189; 38, с. 208; 39, с. 209; 40, с. 210–211; 52, с. 225–226; 53, с. 227–228; 54, с. 228–229. 985 Мансветов И. Д. Митрополит Киприан в его литургической деятельности. Историко-археологическое исследование. М., 1882. 988 Никольский К., прот. О службах Русской Церкви, бывших в прежних печатных богослужебных книгах. СПб., 1885, с. 257–286. 996 Лисицын М., прот. Первоначальный славяно-русский типикон. Историко-археологическое исследование. СПб., 1911, с. 100–102. 1000 Прилуцкий В., свящ. Частное богослужение в Русской Церкви в XVI и первой половине XVII в. Киев., 1912, с. 172–175. 1001 Описание славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки. Отд. III. Книги богослужебные. Ч. 1. М., 1869, с. 20. 1002 Описание рукописей Соловецкого монастыря, находящихся в библиотеке Казанской духовной Академии. Ч. III. Отд. I. Казань, 1892, с. 35–44.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

М. История гос-ва Российского. СПб., 1892. Т. 2. С. 90; Петров Н. И. Киев, его святыни и памятники. СПб., 1896. С. 175; он же. Историко-топографические очерки древнего Киева. К., 1897. С. 40-41; Айналов Д. В., Редин Е. К. Древние памятники искусства Киева: Софийский собор, Златоверхо-Михайловский и Кирилловский мон-ри. Х., 1899. С. 58; Голубинский. История РЦ. 1901. Т. 1. С. 259; Хвойко В. В. Киево-Кирилловская палеолитическая стоянка и культура эпохи мадлен//Археологическая летопись Юж. России, 1903. К., 1904. Т. 1. С. 26-57; Успенский А. И. Очерки по истории рус. искусства. М., 1910. Т. 1. С. 58; Яремич С. П. Михаил Александрович Врубель: Жизнь и творчество. М., 1911; Лященко Т. И. Св. Кирилл Александрийский: Его жизнь и деятельность. К., 1913. С. 211; Советов А. Киево-Кирилловская церковь//Учено-богословские и церковно-проповеднические опыты студентов КДА. К., 1914. Вып. 12. С. 233-384; Зуммер В. М. Врубель у Kupuлibcьkiй цepkbi//Юbiлeйhuй зб. на пошану акад. Д. Й. Бarлiя. К., 1927. С. 425-438; Лихачёв Н. П. Мат-лы для истории визант. и рус. сфрагистики. Л., 1928. Вып. 1. С. 83-85. (Тр. Музея палеографии); Зуммер В., Ернст Ф. Kupuлibcьkuй державний зanobiдhuk//Киïв: Npobiдhuk/Ред.: Ф. Ернст. К., 1930. С. 640-649; Ю. С. Apximekmypa Kupuлibcьkoro зanobiдhuka//Apximekmyphi пам " ятники. К., 1950. С. 73-85; Прахов Н. А. Страницы прошлого: Очерки-воспоминания о художниках. К., 1958. С. 94-115; Холостенко Н. В. Новые данные о Кирилловской ц. в Киеве//Памятники культуры: Исслед. и реставрация. М., 1960. Вып 2. С. 6-19; Каргер М. К. Древний Киев. М.; Л., 1961. Т. 2. С. 442; Татищев В. Н. История Российская. М.; Л., 1963. Т. 2. С. 132, 159, 162, 234; Мурашко М. I. Спогади старого вчителя. К., 1964. С. 69-82; Рапов О. М. Княжеские владения на Руси в Х - 1-й пол. XIII в. М., 1977. С. 100; Сычёв Н. П. Искусство Киевской Руси// Он же. Избранные труды. М., 1977. С. 278. (Из истории реставрации памятников искусства); Гупало К. М., Ивакин Г. Ю., Сагайдак М. А. Исследование киевского Подола (1974-1975)//Археология Киева: Исслед.

http://pravenc.ru/text/1840467.html

По воспоминаниям А.К. Адруга, доцента кафедры этнологии, археологии и краеведческо-туристической работы института истории, этнологии и правоведения им. Лазаревского, осенью 1943 г. встал вопрос о сносе руин храма. О таких планах вспоминает также черниговский краевед и архитектор А. А. Карнабида. Барановский прибыл в Чернигов в составе комиссии для определения ущерба от преступлений оккупационных властей на территории СССР. Сразу же внимание его было обращено к храму святой Параскевы. Администрация города, ссылаясь на «незначительную историческую ценность здания» решила разобрать храм и расчистить тем самым место для будущей запроектированной площади Победы. Однако, оказалось, что сооружение принадлежит не к постройкам XVII в, как утверждалось в источниках, а к сооружениям эпохи Киевской Руси. Исследования памятника, проведённое Барановским, дали неожиданные результаты. Храм совсем не был похож на известные древнерусские сооружения. Все свидетельствовало о том, что это памятник нового архитектурного стиля, который сформировался на Руси в конце XII в., во времена написания «Слова о полку Игореве». Был объявлен конкурс на лучший проект реставрационных работ с целью восстановить храм в первоначальном виде. Кроме Барановского, в конкурсе также принимал участие Холостенко. В течение 1943-1955 г.г. Барановский вместе с архитекторами Асеевым, Игнаткиным, Холостенко исследовали храм святой Параскевы. В 1955-1962 г.г. продолжались основные реставрационные работы, выполненные мастерами Самойловой, Лапой, Куксой и другими, под авторским руководством Барановского при участии Холостенко. Утраченные части храма восстанавливались за счёт фрагментов стен, найденных при разборе завалов. Также, по периметру тщательно собирали древнерусскую плинфу, а для компенсации недостатка оригинального кирпича на черниговском кирпичном заводе был создан отдельный цех, где начато изготовление шести разновидностей плинф с оригинальных образцов. Благодаря этому, реставраторам удалось с большой достоверностью воспроизвести все формы строения - одного из самых выдающихся памятников древнерусской архитектуры. Последующие исследования открыли много других сооружений этого архитектурного стиля. В 1962 г., по распоряжению главного архитектора города Сергиевского была снесена колокольня. После завершения внутренних работ по реставрации пола по проекту Холостенко в 1972 г., храм был открыт как музей.

http://sobory.ru/article/?object=01657

Кирилловский собор. План и вид с юго-запада. Реконструкция Н. В. Холостенко Кирилловский собор. План и вид с юго-запада. Реконструкция Н. В. Холостенко Древнее кровельное свинцовое покрытие было разграблено войсками хана Батыя в 1240 г., что привело к разрушению сводов и перекрытий. От XII в. сохранились подпружные арки, все конхи, арки и свод под хорами. Исследования 60-х гг. ХХ в. позволили реконструировать покрытие: над крестовыми сводами нижнего яруса были устроены полуциркульные своды. На месте пересечения сводов был возведен мощный четверик с высоким цилиндрическим световым барабаном. Венчал сооружение полусферический купол. Сводам храма на фасадах соответствовали полукружия закомар, их нижняя часть сохранилась под карнизом XVIII в. Форма и пропорции закомар напоминают абрис апсид на плане храма, что особенно хорошо заметно на его западном фасаде. Плоскость стен была расчленена полуколоннами. Простоту и лаконизм здания подчеркивал скромный декор из аркатурного пояса, проходившего в верхней части по периметру стен и барабана. Самым ранним свидетельством восстановительных работ являются находки витражного стекла XV в., однако первые документальные сведения о ремонте относятся к нач. XVII в., когда обвалившиеся своды были переложены и сделаны коробовыми. В юж. части нартекса была расположена крещальня, разобранная, вероятно, в XVII в. при игум. Василии (Красовском), во время ремонтно-реставрационных работ. В кон. XVII на «строение церковное» «верхов или кровель» пошли доходы от 4 мельниц, переданных игум. Иннокентию (Монастырскому) Мазепой, который пожертвовал на ремонт 10 тыс. золотых ( Maproлiha, Ульяновський. 2005. С. 239). Были достроены 4 боковых купола, древнее позакомарное перекрытие переделано в 4-скатную крышу, окна в центральной и сев. апсидах частично заложены, а верхние окна на сев. и юж. стенах трансепта и зап. фасаде замурованы. Круглые полуколонны на фасадах были сбиты, на зап. фасаде их заменили массивными прямоугольными, ликвидирована аркатура на стенах и барабане купола, стесаны полуколонки между окнами барабана, тесовая кровля заменена железной, вместо закомарного завершения устроен антаблемент с развитым карнизом. В 1720-1730 гг. был заново выложен кирпичный пол.

http://pravenc.ru/text/1840467.html

А. В. обладал познаниями в инженерном деле, о чем свидетельствует его участие в укреплении «гор» Киево-Печерской лавры от оползней (60-е гг. XVIII в.), в создании систем гидротехнических сооружений при устройстве каналов и прудов в усадьбах вблизи Козельца и в Глухове. В Киеве он принимал участие в ремонтных работах в Мариинском дворце (1755, 1776). Срок контракта А. В. истек 11 марта 1776 г. 2 мая зодчий выразил желание остаться на службе в коллегии. 30 дек. 1777 г. он подал прошение в коллегию об освобождении его от должности архитектора по болезни, но продолжал работать, напр., в Глухове во время сооружения здания канцелярии, «пробного» (экспериментального) дома, адм. учреждений и жилых домов. Его постройки в этот период имеют черты архитектуры раннего классицизма. Известен чертеж от 19 марта 1778 г., свидетельствующий об участии А. В. в составлении генерального плана этого города (находился в Архиве древних актов в Киеве, см.: Холостенко М. Pacmpeллi та його yчhi на Ykpaïhi//Apximekmypa Радянськоï Украïни. 1938. 9. С. 20). Большое значение имеет деятельность А. В. для укр. зодчества (Левобережной Украины и Слобожанщины) сер.- 3-й четв. XVIII в., несмотря на довольно скептический отзыв о нем гр. К. Г. Разумовского в связи с его отъездом в С.-Петербург в 1757 г. ( Фомин И. Биографии архитекторов//Ист. выст. архитектуры. СПб., 1911. С. 55). А. В. был единственным архитектором с образованием европ. уровня, ответственным не только за возведение многочисленных сооружений, оказавших влияние на местные архитектурные вкусы, но и за обучение буд. архитекторов и мастеров садово-паркового искусства. Среди его обязанностей как архитектора в Малороссии исследователи отмечают и организацию строительных работ различного рода, начиная с заготовки материалов для строительства ( Новаковская. 1971. С. 13, 19). По разнообразию и важности выполненных государственных заказов труд А. В. сопоставим с наследием Земцова и И. Ф. Мичурина. Сыновья А. В. обучались архитектуре в Малороссии у отца; затем старший сын Николай проходил обучение у В. И. Баженова в Москве (1770-1772), младший Александр - в Академии художеств (70-е гг. XVIII в.). Их архитектурные работы остаются невыявленными. Алексей Васильевич

http://pravenc.ru/text/1684019.html

С. Андреев, В. А. Осьмак, В. Н. Рыков. Два банковских сооружения до сих пор определяют панораму начала Крещатика. Элементы модерна и неоренессанса сочетает здание Русского для внешней торговли банка, возведенное в 1913-1915 гг. по проекту архит. Ф. И. Лидваля; неоклассицистический характер имеет дом, построенный для С.-Петербургского международного коммерческого банка (1911-1914; Л. Н. Бенуа). Еще один столичный зодчий, В. А. Щуко, стал автором монументального неоклассицистического с элементами неоренессанса здания Киевской губернской земской управы (1913-1914). Лит.: Сементовский Н. М. Киев, его святыни, древности, достопамятности. К., 1864; Похилевич Л. И. Мон-ри и церкви г. Киева. К., 1865; Закревский Н. В. Описание Киева. К., 1868. 2 т.; Захарченко М. М. Киев теперь и прежде. К., 1888; Путеводитель по г. Киеву и его святыням. К., 1895; Петров Н. И. Киев, его святыни и памятники. СПб., 1896; Указатель святыни и священных достопамятностей Киева. К., 18986; Максимович Н. И. Перечень обществ. и казенных зданий монастырей, церквей, часовен, памятников, садов, скверов, театров, площадей и проч. в г. Киеве. К., 1902; Титов Ф. И., прот. Путеводитель при обозрении святынь Киево-Печерской лавры и г. Киева. К., 19122; он же. Киево-Подольские монастырские и приходские храмы сто лет тому назад: (К истории великого пожара на Киево-Подоле 9 июля 1811 г.). К., 1914; Путеводитель по г. Киеву со справ. отделом. К., 1914; Щероцкий К. В. Киев: Путев. К., 1918; Лукомский Г. К. Киев: Церк. архитектура XI-XIX вв.: Визант. зодчество. Укр. барокко. Мюнхен, 1923; Ернст Ф. Киïвська apximekmypa XVII в.//Киïв та його околиця в icmopiï i пам " ятках/Ред.: М. С. Грушевський. К., 1926. С. 125-166; Холостенко М. В. Ibah Григорович-Барський - зодчий XVIII ст.//Apximekmypa Радянськоï Украïни. К., 1940. 11. С. 40-47; Безсонов С. В. Архитектура Андреевской церкви в Киеве. М., 1951; Архитектура Украинской ССР: [Альбом]. М., 1954. Т. 1; Пилявский В. И. Из истории планировки и застройки Киева в нач. XIX в.//Зодчество Украины.

http://pravenc.ru/text/1684329.html

  001     002    003    004    005    006