37. И явлен будет путь Христов, и благословит Господь верных Своих, и дома их, и поля, и стада; и свет луны будет как свет солнца, а свет солнца будет светлее всемеро... в тот день, когда Господь обвяжет раны и исцелит язвы народа Своего (30, 26). 38. Не надейтесь на царей, на колесницы и всадников, ибо вся сила у Бога, и Господь хранит святую гору Свою Сион – Церковь , где покров, защита и спасение (31, 1–5). 39. Воцарится Христос – Царь правды, и будет защита и покров верным, и Дух на них сойдет с неба, и пустыня соделается садом плодоносным, и водворится правосудие, и делом правды будет мир в покоищах блаженных (32, 18). 40. Высок Господь наш Иисус Христос, и суд и правда у Него, и время новое будет и спасение, и мудрость, и ведение, и страх Господень будет сокровищем верным, ибо говорит Сам Господь: ныне восстану, воскресну, возвеличусь, вознесусь, и увидят Царя славы в красоте Его глаза тех, кто ходит в правде и говорит истину, кто презирает ко рысть от притеснения, удерживает руки свои от взяток, затыкает уши свои, чтобы не слышать о кровопролитии, и закрывает глаза свои, чтобы не видеть зла (33, 15). 41. А в день оный Иерусалим небесный будет праздничным жилищем мирным, где непоколебимая скиния и столпы вечной правды, и там Господь – Судия наш и Законодатель наш, и Царь наш, Спаситель мира (33, 20–22). 42. А в день отмщения истлеет все небесное множество звезд, и небеса свернутся, как свиток книжный, и звезды спадут, как спадает лист с виноградной лозы, и земля будет горящею смолою (34, 4, 9). 43. И откроется Христом Богом большая дорога, путь святых, и избавленные Господом будут в радости вечной, а печали и воздыхания не будет там (35, 8–10). 44. Исаия возвещает о пророке Иоанне Крестителе: Глас вопиющаго в пустыни: уготовайте путь Господень, правы сотворите стези Бога нашего Иисуса Христа, ибо от Него всяка дебрь наполнится, и всяка гора и холм смирится (40, 3–4). 45. В Отроке Иисусе явится слава Господня, и узрит всяка плоть спасение Божие, яко Господь Иисус – Сын Единородный Господа сил (40, 5).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

3:5,6; Ис. 40:4). Видишь ли, как говорит? Пророк давно все предсказал: и стечение народа, и перемену вещей к лучшему, и успех проповеди, и причину всех этих событий, — хотя это все выражено иносказательно, так как это были слова пророческие. Когда пророк говорит: «Всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, … и неровные пути сделаются гладкими», — то он означает этим, что и смиренные вознесутся и гордые смирятся, и трудность закона переменится в легкость веры. Не будет уже более трудов и пота, говорит он, но настанет благодать и прощение грехов, облегчающие путь спасения. Потом указывает и причину этого, говоря: «узрит всякая плоть спасение Божие», т. е. не одни уже только иудеи и принявшие их веру, но вся земля и море, и все естество человеческое. Через стропотное он означил всякую развращенную жизнь, разумел мытарей, любодеев, разбойников, волхвов и вообще всех тех, которые прежде жили развращенно, а после вступили на правый путь, о чем говорил и сам Христос: «Мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие» (Мф. 21:31), — так как они уверовали. То же самое выразил пророк еще и другими словами: «Тогда волк будет жить вместе с ягненком» (Ис. 11:6), «Волк и ягненок будут пастись вместе» (Ис. 65:25). Как там, под образом холмов и дебрей, указывает на соединение различных нравов в один согласный образ мыслей, так и здесь, в свойствах различных животных изображая различные нравы людей, говорит, что они также соединятся и будут между собою согласны в благочестии; и здесь опять, представляет тому причину: «И будет, - говорит, - в тот день: к корню Иессееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники, — и покой его будет слава» (Ис. 11:10). Эту же причину и там привел он, сказав: «И узрит всякая плоть спасение Божие» (Лк. 3:6). В обоих случаях он указывает на то, что сила и познание Евангелия разольются во все концы земли, и род человеческий от зверских нравов и от грубого образа мыслей перейдет к кротости и мягкости. «Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих» (Мф.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1904...

3 А в пятнадцатый год правления цезаря Тиберия, когда наместником Иудеи был Понтий Пилат, Ирод был тетрархом Галилеи, брат его Филипп – тетрархом Итуреи и Трахонитского края, а Лисаний – тетрархом Абилены, 2при первосвященнике Анне и с ним Каиафе, было речение Божие к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне. 3И исходил он земли возле Иордана, возвещая крещение покаяния для отпущения грехов, как написано в книге слов пророка Исайи: «Голос вопиющею в пустыне: «Уготовьте пути Господу, выпрямляйте тропы Его; 5всякое ущелье да будет засыпано. всякая гора и холм да будут умалены, и станет кривой путь – прямым, и ухабы – тропою ровною, 6увидит всякая плоть спасение Божие " ». 7Народу, выходившему, чтобы у него креститься, он говорил: «Отродье змеиное, кто надоумил вас бежать от грядущего гнева? 8Принесите достойные плоды покаяния, да не смейте говорить самим себе: «Отец у нас – Авраам»; говорю вам, что Бог может из этих камней создать сынов для Авраама. 9Уже и топор лежит возле корня деревьев; всякое дерево, которое не приносит доброго плода, будет срублено и брошено в огонь». 10И спрашивал его народ: «Что же нам делать?» 11А он отвечал им: «У кого две рубахи, пусть поделится с тем, у кого нет; и у кого припасено съестное, пусть поступает так же». Мытари тоже приходили креститься и спросили его: Учитель, что делать нам?» 13А он отвечал им: «Не взыскивайте больше того, что вам причитается». 14И воины спрашивали его: «А нам что делать?» И отвечал он им: «Не творите насилий, не вымогайте и довольствуйтесь вашим жалованьем». 15И пребывал народ в ожидании, и все раздумывали в сердцах своих об Иоанне, уж не Христос ли он? 16И он сказал им в ответ: «Я водой крещу вас: но идет Тот, Кто сильнее меня, у Кого я не достоин развязать ремни сандалий, и Он будет крестить вас Духом Святым и огнем. 17В руке Его лопата, чтобы веять зерно на току; и хлеб он соберет в закрома, а мякину пожжет огнем неугасимым». 18Также и многое другое с увещанием благовествовал он народу. 19Но тетрарх Ирод, обличаемый им за Иродиаду, жену своего брата, и за все, что сделал худого, 20добавил к прочим своим злым делам еще и то, что бросил Иоанна в темницу.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

3 крещение покаяния. У евреев существовал специальный обряд покаяния для язычников, желавших принять веру Израиля. Для соплеменников Иоанна поразительным в его проповеди было то, что и от них он требовал исполнения обряда, который они считали предназначенным только для неевреев. 3:4–6 гора... холм... кривизны... неровные пути. Образы нравственных препятствий, которые предстояло удалить с пути Мессии Иоанну (точнее сказать, с пути, ведущему людей к Мессии). 3 не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам. Иоанн предупреждает соотечественников, что один лишь факт принадлежности к потомкам Авраама, т.е. избранному народу, не спасет их от Божиего гнева: они должны покаяться наравне с язычниками. 3 Уже и секира при корне дерев лежит. Т.е. суд Божий близок и неминуем. огонь. Огонь часто служит образом Божиего суда. 3 мытари. Сборщики податей в римскую казну. 3 не требуйте более определенного вам. Мытари вымогали с плательщиков суммы, превышавшие установленные налоги, и таким образом обогащались. 3 воины. Воины, подобно мытарям, также имели возможность использовать свое положение для неправедного обогащения. От них, как и от мытарей, Иоанн требует прежде всего честности. 3:15–17 Во всех четырех Евангелиях говорится о призывах Иоанна Крестителя покаянию в ожидании пришествия Христа, но только в Евангелии от Луки содержится ответ Иоанна на недоумение народа относительно истинного смысла его служения. 3 идет Сильнейший меня. В эпоху, на которую выпало служение Иоанна, в среде еврейского народа мессианские ожидания достигли необычайного накала. Зная об этом, Иоанн однозначно дает понять, что сам он не Мессия, а лишь человек, призванный подготовить Ему путь. у Которого я не достоин развязать ремень обуви. Снимать обувь со своих господ полагалось рабам. Иоанн, таким образом, говорит о том, что перед лицом Идущего за ним он меньше, чем раб. Он будет крестить вас Духом Святым и огнем. По-видимому, речь идет о сошествии Святого Духа в день Пятидесятницы (см. Деян. 2,1–4 ). 3 Лопата Его в руке Его. См. ком. к 3,9.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

3 февраля, Симеону Богоприимцу. Евангелие от Луки, зачало 9 В пятнадцатый год правления Тиберия кесаря, когда Понтий Пилат управлял Иудеей, и тетрархом Галилеи был Ирод, Филипп же, брат его, был тетрархом Итуреи и Трахонитской области, и Лисаний был тетрархом Авилинеи, при первосвященнике Анне и Каиафе, было слово Божие к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне. И прошел он всю страну Иорданскую, проповедуя крещение покаяния для отпущения грехов, как написано в книге слов Исаии пророка: Голос вопиющего в пустыне: “приготовьте дорогу Господу, прямыми делайте пути Его: всякий овраг наполнится, и всякая гора и холм снизится, и станет кривое прямыми путями, и неровные тропы – дорогами гладкими, и увидит всякая плоть спасение Божие”. Итак, он говорил народу, выходившему креститься у него: отродье змеиное, кто указал вам бежать от будущего гнева? Сотворите же плоды достойные покаяния, и не начинайте говорить самим себе: “отец у нас Авраам”, ибо говорю вам, что может Бог из камней этих воздвигнуть детей Аврааму. Уже лежит и топор при корне деревьев: итак, всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубается, и бросается в огонь. И спрашивал его народ, говоря: что нам делать? Он же отвечал им: у кого две рубашки, пусть поделится с неимущим, и у кого есть пища, пусть так же поступает. Пришли же и мытари креститься и сказали ему: Учитель, что нам делать? Он же сказал им: ничего больше положенного вам не взыскивайте. Спрашивали его и воины, говоря: а нам что делать? И сказал им: никого не насилуйте, не вымогайте доносами и довольствуйтесь своим жалованьем. И ждал народ, и размышляли все в сердцах своих об Иоанне: а не Христос ли он сам? И ответил Иоанн, обращаясь ко всем: я водою крещу вас; идет же Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви Его. Он будет крестить вас Духом Святым и огнем. Лопата Его в руке Его, чтобы очистить гумно Свое и собрать пшеницу в житницу Свою, а мякину Он сожжет огнем неугасимым. И многое другое внушал Он народу, благовествуя ему. Лк 3:1–18

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/evangelie...

41 . А в день оный Иерусалим небесный будет праздничным жилищем мирным, где непоколебимая скиния и столпы вечной правды, и там Господь – Судия наш и Законодатель наш, и Царь наш, Спаситель мира ( Ис.33:2022 ). 42 . А в день отмщения истлеет все небесное множество звезд, и небеса свернутся, как свиток книжный, и звезды спадут, как спадает лист с виноградной лозы, и земля будет горящею смолою ( Ис.34:4, 9 ). 43 . И откроется Христом Богом большая дорога, путь святых, и избавленные Господом будут в радости вечной, а печали и воздыхания не будет там ( Ис.35:810 ). 44 . Исаия возвещает о пророке Иоанне Крестителе: Глас вопиющаго в пустыни: уготовайте путь Господень, правы сотворите стези Бога нашего Иисуса Христа, ибо от Него всяка дебрь наполнится, и всяка гора и холм смирится ( Ис.40:34 ). 45 . В Отроке Иисусе явится слава Господня, и узрит всяка плоть спасение Божие, яко Господь Иисус – Сын Единородный Господа сил ( Ис.40:5 ). 46 . Се, Бог ваш, се, Господь, Господь Иисус Христос, со крепостию идет, и мышца Божества Его со властию, се мзда Его с Ним, и дело спасения Его пред Ним ( Ис.40:10 ). 47 . Христос Бог яко пастырь упасет паству Свою, и мышцею Своею соберет агнцы и имущая во утробе утешит ( Ис.40:11 ). 48 . Велик Господь, и кто разумеет ум Господень, ибо Он сотворил небо и землю, и воды, и горы, и холмы; и надеющиеся на Господа как орлы укрепятся в силе усыновления ( Ис.40:31 ). 49 . Сам Бог говорит о Сыне Человеческом Иисусе, что Он муж правды от востока, и за Ним последуют народы дорогою евангельской ( Ис.41:24 ). 50 . Как ясно Дух возвещает о Господе Иисусе Христе: Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к Которому благоволит душа Моя. Положу Дух Мой на Него, и возвестит народам суд ( Ис.42:1 ). 51 . Во смирении и кротости Господь трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, но в истину Свою изнесет суд ( Ис.42:3 ). 52 . И будет Господь светом для всех народов, дабы отверсти очи слепых, и извести узников из дому темницы и седящих во тьме на свободу ( Ис.42:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

4:26), — вследствие великого снисхождения Господня. И опять: « слышите дебри, основания земли. Слушайте, горы, суд Господень, и вы, твердые основы земли: ибо у Господа суд с народом Своим, и с Израилем Он состязуется » (Мих. 6:2). А призывает он Отца и Сына в Свидетели сказанного им для того, чтобы в грядущий день, если бы что совершилось вопреки долга, остаться правым пред Ними, то есть, как бы снимая с себя всякую (ответственность). « Заклинаю тебя сохранить сие », — говорит он, — « без предубеждения, ничего не делая по пристрастию ». То есть, ты должен быть дружелюбным и справедливым к судящимся и ожидающим от тебя приговора и никто не должен предрасполагать тебя в свою пользу и склонять на свою сторону. Но кто это избранные ангелы? Некоторые, следовательно, как будто не были таковы. Потому–то и Иаков берет себе в свидетели Бога и холм. Равным образом и мы часто берем в свидетели и важных, и незначительных лиц. Столь великое значение имеет свидетельство. Он как будто так сказал: призываю в свидетели Бога, и Сына Его, и слуг Его, что я заповедал тебе; вот пред ними заповедую тебе. Он устрашает Тимофея. Потом, сказав это, он присовокупил то, что было всего более благовременно, что преимущественно содействует устроению Церкви, — именно о рукоположениях. « Рук », — говорит, — « ни на кого не возлагай поспешно, и не делайся участником в чужих грехах ». Что значить: « поспешно »? Не по первом, не по втором, не по третьем испытании, но неоднократно рассмотрев и тщательно исследовав, так как это дело не безопасное. За соделанные им грехи, как прежние, так и будущие, подвергнешься наказанию и ты, доставивший ему власть, потому что, неблаговременно отпустив ему прежние грехи, ты станешь виновным и в тех, которые он совершит впоследствии времени; именно — будешь причиною этих последних потому, что вверил ему начальство, а прежних потому, что не дал ему оплакать их и придти в состояние сокрушения. Ты становишься соучастииком как добрых его дел, так и грехов. « Храни себя чистым ».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

7. Земля ваша опустошена; города ваши сожжены огнем; поля ваши в ваших глазах съедают чужие; все опустело, как после разорения чужими. (Земля ваша пуста, гради ваши огнем пожжени, страну вашу пред вами чуждии поядают, и опусте низвращена от людий чуждих ). Вот поражение, болезнь и страдания еврейского народа: опустошение, пожар, хищение, разорение, вот его неисцельные пятна, раны, язвы ( Ис.1:6 ). Как у ленивого вола, упорного осла, неверного раба отнимают средства к жизни, так и у Израиля, упорного и враждебного Богу, отнимаются средства к жизни и отдаются другим, прежде недостойным того. Этот праведный суд Божий над Иудеей уже настал во дни нечестивого царя её Ахаза, когда «предал его Господь, Бог его, в руку царя Сириян, и они поразили его, и взяли у него множество пленных, и отвели в Дамаск. Также и в руку царя Израильского был предан он, и тот произвел у него великое поражение. В то же время еще Идумеяне приходили и многих побили в Иудее и взяли в плен; и филистимляне рассыпались по городам низменного края и юга Иудеи... Так унизил Господь Иудею за Ахаза, царя иудейского, потому что он развратил Иудею и тяжко грешил пред Господом» (2Пар . 28:5, 16–19; ср.1–4) . Но в будущем времени предстояло еще большее опустошение Иудеи и унижение Сиона. 8. И осталась дщерь Сиона, как шатер в винограднике, как шалаш в огороде, как осажденный город. (Оставится дщерь Сионя, яко куща в винограде и яко овощное хранилище в вертограде, яко град воюемый). Иерусалим – дочь древнего Сиона. Первоначально заселен был естественно укрепленный холм Сион, а впоследствии от него уже по соседним холмам и долинам распространился город. Находясь почти в средине Палестины, Иерусалим с разных сторон был обезопашен многими укрепленными городами; но главным оплотом его был храм, где присутствовал истинный Царь народа – Господь Иегова ( Ис.2:2–4 ). Но вот Господь оставит свой город, и его постигнет жалкая участь: Иерусалим, прежде многолюдный, обстроенный крепкими стенами, теперь будет «как палатка в винограднике, как шалаш в огороде». По снятии винограда и собрании плодов, когда удалится хозяин из виноградника или огорода, палатка и шалаш в них остаются беззащитными, делаются хилыми, разоряются зверями, расхищаются ворами, тлеют от дождя, падают от ветра. Также бедственно и печально будет существование Иерусалима, когда его оставит Господь: когда «виноградник Божий» будут расхищать враги, когда народонаселение страны пойдет в плен ( Ис.5:1–6,7,9–10,13–14,26–30 ); то столица её, Иерусалим будет бедствовать как «город подвергшейся осаде, из него никто не выйдет и в него не войдет, под страхом неизбежной смерти. В таком страхе некогда находились хананеи – жители Иерихона, осажденные войском Иисуса Навина ( Нав.5:16 ), а теперь столь же несчастную судьбу испытает Иерусалим: кругом него страх,– то пожар, то грабеж, то убийство ( 2Пар.28:6–8,17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

91 Зифеям легко было заметить местопребывание Давида. Этому могло способствовать самое положение их города, как говорит Фан-де-Фельде, обозревавший развалины и окрестности древнего Зифа. Город этот был расположен при холме, и в настоящее время носящем название Зиф. Холм этот возвышается над долиною его окружающею на 17 саж. По словам Фан-де-Фельде, с вершины этого холма Зифеи удобно могли следить за переходами Давида и его людей по горам пустыни Зиф и заметить, как он показывался вдали на холме Гахила. Лесов, которые окружали Гахилу во времена Давида, теперь уже не существуете. Опустошительная рука человека, замечает Фан-де-Фельд, лишила эту местность ее естественного украшения 92 . Убегая от Саула, Давид с холма Гахилы перешел к скале или горе пустыни Меон. Переход этот сделать легко: пустыня Меон отстоите на 3 часа пути от Хеврона на юг и таким образом не более как на 2 часа, от пустыни Зиф 93 . Но Саул и на этот раз узнал об убежище Давида и поспешил за ним в пустыню Меон, к той горе, близь которой он укрывался. По-видимому, Давиду уже невозможно было избежать руки, неумолимо его преследовавшей. Но Господь не оставил своего избранника. Священный бытописатель повествует: И шел Саул по одной стороне горы. И когда Давид спешил уйти от Саула, а Саул с людьми своими шел в обход Давиду и людям его, чтобы захватить их, тогда пришел к Саулу вестник говоря: поспешай и приходи, ибо Филистимляне напали на землю. И возвратился Саул от преследования Давида 94 . Гора пустыни Меон есть, по всей вероятности, нынешняя гора Маын, находящаяся не в дальнем расстоянии от развалин древнего Зифа. Робинзон посетил Маын и описал его. Гора имеет конусообразную форму; высота ее более 50 саж.; вершина ее опоясана развалинами какого-то древнего строения, как кажется, башни. Робинзон называет прекрасным вид, который открылся пред ним с вершины горы. На восток он мог обнять взором всю страну, лежащую между горою и Мертвым морем; на севере он увидел Хеврон с окружающею его долиною; на западе пред ним расстилалась плодоносная, полная жизни равнина с разбросанными по ней одинокими холмами; на юго-западе в получасовом расстоянии от горы поднимался небольшой горный хребет.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Eleons...

Хотя в данном месте Иосиф Флавий не говорит прямо, что храм лежал не на втором, а на третьем холме, но это ясно следует из всего смысла его описания Иерусалима. Когда Иосиф говорит, что между холмом храма и холмом Акра была долина, которую засыпали в видах теснейшего соединения храма и города, то не следует ли из этого, что он говорит о двух различных холмах, а не об одном и том же? Когда Иосиф говорит, что холм Акра был срыт, так как он заслонял собою вид на храм, то этим не ясно ли дается знать, что дело идет о другом соседнем холме с именем Акры, а не о холме храма? По свидетельству Иосифа («Antiquitates Iudaicæ», XIII, 6:7), холм Акра, по его срытии, стал ниже площади храма. Этим свидетельством устраняется всякая возможность предполагать крепость Акру на северо-западном углу харама, который до настоящего времени значительно возвышается даже выше верхней платформы харама. Смешав таким образом холм Акра с холмом храма или же Иосифов второй холм с третьим, Трупп, взамен вычеркнутого им холма, создает свой новый холм, третий, отличный от горы храма и Акры, лежавший якобы непосредственно при северной стене харама. Четвертый же холм или Везефа, по Труппу, лежал еще далее на север, за третьим холмом. Но это – полное извращение описания Иосифа Флавия, который в непосредственное соприкосновение с холмом храма на севере ставит именно Везефу, или свой четвертый холм, а не третий («Bellum Judaicum»,V, 4, 2; V, 5:8). Льювин (The Siege of Jerusalem by Titus, 1866, 199, 366 и др.) исправляет Труппа тем, что разделяет смешанные у него понятия холма Акра и холма храма, признавая, что это именно и были второй и третий холм Иосифа, и что нового третьего холма, отличного и от Акры и от Мориа, искать не нужно. Но и Льювин продолжает стоять на том, что, будучи различными понятиями в описании Иосифа Флавия, эти два холма на плане Иерусалима суть одно и то же, что имя холма Акра обнимает собою весь восточный кряж, северная часть которого отошла к Акре сирийской (северо-западный угол), а южная – к храму, занимавшему своими дворами пространство 600 футов длины и ширины на самом юго-западном углу нынешнего харама.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010