Глава 2 1–12. Вознесение пророка Илии на небо. 13–25. Начало пророческого служения и общественной деятельности пророка Елисея: его первые чудеса. 4Цар.2:1 .  В то время, как Господь восхотел вознести Илию в вихре на небо, шел Илия с Елисеем из Галгала. Первый стих в первой своей половине имеет характер надписания к целому разделу о «вознесении Илии» – событии, видимо, совершенно известном в кругу читателей 4 книги Царств; у евреев это событие, как и вся жизнь пророка Илии были окружены целой сетью преданий 2 . Время события вознесения пророка Илии относится ко времени после смерти царя Охозии израильского ( 4Цар.1:17 ) и, вероятно, к самому началу царствования Иорама иудейского (к которому пророк Илия, по ( 2Пар.21:12–15 ) писал обличительное послание). По значению, таинственное вознесение пророка Илии однородно с таинственным преставлением патриарха Еноха ( Быт.5:24 ; ср. Сир.48:12,49:16 ; см. «Толков. библия», т. I, с. 42–43): то и другое событие уверяло ветхозаветного человека в бытии загробной жизни и предуказывало будущее всеобщее воскресение мертвых Галгалы (евр. гилгал). Из двух местностей этого имени здесь разумеется не так наз. «Холм Обрезания» – Галгалы между Иорданом и Иерихоном к востоку от последнего в колене Вениаминова, известные из истории Иисуса Навина ( Нав.4:19,5:3,10,9:6,10:6,15 ); Самуила и Саула ( 1Цар.6:16,11:15,13:1 и сл.) и Давида ( 2Цар.19:15,40 , теперь Джельджуль (Onomasticon, 287) ), а Галгалы близ Вефиля (ср. 4Цар.4:38 ; Ам.4:4,5:5 ; Ос.4:5,9:15,12:12 ); к юго-западу от Силома, в колене Ефремовом, теперь Джильджилья (Onomasticon, 319). 4Цар.2:2 .  И сказал Илия Елисею: останься здесь, ибо Господь посылает меня в Вефиль. Но Елисей сказал: жив Господь и жива душа твоя! не оставлю тебя. И пошли они в Вефиль. 4Цар.2:3 .  И вышли сыны пророков, которые в Вефиле, к Елисею и сказали ему: знаешь ли, что сегодня Господь вознесет господина твоего над главою твоею? Он сказал: я также знаю, молчите. 4Цар.2:4 .  И сказал ему Илия: Елисей, останься здесь, ибо Господь посылает меня в Иерихон. И сказал он: жив Господь и жива душа твоя! не оставлю тебя. И пришли в Иерихон.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Галгал Галгал (скатывающий на землю, отсюда свержение) – название трех местностей: а) ( Hab. IV, 19, 20 ) – селение на равнине Иерихонской на в. от Иерихона и на с.-в. от Иерусалима, на расстоянии нескольких миль от Иордана; это – первое место, в котором израильтяне, по переходе чрез Иордан, расположились станом, и здесь же по повелению Божию воздвигнут был памятник из 12 камней в знамение чудесного перехода чрез эту реку ( Hab. IV, 2–9 ), совершен был обряд обрезания, и отпразднована евреями первая Пасха, по вступлении в Землю Обетованную ( Hab. V, 10–12 ). В Галгале некоторое время находилась Скиния с Ковчегом Завета, до перенесения его в Силом, и совершалось богослужение ( Hab. V:10, IX:6 ). В означенном городе, подобно как в Вефиле и Массифе, пр. Самуил судил Израиля ( I Цap. VII:16, X:8 ) и помазал на царство Саула ( I Цap. XI, 14, 15 ). Здесь также был разрублен Самуилом пред Господом на куски Агаг, ц. амаликитский ( I Цap. XV, 33 ). Впоследствии жители Галгала предались идолослужению ( Oc. XII, 12 , Aм. IV, 4, 5 ). Слово «истуканы» в кн. Судей ( Cyд.III, 19 ) указывает на господствовавшее в Галгале идолослужение. При Евсевии и Иерониме Галгал находился уже в развалинах, но в XII и XIV столетиях, по свидетельству некоторых путешественников, сохранялись еще 12 камней на месте библейского Галгала; б) (возвышенность, холм) ( 4Цap. IV, 38 ) – возвышенная местность в 6 верстах от Селуна (Силома) и в таком же расстоянии на с. от Вефиля. Здесь пр. Елисей, всыпав в котел муки, исцелил сынов пророческих, отравившихся похлебкой из дикого винограда; в) в кн. Иисуса Навина ( Hab.XII, 23 ) встречается еще третья местность под означенным названием. Царь Гоима в Галгале упоминается в числе царей, побежденных Навином. Думают, что это настоящая местность Жильжуле, в 3 верстах на ю.-в. от Кефр-Саба. Читать далее Источник: Библейская энциклопедия/Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Нав.5:2 .  В то время сказал Господь Иисусу: сделай себе острые [каменные] ножи и обрежь сынов Израилевых во второй раз. Нав.5:3 .  И сделал себе Иисус острые [каменные] ножи и обрезал сынов Израилевых на [месте, названном]: Холм обрезания. В то время, когда израильский народ расположил свой стан у холма, названного Галгалом, а цари и племена Ханаанские находились в состоянии оцепенения от охватившего их страха, последовало Иисусу Навину божественное повеление о том, чтобы он приготовил каменные ножи и сделал снова весь народ обрезанным, каким он был прежде. «Острые [каменные] ножи». В еврейском тексте употреблены здесь два слова «харвот цурим», значащие по буквальному переводу «ножи каменные», как переведены эти слова в Вульгате (cultros lapideos). У LXX первоначальный перевод состоял так же, нужно думать, из слов κ πτρας κροτμου – «из камня острого», как читается в Александрийском и некоторых других списках с опущением слова πετρνας – «каменные». Слово «острые» представляет позднейший перевод еврейского слова «цурим», который не признают точным и западнохристианские комментаторы, опирающиеся вообще на еврейский текст 45 . Употребление каменных ножей при обрезании было древним обычаем ( Исх.4:25 ), сохранявшим свою силу и в то время, когда в обыденной жизни начало употребляться железо. «И обрежь сынов Израилевых во второй раз», т.е. снова, вторично сделай весь израильский народ обрезанным, каким он вышел из Египта. Нав.5:4 .  Вот причина, почему обрезал Иисус [сынов Израилевых, которые тогда родились на пути, и которые из вышедших из Египта не были тогда обрезаны, всех их обрезал Иисус]: весь народ, вышедший из Египта, мужеского пола, все способные к войне умерли в пустыне на пути, по исшествии из Египта; Нав.5:5 .  весь же вышедший народ был обрезан, но весь народ, родившийся в пустыне на пути, после того как вышел из Египта, не был обрезан; Нав.5:4–5 заключают объяснение того, каким образом израильский народ в общей своей совокупности перестал быть обрезанным; рассмотрение их см. в конце главы.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Традиционные сорта лазящих и плетистых роз обильно цвели лишь один раз — в разгар лета. Современные сорта способны одинаково обильно цвести летом и вторично — осенью. Сейчас принято делить эти сорта на группы в зависимости от характера цветения. Они значатся в иностранных каталогах как летнецветущие или ремонтантные плетистые и лазящие розы, а по принятой в России традиции — плетистые и крупноцветковые плетистые розы. Почвопокровные розы Ландшафтным архитекторам требовались неприхотливые розы для использования в городском озеленении. Проведённые  скрещивания дали ряд сортов с распростёртой и раскидистой формой куста. Их называют почвопокровными. Они различаются как по диаметру куста (от 1 до 2,5 м), так и по его высоте (от 30 см до 1,2 м). Большинство из них ремонтантные, и они идеально подходят для посадки на насыпях и склонах. Некоторые из более сильнорослых сортов образуют впечатляющий холм цветков и листьев и успешно подавляют сорняки. Перед посадкой почвопокровных роз необходимо очистить отведенное для них место от многолетних сорняков. Штамбовые (древовидные) розы Строго говоря, такой группы роз нет. Название «штамбовый» относится к способу их выращивания. Цветущую верхушку можно сформировать почти у любого сорта роз, окулированного на подвое с высоким штамбом. Высота штамба, измеренная от земли до места прививки, позволяет разделить их на несколько групп и определяет их использование в садоводстве: Как правильно выбрать саженцы роз Саженцы роз должны соответствовать приведенным ниже критериям. Избегайте продавцов дешёвых растений и саженцев с «потерянной» этикеткой. Большинство дешёвых растений — это избыточные подвои, оставшиеся после выполнения крупных заказов, нередко их плохо хранили, и качество их невысоко. Розы с Открытой Корневой Системой Кустовые розы. Очень важно, чтобы корневая система была хорошо развитой, увлажненной, мочковатой, причем минимальное расстояние от шейки до кончика корня должно составлять 25 см. Саженец должен иметь три здоровых побега, растущих прямо от основания растения, длиной около 38 см и толщиной с карандаш. Побеги не должны иметь признаков увядания. Хорошие саженцы аккуратно обрезаны, наличие сломанных ветвей недопустимо.

http://azbyka.ru/garden/tipy-roz-i-vybor...

Но что будете делать вы, которые не только спите ночью, но и весь день посвящаете мирским попечениям и плотским наслаждениям и не удосуживаетесь в установленные дни собираться в церкви? А некоторые из вас, даже когда приходят, по сути, не приходят, потому что не слушают слово Божие, а предаются праздной болтовне и сплетням. Потому Божественное слово и призывает вас: «Встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос» ( Еф.5:14 ). «Воскресни из мертвых» сказано тем, кто пребывает в делах смерти, оставаясь в своей нечистоте и порочности, которые хотя и не известны людям, но ведомы Богу. Покайтесь и всем сердцем обратитесь к Господу, предайтесь молитве, посвятите себя слову Божьему. Какая польза в том, если воздержимся от грехов, а потом снова станем грешить? Какой смысл омыться, а затем снова упасть в грязь? Ты воздерживаешься время от времени? Это все равно что на время выйти из Египта. Ты перешел через Красное море и, следуя за Моисеем, исполняешь предписания и установления закона. Но вот Иисус принимает тебя от Моисея и даже во второй раз обрезывает тебя «на месте, названном Холм обрезания» ( Нав.5:3 ). Ты должен заново обрезать не только идолопоклонство, которое ты отверг с самого начала, но и жадность – более тонкую форму идолопоклонства. Поэтому Иисус, обрезывая сынов Израилевых вторым обрезанием, говорит: «Ныне Я снял с вас посрамление Египетское» ( Нав.5:9 ). Пока мы грешим, пока правят нами порочные страсти, даже если, отвергнув идолов, мы, как кажется, вышли из Египта, «посрамление Египетское» не снято с нас. И если принимаешь ты это второе обрезание пороков и отсекаешь от себя всякий недуг гнева, гордости, зависти, сладострастия, жадности, несправедливости и прочего подобного, то «посрамление Египетское» стирается с тебя и, перейдя в землю обетованную, получишь ты наследие Царства Небесного через истинного Иисуса, Христа Господа нашего и Спасителя, «Ему слава во веки веков. Аминь» ( Гал.1:5 ). Гомилия II. О сказанном: «Моисей, раб Мой, умер» (Нав.1:2)

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

15 И сказал Господь Иисусу, говоря: 16 прикажи священникам, несущим ковчег откровения, выйти из Иордана. 17 Иисус приказал священникам и сказал: выйдите из Иордана. 18 И когда священники, несшие ковчег завета Господня, вышли из Иордана, то, лишь только стопы ног их ступили на сушу, водаИордана устремилась по своему месту и пошла, как вчера и третьего дня, выше всех берегов своих. 19 И вышел народ из Иордана в десятый день первого месяца и поставил стан в Галгале, на восточной стороне Иерихона. 20 И двенадцать камней, которые взяли они из Иордана, Иисус поставил в Галгале 21 и сказал сынам Израилевым: когда спросят в последующее время сыны ваши отцов своих: " что значат эти камни? " , 22 скажите сынам вашим: " Израиль перешел чрез Иордан сей по суше " , 23 ибо Господь Бог ваш иссушил воды Иордана для вас, доколе вы не перешли его, так же, как Господь Бог ваш сделал с Чермным морем, которое иссушил [Господь, Бог ваш,] пред нами, доколе мыне перешли его, 24 дабы все народы земли познали, что рука Господня сильна, идабы вы боялись Господа Бога вашего во все дни. 5 1 Когда все цари Аморрейские, которые жили по эту сторону Иордана к морю, и все цари Ханаанские, которые при море, услышали, что Господь [Бог] иссушил воды Иордана пред сынами Израилевыми, доколе переходили они, тогда ослабело сердце их, [они ужаснулись] и не стало уже в них духа против сынов Израилевых. 2 В то время сказал Господь Иисусу: сделай себе острые [каменные] ножи и обрежь сынов Израилевых во второй раз. 3 И сделал себе Иисус острые [каменные] ножи и обрезал сынов Израилевых на [месте, названном]: Холм обрезания. 4 Вот причина, почему обрезал Иисус [сынов Израилевых, которые тогда родились на пути, и которые из вышедших из Египта не были тогда обрезаны, всех их обрезал Иисус]: весь народ, вышедший из Египта, мужеского пола, все способные к войне умерли в пустыне на пути, по исшествии из Египта; 5 весь же вышедший народ был обрезан, но весь народ, родившийся в пустыне на пути, после того как вышел из Египта, не был обрезан;

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/448/...

На этой горе каждый год сожигалась рыжая юница в жертвоприношение Господу, и пепел ее искупал грехи народа израильского ( Числ. 19 ); в ней переселившиеся из храма херувимы основали, по словам Иезекииля, церковь Господа ( Иез. 10 , сп. гл. 11:22–23). Посетив, затем, гроб Лазаря, видела она гостеприимный дом Марии и Марфы, и Виффагию, что священнических челюстей, и то место, на котором резвый детеныш язычества был взнуздан божественною рукой, и покрытый апостольскими одеждами, подставил для сидения мягкую спину ( Лк. 19 ). Потом прямою дорогою сошла в Иерихон, размышляя, на основании Евангелии, об известном раненном и о милосердии, при жестокосердии мимопроходивших священников и левитов, самарянина, т.е. «стража», который, возложив полумертвого на свой скот, отвез его в гостиницу церкви ( Лк. 10 ). Посетила она и место Адомим, что переводиться – «кровей», так как много крови проливалось там во время частых разбойничьих набегов, и смоковницу Закхееву, т.е. благих плодов покаяния, коими загладил он прежние кровавые и хищнические грехи, и с высоты добродетелей узрел всевышнего Господа, и места слепых, подле дороги ( Мф. 20:30 ), которые получив прозрение, предуказали таинство обращения к вере в Господа обоих народов 13 . Вошедши в Иерихон, увидела город, который основал Ахил на Авироне, первородном своем, и врата которого поставил на Сегуве, младшем из своих сыновей ( Нав. 6:25 ; сн. 3Цар. 16:34 ). Осмотрела она Галгалский лагерь и холм обрезания – таинственный прообраз второго обрезания ( Нав. 5 ), и двенадцать камней, вынесенных туда из русла Иордана ( Нав. 4 ) и положивших твердое основание для двенадцати апостолов; осмотрела она и тот источник закона, который приправил и обратил в сладость и плодородие своей мудростью истинный Елисей ( 4Цар. 2:19–22 ). Едва минула ночь, во время палящего зноя, пришла она к Иордану, остановилась на берегу реки, и когда взошло солнце, вспомнила о солнце правды, – вспомнила, как среди русла реки, священники стали на суше ( Нав. 3:17 ), как по велению Илии и Елисея давала дорогу волна, а воды стояли сюду и сюду ( 4Цар. 2 ), как Господь своим крещением очистил воды, оскверненные потопом и запятнанные погублением всего человеческого рода.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

1885. 5–12; 1886. 1–9; 1887. 1–4, 6–9, 11, 12; 1888. 1, 6,7, 9; 1890. 8–11; 1891. 3; Юнгеров П. Внебиблейские свидетельства о событиях, описываемых в книге прор. Даниила//ПС. 1. С. 12–50; он же. Книга Есфирь и внебиблейские памятники. Каз., 1891; Рыбинский В. Древнееврейская суббота. К., 1892; Соколов В. А. Обрезание у евреев. Каз., 1892; Стеллецкий К. Брак у древних евреев. К., 1892; Пальмов М. Идолопоклонство у древних евреев. СПб., 1897; Лопухин А. П. Библейская история Ветхого Завета. М., 19982. 2 т.; он же. Библейская история Нового Завета. СПб., 1889–1890. М., 1998; Троицкий И. Г. Конспект лекций по Библейской археологии, читанных студ. СПбДА, 1894/1895. СПб., 1895. Литогр.; Успенский Ф. И. Российский Археологический Институт в Константинополе//Тр. Х археол. съезда в Риге, 1896. М.,1900. Т. 3. С. 44–50; Василий (Богдашевский),еп. О Евангелиях и евангельской истории: (Против совр. рационализма)//ТКДА. 1902. 2. С. 269–302; он же. Происхождение Евангелия от Матфея//Там же. 1915. Окт.-нояб. С. 205–243; он же. Евангелие от Матфея: Крит.-экзегетич. исслед. К., 1915; он же. Неповрежденность 4-го Евангелия//ТКДА. 1917. Сент./дек. С. 273–285; Песоцкий С. Повествование ассиро-вавилонских клинообразных надписей о творении мира//Там же. 1901. 10. С. 226–228; он же. Начало Вавилона//Там же. 1902. 9. С. 3–76; Ключарев Г. История ветхозаветного священства до заключения священного канона. Ставрополь, 1902; Кобрин М. День очищения в Ветхом Завете. Холм, 1902; Фармаковский Б. В. Последние научные предприятия Российского Археологического Института в Константинополе//Тр. XI археол. съезда в Киеве, 1899. М., 1902. Т. 2; Рыбинский В. П. Вавилон и Библия//ТКДА. 1903. 5. С. 113–144; он же. По поводу новейших археологических раскопок в Палестине//Там же. 1908. 11. С. 436–458; он же. Из истории самарян//Там же. 1912. 1. С. 119–162; он же. Религия самарян//Там же. 1912. 5. С. 150–179; 7/8. С. 337–374; 9. С. 124–180; Кондаков Н. П. Археологическое путешествие по Сирии и Палестине. СПб., 1904; [Никольский П.] Ассиро-Вавилонские памятники и Ветхий Завет//ВиР.

http://pravenc.ru/text/149119.html

45 и, не найдя Его, возвратились в Иерусалим, ища Его. 46 Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их; 47 все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его. 48 И, увидев Его, удивились; и Матерь Его сказала Ему: Чадо! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя. 49 Он сказал им: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? 50 Но они не поняли сказанных Им слов 51 И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них. И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем. 52 Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков. 20. Проповедь Иоанна Предтечи; свидетельство об Иисусе Христе Иудейская пустыня, река Иордан 26 г. Мф.3 (ранее 2:19–23; п.18) 1 В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской 1 Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия, 1 В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четвертовластником в Галилее, Филипп, брат его, четвертовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четвертовластником в Авилинее, 2 и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. 2 как написано у пророков: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою ( Мал.3:1 ) 2 при первосвященниках Анне и Каиафе, был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне. 3 И он проходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов, 3 Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему ( Ис.40:3 ) 4 как написано в книге слов пророка Исаии, который говорит: глас вопиющего в пустыне: приготовь те путь Господу, прямыми сделайте стези Ему; 4 Явился Иоанн, крестя в пустыне и.проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. 5 всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими;

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/evangel...

В восемнадцати милях от Иерусалима расположен Иерихон. Спускаясь с гор, достигаешь сперва направо гробницы, позади которой растет сикаморовое дерево, на которое взлезал Закхей, чтобы увидеть Христа. 33 В миле с половиной от города течет источник пророка Елисея. Раньше было так: если какая-либо женщина выпила бы из того источника, она не имела бы больше детей. Около источника лежал глиняный сосуд. Елисей насыпал туда соли и, стоя над источником, сказал: «Так повелел Господь: Он очистил эти воды». Теперь же, если женщина выпьет из этого источника, она будет иметь детей. А там, выше источника, находится дом Раави блудницы. Во время падения Иерихона в этот дом пришли посланные и она их там укрыла, и была единственной, кто тогда спасся. И вот здесь когда-то стоял город Иерихон; в то время, когда сыны Израилевы ходили вокруг него, держа ковчег завета, тогда обрушились стены его. И ничто здесь не сохранилось, кроме места, где лежал ковчег завета, и двенадцати камней, принесенных сынами Израиля из Иордана. 34 Это также то место, на котором Иисус Навин совершил обрезание и закопал обрезанную кожу. От Иерихона до Мертваго моря девять миль. Его вода очень горькая, и нет в нем ни одной рыбы. Не видно на нем и кораблей. Если же кто-нибудь плавает в нем, то вода переворачивает его вверх ногами. В пяти милях отсюда находится место на Иордане, где Иоанн Креститель крестил Господа. А выше этого места лежит холм, с котораго Илия был восхищен на небо. 35 В четырех милях от Иерусалима, направо от главной дороги в Вифлеем, находится гроб жены Иакова, Рахили. Две мили дальше, налево, расположен Вифлеем, где родился Господь Иисус Христос и где по приказанию Константина была построена базилика. 36 Недалеко находятся гробницы Езекииля, Азафа, Иова, Давида и Соломона. 37 Их имена написаны на древнем еврейском языке, внизу на стене, в самой пещере. В четырнадцати милях отсюда в Бетсуре находится источник, в котором Филипп крестил евнуха. 38 Отсюда девять миль до Теревинфа, 39 где жил Авраам, где он выкопал колодезь под дубом и где было ему явление трех ангелов и он с ними ел и говорил. По велению Константина и там была построена прекрасная базилика. В двух милях отсюда, в Хевроне, находится необыкновенно красивая четырехугольная гробница, сделанная из камня, где почивают Авраам, Исаак и Иаков, Сарра, Ревекка и Рахиль».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010