Скачать epub pdf Император Людовик Благочестивый (778–840) – личность со сложной и трагической судьбой. Ему, столь приверженному порядку и стабильности, довелось жить в эпоху бурных перемен. Необычайно набожный и миролюбивый, он вынужден был наказывать и казнить. Постоянно стремившийся к сохранению духовного и политического единства, он сам разрушил его. Жизнь этого человека – постоянная трагедия – и государства, и личная. Его отец, император франков Карл I Великий (743–814), принадлежал к самым выдающимся персонажам европейской истории. Он стал легендой еще при жизни. Масштабы его деяний потрясали воображение современников и потомков. В результате нескольких десятилетий беспрерывных военных походов Карл подчинил своей власти огромную территорию, а упорной реформаторской деятельностью в области государственного управления, церкви, литературы, искусства, образования сумел превратить державу франков в самое мощное государство западного мира. В Аахене, при королевском дворе он собрал выдающихся ученых, поэтов, богословов, архитекторов из самых отдаленных уголков. Его двор стал центром духовной и интеллектуальной жизни тогдашней Европы. Карла любили и почитали друзья и соратники, а на врагов одно его имя наводило великий страх. Пасмурным январским днем 814 г. великий император умер, оставив трон единственному из переживших его сыновей – Людовику. О дате рождения Людовика известно немного. Анналы королевства франков, фиксировавшие вес важнейшие события, произошедшие в государстве за текущий год, ни словом не упоминают об этом. Лишь из сочинений позднейших хронистов мы узнаем, что это случилось в 778 г., незадолго до того, как Карл вернулся из испанского похода. Королева Хильдегарда в ожидании супруга разродилась двойней: «Один ребенок был немедленно похищен смертью , так что умер едва успев родиться; другой же, выйдя счастливо из утробы матери, начал кормиться, чем обыкновенно кормятся дети. Того из них, который подавал надежду на жизнь, отец приказал, по возрождении его в таинстве крещения, назвать Людовиком». Два года спустя Карл отправился в Рим и взял младенца с собой. Там, в 781 г., папой Адрианом он был помазан на царство и провозглашен королем Аквитании, обширной области в южной Франции. На обратном пути в городе Орлеане маленький Людовик простился с отцом, «был облечен в оружие, соразмерное его возрасту, посажен на лошадь и с божьей помощью отвезен в Аквитанию».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Открываемые святой Лиобой женские монастыри жили по строгому уставу, соединявшему труд (в рукописной мастерской, на кухне, в пекарне, на пивоварне, в саду), образование (все были должны учить латынь) и молитву. Игумению почитали короли и принцы,особенно Пипин Короткий , его сын преподобный Карломан и Карл Великий . Последний часто вызывал её в свою столицу Экс-ла-Шапель (ныне Аахен ) и спрашивал её совета. Его жена благоверная Хильдегарда любила Лиобу и всегда прислушивалась к её советам. Так же поступали и некоторые из епископов. Незадолго перед своей кончиной еп. Вонифатий поручил Лиобу и её сестричество попечению святителя Лулла и братии руководимого им монастыря в Фульде и завещал похоронить святую рядом с собой, дабы они, бывшие духовно близкими при жизни, могли вместе восстать из мертвых при всеобщем воскресении. Саркофаг с мощами прп. Лиобы (слева) и реликварий с её честной главой (справа). Крипта храма Св. Петра, Фульда, Германия После смерти Вонифатия в 754 году Лиоба часто посещала Фульду. Специальным определением ей вместе с двумя старшими сёстрами позволили петь в хоре. По благословению святителя Лулла, будучи в преклонном возрасте, преподобная Лиоба оставила своё служение и удалилась в женский монастырь в Шорнсхайм (Schornsheim), где усугубила свои молитвенные подвиги. Иногда, отвечая на просьбу императрицы Хильдегарды, она посещала её, но возвращалась в свою келью так быстро, как только могла. Преподобная Лиоба скончалась около 779 или 782 года в Шорнсхайме недалеко от Майнца. Была погребена в Фульде, к северу от главного алтаря, около саркофага святого Вонифатия. На её могиле были явлены многие чудеса. В 819 и 838 году её мощи были перенесены и почивали в церкви на горе Святого Петра. Имя святой Лиобы было внесено в мартиролог святого Рабана Мавра примерно в 836 году. Мощи и глава преподобной Лиобы находятся в католическом храме Св. Петра (называемом также " Келлия Св. Лиобы " ) на горе Св. Петра (Санкт-Петерсберг) в Фульде. Литература Использованные материалы

http://drevo-info.ru/articles/13678763.h...

в этом мон-ре, вероятно, основная деятельность аббатисы была связана именно с Фрауэнкимзе. То, что И. предпочитала его аббатству Бухау, могло быть связано с ее стремлением быть ближе к королевской резиденции в Регенсбурге, а также соответствовало политике кор. Людовика II Немецкого, желавшего укрепить юж. границы гос-ва. Археологические данные свидетельствуют о том, что на период, когда И. предположительно являлась аббатисой монастыря, приходится всплеск строительной активности в аббатстве, в результате чего Фрауэнкимзе стал одним из важнейших центров королевского влияния на юге Баварии. 60-ми гг. IX в. исследователи датируют древнейшие из сохранившихся сооружений монастыря - ворота и надвратную капеллу арх. Михаила, украшенную фресками с изображением 5 ангелов (близкими по стилю росписям надвратной капеллы в Лорше того же времени), а также несколько фундаментов монастырских построек, расположенных к северу от базилики,- возможно, остатки древнего клуатра и зала для приемов. Вероятно, при И. были начаты работы и по перестройке главной церкви аббатства. Причиной внезапной смерти И., как полагают исследователи, могло стать некое наследственное заболевание (в раннем возрасте скончались и сестры И.- Хильдегарда, Берта и Гизела). Сведения о кончине И. зафиксированы в Вайнгартенских анналах X в. (упомянут год смерти), в некрологах Санкт-Галленского (упомянуты возраст И. и дата смерти) и Зеонского мон-рей. При этом лишь в некрологе мон-ря Зеон (запись XII в.) И. названа аббатисой Фрауэнкимзе. Возникновение предания о том, что И. была первой настоятельницей обители, историки относят к периоду после XI в. Капелла блж. Ирменгарды в соборе мон-ря Фрауенкимзе Капелла блж. Ирменгарды в соборе мон-ря Фрауенкимзе Согласно преданию, И. была погребена в античном саркофаге из белого мрамора у основания юго-восточного столпа новой церкви, строительство к-рой, вероятно, началось при ней (к этому типу погребений относятся могилы Зальцбургского еп. Виргилия (см. Виргил ), который в 784 был похоронен в основании построенного при нем собора, и Регенсбургского еп.

http://pravenc.ru/text/674069.html

Здание “легенды святой Урсулы” достроилось до конца в XI–XII вв. — после видений монахини Елизаветы из Шенау. Теперь святую Урсулу в Кельн сопровождал, оказывается, сам папа Кириак (это имя отсутствует в списках римских первосвященников), крестивший жениха святой Этерия, который также присоединился к будущим мученицам на пути по Рейну из Майнца в Кельн, а кроме него ее страдания пожелали разделить епископ Базельский, другие епископы, кардиналы, герцоги и короли. Эта нехитрая беллетризация повествования, отражающая черты средневековой фантазии, развивалась в дальнейшем в многочисленных полотнах на сюжет мученичества святой Урсулы. Происхождение самого числа 11000 дев, которое позволило автору жития ввести в действие такое же число ангелов, по предположению Г. Отто, связано с ошибкой чтения: в некоторых рукописях аббревиатура XI M.V.=XI Martyres Virgines была раскрыта как XI milia virginum . Покровительница Кельна стала одной из самых почитаемых святых Германии, немецкоязычных стран, да и католического мира в целом. В иконографии ее почти обязательным атрибутом является корона (показательно, что и купол церкви святой Урсулы в Кельне также имеет форму короны, инкрустированной камнями — в память о ее королевском происхождении), почти обязательным — стрела, которой она была пронзена, частым — пальмовая ветвь мученицы и белый флаг с красным крестом. Нередко она изображается на корабле (а это — известнейшая аллегория духовной жизни как странничества по волнам мирского моря), а также с мантией, простертой как покров над миром в знак ее заступничества за всех христиан. В самом Кельне с 1445 г. по настоящее время действует братство при церкви святой Урсулы . В 1537 г. был основан женский орден урсулинок, который посвятил себя воспитанию девушек, а с 1572 г. принял устав блаженного Августина и стал широко распространяться в Германии, Голландии и особенно во Франции (до революции 1789 г. имел 14 монастырей в Париже и до 300 во всей стране). Каждый год в кельнской церкви святой Урсулы 21 октября возносится для почитания верующими рака ее мощей вместе с предполагаемой ракой ее жениха. Но и помимо Кельна в одной только Германии в настоящее время существует 25 посвященных ей монастырей. Ее отражения в ваянии и живописи бесчисленны, среди художников, которых вдохновлял ее образ, были такие мастера, как венецианец В. Карпаччо (XV в.), Г. Мем­линг (1430–1494), создатель знаменитого триптиха святой Урсулы в Брюгге, Мастер Легенды об Урсуле (XV–XVI вв.), С. Компаньо (XVII в.). Образ непреклонно стойкой и одновременно обезаруживающе женственной мученицы был источником вдохновения и для поэтов (насчитывается более 250 произведений латинской гимнографии ), среди которых знаменитая Хильдегард (1098–1179), Герман Иосиф фон Верда, Христиан фон Лилиенфельд (XII в.), и композиторов (Фридрих фон Шпей, живший в XVII в. и другие).

http://azbyka.ru/palomnik/Святые_Гереон_...

2002. P. 23-53). Бруно был 3-м сыном Гуго IV, графа Нордгау и Эгисхайма, и Хельвиды (Хейлевиды, Хельвиги), дочери Людовика, графа Дагсбурга. Его братьев звали Герхард, Гуго и Эберхард, одну из сестер - Хильдегарда. Местом его рождения считается замок Эгисхайм (Эгисем) в Эльзасе или замок Дюрренштайн близ совр. сел. Вальшед в Лотарингии. Как младший сын в знатном семействе Бруно был предназначен для служения Церкви. При рождении тело младенца было покрыто отметинами в виде маленьких крестиков (Vita Leonis IX. I 2). Имя ребенка указывало на его предназначение; считается, что он был наречен в честь св. Бруно , архиеп. Кёльнского, или Бруно Каринтийского, т. е. папы Григория V (996-999) ( Munier. 2002. P. 56-57). Хельвида купила для сына богато украшенную Псалтирь, чтобы мальчик изучал по ней латынь, но тот с негодованием отверг красивую книгу. Вскоре стало известно, что Псалтирь была украдена из аббатства св. Губерта, которому ее подарил имп. Людовик Благочестивый . Осознав причину поведения сына, Хельвида вернула книгу в мон-рь (La chronique de Saint-Hubert dite Cantatorium/Éd. K. Hanquet. Brux., 1906. P. 51-53). В 5-летнем возрасте родители отдали Бруно в школу при кафедральном соборе в Туле, где он провел 15 лет. Мальчик изучал 7 «свободных искусств» и готовился к церковному служению, при еп. Бертольде (996-1019) он был поставлен в сан диакона и принят в капитул собора. Обучением Бруно руководил его старший товарищ Адальберон, сын гр. Фридриха Люксембургского (впосл. Адальберон III, еп. Меца в 1047-1072). Во время одного из посещений родного дома на Бруно напала ядовитая жаба, искусавшая ему лицо; юноша тяжело заболел и находился при смерти, но его исцелил св. Бенедикт, явившийся ему в видении (Vita Leonis IX. I 5; об интерпретации болезни как отека Квинке см.: Munier. 2002. P. 64-65). После восшествия на герм. престол Конрада II (1024-1039, имп. с 1027), дальнего родственника Бруно, родители послали юношу к королю, к-рый включил его в состав придворной капеллы - группы клириков, советников короля и кандидатов на епископские кафедры (см.

http://pravenc.ru/text/2537627.html

Было у него и еще три дочери, Теодората, Хильтруда и Руотхильда: две от его [третьей] жены Фастрады, происходившей от восточных франков, то есть из племени германцев 87 , третья же от наложницы, имя которой я не упомню. После смерти Фастрады он женился на аламанке Лиутгарде, от которой детей не было, а после ее смерти имел трех наложниц: Херсвинду из Саксонии, от которой была рождена дочь по имени Адальтруда, Регину, родившую Дрогона и Гуго, и Адалинду, которая произвела на свет Теодориха. Мать же Карла Бертрада жила до старости возле него в большом почете. Ибо Карл относился к ней с величайшим уважением [summa reverentia], так что ни одной ссоры не возникало между ними, за исключением той, что произошла из-за расторжения брака с дочерью короля Десидерия, на которой он женился по ее совету. Бертрада умерла 12 июля 783 г. после смерти Хильдегарды 30 апреля 783 г. , после того как увидела в доме сына трех своих внуков и столько же внучек. Карл похоронил ее с большими почестями в той самой базилике Святого Дионисия, в которой был похоронен [его] отец. У Карла была единственная сестра, по имени Гизелла, еще с юных лет отправленная [в монастырь] для религиозного служения 88 , о которой, так же, как и о матери, он очень нежно заботился. Она умерла незадолго до кончины [Карла] в том же монастыре, в котором жила. 19. Он также придавал значение образованию своих детей, [желая,] чтобы как сыновья, так и дочери в первую очередь обучались свободным искусствам 89 , которыми он занимался и сам. Затем, как только позволил их возраст, он начал обучать сыновей верховой езде по обычаю франков, владению оружием и охоте; дочерям же приказал учиться прясть, привыкать к веретену и прялке, чтобы не сидели в праздности, но занимались трудом, обучаясь всяческим добродетелям [ honestatem ]. Из всех детей ему выпало пережить двоих сыновей и одну дочь: он лишился Карла, старшего сына 4 декабря 811 г. , Пипина 8 июля 810 г. , которого он поставил королем в Италии, и Ротруды 6 июня 810 г. , старшей из дочерей, сосватанной (781 г.) за греческого императора Константина.

http://azbyka.ru/otechnik/6/jizn_karla_v...

Автор книги полагает, что II Ватиканский Собор открыл Католическую церковь влиянию New Age. " New Age универсальности и холистичности, издревле заложенных в Католической церкви, но разворачивающихся только в ходе времени и истории, наступил и в Церкви. Наверное, это эпоха Св. Духа, как считали аббат Иоаким Флорский или святой Хильдегард, которая придавала особое значение в этой третьей эпохе народам мира (язычникам) и глубинной сим человечества (развитие-энтелехия, Мировая Душа, София) " (с. 371). Вообще-то Иоаким Флорский с его идеей " Третьего Завета " , который должен прийти на смену Новому Завету (это событие Иоаким назначал на 1200 год) был осужден как еретик еще IV Латеранским собором. Теперь же эта идея, по сути отметающая Евангелие, стала самооправданием для многих неоязычников, которые желают считать себя " новыми христианами " . И это самопосвящение язычников в христиане оказалось прямо поддержано католическим автором (кстати, предисловие к немецкому изданию написано архиепископом Альбертом Раухом, директором Института Восточных Церквей, то есть главным воспитателем филокатоликов в среде русского духовенства) и - косвенно - православными распространителями книги " София-Мария " . Главный религиозный вывод этой книги вполне откровенен: " Пришло время обратиться к добрым обычаям и опыту наших предков: испытывать любовь и пиетет к природе, особенно же к ее духам и душам. Не следует опасаться, что мы впадаем здесь в язычество, идолопоклонство, суеверие и шаманизм. Софийное провидение убережет нас от этого. С любовью и почтением вступая в контакт с различными существами природы, мы воздействуем на них и они реагируют На это бессознательно или осознанно, если обладают хоть каким-то сознанием. В этом случае мы можем воздействовать на них, помогать им и служить, чтобы они заняли относительно нас благосклонную позицию или отказались от неблагосклонной, если мы сознательно и выразительно влияем на них, то есть призываем их и просим об этом. В этом частично и состоит возможность и дело так называемой белой магии " (с. 379). На самом деле " пиетет " , то есть почтение к духам природы и служение им - это как раз и есть обычный шаманизм и язычество.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

— Вылитый отец! — говорили те, кто помнил капитана. — Точно сам капитан воскрес! Мальчик стоял около кареты, поджидая деда. Как только граф вышел с помощью Томаса, маленький лорд подал ему руку и подставил плечо, как большой. Всем стало ясно, что, хотя граф другим внушал непреодолимый страх, маленький лорд не только его не боялся, но обращался к нему с любовью. — Обопритесь на меня хорошенько, — говорил мальчик. — Смотрите, как все рады вас видеть, как все вас знают! — Сними шапку, Фаунтлерой, — сказал граф. — Тебе кланяются. — Мне? — воскликнул удивленный мальчик, поспешно снимая шапку и пытаясь поклониться всем сразу. — Да благословит вас Господь! — сказала ему та же старуха, которая приветствовала его мать. — Храни вас Бог! — Благодарю вас, мэм, — вежливо отвечал маленький лорд. Он прошел с дедом через всю церковь до клироса, где было отгорожено место с красной занавесью и скамьей, обитой бархатом, для семьи Доринкорт. Седрик начал осматриваться и очень обрадовался, увидя на другом конце церкви мать, которая издали улыбнулась ему. Потом его внимание привлекло странное изваяние на стене рядом со скамьей — две коленопреклоненные фигуры в старинных одеждах, грубо высеченные из камня, поддерживали два молитвенника, также из камня. Внизу на дощечке была вырезана надпись, из которой он смог прочесть только то, что «здесь покоятся тела Григория-Артура, первого графа Доринкорта, и жены его Алоизы Хильдегард». — Могу ли я спросить вас? — сказал шепотом маленький лорд, сгорая от любопытства. — О чем? — Кто здесь похоронен? — Твои предки; они жили несколько сот лет тому назад. Он стал перелистывать молитвенник, чтобы можно было следить за службой. Когда заиграл орган, он встал, посмотрел на мать и улыбнулся ей. Он любил музыку и часто пел с нею вместе. Теперь он присоединил свой чистый, звонкий детский голосок к пению прихожан и совершенно погрузился в это занятие. Граф задумался, глядя на внука, и не спускал с него глаз. Седрик держал в руках большой открытый молитвенник, и, пока он пел, яркий луч солнца падал сверху на его поднятую головку, золотя кудри. Мать глядела издали на мальчика; сердце ее дрогнуло, и она стала горячо молиться за сына: просила Бога надолго сохранить чистоту его души, молила, чтобы странная перемена, выпавшая на его долю, не принесла ему зла. Ее нежное сердце было полно опасений и страха. Почему? Она сама не знала.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИРМЕНГАРДА Ворота и надвратная капелла арх. Михаила мон-ря Фрауенкимзе. 60-е гг. IX в. Ворота и надвратная капелла арх. Михаила мон-ря Фрауенкимзе. 60-е гг. IX в. [лат. Irmgart, Irmingart, Irmengardis; нем. Irminhart, Irmengard] (832 или 833 - 16.07. 866), блж. (пам. зап. 16 июля), дочь восточнофранк. кор. Людовика II Немецкого. Считается, что И. была настоятельницей мон-рей Бухау (на оз. Федерзе) и Фрауэнкимзе. Из-за практически полного отсутствия источников сведения о ее жизни и деятельности крайне скудны. И. была 3-м (после Карломана и Хильдегарды) ребенком кор. Людовика II Немецкого и Эммы Баварской. Исходя из того что родители венчались в 827 г., исследователи полагают, что И. род. в 832 или 833 г., вероятно, в Регенсбурге, где находилась постоянная королевская резиденция. Эта датировка подтверждается сведениями из некролога Санкт-Галленского мон-ря, где сообщается, что она умерла в возрасте 34 лет, и результатами экспертизы мощей И. Старшая сестра И. Хильдегарда была настоятельницей монастыря Мюнстершварцах, в 856 г. ее преемницей стала их младшая сестра Берта. И. получила в управление мон-ри Бухау и Фрауэнкимзе. Единственным документальным свидетельством деятельности И. в Бухау является грамота кор. Людовика Немецкого, подтверждавшая обмен между «возлюбленной нашей дочерью» И. (не названа аббатисой) от монастыря Бухау и аббатом монастыря Райхенау Фольквином. Согласно распоряжению короля, к Бухау отходили 4 владения (kilstriones) в Заульгау (ныне Бад-Заульгау) и его окрестностях; Райхенау получал земли близ Хайденхофена. Грамота датирована 28 апр. 857 г. и является одним из древнейших (наряду с пожалованием 819) документов, касавшихся основанного ок. 770 г. мон-ря Бухау. В обители Фрауэнкимзе не сохранилось сведений о том, что И. была аббатисой Бухау (Das Bistum Konstanz. 1994. Bd. 4. S. 217). Не известно ни одного современного событиям письменного свидетельства о пребывании И.

http://pravenc.ru/text/674069.html

Л. Б. род. в королевской усадьбе Кассиногил, когда Карл Великий возглавлял военный поход в Испанию. У Л. Б. был брат-близнец Лотарь, умерший вскоре после рождения. Имена, к-рые получили сыновья Карла Великого и Хильдегарды (Людовик (Хлодвиг) и Лотарь (Хлотарь)), некогда использовались Меровингами и были призваны подчеркнуть историческую преемственность франк. династий (впосл. эта идея получила отражение в «Деяниях Мецских епископов» Павла Диакона, в королевских генеалогиях и др. текстах). К нач. 80-х гг. VIII в. держава Каролингов достигла таких размеров, что ею было трудно управлять из единого центра, поэтому Карл Великий выделил Аквитанию и Италию как автономные королевства. Он привез Л. Б. в Рим, где 15 апр. 781 г. папа Адриан I помазал его на царство и провозгласил королем Аквитании. В Орлеане король попрощался с сыном и отправил его в Аквитанию, где тот безвыездно провел неск. лет. Король Аквитании (781-814) О детстве Л. Б. сохранились отрывочные сведения в трудах более поздних историков, прежде всего Астронома. Л. Б. получил хорошее образование, был обучен военному делу, знал религ. и светскую лит-ру, античную поэзию, герм. героические песни, историописание. Он говорил на старофранц. и древневерхненем. языках, прекрасно владел латынью и в какой-то мере понимал греч. язык. С ранних лет был очень религиозен. По словам Астронома, Л. Б. тяготился обязанностями правителя, проводил время в молитвах и пении псалмов, даже намеревался отказаться от трона и уйти в мон-рь, как некогда поступил его дядя Карломан , но отец и жена удержали его от этого шага. Папа Римский Адриан I коронует Людовика Благочестивого. Миниатюра из " Больших хроник Франции " Ок. 1460 г. (Châteauroux. Bibl. municip. 5. Fol. 132v) Папа Римский Адриан I коронует Людовика Благочестивого. Миниатюра из " Больших хроник Франции " Ок. 1460 г. (Châteauroux. Bibl. municip. 5. Fol. 132v) Л. Б. формально обладал полнотой власти в Аквитанском королевстве. Под его руководством прошло неск. гос. собраний (789, 790, 795, 801, 814). В его распоряжении находился большой королевский домен с дворцами и виллами. У него были собственная канцелярия, казна и монетный двор. Ему подчинялись местные графы, аббаты и т. н. королевские вассалы из числа франков, получившие от императора поместья в Аквитании. До совершеннолетия Л. Б. королевством управляли регенты и советники, назначенные Карлом Великим, преимущественно клирики. Самыми влиятельными из них считались св. Бенедикт Анианский , канцлер пресв. Элизахар, Клавдий Туринский , Агобард (впосл. архиепископ Лионский) и Иона (впосл. епископ Орлеанский), а также библиотекарь Эббон (впосл. архиепископ Реймсский), сын королевской кормилицы Химильтруды. Под влиянием советников Л. Б. проводил церковные преобразования. Он поддерживал монастырскую реформу Бенедикта Анианского, строил церкви и мон-ри, жаловал им земли и даровал привилегии. Астроном называл его «скорее священником, нежели королем».

http://pravenc.ru/text/2561074.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009