В контексте этих событий некоторые исследователи творчества Хильдегард анализировали ее переписку с Тенксвинд, «хозяйкой» монастыря в Рупертсберге. Тенксвинд была сестрой Рихарда дон Шпрингирсбаха, который представлял наиболее жесткое направление ордена премонстратов. Когда начиналась переписка с Хильдегард, Тенксвинд уже более двадцати лет была настоятельницей женского монастыря, который следовал строгим правилам Шпрингирсбаха. Поскольку Тенксвинд исповедала идеал бедности, она выражала несогласие с проведением праздничных литургий в обители Хильдегард, отвергала возможность дорогих одеяний и открытых волос у монахинь ее монастыря. Неприемлемо с позиций христианской этики, полагала Тенксвинд, что в монастыре Хильдегард находились исключительно представительницы дворянства, ведь Иисус Христос избрал в качестве помощников простых рыбаков. По ее мнению, согласно правилам, принятым у бенедикцинцев, нет оправдания такому поведению . В свою очередь Хильдегард писала, что Господь дал народу различия, как и на небе — Он разделил их на определенные категории — ангелов, архангелов, херувимов, серафимов и т. д. Иерархия на земле, подчеркивает аббатиса, подобна небесной иерархии. Господь следит, пишет Хильдегард, чтобы люди не взлетали выше своих возможностей, выше положения, которое было им определено. Нарушение иерархии людьми грозит общественному порядку и устройству монастырской жизни . В споре двух знаменитых аббатис поднят вопрос, который многократно становился предметом обсуждения в разных странах. Возобладание той или иной позиции в конкретный исторический период могло повлиять на авторитет временно угасавшей тенденции. Но проходило время, и приходилось признавать наличие этих, на первый взгляд, противоречивых тенденций, в каждой из которых есть своя доля правды и своя мера ущербности. Через пятьдесят лет после смерти Хильдегард папа Грегор IX дaem ход ходатайству о ее канонизации. У монахинь из Рупертсберга не было ни малейшего сомнения в святости Хильдегард. В процедуре канонизации они видели лишь формальность.

http://azbyka.ru/fiction/kogda-zhizn-ist...

Свои песни Хильдегард посвящала ангелам и апостолам, пророкам и святым мученикам, вдовам и девам. Ряд песен посвящался праздникам, освящению церкви. Она видела в христианской церкви место укрепления силы, место, где лечатся «раны народов». Аббатиса своим творчеством привлекала внимание сограждан к значительным событиям своего времени, делала наглядной свою большую веру в христианскую Церковь. Так, Хильдегард написала несколько песен после открытия огромного кладбища в Кельне, где, как предполагали, находились мощи св. Урсулы и одиннадцати тысяч ее сподвижниц . Многие песни Хильдегард посвящены Пресвятой Богородице. Этот образ — первооснова небесной симфонии, поэтическое слово об основе гармонии и благозвучия. …Из Тебя раздавались все симфонии небес, Ведь Ты, Дева, сияя в Господе, Носила Сына Господа . В поэзии Хильдегард множество необыкновенных символических названий Богородицы: светло сияющий благородный камень, основа жизни, освященная Божественным светом, ветвь, полная любви… Аббатиса не стремилась стать поэтом. Она признавалась, что не написала ничего по собственной воле, но лишь по внушению свыше, в соответствии с тем, что видела и слышала. А поэтому свое сочинение духовных песнопений она рассматривает как долг, как музыкальное сопровождение церковных служб. Соответственно, тексты песен обозначаются как антифоны, респонсории и секвенции. Письмо восьмидесятилетней аббатисы показывает, насколько высоко она ценила хвалу, воздаваемую Господу через духовные песнопения, как значимо это для монастырской жизни. Все виды искусства созданы человеком «благодаря дыханию Господа» . К настоящему времени издано не менее 30 компакт-дисков, посвященных в основном литургическим песнопениям Хильдегард. Исследователи отмечают полную «Симфонию» аббатисы, которую записал в 1994 г. Кельнский ансамбль старинной музыки «Секвенция». Первым из пяти дисков этой серии были «Гимны Восторга». После выпуска диска «Святые» в 1998 г. ушла из жизни выдающаяся певица Барбара Торнтон, чей вклад в интерпретацию этой музыки уникален. Подлинные ценители духовной музыки полагают, что здесь происходит слияние небесной и земной гармонии в такой мере, которая позволяет услышать вышемирное звучание божественных песнопений. Неудивительно, что среди множества разнообразных творческих проявлений Хильдегард люди с особым душевным трепетом выделяют литургические мотивы.

http://azbyka.ru/fiction/kogda-zhizn-ist...

Этот почти жесткий аристократизм духа достоин великой рыцарской культуры XII в. Хильдегарда и в самом деле была отпрыском рыцарского рода. Она родилась в 1098 г. С пяти лет она имела видения, что побудило родителей рано вверить девочку духовной опеке монахинь бенедиктинского монастыря в Дизибоденберге. В 1136 г. Хильдегарда сама стала аббатисой этого монастыря, в 1147 г. перенесенного на холм св. Руперта близ рейнского города Бингена (по которому Хильдегарда получила свое прозвище). В 1141 г. с ней случилось то, что сделало ее писательницей – что именно, мы никогда не узнаем иначе, как с ее слов. Сама же она повествует об этом так: «Се, на сорок третьем году земного моего странствия, когда с великим страхом и трепетным прилежанием вникала я в небесное видение, случилось так, что я узрела величайший свет, из которого был глас небесный, провещавший мне: «О, бренный человече, и прах праха, и тление тления! Расскажи и запиши, что ты увидишь и услышишь. Поскольку же ты слишком робка, чтобы говорить, и слишком проста, чтобы толковать, и слишком неучена, чтобы писать, расскажи и запиши это, сообразуясь не с разумом измышления человеческого, и не с произволом сочинительства человеческого, но с тем, как ты видишь сие на небесах в вышних и в дивности Божией, повторяя преподанное, как слушатель, ловя слова наставника своего, обнародует их сообразно тому, как они были сказаны, следуя воле, и мысли, и речи наставника. Так и ты, о человече, скажи то, что ты видишь и слышишь, и запиши виденное и слышанное, сообразуясь не с собою и не с каким бы то ни было другим человеком, но с волею Того, кто все ведает, и зрит, и устрояет в сокровенности тайн своих». И дальше она повествует об этом же событии: «Совершилось... что огнистый свет с величайшим блистанием сошел из разверстых небес, затопил весь мой мозг и воспламенил все мое сердце и всю мою грудь как бы пламенем, притом не только сияющим, но и согревающим, как согревает солнце ту вещь, на которую изливает лучи свои; и я немедля уразумела изъяснение смысла книг, то есть Псалтири, евангелий и прочих кафолических писаний, как Ветхого, так и Нового Завета».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

Святитель Бонифаций не мог не принять во внимание эти претензии Хильдегара и вступил с ним в полемику. Отстаивая свои права на Утрехтскую кафедру, архиепископ писал ему, что сам папа Сергий рукоположил Виллиброрда в сан епископа и даровал ему впоследствии сан архиепископа, определив в качестве его местопребывания Утрехт. И чтобы разрешить возникший спор, Бонифаций написал в Рим к папе Стефану письмо, где подробно изложил все обстоятельства этого дела. В этом письме, которое, кстати, является последним документом из дошедшей до нас переписки святителя Бонифация, он извещал папу о мерах, принятых им в связи с необоснованными претензиями Кельнского епископа, и просил Стефана о поддержке. Как папа отреагировал на это послание, остается неизвестным. Очевидно, он не имел ничего против намерений своего легата защитить Утрехтскую епископию от притязаний со стороны епископа Хильдегара. Но действительное решение вопроса зависело, конечно, не от папы, а от всемогущего франкского короля. Поэтому в начале 753 года престарелый архиепископ отправился к полновластному хозяину империи Пипину. «Начался последний акт его (Бонифация. – Иг. Е.) жизненной драмы, который, судя по всему, проходил под знаком резкой дисгармонии, – замечает Шифер, описывая этот нелегкий период жизни святителя. – Если принять во внимание, какие беспрецедентные события одновременно совершались в этот исторический момент: торжественное посещение Стефаном II франкского короля, знаменитое соглашение в Понтионе и Къерзи 187 , то это могло бы быть вершиной всей деятельности святителя. Но тот, кто всю свою жизнь посвятил служению римской идее универсальной Церкви, кто, собственно, и подготовил заключение союза между Франкской Церковью и папством, кто совершал паломничества в Рим, посещая пап Григория II и Григория III, – уже не встречался с папой Стефаном, полностью оставался в тени во время исторической встречи Стефана и Пипина, и даже подробная Liber Pontificalis – официальная история папства – ни разу о нем не упоминает» 188 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАЙНРАД [Мегинрат; лат. Meinradus, Meginratus; нем. Meinrad, Meginrat] († 21.01.861/3), св. (пам. зап. 21 янв.). Сведения о М. собраны в его Житии, составленном в X в. в аббатстве Райхенау (BHL, N 5878; изд.: MGH. SS. T. 15. Pars 1. P. 445-448). Род. в кон. VIII в. близ совр. г. Роттенбург-ам-Неккар; его родители были алеманнами. Автор Жития отметил, что они «были более известны благородством нравов, нежели преходящим богатством» (morum nobilitate magis conspicui quam divitiis perituris - Vita S. Meginrati. 2), что дает основание совр. исследователям говорить о незнатном происхождении М. (см.: Henggeler. 1967. Col. 273). Приведенная в «Хронике монастыря Райхенау» (2-я пол. XV в.) информация о том, что отец М. был графом ( Gallus Oheims Chronik von Reichenau/Hrsg. K. A. Barack. Stuttg., 1866. P. 115), не подтверждается. В отрочестве М. был отдан отцом в школу при мон-ре Райхенау; воспитателем М. был приходившийся ему родственником мон. Эрлебальд (аббат в 823-838). В 25 лет М. был рукоположен во диакона, а спустя нек-рое время он стал пресвитером. Это произошло между 814 и 823 гг., т. к. автор Жития датирует эти события временем правления имп. Людовика Благочестивого (814-840), уточняя, что во главе Райхенау находился аббат Хайтон (806-823; впосл. еп. Базеля) (Vita S. Meginrati. 3). Эрлебальд, став настоятелем, убедил М., являвшегося до этого секулярным клириком, начать монашескую жизнь и «подчинить себя уставу» (regulae iugum suscipere - Ibidem; речь идет об уставе прп. Венедикта Нурсийского , к-рый в соответствии с постановлениями Ахенских Соборов (816, 817 и 818/9) стал обязательным для всех монастырей). Вскоре М. стал учителем в школе при монашеской общине (cellula), расположенной в Бенкене (на территории совр. Швейцарии) и подчинявшейся Райхенау. Ок. 828 г. М., желая вести отшельническую жизнь, удалился на гору Этцель; местные жители приносили ему еду. Утомленный большим количеством паломников, приходивших к нему за духовными советами, и стремясь к еще более аскетичному образу жизни, ок. 835 г. М. оставил Этцель и прибыл в Айнзидельн. С собой он взял статую Пресв. Девы Марии, которую получил от Хильдегарды, настоятельницы женского мон-ря в Цюрихе. М. поместил статую в специально построенной им капелле, ставшей вскоре местом паломничества жителей близлежащих селений; приносимые паломниками пожертвования М. раздавал нищим.

http://pravenc.ru/text/2561242.html

составление и перевод А.А. Бурова Святая Алина, дева и мученица из Дильбека и Форета (†640, память 16 июня) Non ideo laudabilis virginitas quia in martyribus reperitur, sed quia ipsa martyres faciat. La virginite n’est pas louable parce qu’elle se trouve dans les martyrs, mais parce qu’elle fait les martyrs. Девственность похвальна, не потому что она находится в мучениках, но потому, что она делает мучеников. Saint Ambroise de Milan, livre 1, De Virginitate Во времена папы Римского Северина и королей франкских Зигиберта II и Хлодвига II, в первые годы седьмого века в семье благородных и влиятельных родителей родилась девочка – будущая святая Алина. Её отец по имени Левольд (Levolde) был владельцем Дильбека (Dilbeek), что в Брабанте, мать её звали Хильдегарда (Hildegarde). Как и большинство жителей своей страны, они были идолопоклонниками, и были очень привязанными к своим неверным божествам. Однажды, когда Левольд, как обычно, пошел на охоту, он встретил на берегах Сены (Senne) христианина, познавшего недавно Евангельские наставления и обратившегося ко Господу нашему Иисусу Христу. Между ними тотчас завязался разговор о новом учении, которое недавно появилось в Брабанте, и оба с равным усердием взялись защищать свою веру. Обсуждение затянулось, и христианин, чтобы его заканчивать с несомненным успехом, предложил сеньору Дильбека воспользоваться его гостеприимством. «Завтра», – сказал он: «когда будут преподаны священные тайны, Вы сами увидите, сколь хорош Бог христиан, и сколько счастливы те, кто уповает на него». Это предложение заинтересовало Левольда: из тайного любопытства он принял его и направился в Форест (Forest), где ему были возданы почести сообразно его положению. Дом, в котором жил пылкий неофит и который впоследствии был преобразован в церковь святого Аманда (Amand), завершался маленькой часовней, в которой священник, который служил Богу с большим почтением, иногда приносил Богу безкровную жертву. Там собралась обратившаяся ко Господу семья совместно с несколькими верными из прилежащих селений, чтобы присутствовать на общей молитве, на исповедании Веры и на участии в Святых Тайнах, возобновляя таким образом, в лесах Бельгии, трогательные сцены, которые совершала церковь в катакомбах Рима или в пустынях Фивейских.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ее любовь к Богу выражалась по-разному. Она была всегда готова приложить свою руку к любой задаче, в которой она могла бы помочь другим, и делала это с приветливостью и скромностью. Говорят, что она была красива и что ее облик был ангельским, за что её монахини также любили её. Возможно, это было так, потому что Лиоба положила себе на сердце совет святого апостола Павла: «ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию один другого выше себя» ( Фил. 2:3 ) и «в почтительности друг друга предупреждайте» ( Рим. 12 :9b). Так Лиоба часто омывала ноги ее сестер, уподобляясь в том своему Господу. Дела её милосердия были восхитительны, особенно в оказании гостеприимства незнакомцам и в заботе о бедных. Она всегда была терпеливой и доступный для всех, кто нуждался в ней. Однако, короли и принцы почитали и уважали её, особенно Пепин (Pepin) Короткий, благословенный Карломан (Carloman, память 17 августа) и Шарлемань. Шарлемань часто вызывал ее на суд в столицу, в Экс-ла-Шапель (Aixla-Chapelle, ныне Аахен) и спрашивал её совета. Его жена, благословенная Хильдегард (Hildegard, память 30 апреля), любила её и всегда принимала во внимание её советы, равно как и некоторые из епископов. Перед своей мученической кончиной святой Бонифатий поручил Лиобу и её сестричество попечению святого Лулла (Lullus, память 16 октября) и его монахов в Фульде и завещал похоронить её рядом с собой, дабы они смогли восстать из мертвых и провести вечность вместе. Это говорит о том, что чуткая привязанность, объединявшая Бонифатия и Лиобу, была одним из наиболее очаровательных эпизодов в истории церкви. После смерти Бонифатия в 754 году Лиоба часто посещала Фульду. Специальным определением ей вместе с двумя старшими сестрами позволили участвовать в хоре. По благословению Лулла, будучи в преклонном возрасте, Лиоба оставила своё служение и удалилась в женский монастырь в Шорнсхайм (Schornsheim), где она удвоила свою молитву и эпитимию. Иногда, отвечая на просьбу императрицы Хильдегарда, она посещала её, но возвращалась в свою келью так быстро, как только могла. Во время своего последнего посещения она обняла королеву, поцеловал ее в лоб и уста и затем сказала: «Прощайте, драгоценная часть моей души; может Христос, наш Создатель и Избавитель, допустит, что мы смогли видеть друг друга без препятствий в Судный день».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Вероятно, в конце 752-го или в начале 753 года Бонифаций получил известия о том, что разгорелась борьба за наследование Утрехтской кафедры. Достаточно неожиданно для себя он должен был опять озаботиться положением дел во Фризской Церкви. На закате своих дней Бонифаций снова вернулся на поле миссионерской деятельности, на котором более сорока лет назад делал первые шаги как миссионер: «В Божественном Совете было решено, что он и рабы Божии, ходившие с ним, должны были идти во Фрисландию, в страну, которую он некогда оставил своим телом, но не сердцем, так что он там же, где и встал на путь проповедника веры и положил начало своему воздаянию, теперь должен был, расставаясь с миром сим, получить воздаяние с лихвой» 185 . Такими словами описывает Виллибальд этот поворот, произошедший в судьбе святителя уже на исходе его жизни. Впрочем, из письма к папе, датированном 751 годом, мы узнаем, что Бонифаций желал бы провести остаток дней в кругу своих учеников в Фульдском монастыре, продолжая руководить оттуда – насколько позволили бы силы – миссией среди саксов. И все же обстоятельства заставили его отправиться во Фрисландию. «Не по собственной воле и не ради того, чтобы освободиться от прежних трудов, пошел он во фризскую миссию – положение дел во Фрисландии, доселе находившейся в поле его зрения лишь отчасти, требовало теперь его незамедлительного вмешательства» 186 . Христианизация этого края, расположенного на окраине средневековой Европы, еще, по сути дела, только началась, и ее дальнейшее развитие было напрямую связано с укреплением церковной организации в этой области. Поэтому многое зависело от того, кто займет овдовевшую Утрехтскую кафедру, тем более что, как говорилось выше, из-за этого вопроса неожиданно разгорелся довольно сильный спор. Дело в том, что в этот момент епископ Кельнский Хильдегар стал заявлять свои права на эту епископию. Он обосновывал свою позицию тем, что еще меровингский король Дагоберт, скончавшийся в 639 году, подчинил Утрехт, в то время небольшую крепость с церковью, Кельнскому епископу.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

(8) Средневековые толкователи Библии любили представлять девственное зачатие Марии в образе росы, тихо и неприметно сходящей с небес на руно Гедеона (Книга Судей, гл. 6). В 109 псалме, истолковывавшемся как пророчество о Христе, говорится: " подобное росе рождение Твое " (ст. 3). (9) Алый цвет — символ небесной любви и духовного горения, один из цветов Девы Марии. (10) Речь идет о Небесном Иерусалиме, описанном в Апокалипсисе как символ высшей надмирной реальности (гл. 21). Об этом городе говорится, что он есть " чистое золото, подобен чистому стеклу " , т. е. блеск золота совмещен в его облике с прозрачностью. В средневековом словаре символов золото означает славу, блаженство, царственность Христа, духовную драгоценность созерцания. (11) Холм и гора — постоянные символы мистического восхождения (ср. образ Моисея, поднимающегося на Синай для предстояния богу). Но для Хильдегарды св. Руперт есть " холм " и по иной, более приватной причине: монастырь, в котором Хильдегарда была настоятельницей, расположился на " Рупертовом холме " (Рупертсберг). Образ св. Руперта незаметно перетекает в образ так хорошо знакомого Хильдегарде " холма среди долины " — того самого холма, ее холма,— чтобы немедленно, в то же мгновение обернуться мистическим знаком высоты и подъема. (12) Топаз — символ благоразумия и добрых дел, сапфир — символ надежды и созерцания. (13) Ср. образ " лилии долин " в Песни Песней (2, 1). (14) Выражение из Деяний апостолов, 9, 15. (15) Ср. Послание к римлянам. 13; 14; " Облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа " . Одеяние со времен античных мистерий символизирует высшую сущность, образ которой сообщается человеческому " я " и последним воспринимается. (16) Образ " камней из потока " , символизирующий души, изъятые из волн житейских и положенные в основу духовного здания (ср. выше примечание 2), соотносится сразу с двумя ветхозаветными текстами: с рассказом о том, как Иисус Навин приказал взять из середины Иордана двенадцать камней в память о том, как вода Иордана разделилась перед Ковчегом Завета (Иис. Навин, 4, 1—9), и с упоминанием " пяти гладких камней из ручья " которыми вооружился Давид перед боем с Голиафом (I Царств, 17, 40).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

94. СТЕФАН III (IV) Римские Папы. Список 94. СТЕФАН III (IV). 767—772. Происходил с Сицилии. После смерти Павла I римская аристократия, которая стремилась захватить власть, вызвала новую смуту в городе. Папский двор, которым руководили энергичный кардинал-диакон Христофор и его сын Сергий, овладел ситуацией. Антипапы были устранены. Их ослепили, а затем заточили в монастырские тюрьмы. Духовенство избрало папой Стефана — кардинала-настоятеля собора св. Цецилии за Тибром. Новый римский епископ немедленно сообщил о своем избрании королю франков Пипину. Однако последний к этому времени умер, и опеку над папством приняли его сыновья Карл и Карломан. По просьбе папы они послали в Рим 12 епископов, которые приняли участие в синоде, созванном в Латеране в 769 г. Это собрание иерархов приняло постановление, в соответствии с которым кандидатом на папский трон могло быть только духовное лицо, принадлежащее к группе кардиналов. Светские же люди были полностью исключены из числа выборщиков папы. Это предписание, как показывает история, позднее часто нарушалось. Синод решительно осудил иконоборчество и его сторонников в восточном христианстве, а также подтвердил приговор, вынесенный антипапам. Стефан III оказался человеком неповоротливым. Он не умел ориентироваться в хитросплетениях политики сына Пипина Карла, который стремился к созданию нового, сильного государства на Западе. Папская дипломатия не понимала, что судьбы Европы и всего западного христианства определяются уже не в Риме, а на границе между государствами франков и германцев. Своему давнему покровителю Христофору, которому он был обязан папской тиарой, Стефан III отплатил черной неблагодарностью. Когда в ближайшем окружении папы снова подняли голову сторонники лангобардов, Стефан III дал согласие на вынесение заслуженному кардиналу-диакону и его сыну жестокого приговора: они были ослеплены и замучены. Победа сторонников лангобардов не была прочной. Вскоре оказалось, что Карл, ставший после смерти своего брата Карломана единодержавным королем франков, намеревается порвать союз с лангобардами. Стефан III безоговорочно принял известие о разводе Карла, который бросил свою законную жену Дезидерату, дочь короля лангобардов, чтобы жениться на швабке Хильдегарде. Из книги: Ян Веруш Ковальский. Папы и папство. М.: Издат. политической литературы. 1991 г. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/442118/

   001    002    003    004    005    006   007     008    009