Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИЗИБОД [Дисибод(т); лат. Disibodus] (VII в.?), св. (пам. зап. 8 июля), отшельник, жил на горе, впосл. названной его именем (Mons Disibodi, совр. Дизибоденберг), у слияния рек Наэ и Глан (совр. земля Рейнланд-Пфальц, Германия). Первое упоминание о Д. содержится в Месяцеслове Рабана Мавра (сер. IX в.) под 8 сент.: «В области Могунтинской Церкви - память святого исповедника Дисибота» ( Rabanus Maurus. Martyrologium//PL. 110. Col. 1167). Мон-рь на месте подвигов Д. упоминается в X в.: Гаттон II, архиеп. Майнцский († 970), разорил монастырь и изгнал монахов. Архиеп. Виллигиз (975-1011) восстановил церковь и поселил при ней каноников регулярных . Как сообщает Иоганн Тритемий в «Славной хронике монастыря Хирзау» (1495-1503), в 1108 г. архиеп. Рутгард приказал восстановить «очень древний монастырь, который святой Дизибод, епископ из Ирландии и странник Христа ради… построил во времена святого папы Григория I» (ActaSS. Iul. T. 2. P. 582). Строительством мон-ря заведовал Бурхард, настоятель аббатства св. Иакова в Майнце, к-рый переселил в новую обитель часть монахов- бенедиктинцев . Мон-рь находился на вершине горы, тогда как старая церковь стояла у ее подножия. Во время строительства были обретены и перенесены в новый храм мощи Д. (1138-1139). В 1143 г. главный престол храма был освящен «в честь Господа нашего Иисуса Христа, Преславной Его Матери, блаженного евангелиста Иоанна и блаженнейшего отца нашего, первосвященника и исповедника Дизибода» (Ibidem). Житие Д. было составлено в 1170 г. Хильдегардой Бингенской по просьбе аббата Хелингера. В 1136-1150 гг. Хильдегарда была настоятельницей небольшой общины монахинь при аббатстве Дизибоденберг. Источниками Жития стали местные предания о Д. и видения Хильдегарды. Согласно Житию, Д. родился в знатной ирл. семье. Родители отдали его на воспитание монахам. Став пресвитером, Д. усердно предавался аскезе и ученым занятиям. Когда подошло время выборов епископа, на Д. из-за его скромности и безмолвия первоначально не обратили внимания, однако на него указал Сам Бог. Против своей воли Д. был возведен на кафедру. Собрав вокруг себя аскетов, он вел праведную жизнь. Однако вскоре среди его паствы началась смута: появились еретики, безбожники и жидовствующие. Святой боролся с ними, но неудачно. На 10-м году епископского служения Д. был изгнан с кафедры и, взяв с собой монахов Гиллилальда, Климента и Салюста, покинул Ирландию.

http://pravenc.ru/text/172012.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕЛИЗАВЕТА ИЗ [лат. Elisabeth] (ок. 1129, Бонн - 18.06. 1164, мон-рь Шёнау, близ Санкт-Гоарсхаузена, ныне земля Рейнланд-Пфальц, Германия), св. католич. Церкви (пам. 18 июня), визионерка. Происходила из дворянского рода. В 1141/42 г. в возрасте 12 лет была отдана на воспитание в двойной (муж. и жен.) бенедиктинский мон-рь Шёнау. В 1147 г. принесла временные монашеские обеты, а затем и вечные обеты. В 1157 г. была назначена наставницей (magistra) в монастырском новициате, а через некоторое время избрана настоятельницей жен. части мон-ря. Брат Е. из Ш., Экберт (позднее аббат Шёнау), был ее духовным наставником, а впосл. также первым биографом. Известно, что др. ее брат, Руггер, был членом ордена премонстрантов и настоятелем мон-ря Пёльде в Саксонии. Вероятно, уже пребывая в мон-ре, Е. из Ш. тяжело заболела, но, несмотря на слабое здоровье, продолжала вести аскетический образ жизни. С 1152 г., имея многократные видения, впадала в экстатическое состояние, иногда длившееся неск. недель и часто сопровождавшееся сильными болями, удушьем и потерей сознания. Е. из Ш. говорила, что в это время она общалась с Господом, Божией Матерью и святыми. По настоянию брата Экберта Е. из Ш. стала записывать свои видения. В 3 книгах «Liber visionum» (Книга видений; 1152-1160; нек-рые исследователи признают Е. из Ш. автором только первой книги) в хронологическом порядке церковного календаря описаны явления святых и видения духовного мира, а также разъяснены символические откровения. Это произведение получило широкое распространение в средние века, о чем свидетельствует большое число его копий, сохранившихся до наст. времени. В соч. «Liber viarum Dei» (Книга путей Божиих; 1156-1163), подражающем «Sci vias lucis» (или «Scivias» - Познай пути света) Хильдегарды Бингенской , говорится о необходимости покаяния и проблеме нравственности в католич. Церкви. Е. из Ш. также принадлежат сочинения «Liber revelationum de sacro exercitu virginum Coloniensium» (Книга откровений о святом лике кёльнских дев; 1156-1157) - трактат о мученичестве Урсулы и ее сподвижниц, породивший множество недостоверных легенд, и «Visiones de resurrectione beatae Mariae Virginis» (Видения о воскресении блаженной Девы Марии; после 1159).

http://pravenc.ru/text/189797.html

поиск:   разделы   рассылка Джакомо Галеацци Разногласия между Папой и Патриархом по вопросу о роли женщин Источник:  Vatican Insider Папа Франциск во время проповеди перед верующими, собравшимися на площади Святого Петра, напомнил евангельский рассказ о воскресении Христа, чтобы подчеркнуть " первичную, фундаментальную роль женщин в церкви и в момент ее рождения, и в наше время " . Иоанн Павел II говорил о " гении женщин " . Бенедикт XVI не раз давал высокую оценку таким женщинам как Св. Хильдегарда Бингенская, Дороти Дэй, Этти Хиллесум. Кажется, Папа Франциск, который в тюрьме для несовершеннолетних Казаль дель Мармо омыл ноги двум заключенным девушкам, тоже сделал важный шаг, хотя трудно ожидать, что Папа произведет революцию путем введения священничества женщин. Но то, что Папа подчеркнул важную роль женщин в церкви, может привлечь более систематическое внимание к женскому вопросу. Немецкий кардинал теолог Вальтер Каспер, близкий к новому понтифику, недавно поставил вопрос: " Не может ли сегодня церковь организовать нечто подобное тому, что было сделано в III-IV веках, когда диакониссы могли крестить взрослых женщин? Нельзя ли сегодня перед лицом новых запросов современности устроить службу для женщин с собственной ролью, как в прошлом? " Конференция епископов Германии, со своей стороны, взяла на себя обязательство " предоставлять больше возможностей женщинам, уважая их участие в жизни церкви, и увеличить число женщин, занимающих ответственные позиции " . Архиепископ Милана Анджело Скола отметил, что подчеркивание роли женщин в церкви Папой Франциском имеет огромное значение. С переменами мнения о роли женщин в Риме контрастирует мнение Москвы. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл предостерегает об опасности феминизма, обличая " пропаганду " , которая побуждает женщин играть такую роль, которая препятствует выполнению домашнего и семейного долга. " Я думаю, что явление, именуемое феминизмом, очень опасно " , – заявил Кирилл в выступлении перед участницами Союза православных женщин Украины. Текст речи был опубликован на официальном сайте Русской православной церкви. " Феминисткие организации провозглашают псевдосвободу женщин вне брака и семьи, – заявил он. – Мужчина должен работать и зарабатывать, а женщина – заниматься детьми и домом " . " Если эта очень важная роль женщины нарушается, то начинает рушиться и все остальное: семья и косвенно – родина, – добавил Кирилл, который в любом случае благосклонно относится к женщинам, сделавшим карьеру, если она не мешает их роли жены и матери. – Важно правильно расставлять приоритеты " .

http://religare.ru/2_101597.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОТИЧЕСКАЯ НОТАЦИЯ Ранняя готическая нотация. XII в. «Kyrie eleision» Хильдегарды Бингенской (Wiesbaden. Landesbibl. S. N. Fol. 70v) Ранняя готическая нотация. XII в. «Kyrie eleision» Хильдегарды Бингенской (Wiesbaden. Landesbibl. S. N. Fol. 70v) [нем. Gotische Notation; англ. Gothic notation], стиль западноевроп. певч. нотации, выработанный в позднесредневек. скрипториях в XII–XIII вв. и называемый в совр. музыковедческой лит-ре готическим по аналогии с лат. книжным письмом XIII–XVI вв. Так же как и для книжного письма, для Г. н. характерны написание с изломом и подчеркнутое различие между жирными и волосяными линиями. Термин «Г. н.» стал общеупотребительным с 90-х гг. XX в. Ранее Г. н. чаще называли «письмом с подковными гвоздями» (нем. Hufnagelschrift), что было связано с формой характерного знака этой нотации, т. н. вирги (одиночной ноты, более высокой по сравнению со смежными в невменных нотациях; см. Невмы), напоминающей по форме подковный гвоздь (Hufnagel). Г. н. применялась для записи как церковных одноголосных песнопений, так и светской одноголосной музыки и реже — ранних форм многоголосия. Г. н. была особенно распространена с XIII в. на севере и востоке Германии, в Нидерландах и в отдельных литургических центрах Скандинавии, а также в восточно-европ. землях, находившихся в сфере нем. влияния (Чехия, Моравия, Польша, Венгрия, Прибалтика), поэтому Г. н. называют также нем. хоральной нотацией. Немецкая готическая нотация. Градуал. XV в. (Budapest. Orzdgos szecheny I konyvtat. Clmae 259. Fol. 1v) Немецкая готическая нотация. Градуал. XV в. (Budapest. Orzdgos szecheny I konyvtat. Clmae 259. Fol. 1v) Г. н. представляет собой региональный вариант хоральной линейной нотации, связанный с особым способом написания невм, перенесенных на нотный стан (т. н. готические, или нем., невмы) и постепенно графически преобразованных под влиянием манеры и инструментария письма. Рукописи данного типа писались под диагональным наклоном пером с косым срезом, вслед. чего нотные головки приобретали вид ромба, отличаясь тем самым от т. н. квадратной нотации , сформировавшейся в XII в. и распространившейся преимущественно во Франции, в Англии и в странах Юж. Европы. Ромбовидная форма нотных знаков — результат эволюции невмы «пунктум» (лат. punctum) — одиночного знака, передающего тон, более низкий в сравнении с предыдущим или последующими тонами мелодии.

http://pravenc.ru/text/544137.html

Софиология — достаточно широкое понятие, включающее в себя любое учение, для которого София выступает в качестве особой реальности, отличной от Бога и мира, а также от того, что в христианской традиции выступает в качестве посредников между ними — Христа, Церкви, Богородицы. Идея Софии в этом смысле впервые появилась в гностицизме — синкретическом учении, возникшем практически одновременно с христианством и во многом питавшемся его мотивами. Образ Софии встречается практически у всех крупных гностических писателей I–III bekob: Валентина, Вардесана, в «Деяниях Фомы», в трактате «О начале мира» (из гностической библиотеки, найденной в Наг-Хаммади). Для гностиков София — это особый персонаж, который находится в драматическом взаимодействии со Христом и Святым Духом, более высокими, чем она, Божественными ипостасями. С одной стороны, София — один из аспектов Божественного бытия, низший чин Божественной иерархии, который отпадает от Бога и создает тварный мир. С другой — душа тварного мира, разделенная в человеческих телах и тоскующая по вышним сферам. Чаще всего в гностической мифологии Христос отправляется на выручку Софии и (или) посылает ей на помощь Святой Дух. Гностическая мифология продолжала существовать параллельно с христианской традицией, например в форме манихейства или ереси катаров, которые даже создали свою государственность в Окситании, на юге Франции, уничтоженную в ΧΙΙΙ веке крестоносцами. Однако новое дыхание «софиология» (закавычиваем, потому что пока речь не идет о самостоятельной концепции) получила благодаря (это моя гипотеза) рыцарскому культу Прекрасной Дамы, который зародился в той самой Окситании, где процвела ересь катаров. Например, София была излюбленным образом немецкой монахини-поэтессы Хильдегарды Бингенской († 1179): «О сила Мудрости, которая окружает окружающее, заключающая всё на единый путь Жизни, имеющая три крыла, одно парит в Вышних, второе труждается на земле, а третье — парит повсюду. Хвала тебе подобает, о Мудрость!» Ключевым образ Премудрости становится и для другого немецкого мистика — Генриха Сузо († 1366). Он посвятил ей свою «Книгу вечной Премудрости», в которой Служитель Истины беседует с Христом, предстающим в образе Софии. И хотя в книге нет и намека на обособленность Премудрости, сама литературизация «персонажа», видимо, способствовала тому, что у более поздних писателей София стала играть самостоятельную роль.

http://azbyka.ru/chto-takoe-sofiologiya

Ссылка таких людей на неопосредованность Бога в религиозном переживании является протестом против косности позднейших времен и такой подход воспринимается в качестве солидарного с позицией первого поколения христиан, когда, согласно преданиям, Абсолют не был сокрытым» . Такой поиск характеризуется большой открытостью по отношению к разнообразным религиозным течениям. В первую очередь, речь идет о традициях, берущих начало в лоне мировых религий и концентрирующих свое внимание на мистике и внутренней жизни, таких, например, как дзен-буддизм, суфизм, а также о христианской мистике в духе Хильдегарды Бингенской и Иоанна Креста. Пророческо-апокалипсические или политико-социальные формы благочестия имеют в пределах этого поиска относительно небольшую конъюнктуру. Следует отметить, что сложившаяся к настоящему времени ситуация не является какой-то давней в хронологическом отношении. Так, в 70-е годы авангард религиозной практики Запада самоопределялся преимущественно по социальным и политическим критериям, то есть религия в сознании людей должна была быть общественно релевантной. Только в 90-е годы религиозные потребности людей сфокусировались на персональном переживании, где важную роль играют индивидуально эстетические и терапевтические интересы. «Хорошо и правильно то, что приносит мне пользу» – таков обобщенный девиз новой перспективы в восприятии религии. В практической религиозности гораздо более важным, чем социальная соотнесенность, видится воздействие на психическое состояние индивидуума. Ориентированная таким образом «внутренняя» духовность воспринимает религиозные институции с их ритуалами, символами и текстами лишь в той мере, насколько они способны вызывать определенные действия в религиозном субъекте. Речь, к примеру, может идти о чувствах, настроениях, восторгах, озабоченности, умилении, трансе и т.д. Наряду с описанной тенденцией индивидуального переживания, религиозность постмодерна демонстрирует перманентно возрастающую тенденцию к функционализации и прагматизации религии.

http://bogoslov.ru/article/3455308

Идея нотировать высоты на горизонтальных линейках возникла в средневек. церковно-муз. дидактике. Первые реализации этой идеи отмечаются в трактатах кон. IX в. «Musica enchiriadis» и «Scolica enchiriadis» (авторов обоих трудов чаще всего условно именуют одним именем - Псевдо-Хукбальд, в последние десятилетия как возможный автор обоих рассматривается Хогер, аббат мон-ря Верден). В качестве ключей (расположенных слева от линеек) в нотных примерах трактатов выступают особые знаки т. н. дасии (daseia), а на самих линейках или между ними располагаются слоги распеваемого текста. Дасийная нотация, совмещающая в себе разные графические принципы, причисляется к типу смешанной Н. К тому же типу относятся ноты в анонимных рукописях XI в. с 2 (и более) линейками без к.-л. ключей, между линейками строго диастематически выписаны обычные невмы. Невменно-линейную систему Н. впервые описал Гвидо Аретинский («Правила в стихах», прозаический «Пролог к Антифонарию»). Он же предложил использовать в качестве ключей звукоступени F и С (в оригинальной терминологии Гвидо «родственные», или «подобные», ступени; подразумевается родство модальных функций). Полностью принципы линейной Н., в которой стало возможным однозначно указывать межзвуковые интервалы, сложились в системах квадратной нотации (с XII в.) и готической нотации (нем. Hufnagelschrift, XII-XVI вв.). Названные системы предназначались преимущественно для записи традиц. церковной монодии, но также и для новосочиненных монодических распевов Хильдегарды Бингенской , музыки менестрелей (напр., трувера Готье де Куэнси, известного автора паралитургических песен во славу Богородицы), испано-португ. кантиг, итал. лауд и др. паралитургических жанров. В результате интенсивного развития полифонии в парижской школе Нотр-Дам была выработана модальная нотация (2-я пол. XII-XIII в., на основе графики квадратной Н.), в к-рой впервые в истории музыки наряду с высотой звука последовательно фиксировался ритм и метр («перфектный», трактовался с позиций христ.

http://pravenc.ru/text/2577971.html

Когда приходит христианство, оно вносит новое дыхание. Евагрий Понтийский писал, что меланхолия присуща человеку как таковому. Хильдегарда Бингенская размышляла, что, когда Адам вкусил яблоко, он как будто заразился, и через сок в его кровь проникла эта странная вещь, которая потом стала причиной смертельной тоски, печали и страха. Однако для христианских авторов принципиально, что Бог сотворил человека свободным. Образ и подобие Божие — это человеческий разум, который дает нам возможность и силу контролировать то, что с нами происходит, в том числе и меланхолию. Ирония судьбы в том, что античные авторы думали, что acedia латинского происхождения, и связывали с кислотой acidum , то есть с кислотностью желудка у людей. Поэтому меланхолики такие странные и кислые: возможно, у них не все в порядке с желудком. Извечная спутница переломных эпох Меланхолия служит маркером цивилизации и получает широкое распространение во времена потрясений. В XII веке началось развитие городов в Европе, сродни урбанизации XX века. Люди, которые еще вчера жили в деревне, свободной жизнью на природе, вдруг оказались в городе совершенно потерянными. Произошел перелом в их психологии и, более того, в истории богословия. В XIII веке в Париже открылся богословский факультет, и теология стала университетской дисциплиной. Правда, ее пришлось формировать заново, ведь до сих пор она была синонимом мифологии, как у Аристотеля и Платона. Извечные размышления о проблемах бытия В университете уже были философы, с которыми Бонавентура, отец теологии, вступал в споры. Он называл их меланхоликами, то есть занудами, потому что они были заняты разговорами о первопричинах и не интересовались, что происходит здесь и сейчас. Типичное расположение ума меланхолика — размышлять о мировой скорби. Бонавентура говорил своим оппонентам, что Бог уже вошел в мир. Если не обращать на Него внимание здесь и сейчас, то Его можно больше не увидеть никогда. Поэтому теология в полемике с философией борется с меланхолией. Cras… cras… завтра… завтра

http://blog.predanie.ru/article/toska-pe...

Во время пребывания во Франции и в Лотарингии папа посетил неск. цистерцианских аббатств, в т. ч. Сито, Клерво, Фонтене и Понтиньи. Провел 2 Собора: в Трире (нояб. 1147), где были рассмотрены и одобрены «Видения» Хильдегарды Бингенской , и в Реймсе (21 марта 1148), где обсуждалась доктрина Гильберта Порретанского , к-рая, несмотря на критику Бернарда Клервоского, не была официально осуждена. Собор в Реймсе принял также ок. 20 канонов, касавшихся вопросов церковной дисциплины. Летом 1148 г. Е. вернулся в Италию. В июле при участии итал. духовенства состоялся Собор в Кремоне, на к-ром были подтверждены постановления, принятые в Реймсе. Из-за враждебности римлян Е. был вынужден оставаться в Витербо (с 30 нояб. 1148). Заключив союз с сицилийским кор. Роджером II, папа смог вернуться в Рим только 28 нояб. 1149 г. Однако уже в июле 1150 г. он вновь покинул Латеранский дворец. В борьбе с римлянами Е. рассчитывал на помощь герм. имп. Конрада III, но тот умер в 1152 г. Менее чем через 2 года римляне пошли на уступки, папа вернулся в Рим и оставался там в последние месяцы понтификата (с дек. 1152 по июль 1153), хотя полного контроля над городом ему установить не удалось. 23 марта 1153 г. в Констанце папа подписал договор с имп. Фридрихом I Барбароссой , к-рый принял на себя обязательство защищать «честь папы и регалии св. Петра» (honorem papatus et regalia Beati Petri). Е. скончался в папской летней резиденции в Тиволи, был погребен в Риме в оратории Девы Марии при базилике св. Петра. По сообщению папского биографа кард. Бозона, на улицах Рима во время погребальной процессии было большое скопление народа. Кардинал-епископ Остии Гуго Шалонский особым посланием известил о смерти папы генеральный капитул цистерцианского ордена, назвав почившего «красой Церкви, отцом справедливости, любителем благочестия» ( Bernard. Clar. Ep. 488//PL. 182. Col. 695). Будучи папой Римским, Е. оставался верен цистерцианским аскетическим принципам; так, согласно традиции, он постоянно носил под папским облачением грубую монашескую рясу. Бернард Клервоский неоднократно призывал своего ученика провести реформу Римской курии, бороться с чрезмерным богатством и финансовыми злоупотреблениями ее членов. Однако папе не удалось реализовать эти проекты, он не смог даже покончить с практикой «незаконных даров», приносимых просителями. По указанию Е. реконструировали Ватиканский дворец и реставрировали базилику Санта-Мария Маджоре в Риме, перевели на латынь творения прп. Иоанна Дамаскина и свт. Иоанна Златоуста .

http://pravenc.ru/text/187007.html

Библиография работ о персоне: Аверинцев С.С. Хильдегарта Бингенская//Памятники средневековой латинской литературы X–XII веков. – М.: Наука, 1972. Андерхилл Э. Мистицизм: Опыт исследования природы и законов развития духовного сознания человека/Пер. с англ. – Б.М.: София, 2000. Бауер В., Дюмоц И., Головин С. Энциклопедия символов/Пер. с нем. – М.: Крон–пресс, 1995. С.411–414. Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры. – СПб.: МИФРИЛ, 1995.   Вертеловский А. Западная средневековая мистика и отношение ее к католичеству: Историческое исследование. – Харьков, 1888. – Вып. 1. С.248–252. Гуревич Р.В. Откровение как жанр в средневековой немецкой литературе//Человек. – М., 2000. – 5. Карсавин Л.П. Культура средних веков. – М.: Книжная находка, 2003.   Карсавин Л.П. Основы средневековой религиозности в XII – XIII веках. – СПб.: Алетейя, 1997. С.71, 173. Краткая философская энциклопедия. – М.: Прогресс, 1994. Мистика в средние века на Западе//Энциклопедия мистицизма. – СПб.: Литера, 1994.  Омэнн Дж. Христианская духовность в католической традиции/Пер. с англ. – Рим; Люблин: Издательство Святого Креста, 1994. С.140–141.  Сурта Е. Средневековая женская мистика: Хильдегарда фон Бинген//Иной взгляд. – Минск, 2003. – 3. Хильдегарда Бингенская//  Христианство: Энциклопедический словарь/Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995.  – Т. III.   Шишков А.М. Средневековая интеллектуальная культура. Учебное пособие. – М.: Издатель Савин С.А., 2003. С.179–187. Шульман О.И. Хилльдегарда из Бингена и ее тракта " Physica "http://Человек. – М., 2004. – 2. Библиография работ автора: Гимны. Секвенции/Пер.  с лат.: С.С.Аверинцев//Памятники средневековой латинской литературы X–XII веков. – М.: Наука, 1972.   " Physica " . О свойствах Божьих творений различной природы/  Пер. с лат.:  О.И.Шульман//Человек. – М., 2004. – 2. Другие публикации на портале: © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры.

http://bogoslov.ru/person/3177309

  001     002    003    004