Разделы портала «Азбука веры» ( 8  голосов:  4.4 из  5) Глава 1. Истоки 1.1. Рейнская Сивилла У каждого человека свой совестный мир, свой компас в пути, вручаемый ему в глубоком детстве. Он — первоисток подвигов или заблуждений. Элла (в будущем Великая княгиня Елисавета Феодоровна) с младенческих лет хорошо знала, что такое жизнь по совести. Такое понимание она унаследовала от предков, которые научили ее рассматривать жизнь как долг. Отсюда — несвойственная возрасту серьезность восприятия мира в его целостности и многообразии. При раздумье о выработке совестных критериев повседневного поведения в сознании Эллы возникали две необыкновенные фигуры, которые тревожили ее воображение, — Хильдегард из Бингена, расположенного по Рейну, недалеко от Дармштадта, и св. Елизавета Тюрингенская. Известность Хильдегард сегодня, видимо, значительно шире, чем в дни возрастания Дармштадтской принцессы. Но и тогда необычность этого явления в средневековой монастырской жизни рассматривали как великое чудо промысла Божия. Исследовательница творчества Хильдегард Михаэла Дирс считает, что интерес современных людей в этом направлении совпадает с бумом на книжном рынке к литературе на духовную тему. После ряда лет экономического чуда и веры в безграничный прогресс пришли годы разочарования, ощущение того, что рост имеет свои ограничения и пределы. Вместо фетиша ценностей технического прогресса люди начали медленно поворачиваться в сторону мира глубокой духовной сосредоточенности. Откровенные неприятели ценностей жесткого материалистического мышления проявили интерес к закрытому миру Средневековья, к миру знаменитой монахини XII в., которая, по словам М. Дирс, «так любила меру во всем» . Автор отмечает в начале своей работы не сами по себе духовные подвиги и необыкновенные дарования средневековой аббатисы, но наличие редкого чувства меры, гармонии в ней, которое так изумляло и утешало людей. Уже здесь, в этой черте, мы видим редкое совпадение основной поведенческой доминанты, которая в изобилии представлена и в жизни Великой княгини Елисаветы Феодоровны, красноречиво указывая на духовную неисчерпаемость личности, ее житии как подлинном свидетельстве о Христе. Повседневное бытие многих современников Елисаветы Феодоровны, похожее на плохой спектакль, при появлении кроткой Великой княгини немедленно освещалось ее благодатным присутствием.

http://azbyka.ru/fiction/kogda-zhizn-ist...

Купол украшен мозаикой с изображением Иисуса Христа, восседающего на престоле. Напротив алтаря капеллы в галерее был установлен королевский трон. Современники относили к числу важных деяний К. В. сооружение деревянного моста через Рейн ( Einhardi Vita Karoli Magni. 17//MGH. Script. Rer. Germ. T. 25. P. 20). Последние годы жизни императора были относительно спокойными. Изнурительные войны закончились. В стране сохранялась политическая стабильность, империя франков пользовалась высоким международным авторитетом. Почти все время К. В. проводил в Ахене: охотился, принимал иностранные посольства, председательствовал на собраниях знати, курировал работу по исправлению богослужебных книг. Он уделял много внимания вопросам наследования трона. Имея большое количество детей (у К. В. было 5 жен и по крайней мере 4 офиц. наложницы), он довольно рано определил, что законными наследниками будут считаться только сыновья от Хильдегарды. В 781 г. Пипин и Людовик стали королями Испании и Италии, а Карл Юный воспитывался при дворе, К. В. заставлял его приобретать политический и военный опыт, чтобы в перспективе уступить ему трон. Среди франк. элиты это решение не было однозначно одобрено всеми. Свидетельством тому может служить т. н. заговор Пипина Горбатого в 792 г. Вокруг старшего сына К. В., рожденного от Гимильтруды, к-рую Эйнгард ошибочно называл наложницей, сплотились недовольные политикой франк. короля. Заговор был раскрыт, а все участники сурово наказаны. В 806 г. был составлен один из наиболее значительных правовых документов эпохи - «О разделении королевств» (Divisio regnorum). В соответствии с герм. обычаями Франкская империя была разделена между Карлом Юным, Пипином и Людовиком - 3 законными сыновьями К. В. от Хильдегарды. Коронованный в 781 г. как король Аквитании Людовик получил Аквитанию и Гасконь, часть Бургундии, Прованс, Септиманию и земли на Луаре, кроме области Тура. Пипину, лангобардскому королю с 781 г., досталась Сев. Италия, а также часть Баварии и Алеманнии. Карлу Юному, королю франков с 800 г., передавались наиболее важные территории империи (Австразия, Нейстрия, а также Тюрингия, Саксония, Фризия, части Бургундии, Баварии и Алеманнии).

http://pravenc.ru/text/1681075.html

Этим рассказом открывается книга под несколько диковинным названием «Scivias» («Путеведение»). Хильдегарде было вовсе не так просто исполнить полученный приказ, она была женщиной и поэтому никогда не училась латыни систематически. Конечно, она затвердила наизусть латинский текст псалмов и других богослужебных текстов, как это само собой разумелось для всякой монахини, но смысл этих текстов она проясняла для себя скорее догадками и озарениями, нежели каким-либо иным способом. Когда она взялась за перо, ей пришлось не раз обращаться к знакомым клирикам за консультацией относительно склонений и спряжений слов. Латынь сочинений Хильдегарды – это удивительный языковый феномен, граничащий с глоссолалией: полузнакомый язык лежит перед писательницей, как неторные лесные заросли, сквозь которые ее ведет уверенность лунатика, причем каждое слово обладает такой весомостью и многозначительностью, которых оно уже не имело для более привычного глаза. Но и такая поистине визионерская латынь казалась Хильдегарде все еще слишком обычной и стертой для передачи ее экстазов – и вот она углубляется в конструирование некоего несуществующего сверхъязыка, на много столетий предвосхищая словотворческие эксперименты новейшей эпохи. Ею был составлен лексикон из 920 заново изобретенных вокабул с переводом на латинский и немецкий языки под заглавием «Язык незнаемый» – и в придачу она выдумывала новые начертания для букв! Более деловой и все же достаточно необычайный характер имели ее естественнонаучные и медицинские штудии: в ее трактатах «Физика» и «Причины и врачевания» странно соединяются ясновидческая женская интуиция по части тайн живой природы, практические познания в области народных навыков и мистическое влечение к сокровенному смыслу каждого цветка и червя. Она очень точно и толково описывает 230 видов растений, но каждый из них имеет для нее свое соответствие во внутреннем мире человека. Почтенная аббатиса во время своих путешествий сама занималась врачеваниями как душ, так и немощных тел, и притом не только молитвами, но и конкретными советами. Как это обычно бывает с такого рода святыми исцелительницами, сама она страдала тяжелой болезнью и не была избавлена от нее никаким чудом. Современники обращались к ней за советами отнюдь не только медицинского характера; государи и князья церкви засыпали ее письмами, излагая ей свои затруднения и терзания совести, приглашая ее рассудить спор, жалуясь на противников. Она отвечала кратким и простым напоминанием о нравственном долге, как она его понимала.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

В 781 г. эта область была выделена в вассальное королевство, ее правителем назначен Людовик, 3-летний сын К. В. от Хильдегарды (впосл. имп. Людовик Благочестивый ). Через неск. лет на юге возникло Тулузское графство, во главе к-рого К. В. поставил своего кузена Вильгельма. В 90-х гг. VIII в. франки периодически совершали набеги на Сев. Испанию, а также более или менее успешно противостояли арабам. В 798/9 г. франки захватили Балеарские о-ва, в 801 г. покорили Барселону, а несколько лет спустя подчинили Таррагону и Памплону. На территории Каталонии была создана Испанская марка с центром в Барселоне. Франки неоднократно вторгались в Бретань, населенную кельт. племенами бриттов, облагали данью местное население и принуждали племенных вождей приносить присягу на верность К. В. В кон. 70-х гг. VIII в. здесь возникла Бретонская марка с городами Рен, Ван и Нант. Однако при К. В. франки так и не покорили эти земли. Между 791 и 803 гг. К. В. вел войну с Аварским каганатом. Состоя в союзе с баварским герц. Тассилоном III, в 788 г. авары вторглись в королевство франков, не зная о свержении правителя. Три года спустя армия К. В. выдвинулась к Венскому Лесу, где располагались основные укрепления аваров, обратила врага в бегство и преследовала почти до Дуная. Однако поход пришлось прекратить из-за массового падежа лошадей, франк. войско вернулось в Регенсбург. В последующие годы были организованы еще неск. крупных экспедиций. Важнейшим событием войны стал захват в 795/6 г. Ринга, резиденции кагана, защищенной неск. кольцами укреплений. Огромный лагерь аваров, расположенный у слияния рек Дунай и Тиса, был уничтожен, окрестные территории опустошены. Франки захватили добычу, поражавшую воображение современников (напр.: Einhardi Vita Karoli Magni. 13//MGH. Script. Rer. Germ. T. 25. P. 16). Во 2-й пол. IX в. на пустующих землях Паннонии поселились кочевники-венгры. Часть территории каганата, между р. Энс и Венским Лесом, отошла франкам, и со временем там была создана Восточная марка. На рубеже VIII и IX вв.

http://pravenc.ru/text/1681075.html

Во 2-й пол. VIII в. стала интенсивно формироваться система церковных приходов. К. В. оказывал существенную материальную поддержку церковным институтам: жаловал земли и привилегии церквам и монастырям, брал их под королевское покровительство, а также поддерживал начинания христ. миссионеров, организовывал еп-ства, основывал мон-ри, наказывал сопротивлявшихся христианизации язычников и т. д. Существенным элементом политической стабильности были и союзнические отношения с Папским престолом. В обмен на военную и политическую поддержку в борьбе с лангобардами и в отношениях с Византией папа Стефан II (III) короновал в 754 г. Пипина Короткого, фактически легитимировав захват им власти. При К. В. политические и дипломатические контакты с Римом стали регулярными и оставались выгодными для обеих сторон. В 781 г. папа Адриан I помазал на царство сыновей К. В. от Хильдегарды: Карломан был провозглашен королем Италии, а Пипин - Аквитании. Неск. лет спустя папа послал К. В. акты Вселенского VII Собора (787), направленного против иконоборчества. В составленных после изучения соборных актов «Libri Carolini» (также Opus Caroli regis contra synodum; между 789 и 791) излагались взгляды франк. богословов на проблемы иконопочитания. Усиление королевской власти, совершенствование адм. структур и активная внешняя политика, с одной стороны, и повышенное внимание к религ. вопросам и участие в деятельности Церкви - с другой, создали необходимые предпосылки для оформления идеологической доктрины, которая отражала бы новые социально-политические обстоятельства и новое место короля франков в европейской политической жизни. Эта доктрина с ярко выраженным монархическим характером была сформулирована в посл. четв. VIII в. в придворных кругах, близких к Алкуину . В основе концепции лежало учение блж. Августина о христ. граде земном как об отражении грядущего Града Небесного. Центральное место в организации земной жизни всего христ. народа (populus christianus) отводилось королю. Важнейшей обязанностью правителя, сумевшего распространить свою власть на мн. народы и гос-ва, являлось распространение среди подданных христ. веры: только так человечество могло обрести путь к спасению, что и являлось высшим смыслом его земного бытия. В качестве образца для подражания К. В. предлагались ветхозаветные цари - Давид и Соломон , а также христ. рим. императоры, прежде всего св. Константин I Великий . Эти идеи получили широкое распространение посредством проповедей, капитуляриев, писем, королевских зерцал и офиц. хронистики, за составление и распространение к-рых отвечали королевские архикапелланы. Военная экспансия К. В. интерпретировалась придворными идеологами как победа христианства над языческими верованиями. Завоевание новых территорий предполагало прежде всего христианизацию местного населения и создание церковной иерархии. К. В. представал перед подданными главным защитником христ. Церкви и всего христ. народа от внутренних и внешних врагов, будь то язычники или еретики.

http://pravenc.ru/text/1681075.html

Тэдмор 1965: Бергер 1973: Белью 1989: Nabon. No. 18 Nbd Zyl. II, 7 Nabon. No. 8 Nbd Stl. Frgm. XI Nabon. No. 24 (отсутствует) (Стела Адда-гуппи) Ниже изложены подробности о каждой из этих клинописных табличек: (1) Nabon. No. 18 – надпись на цилиндре, сделанная в неуказанный год Набонида. Исполняя желание Сина, бога луны, Набонид посвятил свою дочь (имя которой Эннигалди-Нанна) этому богу в качестве жрицы в храме Сина, в Уре. Здесь [упомянут] важный факт, что лунное затмение, датированное в тексте 13-м днём месяца элул, наблюдаемое в утреннюю стражу, предшествует этому посвящению. Элул, 6-й месяц в нововавилонском календаре, соответствует части августа и сентября (или, иногда, части сентября и октября) по нашему календарю. Надпись открыто заявляет, что луна «зашла во время затмения», то есть затмение началось до, и закончилось после восхода солнца. Поэтому, в Вавилоне не было видно окончание затмения. Насколько это всё важно? Движения астрономических тел настолько точны, что когда сообщаются существенные подробности о затмении луны, например, что затмение произошло в рамках определённого ограниченного временного периода в прошлом, тогда мы можем очень точно определить дату конкретного затмения в конкретной области Земли. А поскольку эти детали отвечают требованию, то, когда же именно в течение царствования Набонида произошло затмение, описанное в этой древней клинописи? В 1949 г. Хильдегард Леви (Hildegard Lewy) анализировал это затмение, и установил, что только однажды в течение царствования Набонида такое затмение произошло в это время года, то есть 26 сентября 554 г. до н.э. (по Юлианскому календарю). Затмение началось приблизительно в 3 часа ночи и продолжалось около 3 часов. Если Набонид, царствовал в течение 17 лет и его первый год приходится на 555/54 г. до н.э. (что общепринято), то затмение и посвящение дочери Набонида произошли во 2 году его царствования (554/53 г. до н.э.). Замечательное подтверждение этой датировки вышло в свет 20 годами позже, когда В. Г. Ламберт (W. G. Lambert) опубликовал свой перевод четырёх фрагментов одной надписи времён царствования Набонида, которую он назвал Хроникой Царя – Royal Chronicle. Надпись устанавливает, что посвящение дочери Набонида произошло незадолго до начала его 3 года, а значит во 2 году – точно так, как и заключил Леви. Таким образом, затмение луны, произошедшее 13-го элула, точно устанавливает 2 год Набонида на 554/53 г. до н.э., а первый год – на 555/54 г. до н.э., и поэтому предоставляет очень сильное подтверждение числам для царствования Набонида, указанным Беросом и в Царском каноне.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/peresmot...

Все под небом сотворено для человека, человек же – для себя самого. Человек выделяется из всех божественных созданий, он уподоблен богу 103 . «Люди, – отмечает Севилец, – являются вместилищем разума, мудрости, красноречия, они более сильны в том, что приобретается учением, чем природными свойствами. Они стоят прямо с вознесенным кверху лицом, в этом они все схожи, но между тем каждый из них имеет индивидуальный облик; они обладают бессмертной душой, однако чувства их несовершенны, тело их тленно, рассудок легковесен; они различаются нравами, неравны в заблуждениях, ленивы к наукам, охочи до телесных наслаждений, безразличны к труду. Их влечет богатство, терзают заботы, каждый человек смертен. В своем потомстве они не уверены, жалуются на жизнь, которая быстротечна. Они с трудом приобретают мудрость, но легко устремляются к смерти, перед прошлым – наги, перед настоящим – жалки, перед будущим – несведущи; пребывают в несправедливости, в грехе рождаются, в трудах живут, в печали умирают» 104 . Данная Исидором человеку характеристика двойственна, человек могуществен и слаб, он хозяин мира, но не хозяин своей жизни и помыслов. Эта двойственность определяется природой человека – одновременно материальной и духовной, смертной и бессмертной. Человек телесно есть животное, но дух и разум возвышают его над всем живым 105 . Исидор утверждает, что один и тот же план заложен в существовании мира и жизни человека 106 . Именно из этого представления вырастает сопоставление возрастов мира и человека в Исидоровой концепции всемирной истории. Идея параллелизма живого космоса и человека, увлекавшая Севильца, пришлась по душе и средневековым мыслителям, найдя отражение в воззрениях Шартрской школы (XII в.), прежде всего у Бернара Сильвестра в трактате «О всеобщности мира или О мегакосме и микрокосме», а также в классической схоластике. О том, что важным передаточным звеном между античностью и средневековьем в этой области был Исидор Севильский , свидетельствует хотя бы тот факт, что Роберт Гроссетест уже в XIII в. изложил эту концепцию, дословно повторив пассаж из Исидоровых «Различий» 107 . Этот параллелизм проник и в массовое сознание, встречаясь в видениях средневековых визионеров, например у Хильдегарды из Бингена 108 . Эта же идея в определенной мере вдохновляла новую антропологию Пико делла Мирандолы в эпоху Ренессанса 109 .

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

В первые годы правления К. В. большое влияние на внутреннюю и внешнюю политику оказывала его мать, Бертрада. Поддерживая стремление сына к распространению влияния франков на сопредельные территории - Сев. Италию и зарейнскую Германию, она делала ставку на укрепление династических связей. По ее настоянию в 770 г. К. В. женился на Дезидерате, дочери короля лангобардов Дезидерия (756-774). Дезидерий приходился тестем баварскому герц. Тассилону III (748-788), а тот в свою очередь был дядей К. В. и Карломана. Т. о., брак К. В. способствовал созданию династического альянса, представлявшего угрозу влиянию Римского папы в этом регионе. После скоропостижной смерти Карломана (дек. 771) К. В. унаследовал земли брата (дети Карломана были лишены прав на эту часть королевства). Вдова Карломана, Герберга, вместе с сыном Пипином нашла убежище при дворе кор. Дезидерия, к-рый, опасаясь политического усиления К. В., потребовал от папы Римского Адриана I (772-795) совершить коронацию Пипина. После отказа понтифика сделать это лангобардское войско стало разорять папские владения. К. В. добился аннулирования брака с дочерью Дезидерия, женился на Хильдегарде, внучке герцога алеманнов Готфрида, а затем по просьбе папы Римского возглавил поход франков против кор. Дезидерия. К. В. продолжил активную завоевательную политику своих предшественников. Как правило, одновременно велось неск. войн, кроме того, на приграничных территориях Франкской державы (в Баварии, в Бретани, во Фризии, в Сев. Испании, на слав. землях, на границах с племенами данов и с Византией) постоянно происходили мелкие столкновения. Войны носили сезонный характер: активные боевые действия велись в основном с конца весны по начало осени, затем войско возвращалось домой зимовать. На покоренных территориях оставались лишь небольшие гарнизоны, не всегда способные обеспечить контроль над регионом. Поддержки местной аристократии К. В. добивался как репрессиями, так и дарованием земель представителям местной знати, приносившим клятву верности, а также захватом заложников. В результате завоевательных войн К. В. объединил под своей властью почти всю Зап. и Центр. Европу (по площади новое Франкское гос-во лишь немногим уступало Зап. Римской империи). На границах державы создавались пограничные области - марки (Фриульская, Бретонская, Испанская, Датская, Паннонская) и оборонительные рубежи (Саксонский, Сорбский). Управление покоренными территориями поручалось графам, назначаемым королем. На новых землях основывались еп-ства, к-рые включались в уже существующие церковные структуры.

http://pravenc.ru/text/1681075.html

Предвосхищая Паламу, св. Максим говорит об этих логосах как об «энергиях» 13 , и в то же самое время уподобляет их птицам на ветвях дерева: «Слово (Логос) Божие подобно горчичному зерну: пока оно не посажено, оно кажется крохотным; но если его посадить в добрую землю, оно вырастает таким большим, что важнейшие первоначала (Логосы) как чувственно воспринимаемого, так и умопостигаемого творения прилетают подобно птицам и обитают в нем. Ибо Логос обнимает первоначала или внутренние сущности (логосы) всех вещей, но Сам не может быть объят никакою вещью» 14 . Итак, согласно толкованию св. Максима, вселенское дерево – это Христос Творящее Слово (Логос), а птицы на ветвях – это логосы – смыслы вас, меня, всякой сотворенной вещи. Логос объемлет все логосы, но Сам не объемлется и не ограничивается ими. Так св. Максим стремится – как и Палама в своем различении сущностей и энергий – предохранить от искажения дуальную истину о трансцендентности Бога и Его имманентности. Говорим ли мы, как Максим, о живущих в вещах логосах, или предпочитаем «энергии» – слово Паламы – впрочем, ничто не мешает нам использовать оба эти термина – принципиальный смысл и интенция остаются для нас неизменными. Вся природа – богоявление. Всякий сотворенный человек или вещь – место встречи с тем «Запредельным, что лежит в самой глубине нас», говоря словами Дитриха Бонхеффера. Мы должны видеть Бога во всем и все в Боге. Где бы мы ни были, что бы мы ни делали, мы можем восходить через творение к Творцу. Выслушав двух наших восточных свидетелей. Максима и Паламу, обратимся теперь к западной пророчице, св. Хильдегарде из Бингена (1098–1179), которая не менее определенно высказывается о пронизанном Божественными энергиями характере вселенной. В «Книге Божественных Творений» она утверждает: «Все живые существа есть, так сказать, искры от сияния Божия великолепия, и эти искры исходят от Бога, подобно лучам от солнца» 15 . В другом месте того же трактата упоминает она замечательные слова, обращенные к ней Духом Святым:

http://azbyka.ru/otechnik/Kallist_Uer/ch...

Однако мост сгорел при пожаре за год до того, как умер Карл. Его не успели восстановить из-за скорой смерти Карла, который задумал выстроить вместо деревянного моста каменный. Он начал возводить и замечательной работы дворцы: один недалеко от города Могонтиака, возле поместья Ингиленгейм 82 , Другой в Новиомаге 83 , на реке Ваал, что течет вдоль южной части полуострова. Но особенно важно то, что если он узнавал о рухнувших от старости храмах, в каком бы месте его королевства они ни находились, он приказывал епископам и пастырям, в чьем ведении они были, их восстанавливать, а сам следил через посланников, чтобы повеления его выполнялись. Во время войны против норманнов он снарядил флот, построив для этого корабли на реках Галлии и Германии, которые впадают в Северное море. И поскольку норманны постоянными набегами опустошали побережье Галлии и Германии, Карл у всех портов и у устьев рек, которые казались доступными для кораблей [неприятеля], разместил дозоры, сторожевые посты и возвел такие укрепления, что враг нигде не смог высадиться на берег. То же он сделал на юге вдоль побережья Нарбоннской провинции и Септимании, а также по всему побережью Италии вплоть до Рима против мавров, незадолго до этого занявшихся пиратством. Благодаря этому при жизни Карла не было тяжелого урона ни у Италии и Галлии от мавров, ни у Германии от норманнов, и лишь Центумелла 84 , город в Этрурии, был разграблен маврами вследствие предательства, а во Фризии несколько соседствующих с германским побережьем островов были опустошены норманнами. 18. Как известно, подобным образом Карл охранял, расширял и, вместе с тем, украшал королевство. Отсюда я приступаю к изложению его талантов и неизменного совершенства его духа в любых как благоприятных, так и неблагоприятных обстоятельствах, и о прочем, касающегося его частной и домашней жизни. После смерти отца, Карл, разделив царство с братом, столь терпеливо сносил его вражду и зависть, что всем казалось чудом, что он смог не поддаться гневу. Затем, побуждаемый матерью, он взял в жены дочь Десидерия (770 г.), короля лангобардов, которую оставил через год по неизвестной причине 85 и вступил в брак с Хильдегардой, очень знатной женщиной из племени швабов, от которой имел трех сыновей, а именно, Карла, Пипина и Людовика и столько же дочерей – Ротру-ду, Берту и Гизеллу 86 .

http://azbyka.ru/otechnik/6/jizn_karla_v...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009