Формирование монастырской вотчины началось еще при жизни прп. Паисия. Внук И. Овина, боярин Иван Дмитриевич Ярцов (в монашестве Иона), завещал мон-рю и игум. Паисию свою вотчину, как сказано в духовной грамоте: «...село свое Успенское даю в дом Пречистой богородице Успению игумену Паисею з братьею… Да дал есми Пречистой Успению пол невода зимнего в озере на усть Челсмы полчетверта еза, да две пожни на Челсме у мосту Круглая да Долгая, да Овинов луг под Кузмидамияном» ( Антонов, Баранов. 1998. Вып. 3. С. 36). Духовная не имеет даты, А. В. Антонов и К. В. Баранов датировали ее 30-50-ми гг. XV в., А. Г. Авдеев - 10-20-ми гг. XV в. В 50-х - 60-х гг. XV в. галичский боярин Денисий Фомич (Фоминич) дал «по своем отце и по своей жене» «святей Богородици к Успенью анхимандриту Паисею з братьею» с. Благовещенское и дер. Дмитриевскую, «да Микифоровскую пустошь, да Федоровскую пустошь, да Морозово», «пожни свои на Ихлеме да на Святице» (Там же. С. 37). Денисий Фомич «велел есми на своей земле анхимандриту Паисею з братьею нарядити собе мельницу на реце на Чолсме под Микулинским. Да и веле есми ему свой лес тута сечи, что ему будет надобно на ту мельницу» (Там же). В 1505/06 г. вел. кн. Владимирский, Московский и всея Руси Василий III Иоаннович пожаловал мон-рю половину соляной варницы в Соли Галицкой (ныне Солигалич), а в 1532/33 г.- жалованную грамоту на рыбные ловли в Галичском оз. и на реках Ихлеме, Святице и Сухом Песке. В 1578 г. в Ровдине стане Галичского у. обители принадлежали 3 сельца, 35 деревень, 8 починков и 53 пустоши. В XV-XVI вв. П. Г. м. принадлежал двор на посаде Соли Галицкой. Свой двор у обители был и в Галиче: в Галицкой книге, написанной в 1498-1499 гг., упоминается «двор Успенского монастыря Пасеева, а в нем дворник Гридя» (АСЭИ. 1952. Т. 1. С. 533). В XVII в. мон-рю принадлежал осадный двор в Галичском кремле («остроге», «городе»), который впервые упомянут в дозорной книге 1620 г.: «...двор Успения Пречистыя Богородицы Паисеина монастыря» (Отрывок из дозорной книги Галича 1620 г.//Костромская земля: Краевед. альм. Кострома, 1999. Вып. 4. С. 84).

http://pravenc.ru/text/2578641.html

23 апр. 1494 г. Литовский вел. кн. Александр Ягеллончик подтвердил права Филарета «ажъ до смерти своее» на архимандритию в Киево-Печерском мон-ре, которые ранее он получил от польск. кор. Казимира IV Ягеллончика (АЗР. Т. 1. 117. С. 143). Весной (до 29 апр.) 1506 г. кн. Михаил Львович Глинский, душеприказчик киевского воеводы кн. Дмитрия Путятича-Друцкого, для поминания умершего и его родителей отдал в Киево-Печерский мон-рь половину данников Зеремцов за р. Березиной и «устав меда», который «съ нихъ идетъ» (АЗР. Т. 1. 224. С. 370). 31 дек. 1506 г. кн. Алексей Львович Толочко Буйницкий (из рода князей Друцких) пожаловал Киево-Печерскому мон-рю двор Барсуковский «зъ даниною моею медовою и грошовою, и зов сими моеми доходами, и што кеды на насъ шло», включая людей, «которые въ Добрейце» живут, и с землей («грунтомъ») Цвирковским, и «зъ тыми людьми, которые на чиншу седят». При этом из медовой дани в обитель должно было идти 15 пудов. Отданные люди обязывались служить Киево-Печерскому мон-рю «вечно и непорушно» (АСЗР. Т. 2. 5. С. 6). В нач. XV в.- 1500 г. часть деревень с людьми в вол. Буйгород принадлежала Киево-Печерскому монастырю, в 1503-1509 гг. сначала временно, а в 1514 г. окончательно отошла вел. кн. Иоанну III Васильевичу (СбРИО. 1892. Т. 35. 75. С. 400). В 1543 г. кн. Богуш Федорович Корецкий пожаловал Киево-Печерскому монастырю с. Безрадичи (ныне Ст. Безрадичи), которое ранее выслужил его отец и вкладчик обители кн. Ф. И. Корецкий ( Люта. 1999. С. 32). Согласно ревизии 1552 г., мон-рю принадлежало 20 сел и деревень, население к-рых платило церковную дань его властям (РГАДА. Ф. 389. Оп. 1. 563. Л. 44 об.- 45). С кон. XIV в. в Киево-Печерском мон-ре составлялись и заверялись частные акты. Напр., 21 нояб. 1398 г. «у Печерскомъ монастыре» полатник Филарет написал вкладную грамоту вотчинника Семена Сколкова из имения Лесники. Братия за полученный ею щедрый вклад должна была поминать его ближайших предков (Грамоти XIV ст. 1974. 72. С. 134-135). Этот факт свидетельствует о ведении в обители поминальных записей вкладчиков. Позднее они составили отдельный синодик, рукопись которого, очевидно, пострадала во время разорения Киево-Печерского монастыря в 1482 г. 16 июня 1446 г. кн. Андрей Владимирович, внук Литовского вел. кн. Ольгерда, составил в обители завещание. По этому поводу в Киево-Печерском монастыре князь советовался с женой, с архим. Николаем и «съ святыми старци, и съ своими бояры». Свидетелями в его духовной грамоте стали насельники обители: архим. Николай, уставник Иона Философ, ключник Давид, келарь Герасим и «иныхъ господы наше старцевъ много», а также кн. Глеб Дмитриевич, бояре и слуги кн. Андрея Владимировича. Духовную князя писал «старец Пахнотий, Лихачевъ братъ» (АЗР. Т. 1. 46. С. 60). 16 марта 1486 г. архим. Феодосий (Войнилович) запечатал грамоту литов. магната пана Ю. И. Зиновьевича (Там же. 86. С. 106). Киево-Печерский монастырь как центр духовной жизни Руси

http://pravenc.ru/text/Киево-Печерская ...

кн. Василия I, а Улу-Мухаммед, возможно, выдал на имя малолетнего кн. Василия Васильевича ярлык на вел. княжение еще при жизни его отца (Василий I ум. 27 февр. 1425) ( Горский А. А. Москва и Орда. М., 2000. С. 137-139). Платой за поддержку прав Василия II на престол могла стать уступка Н. Новгорода Д. Б. Очевидно, после гибели Едигея (1419) Д. Б. обратился за помощью к вел. кн. Витовту, приходившемуся ему двоюродным дядей по матери. Жалованная грамота Д. Б. Благовещенскому мон-рю выдана 8 мая того года, когда он «вышел на свою отчину». По-видимому, это был 1423 год Д. Б. мог также находиться в Литве, возвратиться оттуда одновременно с вел. кнг. Софией и сразу же вступить в свои владельческие права. Однако не исключено, что приведение в действие соглашения Москвы с Витовтом и Улу-Мухаммедом затянулось до 6932 сентябрьского года и грамота датируется 8 мая 1424 г. Т. о., 2-е вокняжение Д. Б. в Н. Новгороде следует относить к времени от апреля 1423 до начала 1424 г. Известна жалованная грамота Д. Б. как нижегородского князя Дудину Амвросиеву во имя свт. Николая Чудотворца муж. мон-рю на воды и угодья в низовьях Оки в подтверждение пожалований прежних нижегородских князей (неясно, выдана грамота в 1-й или 2-й период нижегородского княжения Д. Б.). Синодик нижегородского Печерского монастыря содержит сведения о пожаловании Д. Б. Печерскому мон-рю дер. Жуковской и о подтверждении более ранних пожалований обители ( Соколова И. В. Древнейшие акты нижегородского Печерского мон-ря//Проблемы происхождения и бытования памятников древнерус. письменности и лит-ры: Сб. науч. трудов. Н. Новг., 1995. С. 57-58). К времени правления Д. Б. (или его отца) относится возникновение в Суздальско-Нижегородском княжестве почитания безымянных засурских иноков (см. Три преподобных Засурских ), мощи к-рых содержались в обоих ковчегах 10-х гг. XV в.: «с[вя]ты[х] о[те]ць засурьски[х]» (1410); «3-[х] пр[епо]д[о]бн[ы]хъ зас[у]рскихъ» (1414) ( Николаева. 1971. С. 33, 35, 1, 3). Данные мощевики являются уникальным свидетельством о монастырской колонизации в Засурье к нач.

http://pravenc.ru/text/171296.html

Было в год 6871» (см.: Порфирий (Успенский). 1892. C. 125), однако эта надпись, по всей видимости, указывает на время завершения строительства храма и его освящения. Стремясь обеспечить независимость основанной ими обители от церковных властей Афона, Алексей и Иоанн добились для нее статуса патриаршего мон-ря. Хотя 1-е упоминание об этом статусе содержится в акте патриарха К-польского Нила (1380-1388), изданном в мае 1386 г. (RegPatr, N 2800; Actes du Pantocrator. 1991. P. 103-106. N 11), исследователи установили, что П. м. стал ставропигией при патриархе Каллисте - в 1363 г. Тогда же ктиторы дали мон-рю типик (не сохр.), к-рый, по всей видимости, предусматривал общежительный устав обители. Сохранилось 2 документа, в к-рых говорится о дарениях ктиторов П. м., хотя этих актов, скорее всего, было больше. Первый - грамота К-польского патриарха Филофея Коккина (1353-1354, 1364-1376) от 6 февр. 1369 г., подтверждающая дар в виде земельных владений в различных селениях, который сделали мон-рю вел. примикирий Иоанн и его жена, Анна Асанина Контостефанина (PLP, N 91378), приходившаяся двоюродной сестрой имп. Елене Палеологине (Actes du Pantocrator. 1991. P. 88-90. N 8). Второй - акт о пожаловании мон-рю виноградника близ Хрисополя в Македонии, подписанный Иоанном и Анной в 1374 г. (Ibid. P. 91-94. N 9). Наконец, есть завещание Иоанна, в к-ром тот определял права своих братьев, детей, проч. родственников и слуг, к-рые пожелают удалиться от мирской жизни в П. м.; во время составления завещания (1384) Иоанн был уже насельником обители (Ibid. P. 95-10. N 10; Pavlikianov. 2001. P. 113-115). Условия завещания были подтверждены патриархом К-польским Нилом в мае 1386 г. (RegPatr, N 2800; Actes du Pantocrator. 1991. P. 103-108. N 11). Расцвет монастыря в поздневизантийскую эпоху (кон. XIV - сер. XV в.) В это время П. м. мог считаться одним из наиболее процветающих мон-рей Афона. Из числа иноков П. м. происходил К-польский патриарх Каллист II (1397). В кон. XIV - нач. XV в. положение П.

http://pravenc.ru/text/2578890.html

1696 . Красногорский – Троицкий – Макаровичевский, мужской, ныне господская усадьба в дер. Красногорке, Киевской губ. и уезда, в 55 вер. к зап.– св.-зап. от Киева, близ села Андриевки, от которой отделяется р. Здвижем. Основан, как скит, в ст. ино­ками Кириллова Киев. мон.; в 1686 г. в нем построил церковь гетман Скоропадский; около 1760 г. состоял припис­ным к Златоверхо-Михаиловскому м-рю. От него остался антиминс, находящийся ныне в кладбищенской церкви в мест. Поломном, Волынской губ., Новградволын. у. На антиминсе написано, что он освящен в 1763 г. «ко храму св. живон. Троицы монастыря Красногорского, приписного к Киево-Златоверхо-Михаилов. м-рю». В 1713 г. упоминается игумен Кирилловского Киевского и Красногорского Макаровичевского м-рей, Евстратий Самборович. Похилевич, “Сказ. о насел. мест. Киев. губ.”, 90; Теодорович, “Ист.-стат. опис. Волын. епар.”, I, 251; “Архив юго-зап. России”, ч. 1, т. IV, 365, CLXIV (жалоба монахов, 1713 г. на дво­рян об ограблении монастыр. села Андриевки). 1697 . Красногорский или Красноводский – Спасский, мужской, ныне кладбище, в слободе Романовской (быв­ший город Романов), Тамбовской губ., Липецкого у., в 10 вер. к юго-зап. от Липецка; находился на возвышенном холме правого берега р. Воронежа. Суще­ствовал в ст. и упразднен в 1724 г. От него осталось евангелие пе­чати 1644 г. в церкви Рождества Бого­родицы и надгробный камень с над­писью без означения года: «Феодосия, бывшего первого игумена Красногорско-Спасского монастыря». “Ист. Росс. Иер.”, 792; Ратшин, 507; Хитров, “Ист.-стат. опис. Тамбов. епар.”, 286; “Тамбов. губ. в.”, 1858 г., 1 (Ист. известия о с. Роман.); “Рязан. губ. в.”, 1855 г., 45 (быв. м-ри в Ряз. епар.).      1698. Крестовоздвиженский, муж­ской, в гор. Суздале, Владимирской губ., существовал когда-то при приходской церкви во имя Воздвижения честн. Кре­ста, тоже давно не существующей. Ан. Фе­доров, “Ист. собр. о граде Суждале”, 68. 1699 . Крестовоздвиженский, муж­ской, бывшая в 1761 г. приходская де­ревянная церковь в гор. Волоколамске, Московской губ., на посаде, на левом берегу рч. Городни. Уже существовал в XV ст., так как в нем обучался гра­моте преп. Иосиф, основатель Иосифова Волоколамского монастыря. Упразднен до издания штатов 1764 г. У Строева ска­зано, что 1659 г. позволено Иосифовскому архим. Тихону, по обещанию, строить этот м-рь; в 1693 г. приписан к Иосифову Волоколам. м-рю, в 1727 г. от­писан. “Ист. Росс. Иер.”, VI, 974 (Воздвижен­ский); Ратшин, 283; Бакмейстер, “Топограф. из­вестия”, 1771 г., 40; “Москов. губ. в.”, 1850 г., 47 (владения м-ря); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 249, 60; Макарий, “Ист. Р. Ц.”, VI, 107; VII, 14.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

серебр. сосудам и другим вещам, принадлежав. Кутеин. м-рю и взятым патр. Никоном в Крестный м-рь), 350, 134 (роспись 1659 г. серебр. сосудам и др. вещам, взятымъ патр. Никоном из Иверск. м-ря в Крестный м-рь), 352, 135 (заемная память 1660 г., данная иером. Ивер. м-ря Паисием в занятых им у казначея Крестного м-ря Тарасия 20 рубл.), 531, 197 (дело 1665 г. об иеродиак. Евстратие, растратившем деньги), 563, 573, 213, 216 (грам. патр. Никона 1665 г. о высылке 20 руб., занятых у казначея м-ря Тарасия), 690, 255 (роспись вещам, взятым патр. Никоном из Ивер. м-ря в Крестный), 1048, 434 (цар. грам. 1668 г. об учреждении в числе правильно созданных м-рей патр. Никоном). 895. Крестовоздвиженский – Николаевский – Луховская – Тихонова – Пустынь, мужской, 3-го класса (с 1764 г.), Костромской губ., Юрьевецкого у., в 75 вер. к юго-зап. от Юрьевца и в 4 вер. к сев. от Луха, по дороге в Кинешму, при впадении рч. Возобола в р. Лух. Основан преп. Тихоном Луховским чудотворцем, скончавшимся в 1492 г. 16 июня, в каковой день чтится его память. Мощи его, обретенные в 1569 г., почивают в соборном храме св. Николая. В 1680 г. приписан к Воскресен., Нов. Иерусалим, м-рю. “Описание Николаевского Луховского 3-ье классного муж. монаст., составленное из подлинн. монастырских бумаг», Москва, 1836 г.; “Ист. Росс. Иер.», IV, 870; VI, 399; Ратшин, 159; “Матер. для стат. Росс.», 1841 г., I, 158; “Опис. монаст.», 1817 г., 109; Проценко, “М-ри в России», 50; Ключевский, “Жит. свят.», 330, 418; Макарий, “Ист. Р. Ц.», VII, 17; “Словарь ист. о свят.», 261; “Ежегодн. Влад. губ. стат. Комит.», III, Отд. I, 90; Бакмейстер, “Топогр. извест.», 158; “Костр. губ. в.», 1854 г., 41 (вотчины 1629 г.); Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.», 203, 378 (преп. Тихон; сказано, что скончался в 1503 г.); Строев, “Спис. иер. и наст.», 858, 4; “Акты истор.», I, 107 (Отписка 1608 г. Нижегор. Вознес. м-ря Луховской Тихоновы пустыни игум. Ионе о несогласии нижегородцев покориться Лжедмитрию); Иванов, “Опис. госуд. архива старых дел», 345 (в 1700 г. имел кресть. 156 двор.); “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г., III, Отд. 1, 143 (в 1744 г. имел 1.081 душ. крест.); 1871 г., I, смесь, 7 (архим. Воскр. Нов. Иерусам. м-ря Антоний, 1709 г., отдал Служебник москов. печати в приписную Лухов. Тихонову пуст.); 1874 г., III, Отд. 1, 57, 58 (челобит. и указ 1680 г. о приписке к Воскр. м-рю), 105 (челобит. 1683 г. об отчислении от Воскр. м-ря); 1875 г., II, 537 (кратк. истор.); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», II, ч. 1, прилож., DLX, XLIX (в 1676 г. имел крест. 444 двора); Бычков, “Опис. рукоп. И. П. Библ.», I, 310, 1 (месяцеслов XVII ст.; память преп. Тихона 16 июня); “Русск. истор. Библиот.», IV, 854 (Палинодия 1621 г.; 16 память преп. Тихона, создавшего обитель близ гор. Лухова); “Церковн. ведом.», 1890 г., 3, прибавл., 95 (здесь был игуменом с 1827 по 1829 г. Платон Агриколянский, впоследствии архимандрит, скончав. в 1854 г. в Бабаевском м-ре).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

11 апр. 1700 г. решением Синода и 30 мая того же года указом царя Петра I М. П. м. был приписан к Троице-Сергиеву мон-рю, к-рый назначал для управления обителью строителей. По наказу Большого дворца 11 мая того же года в М. П. м. прибыли подьячий В. Абросимов с троицким иером. Исаией (Даниловским) и со слугой Г. Приклонским. Они составили опись храмов, ризницы, б-ки и хозяйственных построек. Среди владений мон-ря упомянуты 3 мельницы на реках Пешноше, Сестре и Рогачёвке. В одном из помещений обнаружили 10 карабинов, 8 ружей, 4 пищали, 6 пистолетов, 2 сабли и 2 чугунные пушки на станках, оставшиеся, вероятно, после литов. нашествия. Монастырскую казну (1900 р.) запечатали и вывезли в Москву, оставив мон-рю 28 р. 19 алтын и 3 деньги. 26 февр. 1729 г. троицкие архим. Варлаам (Высоцкий), келарь мон. Иосиф (Бурцев) и казначей Нектарий (Титов) сообщили в Синод, что крестьяне М. П. м. «упрямством своим не платят денежный погодный оброк... уже два года» (ОДДС. Т. 8. 125. С. 120). Строитель (1730-1734) Август (Старков) безуспешно ходатайствовал о возвращении мон-рю самостоятельного статуса. В это время в обители, а также рядом с ней, в лесной пещере, подвизался постриженик Троице-Сергиевого монастыря блж. мон. Иона († кон. 1737), пользовавшийся уважением троицкого архим. Варлаама (Высоцкого) (в 1877 на месте подвигов мон. Ионы, в лесу, была устроена часовня). В 1732 г. в М. П. м., вероятно над погребением прп. Мефодия, была построена ц. во имя прп. Сергия Радонежского, в к-рой была поставлена рака. В описи, направленной в 1764 г. в Эконом-Коллегию, строитель Филимон сообщал: «...при раке его ж преподобнаго Мефодия посох деревянный черный, с железным копием» ( Калайдович. 1866. С. 15). В 1745 г. решением Собора Троице-Сергиевой лавры М. П. м. обязывался ежегодно отправлять на содержание Ново-Сергиевой Троицкой пуст. (см. Санкт-Петербургская Троице-Сергиева мужская пустынь ) хлебные запасы, муку, гречневую крупу, овес, горох и проч. К сер. XVIII в. обитель пришла в упадок, богослужения совершал белый свящ. Степан Васильев из с. Говейнова. Престарелый иером. Иосиф (Москвитин) доносил троицкому архимандриту: «Имеюсь я именованный при означенном монастыре в отправлении священно-церковного служения без чреды и без диакона, всего один». 23 авг. 1755 г. строитель Иннокентий (Григорович) писал в Троице-Сергиеву лавру, что богослужения в М. П. м. не совершаются (Там же. С. 50). Согласно исповедным ведомостям 1761 г., в мон-ре проживали престарелые строитель, иеромонах, иеродиакон, 2 монаха и белый священник.

http://pravenc.ru/text/2563092.html

Помимо этого мон-рю принадлежали неск. мельниц и перевоз. С 30-х гг. XVII в. М. З. м. владел двором по Б. Знаменскому пер. напротив мон-ря. Рядом с этим двором в 1693 г. был приобретен двор стольников И. Д. и С. Д. Плещеевых. Эти дворы сдавались в аренду. Нек-рые помещения на территории мон-ря в XVII в. также сдавались в аренду, в частности калашникам. Ежегодно М. З. м. получал ругу в размере 28 р. 81 к., а также воск, вино, ладан и пшеницу для выпечки просфор. На престольные праздники в честь иконы Божией Матери «Знамение» и прп. Афанасия Афонского мон-рю полагались денежные пожалования и «хлебные дачи» на братскую трапезу. Особые пожалования раздавались во время посещений мон-ря членами царской фамилии и патриархом. Т. о., средний ежегодный доход мон-ря в XVII в. составлял менее 1 тыс. р. Существенным дополнением к этой сумме были многочисленные частные вклады, особенно от семей Милославских, Хитрово, Заборовских и др. Свое имущество мон-рю завещали Г. Я. и Ф. Я. Милославские. В XVIII в. доходы М. З. м. существенно сократились. В 1700 г. царь Петр I повелел «денежную ругу и хлебную дачю отставить» (Там же. С. 468-469). Праздничные деньги выдавались только во время посещений мон-ря царем. Монастырские вотчины перешли под управление Монастырского приказа и Коллегии экономии. Из доходов, поступавших с монастырских крестьян, царь Петр I назначил М. З. м. ежегодное хлебное и денежное жалованье в размере 334 р. 25,5 к. и 20 р. на строение мон-ря (Там же. 1884. Ч. 1. Стб. 410). 9 р. обитель получала за содержание колодников в кельях у задних ворот. Общая сумма ежегодного дохода не превышала 400 р., и ее едва хватало на покрытие текущих расходов. В эту сумму не входили доходы от продажи мест на монастырском кладбище, от переливки части серебряных окладов и продажи полученных слитков. Существенно подорвали благосостояние обители значительные траты на мощение улиц, окружавших мон-рь по периметру; их площадь составила более 400 кв. саж. В результате мон-рь не имел средств на ремонт и поддержание монастырских зданий.

http://pravenc.ru/text/2564206.html

В 1551 г. царь Иоанн IV Грозный выдал обители жалованную грамоту на рыбные ловли на р. Оке, озерах Долгое и Стоватое близ с. Тульчина в Каширском у. (ныне деревня городского окр. Серпухов Московской обл.; см.: Писцовые книги. 1877. С. 1506). В 1561 г. М. И. Скрябина пожертвовала «по своей душе и на поминовение мужа» мон-рю 8 пустошей в Верейском у. (РГАДА. Ф. 1209. Д. 11833. Л. 250-252 об.). Крупнейшими монастырскими вкладчиками начиная с XVI в. были князья Репнины. Вдова кн. М. П. Репнина, Мария, в 60-х гг. XVI в. пожертвовала мон-рю с. Ульяновское в Тверском у. (Там же. Ф. 1198. Оп. 1. Д. 293. Л. 4), в XVII в. кн. Б. А. Репнин в общей сложности пожертвовал более 2929 р. деньгами, лошадьми и церковной утварью ( Осипов. 2018. С. 164). В посл. трети XVI в. крупным благотворителем П. Б. м. был окольничий А. П. Клешнин, пожаловавший обители деревни Михалки (Михалково) и Шишкино в Ржевском у., а также с. Нащокино в Старицком у. (РГАДА. Ф. 1198. Оп. 1. Д. 293. Л. 4). Братья думный дьяк А. Я. Щелкалов и окольничий В. Я. Щелкалов пожаловали мон-рю села Отепцево (Атепцево), Котово и сельцо Башкино в Боровском у., а также с. Ловцево в Московском у. ( Леонид (Кавелин). 1907. С. 115). К кон. XVI в. П. Б. м. принадлежало 11 сел, 8 селец, селище, 73 деревни, 55 пустошей, слободка, мельница, находившиеся в 15 уездах ( Осипов. 2002. С. 38). После разорения 1610 г. П. Б. м. приступил к восстановлению утраченных документов, подтверждавших право собственности на земельные владения. В 1617 г. грамотой царя Михаила Феодоровича к обители приписан боровский Высокий Покровский мон-рь (до 1764) с принадлежавшими ему Высоковской слободой и 5 пустошами. Грамотами царя Михаила Феодоровича от 22 нояб. 1621 г. и от 25 февр. 1624 г. подтверждались права П. Б. м. на основную часть его земельных владений и ряд льгот (опубл.: он же. 2018. С. 60-77. Прил. 1, 2). В 1622 г. П. Б. м. получил тарханную грамоту на вотчины в Тарусском у.: «в Селитском стане село Васильевское, Татьянинское тож» с 2 деревнями, «да в Мыщецком стану сельцо Семеновское на речке Головенке, сельцо Ленинское на речке Мышеге» ( Леонид (Кавелин). 1907. С. 148-149). Жалованной грамотой царя Михаила Феодоровича 1627 г. П. Б. м. было отдано с. Федотово (числившееся позднее одновременно в Боровском и Верейском уездах) с 7 деревнями (Там же. С. 147-148). Грамота 1635 г. подтвердила право на владение дер. Бовыкино (Осеево) в Сурожском стане Московского у., «как издавна монастырю принадлежавшей» (РГАДА. Ф. 1198. Оп. 1. Д. 240. Л. 1).

http://pravenc.ru/text/2579798.html

В 1945 году архимандрит Киприан защищает докторскую диссертацию на тему «Антропология св. Григория Паламы». В 1953 году по инициативе и под руководством отца Киприана в Свято–Сергиевском институте собирается «литургический съезд»; с тех пор подобные съезды с участием специалистов по литургике, принадлежащих различным христианским конфессиям, проводятся с институте ежегодно. В первые годы своего пребывания в Париже отец Киприан служил в монашеском общежитии на рю Лурмель, устроенном матерью Марией (Скобцовой). Мать Мария была «полной противоположностью» отцу Киприану  . Проповедуемый ею идеал монашества, ориентированного на социальное служение и помощь бедным, оказался ему чужд: для него монашество в первую очередь связывалось с одиночеством и учеными трудами. По свидетельству митрополита Евлогия (Георгиевского), вскоре после прибытия отца Киприана на рю Лурмель между ним и матерью Марией начался разлад, взаимное отчуждение, которое митрополиту было трудно сглаживать  . Три года, проведенные отцом Киприаном в общежитии на рю Лурмель, были «годами молчаливого непонимания, горького (хотя позже молчаливого) конфликта»  . В 1940 году митрополит Евлогий назначает отца Киприана настоятелем храма святых равноапостольных Константина и Елены в Кламаре под Парижем (домового храма семьи Трубецких). Служение в этом храме отец Киприан совмещает с преподаванием в богословском институте. Несмотря на то, что храм и институт находились в разных концах Парижа на расстоянии двенадцати верст, архимандрит Киприан никогда не пропускал ни лекций, ни богослужений. В тяжелые военные годы, когда в Париже не работал транспорт, отец Киприан добирался от института до храма пешком, делая «привал» у Бориса Зайцева, где его «подкармливали», после чего он шел дальше  . Двадцать лет суждено было отцу Киприану возглавлять приход святых Константина и Елены, двадцать пять — преподавать в Свято–Сергиевском богословском институте. Кончина его была неожиданной и преждевременной. В начале февраля 1960 года он заболел воспалением легких и через несколько дней, 11 февраля, отошел в мир иной. Отпевали его в кламарской церкви. Там же, в Кламаре, отца Киприана и похоронили, согласно его завещанию.   2) Труды

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010