В описи названы также «русская золотая епитрахиль... русский плат (энхирий) накидной ... и другой [энхирий] старый русский... русский сосуд... русская шапка» (πιτραχλ(ιον) χρυσον ροσικον... νχεριν ... βλατ(ιον) ρουσ(κον) ... (και) τερ(ον) παλαι(ν) ροσι(κον)... λεκνι ροσικον... κπ(α) ροσι(κη)). Из акта 1169 г. (ibid. N 8) следует, что Ксилургу называли «обителью русских» (Ξυλουργο μον τοι τν ρουσν) и что здесь уже сменилось по меньшей мере одно поколение рус. насельников: «В ней мы постриглись, и много потрудились, и издержались над ее охранением и устроением, и в ней скончались родители и сродники наши, которые содержали нас и давали нам средства жить». Этим актом 1169 г. рус. монашеской общине Ксилургу по просьбе ее настоятеля Лаврентия был передан на все последующие времена пришедший в упадок мон-рь Солунянина (το Θεσσαλονικως), возникший в кон. X в. и освященный во имя вмч. Пантелеимона (ibid. N 8). Начиная с 1169 г. мон-рь вмч. Пантелеимона стал основной рус. обителью на А. Монахи из славян, среди к-рых, возможно, были и русские, подвизались также во мн. греч. обителях: прп. Григория, Кастамоните, Кутлумуше, Филофее, прп. Ксенофонта, Ксиропотаме и др. Вмч. Пантелеимон. Икона. XVI–XVIII вв. (Протат) После установления в сер. XIII в. на Руси монголо-татар. ига число рус. иноков в Пантелеимоновом мон-ре уменьшалось и он постепенно заселялся сербами. Согласно подписи под актом 1261 г., игуменом мон-ря в то время был серб Мефодий (Actes de Docheiariou. N 7). В кон. XIII или нач. XIV в. серб. кор. Милутин (Стефан Урош II) дал Пантелеимонову мон-рю земельные пожалования, известные по подтвердительной грамоте 1312 г. имп. Андроника II. В нач. XIV в. игум. Хиландарского мон-ря Даниил (в 1324-1338 архиеп. Сербский) имел в Русике духовного отца. К сер. XIV в. обитель окончательно стала серб., в 1349 г. серб. царь Стефан Душан в своем хрисовуле отмечал «нищету последнюю манастира и еще же от Руси всеконечное оставление». С этого времени более чем на столетие ктиторами мон-ря св.

http://pravenc.ru/text/Афон.html

В кон. XV - нач. XVI в. К., очевидно, переживал период расцвета. Все его постройки поддерживались в хорошем состоянии и часто обновлялись: так, в 1483 г. в К. шли строительные работы, в 1500 г. монахи получили от османских властей разрешение отремонтировать монастырскую церковь (неизданные турецкие акты от 3-12 окт. 1483 и 18-27 июля 1500). По свидетельству Исаии Хиландарского, в 1489 г. община К. состояла из 90 монахов (Три древних Сказания о Св. Горе Афонской и краткое описание Св. Горы, составленное в первое посещение оной В. Барским (1725-1726 г.). М., 1882. С. 4). В 1520 г. мон-рю пришлось отдать в залог некоему турку из Фессалоники неск. серебряных предметов, чтобы получить 14 тыс. аспр (неизданный тур. акт от 8-15 авг. 1526). В 20-х гг. XVI в. К. переживал тяжелый кризис, причиной которого, по мнению Икономидиса, мог стать упоминаемый в легендарной истории К. пожар ( Oikonomid è s. 1978. P. 9-10). В 1542 г. серб. ктитор К. Йован Вуин обустроил в мон-ре источник питьевой воды ( 2000. C. 237). По сведениям 1569 г., К. принадлежал чифтлик св. Илии с виноградниками, водяными мельницами и храмом в бывш. уделе султанши Марии Бранкович в Ежево, сельскохозяйственные угодья и рыбные ловли в Комитиссе, между Провлакой и границей Афона (Там же. C. 276, 282, 387). По подсчетам А. Фотича, основанным на средневек. известиях, в 1530/31 г. в К. проживал 41 инок, в 1561 г.- 50 монахов, 4 иеромонаха и игумен, в 1569 г.- 26 насельников, в 1582/83 г.- 50 иноков в мон-ре и 18 в скитах и келлиях (Там же. C. 99). Ист.: Meyer Ph. Die Haupturkunden für die Geschichte der Athosklöster. Lpz., 1894; Actes de Zographou/Ed. L. Petit, W. Regel//ВВ. 1911. T. 17. Прил.; Actes de Kutlumus/Ed. P. Lemerle. P., 1945, 1988 2. (ArAth; 2); Actes de Dionysiou/Ed. N. Oikonomidès. P., 1968. (ArAth; 4); Actes d " Esphigménou/Ed. J. Lefort. P., 1973. (ArAth; 6); Actes de Chilandar/Publ. par L. Petit et B. Korablev. Amst., 1975r. 2 Pt.; Actes de Lavra. Pt. 2: De 1204 а 1328/Ed. P. Lemerle e. a. P., 1977. (ArAth; 8); Actes de Kastamonitou/Ed. N. Oikonomidès. P., 1978. (ArAth; 9); Actes de Docheiariou/Ed. N. Oikonomidès. P., 1984. (ArAth; 13); Actes du Pantocrator/Ed. V. Kravari. P., 1991. (ArAth; 17); Actes de Vatopédi/Ed. J. Bompaire e. a. P., 2001. T. 1. (ArAth; 21).

http://pravenc.ru/text/1681303.html

Исследователи по-разному оценивают «Синопсис». Ерёмин и др. ученые рассматривают его как 1-е восточнослав. печатное историческое сочинение, пронизанное идеей исторической необходимости воссоединения Малой России с Великой. Др. историки (Роте и др.) считают, что «Синопсис» должен подвергаться анализу с учетом политических событий 60-х - нач. 80-х гг. XVII в. на укр. землях. Составители сочинения использовали жанр исторического повествования для изложения своей политической программы. Такая необходимость могла возникнуть, после того как левобережный гетман И. Самойлович предпринял ряд мер, чтобы взять под контроль контакты И. с Москвой и ограничить политическую активность правосл. духовенства в целом. В этих обстоятельствах составители «Синопсиса» преследовали цели: показать значение Киева для правосл. Церкви и правосл. славянства, на основе традиции обосновать легитимность царской власти в Киеве и, возможно, на всей Украине, не допустить передачу Киева Польше по Андрусовскому перемирию 1667 г., показать особый характер отношений между рус. царем и Киево-Печерским мон-рем, обеспечить мон-рю царские милости и защиту, не поступаясь при этом ставропигией, доказать каноничность подчинения Западнорусской митрополии К-польскому патриарху. «Синопсис» был очень популярен, выдержал ок. 30 изданий до кон. XIX в. (см. их перечень: Библиография рус. летописания/Сост.: Р. П. Дмитриева. М.; Л., 1962. С. 5-6). Более 100 лет он служил учебной книгой по истории России, пока на смену ему не пришел «Краткий Российский летописец» М. В. Ломоносова . Уже в XVII в. «Синопсис» был переведен на неск. языков: греческий (в 1693 по заказу архимандрита, впосл. патриарха Иерусалимского Хрисанфа ), латинский (по заказу Петра I в Амстердаме на основе изд. 1674 г. перевод подготовил И. Копиевский) и румынский. Издание 1674 г. было использовано составителем списка Хронографа 1679 г. Свт. Димитрий Ростовский приложил «Синопсис» к своему «Келейному летописцу», на основании чего отдельные исследователи приписывали ему авторство «Синопсиса». В XVIII в. «Синопсис» оказал воздействие на развитие болг. и серб. историографии, послужив одним из источников «Истории славяно-болгарской» Паисия Хиландарского (1762) и «Истории разных славянских народов» архим. Иоанна (Раича) (1768). Первое научное издание «Синопсиса» (по редакции 1680 г.) подготовил Киевский митр. Евгений (Болховитинов) в 1823 г.

http://pravenc.ru/text/389655.html

Прп. Василий (Кишкин) Прп. Василий (Кишкин) Опытно познав на Св. Горе и в молдав. обителях школу старчества и аскетического делания под рук. прп. Паисия и его учеников, мн. рус. иноки в кон. XVIII в. вернулись в Россию и поселились в брянских и рославльских лесах. Среди них - насельник афонского Ильинского скита иером. Клеопа I, восстановивший основы старчества в Островской Введенской пуст., схим. Афанасий (Охлопов) , посланный прп. Паисием к С.-Петербургскому митр. Гавриилу (Петрову) со слав. переводом «Добротолюбия», иером. Клеопа II, подвизавшийся в Белобережской пуст. и Валаамском мон-ре, прп. Феодор Нямецкий , прп. Феодосий (Маслов) , возобновивший по афонскому уставу Молченскую Софрониеву пуст. , а также наставники оптинских старцев прп. Льва (Наголкина) и прп. Макария (Иванова) - прп. Василий (Кишкин) и прп. Афанасий (Захаров) . В новосозданных и восстановленных обителях ученики прп. Паисия вводили афонский устав и возрождали традицию аскетического делания. К сер. XIX в. мон-ри, придерживавшиеся аскетической школы прп. Паисия (Величковского), располагались в 30 епархиях, в т. ч. Московской, Орловской, Калужской, Тульской, Новгородской. В XVIII в. продолжалась традиц. материальная помощь Российского гос-ва афонским мон-рям, ее размеры и сроки выплат были строго регламентированы по инициативе Петра I. 29 апр. 1725 г. имп. Екатериной I был издан указ, подписанный еще Петром (но не вступивший тогда в силу), согласно к-рому все просители пожертвований переводились из ведения Коллегии иностранных дел в ведение Синода. 27 окт. 1735 г. имп. Анна Иоанновна установила Палестинские штаты - фонд, из к-рого ежегодно вост. Патриархам и мон-рям, в т. ч. афонским, выплачивались пособия, представители Патриархов и обителей приезжали за пособиями в Россию раз в 5 лет. Указом Синода в 1742 г. была введена единообразная дача милостыни афонским мон-рям: Московская синодальная контора обязывалась выдавать Ватопедскому мон-рю 100 р. в год, Вел. Лавре, Хиландарскому, Зографскому, Григориату, Павловскому, Иверскому, Пантелеимонову мон-рям, Эсфигмену, Дионисиату и Филофею - по 35 р. в год. В XVIII в. из-за русско-тур. войн эти суммы поступали нерегулярно, в XIX в. деньги мон-рям выплачивались аккуратно, в т. ч. за прошедшие годы. Так, в 1837-1839 гг. Эсфигмену за 70 лет было выплачено 2100 р., Дионисиату за 5 лет - 150 р., Григориату и мон-рю Св. Павла за 20 лет - по 600 р., Хиландарскому мон-рю за 24 года - 720 р. и др. Кроме того, в XVII-XVIII вв. рус. цари посылали на А. «заздравные» и «заупокойные» милостыни.

http://pravenc.ru/text/Афон.html

Во 2-й пол. 70-х гг. связи Пантелеимонова мон-ря с РПЦ значительно активизировались. Начиная с 1974 г. в СССР регулярно приезжал эконом и представитель Пантелеимонова мон-ря в киноте иеродиак. Давид (Цубер), что позволило более эффективно решать вопросы оказания помощи рус. афонской обители. На Пасху 1975 г. Пантелеимонов мон-рь посетила делегация РПЦ во главе с архиеп. Ростовским и Новочеркасским Владимиром (Котляровым) . С этого времени паломнические поездки делегаций Русской Церкви стали совершаться ежегодно на Пасху, а затем по решению Синода РПЦ от 12 марта 1979 г. на праздник вмч. Пантелеимона. Для дальнейшего развития связей с А. Синод постановлением от 17 апр. 1975 г. передал Пантелеимонову мон-рю подворье Троице-Сергиевой лавры в с. Лукине (близ Переделкина), однако у мон-ря не было ни сил, ни средств для налаживания его полноценной деятельности. В 1977 г. Русской Церковью был поднят вопрос о 10 новых кандидатах, желавших поселиться на Св. Горе. После года согласований с К-польским Патриархатом в мае 1978 г. в Пантелеимонов мон-рь прибыли 5 монахов, в т. ч. иером. Николай (Генералов), ставший впосл. представителем обители в киноте. Однако многие из новоприбывших иноков оказались не подготовленными к суровым условиям святогорской жизни и вскоре вернулись на родину: в 1979 г. в обители числилось 27 насельников, в 1981 г. их осталось 22. Из мон-ря приходили известия о несогласии среди братии, упадке духовной жизни, нарастающем беспорядке в хозяйстве и б-ке. Члены исследовательской группы (слева направо): Н. Б. Тихомиров, библиотекарь Хиландарского мон-ря о. Паисий, Турилов А. А. Члены исследовательской группы (слева направо): Н. Б. Тихомиров, библиотекарь Хиландарского мон-ря о. Паисий, Турилов А. А. В 1982 г. архим. Иеремия (Алёхин) обратился к РПЦ с просьбой прислать в Пантелеимонов мон-рь иноков, оказать обители материальную помощь, помочь наладить ведение делопроизводства в Афонском подворье в Москве. Предлагалось также создать при Свящ. Синоде РПЦ комиссию по афонским вопросам, а также исследовать исторические документы и издать к 1000-летию Крещения Руси иллюстрированный альбом о Пантелеимоновом мон-ре. В 1982 г. началось формирование очередной группы из 18 кандидатов на проживание в Пантелеимоновом мон-ре. На этот раз усилия РПЦ получили поддержку кинота Св. Горы, к-рый выступил с обращением к Президенту и Правительству Греции, подписанным настоятелями 20 афонских обителей, о все усиливающейся нехватке насельников в негреч. мон-рях. В 1983 г. в Пантелеимонов мон-рь из СССР была направлена исследовательская группа во главе с зам. председателя Издательского отдела МП архим. Иннокентием (Просвирниным) , в состав группы входили специалисты АН СССР и ГБЛ (РГБ) А. А. Турилов, Н. Б. Тихомиров, А. В. Лебедев и от МДА В. П. Казанцев.

http://pravenc.ru/text/Афон.html

Свято-Ильинский скит и его основатель прп. Паисий (Величковский). Литография. 1856 г. Свято-Ильинский скит и его основатель прп. Паисий (Величковский). Литография. 1856 г. В годы греч. освободительного восстания (1821-1829), когда тур. войска оккупировали А., большинство его насельников на неск. лет оставили Св. Гору. Среди немногочисленных рус. иноков в те годы подвизались духовник иеросхим. Арсений Афонский и его сопостник схим. Николай, прибывшие на А. ок. 1822 г. Еще ранее, ок. 1804 г., пришел на Св. Гору иеросхим. Павел, поселившийся в Илии прор. скиту . Неск. рус. монахов жили в келлиях и каливах в Димитрия вмч. скиту , называющемся также Лак (мон-ря Св. Павла), в местности Капсала, принадлежащей мон-рю Пантократор, в Хиландарском мон-ре. В Эсфигмене подвизался 1 рус. инок, в Хиландаре - 3. Намного больше, чем русских, в сер. XVIII - нач. XIX в. на А. проживало малороссов. В скиту Рождества Пресв. Богородицы, называющемся также Чёрный Вир (Зографского мон-ря), к-рый был основан при участии имп. Елизаветы Петровны , к 20-м гг. XIX в. проживало до 30 украинцев (к 1840 скит опустел). В скиту прор. Илии (мон-ря Пантократор), основанном в 1757 г. прп. Паисием (Величковским) для «братии молдавского и словенского языка», проживало до 100 иноков. В мон-ре Ставроникита украинцам для службы был выделен параклис. После поражения Турции в войне с Россией и заключения Адрианопольского мирного договора (1829) тур. войска оставили А. С 1830 г. русские снова начали беспрепятственно приезжать на Св. Гору и принимать монашество. В основном они подвизались в скитах и в приобретенных у греков келлиях и каливах. Главным местом поселения рус. братии в 30-х гг. XIX в. стал Ильинский скит. В нем проживало много украинцев, но скит официально всегда назывался русским. В 1837-1839 гг. трудами настоятеля скита иеросхим. Павла собралось до 30 чел. рус. насельников. В 1836 г. Ильинскому скиту оказал значительную денежную помощь иером. Аникита (Ширинский-Шихматов) . В 1839 г. Павел вместе с рус. братией был изгнан из скита украинцами. Часть братии по приглашению греков поселилась в Пантелеимоновом мон-ре, иеросхим. Павел был назначен духовником рус. братии этой обители. Для совершения богослужений на слав. языке в мон-ре был освящен параклис во имя свт. Митрофана Воронежского.

http://pravenc.ru/text/Афон.html

XVII в.- к Саввинову Сторожевскому мон-рю, упразднена в 20-х гг. XVIII в.), балахнинский Покровский (мужской, в г. Балахне; основан в 1-й пол. XVI в., упразднен в 1783), балахнинский Христорождественский (женский, в г. Балахне; основан не позднее сер. XVI в., упразднен в 1764), Черноезерская Троицкая (Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев, пуст., Соловецкая пуст. на Красной горе; мужская, близ совр. с. Троицкого Воскресенского р-на; основана в 60-70-х гг. XVI в., упразднена, вероятно, в 10-х гг. XVIII в.), нижегородский Симеоновский (мужской, в Н. Новгороде; основан в 1574, упразднен в 1715), нижегородский Успенский (мужской, в Н. Новгороде; основан не позднее XVI в., в 1593 приписан к арзамасскому Спасскому мон-рю, упразднен в 1621), Троицкий в Березопольском стане (основан не позднее 2-й пол. XVI в., в 1598/99 отдан «пустым» Дудину Амвросиеву Николаевскому мон-рю), нижегородский Духов (мужской, в Н. Новгороде, в Нижегородском кремле; основан в 1574, упразднен в 1764), Воскресенский Матюшевский (мужской, в совр. с. Матюшеве Сосновского р-на; основан между 1588 и 1608, в 1614 приписан к Дудину Амвросиеву Николаевскому мон-рю, упразднен не ранее 70-х гг. XVII в.), Дорофеева Успенская (муж. пустынь, в совр. с. Дорофееве городского окр. Сокольский; основана в 80-90-х гг. XVI в., с 1655 приписана к Саввинову Сторожевскому мон-рю (по др. сведениям, позднее - к Кривозаозерскому (Кривоезерскому) мон-рю), упразднена в 1708), Казанская-Великовражская (муж. пустынь, в совр. с. Великий Враг Кстовского р-на; основана в кон. XVI в. (по нек-рым данным - в XIV в.) как приписная к Симонову Новому московскому в честь Успения Пресвятой Богородицы мужскому монастырю , упразднена в 1724), Скоробогатовская «Пречистыя Богородицы» (муж. пустынь, в совр. дер. Скоробогатово Ковернинского р-на; основана ок. 1604/05, впервые упом. в 1606, приписная к Дудину Амвросиеву Николаевскому мон-рю, упразднена в 70-х гг. XVII в.), Пелеговская Богоявленская (Троице-Сергиева Богоявленская) (муж. пустынь, на р.

http://pravenc.ru/text/2565202.html

игум. м-ря Иоасафа Кроковского к Луцкому еписк. Дио­нисию Жабокрицкому); т. V, 212, LV (игумен м-ря Варлаам Ясинский в 1684 г. избран в архим. Киево-Печерск.), 387, (игумен м-ря Иоасаф Краковский был вместе с тем игумен. и ректором Братского м-ря, 1693 г.), 423–427, CXXXVI–CXXXVIII (акты 1695 г., относящиеся до избрания Иоасафа Краковского в еписк. Переяславские); т. VI, 9, IV (дело 1507 г. о присвоении игуменом и братиею м-ря нив Плоской и Клиноватой), 10, V (духовн. завещ. 1507 г. Романовича на половину им. Шепелич в пользу м-ря), 12, VI (духовная 1507 г. Грид- ковича м-рю на село Гридково), 13, VII (отказ­ной лист 1508 г. Печерского м-ря в пользу Ни- кол. м-ря от поля и двора Кононовского; намест­ник Антоний), 14, VIII (дарств. запись 1510 г. Дашкевича на сельцо Саркланов; игум. Макарий), 15, IX (решение спорного дела 1510 г. о ниве между Печерским и Никол. м-рями), 16, X (дарств. запись 1512 г. Павши м-рю на сельцо Климятин; игум. Макарий), 21, XII (дарств. запись 1517 г. Полозовича м-рю на остров Кучуков и бортную землю Мутишинскую), 37, XVII (коро­левский лист 1542 г. Каневским мещанам о неприсвоении земель м-ря; игум. Варлаамий), 63, XXXI (лист короля Стефана 1578 г. архим. Печерскому о неподчинении своему ведению Ни­колаев. м-ря; игум. Давид), 73, XXXVI (королев. лист 1581 г. архим. Печер. м-ря о непритеснении братии и крестьян Николаев. м-ря; игум. Филатий), 571, CCXXVIII (письмо 1626 г. игумена м-ря Серапиона Бельского к ц. Михаилу Феод. о милостыни), 621, (жалоба 1630 г. на игум. Серафима Бельского и братию о само­вольном построении церкви в Пивных горах), 726, (жалоба 1636 г. игумена м-ря Серапиона Бельского на митроп. Петра Могилу о насильствен. завладении м-рем); ч. 6, т. I, 1, I (дело 1498–1513 г. о приписке к м-рю Львом Тышкевичем 4-х данников из имения Скородного), 6, III (запись 1514–1529 г. Полозовича м-рю на данника с землею и данью грошевою и медовою), 7, IV (запись 1514–1543 г. от Ив. Немирича м-рю на человека Алексея и земли; игум. Герасим); ч.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

кн. 1669 г. вотчин села Литвинова), 1525 (межев. кн. 1683 г. вотчин в разных станах), 1549 (межев. кн. 1689 г. вотчин села Салкова с дерев. Перемышльской и Замыцкой волостей), 1559 (межев. кн. 1691 г. вотчин в селе Литвинове с дерев. станов Манатьина, Быкова и Коровина), 1569 (межев. кн. 1693 г. вотчин. земель пустоши Хвостовой тех же станов); II, книги дозорн., переписн. и проч., 68 (на стр. 32 перечислены деревни вотчины м-ря в приходе церкви Иоанна Предтечи нар. Соте Иледом. волости Костром. у.), стр. 84, 92, 105, 107, 109 (опись 1680 г. церковн. земли в вотчин. м-ря Константиновского, Литвинова, Хорюхина тоже, Покровского на рч. Сухой Городенке, дер. Дятловой); Бычков, “Опис. рукописей И. П. Библиот.», I, 47, 27 (перенес. м-ря из Москвы на Новое), 353, 14 (Павла, архиеп. Сарск. и Подон., завет м-рю); “Древние акты Вятского края», 154, 127 (цар. грам. 1666 г. еписк. Александру о выдаче игум. Феоктиста и бумаг его Новоспасс. архим. Иосифу), 155, 128 (наказ архим. Иосифу, назначенному ехать в Вятку за игум. Феоктистом); “Журн. Мин. Вн. Дел», 1840 г., XXXVII, 219 (изображения в м-ре царей Михаила Феод. и Алексея Мих.); “Труды Саратов. архив. Комиссии», I, 441 (грам. 1635 г. об отдаче на оброк архим. м-ря Иосифу Саратовских Курдюм. и Чирлатов. рыбн. ловель вместо Иргиз- ских), 446 (грам. 1652 г. о пожаловании м-рю в Саратове 4 дворов. мест; архим. Никон; грам. 1653 г. об отдаче м-рю на оброк Иргизских рыб. ловель; грам. 1659 г. по челобитн. архим. Иосифа о запрещении Богданову брать подрядных ловцов м-ря), 448 (грам. 1674 г. о разрешении м-рю владеть их рыбным двором внутри г. Саратова, предназначавшегося к сломке; архим. Иосиф), 449 (проезж. грам. 1684 г. архим. Гавриилу об освобож. монаст. подвод, посылаем. из Кадом. у. в Саратов для рыбн. и солян. подъема), 453 (выпись 1750 г., выданная по челобитью архим. Мисаила, на недвижим. Саратов. имение близ сел Терсы и Малковки); “Древн. Росс. Вивлиоф.», 1774 г., IV, 120 (патр. Иоаким по духовн. завещ. 1690 г. оставил м-рю 3.000 руб.), VI, 80 (архим.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Основан преп. Пафнутием, жив­шим в XVII ст.; соседние жители усердствуют поминать его панихидами. В 1659 г. упоминается строитель Иосиф, а в 1665 г. определен Ферапонт. Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 631; Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.”, 205, 382. 2123 . Троицкий на Березни­ках или на Бередниках, муж­ской, следует полагать находился при дер. Березники, Московской губ., Дми­тровского у., в 52 вер. к юго-вост. от Дмитрова, и в 21 вер. к югу от лавры, близ села Царева. В 1471 г. Дмитровский кн. Георгий Васильевич от­дал его со всеми землями Троице-Сергиев. м-рю. «Се яз, говорится в акте, князь Юрии Вас. приказал есми Троиц. игу­мену Сергиева м-ря Спиридонью ведати свой м-рь Живонач. Троица на Березниках да земли, кои земли давали к тому м-рю к Троице на Березники бояре и дети боярские». “Ист. опис. Тр.-Сергиевы лавры”, 147; Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 259; “Акты Археогр. Эксп.”, I, 88 (Ж. гр. 1471 г. Дмитр. кн. Юрия Вас. Тр.-Серг. м-рю о заведо­вании игум. Спиридонию м-рем на Березниках); Макарий, “Ист. Р. Ц.”, VII, 15; “Чтения в И. Общ. ист.”, 1878 г., IV, ист. опис. Тр.-Серг. лав., 178 (припис. в 1471 г.); “Опис. Москов. архива Мин. Юстиции”, IV, грамоты, 143, 174 (жалов. грам. 1471 г. кн. Юрия Вас. Троице-Сергиеву м-рю на заведование Троиц. м-рем на Бередниках), 144, 186 (жал. грам. 1473 г. В. кн. Ивана Вас. на заведов. Троиц. м-рем на Березниках). 2124 . Троицкий – Борисоглеб­ский, мужской, ныне приходская цер­ковь в гор. Курске. В грамоте ц. Михаила Феод. 1612 г. сказано: «...по гра­моте Царя Бориса строил Иона в Кур­ске, на краю посада за Куром, мона­стырь Троицы Живоначальной Бориса и Глеба, и в тот монастырь братию собрал и в прошлом, в 120 году, приходили под Курск литовские люди, и храм тот разорили и монастырь выжгли, братию, старцев и бобыльков высекли». Таким образом, м-рь уже существовал в первых годах XVII ст., и строил его Иоанн Телка на вечное поминовение души своей. В 1618 г. Иоанн Телка приписал его к Знаменскому м-рю в Курске. Когда упразднен неизвестно, но уже в 1742 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010