Т. 1. С. 28) он издал простагму, в которой впервые назвал обитель «монастырь моего царства» (ранее эту формулировку императоры использовали только по отношению к Великой Лавре и Ватопеду) и решил в пользу З. спор с Хиландаром о владениях в Хандаксе (этому спору посвящены еще 3 акта). Далее источники ничего не сообщают о ктиторстве над З. балканских правителей, но с 1321 г. они регулярно сообщают о ктиторах более низкого ранга ( Болутов. 1961. С. 57; Павликянов. 2005. С. 70-74). Роль религ. и культурно-просветительного центра З. играл и во время османского завоевания благодаря поддержке молдав. и валашских господарей, которые в нач. XV в. построили и обновили в мон-ре ряд зданий, подарили обители иконы, богослужебную утварь и книги. Молдав. господарь Александр Добрый (1400-1432) ежегодно выделял монастырю 3 тыс. аспр, о чем сообщает акт от 9 февр. 1433 г. (вероятно, дата ошибочна, т. к. в это время в Молдавии господарями были Илиаш и Стефан II - см.: Павликянов. 2005. С. 75). По др. сведениям, Александр ежегодно выделял 10 тыс. аспр монастырю и по 1 тыс. аспр его монахам ( Куев. 1986. С. 39). Молдав. господарь св. Стефан III Великий (1457-1504) ежегодно выделял З. 100 дукатов (о несохранившемся хрисовуле от 10 июня 1466 сообщает Г. Смирнакис), в 1471 г. подарил 500 аспр, в 1475 г. построил на пристани башню и «дом для кораблей», в 1495 г. обновил стены, келлии и трапезную. После того как в 1500 г. родосские рыцари разрушили обитель, он отремонтировал монастырский комплекс и расписал церковь (1501-1502). По его указанию в З. вернулся книжник мон. Виссарион Хиландарский. В 1456 г. Стефан III вложил в мон-рь молдавскую икону вмч. Георгия ( Σμυρνκης. 1903. Σ. 559; Мердзимекис. 2003. С. 359; Pavlikianov. 2005. С. 29) и вышитую его дочерьми драгоценную завесу для нее, а позднее - 2 пергаменных с миниатюрами и богатой орнаментикой Евангелия - 1492 г. (ГИМ. Муз. 3641) и 1502 г. (Vindob. slav. N 7). Его сыновья и преемники также были ктиторами: Богдан III (1504-1517) завершил строительство пристани, а Петру Рареш (1527-1538; 1541-1546) купил для мон-ря мельницу близ Фессалоники. В 1568 г. Роксандра, мать молдав. правителя Богдана, подарила мон-рю 52 тыс. аспр ( Куев. 1986. С. 39), в 1575 г. молдав. господарь Петр Шкиопул издал грамоту о ежегодном выделении 100 дукатов и 6,5 тыс. аспр мон-рю и 500 аспр больнице. В 1651 г. молдав. господарь Василий Лупу дал мон-рю 2 грамоты (25 марта и 29 мая), по которым в управление З. был передан мон-рь Добровэц близ г. Яссы (совр. Румыния; зографская братия возродила мон-рь; в 1863, после секуляризации господаря Александра Кузы, он был упразднен). В 1698 г. господарь Антиох Кантемир подарил мон-рю заброшенный Киприановский мон-рь (см. ст. Кэприана ; к 1861 этот мон-рь имел 50 тыс. га земли, 16 сел, 2/5 его годового дохода достигали 12-15 тыс. тур. лир и поступали в казну З.- Болутов. 1961. С. 61).

http://pravenc.ru/text/Зограф.html

1687 . Коптево – Сретенская – Николаевская, мужская пустынь, ныне село Коптево, Вологодской губ., Грязовецкого у., в 25 вер. к юго-вост. от Гря­зовца, при рч. Великуше (см. карту Шу­берта, лист XX). Неизвестно когда осно­вана, но уже существовала в ст., когда в 1596 г. была приписана к Корнилиеву-Комельскому мон. “Ист. Росс. Иер.”, IV, 628. 1688 . Копысский, мужской, ныне за­штатный гор. Копыс, Могилевской губ. Имя его упоминается в 1655 г., когда он находился в Смоленской епархии. “Ист. Росс. Иер.”, VI, 1013. 1689 . Короцкий – Покровский, муж­ской, ныне приходская церковь Покрова (постр. в 1825 г.) в селе Короцко, Нов­городской губ., Валдайского у., в 5 вер. к югу от Валдая, при озере Короцком. Основан Иверским мон. при патриархе Никоне (XVII ст.), и оставался за ним до упразднения, которое последовало ра­нее издания штатов в 1764 г. Из игу­менов его упоминаются первым Тихон в 1644–50 г., последним Терентий в 1706 г. “Ист. Росс. Иер.”, IV, 776; Арх. Петра, “Опис. Ивер. Богород. мон.”, изд. 1850 г., 28; “Памят. кн. Новгор. губ. на 1858 г.”, прилож., 14; “Биржев. ведом.”, 1864 г., 46, стр. 188; “Сборн. Новгор.”, II, Отд. I, 79; Строев, “Спис. иер. и наст.”, 117, 73; “Русск. истор. Библиот.”, V, 24, 10 (ц. гр. 1645 г. о назначении м-рю руги; игум. Ти­хон из Великого Новгор. Покрова преч. Бого­род. с Короцка), 26, 11 (письмо Федора Ли­хачева к игум. Тихону о назначении м-рю руги), 94, 44 (в 1654 г. приписан с крестьянами и угодьями к Иверскому м-рю), 285, 97 (в 1656 г. м-рь имел во владении 17 крестьян. дво­ров), 1048, 434 (цар. грам. 1668 г. Иверск. м-рю о вотчинах; сказано, что в Короцком по­госте м-рь преч. Богород. честного и славного Ее Покрова построен на вотчинной земле Иверск. м-ря). 1690 . Косов – Рыбницкий, муж­ской, ныне посад Косов, Седлецкой губ., Соколовского у., в 20 вер. к сев. от Соколова. В жалов. грам. 1424 г. кн. Свидригайла на имение, данное Драгосинскому, сказано: «дали есьмо ему село на имя Косово с монастырем на реце на Рыбницы у волости Снятынской». “Акты для ист. Ю. и З. Р.”, I, 15.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

689. Васильевский – Кесарийский, женский, ныне приходская церковь в гор. Торжке, Тверской губ. Ужо существовал в XVI ст. и до Литовского разорения был женским; по возобновлении его в нем поселены монахи; в 1690 г. снова обращен в женский и приписан к Воскресенскому мон. в Торжке, а в 1764 г. обращен в приход. “Ист. Рос. Иер.» III, 503; “Памятн. кн. Твер. губ. на 1865 г.», Отд. III, 81; Отд. IV, 20 (опись 1625 г.); Токмаков, “Справ. указат. ист. матер.», I, 19 (в Архиве Мин. Иностр. Дел сохранилась грамота); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 475, 30; “Архив ист. и практ. свед. относящ. до Росс., 1860–61 г.», IV, 5 (Заметки о г. Торжке). 690. Васильевский – Мячковский, мужской, ныне село Мячкова Слободка, Владимирской губ., Гороховецкого у., в 7 вер. к сев.-вост. от Гороховца по Нижегородскому шоссе, на левом берегу р. Клязьмы, при озер. Мячковском и Долгом. Основан в половине XIV ст. преп. Евфимием Суздальским на пленившем его месте, заросшем густым лесом и окруженным водою. В 1764 г. упразднен и обращен в приход. В оставшейся церкви во имя св. Василия Великого и преп. Евфимия, которая построена в 1679 г., сохраняется древний посох преп. Евфимия. “Владимир. сборн.», 1857 г., 115; “Ежегодник Владим. губ. стат. Комит.», т. II, Отд. II, 63; “Владим. губ. вед.», 1851 г., 25 (Грам. патр. Иоакима, 1678 г., на построение двух камен. церквей); 1854 г., 32 (мон. быв. во Вл. губ.), 51 (описание); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 711, 46; “Акты истор.», I, 25 (Ж. гр. 1418 г. Нижегор. В. ко. Алекс. Иоан. Спасо-Евф. м-рю об освобожд. приписного к нему Горохов. св. Василий на Клязьме м-ря людей от пошлин и повинн.), 70 (Ж. гр. 1462 г. Спасо-Евфим. м-рю об управлении), 76 (Ж. гр. после 1462 г. Спасо-Евф. м-рю о неловлении для него рыбы с запрещ. ставиться в пустыни у св. Василия и брать людей, кормы и невод); Макарий, “Ист. Р. Ц.», IV, 199. 691. Васильевский – Трех – Святительский, мужской, ныне церковь Трех-Святителей в Киеве, на горе, у древнего Боричева взвоза. Когда основан неизвестно, но церковь св. Василия построена св. кн. Владимиром тотчас после крещения киевлян на том самом холме, где во дни язычества стоял Перун и другие богатые истуканы. Существование около церкви Васильевского м-ря свидетельствуется тем, что в 1231 г. игумен его Афанасий присутствовал при посвящении духовника в. кн. Василько Константиновича, Кирилла, на Ростовскую епископию. При нашествии татар в 1240 г. м-рь потерпел общую участь, и церковь оставалась в развалинах, пока не отдана Братскому м-рю, который в 1693 г. снова возобновил и определил строителя с братиею. В 1786 г. м-рь обращен в приход. “Полн. собр. лет.», I, 194; “Ист. Рос. Иер.», VI, 436; Ратшин, 147; Закревский, “Летоп. и опис. гор. Киева», 76; “Пут. по Св. мест. Русск.», II, 97; Строев, “Спис. иер. и наст.», 30; Макарий, “Ист. Р. Ц.», I, 48; III, 50; “Акты к ист. Ю. и 3. Р.», III, 40 (Челобит. 1646 г. игум. Брат. м-ря о возобнов. храма).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

стат. указатель г. Пскова”, 56, 44. 1807 . Николаевский из Корельского городка, мужской, давно уничтоженный, в окрестностях нынеш­него гор. Кексгольма, Выборгской губ., в Финляндии, на сев.-зап. берегу Ладож­ского оз. Существовал в XV ст. и по переписн. окладн. книгам Водской пя­тины 1500 г. имел во владении несколь­ко населенных деревень. “Временник Общ. ист. и древн.”, 1852 г., XII, 30, 74, 119, 143 (Пе­реписн. кн. 1500 г.); Макарий, “Ист. Р. Ц.”, VII, 34. 1808 . Николаевский – Красногородский, мужской, совсем несуществующий, при гор. Красном, Смолен­ской губ. О нем известно только, что в 1642 г. настоятелем его был архи­мандрит Неофит. “Ист. Росс. Иер.”, VI, 1016; Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 548 (литовского гор. Красного). 1809 . Николаевский – Кречев – Особный, мужской, ныне погост Кречев, Новгородской губ., Старорусского у., в 5 вер. к сев.-вос. от Старой Руссы, на левом берегу р. Полисти (см. “Воен,– топогр. карту 10 вер. в дюйме”, лист 42). Существовал в XV ст., когда в 1443 г. здесь была поставлена кам. церковь св. Николая, архиеп. Новгород. Евфимием. В 1572 г. Никольскому особному м-рю на Кречеве дана была жалов. грамота архиеп. Леонидом. По описи 1615 г. в нем значилось: «храм каменн, да трапеза дервянная Николай чудотв. и Александр Свирский , да в приделе Онуфрий Вели­кий и Петр Афонский и Нерукотворенный Образ». В 1676 г. приписан к Ивер­скому м-рю. “Ист. Росс. Иер.”, IV, 874; Архим. Макарий, “Церков. ист. опис. гор. Стар. Руссы”, 1866 г., 75; Строев, “Спис. иер. и наст.”, 116, 70; “Акты истор.”, I, 181 (Ж. гр. 1572 г. строит. Иоакиму и священноиноку Киприану); Макарий, “Ист. Р. Ц.”, VII, 32; “Временник Общ. ист.”, 1857 г., XXV, 98 (о приписке к Ив. м-рю); “Русск. истор. Библиот.”, V, 833, 329 (таже грам. 1676 г. ми­троп. Корнилия о приписке к Ивер. м-рю). 1810 . Николаевский – Кушеверский, мужской, ныне погост Кушеверский, Новгородской губ., Боровичского у., в 80 вер. к сев.-вост. от Борович, между р. Песью, озер. Сокольник и Игор. По описи 1581 г. значится: «В Кузмо-Демьянском погосте в Кушевере Ца­рев и Вел. кн. монастырь на черном лесу. А в нем церковь Никола Чудотв. на Крутом на реке на Песи. А на мо­настыре кельи: келья строителя Пимена, да 3 кельи, а в них старцы, да дво­рец конюшенной, да дв. гостиной, да дворец, а в нем живут монастырские детеныши, да дворец коровей». Неволин, “Пятины, в Зап. И. Р. Геогр. Общ.”, VIII, прилож., XI, 294; “Памят. кн. Новгор. губ. на 1858 г.”, при­лож., 31; Макарий, “Ист. Р. Ц.”, VII, 28.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

землею); Токмаков, “Справ. указ. ист. матер.», I, 6 (Дело 1682 г. по челобитью Трубч. Покров. попа Прокофия об отдаче ему Богородичного озера, которым несправедливо завладел Чолн. м-рь, и об отдаче м-рю пустоши Олешни и пожни Княжево Лугу в вечное влад.), 8 (Память из Прик. Бол. Дворца в Прик. Мал. Росс., 1690 г., о выписке, когда м-рю отданы в Трубч. у. из дворц. оброчн. угодий оз. Холдамер, селище Церковское и пр.), 9 (Дело 1699 г. о приписке к Киево-Печер. м-рю); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 921, 15; Иванов, “Опис. госуд. архива стар. дел», 349 (в 1700 г. имел 78 двор. крест.); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», II, ч. 1, 955 (назначение 1722 г. депутации к следствию по жалобе келаря м-ря монаха Тивуртия Феодорицкого); VII, 1726 г., 154 (келарь м-ря иеромон. Исаия назначен в СПб. стряпчим по делам Киево-Печер. обители); “Чтения в И. Общ. ист.», 1884 г., II, Отд. 1, 1 (опис. актов архива Маркевича; видно, что м-рь в 1718 г. был приписан к Киево-Печер. м-рю); “Русск. истор. Библиот.», II, 632, 166 (распросные речи старца Макария в 1624 г.; здесь м-рь назван Чемским); IV, 56 (Диариуш игум. Афанасия Филипповича, 1646 г.; м-рь Човский в полмиле от Трубчевска); “Архив юго-зап. России», ч. 1, т. V, 213, LV (наместник м-ря иеромон. Афанасий Мисловский в 1684 г. послан архим. Киево-Печер. Ясинским, в Москву с просьбою об утверждении его в сане). 1354. Черницкий – Архангело – Михаиловский в Поли или в Песках, женский, несуществующий давно, в гор. Пскове. В 1-ой Псковской летописи под 6906 (1398) год. сказано: «».... другую церковь Михаил святый камену же на Поли, в Черницком монастыри; а поставил Захарья Фоминич.» Во 2-ой летописи это событие занесено под 6907 (1399) год. со следующею вариациею: «…. и Михаил святый на Поли в женском монастыри; а поставил Захарья Фоминич.» В лето 7042 (1534) «Поставлена бысть церковь каменная святый Дмитрей в монастыри в Поли.» Он упразднен в 1764 г. “Полн. собр. лет.», IV, 195, 298, 303, 308; V, 524; “Ист. Росс. Иер.», V, 524; Ильинский, “Ист.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Селец Мстиславского р-на), известен с XVI в., в 1730 занят униатами, с 1839 православный, упразднен в 20-х гг. XX в.), могилёвский Братский Богоявленский (мужской, в Могилёве, основан в 1619-1620, упразднен в 1928), Буйничский Свято-Духов (женский, в совр. с. Буйничи Могилёвского р-на, основан в 1633 как мужской, в 1798 приписан к могилёвскому Братскому мон-рю, в 1835 преобразован в женский, упразднен ок. 1925), Мстиславский Тупичевский Свято-Духов (мужской, в совр. урочище Тупичевщина близ Мстиславля, основан в 1641, в 1842-1877 приписан к мстиславскому Николаевскому мон-рю, в 1877 упразднен, в 1886 возобновлен как женский, приписной к Мазоловскому жен. мон-рю, с 1903 самостоятельный, упразднен в 1918), Мазоловский (Мазаловский) (женский, в современной дер. Мазолово Мстиславского р-на, основан в 1665 как Преображенский, в 1727 (или в 1743) захвачен униатами, с 1788 православный, в 1832 главный храм освящен в честь Вознесения Господня, мон-рь упразднен в 1925), Охорский (Вохорский) Преображенский (мужской, в совр. дер. Охорь Чериковского р-на, известен с 1669, с 1842 приписной к могилёвскому Братскому мон-рю, с 1911 самостоятельный, упразднен ок. 1917), шкловский Воскресенский (мужской, в Шклове, основан в 1702, упразднен в 1846), шкловский Успенский (женский, в Шклове, известен с 1720, упразднен в 1795), Белыничский в честь Рождества Пресвятой Богородицы (мужской, в мест. Белыничи (ныне поселок Могилёвской обл.), основан в 1877, в 1927 присоединился к григорианскому расколу, вскоре был закрыт). Упраздненные (в границах М. е. до 1917): Лит.: Лобов М. Ректоры Могилёвской ДС, проходившие эту должность до 1798 г., с кр. биогр. о каждом из них сведениями//Могилёвские ЕВ. 1896. 4. С. 51-59; 5. С. 71-79; 6. С. 97-102; он же. История Могилёвской ДС за 1-й период ее существования (1759-1814 гг.)//Там же. 17-36; 1897. 1/2, 4/5-7, 10, 13, 14, 15; он же. Уездные и приходские училища, состоявшие в ведении Могилёвской ДС за 1-й период ее существования//Там же. 1897. 16. С. 201-209; Могилёвская старина.

http://pravenc.ru/text/2563894.html

2238 . Юрьев на Луце, мужской, давно упраздненный, в гор. Вильно. В грамоте 1524 г. Вилен. воеводе Гаштольду об отводе м-рю пустоши, между прочим, сказано: «Били нам челом законники св. Юрья, с Вильни, на Луце, и про­сили нас, абыхмо им дали землю пустовскую у Виленьском повете, к вспо­моженью тое церкви Божьее св. Юрья». “Акты Зап. Р.”, II, 127. 2239 . Яблонова, мужская пустынь, совсем уничтоженная, находилась близ села Большого Яблонова, Курской губ., Корочанского у., в 13 вер. к сев.-вост. от Корочи. Существовала в XVII ст. “Курск. губ. вед.”, 1856 г., 48 (М-ри Курск. губ.). 2240 . Яблонская – Успенская, муж­ская пустынь, ныне приписная церковь к селу Хевроньину или Февронскому, Олонецкой губ., и уезда, в 100 вер. к вост.-юго-вост. от Олонца, на острове р. Свири. Она уже существовала в XVI ст. До 1764 г. была приписана к Александро-Свирскому мон., уже тогда оставалась в запустении и имела обветшалую цер­ковь. “Ист. Росс. Иер.”, VI, 831; Озерецковский, “Путеш. по Ладож. и Онеж. оз.”, 136; “Памят. кн. Олон. губ.”, 1867 г., Отд. III, 29; Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 1010, 32. 2241 . Якиманский (Иоакима и Анны), женский, ныне церковь Рождества Хр., в гор. Суздале, Владимирской губ. Из несудимой грамоты, пожалованной Покров­скому Суздал. м-рю в 1623 г., видно, что он уже существовал в 1606 г. внутри города и тогда уже принадлежал Покровскому м-рю. По старым описным книгам гор. Суздаля он значился при существовавшей в 1754 г. и не имевшей тогда монастыря церкви во имя св. Иоа­кима и Анны или Якиманской. По описи 1761 г. Якиманская дерев. церковь нахо­дилась в самом городе. Эта церковь содержалась от Покровского жен. мона­стыря. “Ист. Росс. Иер.”, VI, 1032, 1054; Ан. Фе­доров, “Ист. собр. о граде Суждале”, 60; Бакмейстер, “Топогр. извест.”, I, 140; “Акты истор.”, III, 119 (Несудим. гр. 1623 г. Покров. Суздальск. м-рю). 2242 . Яменский, мужской, совсем уничтоженный, в окрестностях дер. Ямки, Киевской губ., Чигиринского у., в 65 вер. к юго-зап. от Чигирина и в 56 вер. от мест. Ставидлы, на границе Херсонской губ. В реестре обид, при­чиненных поляками и униатами православ. украин. духовенству, представлен­ном в 1766 г. Польскому королю игуменом Мотронинского м-ря Мелхи­седеком, значится: «Монаха Феоклия, строителя Яменского, полковник Вечалковский держал в колодках и чрез несколько месяцей работал ему тачками, у коего и денег да несколько десять рублей взял». “Архив юго-зап. России”, ч. 1, т. II, 140, XLIII.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Царь писал патриарху Филарету 30 сент., что «из монастыря... пойдем октября в 1 день» (Письма рус. государей. 1848. С. 46). Однако согласно Житию, царь Михаил Феодорович и его мать выехали из мон-ря только 4 окт. В Житии прп. Макария говорится: «И оттоле уставися во святей сей и чудотворней Лавре Унжестей особый праздник великому чудотворцу преподобному отцу Макарию повселетно октоврия месяца в четвертом числе совершати в память прихождения государя царя и великаго князя Михаила Феодоровича. Да в том же числе по нем великом государе и панихида поется в монастыре сем» (цит. по: Херсонский. Летопись. 1888. Вып. 1. С. 21). После 1619 г. М. У. м. неизменно пользовался покровительством династии Романовых. Настоятель игум. Зосима получил право ездить в Москву к царю и к патриарху с образом прп. Макария и «со святыми водами». Эти поездки обыкновенно совершались 2 раза в год. В 1616-1644 гг. царь Михаил Феодорович выдал мон-рю 14 жалованных грамот на имения и угодья, а также предоставил различные льготы. 15 янв. 1626 г. патриарх Филарет передал в дар мон-рю «животворящий крест древомасличный, а на нем резь дванадесять праздников цена пятнадцать рублей, да сорок рублев денег из своей келейные патриарховы казны» ( Вознесенский. 1859. С. 12). После 1929 г. местонахождение креста неизвестно. В 1616 г. в М. У. м. проживало 22 насельника, в 1652 г.- 61 насельник: игумен, 5 иеромонахов, 3 иеродиакона, 42 монаха и 10 т. н. больничных старцев. В 1620 г. в обитель пришел мон. Авраамий , желавший возобновить Макариев Желтоводский мон-рь. Он поклонился «честному и чудотворному гробу» прп. Макария и попросил у игум. Зосимы и братии икону с изображением прп. Макария. Братия «дароваша ему икону» и благословила его возобновить обитель на Жёлтых Водах. Земельные владения О владениях мон-ря в XV в. сведений нет. В 1579/80 г. жалованной грамотой царя Иоанна Грозного обители был передан бортный лес «с Корякова рубежа по речку по Нозиму» в Унженской (Уженской) осаде Галичского у. В нач. XVII в. посадский человек г. Унжи Фома Крюков, принявший в М. У. м. постриг с именем Феодосий, пожертвовал насельникам пустошь Тимошино на Ветлужской дороге в 40 верстах от мон-ря и двор на посаде в Унже. В 1603/04 г. царь Борис Феодорович Годунов выдал мон-рю жалованную грамоту на рыбную ловлю «в Стреже реке и в Унже от реки Марьинки вверх по речку Ирш, озерко Доман, озеро Свиное, да выше Ирша заводь Темницына». Той же грамотой за обителью закреплялся двор Крюкова в Унже.

http://pravenc.ru/text/Макариев ...

Глухов. м-рь); т. VI, 549, (письмо 1625 г. игумена м-ря Василия к царю Михаилу Феод. с прошением вспоможения для церков. строения), 575, ССХХХ (письмо 1626 г. игумена Василия к Путивльским воеводам о побеге в пределы Москов. государ. малороссийск. монахов). 1098. Пречистенский – Казанский, женский, упраздненный, в гор. Рыльске, Курской губ. Уже существовал в полов. XVII ст., и в 1656 г. в него определена игум. Ираида. До издания штатов 1764 г. принадлежал к Синодальной области и в этом году упразднен. “Ист. Росс. Иер.», V, 646; Строев, “Спис. иер. и настоят.», 652; “Опис. докум. и дел архива св. Синода», II, ч. 1, 584 (указ 1722 г. о выдаче игуменье Ксенофонте с сестрами жалованья на 1721 и 1722 год.), 591 (прошение 1722 г. игум. Ксенофонты о выдаче м-рю положенного жалованья за 1721 г.); VII, 1727 г., 4 (прошение той же игуменьи Ксенофонты о выдаче м-рю жалованья с 1722 г.). 1099. Пурдышевский – Рождественский – Богородицкий, мужской, ныне село Пурдышки или Пурдошки, Пензенской губ., Краснослободского у., в 40 вер. к сев.-зап. от Краснослободска, на левом берегу р. Мокши. Уже существовал в 1595 г., когда получил грамоту от царя Феодора Иоанновича и имел миссионерское значение среди Мордвы. В 1651 г. приписан к Саввину-Сторожевскому мон. и в 1764 г. уцразднен. “Ист. Росс. Иер.», V, 649; Смирнов, “Ист. стат. опис. Саввино-Сторожев. мон.», 108; “Акты истор.», 94 (Несудим. грам. 1621 г. игум. Ионе, 1650 г. игум. Симеон); V, 191 (Наказ, данный в 1689 г. Савво-Сторожев. властями строителю приписного Пурд. мон. об управлении монастырскою вотчиною); “Рязан. губ. в.», 1854 г., 27 (Распрост. христиан. в пределах Рязан.); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 898, 5; “Акты Археогр. Эксп.», IV, 235 (Проездн. гр. 1679 г. Саввину м-рю); “Дополн. к Акт. истор.», X, 81 (Роспись приписн. м-рей 1683 г.); “Акты юридич.», 163 (Межевая выпись 1611 г. на землю; игум. Арсений); “Собр. госуд. грам. и договор.», IV, 128 (Постановл. 1681 г. о содержании архиереев); “Опис. Москов. архива Мин. Юстиции», II, книги дозорн., переписн. и проч., 194 (казначей м-ря старец Феодосий Козловский 1698 г.). 1100. Пустынно – Подлесская – Николаевская, мужская пустынь, ныне погост Пустоподлесье (Шестово), Смоленской губ., Бельского у., в 70 вер. к сев. от Бельска. Основана иноками Предтечева м-ря в Вязьме в 1702 г. на иждивение Савельевых. В 1764 г. упразднена и обращена в приход. “Ист.-стат. опис. Смолен. епар.», 294, 349.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

О следовании образу жизни монахов Луксовия (ad modum Luxouiensis monasterii) говорится в грамотах еп. Фарона мон-рю Ресбак и еп. Драузия Свессионского (Суасонского) мон-рю Пресв. Девы Марии в Свессионе (667). Согласно грамоте св. Элигия мон-рю Солемниак (638), попечение об обители, освобожденной от епископской юрисдикции, было поручено аббату Луксовия (MGH. Scr. Mer. T. 4. P. 748). В нормы «устава» входила верность дисциплине и послушание аббату, литургические обычаи, определение мон-ря как священного пространства, закрытого для мирян ( Diem. 2002; Idem. Monks. 2007; Idem. 2011. P. 64-70). В реальности каждый мон-рь, принадлежавший к традиции К., следовал своему набору правил, заимствованному из разных источников. Так, согласно Житию св. Филиберта, основатель мон-ря Гемметик посетил обители, жившие по «уставу» К. (cenobia sub norma sancti Columbani degentia) в Галлии и Италии. При создании устава для своего мон-ря Филиберт, «подобно мудрейшей пчеле», заимствовал все самое полезное из правил святых Василия Великого, Макария, Бенедикта и К. (Basilii sancti charismata, Macharii regula, Benedicti decreta, Columbani instituta sanctissima - Vita Filiberti. 5//MGH. Scr. Mer. T. 5. P. 587; ср.: Fox. 2014. P. 298-300). Дискуссионным является вопрос о том, знал ли К. Устав прп. Бенедикта (см. ст. Венедикт Нурсийский ) или нет. Ж. Мабильон и А. де Вогюэ считали, что в 1-й гл. «Правил для монахов» цитируется 5-я гл. Устава Бенедикта, который К. мог получить от свт. Григория Великого. Однако предполагаемая цитата - единственная и к тому же не является точной; в лучшем случае здесь можно усматривать аллюзию на общий источник. Тем не менее во мн. монастырях традиции К. использовались правила, названные в источниках «устав святых Бенедикта и Колумбана». В грамоте св. Элигия об этом уставе говорится как о правилах, действовавших в Луксовии: насельники Солемниака должны были «следовать стезей святейших мужей монастыря Луксовий» и строго соблюдать «устав блаженнейших отцов Бенедикта и Колумбана» (MGH.

http://pravenc.ru/text/Колумбан.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010