Чтобы восстановить богослужебную практику монастыря, весной 1857 года попечением севастопольского купца 1-й гильдии Павла Телятникова на скорую руку соорудили небольшой деревянный храм в честь Семи священномучеников, в Херсонесе епископствовавших. 29 апреля 1857 года архиепископ Иннокентий хотел лично освятить новую херсонесскую церковь. Однако из-за болезни он поручил 30 апреля совершить чин освящения архимандриту балаклавского Георгиевского монастыря Геронтию, которому особенно наказал помолиться о своем здоровье на обедне и за молебном. 6 мая преосвященный Иннокентий побывал во Владимирской киновии. Его встретил настоятель с крестом и святой водой и приветствовал словами: «Вниди, преосвященный владыка, и вход твой да будет залогом радости сей страждущей земле; благовествуй нам мир». Вид обители, едва возникающей из развалин, болезненно подействовал на попечительного архипастыря. Он благословил киновию Корсунской иконой Божией Матери, перед которой, по установившемуся в монастыре обычаю, по средам стали совершать молебное пение с акафистом Покрову Пресвятой Богородицы. В 1895 году на этот образ сделали новую серебряную с позолотой ризу, украшенную драгоценными камнями. В новой церкви после молитвы владыка благословил одного брата в рясофор, назвав Ефремом, по имени одного из священномучеников Херсонесских. Потом он обошел храм и, указывая на малые узкие окна алтаря, заметил: «Прекрасно сделали, придержавшись старины; это очень кстати на древних развалинах!» В братских кельях архиепископ Иннокентий пробыл около часа. Во время чаепития он передал настоятелю Евгению 150 рублей серебром, сказав при этом: «На вот тебе на новоселье, на хлеб; а еще пришлю из Одессы, по приезде, 400 рублей». А братии, благословляя ее, промолвил: «Трудитесь и живите только, а мы для вас все сделаем, Бог даст». В заключение владыка преподал наставления бывшим на трапезе настоятелям крымских скитов и монастырей, после чего уехал в Балаклавский монастырь. Посвящение храма семи епископам-мученикам выражало поклонение их подвигам во имя Христа Спасителя. 7 (20) марта празднуется день памяти этих истинных просветителей Херсонеса-Севастополя: Василия, Ефрема, Капитона, Евгения, Еферия, Елпидия и Агафодора.

http://pravoslavie.ru/45372.html

Сподвижник священномученика Василия епископ Ефрем написал боговдохновенное «Сказание о совершившемся над отроком чуде священномученика и апостола Климента», дошедшее до нашего времени в греческой рукописи XII века. Он некоторое время подвизался в Херсонесе, а затем отправился с проповедью в скифские земли. Миссионерские труды его обратили многих язычников ко Христу. Однако в марте 315 года священномученик Ефрем был казнен противниками Церкви Христовой. Епископ Евгений, узнавший о кончине святого Василия, с благословения Иерусалимского патриарха Ермона отправился в Херсонес. К нему присоединились епископы Агафодор и Елпидий. Труды их по распространению христианства среди местных жителей были столь усердны, что язычники, посчитавшие за должное пресечь их, в марте 311 года подвергли истязаниям вначале святого Евгения, а затем и двух его товарищей – священномучеников Агафодора и Елпидия. Нетленные тела их были тайно погребены херсонесскими христианами. Затем в Херсонесе мирно правил духовною паствою святитель Еферий († 324), убедивший византийского императора святого Константина Великого в необходимости указа о свободе христианского вероисповедания. В 325 году святой император Константин направил на Херсонесскую кафедру епископа Капитона, куда тот и пожаловал под защитою военного отряда. В том же году священномученик Херсонский присутствовал на I Вселенском Соборе в Никее. Когда он увидел, что малочисленная община херсонесских христиан оказалась отторгнутой от городской жизни, то явил чудо, свершившееся по вере его, – остался невредимым в раскаленной пещи для обжига извести, после чего многие обратились ко Христу. Святой Капитон был утоплен язычниками во время его путешествия на корабле из Херсонеса в Константинополь. Случилось это 21 (или 22) декабря, но память его празднуется 7 марта. Мощи блаженного епископа покоились в посвященном ему херсонесском четырехапсидном храме, возведенном над чудесной печью. В агиографических источниках, в частности в «Житии херсонесских священномучеников», указано, что два первых христианских храма в Херсонесе возвели святитель Еферий (около 324 года) и святой епископ Капитон (в 325 году) . До того времени христиане, по понятным причинам, не могли строить храмовые здания. Литургия совершалась в частных домах. И ход ее в раннехристианский период ничего не требовал, кроме стола для евхаристии и благоговейного собрания верующих. Потому всякие попытки обнаружить на херсонесском городище материальные свидетельства христианства с I по IV век, то есть после проповедей святого апостола Андрея и священномученика Климента и до прибытия в Херсонес христианских миссионеров – семи священномучеников Херсонесских, выглядят, по меньшей мере, наивными. Еще митрополит Московский и Коломенский Макарий (Булгаков, † 1882) в фундаментальном труде «История христианства в Росси до равноапостольного князя Владимира» решительно утверждал, что «в два последующих века – II и III – ничего не известно о следах христианства в краю Херсонском» .

http://pravoslavie.ru/4374.html

Радуйтеся, Ефреме и Василие, насадителие веры в Херсонесе и священномученицы. Радуйтеся, Евгение, Елпидие и Агафадоре, продолжателие подвигов в том же граде, за Христа и паству кровь свою пролиявшии. Радуйтеся, Еферие и Капитоне, преславными чудесы в христианскую веру град и страну приведшии. Радуйтеся, вси седмочисленнии священномученицы, кровьми вашими в Херсонесе Тавричестем Церковь Христову утвердившии, от нея же и мы освящение прияхом. Радуйся, непрестанно земными и небесными прославляемая Царице Богородице, всех нас Своим честным покровом покрывающая. Радуйтеся, светильницы Церкви нашея, вси святии в земли Тавричестей просиявшии! Кондак 4 Буря нечестия идолобожнаго, аще и восставаше по временам, но десницею Божиею укрепляющею архипастырей Церкви Христовой дивным подвигом проповедания и чудесы от волков хищных соблюдши словесное стадо, утверждашеся в вере паства Таврическая, яже и доселе стоит в чине своем, победно поюще Богу: Аллилуиа! Икос 4 Слышаша святии угодницы земли Таврическия сладчайший глас Христов: «Иже хощет по Мне идти, да отвержется себе. И возмет крест свой и по Мне грядет», оставиша мир и вся яже в нем под сень Животворящего Креста притекоша и всем благовестиша спасение чрез крестныя страдания Господа нашего и Спасителя и сами блаженства райския улучивши, умилением напаяют сердца наша, вопиющия им таковая: Радуйся, Евангеле Томитанский и всея Скифии наставниче, от земли к небесем востекий. Радуйся, святителю Господень Еферие Херсонесский, втораго Вселенскаго Собора председателю. Радуйся, великий вселенский учителю Иоанне Златоусте , об устроении Скифския и Таврическия Церкви имевый попечение велие. Радуйся, иерарше Таврический, исповедниче Геронтие, неусыпный о нас пред Богом предстателю. Радуйся, единому Богу ведомый святителю Тавриды, на пятом Вселенстем Соборе восседый и в книзе жизни вечныя со Вселенскими отцы вписанный. Радуйся, достоблаженне Феотиме, святителю Скифский, благовестителю спасения. Радуйся, архипастырю Тимофее, украшение Церкви Божией, в Скифии и Готфии потрудивыйся.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-vse...

В чем нравственная сила св. великого кн. Владимира? Свт. Иоанн (Максимович) В чем нравственная сила святого великого князя Владимира? Святитель Иоанн (Максимович) Князь Владимир сам в себе проявил истинного христианина и проповедовал Христа не столько словом, сколько личным своим примером. Первый храм херсонесского Владимирского монастыря Первый храм херсонесского Владимирского монастыря К 150-летию освящения церкви в честь Семи священномучеников, в Херсонесе епископствовавших Ольга Ковалик Основанный в 1852 году херсонесский Владимирский монастырь почти полностью был разрушен во время Крымской войны. С наступлением мирного времени началось возрождение обители, и первым ее храмом стала небольшая деревянная церковь в честь Семи священномучеников Херсонесских (память 7/20 марта) – как знак преклонения перед подвигами епископов-мучеников, совершенными во имя Христа в Херсонесе. Выбор веры Прот. Андрей Ткачев Выбор веры Протоиерей Андрей Ткачев Богу часто нужно призвать одного, чтобы через него обратить многих. И если тогда вождь выбирал за всех своих подданных, то сегодня каждый выбирает за себя. Равноапостольный князь Владимир. Часть 2: Крещение Руси Равноапостольный князь Владимир. Часть 2: Крещение Руси Александр Парменов В обратный путь к Киеву новый цесарь Владимир-Василий с супругой и сопровождающими отправился через Крым, Тамань и Азовские земли, входившие в состав его обширных владений. Впереди царского поезда с частыми молебнами и несмолкающими священными песнопениями несли кресты, иконы, святые мощи. Казалось, сама Вселенская Церковь двинулась в просторы Русской земли, чтобы обновить ее в купели крещения, а будущая Святая Русь открывалась навстречу Христу и Его Церкви. Равноапостольный князь Владимир. Часть 1: Начало княжения, усиление язычества Равноапостольный князь Владимир. Часть 1: Начало княжения, усиление язычества Александр Парменов Варяги-исповедники Феодор и Иоанн стали первыми мучениками за святую православную веру в Русской земле. Уже в эпоху преподобного Нестора Русская Православная Церковь почитала их в сонме святых.

http://pravoslavie.ru/63057.html

Не имеет смысла касаться и сложной истории Херсонской епархии. По этому поводу довольно точно высказался серьезный крымский исследователь В.Е. Науменко: «Уже Константинопольские Поместные Соборы 869–870 и 879 годов отразили парадоксальную ситуацию, когда официальные представления по церковно-административному устройству Византии, основанные на данных notitiae (списках епископий. – О.К. ), противоречили реальной ситуации, особенно в отдаленных провинциях империи. Это положение усугублялось многочисленными ошибками и погрешностями в копиях, что делало необходимой ревизию существующей номенклатуры и иерархии» . Отметим только, что Херсонская епархия известна с IV века. Поначалу она подчинялась Иерусалимскому патриарху, с V века – Константинопольскому. К концу VII столетия Херсонская Церковь стала частью Зихийской епархии, причем епископ Херсона в нотициях VIII–IX веков обозначался привилегированно первым. Подпись «недостойного епископа Херсона Дорантского» Георгия находим в актах Трульского Собора в Константинополе 692 года. В нотиции, составленной около 869 года, автокефальная Херсонская архиепископия Константинопольского Патриархата стоит под номером 63. И хотя херсонские владыки носили сан митрополита с 1382 года, епархия была возведена в митрополию только в самом конце XIV века и, как писал А.Л. Бертье-Делагард, «терпела великую бедность, заводя с соседями всяческие споры и пререкания из-за нескольких деревушек и выпрашивая подачки у Константинопольского патриарха» . Поименуем епископов Херсонских. Кроме вышеуказанных Семи священномучеников Херсонесских, это: Ефрем II, Еферий II, бывший на II Вселенском Соборе в Константинополе, Андрей Логгин, Стефан, Ефрем III, Георгий I, Георгий II, Павел, Феодор, Феофан, Кирилл, Игнатий I, Василий, Лев, Иеремий, Игнатий II, Макарий и митрополит Фаддей, в 1392–1394 годах участвовавший в восьми заседаниях Константинопольского Синода и вскоре после этого умерший. После того как в 1394 году великий литовский князь Ольгерд разрушил Херсонес, его приходы влились в состав Готской епархии.

http://pravoslavie.ru/4378.html

264 Золотарев М. И. Отчет о раскопках в северо-восточном районе Херсонеса в 1978 г.//Архив НЗХТ. – Д. 2051. – Л. 6, рис. 7–11. 265 К этому времени близки находки в подземелье монеты Констанция I и трех монет Льва I (Отчет ООИД... – С. 20). 266 Жития свв. Ефрема, Василея, Евгения, Агафодора, Елпидия, Еферия и Капитона//Лавров П. Жития херсонесских святых в греко-славянской письменности/Памятники христианского херсонеса. – М., 1911. – Вып. 2. – С. 156, sec. 8; Страдание святых священномучеников и епископов Херсонских Василея, Капитона и иных с ними: Пер. с греч. В. Латышев//ИАК. – 1907. – Вып.23. – С. 110, гл.8; Сорочан С. Б., Зубарь В. М., Марченко Л. В. Жизнь и гибель Херсонеса. – С. 568. 267 Подр. см.: Сорочан С. Б., Зубарь В. М., Марченко Л. В. Жизнь и гибель Херсонеса. – С. 294–295, 298–299; Сорочан С. Б., Зубарь В. М., Марченко Л. В. Херсонес... – С. 97–100; Протоиерей Александр Пелин. Топография христианского Херсонеса IV–XIV века: Дисс. ... канд. богословия/Московская Духовная Академия. – Сергиев Посад, 2001 (рукопись). – С. 84–93. 268 Отчет ООИД... – С. 20. Вероятно, именно это обстоятельство подтолкнуло Ю. М. Могаричева заявить, что «убедительных доказательств в пользу раннесредневекового происхождения храма нет», а все материалы и монеты появились в нем «в результате засыпки или попадания натечного слоя после прекращения функционирования церкви» (Могаричев Ю. М. Пещерные церкви... – С. 95). 269 Первое прочтение печати было сделано с ошибками (Юргевич В. Исторический очекр пятидесятилетия императорского ООИД 1839–1889. Одесса, 1889. – С. 65). Имя Георгия Цулы, императорского спафария, а затем протоспафария и стратига Херсона, императорского протоспафария Боспора, ныне хорошо известно из сфрагистических и нарративных источников XI в. (см.: Сорочан С. Б., Зубарь В. М., Марченко Л. В. Жизнь и гибель... – С. 319–320). 272 Ср.: Якобсон А. Л. Средневековый Херсонес. – С. 74; Якобсон А. Л. Крым в средние века. – С. 20; Могаричев Ю. М. Пещерные церкви... – С. 96; Могаричев Ю. М. К вопросу о «пещерном храме» на Главной улице Херсонеса. – С. 229–238.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Показательно, что в греческих рукописях Парижской Национальной библиотеки 1587 и 1617 подчеркивалось: Капитон, утвердившись в Херсонесе, задумал разрушить храм tou Partheniou eidolou legomenou, тο есть «идола Парфенос», вероятно, древний ксоанон богини Девы (Сотейры, Простаты, Басилиссы), о котором, наряду с одноименным храмом, упоминал Страбон, и построить взамен церковь апостола Петра, что и породило спор епископа с неверными, закончившийся знаменитым чудом с печью, на месте которой в противоположной, юго-западной оконечности Херсонеса, как убедительно доказал К. Э. Гриневич, горожане со временем воздвигли мемориальный четырехапсидный теофанический мартирий 846 . Символизм и значительность описаного в Житии святого действа, происходившего на Восточной площади, становится гораздо рельефнее и понятнее с учетом того, что происшедшее крещение увязывается не с любым другим местом, но именно с тем, где херсонеситы долгое время, вплоть до начала массовых гонений на язычников в конце IV в., почитали богов своих главных, государственных, полисных культов, выражали свое не только религиозное, но также политическое и социальное благочестие и набожность. Необходимо было подорвать остававшуюся столетиями, несмотря ни на что, непоколебимой веру в обиталище местных божеств и в культ главной патронессы – Партенос, в ее чудодейственную силу, которая являлась квинтэссенцией религиозного мышления херсонеситов и своеобразным мерилом их памяти. Демонстрация бессилия богов искорененного херсонесского Парфенона и явилась окончательным знаменательным событием на оскверненном, с точки зрения язычников, теменосе, ставшим в свою очередь еще более надежным гарантом, чем заложники-дети, что обратного пути не будет. Таким образом, сначала ранний храм св. Петра, а затем сменившая его одноименная базилика 36 стали служить крайней восточной точкой во время стациональных литургий – богослужебных последований, процессий, связанных с именем апостола – первокрестителя язычников и с почитанием священномучеников – первых епископов Херсонских.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > У нас есть купель, из которой мы все вышли - Херсонес Благочинный Севастополя протоиерей Сергий Халюта твёрдо уверен: «мы - единый народ» 27.07.2015 625 Время на чтение 10 минут - Вы служите на земле, где христианство присутствует с самых первых веков. Насколько чувствуется связь времен? - Древний Херсонес - это место, которое является купелью святого равноапостольного князя Владимира и его дружины. Это место обретения нашего славянского языка. Место, где апостол Андрей Первозванный посеял первые семена христианства, и эти семена вырастил священномученик Климент Римский, а продолжили его дело священномученики Херсонесские - Ефрем, Василий, Евгений, Елпидий, Агафодор, Еферий и Капитон, святитель Мартин Исповедник и многие другие угодники Божии. Конечно, это место для нас является святым. И, безусловно, даже когда идёшь по этой земле, когда проходишь мимо Агоры - главной площади города, понимаешь: на этой торговой площади происходили главные события города Херсонеса - проповедовал апостол Андрей Первозванный, потому что здесь было всегда многолюдно. Святитель Климент Римский обрёл здесь множество христиан, предание говорит о трёх-пяти тысячах, он же основал до семидесяти церковных общин. Через эту же площадь волочили первого Херсонесского епископа, великого подвижника - священномученика Василия, чтобы убить за пределами города. За убиенным епископом Василием пришёл следующий епископ, присланный патриархом Иерусалимским Ермоном... Посещая Херсонес и, в частности, его главную площадь, безусловно, осознаёшь его значимость не только в истории Древнерусского государства, не только в истории наших славянских народов, но в истории всей Православной Церкви, всей Вселенской Церкви. - Где находится Иерусалим, и где - Херсонес. - Да, но именно сюда из Иерусалима пришёл апостол Андрей Первозванный. Именно в Херсонес патриарх Иерусалимский Ермон прислал в страну Тавроскифскую, в город Херсонес, епископов Ефрема и Василия. Где находится Византия, Константинополь, и где - Таврида, Херсонес. Но именно из Константинополя в Херсонес пришёл будущий святой равноапостольный Кирилл, учитель словенский, а тогда еще - Константин Философ.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Именно отсюда, из Корсуни, ведет свое начало Русская Православная Церковь. Здесь звучала проповедь святого апостола Андрея Первозванного; здесь пострадали за Христа многие мученики и исповедники: священномученик Климент Римский, семь священномучеников-епископов Херсонесских: Василий, Ефрем, Капитон, Евгений, Еферий и Агафодор (IV век), святитель Мартин Исповедник (VII в.), преподобномученик Евстратий Киево-Печерский (XI в.). На этом месте веками непрестанно возносилась молитва. Здесь святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий обратили в веру христианскую хазарского князя, и по их молитве были обретены мощи св. Климента, покоившиеся на дне морском. Здесь в 988г. принял Крещение святой равноапостольный князь Владимир со своей дружиной и обвенчался с Анной, сестрой византийских императоров. Два больших строительных крана возле восстанавливаемого Владимирского собора заметны издалека и могут служить ориентиром на пути к музею-заповеднику " Херсонес Таврический " . Собор был заложен в 1861г. императором Александром II над остатком древнего храма во имя Рождества Пресвятой Богородицы, в котором принял Святое Крещение просветитель Руси, равноапостольный князь Владимир. Владимирский собор на фотографиях начала XX века поражает своей красотой и величием. Крестообразный в плане, увенчанный огромным куполом с цинковой черепицей и большим золоченым крестом, собор служил символом преемственности между Константинополем и Москвой. Грандиозное сооружение имело два этажа - верхний и нижний храм - и пять престолов. По свидетельству очевидца, архиепископа Никанора, " поистине, стоящие среди верхнего соборного храма Херсонесского монастыря могут сказать, подобно послам св. Владимира, бывшим в храме св. Софии в Царьграде: " Стояще в храме сем на небеси стояти мним " . Отрадно засвидетельствовать, что внешнему величию храма и красоте отделки его вполне соответствует и все его убранство, а также и служение, совершаемое в нем истово и благоговейно " . В соборе хранились такие святыни, как чудотворный список Корсунской иконы Божией Матери, частица Животворящего Креста Господня и 115 частиц мощей святых.

http://pravoslavie.ru/put/vozrozhd/herso...

До 1995 г. в соборе не было колокольни. Все большие и малые колокола прежней колокольни были уничтожены, и вместо них использовались маленькие колокольчики в количестве 8 штук, которые размещались на паперти. Площадь, занимаемая собором составляет 1441 кв.м, внутри храма - 762,51 кв.м. Высота стен верхнего храма - 9,7 м. Высота купола - 19,7 м. Купол восьмиугольный. Расстояние между противоположными гранями - 10,9 м. До 1991 г. Херсонская область входила в состав Одесской епархии, правящий Архиерей которой посещал Свято-Духовский собор один раз в год, на его храмовой праздник. По решению Священного Синода УПЦ от 11 февраля 1991 года, в результате деления Одесской епархии, была образована Херсонская епархия. Первым Правящим Архиереем ее стал митрополит Леонтий (Гудимов), который похоронен у алтарной стены собора напротив придела Священномучеников Херсонесских. Стараниями следующего управляющего Херсонской епархией Епископа (с 2000 г. - Митрополита) Иллариона (Шукало) (годы правления - 1992 - 1997) был расширен, отреставрирован и 12.08.96 г. освящен Преображенский нижний придел Свято-Духовского кафедрального собора, а также построена новая колокольня. В это же время были начаты реставрационные работы в кафедральном соборе, которые продолжились при последующих херсонских архиереях - Епископе Иове (Смакоуз) (1997 - 1999 ), Архиепископе Ионафане (Елецких) (1999 - 2006 ) и Архиепископе Иоанне (Сиопко) (с 2006 - поныне). Святыни [ править править код ] Богослужения [ править править код ] В настоящее время информация отсутствует. Вы можете помочь в заполнении подраздела . Местонахождение [ править править код ] Адрес: 73025, Украина, г. Херсон, ул. Декабристов, 36 Телефоны: (0552) 26–61–70, 26–20–23 Где остановиться [ править править код ] " Компас Отель Херсон " (бывшая гостиница " Затерянный мир " ) расположен в историческом центре Херсона вблизи делового, культурного и административного сердца города, а также главных его достопримечательностей: театров, музеев, памятников истории и архитектуры, парковых зон, Днепровских набережных и т.п.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Духовски...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010