ХЕРСОНЕССКИЙ МОНАСТЫРЬ В обители построили храмы: Владимирский собор; каменная церковь во имя Семи священномучеников Херсонесских (12 апреля 1861 г.  освящена); в 1860 году по проекту архитектора К. Вяткина начали строить двухэтажный братско-настоятельский корпус. В северной части здания устроили домовую церковь, которую освятили 14 июля 1863 года во имя Покрова Божией Матери (сегодня это малый экспозиционный зал средневековой истории Херсонеса). В 1899 году в братском корпусе делали ремонт, и церковь перенесли в центральную часть, освятив в 1900 году во имя Корсунской иконы Божией Матери (теперь это большой экспозиционный зал). Многие туристы, приехавшие в Севастополь, отправляются на Гераклейский полуостров побродить среди развалин древнего города Херсонеса. От центрального входа аллея, по обеим сторонам которой растут темные печальные туи, ведет к двум зданиям. Здесь находятся античный и средневековый отделы музея. А раньше это были монастырская трапезная и братско-настоятельский корпус Херсонесского монастыря. История монастыря началась с посещения этих мест архиепископом Иннокентием. Конечно же, на руинах легендарного Херсонеса, на месте крещения киевского князя Владимира было решено основать монастырь. Создавалась киновия под руководством настоятеля Бахчисарайского Успенского скита архимандрита Поликарпа, но весь основной труд лег на плечи игумена Василия (Юдина). Именно он собирал пожертвования и занимался строительством первой церкви. Небольшой каменный храм был освящен в честь княгини Ольги 23 февраля 1853 года. Рядом с церковью во вновь созданном Херсонесском монастыре построили два небольших дома для монахов. Но мирная жизнь киновии прервалась началом Крымской войны. На территории монастыря французы разместили свою батарею и пороховые склады. В результате яростных обстрелов церковь и все остальные здания были полностью разрушены. Архиепископ Иннокентий искренне сожалел по этому поводу: " Двух скитов наших - Херсонесского и Инкерманского - как не бывало..., Херсонесский, построенный едва не одними слезами, пошел на топливо у французов " . После окончания войны игумен Василий отправился собирать пожертвования на восстановление обители на Дон, в 1856 году он, переправляясь через реку, утонул. Новым настоятелем монастыря был назначен иеромонах Таврического Архиерейского Дома Евгений.

http://sobory.ru/article/?object=01502

Еще был я в Инкермане. От Херсонеса он отстоит по морю верст на семь: тут была в древности римская каменоломня, куда святой священномученик Климент, папа римский, ученик св. Апостола Петра, по его жизнеописанию, послан был в заточение, в работу. На этом месте в Инкерманских высоких скалах высечена пещерная церковь , по преданию самим св. Климентом. В сей церкви, там, где св. алтарь, над горним местом, в верху высечена впадина в роде купола и в ней выпукло изображен четырехконечный крест вовсю почти величину того купола, около полутора аршина. С этого креста, в уменьшенном виде, я посылаю вам рисунок. Есть в Инкермане и другие пещерные церкви, в которых также находятся изображения четвероконечного креста. Все эти христианские древности несомненно доказывают, что в древнейшие времена христианства четырехконечный крест был почитаем и поклоняем христианами: ибо древние христиане, если бы не поклонялись четырехконечному кресту, не стали бы и воображать его на таких местах, как в алтаре в куполе, на передней стене, где самое место доказывает, что он изображен для поклонения. Что на это скажут именуемые старообрядцы, не покланяющиеся св. четырехконечному кресту Христову, а особенно те, которые и хулят его? Или и доселе они ко всем доказательствам древности о святости четвероконечного креста будут слепы и глухи? Господи! просвети их очеса силою креста Твоего честнаго, и отверзи их уши услышати истину! Еще опишу вам один виденный мною в Херсонесском монастыре замечательный памятник древности. В Херсонесских развалинах, при раскопках одной древней церкви, найдена золотая VII века дробница: на ней из эмалевой мозаики изображено распятие Спасителя с предстоящими у креста Богоматерью и св. Иоанном. Замечательное на этой древности то, что подножие креста изображено поперек, совсем горизонтально, а не так, как ныне обычно изображается, т.е. у правой ноги Спасителя поднятым вверх, а у левой опущенным книзу. Именуемые старообрядцы православную церковь , приемлющую то и другое изображение подножия на кресте, то есть и прямое и наклонное, обвиняют в нововведении; но это обретенное в Херсонесских раскопках древнее распятие ясно доказывает, что в древней церкви употреблялось безразлично то и другое изображение, и потому именуемые старообрядцы несправедливо обвиняют ныне церковь за встречающееся воображение прямого на кресте подножия. Описанная мною древняя дробница, для большей сохранности, вделана в митру, которая находится в ризнице Херсонесского монастыря и в книгу записана за 97. Привожу эту запись: «Митра серебряная, в ней спереди вставлена древняя золотая VII века дробница, найденная в Херсонесе при раскопке развалин древнего храма: на ней из эмалевой мозаики распятие Спасителя с предстоящими у креста Богоматерью и св. Иоанном. Митра устроена для помещения в ней Херсонесской дробницы депутатом московских единоверцев 1-й гильдии купцом Никандром Матвеевичем Аласиным».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Предшественник Капитона епископ Херсонеса Еферий упоминается как реальное лицо среди участников Второго Вселенского собора. На протяжении многих веков Херсонес был хранителем чистоты христианства. Сюда в ссылку был направлен борец с монофелитами папа Мартин Исповедник. Здесь же пребывал в ссылке знаменитый гимнограф и борец с ересью иконоборчества Иосиф Песнопевец, выдающийся создатель христианской музыки, чьи каноны и стихиры и поныне используются Церковью. Именно он, находясь в херсонесской ссылке в 830-840-х годах, составил канон в честь Семи священномучеников Херсонесских. Ученые считают, что широкое почитание святых священномучеников, епископствовавших в Херсонесе, начинается именно после взятия города князем Владимиром и Крещения Руси. Возможно, это было одно из чудес, совершившихся по молитвам им. Но, видимо, Господь предуготовлял этот город для будущей миссии – передачи христианского наследия от Византии Руси и будущему Третьему Риму. Святые Климент, священномученики Херсонесские, исповедник Мартин, святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий, посещавшие Херсонес в ходе своей Хазарской миссии, борцы с ересями в период иконоборчества – все они освятили Херсонес для его великой миссии. Святые мученики также имели свое значение в христианизации Руси, как и мощи священномученика Климента, перенесенные в Киев. Сам князь Владимир почитал их и понимал значение места, в котором он принял крещение. Херсонес духовно был связан со Святой Землей, с Римом первых веков христианства, с Константинополем. Для Владимира были важны глубокие корни херсонского христианства. Понимали это и в Константинополе, потому повсеместно в Византии распространяются и массово переписываются жития Семи Херсонесских священномучеников именно с конца X века. Не позднее начала XI века их жития проникают в славянском переводе на Русь.      Сегодня мы можем предположить, что еще одно чудо было явлено этими святыми – воссоединение русского населения Крыма с Россией. Так как дата референдума 2014 года (18 марта) близка к постоянной дате празднования памяти священномучеников Херсонесских (20 марта).

http://pravoslavie.ru/101984.html

Наверное, для нашего народа наиболее важна эпоха раннего средневековья. В 860-м году наш предок, киевский князь Аскольд, осадил Константинополь с огромным войском. Царскому городу просто нечего было противопоставить нашему славянскому войску. И патриарх Фотий вместе с тогдашним императором Михаилом начали совершать непрестанные молитвы и крестные ходы вокруг города. И в один из дней они принесли в бухту Золотой рог омофор Пресвятой Богородицы. Когда опустили омофор в воду бухты, началась страшная буря, и корабли князя Аскольда и его киевской дружины были раскиданы по всему морю. Многие дружинники погибли, пропали без вести. Когда буря утихла, князь воскликнул: «Какая сила помогает грекам в победе надо мной?» Ему ответили: «Сила Божия». Он попросил, чтобы его научили вере греков. И действительно, князя Аскольда крестили в Византии, а после он попросил императора, чтобы тот прислал на свои земли искусного миссионера - проповедовать Слово Божие. Аскольдова могила известна по древним киевским преданиям. Итак, в 860-м году пришёл в Тавриду искусный миссионер и проповедник, философ по имени Константин. Именно здесь он, на главной площади Херсонеса, увидел Евангелие и Псалтирь, написанные русскими письменами, которые легли в основу нашей азбуки-глаголицы, и которой мы до сих пор славословим Бога. Здесь также святой равноапостольный Кирилл обрёл мощи святого священномученика Климента Римского. Нужно вспомнить о том, что Господь явил великое чудо на месте кончины священномученика Климента. Море отступало от берегов на пять километров, обнажая пещеру, где хранились мощи священномученика Климента Римского. Жители Херсонеса каждый год приходили к этой пещере, устанавливали возле неё палатки. Но когда херсонеситы впали в ересь иконоборчества, Господь перестал являть это чудо. Святой Кирилл стал расспрашивать жителей города об этом чуде, даже снарядил своего рода экспедицию с херсонесским епископом Георгием. Делегаты совершили путешествие в Казачью бухту, где после совершённой молитвы Господь снова явил людям чудо. Море отступило, люди вошли в ту пещеру, обрели мощи святителя Климента и вместе с якорем, который удерживал здесь святые останки, перенесли их в Херсонес. Мощи святителя были положены в соборе апостола Петра. Через восемь лет святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий взяли часть мощей святителя Климента и с ними отправились в Рим, где передали их папе римскому Адриану, и папа благословил совершение Литургии на славянском языке.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Прибыв на место ссылки, святой Климент встретил много верующих христиан, осужденных работать в тяжелых условиях, совершенно без воды. Он помолился вместе с осужденными, и Господь в образе Агнца явил ему место источника, из которого излилась целая река. Это чудо привлекло к святителю Клименту множество людей. Слушая ревностного проповедника, сотни язычников обращались ко Христу. Каждый день крестилось по 500 человек и более. И там, в каменоломнях, был вырублен храм, в котором он священнодействовал. Апостольская деятельность святого вызвала гнев императора Траяна, и он приказал утопить святого Климента. Мученика ввергли в море с якорем на шее. Это произошло в 101 году. По молитвам верных учеников святителя, Корнилия и Фивы, и всего народа море отошло, и люди нашли на дне в нерукотворном храме («Ангельской церкви») нетленное тело своего пастыря. После этого ежегодно в день мученической кончины святителя Климента море отступало и в течение семи дней христиане могли поклоняться святым его мощам. Только в IX веке, во время царствования Константинопольского императора Никифора (802 — 811), по Божиему попущению, мощи святого Климента стали недоступны для поклонения на 50 лет. При императоре Михаиле и матери его Феодоре (855 — 867) Херсонес посетили равноапостольные Кирилл и Мефодий. Узнав о сокрытых мощах святого Климента, они побудили епископа Херсонесского Георгия к соборной молитве ко Господу об открытии мощей священномученика. После соборного служения святых Кирилла и Мефодия и прибывшего с ними из Царьграда духовенства и усердной молитвы всех собравшихся на поверхности моря в полночь чудесно появились святые мощи епископа Климента. Их торжественно перенесли в город в церковь святых Апостолов. Часть мощей была принесена святыми Кириллом и Мефодием в Рим, а святая глава впоследствии принесена в Киев святым равноапостольным князем Владимиром (+ 1015) и положена в Десятинной церкви вместе с мощами святого Фивы, где был устроен придел во имя святого Климента. Память священномученика свято чтится в России. Издревле ему посвящались многие храмы.

http://pravmir.ru/cerkov-prazdnuet-pamya...

«Клименте предивный, моли Христа Бога, спастися душам нашим…» 8 грудня 2005 р. 16:17 8 декабря храм священномученика Климента папы Римского в Замоскворечье отметил храмовый праздник в честь дня памяти своего небесного покровителя. Большинству наших соотечественников имя этого святого ни о чем не говорит. Но так было не всегда. В домонгольский период священномученик Климент — Апостол от 70, которого чтят и католики и православные, считался покровителем Руси. В честь святого Климента в Отечестве нашем строились храмы. Его изображение можно увидеть на многих древних фресках и иконах. Обращенный в христианство апостолом Петром и проповедавший язычникам вместе с апостолом Павлом, автор «Первого послания Коринфянам», заканчивающегося молитвой, что было первым в истории христианской письменности образцом такого рода литературного творчества, святой Климент стал четвертым по счету епископом (папой) Римским. По доносу язычников разгневанный император Траян приговорил святителя к ссылке в Инкерманские каменоломни, что близ Херсонеса Таврического. Многие из учеников последовали в добровольную ссылку за своим духовным отцом. По молитве святителя, Ангел Господень, явившийся в виде Агнца, указывает место источника. Это чудо привлекло к святителю Клименту множество людей. Слушая ревностного проповедника, сотни язычников обращались ко Христу. В каменоломнях был вырублен храм, в котором он проповедовал. В 103 году священномученик Климент был умерщвлен по приказу императора. Его утопили, бросив в море с грузом на шее. В 60-е годы IX века его мощи чудесным образом появились на поверхности моря. Этому предшествовала соборная молитва Херсонесского духовенства и пришедших в город ученых проповедников — Константина и Мефодия. Они считали, что священномученик Климент покровительствует Делу просвещения славянских народов. Когда через несколько лет братья принесли к папскому престолу переведенные на славянский язык и написанные славянскими письменами богослужебные книги, навстречу им вышел сам папа Адриан, узнав о том, что они принесли в Рим мощи их святого соотечественника — апостола Климента. Во многом благодаря принесенным мощам храм священномученика Климента папы Римского в Замоскворечье миссия моравских братьев закончилась удачно: славянские книги были освящены папой и в святом городе впервые на богослужении наряду с латынью зазвучала славянская молитва.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1202405...

Митрополит Тихон возглавил Божественную Литургию в храме во имя святых Семи священномучеников, в Херсонесе епископствовавших Свято-Владимирского монастыря на территории Херсонеса Таврического 21 апреля, в неделю 5-ю Великого поста, прп. Марии Египетской, в храме во имя святых Семи священномучеников, в Херсонесе епископствовавших Свято-Владимирского монастыря на территории Херсонеса Таврического (г. Севастополь), митрополит Симферопольский и Крымский Тихон возглавил Божественную Литургию. Священноархимандриту обители сослужили иеромонах Иларион (Карандеев), и.о. наместника Свято-Владимирского Херсонесского мужского монастыря, иеромонах Кронид (Печевистый), временно исполняющий обязанности игумена Свято-Климентовского Инкерманского мужского монастыря и гости в священном сане. За Богослужением молились братия обители и прихожане, пришедшие молитвенно разделить радость Литургии. На запричастном стихе митрополит Тихон обратился к присутствующим с архипастырским Словом. Напомним, Священный Синод Русской Православной Церкви под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла (от 12.03.2024 журнал 35), постановил открыть Свято-Владимирский Херсонесский мужской монастырь в городе Севастополе. Решением Священного Синода священноархимандритом обители утвержден митрополит Симферопольский и Крымский Тихон (журнал 36). Также постановлением Священного Синода (журнал 37) в связи с прошением митрополита Крымского Тихона исполняющим обязанности наместника Свято-Владимирского Херсонесского мужского монастыря назначен иеромонах Иларион (Карандеев). Несомненно, возрождение монастыря стало одним из важнейших событий духовной жизни не только Крыма, но и всей России, поскольку в нынешнем году исполняется 100 лет со времени закрытия славной обители, построенной на месте крещения святого равноапостольного князя Владимира. Пресс-служба Крымской митрополии 22 апреля 2024 г. скрыть способы оплаты Комментарии Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/159794.html

В начале IX столетия море перестало отступать, и мощи святого Климента в течение 50 лет были недоступны. В конце 50-х или в 60-е годы IX столетия Крым посетили святые братья Кирилл и Мефодий. В Крым они были посланы византийским императором Михаилом III (842–867) по просьбе хазар, желавших познакомиться с христианской религией. Херсонес Таврический был у них на пути и стал местом подготовки к предстоящей проповеди христианства, к диспуту с язычниками, магометанами и иудеями. Здесь в Херсонесе (Корсуни) святой Кирилл нашел Евангелие и Псалтирь, написанные русскими письменами, и братья познакомились с человеком, говорящим по-русски. Так что через Крым наметилась прямая связь равноапостольных братьев с Русью. Здесь же святые братья узнали о скрытых мощах святого Климента, и у них появилось желание обрести их. По просьбе святых братьев архиепископ Херсонесский Георгий созвал свою паству на всенощное бдение. Собравшиеся молились на берегу моря. Когда наступила полночь, в морских глубинах возник свет, а затем на поверхности моря показалось нетленное тело священномученика Климента. При всеобщем ликовании его мощи были внесены в храм. Следующим этапом проповеди равноапостольных братьев была миссия у хазар. Как известно, она завершилась успешно: правитель хазар, его вельможи и часть народа приняли Святое Крещение. Возвращаясь домой, святые братья снова остановились в Херсонесе. Они взяли мощи святителя Климента и переправили их морем в Константинополь. Но не здесь суждено им было найти упокоение. К императору Михаилу III и Патриарху Фотию (соответственно 858–867 и 877–886) в 862 году прибыли послы из Моравии с особой просьбой. Славяне в Моравии уже приняли Крещение от католиков, представителей немецкого духовенства, и богослужение совершалось на непонятном для них латинском языке. Они просил дать текст богослужения на их родном, славянском. Император сказал Константину: «Иди туда, ибо лучше тебя никто этого не исполнит» (22). Начался подвиг просвещения славянских народов святыми равноапостольными братьями. Их деятельность встретила сопротивление немецких епископов. Возник конфликт, за разрешением которого обе стороны обратились в Рим. Перед тем как пойти в Рим, Кирилл и Мефодий взяли с собой мощи священномученика Климента. Узнав о том, что братья несут с собой мощи третьего Папы, Папа Адриан II (867–872) вышел им навстречу. Во время торжеств мощи святителя Климента были положены в церкви. Вскоре святой Константин тяжело занемог и был пострижен в схиму с именем Кирилл. Он тихо отошел ко Господу, и был похоронен рядом с гробницей, где лежали мощи святителя Климента. В дальнейшем Папа Адриан II благословил к употреблению за богослужением славянский язык. Так в трогательном единстве Востока и Запада завершились земные события, связанные с прославлением священномученика Климента. Крыму суждено было стать важным звеном в цепи этих исторических событий.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Севастополь. Национальный заповедник " Херсонес Таврический " . Церковь Семи Священномучеников в Херсонесе епископствовавших. Церковь. Действует.   Престолы: Семи Священномучеников Херсонесских (Василия, Ефрема, Капитона, Евгения, Еферия, Елпидия, Агафодора) Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:не позже 1881. Адрес: Россия, г. Севастополь, ул. Древняя, 1, историко-археологический заповедник " Херсонес Таврический " Координаты: 44.610749, 33.491811 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В ноябре 1849 года архиепископ Херсонский и Таврический Иннокентий (Борисов) обращается с дозволением к императору Николаю I об учреждении иноческого братства по " форме пустынножительства Афона " на древней херсонесской земле, на которой бывали апостол Андрей Первозванный, ученик апостола Петра епископ Рима Климент и блаженная Флавия - племянница римских императоров Тита и Домициана, проповедовали в 860-х гг. евангельское слово просветители славян Кирилл и Мефодий, а в 988 году в херсонесской купели был крещён киевский князь Владимир. 15 апреля 1850 года архиепископ Иннокентий получает одобрение императора Николая I, и 4 мая согласно Синодального указа основывается Владимирская общежительная киновия. 19 марта 1852 года государь распорядился передать образованной обители 39,78 гектаров территории Херсонесского городища. В том же, 1852-м году здесь открывается херсонесский монастырь в ранге общежительной киновии. Первая монастырская церковь была возведена в базиликальном стиле, типичном для Херсонеса: это была небольшая постройка, в плане представлявшая прямоугольник с полукруглой апсидой. По херсонесскому обычаю, заимствованному ещё в 6 веке из Малой Азии, её алтарь был обращён на северо-восток. По благословению Святейшего Синода 28 февраля 1853 года храм освятил архимандрит Поликарп (Радкевич), впоследствии епископ Орловский, в сослужении назначенного настоятеля обители игумена Василия (Юдина). В конце 1854 года, не простоявшая и двух лет Владимирская киновия была стёрта с лица земли. Архиепископ Иннокентий с горечью писал, что херсонесского скита " как не бывало " , он " пошел на топливо для французов " .

http://sobory.ru/article/?object=12888

Конечно, Херсонес с его легендарной историей преизобиловал нетленными мощами. Но правитель Руси предпочтение отдал святыне вселенской – мощам папы Римского Климента, бывшего апостолу Петру «другом в монашестве (“в инокости”), учеником в вероисповедании, восприемником в чести (потому что Климент, вслед за Петром, стал епископом Римским. – О.К. ) и, наконец, наследником в мученичестве» . Обратим внимание и на эстетический аспект. Мы имеем в виду гимн, который сочинил святой Кирилл в Херсонесе сразу после обретения им мощей священномученика Климента. Знаменитый церковный ученый и переводчик второй половины IX века Анастасий Библиотекарь в письме к епископу Веллетри Гаудериху писал: «Но существует также два его прославленных сочинения, именно коротенькая повесть и одно торжественное слово, переведенные мною языком неуклюжим и далеко отступающим от блистательного красноречия его. Свиток же гимна, который тот же Философ (святой Кирилл. – О.К. ) издал во славу Божию и блаженного Климента, я не решился перевести, потому что в латинском переводе… не было бы складной, ладящей с напевом гармонии» . Этот гимн равноапостольного Кирилла сразу же вошел в славу. Допустим, его и два других творения солунского святого слышал великий князь Владимир, когда пребывал в Херсонесе. И возможно, красота великого Кирилловского слова сыграла не последнюю роль в выборе князем христианской веры. Как святой просветитель славян Кирилл, так и святой креститель Руси Владимир упокоение нашли подле мощей священномученика Климента: первый – в римской базилике Сан Клементе, второй – в Успенской Десятинной церкви, названной побывавшим в Киеве в 1015 году Титмаром Мерзебургским «Климентовским храмом». Обладание мощами «святого и подобного апостолам» Климента наделило правом великого князя Изяслава Мстиславича и шестерых епископов впервые пренебречь мнением Константинопольского патриарха и самим поставить на митрополичью кафедру русского схимника Климента (Клима) Смолятича – «книжника и философа, которого не было на Руси и потом не будет».

http://pravoslavie.ru/4378.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010