Муромский Спасо-Преображенский мужской монастыр      В древнейшем Спасском монастыре в Муроме есть храм Священномучеников Херсонесских. Посвящение этому празднику, скорее всего, уходит в глубь истории монастыря. Мы знаем, что эта древняя обитель была связана с именем святого страстотерпца Глеба – сына святого равноапостольного князя Владимира, принявшего крещение в Херсонесе. В Суздале также имеется домовая церковь Святых Мучеников в Херсоне епископствовавших. Напоминание о святых мучениках есть и в Москве, в самом ее центре, – в Рождественском монастыре надвратный храм посвящен священномученику Херсонесскому Евгению. Икона сщмч. Евгения Евгения Херсонесского в надвратном храме Богородице-рождественского монастыря в Москве.      Тысячелетняя сложная и насыщенная история Христианства на Руси дала массу своих святых, мучеников, исповедников. Слава Херсонеса угасла после исторического события 988 года, да и жизнь города окончательно прекратилась после нашествий литовцев и татар в XIV веке. Хотя в свое время Херсонес прославили священномученики Климент Римский, Мартин Исповедник, Семь Херсонесских просветителей, преподобный Иосиф Песнопевец… Вспомнить об этих святых нас заставляют события 2014 года. 18 марта – дата воссоединения Крыма с Россией – хронологически соседствует с праздником Семи Херсонесских священномучеников. В Севастополе, на территории заповедника «Херсонес Таврический» – бывшего Свято-Владимирского монастыря – с XIX века существует храм в честь этих святых, и возносятся молитвы об Отечестве. Святая седмерица епископов, пострадавших в правление императора Диоклетиана и миссионерствовавших в эпоху Константина Великого, Феодосия Великого, были первоначально прославлены как местночтимые херсонесские святые, но после крещения русского князя Владимира они стали святыми Константинопольской Церкви, и их жития широко распространились по всей Церкви. Об их деятельности сохранилось множество свидетельств в источниках, в том числе в минеях и синаксарях византийских императоров Михаила IV и Василия II. Сохранились пространные жития и синаксари на латинском, грузинском, армянском языках. Имеются списки житий на старославянском языке, происходящие из Болгарии.

http://pravoslavie.ru/101984.html

Что же представлял собой монастырь? Историки государственного историко-археологического музея-заповедника «Херсонес Тврический» (в феврале 2024-го): «Помимо собора в центре усадьбы располагалось двухэтажное каменное здание – архиерейский дом с церковью и монастырским общежитием, построенный в 1860–1863 годах по проекту поручика К. Вяткина, состоявшего в качестве архитектора при монастыре. Напротив архиерейского дома возвышалось небольшое строение – церковь Семи священномучеников херсонесских, построенная в середине XIX в. в память о святых мучениках – Ефреме, Василии, Евгении, Елпидии, Агафодоре, Еферии и Капитоне, которые в разное время были епископами на херсонесской земле». В начале 1924 года решением Крымского Центрального исполнительного комитета монастырь упразднили. Постановлением КрымЦИК Владимирский собор, храм Семи священномучеников Херсонесских и домовая церковь Корсунской иконы Божией Матери подлежали ликвидации. Последняя Божественная литургия в храме во имя Семи священномучеников прошла 28 июля 1925 года. Далее помещения монастыря (не слишком-то приспособленные для музейного дела) перешли к археологам, научным-работникам… И вот через 100 лет после закрытия монастыря было принято историческое решение о возрождении Свято-Владимирской обители. Знаменательное событие, благое дело! И снова скептики… Не они ли (или их «родители») вещали на эту же тему в 1994-м, когда Владимирской собор Херсонеса вернули Церкви и здесь начались богослужения, в 2001-м, когда завершилась реконструкция храма. Тогда тоже звучало: « оттяпали у нас Херсонес », « все попам, а что народу »… Хм, а вот как раз священнослужители и народ неразделимы, дышат одним воздухом, живут по Совести. В трудные годины для Родины такое единение только крепче. И духовность, молитва, вера всегда побеждают зло. Скептики могут сколько угодно «гуглить» и «выискивать блох» в домыслах и теориях про « конфликт музея и епархии », « перечень монастырских помещений в ведении заповедника ». Правда – намного проще.

http://pravoslavie.ru/158824.html

Москва. Богородице-Рождественский монастырь. Церковь Евгения Херсонского. Церковь. Действует.   Престолы: Евгения Херсонесского Архитектурный стиль: Ампир Год постройки:Между 1835 и 1836. Архитектор:Н.И. Козловский Адрес: Россия, город Москва, улица Рождественка, дом 20, строение 16 Координаты: 55.765874, 37.623837 Проезд:Станция метро " Трубная " , территория Рождественского монастыря. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Храм при колокольне в честь святого благоверного великого князя Александра Невского. Построен в 2005 году, вместе с колокольней, на месте разрушенной в 1930 году шатровой колокольни постройки 1654 г. Имеется место под один центральный алтарь, престол которого планируется освятить в честь святого благоверного великого князя Александра Невского. Престольный праздник – день преставления святого благоверного великого князя Александра Невского – 23 ноября (6 декабря). Регулярных богослужений в храме не проводятся в связи с тем, что храм находится в стадии дооборудования. В храме проводятся отдельные требы, такие как отпевания, освящение куличей на Пасху и др. При храме оборудована костница для останков, найденных в ходе археологических работ на территории монастыря, в числе коих могут быть останки (мощи) насельников обители. Колокольня с храмом священномученика Евгения Херсонского (архитектор Н.И. Козловский). Трехъярусная колокольня в классическом стиле построена в 1835–1836 годах на месте центрального входа в монастырь: в ее нижнем ярусе был создан главный вход монастыря – Святые врата. Над входом находился надвратный храм священномученика Евгения Херсонского. Под колокольней имеется сводчатый подвал. Надвратный храм округлой формы внутри имел надстройку – хоры, существующую и сейчас, и колоннаду, полностью разрушенную, от которой остались только следы по сторонам солеи. В церкви был прекрасный иконостас в стиле ампир в форме полукруга... С сайта монастыря Храм священномученика Евгения Херсонесского округлой формы, некоторые настенные росписи сохранились довольно хорошо: по ним можно составить представление о храмовой живописи. Церковь была расписана в стиле, соответствовавшем архитектурному стилю всего здания, – позднему классицизму. В советское время фасады были отреставрированы до нижнего яруса в 1973 г. силами В/О «Союзреставрация», поддерживающие косметические работы выполнены в 1991 г. силами МАрхИ. После ряда поддерживающих работ, проведенных в течение периода возрождения монастыря, в 2009 г. была проведена реставрация кровли колокольни, расчищен застроенный проход, вход отремонтирован. С 2012 г. храм в колокольне – действующий; в нем установлен новый иконостас, соответствующий общему стилю здания.

http://sobory.ru/article/?object=02408

Херсонес и Херсонесский монастырь во имя святого равноапостольного князя Владимира. Часть 2 Фото: Юрий Данилевский Митрополит Макарий справедливо называет священномученика Климента «первым епископом Херсонским», так как именно он в этой окраинной провинции Римской империи каждый день умножал благочестие и сплотил общины, состоящие из смиренных, нравственных людей, живущих по совершенно новым жизненным правилам. Он проповедовал веру во Христа, для Коего «нет ни грека, ни еврея, ни раба, ни свободного, ни мужчины, ни женщины» (см.: Гал. 3: 28), и учил иерархическому церковному строению. Основанные Римским первосвятителем маленькие мирные «церкви праведников», ожидающих утверждения в грешном мире Царствия Небесного, оказались невероятно опасными для властей. Потому в 101 году игемон, по приказанию римского императора Траяна, подвергнул херсонесских христиан многим и различным мучениям. «Вскоре он [игемон] заметил, – читаем в “Житии священномученика Климента, папы Римского”, – что все они в душе стали мучениками и готовы на тысячи смертей. Что делать? Он оставляет их многочисленное общество в покое, опасаясь, чтобы окончательно не учинить здесь сонм мучеников за веру, объявляет одним виновником Климента и всю ярость обрушивает на его блаженную главу. И поскольку для Климента все мучения были легки и душеполезны и своими страданиями он большую доставлял безопасность прочим христианам, то игемон присуждает ему скорое и немедленное разлучение с жизнью. И, вывезши мученика на середину моря и привязав на шее его железный якорь (котву), опускает в глубину, дабы и тело его, по расчету игемона, не досталось христианам. Оно было ввергнуто в море, а множество христиан, стоя на берегу, плакали, жалостно стенали и печальнейшими воплями призывали патриарха. Корнилий же и Фив, ученики Климента, и сами вопили то, что внушило им горе, и, не зная, какое утешение предложить в несчастии, сказали: “Помолимся все единодушно, чтобы мощи мученика были явлены нам”«. По молитвам множества христиан отступило море. И прошли они по сухому дну к скале, подобной Ангельскому храму, и нашли лежащее в углублении скалы светлое тело мученика и рядом тяжелый якорь. Но было откровение Корнилию и Фиву, чтобы не переносить оттоле мощей, благолепно лежащих в глубине. Что и было исполнено. Каждый год ко времени кончины мученика отступало море на семь дней, открывая доступ для приходящих к мощам. Семь столетий свершалось это чудо.

http://pravoslavie.ru/4378.html

Телефон: +7 978 821-58-51 Подробнее... Храм Рождества Иоанна Крестителя в Хмельницком (Севастополь) [ править править код ] Храм был устроен в 1998 году помещении магазина. С 1999 по 2002 год силами прихода была произведена полная реконструкция здания в типовой храм. Первым настоятелем храма был иеромонах Авраам. 26 июня 2011 года Митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь совершил Божественную Литургию с чином освящения престола храма Рождества пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна в с. Хмельницкое. Вторым настоятелем, вот уже 10 лет, служит иерей Владимир Воробей, в Севастопольском благочинии он занимается с молодежью, по Закону Божию и военно-патриотическому воспитанию. Недалеко от Хмельницкого, в селе Оборонном находятся целебные источники Иоанна Предтечи и великомученика целителя Пантелеимона. Весной 2012 г. в храме был установлен резной иконостас. В настоящее время, община ведет сбор средств на роспись икон для нового иконостаса. Адрес: 299044, г. Севастополь, Балаклавский район, с. Хмельницкое, ул. Демьяна Бедного, 2а Подробнее... Храм Семи священномучеников Херсонесских (Севастополь) [ править править код ] Храм был построен в 50-х годах XIX века, в период основания монастырской киновии. Во время Крымской войны 1854-55 гг. храм и все постройки монастыря были разрушены, здесь располагались батарея и пороховые склады французов. После ухода союзных войск монастырь возобновил свою жизнь. В 1857 г. была освящена восстановленная деревянная церковь. В апреле 1881 года на этом месте освятили каменную церковь Семи священномучеников Херсонесских. Во время обороны Севастополя в период 2-й мировой войны в храме располагался склад военной амуниции, отсюда уходили на передовую новобранцы. В последующие годы храм неоднократно перестраивался, использовался как зал Херсонесского музея. В настоящее время храм передан в постоянное пользование Православной Церкви. Адрес: 99045 г. Севастополь, ул. Древняя, 1 Подробнее... Храм Успения Пресвятой Богородицы (Севастополь) [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Севастополь_(х...

Последним городом, куда пришел Андрей Первозванный и где ему суждено было принять мученическую кончину, был город Патры, ахайский город при входе в Коринфский залив. Чудесные исцеления, которые совершались по молитвам апостола, побуждали горожан принимать святое Крещение. Однако правитель города проконсул Эгеат оставался закоренелым язычником. Св. апостол хотел раскрыть ему христианскую тайну вечной жизни, чудотворную силу Святого Креста Господня, но правитель приказал распять апостола Андрея. С радостью принял св. Андрей Первозванный решение правителя и взошел на место казни, громко возглашая: «Радуйся, Кресте, плотию Христовой освященный...» Чтобы продлить мучения апостола, Эгеат приказал не прибивать рук и ног святого, а привязать их ко кресту.  По преданию, крест, на котором был распят св. апостол Андрей, был особой формы — имел вид римской цифры X. Такой крест и ныне носит название Андреевского.  После того как яркое сияние Божественного света осветило крест и распятого на нем мученика, он предал свою душу Господу. Случилось это в 62 г. В 357 г. мощи св. апостола были торжественно перенесены в Константинополь и положены в храме Святых Апостолов рядом с мощами св. евангелиста Луки и ученика апостола Павла — апостола Тимофея. По взятии Константинополя крестоносцами в 1208 г. мощи св. Андрея были перевезены в Италию и помещены в кафедральном соборе в Амальфи. При Папе Римском Пие II в 1458 г. честная глава св. апостола была перенесена в Рим и положена в соборе Святого Петра.  За это время на Руси свершилось пророческое предсказание апостола: был построен город Киев, Русь приняла святое Крещение, в 1086 г. в Киеве при князе Всеволоде Ярославиче была заложена церковь во имя св. апостола Андрея Первозванного. Священномученики Ефрем, Василий, Евгений, Елпидий, Агафодор, Еферий и Капитон, епископы Херсонесские (IV в.) Память их празднуется 7 марта в день мученической кончины первых в списке шести епископов и 15 дек. тесте с Собором Крымских святых Свв. священномученики Херсонесские — Ефрем, Василий, Евгений, Елпидий, Агафодор, Еферий и Капитон — в разное время были епископами в Херсонесе Таврическом (Крым). Они благовествовали Христа и запечатлели свою проповедь мученической смертью в городе, из которого впоследствии воссиял для Руси свет истинной веры. Святой равноапостольный князь Владимир, крестивший киевлян в 988 г., сам принял святое Крещение в 987 г. в Херсонесе. 

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2368...

Херсонес и Херсонесский монастырь во имя святого равноапостольного князя Владимира. Часть 3 Фото: Юрий Данилевский      После игумена Василия обителью с 1857 по 1874 годы управлял архимандрит Евгений (Экштейн). Он-то и предложил возвести Владимирский собор в два этажа, чтобы в нижней церкви сохранить для потомков остаток храмовых стен, впитавших в себя память о великокняжеском крещении. Здесь мы обратимся к важнейшим и драгоценным для истории монастыря запискам неизвестного автора о последних днях жизни архиепископа Херсонского и Таврического Иннокентия (Борисова), когда он, «исчезая в Боге и вечности», отдавал все свое заботливое участие живому пространству самой древней святыни России. Святитель Иннокентий (Борисов), архиепископ Херсонский и Таврический 29 апреля 1857 года «владыка предполагал освятить новую церковь (во имя Семи священномучеников, в Херсонесе епископствовавших. – О.К. ) в херсонесском скиту святого Владимира – месте крещения равноапостольного. Болезнь усилилась, и освящение поручено балаклавскому архимандриту (Геронтию. – О.К. ), при чем особенно наказано помолиться о болящем на обедни и молебне. 30 числа, в день освящения херсонесской церкви, куда преосвященный собирался было ехать помолиться, с ним неожиданно произошли частые и довольно продолжительные обмороки… 6-го числа (мая. – О.К. ) еще раз взглянул на Севастополь, его развалины и укрепления: “Бедный город!”– болезненно произнес владыка. Был в херсонесском скиту. Вид бедной обители, изрытой неприятельскими траншеями, едва возникающий из развалин, болезненно подействовал на попечительного архипастыря. Здесь настоятель встретил архипастыря со крестом и святою водою и приветствовал его следующими словами: “Вниди, преосвященный владыка, и вход твой да будет залогом радости сей страждущей земле; благовествуй нам мир”. В скитской церкви после обычной молитвы одного брата благословил он в рясофор, назвав Ефремом, по имени одного из священномучеников Херсонесских. Обходя потом храм и указывая на малые узкие окна алтаря, заметил: “Прекрасно сделали, придержавшись старины; это очень кстати на древних развалинах!” В братских кельях пробыл около часу.

http://pravoslavie.ru/4380.html

20 марта по новому стилю (7 марта по старому) Церковь празднует память Семи священномучеников Херсонесских – Ефрема, Василия, Евгения, Елпидия, Агафадора, Еферия, Капитона. Икона Семи священномучеников Херсонесских      Многие бывали в Крыму, в Севастополе и посещали древний Херсонес, остатки древних базилик, знакомились в музее со старинными изделиями и христианскими святынями, попадавшими в этот портовый город со всей ойкумены. На экскурсиях по Херсонесу слышали кое-что и о святых, просвещавших этот некогда языческий город. Но мало кто знает жития этих святых, хотя в домонгольской Руси их почитание было велико. Священномученики Херсонесские были сиро-палестинскими миссионерами, епископами, проповедовавшими Христа в Причерноморском городе Херсонесе в IV веке. Святители Василий, Евгений, Елпидий, Агафадор претерпели мученическую кончину от рук херсонеситов. Святитель Ефрем также стал мучеником в одной из областей Причерноморья. Епископы Еферий и Капитон при поддержке Константинополя совершили коренной перелом в жизни Херсонеса. Благодаря христианской политике императоров, проповеди святителей и их чудесам жители Херсонеса стал исповедовать Христа.      Несомненно, что почитание этой славной седмерицы святых было велико в домонгольский период, поскольку Креститель Руси князь Владимир принял святое крещение в Херсонесе. Тогда еще сильно было предание и влияние Херсонеса на церковную традицию утверждавшейся в вере Руси. Эти святые были покровителями епископов-греков, которые просвещали северные земли нашего Отечества. Почитание этой славной седмерицы святых было велико в домонгольский период, поскольку Креститель Руси князь Владимир принял святое крещение в Херсонесе Об этом косвенные свидетельства мы находим в истории древнейших обителей Руси. Традиция посвящения алтарей в честь Семи священномучеников восходит к древности, когда в России было еще мало своих русских святых, а просветителями русских были греки, и на Руси были распространены славянские минеи, переведенные с греческих.

http://pravoslavie.ru/101984.html

В 1922 году из монастырских храмов изъяли церковную утварь и вещи, изготовленные из золота и серебра, драгоценные камни. Прихожане собора святого Владимира и монахи заключили с Севастопольским горрайисполкомом договор о передаче в их пользование Херсонесского монастыря. А вернее было бы сказать, той его части, которая оставалась еще незанятой. Однако Херсонесской обители не было дано даже недолгой спокойной жизни. В том же 1922 году организуется музей на Херсонесском городище. Дирекция музея потребовала выселить с его территории воинскую часть, инвалидов и монахов, прекратить богослужения в церквах, мотивируя это тем, что «посетители означенных церквей, гуляя по усадьбе, производят разрушения памятников, портят древонасаждения, ломают заборы, проходя к морю, и т.п. Закрывать же в определенные часы ворота, при существовании там приходских церквей, не представляется возможным». В 1924 году по решению Крымского ЦИКа собор был закрыт, как и Херсонесский мужской монастырь, к которому он относился. Прихожане обратились к властям с просьбой пересмотреть это решение, предлагали найти способ сосуществования музея и монастыря. Например, установить определенное время для богослужений, тем более что они проводятся утром и вечером, когда туристов не бывает, все остальное время в храмах могли бы проводиться экскурсии. Община просила оставить им храм Святых Семи Священномучеников, который не представлял исторической ценности. Но эти предложения верующих не были поддержаны властью. Тогда верующие направили жалобу в Президиум ВЦИК, и пока их дело рассматривалось, в храмах проводили службы. Общине также передали мощи святых, хранившихся ранее во Владимирском соборе. В ковчеге в виде Евангелия находились мощи святого князя Владимира, в другом ковчеге, закрытом серебряной пластиной, сохранялись мощи 94 святых. Их имена были написаны над отверстиями, сделанными в пластине и залитыми слюдой. В икону святого Сергия Радонежского был вмонтирован медальон овальной формы с его мощами. Однако в декабре 1924 года провели кампанию по вскрытию святых мощей. Для этого создали специальную комиссию, в которую вошли священники протоиерей Иоанн Федоров, протоиерей Сухорученко, иеромонах Херсонесского монастыря Августин, врач А. Невский и прихожане Лазарь Ефимович Веревкин и Фома Игнатович Гончаров. Об итогах вскрытия составили официальный акт.

http://sobory.ru/article/?object=34889

Святитель Ефрем пошел к народам, жившим по Дунаю, где, благовествуя Христа, претерпел в трудах своих немало скорбей. Он обратил многих, но озлобившиеся язычники обезглавили его. Точный год его кончины неизвестен, но днем памяти считается 7 марта, к которому приурочена память всех священномучеников Херсонесских. Святой Василий , оставаясь в Херсонесе, обратил многих идолопоклонников к истинной вере. Другие язычники, ожесточенные его деятельностью, схватили его, нещадно избили и изгнали из города. Святой поселился в пещере. Там он усердно молился об обращении ко Христу херсонесских язычников. И Бог услышал его молитву. Внезапно умирает юноша – сын одного из знатных людей города. Родители совершают погребение, положив тело умершего в своем склепе (пещере). В плаче родители засыпают. Умерший является им во сне и говорит, что если они хотят видеть его снова живым, то пусть найдут преследуемого их же согражданами человека, и человек этот сможет силою истинного Бога вернуть его к жизни. Проснувшись, родители убеждаются в том, что видели одинаковый сон, и немедленно отправляются к пещере. Епископ Василий встретил родителей умершего юноши со смирением. «Кто же я, чтобы совершить такое дело? – спросил он их. – Сие возможно, братия, Единому Богу, Великому, могущему творить все доброе единым мгновением. Но все-таки если вы захотите принять Его, проповедуемого вам мною, и исповедать Его Богом и Царем всех, то Он сотворит сие через меня». И родители в один голос ответили: «Да узрим сына нашего живым и все, что ты говоришь, быстро исполним». Как повествует Житие, «...блаженный Василий с двумя священниками пришел к гробу вместе со сродниками умершего, неся с собою и потребное для крещения. По отнятии камня он возложил руку на отрока, произнес, как бы над живым, все слова Таинства, освятил воду, возливая ее на отрока, прибавив призывание Пресвятой Троицы, и живого показал предстоящим. Ибо умерший воскрес и был отдан родителям. Итак, они тотчас, припав к коленам блаженного и уверовав во Христа, получают благодать Божественного Крещения и по совершении обычного Таинства причащаются и самих Пречистых Тайн, веселясь и славя Бога».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010