в Херсонесе св. равноап. Великого князя Владимира и в ознаменование начала крещения Руси. Первоначально имел статус общежительной киновии. В 1853 г. был освящен храм во имя св. равноап. Великой княгини Ольги. В ходе Крымской войны и осады Севастополя киновию заняли французские войска. В результате боевых действийее разрушили до основания. В 1857 г. вновь открыта с освящением храмаво имя Семи священномучеников, епископов Херсонесских. Определением Св. Синода от 18.03.1861 г. во внимание к историческому значению местности киновию перевели на степень первоклассного монастыря с назначением штата и оклада. 02.04.1861 г. освящен новый храм во имя Семи священномучеников Херсонесских, сооруженный на месте прежнего. 23.08.1861 г. состоялась торжественная закладка собора при участии Императора Александра II и Императрицы Марии Александровны. 14.07.1863 г. освящен домовый храм Покрова Богородицы при настоятельских келиях. 14.08.1867 г. при закладке верхнего храма собора Великий князь Владимир Александрович принял насебя звание ктитора собора. Свято-Владимирский собор был сооружен по проекту архитектора Д.И. Гримма в 1877 г. Освящение престола нижнего храма во имя Рождества Богородицы состоялось 13.07.1888 г. Под руководством академика Н.М. Чагина к осени 1891 г. закончилась внутренняя отделка собора, в которой приняли участие художники и архитекторы А.И. Корзухин, П.Ф. Тихобразов, В.И. Нефф и др., а также мастера-литейщики И.Т. Сафронов и И.А. Морозов. 17.10.1891 г. архиепископ Таврический и Симферопольский Мартиниан (Муратовский) совершил освящение главного престола верхнего храма во имя равноап. Великого кн. Владимира. Позднее освятили приделы во имя блгв. кн. Александра Невского и ап. Андрея Первозванного. С 1858 г., по Высочайшему повелению, ежегодно 15 июля совершался крестный ход из Севастополя в монастырь в память крещения св. равноап. Великого кн. Владимира. В 1859 г. Император Александр II передал монастырю частицу мощей св. равноап. Владимира. С 1874 г. на территории монастыря начались раскопки Херсонеса, которые с 1888 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Есть закон 327 (о передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, - ред.). Собственно говоря, сегодня мы исполняем федеральный закон. И когда мы перешли в 2014 году в Российскую Федерацию, мы вернулись домой и были уверены, что сможем исполнить закон РФ, сможем получить право пользования на эти объекты. - А сейчас богослужения не совершаются в храмах на территории музея-заповедника в Херсонесе? - Нет, сегодня ежедневно совершаются богослужения во Владимирском соборе, в храме Рождества Пресвятой Богородицы. Божественные литургии совершаются в храме Семи священномучеников Херсонесских. Единственное - не совершаются богослужения в храме Корсунской иконы Божией Матери, точнее, совершаются два раза в году, в день празднования этого образа Божией Матери. Сегодня этот храм является средневековым залом Херсонесского музея. Речь идет и о других сооружениях, которыми мы по факту уже пользуемся. Это дом, так называемый 13-й корпус, который опять-таки по украинским документам передан нашей Церкви и в котором мы находимся, - наше административное здание, управление, благочиние... Это здание, где находится наша вторая воскресная школа, где находится наша пресс-служба и библиотека. Это здание подсобных помещений, в котором располагается трапезная, церковь там находится с 1992 года. Собственно говоря, мы сегодня испрашиваем возможность пользования этими зданиями, чтобы мы могли их содержать, обеспечивать и так далее. - А музей не занимается содержанием этих зданий? - Нет. Все здания, которыми сегодня оперативно управляет Симферопольская и Крымская епархия, содержатся исключительно на средства Церкви. И не только содержатся, но и реставрируются на церковные средства. Потому что, сами понимаете, такие объекты требуют постоянного внимания, содержания. Участия государства или музея в этом нет никоим образом. Упомянутый храм Семи священномучеников Херсонесских был восстановлен на средства спонсоров и средства Симферопольской и Крымской епархии. Это было полуразрушенное здание, которое было совершенно никому не нужно. И равно как и Владимирский собор, храм был восстановлен из руин и возвратился из забвения совершенно не на средства музея. И содержится, еще раз скажу, не на средства музея.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2017/f...

595 Франко I. Сьвятий Климент у Корсуни//Записки наукового товариства im . Шевченка. – Льbib, 1904. – Т. 59. – Кн.З. – С. 184, 192; Жизнь и труды преподобных отец наших Мефодия и Константина, в монашестве Кирилла, учителей словенских//Москва. – 1991. – 5. – С. 149. 596 Беляев С. А. Христианская топография Херсонеса. Постановка вопроса, история изучения и современное положение//Церковные древности. VII Международ. Рождественские образовательные чтения. Сб. докл. секции (28–29 января 1999 года). – М., 1999. С. 31–32. 597 Лавров П. А. Жития херсонесских святых в греко-славянской письменности: греческие и славянские тексты//Памятники христианского Херсонеса. – М., 1911. – Вып. 2. – С. 130; ср.: Беляев С. А. Уваровская базилика//Литературная Россия. – 1989. – (1373). – 26 мая; Сорочан С. Б., Зубарь В. М., Марченко Л. В. Херсонес... – С. 130–131. О том, что среди встречавших мог быть коммеркиарий Сергий свидетельствуют два херсонских моливдула, относящиеся к 60–80-м гг. IX в. см.: Алексеенко Н. А. Таможня и коммеркиарии Херсона//Приложение. 598 В начале февраля в Крыму темнота опускается уже к 17 часам. Приближение ночи и загородный характер храма объясняют почему мощи оставили в нем только после того, как сопроводили их тщательной, рачительной стражей (cum diligenti custodia posuerunt) (ср.: Vita cum Translatine S. Clementis//Лавров П. Жития херсонских святых... – P. 144, § 5). 600 Ср.: Франко I. Сьвятий Климент у Kopcyhi. – С. 186–187; Лавров П. Жития... – С. 130, гл.11; Слово на перенесение мощей Климента Римского : Пер. И. Калиганова. – С. 314; Уханова Е. В. Обретение мощей св. Климента, папы Римского, в контексте внешней и внутренней политики Византии середины IX в.//ВВ. – 2000. – Т. 59 (84). – С. 123. 602 Жития свв. Ефрема, Василея, Евгения, Агафодора, Елпидия, Еферия и Капитона//Лавров П. Жития херсонесских святых в греко-славянской письменности. – С. 156, sec. 8; Страдание святых священномучеников и епископов Херсонских Василея, Капитона и иных с ними: Пер. с греч. В. Латышев. – С. 110, § 8.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кушал немного чаю и, увидев здесь свой портрет, сказал настоятелю: “Зачем ты мертвеца этого повесил на стену; убери его”. Потом: “Живи же, не скучай, пиши каждую почту хоть два слова, что ты жив; а соскучишься, прибеги в Одессу; да займись изучением Крыма; мы у тебя устроим центр; заведешь училище, библиотеку; ты жил при мне, теперь я тебя оставляю одного, думай и живи своим умом, учись, привыкай к деятельности, а Крым-то, пожалуйста, изучи, и когда я буду у тебя в другой раз, потребую строгого ответа”. При этом, вынув 150 рублей серебром, сказал: “На, вот тебе на новоселье, на хлеб; а еще пришлю из Одессы, по приезде, 400 рублей”. А братии, благословляя ее, промолвил, указывая на настоятеля: “Слушайтесь его; бедовый старец! Мы от него довольно терпели, теперь и вы потерпите, да трудитесь и живите только, а мы для вас все сделаем, Бог даст”. Преподав за сим последние наставления бывшим тут настоятелям крымских скитов и монастырей… возвратился с балаклавский монастырь, чрез Севастополь, в ветреную и холодную погоду» . После того как император Александр II 29 июня 1859 года передал из малой церкви Зимнего дворца в Херсонесский монастырь частицу мощей святого князя Владимира в специально изготовленном ковчеге в виде Евангелия с надписью: «Десницею Всевышнего укреплен, идольскую прелесть отринул еси, славнее, и святым крещением просветятся, светом познания Христова землю Русскую озарил еси», – стало очевидно, что пришла пора деревянный храм во имя Семи священномучеников Херсонесских, построенный иждивением севастопольского купца Петра Телятникова, разобрать и на его месте возвести каменный. 2 апреля 1861 года епископ Херсонский и Таврический Алексий освятил новое здание церкви. А через несколько дней, 11 апреля, последовал указ Святейшего Синода, согласно которому херсонесскую киновию «во внимание к историческому значению местности» возвели в степень штатного первоклассного монастыря по окладу западных епархий. В том же 1861 году, 23 августа, император Александр II и члены августейшей фамилии заложили в основание херсонесского собора, «предположенного, – как писал архиепископ Иннокентий, – к постройке от лица всей России в память крещения Владимирова», 30 золотых червонцев.

http://pravoslavie.ru/4380.html

Видя запустение своих капищ, диавол вошел в сердца обитавших в Херсонесе иудеев, и те вооружили против святителя Христова слепотствующий народ. Вооруженная толпа напала ночью на его дом, схватила его и, связав, влачила по улицам, пока наконец не забила насмерть камнями и палками. Это произошло 7 марта 309 г. Останки святого христиане похоронили в пещере. Один из учеников святителя Василия отправился морем в страну Гелеспонтскую и встретил там 3 епископов, выехавших из Иерусалима вместе с Василием и Ефремом: Евгения, Елпидия и Агафодора. Узнав об участи, постигшей святителя Василия, они прославили Бога, увенчавшего его мученическим венцом, и решились сами ехать в Херсонес, чтобы продолжить дело просвещения язычников. В Херсонесе они с жертвенной самоотверженностью проповедовали Евангелие, но вскоре претерпели мученическую смерть (не позднее 311 г.). Свв. мучеников побили камнями. Тела их бросили за городской стеной без погребения, но христиане тайно взяли их и с благоговением предали честному погребению в той же пещере. Через несколько лет, уже в царствование Константина Великого, из Иерусалима прибыл в Херсонес епископ Еферий. Язычники продолжали жестоко притеснять христиан, и он был вынужден отправиться в Константинополь, чтобы прибегнуть к покровительству императора, склонявшегося уже к принятию христианства. Благодаря этому христиане смогли беспрепятственно совершать богослужения. Еферий мирно правил паствой, построил в Херсонесе храм. Скончался он 7 марта на острове Алос на обратном пути из Константинополя, куда вторично ездил благодарить императора за покровительство. Оплакивая кончину святителя, херсонесские христиане обратились с просьбой к императору Константину прислать им епископа. На место усопшего был прислан в Херсонес епископ Капитон. Верные его приняли с радостью. Язычники же требовали от него чудесного знамения, чтобы уверовать в Бога. Твердо уповая на помощь Божию, епископ вошел в разложенный им огонь, молился среди пламени и вышел из него невредимым. Многих это чудо обратило ко Христу. Св. Капитон несколько лет был епископом в Херсонесе. Однажды на пути в Константинополь он был застигнут бурей, прибившей корабль в устье Днепра. Местные жители-язычники ограбили корабль, захватили в плен спутников святителя, а его самого утопили. Он скончался мученически 21 декабря, но память его совершается вместе с другими Херсонесскими святителями, пострадавшими 7 марта. Позднее в Херсонесе принял Крещение св. равноапостольный князь Владимир.

http://sedmitza.ru/lib/text/436997/

Суздаль. Домовая церковь Святых Мучеников, в Херсоне епископавших. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Домовая церковь. Не действует.   Престолы: Семи Священномучеников Херсонесских (Василия, Ефрема, Капитона, Евгения, Еферия, Елпидия, Агафодора) Год постройки:не ранее 1834. Адрес: Суздаль, улица Ленина, дом 106. Координаты: 56.42668, 40.446494 Проезд:Суздальское художественно-реставрационное училище занимает бывшее здание Блохинской богадельни с домовой церковью. Здание находится рядом с центральной площадью по одной стороне улицы со зданием Администрациии г.Суздаля, ориентир на противоположной стороне площади колокольня Ризоположенского монастыря, самое высокое здание в городе. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Блохинская богадельня построена была около 1834 года и «в марте того же года сие заведение, в признательность к основателю оного, московского 1-й гильдии купцу Василию Максимовичу Блохину, именуется Суздальским Блохинским богадельным домом». Купец В.М.Блохин, будучи родом из Суздаля, хотел оставить в родном городе память о себе и поэтому на содержание богадельни внес 100 тыс. рублей «на вечное обращение» в сохранную казну Воспитательного дома в Москве. Блохинская богадельня была рассчитана на призрение до ста человек обоего пола ( в мужском и женском отделениях). Кроме помещичьих крестьян сюда могли поступать бедные из всех сословий: мужчины не моложе 60, женщины – 50 лет. Исключения по возрасту делались только для увечных и больных, кто сам не мог добывать себе пропитание. Жить всем полагалось мирно, вместе ходить на службу в церковь – особенно в воскресные и праздничные дни. Сначала все призреваемые ходили на богослужения в располагавшуюся поблизости Троицкую церковь Ризоположенской обители. А потом на деньги купца В.М.Блохина во дворе богадельни был построен свой храм, который освятили во имя иконы Божией Матери «Утоли мои печали». На первом этаже была устроена церковь во имя святых мучеников Херсонесских, пострадавших в царствование нечестивого императора Диоклетиана, когда язычество усилилось, идолы и бесы были в чести, а христиане подвергались жестоким гонениям.

http://sobory.ru/article/?object=09679

Вместе с собором рос и Херсонесский монастырь. В обители строили и другие храмы, 12 апреля 1861 года была освящена каменная церковь во имя Семи священномучеников Херсонесских. В 1860 году по проекту архитектора К. Вяткина начали строить двухэтажный братско-настоятельский корпус. В северной части здания устроили домовую церковь, которую освятили 14 июля 1863 года во имя Покрова Божией Матери, сегодня это малый экспозиционный зал средневековой истории Херсонеса. В 1899 году в братском корпусе делали ремонт, и церковь перенесли в центральную часть, освятив в 1900 году во имя Корсунской иконы Божией Матери (теперь это большой экспозиционный зал). На верхнем этаже разместили покои настоятеля и комнаты для почетных гостей. Территорию монастыря украсил большой сад с различными деревьями и цветниками, выращенный трудолюбивыми монахами. К собору проложили широкую дорогу, по сторонам которой посадили деревья и поставили древние колонны, найденные при раскопках. Монастырь окружили высокой стеной. При въезде построили часовню, а на площади перед монастырем - двухэтажное здание гостиницы для паломников. Это здание сохранилось до наших дней перед входом в заповедник. В 1899 году Херсонесский монастырь был объявлен общежитийным, количество иноков, проживающих в нем, не ограничивалось. Конечно же, потребовалось больше средств для содержания возросшего числа монахов и послушников. Монастырь, находясь на государственном обеспечении, получал 4085 рублей в год, а также на церковные потребности и ремонт отопления из казны выделялось 750 рублей. Обитель получала доходы от продажи свечей, аренды земли и двух домов в Севастополе. Но этих денег было недостаточно, поэтому братии приходилось много работать в швейной, сапожной, кузнечной и столярной мастерских, разводить скот для собственных нужд и на продажу. В начале XIX века благосостояние монастыря возросло, кроме монахов и послушников в нем трудились наемные рабочие. В 1914-1916 годах в обители построили новую трапезную со столовой для рабочих (ныне это экспозиционный зал античной истории Херсонеса), кухню, хлебопекарню и двенадцать келий.

http://sobory.ru/article/?object=01502

831 IosPE, 12, 406; Золотарев М. И., Буйских А. И. Теменос античного Херсонеса. Опыт архитектурной реконструкции//ВДИ. – 1994. – 3. – С. 78–101; Zolotarev М. I., Bujskikh A. V. The Temenos of Ancient Chersonesos: An Attempt of an Architectural Reconstruction//Ancient Civilizations from Scythia to Siberia. – 1995. – Vol.2. – No.2. – P. 125–156; Кадеев В. И. Херсонес Таврический. Быт и культура. – С. 26; Трейстер М. Ю. Материалы к корпусу постаментов бронзовых статуй Северного Причерноморья//X. сб. – 1999. – С. 127–128, 142, (29). 832 Косцюшко-Валюжинич К. К. Отчет о раскопках в Херсонесе в 1901 году. – С. 63; ср.: Бертье-Делагард A. Л. О Херсонесе. – С. 25. 833 Лосицкий Ю. Г. Опыт реконструкции крестообразных храмов... – С. 34. На одновременность сооружения храма в виде креста и Восточной базилики указывает идентичность их кладки и точное совпадение азимутов обоих построек – 53,5° (Якобсон А. Л. Раннесредневековый Херсонес. – С. 165; Фирсов Л. В. Ориентировка средневековых храмов... – Л. 11, табл. I, 46–47). И. А. Завадская тоже полагает, что крестовидные пристройки херсонесских базилик (Восточной, Западной) «...могут относиться к периоду, близкому возведению самих базилик» (Завадская И. А. О происхождении христианской архитектуры... – С. 275). 835 Покровский Н. В. Памятники византийской архитектуры//Памятники христианской архитектуры. – СПб., 1910. – С. 17; Якобсон А. Л. Раннесредневековый Херсонес. – С. 204–205; Якобсон А. Л. Закономерности и этапы развития архитектуры... – С. 164. 837 Ср.: Завадская И. А. Баптистерии ранневизантийского Херсонеса. – С. 36; Завадская И. А. Баптистерии Херсонеса. – С. 263–264. 838 «Итак, великий, повелев тотчас построить крещальню из обожженной извести, всех окрестил в ней; воздвиг он и храм, примыкавший к ней, во имя первого и верховного апостола Петра» – Страдание святых священномучеников и епископов Херсонских Василея, Капитона и иных с ними: Пер. с греч. В. В. Латышева. – С. 112, гл.17; Жития свв. Ефрема, Василея, Евгения, Агафодора, Елпидия, Еферия и Капитона//Лавров П. Жития херсонесских святых в греко-славянской письменности. – С. 157–158 (kolymbethran oun euthus oikodomethenai prostaxas о megas ek tes kekaumenes asbestou, en taute pantas ebaptisen. anestese te kai naon echomenon tautes ep’ onomati tou protou kaikoriphaiou ton apostolon Petrou); «В изьявление ревности к благочестию они около купели, в которой крестились, воздвигли великий и прекрасный храм во имя святого и верховного апостола Петра» – Житие свв. епископов Херсонских в грузинской минее: Вступ. ст. В. Латышева, пер. К. Кекелидзе//ИАК. – 1913. – Вып.49. – С. 88.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После революции 1917 года обитель стала медленно уничтожаться. В 1919 году скончался ее настоятель епископ Иннокентий (Солотчин) и был погребен рядом с владыкой Мартинианом в нижнем храме Рождества Богородицы Владимирского собора. Он говорил о красных: «О них нужно молиться, они – в опасном духовном положении» . Преемником владыки Иннокентия явился архимандрит Вениамин (Федченков), в феврале 1919 года хиротонисанный во епископа Севастопольского, викария Таврической епархии. Когда большевики в середине 1920-х годов арестовали почитаемого владыку, у севастопольской тюрьмы собралось не менее 30 тысяч верующих. Они не разошлись до тех пор, пока епископа не отпустили. Скончался митрополит Вениамин в Псково-Печерском монастыре, где проживал на покое и незадолго до смерти принял схиму. В 1924 году завершилась короткая и блистательная история Херсонесского монастыря. А в следующем, 1925 году, прошла последняя Божественная литургия во Владимирском соборе – на престольный праздник. В 1927 году все монастырские постройки были переданы так называемой «Дирекции Херсонесских раскопок». До сих пор Херсонесский государственный археологический музей-заповедник занимает территорию и здания обители, не имея на то никакого морального и имущественного права. С 1992 года возобновились службы в храме во имя Семи священномучеников Херсонесских и на руинах разрушенного во время Великой Отечественной войны Владимирского собора. Первым настоятелем возрожденных святынь был протоиерей Александр Курбачев; во время восстановления соборного храма настоятелем херсонесских церквей являлся иеромонах Иов (Бородулин), ныне настоятель Инкерманского Климентовского и Балаклавского Георгиевского монастырей; после открытия и освящения вновь отстроенного Владимирского собора митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь поставил в его настоятели протоиерея Владимира Карпеца († 2005). С 2008 года настоятель Владимирского собора – благочинный Севастопольского округа протоиерей Сергий Халюта. Ему предстоит воплотить проект, задуманный святителем Иннокентием, архиепископом Херсонским и Таврическим, и начатый несколько лет назад игуменом Иовом.

http://pravoslavie.ru/4380.html

Согласно архивным документам, настоятель монастыря архимандрит Иннокентий (Солотчин) разрешил подрядчику «по его усмотрению» выбирать на территории Херсонеса крупный бутовый камень для строительства, кроме плит и камней археологической ценности. После осмотра существующего притвора Косачев понял, что тот не выдержит пристроенной колокольни. Потому подрядчик решил «в счет той же суммы разобрать старый и устроить новый примыкающий к церкви притвор на более прочных и толстых каменных столбах – в размере прежнего притвора с употреблением нового материала, где это окажется нужным». Купец Яков Косачев решил за свои деньги нанести «позолоту большой главки на шпиле колокольни, положенной по смете под окраску». Из-за крайне сжатых сроков проведения работ проект архитектора был изменен. К тому же, использование старого фундамента и старых стен экономило расходы. В результате колокольня оказалась не пристроенной к притвору, а встроенной в его среднюю часть. Искусствовед Л.К. Ильяшенко, внимательно изучив историю возведения колокольни, заключила, что в итоге «очевидно несовпадение карнизов, старого и нового, над входом. Выявилось несоответствие стилевых приемов: если ярус звона и его навершие выполнено в традиции русского стиля и с довольно замечательными деталями декора, то ранее возведенные части колокольни (старый притвор) сохраняют более классический характер с большими плоскостями и минимумом декора. Тем не менее, церковь, обретя колокольню, получила композиционно завершенный облик». Судя по старым фотографиям, нарядный, легкий абрис колокольни гармонировал не только с окружавшими монастырскими постройками, но и прекрасно вписывался в общее пространство древнего Херсонеса. С началом литургической жизни возведенного Владимирского собора храм Семи священномучеников Херсонесских стал называться малым, или летним, так как он не отапливался. В 1924 году монастырь был упразднен и разорен, и все принадлежавшие ему постройки оказались на балансе организованного археологического музея – «Дирекции Херсонесских раскопок». Малый храм попал в список ветхих строений с неудовлетворительным внутренним состоянием и живописью, «не представляющих особой ценности». В 1926 году новоиспеченному учреждению культуры спустили директиву: «В самом срочном порядке приспособить старую церковь бывшего монастыря под нужды музея», то есть снять колокола, сбить кресты и купола, смыть фрески, разобрать иконостас. Тогда же в храмовом помещении разместили античный лапидарий.

http://pravoslavie.ru/45372.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010