Прославление по природе своей жертвенно, и более того – в нем выражается жертва личности по существу, а не в частичных проявлениях. В человеке, рославляющем Бога, совершился главный личный и нравственный подвиг: он сумел поставить для себя Божественную личность выше собственной личности, любой другой личности и человеческой личности вообще. Прославление, имея мистическую мотивацию и ориентацию, раскрывает душу в ее мистических глубинах, охватывающих всю полноту человеческого существования. И потому в одном из главных хвалитных псалмов, 145-м, на призыв «хвали, душе моя, Господа» душа псалмопевца отвечает: «восхвалю Господа в животе моем (­во всем моем бытии), пою Богу моему, Дóндеже есмь (­пока существую)». Воспевание – это внутренний, а иногда и внешний процесс, выходящий за пределы как умственного теоретического богословствования, так и простого бесструктурного эмоционального ощущения. «Дондеже есмь» – не просто поэтическая метафора. В этих словах – реально выраженное знание религиозной и нравственной души о своей внутренней необходимости непрестанно и вечно восхвалять Бога. 145-й псалом указывает и на высшие объективные основания значимости Бога по отношению к человеческому миру (и вообще к творению). Для личности, сотворенной Богом, в нравственном отношении естественно воспевать само Божественное творчество, несравнимое ни с чем более: «сотворшаго небо и землю, море и вся яже в них» (все, что в них) – говоря проще, все. В Символе веры это квалифицируется как «видимое и невидимое», т.е. материальное и духовное. При этом для такого переживания величия и славы Божиих даже нет необходимости в Богооткровенном объективном знании: это переживание присутствует в любом религиозном сознании, признающем сотворение мира Богом. Богооткровенное знание добавляет к этому лишь точность и полноту понимания мистического смысла Божественного творчества, специально указывая на человека как на венец творения и на нравственный смысл взаимоотношений Бога и человека. Творческое дело Божие не раз входит в переживание и мысль псалмопевца, как человека духовного и обладающего ветхозаветным откровенным знанием: «Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко ввек милость Его... Сотворшему чудеса велия единому... Сотворшему небеса разумом... Утвердившему землю на водах... Сотворшему светила велия... Солнце во область дне... Луну и звезды во область нощи» и прочее ( Пс.135 ). Еще более высокий гимн Божественному творчеству содержится в 103-м псалме.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/och...

«Сыны Божий, — сказал преподобный Исаак Сирский, — тем и отличаются от прочих, что они живут в скорбях, а мир блистает наслаждением и покоем. Не благоволил Бог, чтоб возлюбленные Его покоились, доколе они в теле; Он восхотел, чтоб они, доколе находятся в этом мире, пребывали в скорби, в положении отяготительном, в трудах, в скудости, в наготе, в уединении, в нужде, в недуге, в уничижениях, в оскорблениях, в сокрушении сердца, в утруждении тела, в отречении от сродников, в образе мыслей печальном, в особенном взгляде на всю тварь, в жилище, не похожем на обыкновенные жилища человеческие: в жилище уединенном и безмолвном, удаленном от взоров человеческих, чуждом всякого земного увеселения. Они плачут, а мир смеется, они сетуют, а мир веселится; они постятся, а мир наслаждается».    Когда взору, смотрящему на вселенную из христианского благочестия, представятся гордые великолепные палаты, воздвигнутые человечеством для изобильного земного увеселения, для торжества и наслаждения своим падением, для того, чтоб развивать, печатлеть, упрочивать, соделывать неотъемлемым достоянием это падение, тогда сердце исполняется неизъяснимой горести и страха. Напротив того, оно исполняется тихого утешения, когда взору представится смиренное жилище иноков, их убогие кельи, более похожие на шатры, нежели на здания, убогие кельи, свидетельствующие, что это — стан духовного Израиля, странствующего по пустыне земной жизни, стремящегося в землю обетованную — на Небо. «Коль добри доми твои, Иакове, и кущи твоя, Исраилю! яко дубравы осеняющия, и яко садие при реках, и яко кущи, яже водрузи Господь, и яко кедры при водах. Благословляющий тя благословени» (Чис. 24:5, 6, 9). Блаженны жители этих кущей, блаженны обитатели этого стана! «яко не идоша на совет нечестивых, и на пути грешных не сташа, и на седалище губителей не седоша: но в законе Господни вся воля их, и в законе Его поучатся день и нощь» (Пс. 1:1—2). «Благослови душе моя Господа!» (Пс. 102:1). «Хвали душе моя Господа!» (Пс. 145:1). «Благословен Господь, яко удиви милость свою во граде ограждения!» (Пс.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3167...

Слава и ныне Богородичен: Богородице, ты ecu лоза истинная... Господь Бог Благословен... Трисвятое... и по «Отче наш» тропари: Благословен ecu Христе Боже наш, слава: Скорое и известное дождь утешение; и ныне: Надеждо и предстательство. Господи помилуй 40. Иже на всякое время. Господи помилуй 3, слава и ныне: Честнейшую Херувим: именем Господним благослови отче. По возгласе священника – молитва: Господи и Владыко живота с 16-ю поклонами. Молитва Владыко Боже отче Вседержителю. Шестый час Приидите поклонимся... и три обычные псалма. Рядовая кафизма. Тропарь часа: Иже в шестый день же и час со стихами 97 . Слава и ныне: Яко не имамы дерзновения. Тропарь пророчества... Слава, и ныне – повторяется тропарь. Прокимен – и паримия, а после нея другой прокимен. Скоро да предварять ни щедроты Трисвятое.. Пресв. Троице «Отче наш» тропари (в понед., вторн. и четв.): Спасение соделал еси… слава: Пречистому образу твоему, и ныне: Милосердия сущи источник. В среду и пяток вм. милосердия су ищ. – (Препрославлена ecu Богородице Дево). Господи помилуй 40 и прочее, как на 3-м часе. После Господи и Владыко живота с 16-ю поклонами, молитва: Боже и Господи сил. Девятый час После молитвы на 6-м часе «Боже и Господи сил, приидите поклонимся и три обычные псалма. Рядовая кафизма (но в пятницу кафизмы не полагается). Тропарь часа (гл. 8-й): Иже в девятый час. .со стихами... 98 Слава и ныне: Иже нас ради рождейся.. Не предаждь нас до конца... Трисвятое, Пресв. Троице «Отче наш» и, по возгласе, тропари: Видя разбойник.. слава: Посреде двою разбойнику... и ныне: Агнца и пастыря.. Господи помилуй 40 и прочее, как на 3 м часе; но молитва: Господи и Владыко живота бывает только с 3-мя великими поклонами. По поклонах молитва: Владыко Господи. К часам присоединяются: Последование изобразительных и Вечерн я. В последовании изобразительных первые два псалма: «Благослови душе моя Господа» и «Хвали душе моя Господа», как торжественный песнопения, употребляемыя в праздничные дни вм. антифонов, опускаются; почему прямо после молитвы на 9-м часе «Владыко Господи» начинается пение блаженств: Во царствии твоем с припевом: Помяни нас, Господи, егда приидеши во царствии твоем. После пения блаженств читаются песнопения

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Богословские труды, проповеди, воспоминания Некоторые богослужебные особенности у греков и русских и их значение Настоящее сообщение не имеет целью проследить историческую эволюцию богослужебных форм, происхождение их особенностей у греков и русских, значение в этом процессе различных типиконов, их взаимные влияния и т.д. Я не литургист и не буду делать этого систематически. Ограничусь лишь несколькими замечаниями и наблюдениями, скорее личного характера, относительно того, как совершается Литургия и прочие богослужения в храмах греческого языка, с одной стороны, и русского, с другой. Говоря же о церквах греческого языка, я не забываю, что Афон не принял константинопольской реформы 1838 г. и остался верным более древним типиконам. В настоящем исследовании меня интересует не только тот или иной текстуальный вариант или различие в чинопоследовании, но также, и прежде всего, тот смысл и значение, которое одни и те же слова или один и тот же литургический момент может получить в сознании верующих, как это может сказаться на их религиозном поведении, даже если различия часто бывают основаны на недоразумениях. Для понимания и оценки этих особенностей народного благочестия «богослужебные отклонения» могут оказаться интересными. Начнем с нескольких, скорее, банальных замечаний о некоторых особенностях при совершении Божественной Литургии. Надо, однако, сказать, что вообще большая часть различий между греками и русскими в её совершении касается нашей темы лишь косвенно, поскольку различия эти находятся в молитвах, именуемых «тайными», и потому остаются неизвестными подавляющему большинству мирян и не имеют непосредственного влияния на их поведение. Тем не менее, мы будем о них говорить, так как молитвы эти составляют наиболее важную часть Литургии, а произносящее их духовенство также составляет часть народа Божия. Опуская пока то, что предшествует самой Литургии (Великое Славословие у греков, Часы у русских, а также проскомидию), укажем на довольно существенное и характерное различие в Литургии оглашенных: Греки после реформы 1838 г. (кроме афонских монахов, оставшихся при старом порядке) заменили псалмы 102 («Благослови, душе моя, Господа») и 145 («Хвали, душе моя, Господа»), так же, как и следующие за ними Заповеди Блаженства, антифонами, т.е. краткими обращениями к Богоматери или Христу, воскресшему и славимому во святых Своих; русские же продолжают петь каждое воскресение два указанных псалма и Заповеди Блаженства. Они заменяют их антифонами только в большие праздники или же, наоборот, в будние дни. Опущение псалмов и блаженств, конечно, имеет преимущество (если только это действительно можно считать преимуществом) – сокращать Божественную Литургию. Однако достойно сожаления то, что Литургия оглашенных теряет, таким образом, свой поучительный, библейский характер, одновременно и ветхозаветный, и новозаветный, который должен был бы быть ей присущ. Подобные же соображения можно высказать и об упразднении реформой 1838 г. молитв об оглашенных.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

Проскомидия (совершается в алтаре). Литургия оглашенных Отверзается завеса Царских врат. Каждение алтаря и храма. Дьякон: «Благослови, владыко». Священник: «Благословено Царство…». Дьякон – ектенья великая: «Миром Господу помолимся…». Священник читает тайную молитву: «Господи Боже наш, егоже держава…». Возглас: «Яко подобает Тебе…». Хор – первый антифон (стихи 102-го псалма): «Благослови, душе моя, Господа.». Дьякон – ектенья малая: «Паки и паки миром Господу помолимся». Священник читает тайную молитву: «Господи Боже наш…». Возглас: «Яко Твоя держава…». Хор – второй антифон (стихи 145-го псалма): «Хвали, душе моя, Господа.», «Единородный Сыне…». Священник читает тайную молитву: «Иже общая сия…». Дьякон – ектенья малая: «Паки и паки миром Господу помолимся». Возглас: «Яко Благ и Человеколюбец…». Хор – третий антифон: Блаженны. Отверзаются Царские врата. Малый вход (с Евангелием). Священник читает молитву входа (тайную): «Владыко Господи, Боже наш…». Хор – входное: «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу. Спаси ны, Сыне Божий…». Тропари и кондаки. Возглас: «Яко Свят еси Боже наш…». Хор – Трисвятое: «Святый Боже…». Чтец или дьякон: Прокимен. Чтец или дьякон: Чтение Апостола. Каждение. Аллилуиарий. Священник читает тайную молитву перед Евангелием: «Возсияй в сердцах…». Дьякон: Чтение Евангелия. Дьякон – ектенья сугубая: «Рцем вси…». Священник читает тайную молитву прилежного моления. Возглас: «Яко Милостив и Человеколюбец…». [Дьякон – ектенья заупокойная: «Помилуй нас, Боже…». Священник читает молитву: «Боже духов…». Возглас: «Яко Ты еси Воскресение…» 46 .] Закрываются Царские врата. Дьякон – ектенья об оглашенных: «Помолитеся, оглашеннии…». Священник читает молитву об оглашенных: «Да и тии с нами славят…». Дьякон: «Елицы оглашеннии, изыдите…». Литургия верных Дьякон – ектенья: «Елицы верныи, паки и паки…». Священник читает тайную молитву верных (первую). Возглас: «Яко подобает Тебе…». Дьякон – ектенья малая: «Паки и паки…». Священник читает тайную молитву верных (вторую). Возглас: «Яко да под державою Твоею…».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

    Martene De antiquis eccles ritibus, IV, 52—65, 110—108.     Дмитриевский Α . Τυπικα, 607.    Цитаты в прим. на с. 605    Цитаты в прим. на с. 605; листы и с. те же или следующие.    Завещание. I, 24, 25. Апостольские Постановления. VIII, 29. Дмитриевский А. Евхологион IV в. Серапиона, еп. Тм. Киев, 1894, 17.    Луг духовный, гл. 125. Инославные вечерни    Произведя сравнение нашей вечерни по темам песней и молитв с вечернями инославными, мы найдем в последних следующие наиболее значительные отличия (пункты совпадения указаны в изложении чина).         Армянская вечерня имеет в начале Пс. 54:17-18: «Аз к Богу воззвах и Господь услыша мя; вечер и заутра и полудне повем и возвещу и услышит глас мой», пс. 85 «Приклони Господи ухо Твое», 139 «Изми мя Господи», 120 «Возведох очи мои», 90 «Живый в помощи», 122 «К Тебе возведох очи мои» (у нас на будничной вечерне), 53 «Боже во имя Твое спаси мя»; таким образом, все псалмы нашего 6-го часа, один 9-го и один с полунощницы вошли в армянскую вечерню.         Коптская вечерня – пс. 130 «Господи не вознесеся сердце мое», 131 «Помяни, Господи, Давида», 136 «На реках вавилонских», 137 «Исповемся Тебе, Господи», 145 «Хвали душе моя Господа», 146 «Хвалите Господа, яко благ псалом», 147 «Похвали, Иерусалиме, Господа», Еванг. Лк. 2:25-30 о сретении Господнем, Верую, 1-я молитва с благодарением за пройденный день и с просьбою принять вечернее славословие, избавить от сетей лукавого, дать хорошие вечер и ночь, 2-я молитва о прощении грехов за день, хорошем сне, Ангеле-хранителе и избавлении от зла и мучения диавола.         Абиссинская вечерня: пс. 117 «Исповедайтеся Господеви» и «песни степеней» – пс. 119—128 («Ко Господу внегда скорбети», у нас обычная кафизма на будничной вечере), Еванг. Мк. 1:29-34 об исцелении тещи Симоновой и о вечерних исцелениях Спасителя, «Слава в вышних Богу – благоволение», прошение о прощении молитвами Богородицы. «Покланяемся Тебе Христе, со Отцем Твоим Благим и Духом Святым, яко пришел еси и спасл еси нас», наши 4 покаянные стихиры: «Хотех слезами», из службы великого канона стихиры «Все житие мое», «Тяжестию небрежения», «Бых преткновение», наш Богородичен «Радуйся Чистая», «Благо есть», покаянные седальны из Псалтири по 17 кафизме «Согреших к Тебе Спасе», «Зову к Тебе», мученичен «Иже земныя сласти не возжелевше», Богородичен «Богородице Дево Марие сохрани стадо Твое», покаянные тропари «Яко блудный сын», «Молютися яко мытарь», молитва к Господу Иисусу с исповеданием дневных грехов и просьбою об исправлении с присоединением просьбы к святым и Богородице о ходатайстве за нас, 2 молитвы Богу Отцу, как Творцу дня, с благодарением за прожитый день и просьбою о хорошей ночи, молитва о царях, похожая на «Утверди Боже», «Иже на всякое время». Таким образом, вся служба покаянного характера (утреня абиссинская более хвалебного и просительного содержания).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

далеко не отличались полнотою в изложении всего содержания литургии; в них, вероятно из экономии в пергаменте, не писались даже ектинии, а только упоминались мимоходом, писались сполна одни только молитвы; списки эти были, таким образом, списками собственно одних только молитв священника; о всем остальном замечалось только мимоходом, по поводу молитв. Итак нисколько не удивительно, что, при отсутствии антифонных молитв, в Барбериновом списке Златоустовой литургии, не упомянуто о пении антифонов, которые однако же, по всей вероятности, были. – На употребление антифонов в литургии времен Златоуста находим намеки в его беседах. Напр. о пении пасхальных антифонов (сей день, его же сотвори Господь) Златоуст говорит в беседе на пс. 41 т. V. „Возгласим, обращался он к своим слушателям в другой беседе, как ныне подпевали мы; хвали душе моя Господа (Hom. in Psalm. 117 Т. V р. 317)”. „Отцы установили, чтобы народ подпевал (из псалма) стих сильный, заключающий в себе высокое учение (Homil. in Psalm. 41 . Т. V р. 527)”. Пели вероятно два или три псалма, отчего и у нас теперь существуют три антифона. „Если подпоете, обличал Златоуст своих слушателей двум или трем псалмам и совершите, как случится, обыкновенные молитвы, то и думаете, что этого довольно для вашего спасения” (Бес. 11 на Мф. т. VII стр. 158). – Что касается ектиний после каждого антифона и неразрывно связанных с ними молитв, то, судя по тому, что их нет в Барбериновом списке Златоустовой литургии, нужно полагать, что антифонных ектиний и молитв в лигургии, вышедшей из рук Златоуста, не полагалось. Не было ли их в литургии Василиевой и не исключены ли они Златоустом в видах сокращения литургии, а потом не введены ли они в литургию Златоуста из литургии Василиевой (так как молитвы и ектинии нынешних литургий Василия Великого и Златоуста одни и те же) впоследствии, когда все молитвы стали читаться тайно, или они суть произведения позднейшего времени, ответить иа эти вопросы нет возможности по недостатку исторических данных.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

Ч Что в истине Всевышний тверд, Сего на час не забываю, И сколь Ты, Боже, милосерд, На Тя толь твердо уповаю. Из 143 псалма 3 Благословен Творец вселенны, Которым днесь я ополчен! Се руки ныне вознесенны, И дух к победе устремлен: К Тебе вся мысль надежду правит, Твоя рука меня прославит. Защитник слабыя сей груди Невидимо Своей рукой! Тобой почтут мои мя люди, Подвержены под скипетр мой. Источник безконечна века! Кого Ты помнишь! человека. Его весь век как тень преходит: Все дни его есть суета. Как ветер пыль в ничто преводит, Так гибнет наша красота. Кого Ты, Творче, вспоминаешь! Кого толико прославляешь! О Боже! рцы местам небесным, Где Твой Божественный престол, Превыше звезд верьхам безвесным, Да преклонятся в низкий дол; Спустись, да долы освятятся, Коснись горам, и воздымятся. Да снидет огнь, и гром да грянет, Да взыдет вихрь из земных недр; Рази врага, и не восстанет; Пронзи огнем ревущий ветр; Смяти врага, пуская стрелы; И дай покой в мои пределы! Простри с небес свою зеницу, Избавь меня от враг моих; Подай мне крепкую десницу, Изми мя от сынов чужих; Смири грозящие мне воды, Разрушь бунтующи народы! Не преклони к их уха слову: Дела их гнусны пред Тобой. Я воспою Тебе песнь нову, Взнесу до облак голос мой, И восхвалю Тя песнью в мире Во многострунной я псалтире. Дающу области, державу И Царский на главу венец, Царем спасение и славу, Премудрый всех судеб Творец! Ты грозного меча спасаешь, Даешь победы, низлагаешь. Как грозды пучно напоенны, Сыны их в юности своей; И дщери их преукрашенны, Подобьем красоты церквей: Богаты, славны, благородны; Стада их овци многоплодны. Волы в лугах благоуханных, Во множестве сладчайших трав, На паству и на пищу данных, И весь их скот пасомый здрав; Нет вопля, слез, и нет печали, Которы б их не миновали. Благополучны вы народы, Имущи таковую часть; Послушны вам земля и воды, Над всем, что зрите, ваша власть: Но кто живет по Творчей воле, Еще стократно счастлив боле. Из 145 псалма Хвали душе моя Господа. Не уповайте на князей: Они рожденны от людей,

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

И, конечно, каждый из этих даров бесценен сам по себе, но в своей совокупности они, кроме того, дают мне возможность подлинной полноты бытия, так что можно сказать, что я, лишенный какого-либо из этих даров, уже перестаю быть самим собой». Разумеется, было бы дерзким надмением считать, что все внешние условия бытия созданы Богом для удовлетворения пожеланий личности (хотя мироощущение многих людей именно таково). Но, с другой стороны, и на самом деле Бог создавал мир ради человека. И когда человек ценит созданный Богом мир не как объект для паразитического выжимания соков, но как материал для исполнения заповеди и для «охранения и возделывания», то он при этом нравственно возделывает и свою личность – и благодарит Бога. Но для того, чтобы благодарить Бога за Его дары, необходимо сначала их увидеть и точно оценить. Без такой оценки дар не будет оценен как благой дар, заслуживающий благодарности (а не упрека и ропота, которыми многие люди отвечают, например, на посылаемые Богом скорби). Или Божий дар не будет воспринят как исходящий от Бога, а просто как одно из естественных явлений, за которые и благодарить-то некого. Мистическое благодарение Бога – и даже одна только способность видеть Божии дары именно как Божии дары – является одним из высших нравственных проявлений личности (малопонятным для безрелигиозного сознания). Но для этого необходим прорыв из плоской и плотской индивидуалистической реальности, необходим нравственный подвиг. Хвали, душе моя, Господа Близок к благодарению Бога и другой вид общения с Ним – прославление Его. Он несколько отличается от благодарения по мотивации: причина, побуждающая к благодарению, отвечает на вопрос «за что», а причина, побуждающая к хвалению, – на вопрос «почему». Поэтому хваление или прославление более обширно и бескорыстно. Вся сумма ответов на этот вопрос «почему» слагается в один простой ответ: «потому что Ты такой, Господи», или даже просто: «потому что Ты есть». Поэтому если благодарность может быть обращена и к человеку, то прославление – только к Богу; если же оно прилагается и к человеку, то становится «сотворением кумира». Благодарение может иметь бытовые, психологические и другие причины; прославление же имеет причины только мистические, и когда оно направляется по отношению к человеку, то становится извращением нормального порядка бытия. Обращенное же к Богу, открывающееся в сердце и выражающееся в словесном и всяком ином служении, оно становится одной из подлинных вершин нравственной жизни личности.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/och...

14. Был за обеднею и после за молебном в Исакиевском. А после того на концерте Императорской капеллы, где пелись разные стихи церковные по древним и нынешним напевам. Этим обязан я Т. И. Филиппову. Пение Сербского: Хвали душе моя Господа, заунывное, очень протяжное, столповое (в роде прокимна великопостного: не отврати лица…) без малых голосов, строго пустынное. Но Слава в вышних Богу – Бортнянского – крикливое. Вечер с половины восьмого заседали в Комитете. Присутствовали все обычные члены и Преосвященный Макарий. Решено было пересмотреть особой комиссии, состоящей из Ректора Академии протоиерея И. А. Янышева, меня и Н. П. Соколова 238 , обе программы: составленную Комитетом и Преосвященным Макарием, и посмотреть, нельзя ли приспособить деление наук Преосв. Макария к комитетскому. Заседание кончилось во второй половине 10-го. 15. Был у Владыки – и передал ему сведения о первом бывшем заседании в Комитете. Владыка, желал, чтобы мы по возможности сошлись с Преосвященным Макарием. Но напоминал, чтобы не забывали приготовлять благочестивых священников и пастырей церкви, а не одних только ученых. Вечером был за всенощной в Академической церкви. Пение студентов порядочно, впрочем, не особенно искусно в пьесах нотных. В чтении и пении много выпускают. Блажен муж – и последний стих, потом Слава и только, и не все шесть стихов. Прочих псалмов 1-й кафизмы вовсе не читается. На Господи воззвах пели только четыре воскресные стихиры, пятый Догматик… Шестопсалмие читали все. Кафизма одна, и то по одному псалму на Славе. Канона почти не читали, или читали только по одному тропарю. На хвалитех ничего не пели и не читали. На реках Вавилонских… пели довольно медленно, по нотам, Покаяния отверзи ми двери… и проч. пели. Ирмосы все по нотам. Слава в вышних Богу – пели, как у нас бывало прежде, – некоторые слоги протягивая, другие пропуская говорком, – очень неприятно. Служил всенощную студент, католический священник, принявший православие. После всенощной встретил у О. Ректора из Волынской губернии начальницу девической гимназии в Житомире Анну Прохоровну Новикову, сестру Московского Попечителя Ширинского-Шихматова, которая обещалась побывать у меня в Лавре.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010