До сих пор у нас Литургия начинается с псалмов, песнопений Ветхого Завета: Благослови душе моя Господа; Хвали душе моя Господа. Потом, здесь же лежало на аналое Евангелие, новозаветная книга. Священник и дьякон берут Евангелие после чтения псалмов и под пение Заповедей Блаженств, новозаветная проповедь, входят в центральную часть храма. Центральная часть храма, трапеза, это символ Нового Завета, а алтарь символ вечного будущего Царствия Божия. Значит, отсюда, так называемый, Малый вход. Термин у нас остался в литургике, а смысл потерялся. Мы называем: пора нам Малый вход совершить. На самом деле это выход. Батюшка и дьякон выходит из алтаря, делают круг и возвращаются к престолу. А во времена Ефрема Сирина все это буквально так и происходило. Это был малый вход из притвора в центральную часть. В центре храма стоял жертвенник. Сегодня это столик, который стоит слева от престола в алтаре, а раньше он стоял в центре, большой стол, похожий на канунник. Вот сегодня люди, приходя в храм, на канун, за помин столик стоит там, и приносят печенюшки, хлебушек так, сахар или еще что-то. Кстати, а в ваших краях, что кладут на канун? То же самое? Ничего более вкусного нет оригинального? Жаль. Ну ладно. И вот люди приносят в храм нечто и кладут на жертвенник. Но на жертвенник надо класть то, что нужно в богослужении. А Литургии нужен хлеб и вино. Сегодня люди покупают эти продукты где-то в магазинах, а в Сирии и в Греции в древние времена христиане сами все это делали. У каждого свое домашнее вино, как в Грузии сегодня, у каждого свой хлебушек. Вот приносят эти дары люди в храм, опять, как у нас все изменилось. Слово «просфора» знают православные люди? Слово «просфора» означает приношение. То есть просфоры люди приносили в храм из дома раньше, а сегодня мы напротив просфоры из храма забираем. Так вот люди приносят свой хлебушек и свое вино. Дальше всем понятное правило: для жертвы Богу нужно отобрать лучшее. Лучший хлебушек заметен более или менее издалека, самый пышный белый без дырочек и так далее. Взяли лучший хлебушек, с ним будем служить.

http://pravmir.ru/v-chem-provinilis-adam...

Ели­за­ве­те Ни­ко­ла­евне бы­ло в это вре­мя шесть­де­сят лет, и, по за­клю­че­нию тю­рем­ных вра­чей, она бы­ла со­вер­шен­но неспо­соб­на к физи­че­ско­му тру­ду из-за стар­че­ской дрях­ло­сти и мио­кар­ди­та. Вско­ре Ели­за­ве­ту Ни­ко­ла­ев­ну пе­ре­ве­ли в Та­ган­скую тюрь­му в Москве. 17 ок­тяб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла ее к рас­стре­лу. Ели­за­ве­та Ни­ко­ла­ев­на Кры­мо­ва бы­ла рас­стре­ля­на 31 ок­тяб­ря 1937 го­да на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой и по­гре­бе­на в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле. Свернуть Особенности православного богослужения: учимся понимать литургию В прошлый раз мы говорили о том, что такое Великая ектиния. По завершении Великой ектинии хор начинает петь антифоны. Название этой части службы, антифон (греч. ντφωνον от ντφωνος — звучащий попеременно) говорит нам не о содержании, а о манере исполнения. Во время антифонов песнопения делятся на части, которые попеременно поют два хора, как бы подхватывая строки друг за другом. На практике, в наше время такое можно услышать только в больших храмах и монастырях, в большинстве же случаев антифоны поются одним хором. Название антифонов, стоящих в начале Литургии — Изобразительные — относят нас к истории первых веков христианского монашества. Изобразительными они называются потому, что в древности эти песнопения входили в состав келейного чина самопричащения запасными Дарами палестинских монахов. Они для них словно бы изображали Литургию. Отсюда и название «изобразительные». Первый и второй изобразительные антифоны (102-й и 145-й псалмы) имеют своей целью благодарение Богу. Они начинаются стихами: «Благослови, душе моя, Господа…» и «Хвали, душе моя, Господа»… Третий же изобразительный антифон «блаженства» (Мф. 5:3–12) говорит о главных принципах (заповедях) учения Спасителя, которые должен знать каждый православный христианин. Поэтому они точно так же, как и молитвы «Символ веры» и «Отче наш», поются на Божественной литургии. И если предыдущие антифоны – наша молитва к Богу, то третий антифон – слово Господа, обращенное к нам.

http://foma.ru/voskresene-31-oktjabrja-2...

А в соборном, государь, уложении Макария митрополита, в книге, глаголемой Стоглав, отпуст на часех в царьских дверех и прощение говорить не указано. А егда антафоны на литоргии станут говорить, или вместо антафона псалмы Благослови, душе моя, Господа и Хвали, душе моя, Господа, и в то время указано в Служебниках крупной печати 1138 диякону стоять до кончания антифона, обратяся от Божия лица на запад; також (л. 19) отвращается и на втором антафоне. И ше их мудрование зело худо и непотребно, и малым робятам разумети мочно, что то богопротивно: понеже вместо еже бы купно ему, зря на восток, со Псалмопевцем благословити и хвалити Господа за вся благая его к нам воздаяния, а он в то время и от Божия лица отвратится, и аки отрицатель Божия милости показуется. А в старых харатейных и бумажных Служебниках отнюдь того нет. А егда диякон начнет чести святое Евангелие, и в то время священник служащий стоит в царских дверях и глядит вон на запад же; а в харатейных Служебниках у нас того не написано; а в старых бумажных Служебниках указано стоять за престолом, а не в царьских дверех. А на Придите, поклонимся аллилуйя поют 1ж, а в старых Служебниках указано петь Зж. A no чтении Апостола напечатали: и Духови твоему, псалом Давыдов, аллилуйя; и то мудрствуют не делом же, аллилуйя – ангельская песнь, а не Давыдовых псалмов взято. Да в старых же, государь, Служебниках напечатано: диякон, внегда исходит на литоргии чести святое Евангелие, и глаголет велегласно: благослови, владыко, благовестити благовестие святаго и всехвалнаго апостола и евангелиста, имярек; и священник противу ему возглашает: Бог за молитву святаго и всехвалнаго апостола и евангелиста, имярек, даст ти глагол, во еже благовестити силу многу. A в новых Служебниках та речь испорчена, и напечатали зело не в лепоту сице: глаголет диякон ко иерею: благослови, владыко, благовестителя апостола и евангелиста, имярек, и просит от священника и евангелисту и апостолу Христову благословения, а не себе; тако же и священник ему отвещает: Бог молитвам и святаго апостола и евангелиста, имярек, даст ти глагол, благовествующему силою многою.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Они содержат благодарение за благодеяния, излиянные Богом роду человеческому чрез Сына Божия. Антифоны изобразительные состоят из псалмов. Первый Антифон из 103-го псалма: «Благослови, душе моя, Господа»; второй антифон из 145-го псалма: «Хвали, душе моя, Господа». Первый антифон оканчивается пением; «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне, и присно, и во веки веков, аминь». Второй антифон оканчивается, после пения «Слава и ныне», тропарем: «Единородный Сыне и Слове Божий», Третий антифон составляют «Блаженны» 603 . Пред стихами 103 и 145 псалма в Ирмологионе печатаются буквы: а, б, указывающие на пение двумя ликами. Под Блаженнами разумеются: во-первых, евангельские стихи о блаженстве ( Мф.5:3–12 ; Типикон, гл. 21), обещанном от Господа за разные добродетели; стихи начинаются словами: «Во царствии Твоем помяни нас, Господи»; во-вторых, под «Блаженнами» разумеются те церковные песнопения (тропари), которые поются на литургии за стихами о блаженстве, иначе сказать – песнопения, имеющие пред собой стихи о блаженстве 604 . В этом последнем значении слово «Блаженны» в Типиконе и других богослужебных книгах чаще всего употребляется. И выражение Типикона: «Блаженны Осьмогласника на 8-мь» (Тип., гл. 2), «Блаженны гласа на 6-ть и святого песнь 3-я на 4-ре (Тип., гл. 3), «Блаженны праздника песнь 4-я на 6-ть» (Тип., послед. 17-го сент.) и подобные указывают на то, пред которым евангельским стихом блаженств надобно начинать петь тронари на 12-ть, пред которым на 10 и т. д., а также указывается в богослужебных книгах, из каких канонов, из которых именно – песней и сколько тропарей следует петь или читать со стихами Священного Писания о блаженстве. Тропари, читаемые или поемые со стихами о блаженстве, служат подтверждением, примером, свидетельством того, как добродетели приводят людей к блаженству и уясняют силу заслуг Христовых. Начинаются же «Блаженны» словами исповедания разбойника: «Во царствии Твоем помяни нас, Господи», за каковое исповедание разбойник сподобился Царствия Небесного, вечного блаженства.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Христианине! пожелаем сего Царя видеть, и очистим себя покаянием, и убелим одежды наша в крови Агнчей, да внидем в преславный чертог Его и увидим того Царя нашего, Егоже Царствию не будет конца. За великое люди почитают в дом свой принять царя земнаго; но христианам велико есть принять в дом сердца своего Царя Небесного Иисуса Христа. И воистину велико есть! Какая бо слава, какая честь, какая радость; и веселие в том дому будет, в который небесный и преславный Сей гость приидет, сказать невозможно. Мир и радость тамо небесная, и Царствие Божие тамо. Ибо где Христос Бог, тамо и Царствие Божие и блаженство Его. Се, стою при дверех и толку: аще кто услышит глас Мой и отверзет двери, вниду к нему и вечеряю с ним, и той со Мною ( Апок. 3:20 ). О благости, о человеколюбия Твоего, Господи! Какая Тебе, седящему на престоле славы Твоея и живущему во свете неприступном, какая польза с того, что хощеши внити в домы смиренных душ наших? Не довлеет ли Тебе храм славы Твоея? Царство бо Твое Царство всех веков, и владычество Твое во всяком роде и роде ( Пс.144:13 ). Но глаголет человеколюбивый Господь: се стою при дверех и толку, и прочая; ибо Он, яко благий и человеколюбивый, хощет и ищет нашей пользы, а не Своей, нашего блаженства, а не Своего. Наше спасение и блаженство любимая Его корысть. Царь земной, по прошению, к подданному своему в дом входит и уготованными от хозяина благами учреждается. Царь Небесный, Иисус Христос не тако: Он Сам к дверям сердец наших приходит, и толкает в двери и хощет к нам внити; и вшедши, пищи нашея от нас не требует, но Сам Свою пищу приносит, приносит пресладкую и небесную пищу; и не нашими благами учреждается, но Своими невидимыми и небесными нас учреждает. Хвали, душе моя, Господа! Но бедность и окаянство человеческое причина того, что великого Сего и дражайшего и небесного гостя не чувствует человек. Он приходит и толкает в двери всякого; но бедная душа, любовию мира сего и различных плотских прихотей шумом оглушенная, не слышит Его пресладкого гласа: и тако человеколюбивый Иисус, постоявши при дверях и ничего не успевши, отходит празден. Человече! царя земнаго, или низшего какого властелина, в дом наш хотящего внити, не пустить стыдно: кольми паче стыдно не пустить Царя Небеснаго. Горе душе без Христа! подобна есть дому без хозяина; подобна есть граду разоренному и опустошенному от врагов; подобна есть кораблю, на море плавающему без кормчего; подобна есть овце, без пастыря блудящей по пустыне; подобна есть человеку, совратившемуся с правого пути и заблуждающему; подобна есть больному, от лекаря и прочих оставленному. Но вина в самой душе есть, что не имеет Христа в себе живущего. Аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет: и Отец Мой возлюбит его, и к нему приидем, и обитель у него сотворим, глаголет Господь ( Ин.14:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Пс 7:7Б–8А, 2А Рцыте во языцех, яко Господь воцарися,/ибо исправи вселенную, яже не подвижится. Скажите среди народов, что Господь воцарился,/ибо исправил Он вселенную, и она не поколеблется. Стих: Воспойте Господеви песнь нову, воспойте Господеви вся земля. Стих: Воспойте Господу песнь новую, воспойте Господу, вся земля. Пс 95:10А, 1 Воскресни, Господи, помози нам/и избави нас имене Твоего ради. Восстань, Господи, помоги нам,/и избавь нас ради имени Твоего. Стих: Боже, ушима нашима услышахом, и отцы наши возвестиша нам. Воскресни, Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя,/яко Ты царствуеши во веки. Восстань, Господи Боже мой, да возвысится рука Твоя,/ибо Ты царствуешь вовеки. Стих: Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим, повем вся чудеса Твоя. Стих: Буду славить Тебя, Господи, всем сердцем моим, возвещу все чудеса Твои. Ср. Пс 9:33А, 37, 2 Господи, воздвигни силу Твою,/и прииди во еже спасти нас. Господи, воздвигни силу Твою/и приди, чтобы спасти нас. Стих: Пасый Израиля вонми, наставляяй яко овча Иосифа. Стих: Пастырь Израиля, внемли, ведущий, как овец Иосифа. Пс 79: 3Б, 2А Воскресни, Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя,/не забуди убогих Твоих до конца. Восстань, Господи Боже мой, да возвысится рука Твоя,/не забудь бедных Твоих до конца. Стих: Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим, повем вся чудеса Твоя. Воцарится Господь во век,/Бог твой Сионе, в род и род. Будет царствовать Господь вовек,/Бог Твой, Сион, – в род и род. Стих: Хвали душе моя Господа, восхвалю Господа в животе моем. Диакон: Господу помолимся. Лик: Господи, помилуй. Диакон: Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. Священник возглашает: Яко свят еси, Боже наш, и во святых почиваеши, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Священник возглашает: Ибо свят Ты, Боже наш, и во святых почиваешь, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков. Лик: Аминь. Хор: Аминь. Диакон возглашает второй прокимен Всякое дыхание/да хвалит Господа.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/vsenoshhn...

Изобразительные состоят из двух псалмов, напечатанных, с разделением на лики, в Ирмологионе, л. 98, и именно: 102 пс.: Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя имя святое его, и 145 пс.: Хвали, душе моя, Господа. Первый антифон оканчивается пением: Слава Отцу, и Сыну, и святому Духу. Второй – И ныне и присно и во веки веков, аминь, после чего поется песнь: Единородный Сыне, и Слове Божий...; к этим двум антифонам всегда присоединяются так называемые блаженны. Этим именем называются прежде всего, евангельские изречения о блаженствах: Блажени нищие духом... Блажени плачущие и т.д., предваряемые словами: Во царствии твоем помяни нас, Господи 418 ; затем этим же именем называются особые песнопения, помещенные в Октоихе в конце последования на каждый день под заглавиями в роде следующих: «На литургии изобразительная, блаженна, глас 1-й» (см. нед. гл. 1, Окт., ч. 1, л. 32). «В понедельник блаженна, глас 1-й» (см. понед. утра, гл. 1. Окт., ч. 1, л. 43 на об.) и т.д. То же самое название усвояется разным песням канона, которые Типикон нередко назначает для пения или взамен блаженн Октоиха, или совместно с ними (см., напр., послед. 17 сент., Тип., л. 61 на об.). Последние евангельские изречения, начиная с того, над которым в Ирмологионе напечатано: «на шесть» (Блажени миротворцы), всегда поются с песнопениями, известными под именем блаженн, будут ли они взяты из Октоиха, или же из канона: первые же, все или некоторые, без них, смотря по тому, насколько когда положены блаженны. Самая меньшая для них цифра есть 6, самая большая 12. Допустим, что блаженны назначены на 12: в этом случае надобно пропеть сначала: Во царствии твоем помяни нас, Господи 419 . Блажени нищии духом, яко тех есть царство небесное, и тотчас песнопение: Блажени плачущие, яко тии утешатся, и другое песнопение и т.д. до конца; предпоследнее песнопение поется на Славу, а последнее на И ныне. Таким образом в блаженнах, подобно тому, как и в канонах, песнопения на Славу и на И ныне входят в счет положенного количества блаженн. Если блаженны, положим, еще указаны на 6, то начинать надобно так же, но евангельские изречения петь по порядку до стиха с надписью «на шесть», т.е. до стиха: Блажени миротворцы. Пропевши этот стих, следует петь песнопение, и далее до конца стих и песнопение, в заключение Слава и песнопение, И ныне и песнопение.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Этот поиск выражается в молитве, которая в таком случае становится испрашиванием и творением любви, в которой и состоит это благо. Ищущий благо обретает любовь и входит во славу Божию. И уже первая в литургии – «мирная» – ектения есть выражение этого добра – любви – славы. Евхаристически настроенная личность, участвуя в литургии, созерцает высшие духовные и этические ценности. (И само это созерцание есть высочайший этический акт, а не проявление теоретического или эстетического любопытства.) Словесным выражением этого созерцания и становятся начальные литургические антифоны, главными темами которых являются благодарение и прославление («Благослови, душе моя, Господа» и «Хвали, душе моя, Господа»). Следующий – третий – антифон («блаженства»), хорошо известный даже начинающему христианину, содержит основной этический материал Евангелия. В нем содержится великие обетования тем, кто усваивает этот материал в качестве личных установок. Тот, кто творит свою жизнь на основе этого материала, обретает наивысшую радость, доступную личности («блаженство»). Нравственное переживание объективного блага как личного блаженства в благо-дарящей душе дает личности сопричастность Божественной славе, славе подлинного и совершенного бытия. Тот, кто имеет духовный слух, слышит эту сопричастность Божественной славе во всех словах литургии; но, может быть, более всего – в словах так называемой херувимской песни, поющейся при перенесении приготовляемых к освящению Св. Даров на престол: «Иже херувимы тайно образующе и животворящей Троице трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение. Яко да Царя всех подымем, ангельскими невидимо дориносима чинми. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.» (Подстрочный перевод на русский язык: «Мы, тайно будучи образом херувимов и животворящей Троице трисвятую песнь воспевая, всякое ныне житейское отложим попечение. Ибо Царя всех [существ] вознесем, невидимо торжественно носимого чинами ангелов. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.») Здесь все пронизано живым ощущением Божественной славы и своей соотнесенности с нею.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/och...

О еже избавити рабов Своих (имя рек), милостыню ныне сотворивших и всех милующих и питающих нас, благодеющих и служащих нам, заповедавших и о нихже заповедано нам молитися и всех нас от всякия скорби, беды, гнева и нужды, и от всех врагов видимых и невидимых; здравием же, долгоденствием и миром и Ангелов Своих ополчением верных Своих всегда оградити, Господу помолимся. О избавитися нам: Заступи, спаси: Пресвятую, Пречистую: Возглас: Яко подобает: Ha Бог Господь: Тропарь, глас 4: Благодарни суще недостойнии раби Твои, Господи, о Твоих великих благодеяниях на нас бывших, славяще Тя хвалим, благословим, благодарим, поем и величаем Твое благосердие, и рабски любовию вопием Ти: Благодетелю Спасе наш, слава Тебе. (Дважды.) Слава, и ныне. Борородичен, глас тойже: Не умолчим никогда, Богородице, силы Твоя глаголати недостойнии и о всех милостях Твоих, на нас бывших, благодарныя хвалы приносити. Ты бо, яко милосердная и чадолюбивая Мати, в нуждах наших присно помогаеши нам. Темже не престанем, Владычице, Тя славити: радуйся, всех христиан радость и утешение. Псалом избранный: Вознесу Тя, Боже мой, Царю мой и благословлю имя Твое в век и .в век века. Очи всех на Тя уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении. Отверзаевши Ты руку Твою и исполняевши всякое животное благоволения (144/1, 15–16). Вся к Тебе чают дати пищу им во благо время. Давшу Тебе им, соберут, отверзшу Тебе руку, всяческая исполнятся благости (103/27–28). Милостив и щедр Господь, пищу даде боящимся Его (110/4–5). Ядят убозии и насытятся и восхвалят Господа взыскающии Его. Жива будут сердца их во век века (21/27). Возверзи на Господа печаль твою, и Той тя пропитает (54/23). Бог мой, милость Его предварит мя (68/11). Милость Твоя, Господи, помогаше ми (93/18). Дал еси веселие в сердце моем, от плода пшеницы, вина и елея своего умножишася (4/8). Вкусите и видите, яко благ Господь. Блажен муж, иже уповает на Него (33/9). Хвали душе моя Господа, дающего пищу алчущим (145/1, 7). Любит милостыню Господь, милости Господни исполнь земля (32/5). Тебе оставлен есть нищий, сиру Ты буди помощником (9/35). Блажен разумеваяй на нища и убога, в день лют избавит его Господь (36/21). Весь день милует и взаим дает праведный (36/26). Сильно на земли будет семя его, род правых благословится. Милостив и щедр и праведен. Благ муж щедря и дая. Расточи, даде убогим. Слава и богатство в дому его и правда его пребывает в век века (111/3–4, 9).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Возглас: Боже, ущедри ны: Чтец: Аминь. И священник глаголет молитву Ефрема Сирина с 3 поклонами. Посем чтец: Аминь. И глаголет молитву: Владыко Господи Иисусе Христе: Изобразительны Сразу по молитве 9 часа чтец: Благослови душе моя Господа: Слава: Хвали душе моя Господа: И ныне: Единородный Сыне: И абие чтец: Во Царствии Твоем: и чтет Блаженны скоро, без пения. Слава, и ныне: Помяни нас Господи: Помяни нас Владыко: Помяни нас Святый: Посем: Лик Небесный: и прочая по Часослову. Верую: Ослаби, остави: Отче наш: и по возгласе кондаки по уставу Великой Четыредесятницы: Аще храм Христов: 1. Кондак храма 2. Кондак дне 3. Кондак святаго Минеи 4. Слава: Со святыми: 5. И ныне: Предстательство христиан: Аще храм Богородицы: 1. Кондак дне: Вознесыйся: 2. Кондак святаго Минеи 3. Слава: Со святыми: 4. И ныне: Кондак храма Богородицы. Аще храм святаго: 1. Кондак дне: Вознесыйся: 2. Кондак храма 3. Кондак святаго Минеи 4. Слава: Со святыми: 5. И ныне: Предстательство христиан Таже: Господи помилуй (40), Слава, и ныне: Честнейшую: Именем Господним благослови отче. Возглас: Боже, ущедри ны: Чтец: Аминь. И священник глаголет молитву Ефрема Сирина с 16 поклонами. Посем чтец: Аминь. И абие Приидите поклонимся: и псалом 103. В пяток вечера По предначинательном псалме ектения великая, по обычаю постовым распевом. Кафисму чтем 18-ю. На Господи воззвах: поставим сихов 6 и поем стихиры Триоди отцев, глас 8, куюждо по дважды: Приидите вси вернии: Радуйся, Египте верный: Кто изречет от земнородных: Слава, глас 6: Иже по образу соблюдите невредимо: И ныне, Богородичен догматик уходящего гласа. Свете Тихий. Прокимен дне, глас 7: Боже Заступник мой еси Ты: Стих: Изми мя от враг моих, Боже: Паремия Триоди, пророчества Захариина чтение. Прокимен Триоди, глас 6: Да уповает Израиль на Господа от ныне и до века. Стих: Господи, не вознесеся сердце мое: И абие Сподоби Господи: Ектения просительная, не постовым распевом. На стиховне поем стихиры Триоди самогласны, глас 2: Очистим себе, братие: Стих: К Тебе воздвигох:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010