Антифон 2 ( Пс.145 ). Хвали, душе моя, Господа: восхвалю Господа в животе моем : пою Богу моему, дондеже есмь. Ко второму антифону присоединяется песнь в честь воплотившагося Сына Божия: Единородный Сыне и Слове Божий, безсмертен сый, и изволивый спасения нашего ради воплотитися от святыя Богородицы и Приснодевы Марии, непреложно вочеловечивыйся, распныйся же, Христе Боже, смертию смерть поправый, един сый Святыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас. Вместо третьего антифона поются блаженны, т. е. девять заповедей о блаженствах, изложенные в нагорной проповеди Иисуса Христа ( Мф.5:3-12 ). Заповеди о блаженстве Блажени нищии духом, яко тех есть царство небесное. Блажени плачущии, яко тии утешатся. Блажени кротцыи, яко тии наследят землю. Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся. Блажени милостивии, яко тии помиловани будут. Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят. Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся. Блажени изгнани правды ради, яко тех есть царство небесное. Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех. Блаженны нищие духом, ибо их царство небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы; ибо они будут наречены сынами Божиими. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть царство небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах. После антифонов бывает малый вход с Евангелием, означающий явление Иисуса Христа на проповедь. Отворив царские врата, диакон (если есть) , сопутствуемый священником, выносит напрестольное Евангелие северною дверью в предшествии свещеносца с зажженною свечою, и, остановившись пред царскими вратами, возглашает:

http://azbyka.ru/molitvoslov/pravoslavny...

О чем был услышан и глас с небес, свидетельствующий о спасенных: «Это те, которые пришли от великой скорби» ( Откр.7:14 ) и проч. «Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец?» ( Евр.12:6–7 ) Так души благочестивые сообразными делаются Единородному Сыну Божию Иисусу Христу, Который злым миром обесчещен, поруган, озлоблен и крестной смертью умерщвлен. Скажи, пожалуйста, не утешительно ли человеку быть сообразным Господу славы, и за Ним, как за Агнцем Божиим, следовать? Сообразным здесь в этом мире, в страдании, в вечной же жизни – в славе? «С Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться» ( Рим 8:17 ). Воистину не может быть большего утешения христолюбивой душе. Воистину возрадуется и возвеселится душа во всяком злострадании, когда это поймет. Рассуди, возлюбленный, кто ты и Кто Христос, Которому делаешься сообразным. Ты – земля, и пепел, да еще и грешник. Христос – Господь славы, Единородный Сын Божий, Царь Вечный, и вечного Царя Сын, Бог Великий и Крепкий, Создатель твой, возлюбивший тебя, Искупитель твой, Спаситель твой, Который так тебя возлюбил, что и предал Себя за тебя, и пострадал, и умер за твою душу, и так избавил тебя от смерти и ада. Это сотворил Он ради тебя, потому что не мог видеть тебя в погибели. «Хвали, душа моя, Господа, ...возлюбившего тебя и предавшего Себя за тебя» ( Пс.145:1 ; Еф.5:2 ). Христианин! Господу славы, ты земля и персть, сообразным делаешься. О, воистину великая честь, великая слава, великое блаженство, великая похвала, великое утешение, радость и веселие, быть сообразным Единородному Сыну Божию и здесь, и в вечном Его царствии! О Иисусе, радосте и сладосте Ангелов святых! Влеки меня за Собою. Побежим… «Смирна, и алой, и кассия от риз Твоих» ( Пс.44:9 ). Дух бодр, но плоть немощна. Дух желает, но плоть отвращается. Дух стремится, но плоть мятется. Дух восхищается, но плоть обременяет.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Обыкновенно междочасия совершаются в монастырях. Последование изобразительных Последование Изобразительных (ta τυpik) своими молитвословиями и песнопениями изображает литургию. Иногда оно совершается вместо литургии, если почему либо не бывает литургии. В богослужебных книгах 560 последование Изобразительных носит название «Обедницы», т. е. службы, совершаемой вместо обедни (литургии). Молитвословия и песнопения, находящиеся в последовании Изобразительных, также составляют продолжение и окончание великопостных и царских часов 561 . Если последование Изобразительных бывает вместо литургии не в посту, т. е. в такие дни, когда на утрени поется «Бог Господь», то оно совершается после службы 6-го часа (Часослов, см. по конце 6-го часа). Но в дни поста, когда на утрени поется «Аллилуиа», последование Изобразительных совершается после 9-го часа (Часослов, см. по конце 6-го часа). Начало последования Изобразительных составляют псалмы, которые иногда входят в состав литургии и поются в начале ее, после великой ектении. Эти псалмы суть: во-первых, Пс.102 : «Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя, имя святое Его». Во-вторых, Пс.145 : «Хвали, душе мол, Господа. Восхвалю Господа в животе моем, пою Богу моему, дóндеже есмь». Каждый из этих псалмов в Служебнике называется: антифон – Изобразительная 562 . В псалме 102-м: «Благослови, душе моя, Господа» возбуждается упование на Господа изображением милосердия Его к людям. Этот псалом возбуждает все силы души к молитве, все чувствования к благодарению Бога за Его благодеяния и как бы внушает, что если иногда нельзя кому приносить молитвы вместе с молитвами церковного собрания (например, при литургии), то всегда можно славить Господа внутренне на всяком месте: « Благослови, душе моя, Господа и вся внутренняя моя имя святое Его»; « Благословите Господа, вся дела Его, на всяком месте владычествия Его ». Псалом 145: «Хвали, душе моя, Господа» служит как бы продолжением предыдущего псалма; в нем также делается увещание уповать на Господа и хвалить Его, хвалить во всю жизнь, во всех обстоятельствах ее, доколе существует человек и, значит, не только тогда, когда бывает человек при богослужении в собрании церковном, а всегда 563 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Слова Златоеловесного: Чем кончил пророк, тем начинает снова: кончил в предыдущем псалме хвалою, сказав: хвалу Господню произнесут уста мои, и здесь опять начинает: хвали, душа моя, Господа. Ибо не мало служить к очищению души сие, т. е. хвала Богу. А хвалою называет ту, которая составляется из дел, что и Христос сказал: так да светить свет ваш, чтобы видели ваши добрые дела, и прославили Отца вашего, который на небесах; и Павел также: прославьте Бога телом вашим и духом вашим. И далее говорит: но посмотрим, что значит: хвали, душа моя, Господа. сии слова и мы поем с Давидом ныне, ибо хотя он и не находится здесь телом, но находится духом; поелику праведники находятся с нами и поют вместе... Если тот, кто поставив пред собою образ отрока, или друга, воображает, что сам отсутствующий находится при нем, представляя себе его в сем бездушном изображении, то гораздо более мы пользуемся присутствием при нас святых чрез посредство Божественных Писаний, в которых мы имеем не изображения тел их, но душ. Ибо что сказано ими, то составляет образ душ их (Слово на великую седмицу том 5 издания). 2. Восхвалю Господа в животе моем; пою Богу моему дондеже есмь. Слова: пою Богу моему, доколе нахожусь в живых в этом мире, суть изъяснение слов: восхвалю Господа моего в жизни моей; так что и те и другие означают почти одну и ту же мысль. Евсевия: Или дух (т. е. находившийся в Давиде) повелевает душе, или душа сама себе, или, что и лучше, пророк возбуждает душу свою к пению во славу Божию. А душа, слушаясь повеления Его, охотно ответствует сему: восхвалю Господа в жизни моей. Но как душа бессмертна, то она и живет и существует всегда и по освобождении от тела. Итак, по силе, говорит, никогда не перестану хвалить Господа, но во всю бессмертную мою жизнь, бесконечные веки, буду хвалить Его. 3. Не надейтеся на князи (начальствующих) и на сыны человеческия, в нихже несть спасения. Не надейтесь, советует, люди, на начальников и на смертных людей, как не имеющих силы спасти себя и помочь самим себе, по изъяснению Златоуста. А если они не могут помочь самим себе, то не гораздо ли больше не могут помочь другим? Ибо сам видишь, читатель, в сколь многих и сколь великих опасностях и смертоносных болезнях находятся начальники: и не имеют силы избавиться от сих опасностей и смерти. Да слышат сие те неизвестные христиане, которые совершенно устремили все внимание свое к великим людям, надеясь, что они помогут во время их нужды.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2343...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Псалом 145 «Хвали, душа моя, Господа» 2 мин., 04.10.2022 Содержание Псалом 145 читать: Аллилуиа, Аггеа и Захарии. 1  Хвали, душе моя, Господа.  2  Восхвалю Господа в животе моем, пою Богу моему, дондеже есмь.  3  Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в нихже несть спасения.  4  Изыдет дух его и возвратится в землю свою. В той день погибнут вся помышления его.  5  Блажен, емуже Бог Иаковль помощник его, упование его на Господа Бога своего,  6  сотворшаго небо и землю, море и вся, яже в них, хранящаго истину в век,  7  творящаго суд обидимым, дающаго пищу алчушым. Господь решит окованныя.  8  Господь умудряет слепцы. Господь возводит низверженныя. Господь любит праведники.  9  Господь хранит пришельцы, сира и вдову приимет и путь грешных погубит.  10  Воцарится Господь во век, Бог твой, Сионе, в род и род. Псалом 145 на русском: Аллилуия, Аггея и Захарии, 145. 1  Восхвали, душа моя, Господа! 2 Восхвалю Господа  во все дни  жизни моей, пою Богу моему, доколе я есть!  3  Не надейтесь на князей, на сынов человеческих, – не от них приходит спасение.  4  Изойдет дух его, и возвратится в землю он; в тот день погибнут все помыслы его.  5  Блажен тот, которому Бог Иаковлев являет помощь Свою, уповает он на Господа Бога своего,  6  Сотворившего небо и землю, море и все сущее в них, хранящего истину вовеки,  7  Творящего правый суд обиженным, дарующего пищу алчущим. Господь освобождает узников;  8  Господь умудряет слепцов; Господь возносит низверженных; Господь любит праведников;  9  Господь хранит пришельцев, сироту и вдову принимает, а путь грешников погубит Он.  10  Воцарится Господь вовеки, Бог твой, Сион, из рода в род! Псалом 145 слушать: Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/psalom-145-hvali-dusha-mo...

Глас 7: Воскресни, Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя,/не забуди убогих Твоих до конца. Стих: Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим, повем вся чудеса Твоя. Глас 7 Восстань, Господи Боже мой, да возвысится рука Твоя,/не забудь бедных Твоих до конца. Стих: Буду славить Тебя, Господи, всем сердцем моим, возвещу все чудеса Твои. Пс 9:33, 2 Глас 8: Воцарится Господь во век,/Бог твой Сионе, в род и род. Стих: Хвали душе моя Господа, восхвалю Господа в животе моем. Глас 8 Будет царствовать Господь вовек,/Бог Твой, Сион, – в род и род. Стих: Хвали, душа моя, Господа. Хвалить буду Господа всю жизнь мою. Пс 145:10 , 1Б–2А Диакон: Господу помолимся. Лик: Господи, помилуй. Священник возглашает: Яко свят еси, Боже наш, и во святых почиваеши, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Диакон: Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. Священник возглашает: Ибо свят Ты, Боже наш, и во святых почиваешь, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков. Лик: Аминь. Диакон: Всякое дыхание да хвалит Господа. Стих: Хвалите Бога во святых Его, хвалите Его в утвержении силы Его. Хор: Аминь. Диакон: Всё, что дышит, да восхвалит Господа. Стих: Хвалите Бога во святых Его, хвалите Его на тверди силы Его. И посем возглашает диакон: И о сподобитися нам слышанию святаго Евангелия Господа Бога молим. Диакон: Дабы удостоиться нам услышать святое Евангелие, Господа Бога молим. Лик: Господи, помилуй, трижды. Диакон: Премудрость, прости, услышим святаго Евангелия. Хор: Господи, помилуй. (3) Диакон: Премудрость! Станем благоговейно. Услышим святое Евангелие. Священник: Мир всем. Людие: И духови твоему. И абие: От (имярек) святаго Евангелия чтение. Священник: Мир всем. Хор: И духу твоему. Священник: От (имя Евангелиста) святого Евангелия чтение. Лик: Слава Тебе, Господи, слава Тебе. Диакон: Вонмем. Хор: Слава Тебе, Господи, слава Тебе. Диакон: Будем внимать. И глаголет священник утреннее Евангелие, аще случится неделя.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/posledova...

В образе ли человека, славою, величием и богатством превознесен и украшен? Нет, явясь так, Он не соответствовал бы видом своим спасительной цели Богоявления. В каком же виде Бог Господь явися нам? Явися Он младенец; младенец рожденный не от богатой, славной, но от бедной, безвестной девы; положенный по рождении Своем не в колыбели мягкой и украшенной, но во яслях на соломе. О дивное чудо! Тако Бог Господь явися нам! Благословен грядый во имя Господне! Благословенны те из нас, кои избрали для шествия своего путь тако явившегося Господа! То есть путь самоуничижения, путь обнищания, путь не знатности, путь терпения. Всемогущий Он; и явися, яко немощный и слабый. Все исполняющий Он и всех снабдевающий; и явися нам, яко нищий и ничто же имущий. Носяй всяческая глаголом силы Своей; и явися нам носимый в объятиях девы. На престолах Херувимстем и Серафимстем седяй, явися нам во яслях возлегий. Тако Бог Господь явися нам, чрез воплощение свое и вочеловечение! Благословен грядый во имя Господне! Аминь. 31. Благослови, душе моя, Господа. Благослови, благодари, хвали, люби, слушай, душе моя, Господа, изведшего мя из небытия в бытие и даровавшего все потребное к благобытию временному и вечному. Благослови, душе моя, Господа, не оставившего мя в то несчастное время, когда я в лице моих прародителей, по наущению льстивого врага, преступил Святую Его волю и чрез грех удалился от Него. Благослови, душе моя, Господа, вскоре по грехопадении благоизволившего ощутительно и видимо явиться в рай к согрешившим, вразумить их, наказать губителя и изречь утешительное обетование о Спасителе. Благослови, душе моя, Господа, многажды разными образами во все времена чрез многих Богоизбранных человеков возвещавшего, повторявшего и разъяснявшего сладчайшее предсказание об Искупителе. Благослови, душе моя, Господа, соблюдшего и тот народ и то племя, и тот род, от коих имел явиться Спаситель человеков и всего мира. Благослови, душе моя, Господа Бога Отца, благоволением Которого приял на Себя сан и звание и дело Спасителя не кто-либо иной из небожителей, а Сам Сын Его Единородный.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieremiya_Solov...

«Начало изобразительных»,– по указанию Следованной Псалтири и Часослова, – «глаголи сице: Благослови, душе моя, Господа. Благословен еси, Господи. Благослови, душе моя, Господа и вся внутренняя моя...» и т.д. Это значит то, что в данном случае не следует произносить начальный возглас: Благословен Бог..., но после молитвы 6 часа надобно прямо читать 102 пс.: Благослови, душе моя, Господа... После него 1 лик вышним гласом поет: Слава: затем 2 лик – И ныне. 1 лик: Благослови, душе моя, Господа и вся внутренняя моя имя святое его. Благословен еси, Господи. Засим читаются: Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу,– и 145 пс.: Хвали, душе моя, Господа... и т.д. 441 . После 145 пс.– И ныне, и присно, и во веки веков, аминь. Единородный Сыне и Слове Божий... Во царствии твоем помяни нас, Господи, егда приидеши во царствие твоем. Блажени нищии духом, яко тех есть царство небесное, и т.д. по Часослову, оканчивая словами: Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех 442 . Если последование изобразительных приходится отправлять в такой день, на который 48 гл. Типикона не назначает особых песнопений, известных под именем блаженн, то евангельские изречения о блаженствах читаются или поются без всяких к ним добавлений; если же положены блаженны, то сначала надобно читать или петь: Во царствии твоем и т.д. просто, а потом в соединении с песнопениями, известными под названием блаженн,– так, как положено петь на литургии; в заключение – Слава... и блаженна, И ныне... и блаженна (ср. 50 гл. Типик., л. 350: «аще когда» в Пасху «по нужде не бывает литургии»). Непосредственно после блаженн следует читать апостол и евангелие (ср. 50 гл. Типик., л. 350) так, как они читаются на литургии, т.е. с обычными возглашениями, прокимном и аллилуиарием. Засим читается: Помяни нас, Господи, егда приидеши... (ср. 50 гл. Типик., л. 350). Помяни нас, Владыко, егда приидеши... Помяни нас, Святый, егда приидеши... Лик небесный поет тя... Приступите к нему... Лик небесный поет тя... Слава, Лик святых ангел... И ныне. Верую во единого... Ослаби, остави... Отче наш... Яко твое есть царство... аминь. Кондаки – так, показано в нижеследующих таблицах. Господи, помилуй 40 (см. 50 гл. Тип., л. 350 на об.). Всесвятая Троице... Буди имя Господне... 3. Слава, и ныне. Пс.: Благословлю Господа... Слава тебе, Христе Боже, упование наше... Слава, и ныне. Господи, помилуй 3. Благослови. Отпуст.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Из четвертой и пятой просфор вынимаются частицы за живых и умерших. На проскомидии вынимаются также частицы из просфор, которые подаются верующими об упокоении и о здравии родных и близких. Все эти частицы раскладываются в особом порядке на дискосе рядом с Агнцем. Закончив все действия по приготовлению к совершению литургии, священник ставит на дискос звездицу, покрывая его и чашу двумя небольшими покровами, а затем все вместе покрывает большим покровом, который называется воздух, и кадит Предложенные Дары, прося Господа благословить их, помянуть принесших эти Дары и тех, за кого они принесены. Во время совершения проскомидии в храме читаются 3-й и 6-й часы. Литургия оглашенных Вторая часть литургии называется литургией ”оглашенных”, потому что во время ее совершения могут присутствовать не только крещеные, но и готовящиеся к принятию этого таинства, то есть”оглашенные”. Диакон, получив благословение от священника, выходит из алтаря на амвон и громко провозглашает:”Благослови, Владыко”, то есть благослови начать службу и участвовать в литургии собравшимся верующим. Священник в первом своем возгласе прославляет Святую Троицу: “Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков”. Певчие поют “Аминь” и диакон произносит Великую ектению. Хор поет антифоны, то есть псалмы, которые положено петь попеременно правым и левым хором. Благословен еси, Господи Благослови, душе моя, Господа и вся внутренняя моя, Имя святое Его. Благослови, душе моя, Господа и не забывай всех воздаяний Его: очищающаго вся беззакония твоя, исцеляющаго вся недуги твоя, избавляющаго от истления живот твой, венчающаго тя милостию и щедротами, исполняющаго во благих желание твое: обновится яко орля юность твоя. Щедр и милостив, Господь. Долготерпелив и многомилостив. Благослови, душе моя, Господа и вся внутренняя моя Имя святое Его. Благословен еси Господи и “Хвали,душе моя, Господа…”. Хвали, душе моя, Господа. Восхвалю Господа в животе моем, пою Богу моему, дондеже есмь.

http://pravmir.ru/bozhestvennaya-liturgi...

Стих 22: Благословите Господа вся дела Его на всяком месте владычествия Его: благослови душе моя Господа . Не одни разумные, но и неразумные, даже бездушные творения (дела) приглашаются псалмопевцем благословлять, славословить Господа: Хвалите Господа на земли великия рыбы и все бездны, огнь и град, снег и туман, горы и все холмы, дерева плодоносныя, звери и птицы ( Пс. 148 ). Само собой разумеется, что неразумные твари не сами по себе могут хвалить Господа, но через человека, которому открывается побуждение хвалить Творца при созерцании в них следов Его совершенства. Поэтому слова: благословите Господа вся дела Его , означают: прославляй, человек, совершенства Творца – Его всемогущество, премудрость и благость, запечатленные в Его творениях. б) В 145-м псалме, составляющем второй воскресный антифон, предлагается учение, что не должно уповать на князей и простых смертных, но на Господа, всемогущего, всеблагого и верного в обетованиях 24 . Стихи 1, 2: Хвали душе моя Господа: восхвалю Господа в животе моем, пою Богу моему, Дóндеже есмь . Эти слова представляют вид собеседования псалмопевца с самим собою. Он побуждает самого себя восхвалить Господа, которому подобает всякая слава и честь в несравненной степени перед всем, что есть великого на земле и во всей вселенной, – и сам же отвечает на этот призыв готовностью ему последовать, т.е. не перестану хвалить Господа до последнего моего издыхания, в живом ощущении полнейшей зависимости своей жизни и судьбы от Бога, ибо мы Им живем и движемся и существуем ( Деян. 17, 28 ). Стих 3: Не надейтеся на князи, на сыны человеческия в нихже несть спасения . Господь есть распорядитель нашей судьбы, в Его руках наша жизнь и смерть. Поэтому на Него единого надо надеяться и в этой надежде к Его покровительству и помощи обращаться. Но так как Господь большей частью оказывает нам помощь через людей, располагая их содействовать нашему благу, то, конечно, можно без греха надеяться и на людей, как на посредников, как на орудия благоволения Божия. Но грешно было бы надеяться только на них одних, забывая, что они могут быть для нас полезными только по воле Божией. Без соизволения Божия ни один на свете человек, как бы ни был могуществен, не может спасти нас от бед. Без благословения Божия никто не может устроить и упрочить свое благосостояние и тем более не может споспешествовать благосостоянию других.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010