Официальный визит делегации Палестинского общества на Святую Землю завершился посещением Иерихона 18 декабря 2008 г. 14:49 Рано утром в среду 17 декабря делегация Императорского православного палестинского общества во главе с председателем общества С.В. Степашиным посетила Иерихон. В здании мэрии города состоялась встреча С.В. Степашина с губернатором К. Хамидом и мэром города Иерихона Х. Салехом. Здесь С.В. Степашин подвел итог поездки на Святую Землю, рассказал палестинским коллегам о достигнутых договоренностях, поделился планами на будущее. Затем делегация ИППО в сопровождении губернатора и мэра Иерихона, представителя Российской Федерации в Палестинской Национальной Администрации (ПНА) С.Г. Козлова и другими официальными лицами посетила участок Российской Федерации в Иерихоне, переданный в собственность ИППО властями Палестинской Национальной Администрации. После этого члены делегации совершили паломничество в древний монастырь Искушения на Сорокадневной горе. Первый монастырь на вершине горы был построен еще в 340 году прп. Харитоном Исповедником. Новый греческий православный монастырь был построен в конце XIX века. Он нависает над пропастью, куда, по преданию, был низвергнут сатана. В монастыре есть пещера, где Господь пребывал во время своего поста. Монастырский храм освящен во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Главной святыней монастыря является Камень Спасителя, на котором по преданию Спаситель молился и постился 40 дней и ночей. Члены делегации приложились к святыням монастыря, после чего посетили археологические раскопки древнего дворца Хишама ибн Аль-Малика — халифа Дамаска из династии Омейядов, находящегося к северу от Иерихона, построенного в VIII веке. Из-за особого температурного микроклимата во дворце Хишама сохранились картины из мозаики. После экскурсии члены Российской делегации были приглашены от имени мэра Иерихона на обед в честь приезда высоких гостей. На этом программа визита делегации ИППО была закончена и высокие гости отправились в международный аэропорт имени Бен-Гуриона, где их провожали представители Российской Федерации в ПНА во главе с С.Г. Козловым, представители Российского посольства в государстве Израиль и председатель Иерусалимского отделения ИППО П.В. Платонов. Сайт ИППО /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/511741.htm...

СПРАВОЧНЫЙ АППАРАТ УКАЗАТЕЛИ ВЕТХОЗАВЕТНЫХ ЦЕРКОВНЫХ ЧТЕНИЙ (ПАРИМИЙ) Сокращения пн. – понедельник вт. – вторник ср. – среда чт. – четверг пт. – пятница сб. – суббота вс. – воскресенье янв. – январь фев. – февраль апр. – апрель авг. – август сент. – сентябрь окт. – октябрь нояб. – ноябрь дек. – декабрь † – обозначает день преставления святого (указано только для святых, которые имеют несколько дней памяти в году) КАЛЕНДАРНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ВЕТХОЗАВЕТНЫХ ЧТЕНИЙ 640 Сентябрь 1 Прп. Симеона Столпника и Новый церковный год I – Ис. 61 , 1–9 II – Лев. 26 , 3–12, 14–17, 19–20, 22, 33, 40–41 III – Прем. 4 , 7–15 5 Св. пророка Захарии и св. прав. Елисаветы I – Быт. 18 , 1–14 II – Суд. 13 , 2–20 III – 1 Цар. 1 , 9–20 7 Свт. Иоанна Новгородского – паримии святителя 8 Рождество Пресвятой Богородицы – паримии Богородицы 9 Прп. Иосифа Волоцкого – паримии преподобного Обретение и перенесение мощей свт. Феодосия Черниговского – паримии святителей 11 Перенесение мощей прпп. Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев – паримии преподобных 13 Обновление храма Воскресения Христова I – 3 Цар. 8 , 22–23, 27–30 II – Прит. 3 , 19–34 III – Прит. 9 , 1–11 14 Воздвижение Креста Господня I – Исх. 15, 22–27; 16, 1 II – Прит. 3 , 11–18 III – Ис. 60 , 11–16 19 † Св. блгв. кн. Феодора и чад его – паримии преподобного 20 Свв. мчч. кн. Михаила и болярина его Феодора, Черниговских – паримии мученика 21 Свт. Димитрия, митр. Ростовского – паримии святителя 25 † Прп. Сергия Радонежского I – Прит. 10, 7, 6; 3, 13–16; 8, 6, 34–35,4, 12, 14, 17, 5–9; 1, 23; 15, 4 II – Прит. 10, 31–32; 11 , 1–2, 4, 3, 5–12 III – Прем. 3 , 1–9. 27 Прп. Савватия Соловецкого – паримии преподобного 28 Прп. Харитона исповедника – паримии преподобного 30 Прп. Григория, чудотворца Вологодского – паримии преподобного Октябрь 1 Покров Пресвятой Богородицы – паримии Богородицы Прп. Саввы Вишерского – паримии преподобного 4 Обретение мощей свтт. Гурия, первого архиеп. Казанского, и Варсонофия, еп. Тверского – паримии святителя 5 Свтт. Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена, Московских – паримии святителя

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Rado...

Житие современника преп. Илариона Харитона Исповедника помещено, на греческом и латинском языке, в Аста Sanctorum (Septembris, t. VΙΙ, р. 607–622). Составитель подробного комментария к сему житию, Иоанн Стилтинг, особенно долго останавливается на разрешении вопроса о том, кто автор анонимного жития Св. Харитона. Вопреки мнению Алляция и других, приписывавших это житие Метафрасту, Стилтинг, после предварительного разбора этого мнения, пришел к тому выводу, что автором жития был неизвестный палестинский монах VI-VII в, который, воспользовавшись сохранявшимися в палестинских обителях преданиями о личности Св. Харитона, предал письму драгоценные черты из жизни сего «наставника монахов и вождя пустыни». Двухвековой период времени, прошедший от смерти Св. Харитона до составления его жизнеописания, отсутствие хотя бы кратких письменных заметок о его деятельности не могли не отразиться на составленном неизвестным монахом историческом очерке о великом палестинском подвижнике. В этот очерк вкрались некоторые хронологические погрешности, без устранения которых невозможно будет обойтись при раскрытии заслуг Св. Харитона для развития жизни палестинского монашества. Наиболее важный и существенный материал для истории палестинского монашества дает ряд житий палестинских подвижников, принадлежащий перу монаха VI в. Кирилла Скифопольского . В прологе к одному из своих житий монах Кирилл умоляет читателей верить всему, что он уже сказал, или скажет о палестинских подвижниках 8 и на такое доверие он имеет полное право. Еще в молодых летах, живя в доме родителей, Кирилл неоднократно видел палестинских подвижников, приходивших в Скифополь. Один из них, Савва Освященный, провидя будущее Кирилла, назвал его «своим учеником, сыном пустынных отцов“ и просил скифопольского митрополита обратить особенное внимание на подготовление его к подвижнической жизни. Будучи причтен к монашескому чину в одном из скифопольских монастырей, Кирилл, с дозволения своего духовного отца аввы Георгия, направился в Иерусалим (543 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Из подвижников Фаранской лавры, кроме основателя ее преподобного Харитона, знамениты: Григорий игумен, Косма скопец, Павел, Феодор Илиотский и Фалалей Киликийский. Преподобный Харитон Исповедник (память 28 сентября) родом был из Малой Азии и жил в столице древней Лакаонии – Иконии, между жителями которой славился благочестием и добродетельною жизнью. В гонение на христиан при римском императоре Аврелиане он обнаружил необыкновенную твердость веры и приобрел славу Христова исповедника. Когда указ императорский о преследовании христиан пришел в Иконию, св. Харитон, как известный и славный в городе христианин, первый из христиан был представлен на суд к начальнику области. –      Почему ты не поклоняешься богам, пред которыми смиряются царь и все народы? – спросил св. Харитона областеначальник. – Языческие боги, – смело отвечал Харитон, – суть бесы, которые некогда за гордость свою, за то, что хотели уподобиться Всевышнему, низвержены с неба во ад, ныне же безумными и прельщенными людьми почитаются за богов. Но и они сами, и поклоняющиеся им скоро погибнут и как дым исчезнут. А я имею истинного Бога, Который есть Создатель всяческих, Спаситель мира, пребывающий вовеки. –      Уже по первому твоему дерзкому ответу, – сказал областеначальник, – ты достоин смерти, ибо осмелился хулить бессмертных богов и нас, им поклоняющихся, называть безумными и прельщенными, и потому должно злоглаголивую главу твою отсечь мечом. Но поскольку боги наши долготерпеливы и медлят мстить за наносимое им оскорбление, то и я потерплю и не хочу тотчас погубить тебя: может быть, ты придешь в чувство и принесешь вместе с нами жертву тем, коих теперь хулишь, и испросишь у них прощения за свой грех. Св. Харитон отвечал, что никакие муки не в силах отторгнуть его от истинного Бога и преклонить к почитанию скверных идолов, ибо он ученик блаженной первомученицы Феклы, в сем городе увенчавшейся венцом мученичества. –      Если бы наши боги не были в самом деле богами, – возразил правитель, – то не даровали бы нам счастливой жизни, богатства, славы, здоровья.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

О многочисленности разбойников в этих местах (т.е. в окрестностях Маале-Адумим) писал, кажется, и Иероним Стридонский (согласно Ди Сеньи, в 108-й эпистоле, PL T. 22, col. 887). Разбойники захватили Харитона на дороге и, связав, привели и бросили в своей пещере: «Когда он шел туда и был уже вблизи Иерусалима, то попался в руки разбойникам, кои, не найдя у него ничего ценного, схватили его, и увели в свою пещеру, чтобы там предать его лютой смерти. Впрочем, они не убили его, так как поспешно отправились искать путников, чтобы ограбить их; святого же Харитона оставили лежащего связанным в пещере» (Житие). Стоит отметить, что «предать Харитона лютой смерти» разбойники могли и на дороге; вероятно, они привели его в пещеру, чтобы выяснить, кто он такой и нельзя ли получить за него выкуп. Далее следует известная история о змее, избавившем преподобного от его пленителей. Согласно Житию, пока Харитон лежал связанный, «...в пещеру вполз змей и, найдя здесь сосуд с вином, стал пить из него; опившись, змей изблевал вино опять в сосуд вместе с своим ядом, и потом уполз. Воротились домой разбойники и, будучи томимы жаждою, все один за другим напились из того сосуда, и тотчас отравились тем ядом: ибо все упали на землю, и в страшных муках умерли. Так приняли они достойную казнь за грехи свои и ужасным образом закончили свою жизнь. Избавившись от смерти, святой Харитон освободился с помощью Божиею от уз и нашел в той пещере великое множество золота, которое разбойники собрали в течение многих лет разбоями своими. Богатство это, недобрыми средствами приобретенное разбойниками, святой Харитон истратил на пользу, на остальное построил на том месте обитель, по имени Фаре, и, обратив разбойничью пещеру в церковь, собрал здесь братию». Согласно тексту Жития VI века, Харитон «истратил на пользу» обретенное богатство, раздав его нищим Иерусалима и христианским отшельникам Тростниковой Пустыни (Κλαμον) в устье Иордана, где тогда еще не было организованных монашеских общин. Обитель же он построил не сразу, а просто остался подвизаться в описанной разбойничьей пещере.

http://sobory.ru/article/?object=18570

Долгое время историки считали, что первым достоверно известным владельцем роскошных теремов " у Харитония "   был секретарь светлейшего Меншикова дьяк Алексей Волков. Теперь же установлено, что им был сам П.П.Шафиров, вице-канцлер,  барон и дипломат, один из ближайших сподвижников Петра Великого - не исключено, что за заслуги царь и пожаловал его роскошным жилищем близ Мясницкой. Однако уже в самом конце петровской эпохи Шафиров попал в немилость по обвинению в казнокрадстве, нетерпимым Петром,  и в 1723 году его московский дом отдали графу П.Толстому, который стоял во главе страшной Тайной канцелярии и вел следствие по делу царевича Алексея. Вскоре он  тоже оказался  в опале, сосланный в Соловки за политические интриги против Меншикова, и  в 1727 году палаты действительно оказались во владении верного секретаря светлейшего князя,  Алексея Волкова - но ненадолго,  всего на полгода. После падения Меншикова, в ноябре 1727 года Петр II передал их другому петровскому сподвижнику, боевому генералу, князю Григорию Дмитриевичу Юсупову, который в свою очередь производил следствие над опальным Меншиковым.  С тех пор и  вплоть до  Октябрьской революции московский дом в Огородной слободе оставался владением рода Юсуповых. Основатель этой знаменитой династии, знатный татарин Юсуф был правителем Ногайской Орды, образовавшейся  после распада Золотой Орды на мелкие " удельные " княжества. В 1563 году он вместе с сыновьями   переселился на постоянное жительство в Москву, в подданство русского царя - Иван Грозный щедро  одарил его  поместными землями. И только спустя сто лет, правнук Юсуфа,  Абдул-Мурза, принял христианское крещение - до того их род исповедовал ислам - и был наречен Дмитрием Юсуповым. Потомки его стали прихожанами московской церкви святого Харитония. Сын его Григорий, пожалованный теремами в Огородной слободе и положивший   начало легендарному богатству Юсуповых, сравнимого лишь с шереметевским, недолго владел своим новым московским домом. Он умер в 1730 году и был погребен в московском Богоявленском монастыре в Китай-городе.

http://pravoslavie.ru/59.html

И поскольку раньше в Москве было принято указывать адрес, в первую  очередь называя местную церковь, в приходе которой находился дом,  то Пушкин последовал этому правилу в " Евгении Онегине " : У Харитонья в переулке Возок пред домом у ворот Остановился… Иногда даже считается, что именно с легкой руки Пушкина за этим переулком имя Харитоньевский утвердилось официально, ибо он действительно был назван так в середине  XIX столетия. Обращение поэта к этой местности не случайно - когда-то он сам был прихожанином Харитоньевской церкви и здесь, в старых московских Огородниках прошло его ранее детство. Все в этих краях соприкасалось с Пушкиным. Еще до его рождения,  в 1797 году,  бабушка Ольга Васильевна после смерти мужа приобрела усадьбу в Малом Харитоньевском, 7. Маленький Пушкин часто гостил здесь у родственников, которые прожили в Огородниках до 1808 года, а в 1812 году  эта усадьба сгорела. Главная пушкинская страница в летописи Огородной слободы - разумеется, знаменитый дом в Большом Харитоньевском, 21. " Палаты Волковых " или  московский дворец Юсуповых  - выдающаяся   достопримечательность прихода старого Харитония. В 1801 году   родители поэта сняли тут несохранившийся деревянный флигель (или среднюю часть дома)  - здесь и прошли первые три года жизни Пушкина. Настоящий, чудом сохранившийся старинный московский терем   переносит нас в допетровскую Москву. Когда-то его окружал роскошный сад с прудом. Великолепное красное крыльцо со львами вело в  богатые расписные хоромы, а над парадным входом   находился образ святых князей Бориса и Глеба: по старинному русскому обычаю полагалось всегда молиться на пороге дома, перед тем как войти в него или покинуть. История этого дома - целая   легенда. По старинному московскому преданию,   здесь в далекие средневековые времена стоял Охотничий дворец Ивана Грозного, соединенный подземным ходом с Кремлем: в те времена близ будущего " Харитония " рос густой лес, и царь любил охотиться, нередко оставаясь и на ночевки, или же вовсе отбывая на это развлечение на несколько дней. А его излюбленные подземные ходы иногда объясняют тем, что царь был подозрительным и боялся покушения, поэтому и обманывал потенциальных заговорщиков, появляясь и исчезая неожиданно. Феликс Юсупов, последний из этого рода, рассказывал семейное предание, будто и сам дворец построили зодчие Барма и Постник, легендарные архитекторы  собора Василий Блаженного. Может быть, и поэтому московский дом такой красивый, завораживающий… Ведь утверждали, что какая-то часть дворца Грозного уцелела при дальнейшей перестройке здания и составила его ядро. А в 1891 году в его  стенах обнаружили и " непременные " замурованные скелеты, что еще больше убедило в причастности здания ко времени Грозного, о чем гласили легенды.

http://pravoslavie.ru/59.html

Избавившись от смерти, святой Харитон освободился с помощью Божиею от уз и нашел в той пещере великое множество золота, которое разбойники собрали в течение многих лет разбоями своими. Богатство это, недобрыми средствами приобретенное разбойниками, святой Харитон истратил на пользу, ибо часть его раздал низим, церквам и монастырям, а на остальное построил на том месте, обитель, по имени Фаре7, и, обратив разбойничью пещеру в церковь, собрал здесь братию. Слава о нем прошла по всей той стране, и многие приходили к нему ради его добродетельной жизни; принявши от него пострижение8, проводили они тихую жизнь в той обители, получая пользу от учителя и наставника своего, преподобного Харитона, на святое житие коего они взирали, как на яркий светильник, и назидалась им. Ибо он был совершен в добродетелях и иноческих подвигах, любя пост и воздержание, как сладкую пищу, почитая труд – покоем и соблюдая нищету, как богатство; был он при сем милостив и странноприимен, милосерд, братолюбив, кроток, молчалив и всем доступен. Имел он в устах и слово, солью премудрости приправленное9, коим наставлял всегда братию на путь спасения. В монастыре своем он установил вкушать пищу однажды в день – и то вечером, и не особо приготовленные кушанья или пития, но только хлеб и воду, и при том в меру, чтобы, отягчив чрево излишеством в пище и в питии, братия не были ленивы к восстанию от сна в полночь и к молитве. Установил он также, чтобы братия после молитвы занимались рукоделием, остерегаясь и один час провести в праздности, дабы диавол, обретши инока праздным, не уловил его легко греховною сетью, так как леность и праздность – начало грехопадений. Святой повелел еще братии находиться в своих келлиях и безмолвствовать, не переходя с места на место и не собираясь на праздные беседы, ибо много соблазна происходит от пустых разговоров, как свидетельствует Писание: " худые сообщества развращают добрые нравы " 10 (1Кор.15:33). Учил также преподобный хранить чистоту совести, как зеницу ока, любить нищету более золота и серебра и послушание иметь у себя как помощника, способствующего спасению; смирение же, любовь, терпение, незлобие и все другие иноческие добродетели он учил приобретать как многоценное сокровище и обогащаться ими.

http://pravicon.com/info-3597

Антония 8 . К концу IV в. она стала одним из главных средоточий иноческой жизни. Образ жизни монахов этих пустынь был полуобщежительным, совмещавшим черты киновии и анахоретства и послужил, вероятно, основой и образцом той более поздней формы византийского монашества, которая известна как келлиотство. Она повлияла и на палестинское монашество благодаря группе скитских монахов, переселившихся в Палестину в конце IV – начале V в. 9 Строгое общежитие в Египте было введено преп. Пахомием Великим (287–346), ему принадлежит и первый общежительный устав (открытый ему, по преданию, ангелом); к нему примыкают правила св. Василия Великого (t 379), основателя киновий в Малой Азии 10 . У истоков палестинского монашества стояли св. Иларион Великий, св. Харитон Исповедник и св. Евфимий Великий, дело которых продолжили преп. Савва Освященный и преп. Феодосий Киновиарх. После посещения Антония и более чем двадцатилетнего строгого отшельничества (308–330), Иларион основал обитель в Газе, в южной части Палестины. Она представляла собою скорее добровольный союз, чем строго организованную общину, здесь не было правил, определявших отношения к настоятелю, обязанности, распорядок жизни. Не было ни храма, ни общих молитвенных собраний; ее члены посещали храмы близлежащих селений. Монастырь состоял из множества разбросанных по пустыне келий 11 . Св. Харитон Исповедник (t 350), основатель первой палестинской лавры в Айн-Фаре, в Иудейской пустыне, в 10 км к северо-вос- току от Иерусалима, продолжил дело правильного устроения монашеской жизни в Святой земле. Подвижники Харитоновой лавры, занявшие вскоре своими пещерными кельями все Фаранское ущелье, не были «дикими» отшельниками: они входили в состав общины, каждый из членов которой жил отдельно от других, хозяйничал и трудился для себя; но для всех был общий закон, общий начальник и общий храм молитвы, и таким образом отдельные жилища и их обитатели соединялись в одно целое… Лавры составляли как бы посредствующую ступень между строгим отшельничеством и общежитием, или «соединение» этих двух форм.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

I (Кекел. H 1660), датированное 936 г., было переписано в монастыре Шатберди , II (Кекел. Н 1667), богато иллюминированное, относится ко 2-й пол. XII в. В Д. хранились также Житие свт. Иоанна Златоуста (Кекел. H 1662), переписанное в 1040 г. в груз. во имя св. Харитона мон-ре Палавра (Палестина) и пожертвованное монастырю в 1765 г. Иосифом (Багратиони) (католикос-патриарх Зап. Грузии в 1769-1776); «Лествица» прп. Иоанна Лествичника (Кекел. H 1669), пожертвованная еп. Гелатским Евфимием; переписанный в груз. Крестовом мон-ре (Иерусалим) в 1155 г. Синаксарь (Кекел. H 1661); запрестольное Евангелие в кованом окладе, изготовленное по заказу Зураба Церетели в 1787 г.; один из списков толкового словаря груз. языка Сулхана-Сабы (Орбелиани) . Кондаков перечисляет также апокрифическое Житие Пресв. Богородицы; Житие (XI в.) св. Максима Исповедника; переписанные в мон-ре Палавра Поучения св. отцов (1040), куда вошли сочинения свт. Иоанна Златоуста о страхе Божием и покаянии, свт. Василия Великого о покаянии, Слово, обращенное к монахам, прп. Ефрема Сирина; Четвероевангелие XVIII в. с 4 миниатюрами евангелистов, написанное на мхедрули, пожертвованное Д. сыном Зураба Церетели Григорием в 1822 г. и принадлежавшее митр. Давиду (Церетели); сборник Житий груз. святых, переписанный в 1740 г. в Тбилиси протодиак. Тбилисского Сиони Аароном; небольшое Четвероевангелие в серебряном позолоченном киоте с надписью: «Митр. Давид», переписанное по заказу митр. Никифора (Мухранского) в 1704 г.; лицевая Псалтирь (бумага) со 132 миниатюрами, переписанная «по повелению госпожи Зилихзаны» (вероятно, дочь Левана II Дадиани, XVII в.). В XVIII в. в Д. существовала небольшая лит. школа. Здесь были переписаны «Поучения» свт. Иоанна Златоуста (переписчик - иеродиак. Максим; Кут. 47, 1785 г.), сб. «Цветок добродетелей» (Кут. 61), Поучения св. отцов (Кут. 64), «Лествица» прп. Иоанна Лествичника (переписчик - Иоанн Захариевич Габашвили; Кут. 55, 1788 г.). Ист.: Кавказский календарь на 1855 г. Тифлис, 1854. С.

http://pravenc.ru/text/171863.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010