Двадцать восьмой день. Поучение 2-ое. Препод. Харитон исповедник. (Почему путь в царствие небесное, указываемый Евангелием, узок?) I. В день преподобного ныне прославляемого в церковных песнопениях и чтениях Харитона, достигшего царствия небесного узким путем сначала страдания за I. Христа при императоре Аврелиане и затем делами любви к Богу и ближним и строгим подвижничеством в основанных им монастырях, уместно, братие мои возлюбленные, побеседовать с вами о том, почему путь в царствие небесное, указываемый Евангелием, должен быть тесным и узким, т. е. трудным и скорбным. II. Путь в царствие небесное узок: а) ибо он не даеть прохода нашим страстям и нашим порокам. Евангельский путь вам кажется слишком узким? Вы хотите его расширить? Каким образом? Всякий желает, чтобы дали волю любимым склонностям: один – его честолюбию, другой – его стяжательности, третий – его преступным привязанностям, четвертый – его злопамятству и злорадству, а все вместе – их тайному идолопоклонству. Ничто не раздражает вас более евангельского заявления, что самоотречение без оговорок есть единственное разумное служение Богу христианскому. Попытаемся же расширить путь, и пусть исполнится ваше желание. Создадим нравственное учение вам по сердцу. Вы теперь им удовлетворены. Но кто поручится мне, что вы будете им удовлетворены и завтра? Кто скажет мне, что ваши страсти, все более и более выходящия из пределов и ничем не удовиетворяющияся, не потребуют от Евангелия новых уступок? И если, именно, вы сумеете положить им предел, то кто уверит меня, что другие сумеют остановиться, подобно вам, и не приступят, во имя широты, к разрушению остальных преград, еще противостоящих их прихотям? Нет более узкости, скажут хором все страсти и вожделения! Дайте нам широкий путь! Прочь религиозные предрассудки, эту пустую добросовестность боязливых душ и все эти цепи, слишком долго нас обременявшие! Для нас наслажденье, для нас настоящий час со всеми его радостями, для нас, – чтобы омочить наши запекшиеся губы, – чаша удовольствий, из которой счастливцы без нас уже утолили свою жажду! И в ужасном хаосе всех этих вожделений, без сомнения, останется победа на стороне самого дикого самолюбия, самого животного эгоизма. Вот последнее слово человеческой широты! Итак, остается выбирать или широкий путь порочных страстей, приводящий к аду, или узкую дорогу святости, вводящую в рай.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Награбленное разбойниками золото он раздал нищим и в монастыри, а в разбойничьей пещере устроил церковь 11 октября. ПРАВМИР. Преподобный Харитон Исповедник пострадал в Иконии во время одного из гонений на христиан при императорах Галерии, Максимиане или Ликинии. В исповедническом подвиге его укреплял благодатный пример святой первомученицы Феклы (память 24 сентября), уроженки его родного города, память которой он особенно глубоко чтил. Святой Харитон мужественно обличил языческих богов и твердо исповедал веру в Единого Истинного Бога – Христа-Спасителя. Святой Исповедник претерпел жестокие мучения, но, по Промыслу Божию, остался жив. Когда гонения утихли, святой был освобожден из заключения и всю свою жизнь посвятил служению Господу. Направляясь в Иерусалим на поклонение святым местам, он попал в руки разбойников. Они связали его и бросили в пещеру, намереваясь затем убить, а сами поспешили на промысел. В ожидании смерти святой горячо молился, благодарил Бога и просил Его сотворить с ним по воле Своей. В это время в пещеру заползла змея и стала пить вино из стоявшего там сосуда, отравила его своим смертоносным ядом. Вернувшись в пещеру, разбойники напились отравленного вина и все до одного погибли. Преподобный Харитон, воздав благодарение Богу, стал подвизаться на месте своего чудесного спасения. Награбленное разбойниками золото он раздал нищим и в монастыри, а в разбойничьей пещере устроил церковь, вокруг которой со временем образовался монастырь – знаменитая в Палестине Фаранская Лавра. Преподобный Харитон сам составил строгий устав для своей обители. Стремясь к уединению, преподобный ушел дальше в пустыню, но и там не отвергал тех, кто нуждался в его духовном руководстве, и основал еще две обители – Иерихонскую и Сукийскую, именуемую «Ветхой Гаврой». В конце жизни преподобный Харитон подвизался в пещере на горе, близ Сукийской обители, но не оставлял руководства братией всех трех основанных им обителей. По преданию, преподобный Харитон составил чин иноческого пострижения.

http://pravmir.ru/tserkov-vspominaet-pre...

Иудейская пустыня, Вади Кельт (Нахаль Прат). Церковь Харитона Исповедника (?). Пещерная церковь /// Епархия неизвестна Церковь. Действует.   Год постройки:приблизительно 55 - 65. Адрес: Skete of Saint Chariton, P.O. Box 20164, Jerusalem 91200, Israel Координаты: 31.83333, 35.30002 Проезд:На территории Фаранской лавры Вопрос модератора :уточнить посвящение. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys.     На территории Фаранской лавры      Пещерная, или Старая церковь, сегодня – Харитона Исповедника (?)     Церковь расположена в 12 метрах над нижней точкой отвесного скального утеса в рукотворной пещере, высеченной повстанцами под началом Симона Бар-Гиоры в середине I века н.э. Церковь в пещере была освящена иерусалимским епископом Макарием приблизительно в 330 г. Примерно в полутора метрах ниже уровня пола церкви большая, полуовальная в плане выемка в утесе шириной в 10-15 метров пересекается скальной полкой толщиной в 2,5 м. В этой полке пробита вертикальная шахта, в которой ныне установлена металлическая лестница, подводящая к запирающемуся люку в верхней горловине шахты. От люка к входу в церковь ведет каменная лестница в шесть ступеней. К основанию металлической лестницы, ведущей к шахте и проходящей внутри нее, снизу подводит марш еше одной каменной лестницы в полтора-два десятка супеней. Сама церковь помещается в рукотворной пещере, высеченной в верхней западной части скальной выемки. В плане церковь представляет собой почти правильный прямоугольник размерами 8,2х6,2 м. Высота потолка в среднем составляет около 2 м. Алтарная часть – прямоугольной формы без полуциркульной апсиды. В восточной стене за алтарем неглубокая полуциркульная ниша, возможно, высеченная в качестве «замены» несуществующей апсиды, к югу от нее еще одна неглубокая ниша, видимо, служившая протезисом для подготовки святых даров для обряда проскомидии перед евхаристией. В полу церкви перед алтарной нишей имеются четыре высеченные в скале паза, вероятно, служившие в древности для закрепления ножек алтаря.

http://sobory.ru/article/?object=18573

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Агиография ВЯЧЕСЛАВ Александрович Инфантов (1883-1938), свящ., сщмч. (пам. 1 и 26 янв. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВЯЧЕСЛАВ (Косожилин Андрей Ефимович; 1879- 1918), иером., прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ГАБРА МАСИХ (1419-1522), эфиоп. св. (пам. эфиоп. 3 маскарама (31 авг., в год, предшествующий високосному, - 1 сент.)) ГАВРИИЛ Николаевич Архангельский (1885 - 1938), диакон, сщмч. (пам. 22 июня и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ГАВРИИЛ Харитонович Фомин (1882 - 1942), мч. (пам. 9 апр. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ГАВРИИЛ (в схиме (?) Григорий; † 1193), архиеп. Новгородский, свт. (пам. 10 февр., 4 окт. и в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ГАВРИИЛ (Городков Георгий Иванович; 1785 - 1862), архиеп. Рязанский и Зарайский, свт. (пам. 7 апр., в Соборе Нижегородских святых, 10 июня - в Соборе Рязанских святых, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) ГАВРИИЛ Иванович Архангельский (1890-1937), свящ., сщмч. (пам. 22 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ГАВРИИЛ Михайлович Масленников (1871-1937), свящ., сщмч., (пам. 5 нояб. в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых) ГАВРИИЛ Стефанович Преображенский, (1878-1919), свящ., сщмч. (пам. 13 февр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Псковских святых) ГАВРИИЛ (Владимиров Григорий Петрович; 1873-1937), иером., преподобномученик (пам. 6 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Санкт-Петербургских святых) ГАВРИИЛ (Гур Гавриил Иванович; 1898-1937), иером., преподобномученик (пам. 6 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ГАВРИИЛ млад. [Белостокский, Заблудовский] (1684-1690), мч. (пам. 20 апр. и в Соборе Белорусских святых, 9 сент. в Польской Автокефальной Православной Церкви - обретение и перенесение мощей из Гродно в Белосток))

http://pravenc.ru/rubrics/122298_43.html

    Современная церковь, видимо, в чем-то повторят формы своей предшественницы. Строилась она силами о. Харитона и его помощников, видимо, в 2000-2006 г. Строительство не было доведено до конца и весной 2011 г. – оставалось установить иконостас, или низкую алтарную преграду византийского типа, мраморные плиты для которой уже были закуплены и складированы внутри церкви у южной стены. В плане церковь представляет собой прямоуголник размерами примерно 11х6 м. Стены выложены из камня на высоту примерно 3,5 м. Церковь возведена на подклете, имеющем, в связи с уклоном местности вниз в напралении к северу, наибольшую высоту по северной стороне. О. Харитон с гордостью рассказал, что стены еще не достроенной церкви выдержали землетрясение 11 февраля 2004 г. магнитудой в 5,1 балла. Основой четырехскатной кровли служат профильные металлические балки. Церковь завершает одна главка, поставленная на световом барабане-фонаре. На южной и западной вальмах сделаны выступающие кнаружи световые окна с плоской кровлей с более пологим уклоном. В южной стене церкви пять окон, центральное – более высокое. Вход в церковь с запада. Дверь смещена немного к северу от оси церкви. К югу от двери – еще одно окно. Пол выстлан марморными плитами, на стенах иконы. В интерьере основного объема балки кровли выступают вниз примерно на 30-40 см. Боковые их стороны расписаны ликами святых в медальонах. Выбор (кроме Николая Чудотворца, которому посвящена церковь) продиктован памятью о тех святых, кои при жизни были связаны со Святой Землей. Среди них три св. праотца и четыре праматери, все ветхозаветные пророки, а также выдающиеся подвижники, в Святой Земле просиявшие: Иларион Великий, Харитон Исповедник, Герасим Иорданский, Евфимий Великий, Савва Освященный, Феодосий Киновиарх, Иоанн Молчальник, Иоанн Дамаскин, Кириак Отшельник, Иоанн и Георгий Хозевиты и др. Среди них, также с нимбом вокруг головы, можно увидеть и агиографа Кирилла Скифопольского, что стало для меня неожиданностью, поскольку я нигде не нашел упоминаний о том, что он когда-либо был прославлен в лике святых.

http://sobory.ru/article/?object=18569

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛИЙ Александрович Ягодин (11.04.1870, с. Ключи Керенского у. Пензенской губ.- 22.12.1937, полигон Бутово Московской обл., ныне в черте Москвы), сщмч. (пам. 9 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), прот. Из семьи священника. По окончании в 1890 г. Пензенской ДС женился, был назначен псаломщиком и учителем церковноприходской школы. В 1891 г. рукоположен во священника к храму в с. Ильмино Пензенской губ. В 1895 г. назначен военным священником в укрепление Чикишляр Закаспийской обл., с 1904 г. священник 221-го пехотного Троицко-Сергиевского полка в Москве и благочинный 56-й пехотной дивизии. В 1911 г. назначен настоятелем собора в крепости Свеаборг Нюландской губ., в том же году возведен в сан протоиерея. В 1918 г. переведен священником в московский храм прп. Харитона Исповедника по просьбе общины, в 1923 г. награжден митрой. 16 апр. 1931 г. В. был арестован по обвинению в «антисоветской деятельности», заключен в Бутырскую тюрьму (обвинение основывалось на том, что ц. прп. Харитона находилась напротив Чехословацкой миссии, жена председателя миссии была православной и посещала храм). 19 апр. священника освободили за недоказанностью обвинения. Весной 1937 г. В. был назначен настоятелем московского Богоявленского кафедрального собора в Дорогомилове вместо арестованного прот. А. В. Лебедева. 11 дек. 1937 г. весь причт собора, в т. ч. В. и сщмч. Александр Буравцев , был арестован. На допросах священнослужители виновными себя не признали. Один из лжесвидетелей показал, что В. был тесно связан с высшим офицерским составом бывш. царской армии, проводил большую работу по привлечению советской молодежи к Церкви. В. был расстрелян вместе со сщмч. Александром по постановлению тройки УНКВД по Московской обл. от 20 дек. 1937 г. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г . Арх.: Арх. МП. Послужной список; ЦА ФСБ РФ. Д. Р-1086. Л. 291; ГАРФ. Ф. 10035. Д. 20894.

http://pravenc.ru/text/150629.html

Новинки (Лявля). Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская церковь в Лявле Карта и ближайшие объекты Церковь Успения Пресвятой Богородицы д. Новинки в Лявле была построена в 1804-ом году на средства купца I-й гильдии г. Архангельска Андрея Харитонова. Построена «по обету». Его привозили на «омовение» у святого колодца. Вскоре после освящения к церкви было пристроено небольшое подсобное помещение справа от паперти. При капитальном ремонте фундамента церкви мы обнаружили, что он под пристройкой «облегчённый», т.е. отличается от основного фундамента церкви. Со времён постройки и до 1991 года, когда здание церкви было передано от складов штаба ГО Лявленской православной общине капитальный ремонт ни кровли, ни стен, ни фундамента не проводилось. Но на сегодняшний день зданию капитальный ремонт не нужен, реставрационно-восстановительные работы в храме закончены. Оформление внутренних помещений церкви велось по проектам Е.А.Петухова по благословению Владыка Тихона. Восстановлен (по прежним размерам) основной иконостас. В трапезной оборудованы два придела: во имя святителя Митрофана Воронежского, существовавшего здесь с середины XIX века, и новый – придел новомучеников и исповедников российских. Его освятил митрополит Даниил 9 июля 2015 года. В лявленском приходе находится святыня очень древняя – Успенский святой колодец. Его проявления прослеживаются с конца XVI века. Приход капитально отремонтировал его. Над колодцем (для его охраны) выстроена часовня. К сожалению, колодец замерзает, и его использование возможно только с мая по октябрь. Поклонный крест, установленный около церкви Успения Пресвятой Богородицы, хронологически был первым знаком, поставленный в 2002-ом году в память о лявленских захоронениях жертв политических репрессий. Успенский монастырь имел два деревянных храма – Успенский и Никольский. Во время пожара 1580 года первая монастырская Успенская церковь сгорела. Лишь спустя два столетия в Лявле был вновь построен Успенский храм, но уже не монастырский, а приходской. Храм Успения Пресвятой Богородицы был заложен из кирпича в 1804 году по обету купца первой гильдии, капитана и строителя Александра Харитонова. В 1929 году, после прихода к власти большевиков, храм был закрыт, а его настоятель отец Сильвестр арестован. С 1943 года здесь располагались различные организации, среди которых отдел Северного Флота и воинская часть.

http://sobory.ru/article/?object=08658

Северодвинск. Часовня Новомучеников и исповедников Церкви Русской. Часовня на мемориале " Невинным жертвам Ягринлага " /// Епархия неизвестна Часовня. Действует.   Освящена в честь: Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской Год постройки:не ранее 2016. Ссылки:   Адрес: Архангельская обл., г.Северодвинск Координаты: 64.49884, 39.698808 Проезд:Из Северодвинска, по Солзенскому шоссе в сторону г.Онега 7 км, не доезжая моста через реку Ширшма, вход напротив СНТ " Три сосны " Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Часовня установлена на месте кладбище ( " Ширшима " ) - самое массовое захоронение Ягринлага - расположено вблизи города Северодвинска, на 7 км Кудемского шоссе. Здесь в 1940-х - 1950-х хоронили заключенных Ягринского ИТЛ. Общая численность захороненных здесь заключенных неизвестна; по оценкам разных исследователей, она составляет от 10 до 20 тысяч человек. С 1974 территория кладбища принадлежит северодвинскому лесхозу. В 1970-е - 1980-е при строительстве объектов лесхоза неоднократно обнаруживались человеческие останки, они свозились на городскую свалку. С мая 1989 активисты северодвинского общества " Совесть " (председатель Г.В. Шаверина) с помощью жителей города собирали останки с поверхности земли, в контейнерах складировали их на территории лесхоза. 20 октября 1990 состоялось перезахоронение обнаруженных останков и открытие мемориала на кладбище (памятник в виде камня с металлической табличкой с надписью: " Невинным жертвам Ягринлага " ). В 1991 поисковый отряд “Именем павших” (г. Вельск) во главе с Алексеем Сухановским проводил раскопки на одном из участков кладбища, были обнаружены индивидуальные захоронения в гробах. По металлическим табличкам в гробах были установлены имена захороненных и общий год захоронений - 1942. В августе 2007 к мемориалу с Кудемского шоссе подведены мостки протяженностью 163 метра. 30 октября 2011 на мемориальной площадке установлен памятник Леониду Харитоновичу Коппу, первому техническому директору Судостроя, умершему в 1950 в заключении в Ягринлаге. Ежегодно летом активисты общества " Совесть " занимаются сбором останков, которые в течение года выходят на поверхность земли. Найденные останки подхораниваются в общую мемориальную могилу; в 2010-2012 производились крупные перезахоронения в связи с тем, что на одном из участков кладбища был нарушен покров (неизвестными вывозился песок для продажи).

http://sobory.ru/article/?object=58531

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь. Монашество (см. также по периодам) ЕВСТРАТИЙ († 1097 или 1098), прмч. (пам. 28 марта, 28 сент.- в Соборе прп. отцов Ближних пещер, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) ЕВФИМИЙ схимник, прп., Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (пам. 20 янв., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов) ЕВФИМИЙ († после 1492? или ок. 1527?), прп., Корельский (пам. 18 апр.- вместе с праведными Антонием и Феликсом Корельскими, 21 мая - в Соборе Карельских святых, 15 дек.- в Соборе Кольских святых) ЕВФИМИЙ (1316? - 1404/05), основатель и 1-й настоятель Евфимиева суздальского в честь Преображения Господня муж. мон-ря, прп., Суздальский (пам. 1 апр., 4 июля, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в Соборе Нижегородских святыхъ, 6 июля - в Соборе Радонежских святых) ЕВФИМИЙ (Коротков Владимир Трофимович; 1882 - 1918), иеродиак., прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕВФИМИЙ (Шаршилов Емельян Николаевич; 1887 - 1918), мон., прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕВФИМИЙ († 1705), мон. московского Чудова в честь Чуда арх. Михаила в Хонех муж. мон-ря, писатель, переводчик, редактор, библиограф ЕВФИМИЙ (Турков Елеазар Иванович; ранее 1524 - после 1587), писатель, книгописец, один из организаторов ведения документации в Волоколамском мон-ре и сохранения письменного наследия прп. Иосифа Волоцкого и его учеников ЕВФИМИЙ И ХАРИТОН († не позднее 1470) и († 11.04.1509), преподобные, Сянжемские, Вологодские (пам. 20 янв. (Е.), 28 сент. (Х.), в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ЕВФРОСИН († после 1460), Тверской, Оршинский, Савватиевский, мон. Савватиева мон-ря в честь иконы Божией Матери «Знамение» (Савватиева пуст., ныне дер. Савватьево Калининского р-на Тверской обл.), прп. (пам. в 1-ю Неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/121670_8.html

Архангельское. Церковь Михаила Архангела. Архангельская церковь Церковь. Не действует.   Престолы: Михаила Архангела Год постройки:Между 1864 и 1866. Год постройки холодной церкви - 1882. Адрес: Россия, Кировская область, Шабалинский район, село Архангельское Координаты: 58.542175, 46.897608 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Приход открыт в 1851 г. по указу Святейшего Синода от 4 июня 1851 г. 6905 и образовался из деревень села Троицкое. Первая церковь была деревянной, построена при починке Созиновский и освящена в 1852 г. во имя Архистратига Михаила. В 1872 г. эта церковь предназначена к перенесению на кладбище, в 1875 г. перенесена и 25 октября этого же года освящена во имя Святого Димитрия Солунского. Каменный храм (теплая церковь) построен в 1864–1866 гг., а холодная церковь в нем – в 1882 г.; теплый правый престол – во славу Богоявления Господня, освящен 3 декабря 1867 г., левый теплый престол – во имя Святого Харитона Исповедника, освящен 7 ноября 1870 г., холодный престол – в честь Михаила Архангела, освящен 26 октября 1897 г. Кладбищенская деревянная церковь в 1895 г. перевезена в село Соловецкое. В советский период церковь была закрыта и использовалась как мастерская по ремонту тракторов. В настоящее время заброшена. Текст : Разрушенные храмовые постройки Кировской области. Материалы историко-архивных и библиографических исследований. Справочник. Ч 1/отв. ред. В. А Бердинских, сост. А. О. Кайсин. – Киров; Радуга, 2012. Авторский коллектив: В. А. Бердинских (отв. редактор), А. О. Кайсин (составитель), А. В. Егоров, Е. В. Жукова Архангельская церковь, каменная, построена в 1864 – 1866 г.; расстоянием от г. Вятки в 175 вер., от уездного города в 90 вер.; причта по штату положено: 2 свящ., 1 диак., 2 псал.; квартиры для причта казенные; земли: усад. 6 д., сен. 42 д., пах. и лес. 90 дес., неудобн. 7 дес.; братский денежный доход: 1 свящ. 629 руб. 19 коп., псал. 209 р. 73 к., 2 свящ. 654 р. 60 к., псал. 218 р. 20 к., диак. 427 р. 93 к.; руги соб. на весь причт до 50 п. ржи и 200 – 300 п. овса; прихожан: правосл. рус. 2864 м. п., 2799 ж. п.; приход состоит из 33 селений, расст. 1 – 10 вер.

http://sobory.ru/article/?object=21548

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010