РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Декабря 9 (22) Священномученики Василий ( Ягодин ), Александр (Буравцев) 11 декабря 1937 года был арестован весь причт московского кафедрального Богоявленского собора в Дорогомилове, в том числе настоятель собора протоиерей Василий Ягодин и священник Александр Буравцев. Священномученик Василий родился 11 апреля 1870 года в селе Ключи Керенского уезда Пензенской губернии в семье священника Александра Ягодина. В 1890 году окончил Пензенскую Духовную семинарию. Женился, семья его состояла из супруги Юлии Яковлевны и трех дочерей. В 1890 году Василий Александрович был назначен псаломщиком и учителем церковноприходской школы. В 1891 году он был рукоположен в сан священника ко храму в селе Ильмино Городищенского уезда Пензенской губернии. В 1895 году отец Василий был назначен военным священником в укрепление Чикишляр Закавказской области, в 1904 году – священником 221-го пехотного Троице-Сергиевского полка в Москве и благочинным 56-й пехотной дивизии. В 1911 году отца Василия назначили настоятелем собора в крепости Свеаборг в Финляндии, и в том же году митрополитом Московским Владимиром (Богоявленским) он был возведен в сан протоиерея. В 1918 году община храма преподобного Харитона Исповедника в Москве обратилась к священноначалию с просьбой назначить в этот храм протоиерея Василия, и просьба была удовлетворена. В 1921 году протоиерей Василий был награжден палицей, а в 1923 году Патриарх Тихон наградил его митрой. Весной 1937 года, в связи с арестом настоятеля Богоявленского дорогомиловского собора в Москве протоиерея Александра Лебедева, протоиерей Василий был назначен настоятелем собора и прослужил здесь до ареста. На допросах протоиерей Василий виновным себя не признал. Один из допрошенных лжесвидетелей показал, будто священник был тесно связан с высшим офицерским составом царской армии и проводил большую работу по привлечению советской молодежи к церкви, что ему лично протоиерей Василий говорил: «Мы – старики, нам жить осталось мало, нужно молодежь воспитывать в духе христианской истины, молодежи необходимо рассказывать о великом прошлом русского народа, который снова возродится как великая национальная держава...»

http://fond.ru/imennoj-ukazatel/1462/Ale...

свящ. Михаил Благонравов 11. Епископ Иоаким Иоаким, епископ Астраханский и Терский – сын священника гор. Суздаля; был несколько лет священником в Москве, при церкви Харитона Исповедника. Овдовев, он принял монашество, а потом из иеромонахов Александро-Невского монастыря посвящен во епископа 22 января 1716 г. и в ноябре того же года прибыл в Астрахань. В Астрахани он обращал большое внимание на устроение и благолепие храмов Божиих. При нем освящены Гостинно-Николаевская церковь 3 июля 1721 г. и верхняя Вознесенская 4 мая 1722 г.; для собора вылиты три колокола: в 500 пуд., 300 пуд. и 100 пуд. Он ревностно и с самоотвержением охранял свою паству от католической пропаганды, которую в его время решено было усилить, так как в Астрахани был губернатором известный в то время государственный деятель и администратор Артемий Волынский, который не благоволил к православному духовенству, а оказывал большое внимание и благосклонность к инославному духовенству и, в частности, к католическим патерам, от которых предполагал получить даже пользу для Астраханского края, «понеже», как писал он, «из здешнего такого сурового народа обучаются от них молодые дети латинского и прочих языков». При нем католический патер Антоний Марк, пробравшийся из Италии в Астрахань чрез Персию без надлежащего разрешения и без паспорта, построил в Астрахани первый костел без царского на то указа и без ведома духовной власти, а только лишь с разрешения губернатора. Епископ Иоаким, не смея единолично противиться незаконным действиям патера Антония, которому покровительствовал всесильный Волынский, донес о нем Св. Синоду, при чем объяснил, что он, Антоний, «чинит христианам многие противности», и жаловался на губернатора Волынского, что он вмешивается в дела духовного приказа. По этому донесению Св. Синод определил сообщить о действиях Волынского в Сенат с предложением, чтобы он впредь не вмешивался в дела, касающиеся Синодального суда и духовной власти, и чтобы о поступке его учинен был ему допрос по пунктам.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сентября 30 (13 октября) Священномученик Леонид (Прендкович) Составитель игумен Дамаскин (Орловский) Священномученик Леонид родился 22 марта 1874 года в Москве в семье священника Александра Прендковича. Родители его умерли рано, и Леонид с братом Иваном жили и воспитывались в семье старшей сестры Варвары, которая была замужем за служившим в одном из московских храмов священником Александром Дмитриевичем Харитоновым. Отец Александр воспитал братьев Леонида и Ивана и определил их в семинарию. В 1899 году Леонид Александрович окончил Московскую Духовную семинарию, а через год – курс Московского епархиального училища иконописания. С 26 октября 1899 по 2 июня 1900 года он служил учителем Троице-Ратмановской церковноприходской школы Богородского уезда, откуда был перемещен на должность законоучителя в Юркинскую церковноприходскую школу и затем, 4 января 1902 года, – на должность учителя в Верейскую городскую церковноприходскую школу. К этому времени Леонид Александрович познакомился со своей будущей женой, Анастасией. Она заканчивала институт благородных девиц в Москве, куда ее определил дядя, занимавший должность инспектора подобного рода институтов. Не имея своих детей, он заботился о воспитании и образовании детей сестры. Анастасия была дочерью священника Петра Соколова, который служил в Богоявленском храме в городе Верее. По окончании института Анастасия Петровна вернулась в Верею и обвенчалась с Леонидом Александровичем. Впоследствии у них родилось пятеро детей. В 1903 году Леонид Александрович был рукоположен во священника к Богоявленскому храму в городе Верее, а после смерти тестя назначен настоятелем этого храма. Одновременно отец Леонид продолжал служить законоучителем в Верейских училищах: в пригородном министерском двухклассном училище, в низшей ремесленной школе и в двухклассном приходском женском училище. В память 25-летия существования церковноприходских школ он был награжден серебряной медалью на Александровской и двойной Владимирской лентах. С сентября 1904 года отец Леонид состоял членом Верейского отделения Кирилло-Мефодиевского Братства, а с марта 1911 года – товарищем председателя Верейского отдела Братства Воскресения Христова. В январе 1913 года отец Леонид был назначен лектором и заведующим Верейских народных катехизаторских курсов. С 1910 по 1914 год он был членом благочиннического совета 1-го округа Верейского уезда, а с 1914 года – духовником священноцерковнослужителей 1-го округа Верейского уезда. В 1907 году он был награжден набедренником, в 1913 году – фиолетовой скуфьей. Возведен в сан протоиерея.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Сухиничи. Церковь Смоленской иконы Божией Матери. Карта и ближайшие объекты Построен в 1770 г. тульским купцом Харитоном Пастуховым. К концу 19 века было 2 приходских, 2 церковно-приходских и школа грамотности. Обучение в школах было раздельное. Школы были трехклассовые. Храм был закрыт в 1933 г., были сняты колокола и все находившееся в храме имущество, иконы вывезли в баню, после чего поместили школу. Здание храма переоборудовали под столярную мастерскую и ФЗО. При оккупации г. Сухиничи немцами храм был предназначен для стоянки лошадей. В 1943 г. верующие г. Сухиничи обратились в Горсовет с ходатайством об открытии своего храма. Была организована двадцатка. Горсовет удовлетворил просьбу верующих. Предстояли большие восстановительные работы, т.к. от бывшего храма сохранились только стены. Ни полов, ни иконостаса - ничего не уцелело. По получении разрешения от Горсовета об открытии храма верующие поехали в Епархиальное Управление в г. Калугу с просьбой о назначении в свой храм священника. Первым настоятелем был назначен в 1943 г. священник Александр Соколов. Освящать храм приезжал архиепископ Онисифор в день престольного праздника иконы Божией Матери Смоленская 10 августа 1944 г. http://korolev.msk.ru/books/dc/ea_l4751.txt К началу XIX века в г. Сухиничи было два каменных храма и одна часовня. Первым построенным храмом был каменный собор в центре села Сухиничи, освященный в честь святителей Афанасия и Кирилла архиепископов Александрийских. Его постройка закончилась в 1745 году. Сведений о том, кем он построен - не осталось. Главный каменный собор в честь Смоленской иконы Божией Матери был построен тульским купцом Харитоном Антиповичем Пастуховым в 1770 году. Собор имел три придела: главный в честь Смоленской иконы Божией Матери, правый во имя Харитона Исповедника, левый в честь святителя Николая Чудотворца. Высокая, 25-метровая столпообразная колокольня собора Смоленской иконы Божией Матери была сооружена на средства горожан. Площадь, на которой стояли храмы, была названа Соборной, одноименной была и прилегающая улица.

http://sobory.ru/article/?object=01731

Церковь представляет собой однонефное, однокупольное сооружение, перекрытое крестовыми сводами и сложенное из местного камня, добывавшегося в лаврских каменоломнях. Основной объем завершает большой световой купол. До какого-то времени в XIX веке снаружи купол был оштукатурен и побелен. Затем, видимо, на одном из этапов восстановления монастыря на средства России и при участии русских монахов монастыря св. Пантелеймона на горе Афон, купол был покрыт кровельной жестью, окрашен в голубой цвет и завершен крестом. В таком виде он простоял более ста лет, пока, полагаю, в 2000 г., не был перекрыт кровельной медью, которая на момент посещения мною монастыря в октябре 2006 г. уже успела почернеть. Длина здания от входа до иконостаса (без западного притвора) – 20 м, ширина 7 м. Глубина апсиды 7 м. Таким образом, общая длина здания достигает 27 м. Своды и купол опираются на шесть массивных колон, встроенных в продольные стены. Западный фасад церкви завершает треугольный фронтон с изразцовой надписью по-гречески: «ΙΕΡΑ ΛΑΥΡΑ ΣΑΒΒΑ ΤΟΥ ΗΓΙΑΣΜΕΝΟΥ» («святая лавра Саввы Освященного»). Внутри церковь вся расписана. Среди прочих имеются фрески, изображающие семь Вселенских соборов. К какому времени относится роспись храма – неизвестно. Пол церкви вымощен черным и белым мрамором. Вдоль боковых стен установлены стасидии с откидными сиденьями. Алтарь отделен от основного объема иконостасом резной изящной работы; вместо евангелистов на царских вратах изображены четыре великих палестинских подвижника: Савва Освященный, Харитон Исповедник, Евфимий Великий и Иоанн Молчальник. Храмовая икона успения преп. Саввы украшена богатой серебряной ризой. В алтаре храма хранятся св. мощи: главы преп. Ксенофонта и сыновей его Аркадия и Иоанна. После возвращения мощей Саввы из Венеции в лавру в 1965 г., они также были помещены в стеклянной раке в Благовещенской церкви. С севера к основному нефу примыкает ризница. Вероятно, изначально она представляла собой единое пространство, теперь же разделена на две части: восточная служит ризницей, а западная является приделом, в котором монахи проводят будничные службы. Посвящение престола придела неизвестно. С запада к основному объему церкви примыкает притвор размерами 3,65 на 6,1 м.

http://sobory.ru/article/?object=08638

Москва. Церковь Харитона Исповедника в Огородниках. Церковь Харитона Исповедника, что в Огородниках /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Единственная в Москве церковь во имя св. Харитона Исповедника стояла в дворцовой Огородной слободе близ Чистых прудов. Ее главный престол был освящен во имя Владимирской иконы Божией Матери, а в середине XVII века в ней устроили придел во имя св. Харитона, потому что в день памяти этого святого, 28 сентября 1645 года царь Алексей Михайлович венчался на русский престол. И, по обычаю, он поставил в Москве церковь во имя праздника, который пришелся на день венчания на царство. Местность, где основали московскую церковь св. Харитония, была хорошо известна в средневековой русской столице. Здесь протекали ручей Черногрязка, давший старомосковское название одной из Садовых улиц и не менее знаменитый ручей Рачка, образовавший Чистые пруды. Тогда, в XVII столетии между Мясницкой и Покровкой (от нынешнего бульварного кольца и до Земляного вала) раскинулась огромная дворцовая Огородная слобода, где селились царские огородники. На отведенных дворцовых землях они выращивали овощи и фрукты, и поставляли их свежими, " с грядки " , в Кремль к государеву столу. Для царских огородников и была поставлена местная приходская церковь, освященная во имя Владимирской иконы Божией Матери, и называлась она " что в Огородной слободе " или " в Огородниках " , хотя кроме дворцовых работников здесь еще жили и торговые люди, и священники, и дворяне, и бояре. Впервые слободская деревянная церковь в Огородниках упоминалась в Москве в 1618 году. И только в 1652 году по указу царя Алексея Михайловича ее стали возводить каменной, а в новой колокольне, выстроенной, как утверждают историки, в прообразе стиля московского барокко ( " иже под колоколы " ) был освящен новоустроенный придел во имя св. Харитона Исповедника. Царь и начал перестройку этой церкви в дворцовой слободе ради того, чтобы возвести в Москве традиционный для русских государей храм по дню своего венчания на престол.

http://sobory.ru/article/?object=34527

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Харитон Исповедник, прп. - житие Преподобный Харитон жил в городе Иконии, Ликаонской епархии1. Он был благочестивый христианин, отличался добродетелями и в царствование нечестивого царя Аврелиана явил себя исповедником имени Христова2. Ибо, когда по всем странам разошлось безбожное повеление царя принуждать христиан к принесению жертвы идолам, неповинующихся же убивать, то, во исполнение сего предписания, в Иконии взят был под стражу игемоном той страны Харитон, как наиболее отличавшийся среди христиан благочестием и сиявший добродетелями. Он был связан и приведен на суд нечестивых, где игемон спросил его: – Почему ты не поклоняешься великоименитым богам, пред коими царь и все народы склоняют свои головы? Харитон отвечал: – Все боги язычников – демоны, кои некогда восхотели сравняться с Вышним Богом, и за свою гордость свержены были с неба в глубину преисподней; ныне же стремятся они к тому, чтобы быть почитаемыми от безумных и обольщенных людей, как боги. Впрочем, и они, и те, кто им кланяется, скоро погибнут и, как дым, быстро исчезнут: посему я им не поклоняюсь; верую же в истинного Бога, Ему служу и поклоняюсь, ибо Он есть Создатель всего, Спаситель мира, пребывающий во веки. – Уже этим первым грубым ответом, – сказал игемон, – ты сделал себя достойным смерти, потому что дерзнул похулить бессмертных богов, а нас, им поклоняющихся, осмелился называть безумными и обольщенными; за сие только следовало бы усечь мечом твою злоречивую голову. Но так как наши боги долготерпеливы и не спешат отмщать за причиненное им бесчестие, то я сделаю тебе снисхождение и не тотчас погублю тебя; быть может, придя в себя, ты рассудишь здраво и принесешь с нами жертву тем, которых ты теперь хулишь, и испросишь у них прощение за совершенный тобою грех; они же, как незлобивые, готовы принять тебя и простить тебе их бесчестие. Харитон отвечал: – Если ваши идолы – боги, то ты дурно поступаешь, игемон, прощая мне оскорбления, какими я их бесчещу; ибо всякий должен стоять за честь своего бога и высказывать в отношении к нему свою ревность. Если же они – не боги, то напрасно ты повелеваешь им поклоняться. Знай, что никакая муке не отторгнет меня от Живого Бога и не склонит к почитанию скверных идолов; ибо я – ученик блаженной первомученицы Феклы3, воссиявшей в нашей Иконии светлою зарею мученичества. Она же была наставлена к сему подвигу великим учителем – св. Павлом, с коим ныне и я говорю: " Кто меня разлучит от любви Божией – скорбь ли, или теснота, или гонение, или беда, или меч, или другое что-то трудное? " 4. Игемон же сказал:

http://pravicon.com/info-3597

Разделы портала «Азбука веры» Кондак 1 Избранный угодниче Божий и чудотворче, пресветлый Фаранския пустыни светильниче, величая прославльшаго тя Господа, благодарственное пение приносим ти, чтуще святую память твою. Ты же, яко имеяй велие дерзновение ко Святей Троице, от всяких нас бед свободи, зовущих: Радуйся, преподобне отче Харитоне, монашествующих похвало и утверждение. Икос 1 Ангел во плоти явился еси, преподобне Харитоне, да явиши собою образ истиннаго благочестия и добрых дел. Мы же, чудящеся неизследимым путем Господним, на тебе явленным, и прославляя велие благоутробие Божие, во умилении сердечнем воспеваем ти: Радуйся, Господеви поработати пламенне вожделевый. Радуйся, Его единаго паче всего возлюбивый. Радуйся, благое иго Христово на рамена своя вземый. Радуйся, семя слова Божия в сердце своем всеявый. Радуйся, веры Православныя и благочестия ревнителю. Радуйся, молитвы, поста и воздержания хранителю. Радуйся, преподобне отче Харитоне, монашествующих похвало и утверждение. Кондак 2 Видя Господа пред собою выну и на милость Его уповая, во благочестии преуспел еси, отче Харитоне, добродетельми христианскими душу свою обогащая и истинным исповедником имени Христова себе являя, непрестанно вопия: Аллилуиа. Икос 2 Разумом истиннаго богопознания свыше руководимый, отче преподобне, положил еси в сердце твоем за Христом неуклонно следовати и во всем исполняти волю Его. Темже, усердие твое похваляюще, взываем сице: Радуйся, плоти мудрование умертвивый. Радуйся, терпением твоим злобу мира сего победивый. Радуйся, воине Христов добропобедный. Радуйся, Небеснаго Владыки рабе благий и верный. Радуйся, яко в радость Господа твоего вшел еси. Радуйся, яко со святыми мучениками и преподобными водворился еси. Радуйся, преподобне отче Харитоне, монашествующих похвало и утверждение. Кондак 3 Сила Божественныя любве, еюже от юности исполнено бысть сердце твое, богомудре Харитоне, тако укрепи тя во благочестии, яко веру истинную пред всеми исповедуя и мучения жестокая претерпевая, николиже вспять обратился еси, радостно воспевая Богу: Аллилуиа. Икос 3

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Монастыри Палестины Сколько можно идти по пустыне: день, месяц, год? Грезить оазисами, изнемогая под палящим солнцем, сходить с ума от одиночества и однообразия. И не находя выхода, залиться слезами отчаяния.      А можно бежать сюда так, как бежит измученный от усталости и жажды путник, почувствовав воду. И горячими устами жадно пить аскетическую красоту и тишину пустыни. Таким колодцем для жаждущих духовно стала эта суровая местность. Из больших и шумных городов, из сытых и уютных домов, оставив родных, друзей, всё то, что было так дорого, бежали они от мира в поисках уединения. В поисках Бога. Первые отшельники пришли сюда из Египта. Отцами пустынного монашества считаются преподобные Антоний Великий (родился в 251 году) и Павел Фивейский (родился около 228 года). Божиим промыслом этим двум великим старцам суждено было встретиться незадолго до кончины преподобного Павла. Прожив 113 лет, из них 91 год — в пустыне, преподобный Павел Фивейский не оставил после себя ни учеников, ни монастырей. Но вскоре после его смерти явилось много последователей его отшельнической жизни. Отцом же палестинского монашества принято считать преподобного Харитона Исповедника (преставился в 350-е годы), который основал к середине IV века три лавры и оставил своим ученикам заповеди монашеской жизни. Святой Харитон был родом из Иконии (Малая Азия). Там он претерпел мучения за Христа во время одного из гонений на христиан. Чудом выжив, он пошёл поклониться Гробу Господню в Иерусалим, но по дороге был жестоко избит разбойниками. Почти бездыханного, притащили они святого в свою пещеру. И тут ещё одно чудо вновь спасло ему жизнь. Согласно преданию, змея отравила своим ядом вино в кувшине. Испив оттуда, разбойники упали замертво. А преподобный Харитон, раздав бедным награбленные разбойниками сокровища, решил устроить в пещере келию и там подвизаться в молитве. Со временем на том месте возникла Фаранская лавра. Желая уединения, преподобный Харитон вскоре удалился оттуда и впоследствии основал ещё две лавры — Суккийскую, или Ветхую, лавру при потоке Сукка и Иерихонскую (монастырь Искушения) — в пещерах Сорокадневной горы. Так называется место, где, как говорит предание, сорок дней и ночей Сын Божий готовился к выходу на проповедь в молитве и посте. А потом — «взалкал». И тогда приступил к Нему диавол и искушал Его.

http://pravoslavie.ru/97475.html

Московская церковь св. Харитония Исповедника в Огородной слободе Единственная в Москве церковь во имя св. Харитония Исповедника стояла до революции в дворцовой Огородной слободе близ Чистых прудов. Ее главный престол был освящен во имя Владимирской иконы Божией Матери, а в середине XVII века в ней устроили придел во имя св. Харитония, потому что в день памяти этого святого, 28 сентября (11 октября) 1645 года царь Алексей Михайлович венчался  на русский престол. И, по обычаю, он поставил в Москве церковь во имя праздника, который пришелся на день венчания на царство. Прп. Харитон Исповедник (фрагмент иконы) Преподобный Харитон Исповедник жил в конце III - первой половине  IV века от Рождества Христова в малоазийской Иконии и пострадал во время  усилившихся римских гонений на христианскую веру. Историки считают, что это могло произойти при императорах-язычниках Галерии, Максимиане или Ликинии, правивших в первой четверти  IV века. Тогда св. Харитоний открыто исповедал Христа перед гонителями и обличил язычество, укрепляя себя воспоминанием о подвиге соотечественницы, христианской мученицы Феклы. Его заточили в темницу и стали мучить, заставляя отречься от Христа, но он чудом остался жив. И когда гонения прекратились, мученик был отпущен на свободу - редким удавалось выйти из римских застенков. Св. Харитоний отправился тогда в Иерусалим, поклониться Святой Земле. И по дороге в Палестине на него напали разбойники, схватили, связали и уволокли в свое логово, устроенное в одной из ближайших пещер, где они скрывались и прятали награбленное. Бросив связанного в пещере, они отлучились на какое-то свое злое дело. Святой, ожидая неминуемой смерти, горячо молил Бога явить Свою Волю о его судьбе. И, по преданию, в это время незаметно заползла в пещеру змея и стала пить вино из сосуда, отравив напиток своим смертельным ядом. Разбойники, вернувшись в пещеру, выпили это вино и пали мертвыми. Возблагодарив слезно Бога, св. Харитоний остался в этой пещере на иноческий подвиг. Награбленное роздал нищим, а пещеру обратил в церковь, где потом устроилась великая обитель - Фаранская Лавра. Для нее сам св. Харитоний написал устав, и он же, по преданию, впоследствии составил чин иноческого пострижения. Потом святой удалился в пустыню, но и там принимал всех, кто приходил к нему за помощью, и основал еще две обители - Иерихонскую и Сукийскую. Последняя еще известна как " Ветхая Лавра " . Близ нее в пещере на горе подвизался св. Харитоний до конца жизни и умер глубоким стариком. По завещанию, святого похоронили в той самой церкви, которую он устроил в бывшей пещере разбойников.

http://pravoslavie.ru/59.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010