Вход в подземную часть ц. Успения Пресв. Богородицы. Ок. 1130 г. Фотография. 2008 г. Вход в подземную часть ц. Успения Пресв. Богородицы. Ок. 1130 г. Фотография. 2008 г. Интерьер ц. прав. Анны у Овчей купели. Сер. XII в. Фотография. 2008 г. При Омейядах (661-750) И. приобрел большое религиозно-политическое значение, несмотря на то что с 717 г. адм. центром Палестины стал г. Рамла. Население И. возросло. Муавия (661-680) и Абд аль-Малик (685-705) были провозглашены халифами и приняли присягу подданных в И. Халифы многократно посещали город. Вероятно, Абд аль-Малик стремился противопоставить И. как религ. центр святыням нелояльного к Омейядам Хиджаза (Мекке и Медине), где правил их соперник Ибн Зубайр. Согласно антиомейядским источникам позднейшего времени, Абд аль-Малик якобы предписал мусульманам совершать паломничество не в Мекку, а в И. Основным центром внимания стала Храмовая гора (Харам-эш-Шариф - благородное святилище), к-рая была заброшена в предшествующие столетия. Мечеть, построенная халифом Омаром (ок. 640), вероятно, находилась на месте позднейшей мечети Аль-Акса, однако источники не позволяют точно определить ее расположение. По описанию христ. паломника Аркульфа, мечеть вмещала 3 тыс. чел., что предположительно составляло треть или половину мусульман И. того времени. В кон. VII - нач. VIII в. на Храмовой горе был возведен один из важнейших для ислама комплексов, включивший Купол скалы (Куббат-эс-Сахру) и мечеть Аль-Акса. Это самое раннее сохранившееся произведение мусульм. архитектуры и, по всей видимости, первая масштабная постройка Омейядов. По размаху этот проект сравним для И. с работами эпох Адриана и Константина. До 70-х гг. XX в. Храмовая гора оставалась единственным широким открытым пространством Старого города. С севера и запада к нему примыкала плотная городская застройка, с востока и юга границы комплекса совпадают с крепостной стеной. Карниз юж. фасада храма Гроба Господня. Сер. XII в. Карниз юж. фасада храма Гроба Господня. Сер. XII в. Купол скалы был построен между 685 и 691 гг.

http://pravenc.ru/text/293782.html

Смотря на эти колоссальные каменные сооружения, простоявшие около трех тысяч лет и выдержавшие, вероятно, не одно землетрясение, невольно вспоминаешь предсказания пророков об «остатке Израиля» ( Ис. 10: 20–22 ). В нынешнее время, – говорит апостол Павел,– по избранию благодати, сохранился остаток. И к этому остатку, к этому корню дерева прививались другие народы, другие религии. И христианство , и магометанство со всеми их многочисленными разветвлениями выросли на еврействе. Так и на сводах Соломоновых, по разрушении еврейского храма Иеговы, стояли и языческие храмы (Юпитера Капитолийского при императоре Адриане), и магометанские (при Омаре и его преемниках), и христианские (во времена крестоносцев). От христианских храмов на площади Харам-эш-Шериф осталось, полагают, Юстиниановская базилика, также превращенная магометанами в мечеть. Она известна здесь под названием Эль-Акса («удаленная»). Когда мы пришли в нее, проводник-болгарин подвел нас к двум рядом стоящим колоннам и рассказал, что они служили для испытания греховности людей. Грешный человек не мог пролезть между ними. Но с тех пор, как один неудачник застрял между колоннами, приказано было загородить проход металлическими прутьями. В этой мечети еще показывают след ступни Христовой, отпечатавшейся на камне во время вознесения Его на небо на горе Елеонской. Хотя мы сделали беглый обзор всего, что помещалось на площади Харам-эш-Шериф и под нею, но и он нас очень утомил. А большинство женщин давно уже уселось в кружок и мирно разговаривали между собою, в ожидании окончания осмотра. Многие, выйдя из ворот двора, сейчас же поспешили отправиться домой, но нашлись и такие неутомимые, которые последовали за проводником-болгарином по Кедронскому потоку, чтобы видеть снаружи стены Харам-эш-Шерифа и заложенные в них так называемые Золотые ворота, т.е. те самые, через которые, по преданию, въехал Иисус Христос на осляти в Иерусалим. Читать далее Источник: Паломничество в Палестину к гробу господню : Очерки путешествия в Константинополь, Малую Азию, Сирию, Палестину, Египет и Грецию/И.П. Ювачев. - Изд. Александро-Невск. о-во трезвости, что при Воскресен. церкви " О-ва распространения религиозно-нравств. просвещения в духе православной церкви " . - Санкт-Петербург : Тип. СПб. акц. общ. печ. " Слово " , 1904. - XVI, 365, с., 126 ил.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вот такой смешанный состав населения, смешанный по этническому и по религиозному признаку. И в определенный момент привносится туда идея, искусственно создается некая группировка «Боко Харам», которая сразу же своим лозунгом избирает противодействие европейским ценностям, которые, конечно, для африканца ассоциируются с христианством, прежде всего, хотя, наверное, это не совсем так. Само название это группировки «Боко Харам» переводится как «европейское образование является грехом». Как в Сирии, так и в Ираке, и в Нигерии членами подобного рода группировок являются далеко не всегда местные жители, как правило, в такие банды собираются люди соответствующего склада со всего мира. И вот как раз в Нигерии, может быть, в большей степени местные, радикально настроенные граждане влились в ряды «Боко Харам», потому что в Нигерии присутствует еще такой фактор как межплеменная борьба (люди, исповедающие разную веру, как правило, относятся к разным племенам). И истребление христиан в Нигерии происходит, конечно, с особой жестокостью. Эта группировка «Боко Харам» захватывает деревни и не оставляет совершенно никакого выбора. Е.С.: - А куда деваться этим людям? Куда они бегут? и.С.: - Их уничтожают. Е.С.: - Даже не дают бежать? и.С.: - Если «Боко Харам» захватывает какой-нибудь населенный пункт, то все жители этого населенного пункта сгоняются в какое-то помещение, очень часто это бывает церковь, и просто сжигаются. Спастись удается тому, кто заранее узнал о приближении бандитов и просто успел убежать. И сегодня таких беженцев в Нигерии около 800 тысяч человек (!). И очень многие люди, в том числе дети, находятся в плену у боевиков. Конечно, страшные события происходят в этой стране. Недавно произошли политические перемены в Нигерии, бывший глава государства президент Гудлак Джонатан не был переизбран на новый срок, сегодня Нигерией управляет уже другой человек, может быть, будут приняты какие-то меры для того, чтобы эту ситуацию стабилизировать, по крайней мере, чтобы остановить эту группировку, но до сих пор армия Нигерии, которая в общем-то ведет открытую борьбу против «Боко Харам», успеха не имела.

http://radonezh.ru/text/efir-ot-17-05-20...

Северные и западные границы этой площади занимают высокие арабские постройки, хотя высота их при этом неодинакова. Среди них есть дом паши, жилище дервишей и служащих мечети, школы и гостиница для паломников. В северо-западном углу возвышается, как стена, та естественного происхождения скала, высотой 25 футов, на которой некогда стояла построенная, главным образом, для защиты храма крепость Антония. Вся восточная часть городской стены, а также большой отрезок южной, где еще сохранилась древняя кладка, является в то же время и стеной Харам-эш-Шерифа, которая изнутри оказывается совсем не такой высокой, как с внешней своей стороны. Большая площадь имеет ворота с северной, западной и южной сторон; больше всего (восемь) их находится на западе. Двое ворот в восточной стене наиболее примечательны, одни из них – знаменитые Золотые ворота, которые были замурованы и уже давно не используются. На храмовой территории расположена на некотором возвышении платформа, покрытая мраморными плитами голубоватого оттенка, а на платформе, в северо-западной ее части, – мечеть Купол скалы. На юге, напротив нее, стоит другая мечеть – Аль-Акса. Совершенно неровное пространство вокруг мраморной платформы покрыто густыми, если не сказать буйными, зарослями; среди щебеня и травы виднеются красные маки, кое-где растут кактусы, маслины и кипарисы. Последние, старые и высокие, украшают главным образом территорию вокруг мечети Аль-Акса. Также нужно упомянуть о множестве застроенных колодцев, часовен и бесчисленных надгробных памятниках, среди которых привлекает внимание памятник Фатимы, дочери Пророка. Пройдя через большой двор Харам-эш-Шерифа, который, несмотря на свою святость, часто служит игровой площадкой для детей из расположенной по соседству школы, мы поднялись на платформу, которая с севера на юг насчитывает 550 футов, а с запада на восток – 450. Восемь ведущих к ней широких каменных лестниц, число ступеней которых сильно различается между собой, окружают ее со всех сторон. Наверху этих лестниц в качестве украшения устроены стоящие на столбах отдельно друг от друга совершенно круглые арки, наподобие портика.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На связанных друг с другом террасах разбиты прекрасные сады, почву для которых доставляют сюда издалека. Один из этих садов украшает вечнозеленая пальма. Что за прелестное явление посреди пустынных гор! Чтобы в полной мере позволить глазам насладиться ее видом, мы должны были подняться на одну из башен. Однако картина безбрежной пустыни, за которой виднелось Мертвое море, рождала мрачные мизантропические чувства. Наш обратный путь был спланирован так, чтобы солнце уже успело смягчить свои лучи, но при этом не погрузило нас во тьму ночи. Около 5 часов мы покинули монастырь, а в 8 при слабом свете луны достигли стен Святого Города. 17 мая В утренние часы великий князь посетил два монастыря: коптский и абиссинский. Среди тех, кто после отъезда великого князя из Иерусалима получил через русское консульство богатые даяния (например, стражи Харам-эш-Шерифа, гробница Давида и цитадель), они больше других нуждались в таких пожертвованиях. Первый, бедный и неприглядный на вид, названный в честь святого Георгия, который особенно почитается Коптской Церковью , обладает очень грустной достопримечательностью – кельей, предназначенной для умалишенных, где этих несчастных ожидают железные цепи и ошейники 122 . Абиссинский монастырь представляет собой отдельно стоящие кельи или домики, расположившиеся на открытом пространстве двора, граничащего с северо-восточной частью церкви Святого Гроба, т. е. католиконом и церковью Св. Елены. Тут живут как монахи, так и монашки – последние в качестве экономок. Это темнокожее братство и сестричество из-за бросающейся в глаза нищеты их монастыря и монастырской жизни представляет собой разительную противоположность православным, армянским и католическим монастырям. После обеда великий князь подарил митрополиту Петры, архиепископу Лиддскому и обоим викариям Патриарха драгоценные нагрудные кресты, так называемые панагии. Сурейя-паше был пожалован российский орден Станислава 1-й степени. В 5 часов состоялся под личным сопровождением паши осмотр Харам-эш-Шерифа, что само по себе было значительным событием для Иерусалима, учитывая закрытость этой величайшей среди всех храмов Мекки и Медины исламской святыни по причине все еще имеющего место быть религиозного фанатизма.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сверху раздались восхитительные, прямо в душу идущие и хватающие за сердце звуки неслыханных дотоле музыкальных инструментов, и ангельские голоса незримых певцов славили новых владык неба и земли. Между тем раздался страшный подземный гул в северо–западном углу Срединного дворца под куббет–эль–аруах, т. е. куполом душ, где, по мусульманским преданиям, вход в преисподнюю. Когда собрание по приглашению императора двинулось в ту сторону, все ясно услышали бесчисленные голоса, тонкие и пронзительные, – не то детские, не то дьявольские, – восклицавшие: «Пришла пора, пустите нас, спасители, спасители!» Но когда Аполлоний, припавши к скале, трижды прокричал что-то вниз на неизвестном языке, голоса умолкли и подземный гул прекратился. Между тем необъятная толпа народа со всех сторон окружила Харам–эш–Шериф. При наступлении ночи император, вместе с новым папой, вышел на восточное крыльцо, подняв «бурю восторгов». Он приветливо кланялся во все стороны, тогда как Аполлоний из подносимых ему кардиналами–дьяконами больших корзин непрерывно брал и бросал по воздуху загоравшиеся от прикосновения его руки великолепные римские свечи, ракеты и огненные фонтаны, то фосфорически–жемчужные, то ярко–радужные, и все это, достигая земли, превращалось в бесчисленные разноцветные листы с полными и безусловными индульгенциями на все грехи прошедшие, настоящие и будущие. Народное ликование перешло всякие пределы. Правда, некоторые утверждали, что видели своими глазами, как индульгенции превращались в преотвратительных жаб и змей. Тем не менее огромное большинство было в восторге, и народные празднества продолжались еще несколько дней, причем новый папа–чудотворец дошел до вещей столь диковинных и невероятных, что передавать их было бы совершенно бесполезно. Тем временем у пустынных высот Иерихона христиане предавались посту и молитве. Вечером четвертого дня, когда стемнело, профессор Паули с девятью товарищами на ослах и с телегой пробрались в Иерусалим и, боковыми улицами мимо Харам–эш–Шерифа, выехали на Харет–эн–Насара и подошли к входу в храм Воскресения, где на мостовой лежали тела папы Петра и старца Иоанна.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=875...

В 1890 г., после смерти Вильгельма III, не имевшего наследников муж. пола, личная уния Л. с Нидерландами распалась. Престол перешел к герц. Адольфу (1890-1905) из Вайльбургской ветви Вальрамской линии Нассауского дома. После ухода прусского гарнизона в 1867 г. протестант. общины в Л. не имели собственной орг-ции и относились к Евангелическо-лютеранской земской церкви Саксонии. После вступления на престол вел. герц. Адольфа статутом 1894 г. была образована Евангелическая консисториальная церковь Люксембурга (ныне Протестантская церковь Великого герцогства Люксембург), тем самым кальвинист. и лютеран. общины на территории Л. были объединены в единую орг-цию, признанную гос-вом. Благодаря открытым в сер. XIX в. залежам железной руды (вблизи г. Эш-сюр-Альзет) Л. из аграрной страны постепенно превратился в крупного производителя стали. С посл. трети XIX в. начала интенсивно развиваться промышленность, гл. обр. металлургическая (в городах Эш-сюр-Альзет, Дифферданж, Дюделанж и др.). С сер. XIX в. увеличился приток предпринимателей, квалифицированных рабочих, ремесленников и торговцев из соседних стран, к-рые расселялись преимущественно на юге Л., в кантоне Эш. Многие из них были протестантами и работали на шахтах, металлургических заводах, были заняты на строительстве железных дорог. К нач. XX в. они сформировали протестант. диаспоры. Несмотря на увеличивавшийся приток мигрантов, исповедующих различные течения протестантизма, Л. оставался сугубо католич. страной: в 1900 г. католики составляли 98,5% населения (99,5% в 1871), протестанты - 0,9 (0,2% в 1871), иудеи - 0,5% (0,2% в 1871). В нач. XX в. бенедиктинские монахи Гланфёйского мон-ря во имя св. Мавра (Сен-Мор-де-Гланфёй; др. название - Сен-Мор-сюр-Луар), история к-рого восходит к VI в., были изгнаны из Франции ввиду антиклерикальной политики 3-й Республики и впосл. получили разрешение поселиться в Л., близ Клерво. В 1908 г. на собрании монахов было принято решение распустить существующую обитель и основать здесь новый мон-рь во имя св.

http://pravenc.ru/text/2561080.html

Приведенное сообщение дополняет бенедиктинский монах из Монтекассино Петр Диакон (XI в.), который, повествуя о святых местах Иерусалима, отмечает, что мусульмане почитают имеющиеся там релик-вии, связанные с Богомладенцем. Сначала Петр Диакон говорит про «храм Господень, выстроенный Соломоном». «Посреди храма есть большая гора, обнесенная стенами, где была скиния, а в ней Кивот Завета, перенесенный по разрушении храма императором Веспасианом в Рим» 46 . «Недалеко, – продолжает Петр Диакон, – построен храм Соломона, в котором он обитал Внизу неподалеку колыбель Христа, Его купель и ложе Пресвятой Богородицы. Ниже храма Господня к востоку находятся красивые ворота, в которые вошел Господь, сидя на жребяти осли; тут и Петр исцелил хромого». И снова можно привести сообщение средневекового арабского летописца, еще раз подтверждающего древность исламской традиции почитания Иисуса Христа. Насири-Хосроу (ум. в 1088 г.) говорит о подземной мечети при восточной стене Харам аш-Шарифа: «Здесь помещается колыбель Иисуса. Она каменная и настолько велика, что в ней люди творят намаз. Я там сотворил намаз. Колыбель настолько прочно прикреплена к полу, что является неподвижной. В этой колыбели лежал Иисус, будучи ребенком, и разговаривал с людьми. В этой мечети колыбель заменяет михраб (ниша, указывающая направление молитвы – а. А.); в этой же мечети при восточной стороне ее есть михраб Марии. Там есть еще другой михраб, михраб Захарии. При этих михрабах написаны те стихи Корана, в которых речь идет о Марии и о Захарии Эта мечеть известна под именем Мегд-Иса (Колыбель Иисуса). В ней висит большое количество медных и серебряных ламп, которые горят всю ночь» 47 . Конечно, можно усомниться в подлинности этой «каменной колыбели» Богомладенца, но в данном случае важно свидетельство о том глубоком почитании, которое оказывали мусульмане Тому, Чьим именем называют себя христиане. О мнимой колыбели Иисуса, сохраняемой мусульманами в течение многих столетий, сообщал и А. С. Норов . «В юго-восточном углу площади (Харам аш-Шариф – а. А.) находится глубокая квадратная комната, освещенная оконцем, выходящим в Кедрскую долину. В этой комнате мусульмане с глубоким благоговением сохраняют в нише под навесом так называемую колыбель Иисуса Христа, иссеченную из камня и более походящую на ванну или на саркофаг» 48 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Здание построено в 40-е гг. XIX века в т. н. псевдовизантийском стиле. Проект «дома военного губернатора с помещениями для императорских квартир» составил известный московский архитектор К. А. Тон, автор проекта Большого Кремлёвского дворца и Храма Христа Спасителя в Москве. Дворец состоит из главного корпуса и примыкающей со двора циркумференции служб. Постройкой дворца руководил направленный из Петербурга архитектор А. И. Песке, отстраивавший Казань после городского пожара 1842 года. Отделка интерьеров проходила под руководством архитектора М. П. Коринфского, одного из архитекторов комплекса «Казанского императорского университета». Центр главного фасада — ризалит, завершенный фронтом с тремя килевидными арками, возможно, схожими с архитектурой ханского дворца. Здание имеет два крыльца на 2-х ордерных колоннах с арочными дверными проемами. Первый и второй этажи разбиваются рядом ордерных пилястр и арочных оконных проемов. Фасад в плане представляет полукруг и имеет проезд во внутренний дворик дворца. В эклектическом декоре здания сочетаются элементы русского классицизма (членение коринфским ордером, рустовка 1 этажа, общая симметрия), барокко (раскреповка антаблемента над пучками колонн главного ризалита, характер фронтонов портиков) и древнерусского зодчества (висячие гирьки спаренных арок окон 2 этажа, килевидные закомары центрального ризалита, характер фигурных опор арочного подвесного перехода в Дворцовую церковь). В советский период в здании находился Президиум Верховного совета и Совета Министров Татарской АССР. В настоящее время является резиденцией Президента Республики Татарстан. Мечеть Кул-Шариф [ править править код ] Мечеть Кул Шариф — главная джума-мечеть Республики Татарстан и Казани (с 2005 года); расположена на территории Казанского кремля. Строительство храма было начато в 1996 году как воссоздание легендарной многоминаретной мечети столицы Казанского ханства, центра религиозного просвещения и развития наук Среднего Поволжья XVI столетия. Мечеть была разрушена в октябре 1552 года во время штурма Казани войсками Ивана Грозного.

http://azbyka.ru/palomnik/Казанский_Крем...

«Не желая, возможно, дальнейшего обострения отношений с федеральным центром, - комментировала 30 мая 2001 г. его позицию «Новая вечёрка», - Шаймиев высказался против сооружения памятника защитникам Казани. Бабай весьма мудро перевёл, так сказать, стрелки на мечеть Кул-Шариф - якобы ни один монумент не в силах её превзойти. Пусть тогда, дескать, Кул-Шариф и станет памятником погибшим защитникам столицы Казанского ханства. Ну, а чтобы не обижать победителей конкурса на лучший памятник, президент щедро пообещал им вознаграждение - за проект монумента, которого никогда не будет».(18) Однако данное обстоятельство было проигнорировано татарскими националистами, вследствие чего вопрос о сооружении «контрпамятника» остался открытым и по-прежнему продолжал муссироваться на различных уровнях. Между тем, о полноценном религиозном использовании храма-памятника, по-прежнему фигурировавшего в официальных документах исключительно как «памятник», тогда не шло и речи. В 2002 г. Министерство культуры РТ допускало лишь возможность того, что: «После завершения работ в 2005 г. может быть рассмотрен вопрос о совместном использовании Памятника павшим воинам, как в музейных, так и в культовых целях (в особо торжественных случаях, несколько раз в год по принципу Благовещенского собора Казанского Кремля, ряда культовых зданий Московского Кремля)». Тем не менее, в 2001 г. был создан (возрождён) «Приход Нерукотворенного Образа Спасителя», настоятелем которого назначен иерей о. Феодор (Фёдор) Александрович Ситкин(19) (в настоящее время - протоиерей, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Всецарица» в Казани). Одновременно он являлся и председателем приходского совета. «При первых уборках Храма от мусора, - указывалось впоследствии в одной из информационных сообщений прихода под названием «Поминальный воинский храм», - произошло Чудо: на том месте, где стоял ранее и стоит сейчас Престол в алтаре, - возникло в воздухе Распятие и через некоторое время исчезло, что свидетельствует о Божьем благоволении этому Святому месту».(20)

http://ruskline.ru/analitika/2015/13/02/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010