В Бейруте же и в Константинополе французы упорно распространяли слух о том, что фирман вообще не был исполнен. Католическое духовенство выражало французским дипломатам неудовольствие по поводу того, что хатт-и шариф все-таки был оглашен и зарегистрирован. И хотя посол Франции в Константинополе Лавалетт пытался убедить своего британского коллегу в том, что удовлетворен тем, как османские власти исполнили султанский указ, чувствовалось, что на самом деле французы были задеты этим фактом . Об этом, в частности, сообщил Фуад-эфенди в беседе с первым драгоманом (переводчиком – М. Я.) российской Миссии Аргиропуло, сославшись на получение от Лавалетта депеши французского кабинета, в которой выражалось недовольство Парижа по поводу оглашения фирмана в Иерусалиме . Когда же достоверные вести об исполнении фирмана дошли из Иерусалима до Константинополя, то в конце ноября – начале декабря 1852 г. французские агенты в Сирии стали энергично распространять информацию (которая вскоре подтвердилась) о надвигающейся французской эскадре обновленного парового флота к берегам Леванта. При этом особо подчеркивалось, что причиной визита французских кораблей являлась неурегулированность вопроса о Святых местах. Посол Лавалетт по-прежнему угрожал военным флотом, если спор решится не в пользу католиков . Османские визири пребывали в тревожном ожидании, а при первых сообщениях о приближении французского флота в Средиземном море в Константинополе сразу заговорили о возможности удовлетворения притязаний французов. Для определения своей тактической и стратегической линии Порта провела серию заседаний кабинета министров, в ходе которых глава внешнеполитического ведомства Фуад-эфенди ратовал за альянс с Францией в интересах решения многочисленных внутриполитических проблем страны в Дунайских княжествах, в Черногории и Леванте. Призывая своих коллег к новым уступкам в пользу французского императора Наполеона III, реис-эфенди пытался доказать, что только таким образом можно будет избежать угрозы вторжения Франции в охваченную смутами Сирию. Создание подобного альянса, по мнению Константинополя, нанесло бы значительный урон отношениям между греками и Россией, а также раз и навсегда подорвало бы влияние «Великой Северной Империи» на десятимиллионное местное православное население османских провинций . Даже великий визирь использовал события в Черногории и слухи о причастности Петербурга к антитурецкому восстанию черногорцев, чтобы побудить султана Абдул Меджида сделать окончательный выбор в пользу Франции против России.

http://pravoslavie.ru/5226.html

Это обстоятельство, связанное с иерусалимскими святынями ислама, явилось одной из немаловажных причин быстрого ослабления египетской власти при 70-тысячной армии Ибрагима в 1840 году. В конце 1840 года египетская армия вынуждена была эвакуироваться из Палестины и других областей, входивших в состав Оттоманской Порты. По условиям Лондонского трактата 1840 года Палестина вновь была передана турецкому правительству. Как видно из приведенных сведений, в первой половине XIX в. мусульмане, жившие в Иерусалиме, по-прежнему проявляли религиозную нетерпимость к иноверцам и в первую очередь к христианам. Это было отголоском эпохи крестовых походов. Об этом красноречиво говорит русский паломник, побывавший в Иерусалиме в середине XIX столетия. По его словам, в пятницу городские ворота Иерусалима запирались около полудня, когда «мухаммедане иерусалимские толпами стекаются для общей молитвы в бывший храм Соломона, преобразованный в их главную мечеть; на это же время все городские выезды запираются и даже привратники отходят от своих мест» 24 . И далее автор приводит такое объяснение этой традиции: «между жителями существует старинное предание, что когда-нибудь в пятницу, во время всеобщей молитвы народной, неожиданно подойдут к стенам Иерусалима многочисленные толпы вооруженных гяуров (иноверных, как они называют христиан), которые, нахлынув со всех сторон, завладеют городом и, устремясь на главную мечеть, древний храм Соломона, наполненную погруженными в молитву жителями, огнем и мечом уничтожат поклонников Мухаммеда» 25 . Еще одно любопытное объяснение бытовавшей в то время религиозной нетерпимости мусульман к иноверцам приводилось в одном из русских альманахов. Упомянув о том, что немусульманам под страхом смерти запрещено было входить на площадь Харам аш-Шариф и посещать мечети аль-Акса и Куббат-ас-Сахра, автор пишет далее: «Это место так свято, – говорят они (мусульмане – а. А.), – что всякая молитва , там произнесенная, должна быть необходимо внята Богом, и, следовательно, очень важно удалять от этого места христиан, которые не преминули бы молиться о падении магометан, об изгнании их из Иерусалима и т. п.» 26 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

В результате арабо-израильской войны (1948–1949 гг.) Иерусалим был разделен демаркационной линией на 2 части: западная вошла в состав Израиля, восточная часть, включавшая Старый город с его святынями, – в состав Иордании. Во время «битвы за Иерусалим» – военных действий, ведшихся в 1948 г. между израильской Хаганой («оборона») и Арабским легионом, Харам-аш-Шариф и находящиеся на этом месте мечети получили значительные повреждения. «Свежие проломы в чудесных узорах лазури и золотой смальты, разбитые решетки окон, напоминающих каменные кружева тончайшей работы, возвращают вас к событиям наших дней. Лишь несколько лет назад, во время палестинской войны, рвались здесь снаряды, руша драгоценные сокровища человеческой культуры», – так писал один из корреспондентов, посетивший Восточный Иерусалим в середине 1950-х гг. 67 . 15 октября 1948 г. коптский патриарх Иерусалима объявил короля Иордании Абдаллаха королем Палестины 68 . В своей политике Абдаллах опирался на Великобританию; одновременно он противился американскому проникновению в Иорданию и в результате англо-американских противоречий на Ближнем Востоке стал жертвой заговора. 20 июля 1951 года он был убит в Иерусалиме при входе в мечеть аль-Акса 69 членом проамериканской военной организации «Аль-Джихад аль-мукаддас» (Организация священной войны). Таким образом, к повреждениям, имевшимся на мечети аль-Акса со времени войны 1948–49 гг., добавились следы от пуль, которыми был убит дед короля Иордании Хусейна 70 . Между 1958 и 1964 гг. ряд арабских стран, таких как Иордания, Египет, Саудовская Аравия, выделили средства в размере 750 тысяч иорданских динаров на реставрацию мечети «Купол скалы» 71 , на ремонт редких по красоте и изяществу витражей, мозаики и росписей, над которыми трудились в свое время искуснейшие мастера Индии, Египта, Марокко, Турции и других стран Востока. Реставрация мечети в основном была закончена. Но вскоре иерусалимские святыни подверглись новой угрозе разрушения, которая возникла с началом арабо-израильской войны 1967 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Халиф, осмотрев это место, определил его как место будущего мусульманского храма. Первоначально построенная здесь мечеть Омара вмещала в своих стенах 3000 человек. В 686 году халиф Абд ал-Малик в связи с постоянным притоком пилигримов-мусульман в Иерусалим задумал постройку новой мечети на этом месте – восьмиугольной в плане. Построенное вскоре после этого святилище считалось чудом света, и редкий богомолец, идущий в Мекку, не заходил посмотреть мечеть «Купол скалы» 14 . Формы здания мечети необычны. Деревянный купол 20,44 м в диаметре покоится на высоком барабане, прорезанном шестнадцатью окнами; барабан стоит на четырех пилонах и двенадцати колоннах, окружающих скалу. Внешние стены образуют восьмиугольник со стороной около 20,6 м. Покатая деревянная крытая свинцом кровля опирается на систему из восьми промежуточных пилонов и шестнадцати колонн. Вокруг скалы обеспечен таким образом ритуальный ход паломников. Мечеть «Купол скалы» стоит среди большой площади Харам аш-Шариф слегка трапециевидного плана (450 × 260 × 285 м), куда ведут 10 ворот. Вокруг «Купола скалы» огорожено тех же очертаний меньшее пространство (160 × 125 × 150 м). По мусульманскому учению это харам,священная, заповедная территория, где нельзя проливать кровь и носить оружие. Мечети аль-Акса и «Купол скалы» расположены именно в таком месте. Но этот запрет не всегда соблюдался даже в среде мусульман. Когда турецкий эмир Атсиз-ибн-Аук ал-Хаваризли в 1068 г. напал на Иерусалим, то, как сообщает багдадский историк Ибн-ал-Асир (ум. в 1233г.), «жители Иерусалима укрылись от него за стенами города. Он перебил многих жителей его, даже тех, которые укрылись в Масджид аль-Аксе, но не тронул тех, которые были у ас-Сахры и пределов ее» 15 . Мечеть Куббат-ас-Сахра – Храм Господень Дальнейшая история мечети «Купола скалы» связана с рядом разрушений и перестроек. Легкая конструкция мечети не могла противостоять частым землетрясениям и не один раз разрушалась. Но иерусалимские правители при каждом возобновлении мечети увеличивали ее великолепие. Большие повреждения мечеть претерпела в 1060 году, когда упала крыша здания с 500 светильниками; по этому случаю мусульмане ожидали несчастий для всех последователей ислама . Эти опасения сбылись в 1099 году, когда мечеть «Купола скалы» обагрилась кровью мусульман, пролитой крестоносцами.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Каллиграфия – производное от канонов ислама искусство, сложившееся в соприкосновении с живым субстратом локальных национальных культур. Общность искусства мусульманского мира обусловлена единым религиозным мировоззрением, следованием универсальному эстетическому идеалу. Обладая определенными общими чертами, мусульманское искусство включает в себя своеобразные этнические и географические особенности региональных и локальных культур. В России можно выделить две зоны преобладания татарско-башкирской культуры – в Среднем Поволжье и на Северном Кавказе. Значительным событием в культурной жизни Татарстана стало открытие в Кремле эрмитажного центра – филиала знаменитого Санкт-Петербургского музея. В его залах проводятся тематические выставки, связанные с исламским искусством, образцы которого хранятся в запасниках Эрмитажа. Крупные выставки исламского искусства, разнообразные по содержанию, качеству и уникальности экспонатов, оказывают глубинное влияние на культурную среду Татарстана. Исламский материал широко представлен в государственных музеях «мусульманских» республик Российской Федерации. Например, в Татарстане материалы хранятся и экспонируются в Государственном объединенном музее, в Национально-культурном центре «Казань», в музее 1000-летия Казани. Открытие музея Ислама в воссозданной мечети «Кул Шариф» в Казанском Кремле, ставшего первым специализированным музеем исламской культуры в Татарстане, стало значимым событием для республики. Центрами развития тюрко-исламского искусства стали столицы двух тюркских республик России – Татарстана и Башкортостана – Казань и Уфа. Именно здесь концентрируется культурная религиозная элита народов, здесь строятся и украшаются мечети, здесь проживает потенциальный потребитель мусульманской культуры. Помимо государственных организаций в этих республиках появляются и общественные структуры, цель которых – возрождение культурных традиций ислама. Например, в Казани с 9 июля 1992 году действует фонд «Туран», возглавляемый Суфией Хайбрахмановой. Этот фонд организует выставки, формирует коллекции татарского искусства, способствует укреплению связей татарских художников с зарубежными коллегами. Одно время этим фондом издавался специализированный журнал «Санигы нафиса».

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Иеромонах Серафим (Роуз) тоже замечает, что и учителей, и учеников, забавляющихся оккультизмом, настигают психические и эмоциональные расстройства, самоубийства, убийства, одержимость демонами (цитируется по книге св. Родиона, стр. 42). В этом отношении весьма актуальны следующие мои наблюдения и свидетельства прессы. В середине 70х годов у нас стали появляться публикации по НЛО и некоторые люди стали активно интересоваться этим вопросом. Я с удивлением заметил, что мои знакомые, начинавшие интересоваться НЛО, вскоре или заболевали тяжелым психическим заболеванием, или кончали жизнь самоубийством, или трагически погибали. С другой стороны, оказалось, что верующие православные христиане, как правило, весьма критически относятся к НЛО, и я не знаю ни одного случая, чтобы им являлись “инопланетяне”. В оккультистской газете “Тайная власть” N 7 за 1995 г. в статье И. Царева “Агрессию готовит космос” (стр. 5) приводятся весьма примечательные данные, подтверждающие мои наблюдения. В 1986 г. в Великобритании, в Бристоле, покончил жизнь самоубийством профессор Аршад Шариф. Через несколько дней еще один профессор Вимал Дазибай покончил с собой, бросившись вниз головой с бристольского моста. Оба ученых активно интересовались НЛО. Американский писатель Сидни Шелдон, проведший самостоятельное расследование этих загадочных самоубийств, установил, что эти трагедии не были единственными. Всего, по данным Шелдона, вслед за Шарифом и Дазибаем в мир иной последовало 23 человека, занимавшихся проблемой НЛО. Является ли это случайным? Писатель Е. Санин в книге “Чудеса без чудес” (Москва, “Советский патриот”, 1993 г.) отмечает, что биоэнергетические сеансы могут приводить даже к смерти больного (стр. 23). В связи с этим мне вспоминается один случай из практики. В начале 80х годов в неврологическом отделении детской больницы N 1 г. Москвы находился ребенок, страдавший тяжелой формой прогрессирующей мышечной дистрофии (миопатией). Эта болезнь характеризуется прогрессирующим распадом мышц, что приводит к обездвиженности, искривлениям позвоночника, дыхательным и сердечным нарушениям и, в конце концов, к смерти от тяжелой сердечной недостаточности или пневмонии. Рядом с этим мальчиком лежал еще один, к которому постоянно приходила мать. Она серьезно занималась экстрасенсорикой. Наблюдая за ребенком, страдавшим миопатией, она очень переживала за него. Однажды, вскоре после ее ухода, этот ребенок внезапно умер. Врачи и патологоанатомы терялись в догадках о причине столь молниеносной кончины. Через некоторое время эта мать призналась лечащему врачу, который также интересовался вопросами экстрасенсорики, что она, жалея больного ребенка, решила избавить его от будущих страданий и закодировала остановку сердца.

http://azbyka.ru/apokalipsis/ieromonakh-...

Никак не прокомментировав серебряный 2005 года с изображением Раифского Богородицкого монастыря, Айнур Сибгатуллин " пробежался " по серии из монет этого же года, 1000-летию Казани ( " о театре Джалиля " , " Булгар " , " КГУ " , " снова Кремль " ), бодро заключив: " Отличные подарки к юбилею, однако ничего мусульманского в облике города практически не видно - больше православная составляющая... " Воистину, невиданным зрением нужно обладать, чтобы разглядеть в изображениях Татарского государственного академического театра оперы и балета им. М.Джалиля, Казанского государственного университета им. В.И.Ульянова-Ленина, мусульманских культовых постройках Великих Болгар и панорамы Казанского Кремля (с встроенной уже в мечетью Кул Шариф), над которыми к тому же просматривается силуэт означенной мечети, " православную составляющую " ! Как говорится, " имеющий глаза, да увидит " ... Ну, и конечно, не остались без внимания Айнура Сибгатуллина и три монеты, выпущенные совсем недавно к 625-летию Куликовской битвы. На подробный комментарий к каждой из них уставшего " нумизмата " уже не хватило, " пнул " он только серебряную содержащую, согласно описанию следующие изображения: " в центре картуш на скрещении меча и сабли, на котором имеется надпись в четыре строки " 625 ЛЕТИЕ КУЛИКОВСКОЙ БИТВЫ " , вверху - стилизованное изображение русских полков во главе с великим князем московским и владимирским Дмитрием Донским, внизу - стилизованное изображение монголо-татарского войска под началом Мамая, слева и справа - стилизованные изображения двух фантастических животных с элементами растительного орнамента " . " Выше обратите внимание кто внизу " , - многозначительно заметил на сей Айнур Сибгатуллин. Впрочем, кто тогда оказался " " русские люди знают и без этой монеты... " итог, - резюмирует Айнур Сибгатуллин. - За период с 1992 г. по 2005 г. вышло всего 5 монет, где были изображены мечети. Не вышло ни одной монеты, какому-либо деятелю татарской истории или культуры, например, М.Джалилю, Г.Тукаю и др. На большинстве монет, имеющих отношение к татарской тематике, татарско-мусульманская составляющая очень минималистична либо искажена " . Далее он " " по годам количества монет, " где был ярко выражена православная составляющая (церкви, кресты, святые и пр.) " . " Итого 83 монеты, имеющих отношение к Православию! - восклицает Айнур Сибгатуллин. - И только 5, имеющих отношение к Исламу " . Из этого он делает многозначительный вывод о том, " что на монетах, выпускаемых ЦБ РФ имеют место превалирующие тенденции " . Впрочем, по его словам, " же нельзя отрицать того, что татарам более-менее повезло - большинство других коренных народов РФ не смогут похвастаться и 1-й монетой " . " Вместе с тем, - заключает Айнур Сибгатуллин, - взглядом видно, что ЦБ РФ уделяет очень мало внимания тому факту, что наша страна многонациональная и многоконфессиональная " .

http://ruskline.ru/analitika/2005/09/17/...

Мария Кузьмичева: Интересна география. Оба раза на конкурсы мы получили работы практически со всей страны.Были опасения, что в основном к нам придут Москва и Питер, города-миллионники. Ничего подобного. Вся Россия.Лишьнесколько регионов оказались в стороне от конкурсов. Алина Багрина: Что несколько удивило, не совпало с ожиданиями, — думали, что в «Локальных Святынях» будет больше исторических фотографий, памятников, объектов культурного наследия. Меньше будет религиозной составляющей. Особенно учитывая более «светское» (по сравнению со «Святым и ценным») интернет-продвижение проекта. А вот и нет! Религиозная тематика в Локальных Святынях представлена активней, обширней. «Общее святое» оказывается не столько победами и достижениями, — сколько верой. Удивительные респонденты — Что вы, организаторы, ждали от участников фотоконкурса? Мария Кузьмичева: Мы просили присылать фотографии, на которых изображены святые (по мнению самого участника)места и объекты на территории России, имеющие четкую географическую привязку. Это может быть нечто значимое в масштабах всей страны, например, Храм Христа Спасителя, монумент «Родина-мать» или мечеть Кул Шариф, а могут быть локальные святыни, например, природные объекты, важные для определенного региона, области. Мы также просили участников заполнить анкету: указать название и точное местоположение изображенного объекта или местности, самостоятельно выбрать рубрику (история, патриотизм, места траура, природа, религии и верования, другое). Просили по возможности сопроводить фото небольшим личным рассказом. Почти две трети полученных описаний носят справочный характер, более трети – эмоциональный,остальные, пусть и небольшая, но очень важная часть, это мотивационные тексты, где участники рассказывают, почему это место или объект важны для них, призывают сохранять и с уважением к нему относиться. Также мы просили людей указывать, в каком состоянии находится объект, представленный на фото: нуждается ли он в реставрации или нет. Это мы сделали по опыту конкурса «Святое и ценное». Когда в нем была подведена статистика, выяснилось, что количество фотографий с изображениями теряемого, «утраченного святого» (разрушенные и разрушаемые храмы) набирается в целую отдельную рубрику. Так что в Локальных Святынях мы заранее просили указывать состояние изображенных святынь.

http://pravmir.ru/svyatoe-v-rossii-kto-s...

Закрыть itemscope itemtype="" > Кстати, о " птичках " ... Татарские националисты вновь пытаются " приватизировать " государственный герб России 16.03.2006 431 Время на чтение 8 минут Подолгу находясь по служебной надобности в Казани в период расцвета так называемого " суверенитета " , я становилась невольной свидетельницей того, как тамошние татарские националисты лихорадочно пытались " приватизировать " самых известных исторических деятелей России и её государственные символы. Действуя по принципу " поскреби русского - найдёшь татарина " , они методично " изучали " родословные русских учёных, писателей и полководцев (в прямом смысле склоняя их фамилии и извлекая из таковых " татарские корни " ), " препарировали " Шапку Мономаха, двуглавого орла и даже Собор Василия Блаженного в Москве, с дилетантской непосредственностью удивляя " дремучих " обывателей очередными сенсационными " открытиями " . И " наскребли " , надо сказать, действительно немало. Хотя, собственно говоря, никто ведь никогда в России особенно и не спорил с тем, что " русский с татарином - братья навек " . Смущало другое, а именно - непреодолимое желание татарских националистов, развенчав " старшего брата " , сделать его " младшим " . Благодаря их стараниям, поддержанным официальными татарскими историками, многие представители молодого поколения в Татарстане сегодня искренне убеждены в том, что практически все известные русские писатели, учёные и полководцы - это " коренные " татары, что Шапка Мономаха - это умело украшенная драгоценностями татарская тюбетейка, что Собор Василия Блаженного - христианизированная копия разрушенной Иваном IV Грозным казанской мечети Кул Шариф, что первым знамя Победы над поверженным Рейхстагом в 1945 году установил именно татарин, что двуглавый орёл " прилетел " в Москву не из Византии, а из Золотой Орды, да и собственно сама российская государственность была также " учреждена " татарами. " Доказав " себе, таким образом, что " человек произошёл от татарина " , а " всё русское - суть ворованное татарское " , местные националисты к началу 2000-х годов несколько успокоились, видимо, взявшись за ответственную работу по сбору доказательств татарского происхождения Адама и Евы. Но, как оказалось, чувство неудовлетворённости по поводу проделанной работы у них всё же осталось.

http://ruskline.ru/analitika/2006/03/16/...

Халиф, осмотрев это место, определил его как место будущего мусульманского храма. Первоначально построенная здесь мечеть Омара вмещала в своих стенах 3000 человек. В 686 году халиф Абд ал-Малик в связи с постоянным притоком пилигримов-мусульман в Иерусалим задумал постройку новой мечети на этом месте — восьмиугольной в плане. Построенное вскоре после этого святилище считалось чудом света, и редкий богомолец, идущий в Мекку, не заходил посмотреть мечеть “Купол скалы” 14 . Формы здания мечети необычны. Деревянный купол 20,44 м в диаметре покоится на высоком барабане, прорезанном шестнадцатью окнами; барабан стоит на четырех пилонах и двенадцати колоннах, окружающих скалу. Внешние стены образуют восьмиугольник со стороной около 20,6 м. Покатая деревянная крытая свинцом кровля опирается на систему из восьми промежуточных пилонов и шестнадцати колонн. Вокруг скалы обеспечен таким образом ритуальный ход паломников. Мечеть “Купол скалы” стоит среди большой площади Харам аш-Шариф слегка трапециевидного плана ( 450 × 260 × 285 м), куда ведут 10 ворот. Вокруг “Купола скалы” огорожено тех же очертаний меньшее пространство (160 × 125 × 150 м). По мусульманскому учению это харам, священная, заповедная территория, где нельзя проливать кровь и но­сить оружие. Мечети аль-Акса и “Купол скалы” расположены именно в таком месте. Но этот запрет не всегда соблюдался даже в среде мусульман. Когда турецкий эмир Атсиз-ибн-Аук ал-Хаваризли в 1068 г. напал на Иерусалим, то, как сообщает багдадский историк Ибн-ал-Асир (ум. в 1233г.), “жители Иерусалима укрылись от него за стенами го­рода. Он перебил многих жителей его, даже тех, которые укрылись в Масджид аль-Аксе, но не тронул тех, которые были у ас-Сахры и пределов ее” 15 . Мечеть Куббат-ас-Сахра — Храм Господень Дальнейшая история мечети “Купола скалы” связана с рядом разрушений и перестроек. Легкая конструкция мечети не могла противостоять частым землетрясениям и не один раз разрушалась. Но иерусалимские правители при каждом во­зобновлении мечети увеличивали ее великолепие. Большие поврежде­ния мечеть претерпела в 1060 году, когда упала крыша здания с 500 светильниками; по этому случаю мусульмане ожидали несчастий для всех последователей ислама. Эти опасения сбылись в 1099 году, когда мечеть “Купола скалы” обагрилась кровью мусульман, пролитой кресто­носцами.

http://pravmir.ru/svyatyinya-treh-religi...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010