Если в чине о Панагии видеть пережиток агапы, где отделяющийся кусок просфоры знаменует как бы невидимое присутствие Господа, то и общее вкушение от такой " чаши благословения " переносит мысль к древним временам первохристианских молитвенных собраний. Происхождение " чина о Панагии " от первохристианских агап готовы поддерживать Скабалланович и Гольц. Кроме того, Скабалланович считает, что " благословение хлебов " на вечерне есть пережиток агапы Вот что на основании исторического исследования нашего богослужения можно сказать о взаимоотношении " вечерей любви " и евхаристического богослужения. Евхаристия и агапы вовсе не синонимы в первохристианском быту. Евхаристия часто присоединяли к концу " Вечери Господней " или " вечери любви " , но могли и не присоединять (эфиоп. церк. постан.). Скоро и такой порядок был заменен уже вполне отделившейся Литургией. Впоследствии " агапы " стали просто благотворительными установлениями в некоторых частях христианского мира (Африка, Рим, Милан и др.). Наконец, они исчезли, но память о них может быть восстановлена в некоторых богослужебных обычаях. «L " Agape» in: «Etudes d " histoire et de theologie positive». 1 serie, pp. 283-325; «Agape» in: Dict, de Theol. Cathol. T. I, col. 551 sq. «Die Urchristl. Traditionen uber Ursprung das Abendmahles», 1893. Op. cit. Revue biblique, 1904, pp. 78-81. Revue d " histoire ecclesiast. 1903, t. IV, p. 9 sq. «The Agape and the Eucharist in the Early Church». London, 1901 «The Early Eucharist». London, 1939. Cirlot, op. cit., p. 18. «Agape» in: Dict. d " Arch. chret, et de Liturgie, t. I, col. 775-848. Keating, op. cit., p.V. Cirlot, op. cit., p. 17. F. Prat, S.J. «La theologie de St. Paul». T. I, pp. 143-145. Leclercq, op. cit., col. 789-790. Ibid., col. 786. Ibid., 791. Lightfoot. «The Apostol. Fathers». Vol. II. sect. 1, p. 307, note. «Apologeticus», cap. 39. — M. P. L. T. 1, col. 468. Op. cit., col. 803. A. d " AIes. «La theologie de Tertullien». Paris, 1905, p.312. Leclercq, op. clt. «Confessiones».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2413...

По статуту право на орден св. Анны 3-й степени имеют: 1) протоиереи или священники, с особенным усердием исправлявшие 12 лет сряду (без перерывов) одну и ту же должность благочинного или члена духовной Консистории, духовного правления, епархиального попечительства о бедных, правления семинарии или духовного училища (Св. Зак. т. I. Учрежд. Орд. ст. 560 по изд. 1876 г.; Ук. Св. Син. 1872 г. 16 ноября; Ук. Св. Син. 1875 г. декабря 23 за 51); 2) лица всех состояний (кроме податного), учредившие на свой счет больницу, богадельню или училище не менее как на 20 человек и содержавшие эти заведения в течение семи лет; 3) лица духовного звания, исполнявшие усердно законоучительскую должность в продолжение 25 лет (высоч. утвержд. мнение Госуд. Совета 1867 г. 30 окт.; Ук. Син. 1867 г. декабря 4 дня). По установившейся в последнее время практике лица, прослужившие беспорочно и с похвалой в священном сане не менее 50 лет, представляются к награде орденом св. Владимира 4 степени, а прослужившая столько же лет в диаконском сане – представляются к ордену св. Анны 3-й степени (См. напр. Ук. Св. Син. от 11 дек. 1881 г.–9 янв. 1882 г. за 95 на имя С.-Петер , Нижегор. и Яросл., преосв. в Ц. В.) 18 . На основании высочайше утвержденного 26 июня 1864 г. положения Комитета Министров, диаконы и причетники, с усердием и пользой в течении 10 лет прослужившие в качестве учителей при сельских церковно-приходских и народных школах и отличавшиеся безукоризненным поведением, приобретают право на получение серебряной на Александровской ленте медали для ношения на груди. За ордена, пожалованные духовным лицам, взыскивается установленная сумма (на основании общих положений), которая поступает в Капитул императорских и царских орденов. Ордена, а равно и панагии и кресты (из кабинета его императорского величества), пожалованные духовным лицам и украшенные драгоценными камнями, по смерти этих лиц поступают к наследникам их; но чтобы кресты и панагии не могли войти в неприличное употребление, постановлено вынимать из них священные изображения и отдавать оные для хранения в ризнице того места, к которому умерший принадлежав по службе (Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Конха апсиды ц. Санти-Косма-э-Дамиано в Риме [от греч. κγχη - раковина], свод в виде четверти сферы, перекрывающий пространство над полукруглой частью здания: нишей, апсидой или экседрой. Иногда К. называют полукуполом. Свод К. может быть также граненым, состоять из смыкающихся лотков. Наиболее часто К. встречается в древнеримской и родственной ей средневековой визант. и европ. архитектуре. Считается, что храм божественного Августа на форуме Августа в Риме (нач. I в.) имел перекрытую К. экседру, в к-рой стояла статуя императора. К., вероятно, были и в экседрах имп. базилик, служивших залами суда, напр. в базилике во дворце Флавиев на Палатине (92). В экседре обычно устанавливали трон императора либо его статую. Т. о., генетически связанная с куполом К. являлась образом небесного свода и стала ассоциироваться с культом императора как верховного судьи, изображение которого она осеняет подобно киворию. Мотив экседры с К. как обрамление статуи императора или божества стал важным архитектурным акцентом в более поздних базиликах и храмах античного Рима (базилика Северов в Лептис Магна, 216; реконструированные в 307 алтари храмов Венеры и Ромы (135)). Базилика имп. Максенция (307) в Риме первоначально имела с западной стороны экседру со статуей императора в ней, т. о. была выделена продольная ось здания. После победы у Мульвийского моста имп. равноап. Константин добавил с сев. стороны базилики ориентированную на поперечную ось базилики новую экседру (после 312), где была установлена его статуя. Центральная апсида ц. Панагии Ангелоктисти в Кити (близ Ларнаки, Кипр) Центральная апсида ц. Панагии Ангелоктисти в Кити (близ Ларнаки, Кипр) Устройство К. над погребальными нишами связано с культом усопших. В таких нишах устанавливали статуи или бюсты предков. Ниши с К., декорированными наподобие раковин, сохранились в гробнице F (гробница семьи Кетениев) на Ватиканском кладбище (II в.). В раннехрист.

http://pravenc.ru/text/2057166.html

Митрополит Харитон был отправлен в Москву и 10 декабря, по указу государя, он был расспрашиваем в Посольском приказе: кто его ставил в митрополиты и когда, есть ли у него ставленная грамота и грамоты свидетельствованные о нем, не был ли он у Римского папы, и отчего нет на нем митрополичьей панагии? Харитон сказал: ставил его в митрополиты в городе Ахриде архиепископ Афанасий в город Дуррахион, тому уже лет семнадцать, и настольная грамота у него есть, а с собою ее не привез, ибо по причине морового поветрия оставил ее и все свое платье в Швеции. Шведский король дал ему милостыню на окуп тринадцать бочек меди, и он ту медь оставил с человеком своим в свеях, а в Московское государство приехал только бить челом государю и отцу его о милостыне. У папы Римского он бывал на пути, когда выехал из Царьграда, был и в разных государствах: во Французской, и в Английской, и в Датской, и в Свейской земле, и королей тех государств грамоты у него для свидетельства есть; есть у него и грамота Царе-градского патриарха Кирилла за его патриаршею рукою и руками митрополитов. Харитон подал в приказе шесть грамот: одну от патриарха Цареградского Кирилла, что он отпущен во всю вселенную для милостыни, за подписью трех митрополитов, две грамоты английских королей: Иакова и сына его Карла, грамоту датского короля Христиана, грамоту шведского короля Густава Адольфа и грамоту французского Людовика – все о проезде через их государства Харитона и о милостыне ему. Панагии же нет, да и не было у него потому, что греческие митрополиты панагий не носят. В Посольском приказе переведена была грамота английского короля «Якубуса», данная им Харитону. В ней между прочим написано было от лица короля: «Мы из некоторых грамот разных князей и государей выразумели, что сей честнейший отец Харитон Салвиус, греческого закона и земли, митрополит Дюрахиенский, и своей митрополии всегда искал, но всяких мерах, Спаса нашего Иисуса Христа славы и многих христиан, которые туда ездили по своим делам, навещал и всяческим помогал.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

она названа Иерусалимскою, и 4) панагия из одного изумруда чистой воды, величиною 3/4 вершка, осыпанная также изумрудами; она составляет камей с изображением Спасителя благословляющего. Наконец панагия последнего Патриарха Адриана отличается украшениями из финифти, искусной работы; внизу привешено к ней сердечко с словами: I. H. S. MAR, т. e. Iesus hominum Salvator. Maria. Там же хранятся так называемые столовые панагии, складные для Богородичного хлеба, который возносился на трапезах: одна золотая, другая серебреная с филогранью. Подобные панагии в описи Патриаршей домовой казны именуются походными, путными. Как вместе с панагиями Патриархи носили на себе кресты: то здесь хранятся наперсные и тельные их кресты; первые значительной цены и величины, одни золотые, другие серебряные, с св. мощами и без мощей, отчасти с камнями и с жемчугом. Последние же древнее и меньше первых и, по большей части, из самоцветных камней, обделанные в серебро и золото. Сколько богатством украшений, а более искусством работы отличаются два осеняльные креста из кипариса, оправленные серебром с финифтью и с драгоценными каменьями. На одном весьма мелко и красиво вырезаны все Праздники Господские, а на другом – Страсти Христовы. Работа их, судя по стилю, Греческая, XVII или XVI века. Митр и корон Патриарших семь; на них, как и на Евангелии, находятся изображения Христа, Богоматери и Евангелистов. Изображение В. К. Василия Дмитриевича и В. К. Софии Витовтовны на саккосе Фотия Митрополита Митра первого Патриарха низменная, шитая волоченым золотом по лазоревой камке с мелким жемчугом и опушена по краям горностаем; без креста на верху; на серебряной бляхе у ней изображены слова: «Лта зрд (1596) год 8 Сентябр въ н день, сделана шапка Свтишаго Московскаго и все Ему же присланная из Царьграда корона с золотым крестом, по богатству и по форме составляет противоположность с вышеупомянутою. Никонова митра большая, крестообразная, низанная по алтабасу с четырьмя финифтяными образами и крестом, пожалована ему в 1654 году, Октября 20, Царем Алексиям Михайловичем, так как и другая корона большая, новая, из золота с драгоценными каменьями и финифтью.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Оглашение поступающих в „послушание” Выговскому братству обыкновенно продолжалось шесть недель: причём на оглашаемых налагался на всё это время пост. По окончании шести недель, оглашаемых отправляли к старцу на исповедь, который после исповеди крестил их в реке 3294 . Но оглашение Алексея Родионова продолжалось не —607— более двух недель. 7-го апреля, в вечер Великой Субботы он с „иными прельщёнными” был окрещён монахом Феодосием. Крещение было совершено на реке в проруби, был сильный мороз, и Алексей Родионов едва не озяб до смерти. При крещении ему дано было новое имя Трофим. С этого времени, вступив в раскольническое общество, он начал жить по всему преданию их – „вменяя веру их в самую апостольскую, и житие их в самое постническое, понеже, думал он наивно, мясо не едят, вина не пьют, Богу молятся”. Подчиняясь всем правилам Выгорецкой киновии, он ежегодно исповедовался у своего „крестителя” монаха Феодосия, после смерти его – у „бельцев” – Семена Иевлева и Афанасия Леонтьева. Но никогда не приобщался святых тайн 3295 , только в господские празд- —608— ники вместо хлеба, употребляемого в монастырях почину о панагии, принимал он богородичен, над которым наставник раскола совершал такое освящение, какое положено в часослове в вышеупомянутом чине о панагии. Вступив в „послушание братству”, он должен был, по обычаю монастырскому, пройти ряд послушаний. Эти послушания состояли в выполнении работ по назначению настоятеля. Работы назначались исключительно такие, где требовался тяжёлый физический труд. Андрея Денисова в это время не было в живых: он умер в 1730 году, 1-го марта 3296 . Его преемником был родной брат его Семён Денисов. Последний начал назначать Алексею Родионову сейчас же после принятия им крещения, разного рода послушания. Первое послушание назначено ему работать в хлебне. Сам келарь Марк Иванов, представляя после крещения Алексея Родионова Семёну Денисову, упросил последнего оставить его при нём. До лета пробыл Алексей Родионов в келарне „в тяжких трудах”. Когда же наступил сенокос, ему дали другое послушание: вместе с работниками его послали косить сено, и он пробыл, на этой работе до октября 3297 . С октября до декабря (до зимы) он был на третьем послушании: его вместе с другими работниками послали в лес готовить древесный уголь (жечь уголь). Работа эта несравненно тяжелее сенокоса была для него, по его словам, „тягчайшей всех

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Спасибо за практический совет. Пресвитер. Вторая трапеза, согласно уставу – вечерняя, именуемая вечерей. Она продолжение такого вида богослужения, как вечерня. Кстати, продолжением вечери является по-вечерие, из самого названия которого видно, что оно должно совершаться после ужина, и чаще всего келейно. Таким образом, вечерняя трапеза, как и трапеза обеденная, тесным образом вписывается в круг богослужения и имеет соответствующие молитвословия. Прихожанка. Какие? Пресвитер. Вечерняя трапеза менее обильна и менее продолжительна, чем обеденная, и молитвословия ее значительно короче обеденных. По сути своей они представляют собой сокращение чина дневной трапезы и чина о панагии. Цель ужина лишь слегка подкрепиться, так что уставом рекомендуется даже не готовить новой пищи, а довольствоваться оставшейся от обеда, которую разве только «убогие», т.е. нищие могли бы считать насыщением. Поэтому перед ужином предписывается читать молитву: «Ядят убозии и насытятся и восхвалят Господа взыскающии Его; жива будут сердца их в век века». Прихожанка. Я такую молитву где-то слышала… Пресвитер. Это уставная молитва . Ею внимание приступающих к трапезе направляется к духовной пище и возносится благодарение Господу за дарова­ние трапезы еще прежде вкушения от нее. Кстати, об убогих. Есть одна интересная историческая подробность. В древнейших уставах чин вечерней трапезы также предполагал соответствующее панагии возношение хлеба. Назывался этот чин «возвышением укрухов». По окончании ужина игумен с молитвой клал в специально приготовленную миску оставшийся у него укрух (кусок) хлеба. Туда же остатки своего хлеба полагали и другие присутствующие на трапезе. Затем этот хлеб возносили с молитвой: «Христе Боже, исполни избытки раб Своих и нас помилуй, яко Свят еси, ныне и присно и во веки веков»... Прихожанка. Я догадалась, зачем это делалось! Пресвитер. Зачем? Прихожанка. Как с обеда оставалась еда для ужина, так и с ужина оставался хлеб для завтрака! Пресвитер. Нет, не так. Собранный и благословленный на ужине хлеб предназначался нищим.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Все как в жизни. Как важно в таком пути иметь перед собою того, кто тоже идет к той же цели, что и ты, причем так же тяжело и мучительно, а быть может, еще тяжелее, чем ты, еще мучительнее, но идет! И освещает своим фонариком путь еще на несколько шагов дальше, чем можешь осветить ты. Он тоже верит в достижимость конечной цели, как и ты, и своим движением впереди тебя он укрепляет и твою веру, придает тебе силу и желание идти за ним дальше, не отстать и не остаться в темноте, дойти и разделить с ним радость обретения! Впереди меня шел Флавиан. По горе и по жизни. Нашей целью была вершина. И на горе и в жизни. А на вершине — Преображение. Флавиан остановился: — Все, Леша! Сил больше нет, давай посидим! — Он грузно, со стоном опустился на какую-то возвышающуюся на обочине кочку. Свет Игорева фонарика, оторвавшийся от нас в темноте метров на десять, тоже замер. — Игорек, привал! — крикнул ему я. Светящаяся точка начала спускаться, приближаясь к нам. Игорь подошел и присел рядом с нами на обочине тропы. — Интересно, далеко еще до Панагии? — поинтересовался я, сам не знаю у кого. — Трудно сказать, — ответил Игорь, — может, километр или три, а может, и метров сто. Мне говорили, что Панагия появляется внезапно, в конце этого ущелья, по которому мы сейчас идем. Идешь, идешь, а потом раз — и уже Панагия! Там наши ребята небось уже нас ждут, очаг разожгли, поесть организовывают. Отец Димитрий небось свой хитрый чай заваривает! — Пошли! — улыбнулся, вставая, Флавиан. — Уж очень ты, брат Игорь, аппетитную картинку нарисовал, у Лешки вон уже слюнки текут! — Ничего не текут, — ответил я, поднимаясь, — хотя чашечку живительного улуна сейчас бы в самый раз! Мы двинулись дальше. Глава 27. Восхождение. Игумения горы Афонской Панагия и вправду появилась внезапно! Точнее, внезапно вверху впереди, метрах в сорока, засветился фонарик, и голос Эдуарда позвал: — Отец Флавиан! Батюшка! Это вы? — Мы! — исторг из работающих как кузнечные мехи легких придушенный возглас Флавиан. — Поднимайтесь сюда, отец Флавиан, вы уже почти пришли! — Эдуард осветил своим фонариком сверху оставшийся нам отрезок тропы. Пройдя еще метров двадцать, мы увидели выделяющийся четким контуром на фоне ночного неба известный нам ранее только по фотографиям купол маленького скита Панагии. Он оказался всего в полусотне шагов от места, где мы поднялись из ущелья. Из-под двери скита приветливо выбивалась полоска гостеприимного света.

http://azbyka.ru/fiction/flavian-vosxozh...

  Зонтик и несколько книг довер­шали имущество архиерейской келлии...   По обычаю Востока владыка принял нас, сидя на постельке и сложивши ноги под себя. С благоговением подступили мы принять его бла­гословение и поцеловать святительскую руку. Он пригласил нас сесть, и мы разместились по сундукам, а оставшийся без места расположил­ся при ногах Преосвященного.    После обычных приветствий владыка хлопнул в ладоши, и явившийся диакон начал угощать нас плода­ми и ракою. С нами был чай и самовар, мы просили у владыки позволения угостить его по-русски чаем, и он с улыбкою изъявил на то свое согласие. Пока готовился чай, разго­вор был не совсем занимательный, но вдруг он переменился.   Смотря на висевшую пана­гию, о которой упоминал я, Преосвященный жаловался и скорбел, что не имеет собственно архиерейской своей панагии, наконец умили­тельно стал просить, не может ли кто-нибудь из нас достать ему из России хоть бедную, но такую панагию, которую он мог бы возлагать на себя при священнослужении!   Жаль было видеть владыку в его просительном положе­нии! С непритворною радостью и видимыми азиатскими знаками искренней признательнос­ти он поблагодарил одного русского, который пообещался выслать ему из Киева панагию хоть «рублей в пять».   - «Боже мой! - До чего доводит несчастье, бедность и собственное смирение!»   О деньгах нечего гово­рить: этот Преосвященный их вовсе не имеет. Если бы не двое его прислужников (иеромонах и иеродиакон), ради Бога и по чувству уваже­ния к святительскому сану принявших на свое содержание бесприютного владыку, Бог знает, что бы с ним было. Преосвященный Феодосии архиепископствовал на острове Самосе.    Там он истощил все, что имел, на устройство благоугодных заведений и училища для детей греческих, но впоследствии происками завистливых и неблагонамеренных людей, искавших его кафедры, он был лишен епархии и, давши место враждебной стороне, удалился на Афонскую Гору, где в тихом уеди­нении и безвестности кончает страдальчески век свой.   Преосвященному Феодосию уже за пятьдесят лет; он, впрочем, еще бодр и деяте­лен, хотя седины уже убелили его. Передавая ему сведения о богатствах наших архиерейских ризниц, мы между прочим рассказали ему и о драгоценной панагии в Сергиевой Лавре, единс­твенной из материальных редкостей, и владыка с восторженным чувством удивления выслуши­вал наши рассказы о величии и сокровищах русской иерархии.

http://isihazm.ru/1/?id=933

Неисчерпаемый Дюканж и в данном случае поместил в своем греческом словаре обширную заметку об этом обряде, на основании трактата Льва Аллация, который называет и блюдце или диск: πανπγιριον в описывает частицу как неполный треугольник, но с одной стороны закругленною. Эта частица полагается на диске вместе с хлебом, из коего она вынута была, и прикрывается крышечкою, прикрепляемою крючком. Затем Панагия полагается на стол, за которым трапезует игумен или дикей, и по окончании трапезы совершается возношение и причащение и после того пьют вино. Обряд в этой форме постоянный на св. горе Афонской. Но из монастырей 123 обряд этот перешел даже ко двору императорскому, неизвестно, в какое время. Именно, в сочинении известного Кодина «о чинах византийского двора», гл. 7 § 32, Бонн. изд. стр., 62 говорится: «Когда (по окончании обеда) снимут скатерть, и доместик доместикия принесет хлеб в панагиарии, император тотчас встает. И один из юношей, приходящихся в родстве с царем, из тех, что не покрывают головы во дворце, подбежав, поддерживает скамейку, на которой стоит царь, чтобы он стоял тверже. А стольник, взяв панагиарий, ставит на столе и, вознеся панагию, передает ее доместику, а тот великому, а этот царю. И когда он примет ее в уста, все поют: многолетие... И тотчас кравчий приносит блюдо с бокалом вина, держа и полотенце, так как скатерть (которою, очевидно, императоры утирались) уже снята, как сказано, со стола». От византийского двора обычай, во всей строгости и полноте, перешел в русские духовные обычаи и к русскому царскому двору. Павел Алеппский в описании путешествия патриарха Макария, 124 в главах о пребывании его в Москве в 1755 году, передает, что на царской трапезе, под конец, после того как, встав, раздали и распили круговые чаши за здоровье царя, царицы, патриархов, вновь «встали, воздвигли, по обычаю, Панагию и прочли молитву над трапезою». На трапезовании у патриарха Никона , после того как помолились над трапезою, «принесли Панагию в чудесном серебряно-вызолоченном сосуде и прочли над нею молитвы; они и мы взяли от нея затем сели». Панагию подносят с блюдом кутьи в конце трапезы, исполняют поминовенную службу со стихирами, кадят и, совершив отпуст, отведывают от Панагии и кутьи и раздают трапезовавшим и присутствовавшим.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010