А. А. Лукашевич Иконография Г. Б. изображается седовласым старцем с большими залысинами на лбу, с широкой бородой средней длины. Святитель облачен в фелонь (как правило, крещатую), омофор, в руках - Евангелие или развернутый свиток; в памятниках с нач. XVII в. встречаются изображения в саккосе и митре. Сцены из жизни свт. Григория Богослова. Миниатюра из Гомилий свт. Григория Богослова. 880-883 гг. (Parisin. gr. 510. Fol. 452r) Сцены из жизни свт. Григория Богослова. Миниатюра из Гомилий свт. Григория Богослова. 880-883 гг. (Parisin. gr. 510. Fol. 452r) в системе монументальной росписи изображение Г. Б. как отца Церкви и автора литургических гомилий уже в VII в. занимает особое место и представлено в чине прославленных святителей, размещаемом в алтаре (ц. Санта-Мария Антиква в Риме, ок. 649), святители показаны фронтально в рост, облачены в некрещатые фелони, с омофорами; изображение Г. Б. помещается в большинстве случаев рядом с образом свт. Василия Великого. Этот наиболее ранний тип изображения, несмотря на то что представлен в памятниках монументального искусства разного времени, характерен для ранней формы декорации центральной апсиды храмов: Панагии Халкеон в Фессалонике (1028); мон-ря Осиос Лукас (30-е гг. XI в.) - в сев. конхе алтаря напротив образа свт. Афанасия Великого; Св. Софии Киевской (1037-1045) - в левой части святительского ряда вслед за фигурой свт. Николая Мирликийского; св. Георгия Диасорита на о-ве Наксос (XI в.); Эски-Гюмюш в Каппадокии (XI в.) - среди святителей, представленных по сторонам фигуры Богоматери Оранты; в Палатинской капелле в Палермо (1146-1151). Известны примеры размещения святительского чина в др. частях храма, напр. роспись в тимпане наоса собора Св. Софии К-польской (ок. 878; не сохр., известна по рис. Г. Фоссати) - Г. Б. среди образов 14 святителей наряду с пророками. Изображение святительского чина этого извода в крещатых ризах (полиставриях) встречается с кон. XI в.: Атени Сиони (кон. XI в.); ц. Спаса на Нередице в Новгороде (1199; Г. Б. между святителями Иоанном Златоустом и Василием Великим); в апсиде парекклисиона мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле (1316-1321).

http://pravenc.ru/text/Григорий ...

216 Голубинский Е. Е. История русской церкви. Т. 1. 2-я половина тома. М., 1997. С. 589 и сл. Иоанн – сторонник церковной самостоятельности Новгорода, его независимости от власти киевского митрополита. Ср.: Сарабьянов В. Д. Собор Рождества Богородицы Антониева монастыря. М„ 2002. С. 9–10. 218 По изысканиям Г. М. Штендера, в центральном прясле здесь впервые появилось верхнее окно, завершающее композицию в нижних ярусах и придающее центричность фасадам. Ковалева В. М., Штендер Г. М. О формировании... С. 58. 223 Ковалева В. М. Алтарные преграды в трех новгородских храмах//ДРИ. Проблемы и атрибуции. М., 1977. С. 55 и сл. 228 На Руси впервые – на рубеже XI–XII вв. во фресках Выдубиц. См.: Мовчан И. И. 1) Древние Выдубичи. Киев, 1982; 2) Культовые постройки//Новое в археологии Киева. Киев, 1981. С. 202 и сл. 229 Считается, что «Страшный суд» – композиция, традиционная для византийской храмовой декорации. На самом деле среди ансамблей, расположенных на «родовых» византийских территориях, это исключение, а не правило. Уникальные примеры представлены в храмах, имевших погребальное предназначение, – Панагии тон Халкеон в Фессалониках, в Бачковской костнице, в парекклесноне Хоры в Константинополе. В основном подобные композиции связаны с периферией Византии: Агиос Стефанос в Кастории (X в.). Преображение в Коропи (X–XI вв.), Торчелло (XI–XII вв.), Георгий Диасорит на Наксосе (XII в.), Панагия Мавриотисса в Кастории (XII в.) (см.: Бакалова Е. Бачковската костница. София, 1977. С. 84; Papadopoulos К. Die Wandmalerei des XI. Jahrhunderts in der Kirche Panagia ton Chalkeon in Thessaloniki. Graz; Köln, 1966; Underwood P. The Karije Djami. Princeton, 1964. Vol. III; Pelekanidis S., Chatzidakis Μ. Kastoria. P. 14 ff., 66 ff.; Chalzidakis Μ., Drandakis N., Zias N., Acheimaslou Polamianou Μ. Naxos. Byzantine Art in Greece. Athens, 1989. P. 66; Andreesku I. Torcello. II. Anastasis et Judgement Dernier//DOP. 1972. Vol. 26. P. 183 ff. 230 Такие медальоны сохранились в поздней росписи, обновляющей иконографию древней, в Кирилловской церкви, под верхними фризами фигур в рост: Асеев Ю. С. Архитектура древнего Киева. С. 121.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Внутренние пропорции определили не совсем обычный наружный облик здания. Южный и северный фасады решены по разному. На северном фасаде между ярусами окон сохранилась маленькая ниша. Окна расположены в два яруса – под хорами и над ними. Поскольку хоры расположены очень высоко, несмотря на то что нижние окна подняты на максимальную высоту – до уровня шелыг сводов под хорами, разрыв между ярусами окон незначителен. Верхний ярус «опирается» прямо на пол хор, поэтому их уровень вписан в боковые (малые арки, переброшенные от столпов к стенам), а не центральные подпружные арки. Люнеты под закомарами, таким образом, оставались глухими. Центральные прясла имели по три оконных проема, боковые – по одному. О наличии закомарного завершения свидетельствует двойной уступ в верхней части лопаток. Вынос лопаток весьма невысок, как и профили окон. Все членения – легкие, плоские отличаются графичностью. Толщина стены нигде не подчеркивается, а поскольку в центральных пряслах ниш не было, стена выглядела как нейтральная гладкая поверхность. Юго-восточные ячейки перекрывались необычными сомкнутыми сводами (подобно Спас-Черниговскому собору), поэтому закомары фасадов в этих частях были ложными, декоративными. Если западные ячейки имели такое покрытие, то и здесь закомары служили украшением. Необычность архитектурных приемов основного объема храма, возможно, говорит о том, что его строила какая-то особая артель, принадлежавшая Владимиру Мономаху . Совсем иначе выглядит пристроенный в 1088 г. нартекс. Его стиль отличается подчеркнутой пластичностью, решительностью, масштабностью. Вынос лопаток увеличен: они значительно выступают из поверхности стены, окна верхнего яруса подняты выше, чем в основном объеме храма. Между окнами нижнего (опущенного по сравнению с храмом) и верхнего ярусов – значительное расстояние, что усиливает монументальность всей композиции, мощность отдельных членений. Тройные профили окон, крупных ниш нижнего яруса, в которые вписаны окна, – энергичные, сильно выступающие. Сами окна – больше по высоте, чем в центральном объеме. На южном фасаде нартекса пара окон нижнего яруса вписана в крупную арку, завершающуюся горизонтальным отливом поверхности стены. Окна второго яруса поставлены на этот отлив как на полочку. В результате возникает впечатление двухэтажной структуры, что характерно для памятников македонской эпохи (погребальная церковь Романа Ликапена, храм Панагии Халкеон в Фессалониках). Возможно, в завершающие прясла нартекса закомары были вписаны ниши, образовывавшие в центральном прясле западной стены трехчастную композицию. Изменения стиля связаны с тем, что нартекс Выдубиц строила новая артель, скорее всего, та же, что возводила Успенский собор Печерского монастыря, законченный в 1077 г. (архитектура обеих построек кажется единой).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Крестово-купольный храм св. Ферапонта в Митилини на Лесбосе (нач. XIX в., 1935, архит. А. Адалис, ученик Циллера) содержит элементы барокко, рококо, неоклассицизма и готики. Первоначальный план большого 12-купольного собора ап. Андрея в Патрах, принадлежавший франц. архит. Э. Роберу (заложен в 1908), впосл. был переработан А. Орландосом и Г. Номикосом (освящен в 1974), в течение неск. десятилетий он оставался самым большим храмом на Балканах (высота центрального купола - 46 м). Орландос (1887-1979), археолог, реставратор и историк архитектуры, внес большой вклад в изучение визант. архитектуры и в развитие церковного строительства. Наряду с реставрацией ряда памятников им построено ок. 50 церквей по всей Г. Наиболее известные постройки: ц. сщмч. Дионисия Ареопагита на ул. Скуфа в Афинах (1931, эклектика), ц. свт. Василия на ул. Мецову в Афинах (нач. 30-х гг. ХХ в.), кафоликон мон-ря свт. Дионисия Закинфского в г. Закинтос на о-ве Закинф (1925-1948; 3-нефная базилика, 40-метровая колокольня построена по образцу кампаниллы собора Сан-Марко в Венеции). Неовизант. стиль не существовал в чистом виде, а сочетался с элементами неоклассицизма, Art Noveau, модерна и романского искусства. Деятельность А. Захоса (1872-1939), восстанавливавшего в 30-х гг. ХХ в. базилику вмч. Димитрия в Фессалонике после пожара 1917 г. и реставрировавшего ц. Панагии Халкеон, способствовала очищению неовизант. стиля от чуждых элементов. Он воспроизводил в своих строениях средневизант. технику кладки (баптистерий ц. Богородицы Ахиропиитос в Фессалонике (1926-1928), митрополичий собор свт. Николая Чудотворца в Волосе (1927-1928), ц. св. Стилиана в Фессалонике (1938), ц. св. Феодоры (1939) близ Св. Софии, ц. Успения Пресв. Богородицы в мон-ре Влатадон (1939)). Подражание визант. постройкам характерно для XX в., мировые архитектурные течения почти не затронули церковного зодчества Г. (за исключением ряда церквей, созданных в стиле конструктивизма). Этому способствовали не только особенности заказа, но и проектирование мн.

http://pravenc.ru/text/166461.html

Последование Г. по совр. печатным Минеям включает общий тропарь святителям, кондак (греч. Минея указывает кондак 3-го гласа Ωσπερ μγας λιος (      ), слав. Минея - кондак 4-го гласа       (в Минее (МП) приводится и др. кондак, 8-го гласа:      )); канон Иосифа (указан уже в Евергетидском Типиконе), 4-го плагального (т. е. 8-го) гласа, с акростихом Τν θαυματουργν Γρηγριον θαυμσω (      ), ирмос: Τ συντρψαντι πολμους ν βραχονι ατο (        ), нач. 1-го тропаря: Τας το Πνεματος κτσι (      ); цикл из 3 стихир-подобнов, седален и светилен. По рукописям известен также канон Г., составленный Георгием, 4-го гласа, имеющий 2-ю песнь, с акростихом Τν θαυμτων, πτερ, σ θησαυρν σβω (Тебя, отче, сокровище чудес, почитаю) и именем автора в богородичнах, ирмос: Θαλσσης τ Ερυθραον πλαγος (      ), нач. 1-го тропаря: Τ αγλη τν ντολν σου, Κριε (Сиянием заповедей Твоих, Господи) (Ταμεον. Σ. 102). диак. Михаил Желтов Иконография Свт. Григорий, еп. Акрагантский. Роспись ц. вмч. Феодора Стратилата на Ручью в Новгороде. XIV в. Свт. Григорий, еп. Акрагантский. Роспись ц. вмч. Феодора Стратилата на Ручью в Новгороде. XIV в. В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота (нач. XVIII в.) об облике Г. сказано: «Старец с короткою бородою» (Ч. 3. § 8. 20). Более подробное описание с нек-рыми отличиями дают рус. иконописные подлинники XVIII в.: «Власы с ушей мало прошли, брада подоле Богословли, риза кресты лазоревы, испод набело вохра, Евангелие держит обема рукама и амфор» ( Большаков. Подлинник иконописный. С. 51), имел «браду Афанасиеву» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 343). В «Руководстве к писанию икон святых угодников Божиих» (1910) В. Д. Фартусова говорится, что «старец римского типа, очень кроток, умен, лицом красив, но очень худощав от поста, сед, волосы немного ниже ушей, борода большая, продолговатая; в фелони и омофоре» ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 83). Начиная с X в. образ святого встречается в храмовой декорации в пространстве вимы мн. церквей: в Новой Токалы-килисе в Каппадокии (кон. X в.); Панагии Халкеон в Фессалонике (1028) - рядом с Г., в алтарной нише, под образом Богоматери «Оранты», представлены изображения еще 3 святителей Григориев - Богослова, Чудотворца, Нисского; Успения Пресв. Богородицы в мон-ре Дафни (ок. 1100) - в диаконнике вместе со святителями Григорием Чудотворцем и Николаем Мирликийским; прп. Ахиллия, еп. Лариссы, в Арилье, Сербия (1296); св. Иоанна на Патмосе (XIII в.) и св. Николая Орфаноса в Фессалонике (1309-1319) - вместе с Григорием Великим; вмч. Феодора Стратилата на Ручью в Новгороде (80-е гг. XIV в.) - в медальоне на юго-вост. пилоне в виме, рядом с 3 др. святителями Григориями - Чудотворцем, Нисским и неизвестным (атрибуция И. Я. Качаловой).

http://pravenc.ru/text/166517.html

Пол и стены декорированы обливными плитками, тип декора сасанидского происхождения, проникший сюда из К-поля ( Krautheimer. 1986. P. 370). В качестве залов для приемов и дворцовых часовен широко использовались триконхи, напр. в церкви в Винице (ок. 950), 3-частный алтарь примыкает к купольному квадрату наоса, расширенному по сторонам парами округлых ниш. В Перистероне, в Фессалонике, частично сохранилась ц. во имя ап. Андрея на подворье Великой Лавры (870-871) с планом в форме греч. креста и 5 куполами, напоминающая ц. св. Апостолов в К-поле. Центральная ячейка плана этого небольшого здания была преобразована во вписанный крест (угловые зоны - 60 ´ 60 см), а рукава - в триконхи. В X-XII вв. в этом регионе создавали и простые композиции - зальные и 3-нефные церкви, упрощенные до одной пары столпов, техника их кладки и убранство фасадов развивали греч. традицию, подобные здания получили особое распространение в Кастории и Юж. Македонии. После победы имп. Василия II в 1018 г. в культуре и зодчестве Балканского п-ова повысилась роль Фессалоники. От периода нач. VIII - 1-й пол. XI в. не сохранилось ни одного памятника. Первая средневизант. постройка - ц. Панагии Халкеон (освящена в 1028) типа вписанного креста, ее кирпичная техника кладки и внешние полукруглые пилястры отражали связь с Мирелейоном, а капители близки ц. Неа-Мони на Хиосе. В отличие от столичной традиции 2 купола поставлены над галереей нартекса и сильно выступали над крышами, 8-гранные барабаны оформлены округлыми нишами, в осевых устроены окна, стены между пилястрами на фасадах оформлены ступенчатыми нишами с широкими окнами ( Krautheimer. 1986. P. 373-374). Торжественность, монументальность форм и отточенность отделки свойственны храмам, возведенным под имп. патронатом на Афоне: кафоликонам Великой Лавры, Ивирона, Ватопеда. В результате перестройки прп. Афанасием Афонским крестово-купольного кафоликона Великой Лавры (ок. 1002) и кафоликона типа вписанного креста мон-ря Ватопед (ок. 1000) поперечные рукава этих зданий были расширены полукруглыми экседрами (хорами, пространствами для певчих).

http://pravenc.ru/text/383977.html

Между алтарной апсидой и куполом может быть, хотя и не обязательно, дополнительное членение – удлинённая вима. Здания достаточно компактны, но они имеют притвор или даже галереи с трёх сторон (кроме восточной). Алтарная преграда ранне- и средневизвнтийского времени называется темплон, она невысока, имеет три проёма – царские врата в середине и диаконские по бокам, завершается горизонтальной балкой-космитом, поддерживаемой не менее, чем четырьмя колоннами. Первоначально на балке размещались образы Спасителя с предстоящими Богородицей и Предтечей – такая композиция называется “деисис” или “деисус”, то есть моление, а позднее, не ранее XI столетия, начинают заполняться интерколюмнии – пространства между колоннами – шитыми тканям и иконами так называемого местного ряда, среди них образы Спасителя, Божией Матери, святого-покровителя храма и других местно-чтимых святых. Амвоном может теперь называться обращённый в храм выступ возвышенной части пола перед царскими вратами – это так называемая солея, боковые части которой используются как места для певчих – клиросы. Основные в данный период варианты крестово-купольного храма – это, во первых, так называемый “вписанный крест”, или храм с куполом на четырёх колоннах, распространённый повсеместно, но преимущественно в столичной зоне (Богородичный храм монастыря Константина Липса X века и храмы монастыря Пантократора XII века – в Константнополе, церковь Панагии Халкеон XI в. – в Фессалониках, малая Богородичная церковь монастыря преп. Луки в Фокиде XI в.); во-вторых, встречающиеся в самой Греции и на островах Эгейского моря кафоликоны, то есть соборно-монастырские храмы, с куполом на восьми опорах (главный храм монастыря преп. Луки в Фокиде XI в., храм в Неа Мони на о. Хиос и другие); втретьих, распространённые первоначально на Афоне храмы-триконхи, у которых три ветви пространственного креста, кроме западной, завершаются апсидами, а в верхней их части, следовательно, конхами – сербы, полюбившие этот храмостроительный приём, назовут апсиды, перпендикулярно стоящие к оси храма, певницами, ибо они используются как клиросы (кафоликон Великой Лавры св. Афанасия IX в. и другие), в афонских храмах также имеются сильно развитые притворы, может быть и по два – внешний и внутренний – просторные и удобные для совершения во время всенощного бдения литии.

http://azbyka.ru/cerkovnoe-iskusstvo-kak...

T. 3. P. 417-435); канон плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, без акростиха, ирмос: Υγρν διοδεσας σε ξηρν (        ), нач.: Τν ψηλοττην τν ρετν (Высочайшую из добродетелей) (AHG. T. 3. P. 436-444); канон Германа 3-го гласа, без акростиха, ирмос: Τ υσαμν τν Ισραλ κ δουλεας (        ), нач.: Ακαταγνστως, σιε, τ το Χριστο μυστριον (Безукоризненно, преподобне, Христово таинство); канон 4-го гласа, без акростиха, ирмос: Τ δηγσαντι πλαι (    ), нач.: Θεοφεγγ σε στρα νοητς λιος (Богосветную тя звезду духовное солнце) (Ταμεον. Σ. 96); 2-й цикл стихир-подобнов ( Ягич. Служебные Минеи. С. 394). А. А. Лукашевич Иконография Г. Ч. как епископа - в фелони, с омофором, с Евангелием в руках - получила распространение в средневизант. период; известны его единичные изображения как преподобного в монашеском облачении, со свитком (ц. свт. Иоанна Златоуста близ с. Куцовендис, Греция (XI в.)). Одно из ранних изображений Г. Ч. в составе святителей было представлено на мозаике в тимпане наоса собора Св. Софии К-польской (ок. 878; не сохр., известно по рис. Г. Фоссати). С конца средневизант. периода его образ помещается, как правило, в зоне вимы в ряду образов др. святителей (напр., роспись ц. Панагии Халкеон в Фессалонике (1028) - изображения 4 святителей Григориев (Г. Ч., Акрагантский, Богослов, Нисский) в алтарной нише под образом Богоматери Оранты, между окнами апсиды; мозаика в малой полусферической сев.-зап. нише в наосе кафоликона мон-ря Осиос Лукас (30-е гг. XI в.) - погрудно, в фелони, с Евангелием в покровенной руке; мозаика в апсиде собора Св. Софии в Киеве (1037-1045); мозаика в диаконнике кафоликона Успения Пресв. Богородицы мон-ря Дафни (ок. 1100) - вместе со святителями Николаем и Григорием Акрагантским; роспись ц. Панагии Мавриотиссы в Кастории (кон. XII в.); роспись ц. вмч. Пантелеимона в Нерези (1164) и др. Один из редких памятников иконописи с единоличным образом Г. Ч.- визант. икона комниновского периода, предназначавшаяся для темплона (М.

http://pravenc.ru/text/168083.html

Изображение иконы Григорий Акрагантийский, свт. #5216 Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Изображение иконы Григорий Акрагантийский, свт. #5216 Эта страничка относится к разделу   Григорий Акрагантийский, свт. Скачать или распечатать изображение 5216.jpg 591x1135, 0.67 MPix, 166 Kb. 5x9.6cm @ 300DPI (7.5x14.4cm @ 200DPI) Максимальное качество Произвольное качество Рейтинг изображения: 2 (163) , (1) . в этом году (за прошлые годы с 2009-12-14) Происхождение изображения: Загружено 2009-12-14, анонимно. Описание: [Солунь. 1028.] Свт. Григорий. Фреска храма Панагии Халкеон. Фесалоники. 1028 г. Редактировать описание этого изображения (добавить информацию, исправить ошибки) . Переместить изображение в другой раздел (при ошибочном размещении в этом разделе) . В основной раздел " Григорий Акрагантийский, свт. " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/image-5216

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВЛАТАДОН [греч. Ιερ Βασιλικ κα Πατριαρχικ Μον τν Βλατδων Βλαταων], муж., действующий, ставропигиальный мон-рь К-польского Патриархата. Расположен в Фессалонике, в Верхнем городе рядом с крепостью, на высоте 130 м над уровнем моря. История Собор мон-ря Влатадон Собор мон-ря Влатадон Из письма К-польского Патриарха Матфея I к Фессалоникийскому митр. Гавриилу (ок. 1400) и ряда др. источников известно, что основателями В. были братья Дорофей и Марк Влатады, последователи свт. Григория Паламы. Эти ученые монахи, сторонники исихазма, происходили с Крита (по др. сведениям, из Фессалоники). Дорофей в 1371-1379 гг. занимал Фессалоникийскую кафедру, Марк известен как гимнограф. Время основания В. относят к 50-м гг. XIV в., первоначально он назывался мон-рем Пантократора, позднее - Преображения Господня. Статус имп. мон-ря был утвержден за В. хрисовулом 1354 г., изданным визант. имп. Иоанном VI Кантакузином и Анной Савойской, вдовой имп. Андроника III Палеолога, к-рая оказывала помощь в строительстве этого мон-ря. Сигиллием К-польского Патриарха Нила (1379-1388) В. был объявлен патриаршим и ставропигиальным мон-рем. В ряде исследований (Г. Мортон, Г. Стогиоглу) отражено устное предание о том, что В. был построен на месте проповеди ап. Павла (51 г.). Однако в наст. время преобладает мнение, что пещера, где укрывался апостол, находилась восточнее по склону, рядом с большим совр. храмом во имя ап. Павла, а синагога, где он проповедовал,- около рим. агоры и ц. Панагии Халкеон ( Μαυροπολου-Τσιομι. Σ. 228-229). После 1-го тур. завоевания города (1387), по сообщению Фессалоникийского митр. Симеона (1416/17-1429), храм В. на нек-рое время был превращен в мечеть, что подтверждается архитектурными деталями здания (ниша - михраб в апсиде) и повреждением фресок. Однако из фирмана султана Мехмеда II, утверждавшего привилегии В., следует, что в 1444 г. мон-рь снова стал действующим.

http://pravenc.ru/text/155027.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010