Добросердов убедил подписать письмо весь причт, включая второго священника Дометия Милованова. Последний на допросе показывал, что поставил свою подпись под давлением настоятеля, и сам «после свержения царизма остался доволен наступившей властью. После октябрьской революции остался доволен и властью советов, каковой всегда подчиняюсь и подчинялся». О. Дометий говорил также, что служить с о. Порфирием ему было тяжело, он не был в курсе переживаемых событий (так как все «газеты и церковные приказы получались Добросердовым») и даже «декрета об отобрании церковных земель в пользу государства не знал» . Сердобский уездный ревтрибунал приговорил Добросердова и Милованова к 1 году лишения свободы с конфискацией имущества и лишением священного сана (!). Уездные ревтрибуналы были упразднены ещё декретом СНК о революционных трибуналах от 4 мая 1918 г. Поэтому само функционирование сердобского трибунала было поставлено под сомнение, следовательно, приговор, вынесенный им в июле (!) 1918 г., являлся недействительным. На этом настаивал Саратовский епархиальный совет и сердобский благочинный, и с этим пришлось согласиться губернскому ревтрибуналу, комиссару юстиции и ЧК. На заседании следственного подотдела последней 6 сентября 1918 г. было решено передать дело Добросердова «в Губернский комиссариат юстиции, в виду некомпетентности пересмотреть дело» . Лишь после амнистии Шестого съезда советов приговор в отношении голяевского причта был отменен. Тем не менее осенью 1919 г. ревтрибунал решил возобновить дело и начал по нему новое следствие. В Сердобский уезд был послан запрос о двух голяевских священниках. Оказалось, что о. Дометий Милованов скончался 30 ноября, а Добросердов «находится неизвестно где» . В декабре 1919 г. о. Порфирия отыскали в г. Хвалынск и доставили в Сердобск, где поместили в тюрьму. За время его первого ареста и пребывания в Хвалынске, где он, видимо, временно служил, был разграблен его дом и украдено почти всё его имущество (выполнялось постановление о «конфискации»), а у его жены отобрали ключи от сундуков с личными вещами и от амбаров с продовольствием. Из достаточно хаотично собиравшихся материалов дела нельзя понять исход дела, но совершенно очевидно, что его подвергали мучениям на протяжении по крайней мере полутора лет, и в этот период он практически не мог осуществлять священнического служения и большую часть времени находился в заключении.

http://bogoslov.ru/article/1426309

Закрыть itemscope itemtype="" > Главное - любовь, остальное приложится 08.02.2017 857 Время на чтение 16 минут Протоиерей Виталий Колпаченко уже не обижается на поздравления с днем строителя, ведь поздравления эти вполне уместны: его попечением в Хвалынском благочинии выросло пять храмов и несколько еще растет. Спустя 15 лет со дня рукоположения он, поистине лучезарный, открытый и заботливый пастырь, говорит, что лишь теперь начал понимать, что в служении священника главное. Семя пало в почву... - Когда меня спрашивают про семью, про то, чего я желал в детстве, я очень четко вспоминаю, что у меня всегда было стремление поскорее вырасти и заняться настоящим делом. Детство и юность будущего священника прошли в Энгельсском районе Саратовской области, в селе Квасниковка, а потом, почти все школьные годы - в поселке Новопушкинском. Отец будущего священника Сергей Колпаченко некоторое время работал директором местного Дома культуры и неизменно руководил народным театром. - В моей памяти, в моем сознании с детства запечатлелось, что жизнь должна стать служением - как у моих родителей. Трудились они самозабвенно, честно, и труд, как бы в ответ на их преданность, приносил им радость. Мальчику оставалось выбрать поприще служения. Он выбирал между историей, полюбившейся в школе, и театром. Виталий играл в отцовской студии с пяти лет, а после девятого класса его без экзаменов принимали в Казанский театральный институт. Отказ на тот момент не стоил ему ни малейших усилий, сомнения начались уже в старших классах. Но, по словам отца Виталия, таблетку тщеславия он тогда все-таки принял. Отец будущего священника верил в силу искусства, в человека, творчески способного преобразить мир, а в Бога не верил. Крестила Виталия, когда тому было пять лет, его бабушка, наказав ничего не рассказывать об этом отцу. Но, вернувшись из Покровского храма, что в городе Покровске (Энгельсе), мальчик не смог сдержать радостного: «Папа! Мама! Я Бога видел!». - Было ощущение большой радости, восторга не просто от того, что в новом месте побывал, а, наверное, от прикосновения благодати. И потом навсегда у меня осталось ощущение личной связи со Христом. Парадоксально: о Христе я толком ничего не знал, но было чувство, что Бог рядом и что Бог - это Христос. Евангелие я прочел уже в старших классах, и это было очень личное чтение, как разговор один на один. Пожалуй, сейчас так я уже ничего не читаю.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2017/f...

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл посетил Иоанновский женский монастырь в селе Алексеевка Саратовской области 26 октября 2014 г. 19:30 26 октября 2014 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Иоанновский женский монастырь в селе Алексеевка Хвалынского района Саратовской области. Святейшего Патриарха сопровождали управляющий делами Московской Патриархии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , митрополит Саратовский и Вольский Лонгин , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий , председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда . Также вместе со Святейшим Патриархом прибыли губернатор Саратовской области В.В. Радаев, председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по аграрным вопросам Н.В. Панков, заместитель председателя правительства Саратовской области В.Н. Сараев, министр по делам территориальных образований Саратовской области Л.П. Жуковская. Его Святейшество встречали настоятельница монастыря игумения Еликонида (Лысенко) с сестрами, благочинный Хвалынского округа протоиерей Виталий Колпаченко, глава Хвалынского муниципального района И.В. Кузьмина, глава администрации Хвалынского района С.Ю. Вербин, учащие и учащиеся Хвалынской гимназии святого мученика Александра Медема, прихожане. В храме в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского игумения Еликонида приветствовала Святейшего Владыку и преподнесла в дар икону св. Иоанна Кронштадтского. Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с кратким словом. В дар обители Предстоятель передал ковчег с мощами угодников Божиих, в том числе преподобного Сергия Радонежского, святителя Тихона, патриарха Всероссийского, блаженной Матроны Московской, и список Смоленской иконы Божией Матери. Насельницам обители Святейший Владыка вручил молитвословы. Верующим были розданы иконки преподобного Сергия Радонежского с Патриаршим благословением. Посещением Иоанновского монастыря завершился Первосвятительский визит Святейшего Патриарха Кирилла в Саратовскую митрополию .

http://patriarchia.ru/db/text/3812224.ht...

Хвалынск. Церковь Трёх Святителей на православном кладбище. Церковь. Действует.   Престолы: Трёх Святителей Год постройки:Между 2016 и 2017. Ссылки:   Адрес: Россия, Саратовская область, Хвалынский район, г. Хвалынск, православное кладбище Координаты: 52.49957, 48.09444 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Храм был построен в 2016 г. Великое освящение было совершено 30 мая 2017 г. Высокопреосвященнейшим Лонгином, Митрополитом Саратовским и Вольским при сослужении благочинного Хвалынского округа протоиерея Виталия Колпаченко, иерея Александра Чеботарева, иерея Александра Каткова, иерея Романа Солодко, диакона Александра Аренкова, протодиакона Олега Дроздова. Церковь-мавзолей была построена на православном кладбище в 1840 году на средства коллежского асессора Василия Попова. Каменный, крытый железом храм был приписан к Казанскому собору. Ни прихода, ни причта, ни земель церковь не имела. Никаких документов, кроме приходско- расходной книги не было. В 1908 году член Саратовской Ученой архивной комиссии Г.Г. Дыбо, посещая Хвалынск, заходил и на городское кладбище с целью собрать сведения о наиболее интересных надгробных памятниках. Среди его записей был также изложен текст эпитафии из кладбищенской церкви: " Здесь покоится прах сына созидателя храма сего Григория Васильевича Попова - 3 марта 1834 года на 20 году от рождения скончавшегося, горестная потеря которого, поразившая глубокою скорбью души родителей, подала им благочестивую мысль над гробом его устроить Храм Божий во спасительное возношение молитв к Господу о упокоении усопших вселенских праведных " . Далее он сделал заметку: " В притворе кладбищенской церкви при входе на правой стороне висит большая доска с изображением страшного суда " . Запись интересна тем, что упомянутая в ней икона с сюжетом Страшного Суда работы местного живописца середины XIX века П.И. Суконцева, в отличие от эпитафии, сохранилась до наших дней и находится в постоянной экспозиции художественно-мемориального музея имени К.С. Петрова-Водкина. Икона, написанная в 1858 году на цельной дубовой доске внушительных размеров, является ярким памятником, выполненном в традициях древнерусской живописи.

http://sobory.ru/article/?object=45541

В 1907 году в проект уже строящейся церкви вносятся незначительные поправки: приземистую звонницу было решено заменить высокой колокольней и возвести дополнительную главку над алтарем. Исправления были одобрены в строительном отделе. В 1914 году возведение церкви было завершено, 31 марта был освящен алтарь. Священником храма стал настоятель общины Иоанн Карпович Исаичев, рукоположенный 22 февраля 1899 года старообрядческим епископом Саратовским и Астраханским Паисием. Дом священника находился рядом с церковью и выходил на Дворянскую улицу. И.К. Исаичев родился в селе Сосновая Маза в 1870 году. Обучался на дому церковному пению и чтению. Переехав в Хвалынск, он возглавил благочиние, состоящее из 12 сёл уезда. Сделал немало и для организации хора и для появления частной школы чтения и пения, действующей обычно во время каникул; преподавали в ней старухи-мастерицы. После постройки нового храма школа была переведена в старый молельный дом. Вторым священником был также уроженец села Сосновая Маза Григорий Неклюдов, рукоположенный епископом Паисием в 1893 году. После революции Хвалынск покидает большая часть купечества, дворянства, интеллигенции. В 1918 году из города уезжает Н.М. Михайлов, ставший к тому времени городским головой. Но в списках верующих — прихожан Покровской церкви — за 1924 год значится имя его жены Лидии Павловны Михайловой. Можно только представить, каким мужеством должен был обладать человек, лишённый практически всего имущества и рисковавший в любое время угодить в тюрьму. Судьба этой женщины, как и всего рода Кузьминых-Михайловых, неизвестна. В годы советской власти их семейные склепы на старообрядческом кладбище были разграблены и уничтожены: сохранилась пара вросших в землю надгробных камней. Плодами же их праведных дел хвалынцы пользуются до сих пор. С 17 октября 1922 года священником в церкви служил Иван Миронович Морозов. Весной 1931 года Покровская церковь была закрыта. Позже были снесены колокольня и купола. Здание церкви стало использоваться под склад консервного комбината. Во время войны в храме стали проходить тайные службы, и только в 1946 году здание было официально передано православной общине города и переосвящено в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Первым священником вновь открывшейся церкви стал Федор Яковлевич Волков, перебравшийся в Хвалынск в голодные годы из Петровска. В Крестовоздвиженской церкви он прослужил всего 4 года, но за это время завоевал уважение и авторитет у жителей города. В 1950 году он вернулся в Петровск, а потом был переведен в Сталинград, где и умер в 1969 году.

http://sobory.ru/article/?object=12864

28 февраля 1904 года отец Матфей резолюцией святого священномученика Преосвященнейшего Гермогена (Долганева), епископа Саратовского и Царицынского, по его личному усмотрению, перемещен к СпасоПреображенской единоверческой церкви Саратова для лучшей постановки «богослужебного и духопросветительного дела в сказанном приходе». Помимо этого отец Матфей был законоучителем в нескольких учебных заведениях: в земской школе (с 1896 по 1898 год), в третьем женском начальном училище г. Хвалынска (с 1898 по март 1904 года), в Крестовоздвиженской церковноприходской школе г. Хвалынска, в церковноприходской школе деревни Подлесной Хвалынского уезда, в элементарной школе г-жи Косолаповой в г. Саратове (с 1904 по 1906 год), в Поздеевском приюте-школе Саратова; с 12 апреля 1907 года (видимо, до отъезда из Саратова) отец Матфей стал и заведующим этого приюта. Как пишет сам отец Матфей, в церковных школах Хвалынска и Подлесной, как и в Поздеевском приюте-школе Саратова, он трудился бесплатно; в «смутное время») во все воскресные и праздничные дни он вел днем противосектантские, а вечером религиозно-патриотические беседы. В 1905-1906 годах при содействии и пожертвованиях церковного старосты Ф.А. Валова и саратовского купца, а также председателя церковного попечительства Т.Д. Тименкова изысканы в приходе средства на полное обновление - ремонт всего Спасо-Преображенского единоверческого храма, со всею его утварью. Как пишет отец Матфей: «Не только св. храм и ограду, а и самый приход я принял в развалинах, в расстроенном состоянии. В девять лет моего, при помощи Божией, служения, слава Богу, приход успокоен, в приходе моем тишина, мир и любовь; св. храм и ограда в достойном их святости благолепии». 8 января 1911 года отец Матфей также становится благочинным единоверческих церквей Саратовской епархии (кроме Саратова) и заведующим в Подлесническую школу ездил, нанимая подводы на свои средства. Две первые церковные школы приняты им как школы грамоты, а когда они возросли - одна с 20-30 до 120 учащихся, а вторая с 15-20 до 50 учащихся,- тогда по усмотрению Саратовского епархиального училищного совета они были переименованы в церковно-приходские школы.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

Хвалынск. Троицкий монастырь. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Храмы монастыря: Церковь иконы Божией Матери " Живоносный источник " Часовня Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В 1880 году при хвалынском тюремном замке на средства местных купцов Назария Савинова и Якова Сидоровича Хренова была построена каменная, крытая железом церковь. Престол в ней был один — во имя Пресвятой Богородицы, в честь святого образа Её, именуемого «Живоносный Источник». Тюрьма находилась на пересечении улиц Острожной и Большой Репьевской. В 1893 году тюрьма была переведена на новое место, а церковь вместе с другими тюремными зданиями перешла в ведение города. С этого времени ни причта, ни прихода у церкви не было. По указу Духовной консистории от 17 октября 1897 года церковь была приписана к Казанскому собору. 5 декабря 1903 года стараниями Преосвященного Гермогена, епископа Саратовского и Царицынского, в Хвалынске на месте бывшей тюрьмы было основано Троицкое подворье саратовского мужского Спасо-Преображенского монастыря. Бывшая тюремная церковь вместе с прочими постройками отошла подворью, которое возглавил выпускник Казанской духовной академии, кандидат богословия иеромонах Виктор (Островидов; †1934). При монастыре, в трех верстах от города, был устроен скит с церковью во имя преподобного Сергия Радонежского. Уже через пять лет подворье превратилось в самостоятельный Свято-Троицкий монастырь, настоятелем которого стал викарный епископ Вольский Досифей (Протопопов; †1942). Улица Острожная, на которой находился монастырь, была переименована в Монастырскую. Всего братии в монастыре на 1912 год было 30 человек: 16 иноков и 14 послушников. В апреле 1913 года монастырь «во всех отношениях наравне с городскими церквами» был подчинен благочинному города, которым на тот момент был иерей Евгений Пиксанов. В начале 1920-х годов членом церковного совета монастыря становится Александр Оттонович граф Медем, многое сделавший для укрепления порядка в обители. Ещё до революции в Свято-Троицком монастыре был рукоположен в иеромонахи уроженец города Ейска преподобномученик Нифонт (Выблов; †1931). В 1913 году он приехал в соседнее с Хвалынском село Подлесное к известному в тех местах миссионеру иеромонаху Антонию (Винникову), заведующему миссионерским училищем. Пробыв некоторое время в Подлесном, Выблов переезжает в хвалынский монастырь, где принимает иноческий постриг с именем Нифонт. В 1925 году иеромонах был назначен на службу священником в село Берёзовый Хутор. Несмотря на перевод, св. Нифонт продолжал приезжать в Хвалынск, где останавливался в Сергиевском скиту у отца Дорофея. Иногда он читал проповеди в монастырской церкви.

http://sobory.ru/article/?object=12910

После расстрела настоятеля богослужение в Казанском соборе Хвалынска совершалось менее года. По данным А.В. Наумова, в ноябре 1931 года он был закрыт, в 1936 году был сброшен огромный соборный колокол, а в следующем году храм был разобран на кирпичи для школы 3. Сейчас на месте, где возносил молитвы протоиерей Матфей Карманов, где молилось несколько поколений жителей Хвалынска, разбита клумба, прикрывающая остатки фундамента бывшего главного православного храма города. Но хвалынчане не забыли свой собор! 4 ноября, в день Казанской иконы Божией Матери, от Крестовоздвиженской церкви был совершен крестный ход к месту разрушенного собора. В 2012 году в крестном ходе участвовало около четырехсот человек: духовенство Хвалынского благочиния, прихожане храмов, жители города. Авторы выражают благодарность священнику Кириллу Краснощекову, протоиерею Михаилу Воробьеву, А.В. Наумову за помощь в сборе материалов об отце Матфее. Источники: Прошение миссионера-диакона Карманова М. о рукоположении его в сан священника//ГАСО. ф. 135. Оп. 1. Д. 4027; Клировые ведомости Свято-николаевской церкви г. Саратова за 1906-1916 годы. 1913 г.//ГАСО. ф. 135. Оп. 1. Д. 9332; Решение консистории по прошению миссионера-священника М. Карманова о представлении ему места в селе Сосновая Маза хвалынского уезда//ГАСО. ф. 135. Оп. 1. Д. 4534; Решение консистории по рапорту благочинного хвалынских городских церквей г. Дроздова о посылке в черемшанский раскольнический монастырь православного миссионера М. Карманова. 1901 год//ГАСО. ф. 135. Оп. 1. Д. 5072; Дело о перемещении священника единоверческой церкви города Саратова М. Карманова к Свято-николаевской церкви города Саратова//ГАСО. ф. 135. Оп. 1. Д. 7167; Архив УфСБ Рф по Саратовской области. Дело Оф 23715; Самуилова С.С., Самуилова Н.С. Отцовский крест. [Кн. 1.]. Острая Лука (1908-1926). СПб.: Сатисъ, 1996. С. 289, 291, 318; Наумов А.В . земли Хвалынской храмы. Саратов, 2004; Сведения, предоставленные Людмилой Александровной Малышевой и Виталием Борисовичем Сумароковым.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

Хвалынск. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь /// Объект утрачен Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Кирпичная церковь, построенная в 1884-1889 гг. в духе образцовых проектов русско-византийского стиля. Четырехстолпный храм с пятью шатровыми куполами. Закрыта в 1931 г., вскоре разобрана, место церкви застроено. Источник: страница сайта " Храмы России " Существовавшая ранее Николаевская церковь в гор. Хвалынске построена была в 1889 г.; зданием каменная. Ближайшая церковь – Казанская Соборная. В приходе в 1892 г. открыта церковная школа грамоты. Дом у священника собственный, деревянный. Священник Николай Григорьевич Богородицкий, псаломщик Иван Баранов. В приходе сей церкви: духовных, военных, статских, мещан и других обывателей, раскольников и в дер. Ершовке 487 дворов, 1089 душ муж. пола, 1220 душ жен. пола. «Краткие сведения о церквах Саратовской епархии, существующих при них причтах и о прихожанах»: приложение к «Саратовским епархиальным ведомостям» 8–11, 17–24 за 1895 г. Первая деревянная православная церковь во имя Николая Чудотворца была построена в Хвалынске в начале XVIII века. 9 (20) сентября 1787 года она была уничтожена пожаром, но уже в следующем году её выстроили заново, а в 1789-м освятили. Улица, на которой стояла церковь, называлась Никольской (ныне Пугачёва). Второй деревянный Никольский храм простоял почти век. 1 (13) февраля 1874 года он был заново освящён благочинным протоиереем Г. Никольским после масштабной реконструкции, но уже в 1883 году полностью сгорел. Новую церковь строили уже из камня в 1885–1889 годах по проекту знаменитого саратовского архитектора А.М. Салько, средства на строительство собирались прихожанами. 5 (17) декабря 1889 года благочинный протоиерей Геннадий Дроздов освятил пятиглавый храм. При Никольской церкви имелись приходские школы в Хвалынске и в Ершовке, в штат причта входили священник, диакон и псаломщик, проживавшие в церковных домах. Новыми властями в 1931 году Никольская церковь была передана под клуб и впоследствии до основания разобрана. Ныне на месте Никольской площади находятся жилые кварталы. И. Козловский, 2020, Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Типологически близка к образцовому проекту из Дополнения (1844) к альбому К.А. Тона (лист 3, нижний образец). --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=38788

Адрес: 412575, Саратовская область, Хвалынский район, село Поповка, улица 60-летия СССР, дом 9 Как добраться: личным автотранспортом по трассе «Саратов-Сызрань» до поворота с указателем «Елшанка»; поездом до станции «Кулатка». Расстояние от Саратова до села Поповка — 250 км. Подробнее... Храм великомученицы Параскевы (Благодатное) [ править править код ] В 1839 году в селе на средства генерал-майора К. Ф. Остина была построена первая церковь, деревянная, холодная, с престолом во имя святой великомученицы Параскевы. Вместо сгоревшей старой церкви в 1901 году была построена новая деревянная церковь великомученицы Параскавы с колокольней. В начале 1930-х годов церковь великомученицы Параскевы была закрыта, в 1936 году разобрана на стройматериалы. 4 января 2017 года благочинный Хвалынского округа протоиерей Виталий Колпаченко в сослужении духовенства благочиния совершил Чин освящения крестов и куполов для строящегося храма. В этот же день состоялось освящение колоколов для звонницы строящегося храма. 7 октября 2017 года митрополит Саратовский и Вольский Лонгин совершил Чин Великого освящения и первую Божественную литургию в новопостроенном храме. Адрес: 412753, Саратовская область, Хвалынский район, село Благодатное, улица Центральная, дом 117а Как добраться: поездом от Саратова до станции Возрождение, от станции Возрождение автобусом до села Благодатное. Расстояние от Саратова до села Благодатное — 260 км. Подробнее... Саратовский район [ править править код ] Храм Преображения Господня (Пристанное) [ править править код ] Каменная церковь с каменной же колокольней была построена в селе Пристанное Саратовского уезда в 1822 году стараниями титулярного советника Григория Игнатьевича Попова. Престолов в ней было два: в честь Преображения Господня и во имя святителя и чудотворца Николая. В штате храма состояли священник и псаломщик. В годы Советской власти храм был разрушен. На месте разрушенной церкви в 1997 году был построен новый храм по проекту архитектора Д. В. Голубинова. В праздник Водвижения Креста Господня, 27 сентября 1997 года приснопамятный высокопреосвященнейший Александр (Тимофеев), архиепископ Саратовский и Вольский (†2003), совершил великое освящение новопостроенного храма.

http://azbyka.ru/palomnik/Саратовская_об...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010