13 февраля 1929 года уполномоченный вынес обвинительное заключение по следственному делу 7. Выяснилось, что обвинение основывалось на устном материале – показаниях и доносах, позволяющих сделать следующие выводы: «В последнее время, начиная с февраля месяца 1927 года, в аппарат уездного уполномоченного ОГПУ, а позднее и в Вольский окротдел ОГПУ поступали сведения о том, что Медем часто выезжает в деревни, расположенные в б[ывшем] его имении, в частности на мельницу совхоза 68, где среди рабочих и помольцев распространяет слух, дискредитирующий советское правительство. Кроме того, Медем при посещении сел Б[ольшой] Федоровки и Черного Затона среди кр[естьянст]ва распространял слух о том, что советское правительство ведет неправильную политику в отношении крестьян, не умея “хозяйничить”, дерут большие налоги и что положение в хозяйстве может улучшиться, если передадут в частное пользование, тогда и крестьянину будет легче. Медем среди духовенства и монахов г. Хвалынска ведет антисоветскую работу. Будучи председателем монастырского коллектива верующих и с обращением митрополита Сергия о поминовении власти Медем среди духовенства говорил: обращение вызвано под давлением расстрела. Поминать безбожную власть, ее не только поминать и молиться за нее, а нужно с ней бороться» (видно, что уполномоченный не владел грамотой, смысл вывода ясен, авторская формулировка сохранена. – А.Н. ). 17 мая 1929 года особое совещание при Коллегии ОГПУ СССР, рассмотрев следственное дело, постановило: Медема Александра Оттоновича из-под стражи освободить, лишив права проживания в Москве, Ленинграде, Харькове, Киеве, Одессе, означенных губерниях, округах, Нижневолжском и Северокавказском округах с прикреплением к определенному месту жительства, сроком на три года, считая с 10 января 1929 года. Церковная сторожка. Стоит сторож, священник А. Фролов, Е.М. Черткова, А.О. Медем.      Запрет на проживание в Нижневолжском крае, в состав которого входил и Хвалынск, означал вынужденное расставание Александра Оттоновича с родными и любимыми местами, могилами близких людей и худо-бедно налаженной жизнью.

http://pravoslavie.ru/81206.html

– Молчать! – загремел лесник и шагнул два раза. – Полно, полно, Фома, – закричал я, – оставь его… Бог с ним. – Не стану я молчать, – продолжал несчастный. – Все едино – околевать-то. Душегубец ты, зверь, погибели на тебя нету… Да постой, недолго тебе царствовать! затянут тебе глотку, постой! Бирюк схватил его за плечо… Я бросился на помощь мужику… – Не троньте, барин! – крикнул на меня лесник. Я бы не побоялся его угрозы и уже протянул было руку; но, к крайнему моему изумлению, он одним поворотом сдернул с локтей мужика кушак, схватил его за шиворот, нахлобучил ему шапку на глаза, растворил дверь и вытолкнул его вон. – Убирайся к черту с своей лошадью, – закричал он ему вслед, – да смотри, в другой раз у меня!.. Он вернулся в избу и стал копаться в углу. – Ну, Бирюк, – промолвил я наконец, – удивил ты меня: ты, я вижу, славный малый. – Э, полноте, барин, – перебил он меня с досадой, – не извольте только сказывать. Да уж я лучше вас провожу, – прибавил он, – знать, дождика-то вам не переждать… На дворе застучали колеса мужицкой телеги. – Вишь, поплелся! – пробормотал он, – да я его!.. Через полчаса он простился со мной на опушке леса. Два помещика Я уже имел честь представить вам, благосклонные читатели, некоторых моих господ соседей; позвольте же мне теперь, кстати (для нашего брата писателя все кстати), познакомить вас еще с двумя помещиками, у которых я часто охотился, с людьми весьма почтенными, благонамеренными и пользующимися всеобщим уважением нескольких уездов. Сперва опишу вам отставного генерал-майора Вячеслава Илларионовича Хвалынского. Представьте себе человека высокого и когда-то стройного, теперь же несколько обрюзглого, но вовсе не дряхлого, даже не устарелого, человека в зрелом возрасте, в самой, как говорится, поре. Правда, некогда правильные и теперь еще приятные черты лица его немного изменились, щеки повисли, частые морщины лучеобразно расположились около глаз, иных зубов уже нет, как сказал Саади, по уверению Пушкина; русые волосы, по крайней мере все те, которые остались в целости, превратились в лиловые благодаря составу, купленному на Роменской конной ярмарке у жида, выдававшего себя за армянина; но Вячеслав Илларионович выступает бойко, смеется звонко, позвякивает шпорами, крутит усы, наконец, называет себя старым кавалеристом, между тем как известно, что настоящие старики сами никогда себя не называют стариками.

http://azbyka.ru/fiction/zapiski-okhotni...

Слава его правления раздалась в трех частях мира: древние Скандинавские, Немецкие, Византийские, Арабские летописи говорят о нем. Кроме преданий церкви и нашего первого Летописца о делах Владимировых, память сего Великого Князя хранилась и в сказках народных о великолепии пиров его, о могучих богатырях его времени: о Добрыне Новогородском, Александре с золотою гривною, Илье Муромце, сильном Рахдае (который будто бы один ходил на 300 воинов), Яне Усмошвеце, грозе Печенегов, и прочих, о коих упоминается в новейших, отчасти баснословных летописях. Сказки не история; но сие сходство в народных понятиях о временах Карла Великого и Князя Владимира достойно замечания: тот и другой, заслужив бессмертие в летописях своими победами, усердием к Христианству, любовию к Наукам, живут доныне и в сказках богатырских. Владимир, несмотря на слабое от природы здоровье, дожил до старости: ибо в 970 году уже господствовал в Новегороде, под руководством дяди, Боярина Добрыни. Прежде нежели будем говорить о наследниках сего великого Монарха, дополним Историю описанных нами времен всеми известиями, которые находятся в Несторе и в чужестранных, современных Летописцах, о гражданском и нравственном состоянии тогдашней России: чтобы не прерывать нити исторического повествования, сообщаем оные в статье особенной. Глава Х . О состоянии древней России Пределы. Правление. Законы гражданские. Воинское искусство. Флоты. Чиноначалие и внутреннее образование войска. Торговля. Пышность и роскошь. Состояние городов. Деньги. Успехи разума. Механические и свободные художества. Нравы. В самый первый век бытия своего Россия превосходила обширностию едва ли не все тогдашние Государства Европейские. Завоевания Олеговы, Святославовы, Владимировы распространили ее владения от Новагорода и Киева к Западу до моря Бальтийского, Двины, Буга и гор Карпатских, а к Югу до порогов Днепровских и Киммерийского Воспора; к Северу и Востоку граничила она с Финляндиею и с Чудскими народами, обитателями нынешних Губерний Архангельской, Вологодской, Вятской, также с Мордвою и с Казанскими Болгарами, за коими, к морю Каспийскому, жили Хвалисы, их единоверцы и единоплеменники (почему сие море называлось тогда Хвалынским, или Хвалисским).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

Обратно ехали на лошадях. Это было в субботу. Всенощная продолжалась с шести до десяти с половиной часов, но она была настолько хороша и благолепна, что я выстоял ее всю без особого утомления. Был за монастырской трапезой. Едят здесь очень скромно. Я все любовался, как мой о. Сергий превращался в торжественного архимандрита в трапезе и церкви. Я ему сказал это; он рассмеялся:«А то как же! А вы думаете, мы только босиком умеем ходить!..»(Он шел лесом в скит и там ходил босым.) Мы с ним много говорили об идеальном пастырстве…» В 1916 году Василий успешно закончил семинарию. Он жаждал знаний и хотел поступить на философское отделение историкофилологического факультета Московского университета, а затем продолжить образование в Духовной академии. В письме к владыке Анастасию он писал:«…я хочу окончить Духовную академию и быть священником — это решение подсказывает мне моя душа, которую привлекает пастырская деятельность. Я знаю (и это бесспорно), что чем солиднее, обширнее и значительнее будет мое образование, тем ценнее для дела Церкви и интереснее для меня самого будет моя деятельность как пастыря». В конце концов было принято решение сразу поступать в Московскую духовную академию. К вступительным экзаменам юноша готовился в Молдавии, куда к тому времени был переведен преосвященный Анастасий.«Я тут совсем пустынником заделался, — сообщал он родным, — одичал и оброс, целые дни провожу в одиночестве и в молчании, брожу по опушке леса с книгами…» На первом курсе академии Василий записался в группу по изучению истории западных вероисповеданий и их критики с позиции Православия. С воодушевлением приступив к занятиям, он стремился полностью уйти в»интересную и серьезную работу». Из–за вызванного первой мировой войной тяжелого экономического положения осенний семестр 1916/17 учебного года закончился 1 ноября, а весенний должен был начаться лишь 20 февраля. В конце ноября Василий Федорович был приглашен преподавать Закон Божий детям графа Медема, Федору и Софии. Имение Медемов, хутор»Александрия», находилось в Хвалынском уезде Саратовской губернии. Вскоре его обитатели искренно привязались к молодому учителю.«Мы медленно, но верно сближаемся, — писал он своей будущей супруге Елене Сергеевне Борисоглебской, — во–первых, конечно, с Федей, который очень охотно приходит ко мне и помимо уроков… мешает заниматься, извиняется и спешит уходить, а мне жалко прогонять его… Особенно горячо с ним беседуем на уроках Закона Божия. Сегодня немного поколебались: как нам быть с седьмою заповедию… пропустить или учить? Я решил, что надо и ее пройти, и стал ему объяснять… Он внимательно слушал, но… сидел ко мне почти спиной… хороший! Софинька тоже ко мне уже привыкла, так много задает вопросов на уроке, что я хорошо устаю после двух уроков подряд по Закону Божию (Феди и ее)».

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОНЧАРОВ [Гончар, Ганчар] Иосиф Семенович (3.11.1796 (1793?), сел. Сарикёй (тур. Сарыкёй), Добруджа, ныне Румыния - 1879 (1880?), г. Хвалынск Саратовской губ.), атаман некрасовцев , старообрядческий деятель, способствовал учреждению Белокриницкой иерархии . Предки Г. были коренными некрасовцами, к-рые переселились в Добруджу, принадлежавшую тогда Турции, из г. Литина Подольской губ. Г. рано лишился родителей, поселился у деда, близ Стамбула, в селении, также называвшемся Сарыкёй. После смерти деда Г. в 1811 г. вернулся в Добруджу, жил в крайней бедности, ок. года учился в школе, в 1816 г. женился. Пользуясь уважением односельчан, был ходатаем по общественным делам. В 1829 г. Г. с частью старообрядцев переселился в Россию, в окрестности Измаила, где наряду с основанной ранее Ст. Некрасовкой появилась Нов. Некрасовка, был выбран поверенным по делам некрасовцев и беглопоповцев в Измаиле. В результате разногласий с некрасовцами Г. в 1837 г. вернулся в Сарикёй, занимался торговлей, ходатайствовал о некрасовцах перед тур. властями. На Г. обратил внимание польск. агент М. В. Чайковский (позже принявший мусульманство с именем Садык-паша), к-рый, стремясь организовать казаков на борьбу с Россией, обещал старообрядцам польск. помощь. Некрасовцы донесли тур. властям о контактах Г. с Чайковским, Г. был наказан. И. С. Гончаров. Литография. 1883 г. И. С. Гончаров. Литография. 1883 г. В 40-х гг. XIX в. старообрядцы активизировали поиски архиерея. Из Белой Криницы в Турцию прибыли иноки Павел (Великодворский) и Алимпий (Милорадов), остановившиеся в Сарикёе в доме Г., к-рый вместе с Чайковским помог им установить контакт с жившим в Стамбуле Босно-Сараевским митр. Амвросием (Паппа-Георгополи) . Об Амвросии, о его переселении в Белую Криницу и присоединении в окт. 1846 г. к старообрядчеству Г. написал соч. «Первое начатие происшествия», использованное Н. И. Субботиным в «Истории Белокриницкой иерархии».

http://pravenc.ru/text/166157.html

Рубрики Коллекции Помощь другим становится нормой: в Москве в четвертый раз наградили победителей премии «Жить вместе» 3 мин., 28.08.2023 Поделиться В Москве прошла церемония награждения победителей премии «Жить вместе». Премия вручалась в четвертый раз, на соискание наград было подано 700 заявок из 430 населенных пунктов со всей России. Организатором премии выступил благотворительный фонд «Жить вместе». Фото: Соня Лесная/архив премии " Жить вместе " Подводя итоги премии в 2023 году, президент фонда «Жить вместе» Алексей Наумов отметил, что внимание заслуживают не столько высокие количественные показатели, сколько качественные изменения проектов. Он подчеркнул, что для многих помощь другим становится нормой, сообщает пресс-служба премии «Жить вместе». – Для людей становится естественным заниматься не только своим, а помогать еще и другим. Когда мы читали описания проектов, видно, что произошел антропологический поворот. Люди стали больше задумываться о глубине того, что каждый человек делает. И это не пустые вещи. За этим стоит любовь к человеку, – отметил Алексей Наумов. Фото: Соня Лесная/архив премии " Жить вместе " В номинации «Русская традиция» в 2023 году победу одержали: 3 место – «По сусекам», г. Москва 2 место – «Иная Россия», г. Санкт-Петербург 1 место – Ехалова артель, г. Вологда Фото: Соня Лесная/архив премии " Жить вместе " Победители номинации «Память»: 3 место – «Обучение на основе интервью. Принудительный труд 1939-1945», г. Воронеж 2 место – Краеведческий семейный клуб «ИсСЛЕДователь», г. Ижевск, Удмуртия 1 место – Фестиваль семейной истории «Восстановление родства», г. Хвалынск, Саратовская область Спецпризом в номинации «Память» был удостоен проект «На вяку, как на таку» из с. Новосильское Липецкой области. Фото: Соня Лесная/архив премии " Жить вместе " В номинации «Милосердие» победителями стали: 3 место – Социальная деревня «Чистые ключи», д. Пересветово, Смоленская область 2 место – «Краски этого мира», Москва 1 место – «Кудрявый ежик», г. Коломна, Московская область

http://foma.ru/pomoshh-drugim-stanovitsj...

Закрыть Получить мотивацию для дальнейшей работы 12.02.2019 1372 Время на чтение 9 минут С 27 по 31 января в Москве прошли XXVII Международные Рождественские образовательные чтения «Молодежь: свобода и ответственность». Участие в работе форума приняла делегация Саратовской епархии - руководители и сотрудники епархиальных отделов, духовенство, представители региональной власти и научного сообщества области, преподаватели Саратовской православной духовной семинарии, православных гимназий Саратова и Хвалынска. Возглавил делегацию Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин. Делегаты выступили с докладами на конференциях, прошедших в рамках чтений, посетили секционные заседания. Мы попросили участников форума поделиться своими впечатлениями. Протоиерей Сергий Штурбабин, руководитель отдела религиозного образования и катехизации Саратовской епархии: - Я принял участие в работе двухдневного семинара «От воскресных школ - к приходскому попечению о детях». Он был посвящен острым и актуальным проблемам воцерковления детей и подростков на приходах. Мы обсуждали способы и формы практического воплощения в жизнь рекомендаций, изложенных в так называемой дорожной карте первоочередных мер по формированию благоприятных условий по духовному развитию детей на приходах. Не секрет, что самая острая боль любого настоятеля храма, педагога воскресной школы - это ситуация, когда ребенок, вырастая, перестает ходить на занятия воскресной школы, а вслед за тем вообще уходит из Церкви. Как этого избежать? Собравшись вместе, мы говорили о том, как погрузить ребенка в церковную среду, как говорить с подростком на его языке. Кроме того, я принял участие в традиционном совещании руководителей епархиальных отделов религиозного образования и катехизации, которое вел Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации Митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий. Мы обсуждали текущие вопросы, связанные с методикой преподавания «Основ православной культуры» в школе. Состоялся живой и непосредственный обмен мнениями. Синодальный отдел предложил проводить регулярные видеоконференции по насущным вопросам религиозного образования. На мой взгляд, это очень важная и своевременная инициатива, которая позволит нам обмениваться опытом не раз в год, а по мере необходимости.

http://ruskline.ru/opp/2019/fevral/12/po...

Закрыть " Порыв не терпеть перерыва " (продолжение) 24.09.2007 333 Время на чтение 17 минут К августу 1918 года Комуч распространил свою власть на довольно значительную территорию: под его контролем находились Самара, Сызрань, Ставрополь-Волжский, Сенгилей, Симбирск, Бугульма, Бугуруслан, Белебей, Бузулук, Бирск и Уфа. Южнее Самары отряд подполковника Ф.Е. Махина занял Хвалынск и подошел к Вольску. Успешно действовали против большевиков оренбургские и уральские казаки. Чешские войска под командованием подполковника С.Н. Войцеховского заняли Екатеринбург. На протяжении лета были одержаны важные победы, и ситуация для Комуча и Народной армии складывалась в целом благоприятно. После взятия Симбирска подполковник В.О. Каппель 22 июля распоряжением Комуча был назначен командующим действующими войсками Народной армии. Но уже вскоре последовало новое назначение. Приказом по войскам Народной армии N 20 от 25 июля 1918 года 1-я добровольческая (Самарская) дружина подполковника В.О. Каппеля развертывалась в Стрелковую бригаду особого назначения, в составе двух полков (1-й и 2-й Самарские полки), легкой, гаубичной и конной батарей. Ее численность должна была составить 3000 человек (бригаду должны были усилить добровольцы из десяти полков армии)1. Между тем с формированием новых частей Народной армии дело обстояло неблагополучно. Предполагалось, что в каждом занятом армией городе должен быть сформирован полк пехоты, кавалерийский эскадрон и батарея. В действительности это распоряжение, отданное на откуп местным воинским начальникам, выполнялось очень медленно. Притока одних только добровольцев явно не хватало, а начавшаяся в июне мобилизация ситуации не улучшила: пополнения в действующие части поступали очень медленно. На фронте все так же продолжали сражаться небольшие добровольческие отряды Каппеля и Махина. Не имея своих запасных частей, они по мере готовности пополнялись ротами из формируемых полков. В результате всю Народную армию условно можно было разделить на две неравные части: очень небольшую и боеспособную добровольческую армию на фронте и тыловые полки, постоянно пребывавшие в состоянии неготовности, чьи боевые качества со временем становились все хуже и хуже.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Продолжить > > Что означает выделенное слово в стихотворном отрывке ниже? приятный, легкий ветер место в пустыне, где есть растительность и вода сладкое пирожное Правильный ответ: приятный, легкий ветер. Учебу в Лицее невозможно представить без поэтических опытов. Практически все воспитанники первого выпуска писали стихотворения. Зефир – устойчивый образ в поэзии начала XIX. Именно его и использует Пушкин в стихотворении лицейской поры «Любовь одна — веселье жизни хладной…». Продолжить > > Что означает выделенное слово в стихотворном отрывке на фото? Тонкая ткань Правильный ответ - чаша. Учебу в Лицее невозможно представить без поэтических опытов. Практически все воспитанники первого выпуска писали стихотворения. Фиал – устойчивый образ в поэзии начала XIX. Именно его и использует Пушкин в стихотворении лицейской поры «Разлука». Продолжить > > Древнерусское название этого моря – Хвалынское. В восточных языках оно именуется Хазарским. Как сейчас называется это море? Каспийское Черное Берингово Азовское Правильный ответ: Каспийское море. Свое современное название Каспийское море получило от каспиев – кочевых племен, населявших юго-западные побережья Каспия. Арабское название – Хазарское море – происходит от названия другого кочевого народа – хазар, которые в VII-X вв. создали могущественное государство – Хазарский каганат. География была любимым предметом лицеиста Фёдора Матюшкина. Товарищи, зная его страстную любовь к морю, дали ему прозвище «Плыть хочется». Специально для Матюшкина в лицее выписывались книги по географии и мореплаванию. Впоследствии Фёдор Матюшкин стал адмиралом российского флота и известным полярным исследователем. Продолжить > > Решите одну из самых простых задач из «Арифметики» Леонтия Магницкого: Некий господин позвал плотника и велел двор построить. Дал ему 20 человек работников и спросил, в сколько дней построят они его двор. Плотник ответил: в 30 дней. А господину надобно в 5 дней построить и ради того спросил он плотника: сколько человек тебе надо иметь, дабы с ними ты построил двор в 5 дней; и плотник, недоумевая, спрашивает тебя, арифметик: сколько человек ему надо иметь, чтобы построить тот двор в 5 дней?

http://foma.ru/wp_quiz/zakonchil-byi-tyi...

Но молох революции и гражданской войны перемалывал всё. В 1921 году по ложному доносу был арестован регент храма Платон Антонович Гуркин. Его правнучка, жительница Ртищева, Инна Львовна Новикова рассказала, что после ареста жена Платона Антоновича - Ольга Александровна - на восьмом месяце беременности отправилась верхом на лошади в Аркадак, чтобы узнать судьбу мужа. Когда она добралась до места, был уже поздний вечер, к начальнику тюрьмы ее не пустили и велели ждать до утра. Ночью она видела, как из ворот вывели толпу людей, а утром ей сообщили, что она опоздала - муж расстрелян. Был ли он среди тех, кого выводили ночью, или это случилось раньше, до сих пор неизвестно. Ответ на запрос о деле Гуркина из центрального архива ФСБ России пока не получен, но, по словам Инны Львовны, надежды что-то узнать почти нет. - Я могу предположить, что никакого дела вообще и не заводили,- говорит она.- Есть донос - есть приговор, такое случалось в то время. Тем более что Ольга Александровна впоследствии занимала пост председателя краснозвездинского райпотребсоюза, была влиятельным человеком с хорошими связями, и наверняка какие-то сведения о расстреле мужа она искала, но даже ей не удалось ничего разузнать. Трагическая судьба и у местного священника. «25 августа 1929 года органами ОГПУ был арестован и выслан по решению суда настоятель Троицкой церкви священник Василий Григорьевич Адоевский,- пишут юные краснозвездинские исследователи.- 3 января 1930 года " за проведение антисоветской агитации " он был приговорен к высылке на север сроком на 3 года. С этого момента церковная жизнь фактически прекратилась». В электронной базе духовенства Русской Православной Церкви XX века есть сведения, что после возвращения из ссылки отец Василий проживал сначала в Хвалынске, а затем в Саратове по адресу: ул. Новоузенская, д. 119, кв. 4. На момент второго ареста, в 1938м, он значился, как человек «без определенных занятий». Осужден Особым совещанием при НКВД СССР на 5 лет ссылки в один из районов Казахстана. Больше о его судьбе ничего выяснить не удалось. В 1989 году он был реабилитирован.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2017/i...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010